Научная статья на тему 'Обеспечение финансовой безопасности автодилеров в современных условиях'

Обеспечение финансовой безопасности автодилеров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АВТОДИЛЕРЫ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / AUTO DEALERSHIPS / FINANCIAL SECURITY / SLOWDOWN IN ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевчик Е. В.

В статье представлены результаты исследования особенностей обеспечения финансовой безопасности компаний-автодилеров в условиях современной экономической динамики, приведены результаты анализа структурно-качественных аспектов автомобильного рынка России в I полугодии 2014 г., определены тренды и тенденции изменений темпов роста различных рыночных ниш в автоторговле. Сделан вывод о том, что, учитывая замедление темпов роста экономики России, ослабление курса рубля и, как следствие, повышение цен на автомобили и удорожание автокредитования в 2014 г., ожидается сокращение продаж в пределах от -12% до -8%. В долгосрочной перспективе российский рынок ожидает умеренный рост. С этих позиций представляется, что управление финансовой стратегией автодилеров должно быть переориентировано в направлении обеспечения снижения налоговых рисков и сокращения стоимости обслуживания привлекаемых долговых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing financial security of auto dealerships under current conditions

The article presents research results of peculiarities of providing financial safety of the companies car dealers in the conditions of modern economic dynamics. Also, the results of structure and quality analyses of automotive market in the first half of 2014 and business trends of growth change of pace of market niches of automotive trade were defined. Taking to consideration slowdown in economic growth of Russia, depreciation of the ruble delay and, as a result, increase in car prices and auto credit tightening in the year of 2014, the author makes a conclusion regarding drop in sales from 12% up to 18%. In the long run the Russian market is expected to have some moderate growth. Taking into account, it is assumed that management of financial strategy of auto dealerships should have been redeployed to tax risks reduction and ensuring decrease in tax risks, cost reduction and debt management of borrowing funds.

Текст научной работы на тему «Обеспечение финансовой безопасности автодилеров в современных условиях»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОДИЛЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ШЕВЧИК Е.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения,

e-mail: [email protected]

СО .а

В статье представлены результаты исследования особенностей обеспечения финансовой безопасности компаний-автодилеров в условиях современной экономической динамики, приведены результаты анализа структурно-качественных аспектов автомобиль- £ ного рынка России в I полугодии 2014 г., определены тренды и тенденции изменений тем- ® пов роста различных рыночных ниш в автоторговле. Сделан вывод о том, что, учитывая замедление темпов роста экономики России, ослабление курса рубля и, как следствие, по- ^ вышение цен на автомобили и удорожание автокредитования в 2014 г., ожидается сокра- 2 щение продаж в пределах от -12% до -8%. В долгосрочной перспективе российский рынок см ожидает умеренный рост. С этих позиций представляется, что управление финансовой ^ стратегией автодилеров должно быть переориентировано в направлении обеспечения £ снижения налоговых рисков и сокращения стоимости обслуживания привлекаемых долговых ресурсов.

Ключевые слова: автодилеры; финансовая безопасность; снижение экономического ?

о

роста. <м

PROVIDING FINANCIAL SECURITY OF AUTO DEALERSHIPS UNDER CURRENT CONDITIONS

co 3

O

O z

SHEVCHIK E.V., O

O

Ph.D, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance", ^

Rostov State Transport University, < e-mail: [email protected] cz

i—

The article presents research results of peculiarities of providing financial safety of the companies car dealers in the conditions of modern economic dynamics. Also, the results of structure and quality analyses of automotive market in the first half of 2014 and business trends of growth change of pace of market niches of automotive trade were defined. Taking to consideration slowdown in economic growth of Russia, depreciation of the ruble delay and, as a result, increase in car prices and auto credit tightening in the year of 2014, the author makes a conclusion regarding drop in sales from 12% up to 18%. In the long run the Russian market is expected to have some moderate growth. Taking into account, it is assumed that management of financial strategy of auto dealerships should have been redeployed to tax risks reduction and ensuring decrease in tax risks, cost reduction and debt management of borrowing funds.

