11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
УДК 338.439.62:378(470+571)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Гайдук Владимир Иванович д.э.н., профессор
Калитко Светлана Алексеевна к.э.н., доцент
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Сформулированы предложения по повышению эффективности обеспечения экономической безопасности системы высшего профессионального образования в РФ
Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, УГРОЗЫ
UDC 338.439.62:378(470+571)
ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Gayduk Vladimir Ivanovich Dr.Sci.Econ., professor
Kalitko Svetlana Alekseevna
Cand.Econ.Sci., associate professor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article focuses on the proposals of improving the efficiency of economic security of the system of higher education in Russia
Keywords: ECONOMIC SECURITY, HIGHER EDUCATION, NATIONAL INTERESTS AND THREATS
С конца ХХ столетия в России осуществляется реформирование системы образования с целью повышения его качества, соответствия требованиям потребителей образовательных услуг в РФ и мировым стандартам. В процессе достижения указанной цели за прошедший период были внесены соответствующие изменения в законодательные нормы, связанные организацией и осуществлением образовательной деятельности, оценкой качества образовательных услуг и финансированием отрасли.
Реформирование системы образования в РФ обусловлено присоединением России в 2003 г. к Болонскому процессу, т. е. процессу создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.
С момента подписания Болонской декларации поэтапно началось изменение национальной системы образования России по достижению ее сопоставимости с зарубежными системами образования. С этой целью введена система
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
двухуровневого образования и система кредитов, изменились критерии оценки качества образования, на всех уровнях реализуются программы обмена студентов и преподавателей.
Вместе с тем, процесс реформирования национальной системы образования еще далек от завершения. Предстоит решить задачи по реализации на практике федеральных государственных образовательных стандартов подготовки академических и прикладных бакалавров, обладающих современными
компетенциями.
В настоящее время правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (ст. 1) [1].
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 5) и устанавливаются следующие уровни профессионального образования (ст. 10):
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
В настоящий период отмечается высокая неудовлетворенность бизнеса качеством высшего образования, а выпускники программ высшего
профессионального образования не всегда востребованы экономикой. Это предопределяет необходимость модернизации высшего профессионального образования с учетом национальных интересов Российской Федерации.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
Граждане России становятся все более избирательными в выборе образовательных услуг и требовательными к качеству их оказания.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
В целях повышения конкурентоспособности образовательных организаций законодательством предусмотрена и независимая процедура оценки качества образования, которая определяет соответствие предоставляемых услуг потребностям юридического или физического лица и осуществляется по их инициативе.
Образовательные организации имеют возможность получать общественную аккредитацию в российских, иностранных и международных организациях. Работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации имеют право проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ. Она подразумевает соответствие подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к кадрам соответствующего профиля [1].
На практике этот механизм оценки деятельности образовательных организаций используется еще недостаточно.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности [2].
Сущность экономической безопасности системы высшего профессионального образования заключается в устранении противоречий, возникающих между
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
национальными интересами и угрозами в сфере высшего профессионального образования.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года была сформулирована с учетом принципов преемственности государственной политики в сфере безопасности, в основе которой учтена система национальных приоритетов России.
Один из компонентов национальных экономических интересов Российской Федерации для развития системы высшего профессионального образования связан с увеличением валовой добавленной стоимости в результате экономической деятельности высшего профессионального образования.
Национальные экономические интересы Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования определены следующими целями:
а) на уровне экономики страны - создание условий для перехода в следующий технологический уклад;
б) для субъектов экономической деятельности - создание условий для производства конкурентоспособной продукции;
в) для развития системы высшего профессионального образования -обеспечение его качества; повышение уровня мотивации работников системы; производство отечественного научного оборудования; предотвращение несанкционированной передачи за рубеж отечественных технологий.
Указанные цели определены объектом защиты системы высшего профессионального образования от внешних и внутренних угроз [3].
Для обеспечения правовых гарантий граждан страны в области образования и в целях обеспечения высокого качества российского образования Правительством РФ утверждена разработанная Министерством образования и науки РФ государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение от 22 ноября 2012 г. N 2148-р.)
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
Ожидаемыми результатами реализации программы в области высшего образования являются:
- обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
- увеличение количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее широко признаваемых рейтингах мировых университетов;
- создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки в течение всей жизни;
- увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства;
- формирование сети ведущих вузов страны [4].
Указанные задачи необходимо решать с учетом угроз в сфере высшего профессионального образования РФ. Конкурентоспособность высшего образования РФ в мировом образовательном пространстве пока остается невысокой. Так, в 2014г. согласно Академическому рейтингу университетов мира в 500 лучших вузов вошли только 2 вуза из РФ: Московский Государственный университет и Санкт-Петербургский университет.
В докладе «Современные проблемы и вызовы экономической политики России» 20 ноября 2014 года заместитель Министра экономического развития А. Ведев указал влияние проявлений на экономику России следующих кризисов: структурного, конъюнктурного и геополитического.
