Научная статья на тему 'Обеспечение финансовой устойчивости банковской системы Узбекистана'

Обеспечение финансовой устойчивости банковской системы Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТОИМОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / КАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / АКТИВЫ И КАПИТАЛ БАНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахманов О.К., Мирсоатов А.К.

В статье анализируется динамика развития банковской системы Республики Узбекистан, установлены факторы обеспечения финансовой устойчивости и роста капитализации банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURING FINANCIAL STABILITY OF THE BANKING SYSTEM OF UZBEKISTAN

The article analyzes the dynamics of the development of the banking system of the Republic of Uzbekistan, establishes the factors of ensuring financial stability and growth of capitalization of the banking system.

Текст научной работы на тему «Обеспечение финансовой устойчивости банковской системы Узбекистана»

ECONOMIC SCIENCES

SECURING FINANCIAL STABILITY OF THE BANKING SYSTEM OF UZBEKISTAN

Abdurakhmanov O.

Doctor of Economics, Professor of Tashkent State University of Economics Mirsoatov A.

Scientific Applicant, Tashkent Branch of REU named after G.V. Plekhanova

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

УЗБЕКИСТАНА

Абдурахманов О.К.

д.э.н., профессор Ташкентского государственного экономического университета Мирсоатов А.К.

Научный соискатель, Ташкентского Филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Abstract

The article analyzes the dynamics of the development of the banking system of the Republic of Uzbekistan, establishes the factors of ensuring financial stability and growth of capitalization of the banking system.

Аннотация

В статье анализируется динамика развития банковской системы Республики Узбекистан, установлены факторы обеспечения финансовой устойчивости и роста капитализации банковской системы.

Keywords: financial stability, cost of equity, capitalization of the banking system, assets and capital of banks.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, стоимость собственного капитала, капитализация банковской системы, активы и капитал банков.

В национальной экономике банковский сектор занимает особое место, поскольку имеет специфические, присущие только ему функции. Банковский сектор играет ключевую роль в функционировании системы внутренних и международных платежей и расчетов, являясь субъектом денежной эмиссии и основным институциональным проводником денежной политики государства, поддерживая и обеспечивая финансовые потоки в стране, обеспечивая развитие экономики. Банки осуществляют традиционное хранение накоплений и сбережений на банковских вкладах, то есть банк выступает социально значимым институтом. В то же время банковская деятельность подвержена значительному количеству рисков и относится к наиболее рискованным видам бизнеса.

Стратегии действий дальнейшего развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусматривается «углубление реформирования и повышение устойчивости банковской системы, уровня капитализации и депозитной базы банков, укрепление их финансовой устойчивости и надежности, дальнейшее расширение кредитования перспективных инвестиционных проектов, а также субъектов малого бизнеса и частного предпринима-тельства»[1].

В прошедшем году в банковской сфере произошли кардинальные изменения. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5177 от 2.09.2017 г. «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» была введена

конвертация по текущим международным операциям для широкого круга предприятий, созданы равные и прозрачные условия покупки иностранной валюты по рыночному курсу. Юридические лица получили возможность свободно конвертировать в банках собственные средства в иностранную валюту без каких-либо ограничений или дополнительных условий, контроля целесообразности приобретения, ожидания проведения сделки на неопределенный срок.

В Комплексе мероприятий по дальнейшему развитию банковско-финансовой системы на основе передовой банковской практики на период 2017-2021 годы, первостепенное место отводится мероприятиям повышения уровня капитализации и ликвидности коммерческих банков [2]. Всем коммерческим банкам установлено обеспечить доведения до 1 января 2019 года минимального размера уставных капиталов (фондов) до 100 млрд. сум. Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2018 года 9 коммерческих банков из 28 имеют уставной капитал ниже приведенного критического порога [3].

На сегодняшний день в развитых странах для внешней торговли широко распространены операции коммерческих банков по кредитованию, расчетные и гарантийные услуги. Тем не менее, такие проблемы, как удорожание привлекаемых средств в долларах США и других основных валютах в условиях финансовой глобализации мировой экономики, важность увеличения возможности коммерческих банков кредитования внешней торговли,

усиление мер по регулированию процессов предотвращения повышения цен кредитов, выданных банками для финансирования внешней торговли и углубления проблемы несбалансированной ликвидности кредитов, выданных в долларах США, снижение стоимости экспортной выручки экспортеров из-за широкого диапазона колебаний номинальных обменных курсов иностранных валют, требуют решения с научной точки зрения. В свою очередь, дальнейшее развитие внешней торговли требует финансирования и бесперебойной работы предприятий экспортеров и импортеров. Это требует совершенствования внешнеторговой практики коммерческих банков.