Key words: auto dealerships; financial security; slowdown in economic growth.

JEL classification: L81.

© Шевчик Е.В., 2014

В современных условиях экономической турбулентности, изменения геополитического конструкта и высокой волатильности валют, актуализируется вопрос управления динамикой развития автомобильной отрасли, поскольку в ситуации необходимости обеспечения импортозамещения кластер автомобилестроения и автодилеров представляет стратегический интерес.

Изменения потребительского поведения под воздействием высокой неопределенности деловой среды существенно влияют как на динамику автомобильного рынка, так и на финансовые и управленческие стратегии автодилеров, поскольку, с одной стороны, ряд потребителей формируют отложенный спрос, другая часть - привлекает кредитное финансирование для удовлетворения будущего спроса в ожидании повышательной динамики цен. С этих позиций, теория адаптивной рациональности может послужить теоретико-методологической основой в прогнозировании потребительного поведения на автомобильном рынке ^ШК 2013).

Помимо этого, следует учитывать изменение конфигурации факторов, являющихся детерминантами стратегий поведения производителей и сервисных сателлитов автомобильной отрасли, поскольку проявляемые в 2014 г. тенденции свидетельствуют о дисфункциональности инструментария современной теории т управления в условиях возмущенной среды (Андреева, 2014). С этих позиций принципиальное значение приобретает уровень финансовой грамотности и компетенций высшего управленческого звена в сочета-

^>

т нии со склонностью к оппортунизму мидл-менеджмента (Андреева Л.Ю., 2013). Стратегические изменения О должны учитывать необходимой оперативной реакции автодилеров на рыночную динамику, в связи с чем 2 представляется необходимым реализация интегративного подхода, ориентированного, прежде всего, на М обеспечение финансовой гибкости (Лактинова, 2014) в коротком периоде в целях недопущения дефол-с та. Это продиктовано дисфункциональностью новых кредитных и маркетинговых технологий автодилеров вне русла концепции адаптивной устойчивости, комптетентностного подхода и финансовой безопасности (Шевчик, 2013).

7 Сами автопроизводители становятся перед задачей модификации своей организационно-финансовой

стратегии, поскольку изменяется конфигурация и топология взаимодействия с поставщиками и потребите-

0 лями, что происходит под воздействием геополитического кризиса. Эти изменения существенно повышают 7 затраты на заключение сделки (транзакционные издержки) (Вольчик, 2014), что требует переориентации финансовой стратегии в пользу минимизации стоимости обслуживания финансовых ресурсов, снижения долгота вой нагрузки (Андреева О.В., 2013).

Анализ динамики российского автомобильного рынка в 2014 г. ° Российский автомобильный рынок с 2013 г. сокращает темпы роста. Снижение продаж связано с огра-

1 ничением кредитной поддержки производителей и потребителей продукции автомобилестроительных ком-ю паний вследствие введения экономических санкций. После кризиса 2008-2009 гг. пик закупки пришелся на

2 2010-2011 гг., при этом в России традиционно цикл обновления автотранспорта равен 3-5 гг., поэтому, если 2 бы не возникшие финансовые дисбалансы и геополитические риски, которые создали новые риски, можно

было надеяться на рост рынка в 2014 г. а В первой половине 2014 г. российский авторынок демонстрировал противоречивую динамику: умеренное

о снижение продаж в 1-ом квартале (при замедлении темпов снижения по месяцам) существенно ускорилось во 2-ом квартале (каждый месяц темпы снижения увеличивались). По результатам первого полугодия 2014 г. продажи легковых автомобилей в России снизились на 7% в штучном выражении и на 3% в денежном выражении. Существенное влияние на авторынок оказывала неопределенность геополитической ситуации, ослабление курса рубля и повышение цен (табл. 1).

Таблица 1

Продажи легковых автомобилей, I полугодие 2014 г.

Категории легковых автомобилей Продажи, тыс. шт. Продажи, млрд долл. США

Янв-Июн 2014 Янв-Июн 2013 Изменение Янв-Июн 2014 Янв-Июн 2013 Изменение

Отечественные бренды 204 240 -15% 2,5 2,9 -14%

Иномарки российского производства 616 610 1% 16,5 15,7 5%

Импортные новые автомобили 340 400 -15% 12,5 14 -11%

Итого: 1 160 1 250 -7% 31,5 32,6 -3%

Во втором квартале 2014 г. снижение продаж существенно ускорилось (рис. 1).

Рис. 1. Продажи и темпы роста продаж новых легковых автомобилей в России в январе 2013-июне 2014 г.

СО

.п ¡~

о о

Т

На динамике рынка грузовых автомобилей сказалось введение Россией в качестве ответных санкций ограничение ввоза импортных продовольственных продуктов. Снижение спроса на автомобили повлияло на рынок магистральных перевозок, поскольку объем транспортировки товаров снижается, перевозчики вынуждены перестраивать маршруты, искать новых заказчиков, перенося расширение мощности автопарка на более благоприятный период. Сегмент рынка коммерческого транспорта не отличается от общей тенденцией рынка, находясь под давлением девальвации рубля, общего снижения потребительской активности, что, в свою очередь, негативным образом влияет на развитие отечественного малого и среднего бизнеса.

Динамика продаж во многом обусловлена макроэкономическими факторами. Так, на продажи легковых автомобилей негативным образом повлияли события, вызванные геополитическим кризисом. На рынке закономерно сформировались своеобразные «ножницы» - при повышении курса доллара по отношению к рублю темпы продаж легковых автомобилей иностранного производства премиум класса стали снижаться (рис. 2).

о

СМ

со 3

О

О

О о

с

а а

Рис. 2. Продажи и темпы роста продаж новых легковых автомобилей в России в январе 2013-июне 2014 г.

то

70 >

m

О O z O

о

с

со

>

м о

Помимо ранее использовавшихся инструментов (субсидии на техперевооружение, компенсация затрат на перевозку автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, финансирование НИОКР) был введен запрет на госзакупку автомобилей, выпущенных за пределами Таможенного союза, зарезервированы средства на закупку региональными и муниципальными властями газомоторной техники, а также смягчены условия сертификации коммерческой техники на соответствие «Евро-5».

Инструменты государственной поддержки направлены на укрепление российского производителя коммерческой техники, что в большей степени способствует повышению продаж грузовых автомобилей российского производства. На механизме государственной поддержки основаны программы утилизации автомобилей. При достижении суммарного планового показателя в 170 000 шт. автопроизводители получат от Минпромторга субсидии общим размером 10 млрд руб. Отметим, субсидиарная поддержка будет распространяться только на автомобили, выпущенные в России в режиме промышленной сборки. Среди производителей коммерческой техники таких соглашений нет, к примеру, у заводов «Скания-Питер», «Вольво тракс восток», «МАН трак энд бас продакшн рус».

Именно темпы продаж легковых иномарок оказали замедляющее воздействие на общую динамику рынка легковых автомобилей в России, и при этом сформировали определенный пессимизм в отношении ожиданий перспективной динамики рынка: оживления рынка аналитики ожидают в 2015 г. При этом можно выделить автомобили ряда автопроизводителей, которые показали уверенный рост (табл. 2).

Таблица 2

Модели, показавшие наибольший рост объемов продаж в 1 полугодии 2014 г. (Литвиненко, 2014)

Модель прирост 1П2014 к 1П2013

Mercedes S Class 389%

Jeep Grand Cherokee 120%

Range Rover Sport 108%

Chevrolet Cobalt 97%

KIA Soul 71%

Chevrolet Spark 47%

Mercedes A class 45%

CX-5 40%

Mercedes E class 38%

Ford Kuga 37%

л Q О сг 3

На рынке автокредитования, который постоянно поддерживает потребительский спрос на автомобили с середины 2014 г., отмечается рост кредитных ставок, которые сдерживают активность потребителей на авторынке, и ужесточение требований банков для получения банковских гарантий. Экономические санкции и рост банковских ставок снижают динамику развития российского автомобильного рынка.