Важным следствием первых шагов по либерализации валютного рынка стало выравнивание стоимости в обращении наличных и безналичных денежных средств, закрытие сегмента теневого рынка, когда в условиях возможности приобретения иностранной валюты только за наличные деньги на рынке процветали однодневные фирмы, которые только обналичивали денежные средства.

В целях обеспечения прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики, усиления взаимосвязи с общественностью, повышения информирования о применяемых инструментах и конечных целях проводимой Центральным банком политики значительно расширена открытость финансовых показателей. Впервые в открытом доступе на официальном сайте

В текущем году особое внимание будет уделено вопросам повышения капитализации отдельных банков, т.к. сегодня уставный капитал семи коммерческих банков не соответствует минимальным требованиям. Если таким банкам, как «Узагро-экспортбанк» с капиталом 80 млрд. сумов или «Давр банк» - 93 млрд. сумов, возможно, потребуется только капитализация текущей прибыли, то другим коммерческим банкам - «Туркистонбанк» (40 млрд. сум), «Универсалбанк» (34 млрд. сум), «Ravnaq-bank» (37 млрд. сум), «Hi-tech bank» (47 млрд. сум) и «Мадад Инвест Банк» (22 млрд. сум) -

Центрального банка представлены данные по золотовалютным резервам Узбекистана и денежным агрегатам, а также аналитические материалы о деятельности банковского сектора, проекты принимаемых важных нормативных документов. Такая открытость способствует более глубокому пониманию принимаемых решений, становится базой для повышения уровня экономической, финансовой и правовой грамотности населения страны.

Создание Службы по защите прав потребителей банковских услуг Центрального банка демонстрирует новые приоритеты банковского обслуживания, ставит основными задачами защиту прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение доступности финансовых услуг и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.

По данным Центрального банка (на 1.01.2018 г.), в республике функционируют 28 коммерческих банков, в том числе с участием государственной доли - 11, других банков - 17.

Совокупный объем активов банковской системы по итогам 2017 года увеличился почти в 2 раза и составил 166,6 триллионов сумов. Без учета влияния девальвации курса активы банков увеличились на 22%. Соотношение активов к ВВП республики составляет 66,9% против аналогичного показателя 2016 года 42,2%, что говорит о повышении роли коммерческих банков в национальной экономике (рис. 1).

скорее всего, уже потребуется дополнительная эмиссия, или будет рассмотрен вопрос слияния отдельных коммерческих банков по решению учредителей. Остается высокой доля коммерческих банков с участием государственной доли: на них приходится 82% совокупных активов, 88,4% кредитного портфеля и 65,8% депозитов всей банковской системы

Анализ показывает, что за 2005 - 2017 годы не все показатели банковской системы Узбекистана росли динамично, при этом темпы роста показателей неоднозначны (рис.2). Следует отметить, что по

180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

67

I '

1 -

34,9 34,5 36,3 38,8 38 42'2 1

-■ 1 1

■ 1

■ 1 1 1 1 1

80

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Активы коммерческих банков (млрд. сумов) —"—Активы / ВВП (в %)

Рис. 1. Динамика изменения активов коммерческих банков и их соотношения к ВВП Республики Узбекистан

0

трем основным показателям банковской системы, суммарные активы, объем выданных кредитов и привлечение депозитов за 2005-2016 годы наблюдались стабильный рост показателей, но на конец 2017 года, по нашему мнению в следствия принятия Правительством страны курса на либерализацию валютной политики, значение указанных показателей существенно снизились. Суммарные активы банковской системы страны в 2016 году - 24,87

Значение данного показателя достиг своего максимума в 2012 году - совокупный капитал банковской системы составил 3,13 млрд. долларов США, начиная с этого года наблюдается стабильное снижение. Но как мы видим значение данного показателя за последние 6 лет демонстрирует тенденцию снижения, что является тревожным знаком развития банковской системы.

Это в значительной мере приобретает актуальность, если учесть, что международные рейтинговые агентства —Mood'sll, —Standard & Poor's! и —Fitch Rating! при присвоевании рейтингов стабильности коммерческих банков оценивают основные экономические и финансовые показателей на предмет их соответствия международным стандартам [4].

Значительно активизировалось сотрудничество с международными и зарубежными финансовыми институтами. На финансовом рынке вновь работает Европейский банк реконструкции и развития, с которым в 2017 году были подписаны кредитные соглашения на сумму $186 млн., планируется реализация только в текущем году 15 инвестиционных проектов. Расширяется сотрудничество с Группой Всемирного банка: объем зарезервированного финансирования в 2018 году составляет $840 млн. - самый высокий показатель за последние пять лет.