Рынок коммерческой техники должна поддержать программа утилизации, динамику рынка могут улучшить также объемы государственных закупок, которые увеличиваются к концу года.

Среди аутсайдеров рынка можно выделить ряд массовых моделей, которые ранее показывали достаточно позитивную динамику (табл. 3).

Таблица 3

Модели, показавшие наибольшее снижение объемов продаж в 1 полугодии 2014 г. (Литвиненко, 2014)

Модель прирост 1П2014 к 1П2013

Citroen C4 -85%

Suzuki SX4 -65%

Ford Focus -56%

Honda Civic -51%

Peugeot 408 -49%

VW Passat CC -48%

Daewoo Matiz -48%

Mercedes B Class -46%

Hyundai i30 -44%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peugeot 3008 -44%

Наметившаяся в последние годы тенденция к замедлению темпов роста российской экономики усилилась в начале 2014 г. Темп роста ВВП к кварталу предыдущего года отражен на рис. 3.

Рис. 3. Темп роста ВВП к кварталу предыдущего года (Литвиненко, 2014)

со

I—

О

о

Т

Снижение уровня уверенности потребителей и замедление темпов роста розничных продаж, снижение темпов роста ВВП и угроза стагнации экономики, ослабление курса рубля - данные тенденции оказали существенное влияние на автомобильный рынок в 1-ом полугодии 2014 г.

Внешнеполитические факторы негативно влияют на динамику цен на автомобили и процентные ставки по автокредитованию. Ожидаемое снижение прямых иностранных инвестиций также оказывает негативный эффект на развитие автопроизводства в России.

С октября 2013 г. снижение курса RUB/USD составило около 15%, что оказало влияние на потребительские ожидания, а также вызвало рост цен на автомобили и процентных ставок по автокредитованию. Тем не менее, необходимо отметить положительную динамику курса во 2-ом квартале 2014 г., а также возврат индекса потребительской уверенности к уровню июня 2013 г.

Рис. 4. Индекс потребительской уверенности в России, январь 2011 - июнь 2014 гг. (Литвиненко, 2014)

При этом ряд макроэкономических тенденций также снизили уровень потребительской уверенности, поскольку под действием инфляционных тенденций снизился уровень реальных располагаемых доходов (табл. 4).

Таблица 4

о

CN

со 3

О

O O

О

С а а

Основные показатели развития экономики (изменение по сравнению с прошлым годом, если не указано иное) (Литвиненко, 2014)

Показатель 2012 2013 2014, 6 мес. 2014 прогноз

ВВП 3,4% 1,3% 1% 0,5%

Инфляция 6,6% 6,2% 4,8% 6,7%

Курс доллара к рублю (среднегодовой) 31,1 31,8 35,0 35,5

Окончание табл. 4

Показатель 2012 2013 2014, 6 мес. 2014 прогноз

Реальные располагаемые доходы 4,6% 3,3% -0,2% 0,5%

Индекс потребительской уверенности -6% -7% -6% н/д

Приток / отток капитала, млрд. долл. США -55 -63 -74,6* -90

ю

ю >

т

О

о о

о

с

со >

м о

Продажи новых легковых автомобилей и ЦСУ в 1П 2013 и 1П 2014 гг., тыс. шт. показали следующие значения (рис. 5).

Рис. 5. Продажи новых легковых а/м, тыс. шт. (Литвиненко, 2014) Все это позволило сформировать прогноз развития рынка новых легковых автомобилей в России на 2014 г. (табл. 5, рис. б).

Таблица 5

Прогноз развития рынка новых легковых автомобилей в России на 2014 г. (Литвиненко, 2014)

Легковые а/м (без учета LCV) 2013 (факт) 2014 (прогноз оптимистичный) 2014 (прогноз базовый)

Российские автомобили 487 430 (-12%) 410 (-16%)

Иномарки российского производства 1 310 1 270 (-3%) 1 240 (-5%)

Импорт новых автомобилей 813 690 (-15%) 650 (-20%)

Рынок в целом 2 610 2 390 (-8%) 2 300 (-12%)

л

а о

сг 3

Рис. 6. Прогноз развития автомобильного рынка России (Литвиненко, 2014)

Таким образом, учитывая замедление темпов роста экономики России, ослабление курса рубля и, как следствие, повышение цен на автомобили и удорожание автокредитования в 2014 г., можно ожидать сокращение

продаж предприятий автомобилестроительной продукции в пределах от -12% до -8%. В долгосрочной перспективе российский рынок ожидает умеренный рост.

В соответствии с двумя сценариями развития рынка автомобилестроительной продукции: 1) оптимистичный и 2) базовый, уровень автомобилизации (количество автомобилей на 1 000 чел.) в соответствии с представленным прогнозом возрастает до 350-400 шт. в 2025 г.

Налоговая безопасность автодилеров в контуре обеспечения финансовой безопасности

Речь идет о скидках, которые объявлены покупателям до момента заключения договора, например, скидка 50% на летний ассортимент товаров. При этом скидка включается в договорную или покупную цену товара. Можно сказать, что скидка в данном случае выступает моральным стимулом для покупателя, который решил приобрести товар, т. е. она утрачивает свою гражданско-правовую ценность. Для исключения проблем, связанных с налоговым учетом, скидку на товар вместе с ценой необходимо изначально указывать в договоре купли-продажи и затем во всех товаросопроводительных и первичных документах.

При этом налоговые органы компетентны вести проверки правильности использования цен по сделкам продажи в том случае, если разница составляет более 20% от цен по сделкам продавцов по однородным товарам в течение непродолжительного отрезка времени относительно поставки. В настоящий момент возмож- 00 ность таких проверок и контроля со стороны налоговых органов является единственной сложностью, поэтому ¡5 необходимо, чтобы продавец обосновывал предоставление скидки, когда устанавливает ее в размере более о 20% от рыночной цены товара. Если обоснования не будет, то налоговыми органами выносится решение о доначислении налогов и пени, в зависимости от среднерыночной цены. Но при этом цена товара при осущест- см влении сделки между невзаимозависимыми партнерами считается рыночной и пересчету не подлежит. Что ^ касается сделок между взаимозависимыми лицами в Российской Федерации, то они контролируются согласно ст. 105.14 Налогового кодекса (Налоговый кодекс РФ (часть 1)..., 2014). Согласно данной статье к сделкам между взаимозависимыми лицами относятся: О

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, ^ предусмотренных настоящим подпунктом);

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли; ^г

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пп. -<> 1 п. 3 ст. 284 настоящего Кодекса.

Таким образом, использование системы скидок получило в настоящее время широкое распространение, ^ так как правильно выбранная политика в области предоставления скидок торговой компании для своих клиен- У тов, позволяет удерживать покупателей у себя, создавая наилучшие для них условия. А также своевременное 0 применение скидок привлекает новых покупателей продукции, товаров, услуг, уменьшает потери торговой ^ организации от порчи и излишков товаров на складе. Использование системы скидок позволяет продавцам о увеличить свою прибыль как за счет своих постоянных покупателей, так и за счет новых покупателей, тех, кто впервые обращаются в торговую компанию в период проведения акции «Скидки». Одновременно с увеличением прибыли у торговой компании появляется проблема налогового учета и налогообложения.

Для облегчения регулирования данной проблемы в налоговое законодательство были внесены изменения, а именно: введение с 1 октября 2011 г. корректировочных счетов-фактур (Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах») и вступающие в силу с 1 декабря 2011 г. новые правила налогового контроля за ценами (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»), которые должны привести к облегчению работы торговых компаний тех, кто в целях стимулирования сбыта использует скидки (Налоговый кодекс РФ (часть 1)..., 2014).

Еще одним методом стимулирования покупателей являются ретро-скидки, это скидки, которые изменяют цену товара по договору, например, если покупатель приобретает товар на определенную сумму, то продавец по своему усмотрению может пересмотреть цену на товар, либо изменение цены может произойти в результате покупки определенного объема товара, а также продавец может пересмотреть цену товара за досрочную оплату за него.