млрд. доллара США, в 2017 году составил 20,52 млрд. долларов США, объема выданных кредитов снизился с 16,52 до 13,62 млрд. долларов США, объемов привлечения депозитов, с 13,80 до 7,23 млрд. долларов США. Один из ключевых показателей банковской системы Республики Узбекистан -совокупный капитал коммерческих банков за 2005 - 2017 годы выросли с 0,79 млрд. долларов США до 2,54 млрд. долларов США

Самым крупным партнером международного инвестиционного сотрудничества Узбекистана остается Азиатский банк развития, который имеет портфель инвестиционных проектов в республике, рассчитанных до 2020 года, в размере $2,9 млрд. Сферами успешного сотрудничества являются развитие энергетики и транспорта, совершенствование городской инфраструктуры, улучшение качества государственных услуг, а также расширение доступа к финансированию для малых и средних предприятий, представителей агробизнеса.

В среднесрочной перспективе определены две основные стратегические задачи, которые будут определять развитие банковского сектора Узбекистана. Во-первых, повышение финансовой устойчивости банков и расширение спектра финансовых услуг на внутреннем рынке. Во-вторых, активизация банков Узбекистана на международном рынке капитала. Все эти меры, безусловно, свидетельствуют о стремлении и готовности нашей страны к интеграции в глобальную мировую экономику.

Для последующего развития деятельности коммерческих банков в качестве инвестиционных посредников предлагается рассмотреть следующие направления:

• сегодня в банковской системе уже нарабо-

30 25 20 15 10 5 0

23,2 24,87

19,92 22,1 20,52

15,29 17,4 15,1 16,32 16,52 13,62

12,4 9,14 11,2 12,67 13,8

5,89 9,8 10,03 10,01 10,02 11,2

5,76 7,23

2 1 2,97 3,13 3,01 2,95 / \ 2,77 2,89 2,54

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Суммарные активы банков Депозиты банков

Сумма кредитов Совокупный капитал банков

Рис.2. Динамика основных показателей банковской системы Республики Узбекистан 2005-2017 годы,

млрд. долларов США

тана положительная практика работы коммерческих банков с участием иностранного капитала, когда основным иностранным финансовым партнером выступают международные финансовые институты и государственные банки развития зарубежных стран. Пришло время целевого привлечения зарубежных коммерческих банков, прежде всего из стран-основных торговых партнеров, таких как Российская Федерация и Китай;

• необходимо принятие мер по развитию вторичного рынка ценных бумаг с открытым обращением акций коммерческих банков, что повысит прозрачность их финансовой деятельности и предоставит возможность оценки эффективности работы и стоимости капитала;

• крупным государственным банкам целесообразно разработать меры по выходу на международные рынки капитала, с возможным первичным размещением долговых расписок, а в последующем и акций коммерческих банков;

• инновационное развитие банковских продуктов и расширение спектра оказываемых банковских услуг для физических лиц на основе использования новейших информационных технологий и развития Интернет-банкинга;

• в целях повышения конкурентоспособности коммерческих банков необходимо внедрять инновации в бизнес-процессы и систему управления коммерческим банком;

• повышение инвестиционной активности коммерческих банков на рынке долгосрочных кредитов и рынке ценных бумаг путем внедрения в широкую практику смешанного финансирования инвестиционных проектов, как за счет долгосрочного кредитования или проектного финансирования, так и за счет содействия предприятиям в выпуске корпоративных облигаций под конкретные инвестиционные проекты;

• совершенствование нормативной базы и создание дополнительных фискальных стимулов более активного участия банков на стадии разработки проекта, а также создания банковских синдикатов для финансирования крупных инновационных проектов;

• привлечение зарубежных инвестиционных фондов, международных экономических и финан-

совых институтов в создание совместных с коммерческими банками инвестиционных компаний для финансирования стартового капитала реализации инновационных проектов с возможной последующей продажей доли участия финансового института основным учредителям.

Также отдельным направлением совершенствования банковской деятельности может стать их большее участие в развитии экспортного потенциала, внедрение схем кредитования покупателя под гарантии надежных и финансово устойчивых иностранных банков-корреспондентов для приобретения отечественных товаров, работ и услуг. В этом случае получателем услуги являются иностранные заемщики, привлекающие финансирование в целях приобретения продукции и услуг с последующим погашением кредита.

В целом дальнейшее повышение эффективности деятельности коммерческих банков будет способствовать развитию финансового рынка, в первую очередь в части роста рынка капитала и долгосрочных кредитов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70).

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП-3270 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики»

3. Статистические данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан (www.stat.uz) и Центрального банка Республики Узбекистан (www.cbu.uz)

4. Basel III: A global regulatory framework for more résilient banks and banking systems. Bank for International Settlements Communications, Basel, Switzerland, 2010

5. Abdurakhmanov K.Kh., Abdullaeva Sh.R., et.al. Improving the Efficiency of Attracting Foreign Investment and International Borrowing. JARDCS. VOLUME 11, 05-SPECIAL ISSUE. Scopus. Pages 1543-1554

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.