Таким образом, бонусы, предоставляемые продавцом своему покупателю за выполнение определенных условий, после реализации товара в виде «подарка» либо денежного вознаграждения тоже относятся к скидкам и называются ретро-бонусами, которые изменяют первоначальную цену продукции. В этом случае при

С а а

определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость величина суммы всей выручки подлежит определению с учетом предоставленных продавцом скидок. Данное обязательство используется независимо от того, какой метод поощрения выбрала торговая компания: установила скидки, которые определяют размер возможного снижения первоначальной цены товара, указанной в договоре, или предоставила бонус: например, работает программа «подарок за покупку».

То есть порядок налогообложения и налогового учета скидок, которые предоставляются продавцами покупателю после отгрузки товара, не зависит от вида скидки и распространяется на все виды ретро-бонусов.

С 1 октября 2011 г. введены четкие правила налогового учета ретро-скидок. В гл. 21 Налогового кодекса определена обязанность продавца товара в случае изменения стоимости реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав выставлять покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов (п. 3 ст. 168 НК РФ, в ред. Закона № 245-ФЗ от 19 июля 2011 г.). т Покупателю, который получил ретро-скидку, необходимо восстановить сумму налога на добавленную

стоимость, ранее принятую к вычету, в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из сто-т имости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и О после такого уменьшения (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, в ред. Закона № 245-ФЗ) (Федеральный закон от 18.07.2011 2 № 227-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

М Продавец имеет право на вычет по налогу на добавленную стоимость в размере разницы между суммами

с налога на добавленную стоимость, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения (абз. 1 п. 13 ст. 171 Налогового кодекса, в ред. Закона № 245-ФЗ). Указанные вычеты производятся на основании: корректировочных счетов-фактур, договора, соглашения, иного первичного документа, 7 подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены отгруженных товаров. Указанные вычеты производятся не позднее трех лет

0 с момента составления корректировочного счета-фактуры (п. 10 ст. 172 Налогового кодекса, в ред. Закона № 7 245-ФЗ) (Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ (ред. от 05.04.2013)).

Таким образом, в современных условиях автодилеры для покрытия обесценения национальной валюты 7 вынуждены поднять цены на автомобили в среднем на 40-60 тыс. руб. Государственные программы стимулирования спроса на авторынке дали в краткосрочном периоде дополнительный прирост потребления новых ° автомобилей, но практически полностью остановили реализацию транспортных средств на вторичном рынке,

1 что негативно скажется в среднесрочном периоде; также программы сформировали дополнительный отло-ю женный спрос на автомобильную продукцию. В связи с этим повышается актуальность проблемы использо-

2 вания сервис-ориентированной модели налогообложения, что позволит повысить эффективность управления 2 налоговыми рисками и финансовыми ресурсами на падающем рынке.

Усиливается необходимость повышения эффективности системы взаимодействия дилера и производителя а как элементов одной системы генерации доходов, где финансовые стратегии вынужденно пересекаются в об-т ласти стимулирования продаж в условиях снижения покупательной способности потребителей и формирования отложенного спроса на фоне волатильности курса национальной валюты под влиянием финансовых рисков.

Еще одним фактором снижения уровня продаж является удорожание финансовых инструментов заимствования, этому способствует повышение ставки рефинансирования до 9% и сложность выхода на международные рынки капитала, в связи с санкциями. Возможно нивелирования негативных факторов снижения данного процесса посредством использования внутренних финансовых ресурсов автопроизводителей для предоставления «субсидированных» кредитов, а именно: создание новых совместных финансовых инструментов с банками, обеспечивающих продвижение продукции.

Развитие рынка коммерческих автомобилей могут поддержать дополнительные меры господдержки, нацеленные на обновление устаревшего парка. Одним из разрабатываемых Минпромторгом стимулирующих инструментов выступит ограничение сроков коммерческой эксплуатации машин.

Оптимальным в плане обновления грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т является парк в возрасте старше 20 лет, который характеризуется высокой степенью износа данных автомобилей и уровнем вредных выхлопов, значительным риском аварийности для транспортной системы.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева О.В. (2013). Инвестиционно-финансовая стратегия крупных корпораций в условиях ограниченного роста экономики (на примере ОАО «Российские железные дороги»). Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-ХХ1 век».

Андреева О.В. (2014). Факторы реализации стратегий крупных отраслевых корпораций в условиях возмущенной внешней среды // Terra Economicus, т. 10, № 2, ч. 2.

Андреева Л.Ю. (2013). Система профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации работников крупных компаний как фактор экономической динамики // Философия хозяйства, № 6(90), с. 114-123.

ВольчикВ.В. (2014). Теоретические подходы к идентификации трансакционных издержек / В.В. Вольчик, А.Д. Нечаев // Journal of Economic Regulation, т. 5, № 1, с. 26-38.

Лактинова А.А. (2014). Финансовая гибкость как феномен проявления гибкости финансовой системы на микроуровне // Бизнес-Информ, № 3.

Литвиненко С. (2014). Автомобильный рынок России: результаты 1 полугодия 2014 г. и перспективы развития / Аналитический отчет PWC, август 2014 / Официальный сайт PWC. Доступно на: www.pwc.ru/automotive (Дата доступа: 25.10.2014).

Налоговый кодекс РФ (часть 1) / Официальный сайт СПС «Консультант Плюс» (2014). Доступно на: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169456 (дата доступа 25.10.2014).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О внесении изменений в отдельные за- 00 конодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для í целей налогообложения» / Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». Доступно на: http://base.consultant. о ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144741 (дата доступа 25.10.2014).

Шевчик Е.В., Андреева А.В., Раговик Л.В. (2013). Новые кредитные и маркетинговые технологии на со- см временном рынке автокредитования // Банковские услуги, № 6, c. 39-47. z

Volchik V.V., Zotova T.A. (2013). Adaptive rationality in the evolutionary and behavioral perspectives // Middle East Journal Of Scientific Research, vol. 17, № 10, pp. 1488-1497.

£

REFERENCES

Andreeva O.V. (2013). Investment and financial strategy of large corporations with limited economic growth <i> (for example, JSC "Russian Railways"). Rostov-on-Don: Publishing house "Promoting XXI Century". (In Russian.)

Andreeva O.V. (2014). Factors strategies of large industrial corporations in a disturbed environment. Terra 5 Economicus, vol. 10, № 2, part 2. (In Russian.) см

Andreeva L.Yu. (2013). The system of professional competencies, retraining and advanced training of employees of large companies as a factor of economic dynamics. The philosophy of the economy, no. 6(90), pp 114-123. (In Russian.)

m

Laktinova A.A. (2014). Financial flexibility as a phenomenon of flexibility of the financial system at the micro level. Business-Inform, no. 3. (In Russian.)

Litvinenko S. (2014). Automotive market in Russia: Results of the 1st half of 2014 and prospects for develop- О ment. Analytical report PWC, August 2014. Official website PWC. Available at: www.pwc.ru/automotive (access date q 25.10.2014). (In Russian.) О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ShevchukE.V. (2013). New credit and marketing techniques in today's market for car loans. Banking services, <no. 6. Pp. 39-47. (In Russian.) g

Tax Code (Part 1). Official site of the ATP "Consultant Plus" (2014). Available at: http://base.consultant.ru/ £ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169456 (access date 25.10.2014.). (In Russian.)

The Federal Law of 18.07.2011 № 227-FZ (ed. By 05.04.2013) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of pricing principles for tax purposes". Ofitsialny website ATP "Consultant Plus". Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144741 (access date 10/25/2014). (In Russian.)

Volchik V.V. (2013). Adaptive rationality in the evolutionary and behavioral perspektives. Middle East Journal Of Scientific Research, vol. 17, no. 10, pp. 1488-1497.

Volchik V.V. (2014). Theoretical approaches to the identification of transaction costs. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 1, pp. 26-38. (In Russian.)

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.