Это заявление было наглядно подтверждено низкими показателями инвестиций, сокращением кредитных ресурсов и ростом издержек за 2014год (рисунки 1-3) [5].
В «Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
период 2016 и 2017 годов» отмечается, что с 2015 г. запланировано уменьшение расходов в целом по разделу «Образование», но при этом предусмотрено увеличение расходов на поддержку ведущих университетов.
Формирование бюджета по разделу «Образование» на ближайший плановый период осуществлялось с учетом предстоящих реформ в системе с целью повышения эффективности ее функционирования. К ним относят:
- оптимизацию количества образовательных организаций с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности вузов;
Рисунок 1 - ВВП по кварталам и годам [5]
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
—Производительность труда —Реальная заработная плата
Рисунок 2 - Доля инвестиций в % к соответствующему периоду http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
предыдущего года [5]
Рисунок 3 - Устойчивый рост издержек в экономике РФ [5]
- изменение подходов к финансированию и оценке деятельности
образовательных организаций (плановый переход на нормативное подушевое финансирование на основе базового отраслевого перечня услуг с 2016 года);
- изменение соотношения обучающихся к численности профессорско-преподавательского состава вузов (с уровня 10,5:1 в 2014 году до уровня 11,6:1 в 2017 году и 12:1 в 2018 году);
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
- перевод основных категорий работников отрасли на эффективный контракт;
- сбалансированное снижение контрольных цифр приема (КЦП) в вузы (в частности, численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2015 году снизится на 2,8% по сравнению с 2014 годом) на фоне общего снижения численности обучающихся по 90 программам высшего образования (с 5 258 тыс. человек в 2014 году до 4 285 тыс. человек в 2017 году).
При этом необходимо учитывать влияние демографической ситуации на состояние отрасли образования в ближайший период - снижение численности населения в возрастной группе 17-24 года с 14285 тыс. человек в 2014 году до 11642 тыс. человек в 2017 году (на 18,5%) [6].
Экономическая безопасность системы высшего профессионального образования в современных условиях определяется следующими внешними и внутренними угрозами.
К ним относят:
а) деятельность международных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере образования;
б) финансовый кризис;
в) сокращение расходов бюджета на высшее профессиональное образование;
г) изменения на рынке труда и образовательных услуг.
В сложившихся условиях вопросы повышения эффективности обеспечения экономической безопасности высшего образования приобретают особую актуальность и требуют изменения его потенциала и структуры.
В настоящий период определены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в экономике системы высшего профессионального образования:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
области получения образования и пользования им;
- обеспечение системы высшего профессионального образования необходимыми ресурсами;
- повышение эффективности экономических процессов системе ВПО;
- создание и развитие потенциала системы высшего профессионального образования.
По-нашему мнению, для повышения эффективности системы обеспечения экономической безопасности высшего профессионального образования в РФ необходимо:
- четко разграничить полномочия органов всех ветвей власти в сфере обеспечения экономической безопасности системы высшего профессионального образования;
- формировать экономическую политику образовательных организаций в целях повышения эффективности их деятельности;
- повысить мотивацию персонала образовательных и научных учреждений;
- осуществлять изучение рынка труда и адаптацию образовательных программ в соответствии с его изменениями;
- прогнозировать угрозы экономической безопасности потенциалу высшего профессионального образования и разрабатывать мероприятия по их нейтрализации;
- шире привлекать работодателей для проведения экспертизы образовательных программ.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012
г. №273-ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (от 28 декабря 2010г. №390-ФЗ).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf
11
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
от 12 мая 2009 г. № 537).
4. Программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение от 22 ноября 2012 г. N 2148-р.).
5. Доклад заместителя Министра экономического развития А. Ведева «О современных проблемах и вызовах российской экономики» на семинаре для руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - членов Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании от 20.11.2014г.
6. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
7. Гайдук, В. И., Калитко, С. А., Комлацкий, Г. В. Организация учебного процесса и научной деятельности при подготовке менеджеров: учебное пособие / В.И. Гайдук, С. А. Калитко, Г. В. Комлацкий. - Краснодар, 2013. - 213с.
8. Гайдук, В. И., Калитко, С. А., Комлацкий, Г. В., Арутюнов, Э. К. Организация учебной, внеаудиторной и научной деятельности в вузе : учебник / В. И. Гайдук, С. А. Калитко, Г. В. Комлацкий, Э. К. Арутюнов. - Краснодар, 2014. - 395 с.
References
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii v RF» (ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ).
2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O bezopasnosti» (ot 28 dekabrja 2010g. №390-FZ).
3. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda (utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii
ot 12 maja 2009 g. № 537).
4. Programma «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody (rasporjazhenie ot 22 nojabrja 2012 g. N 2148-r.).
5. Doklad zamestitelja Ministra jekonomicheskogo razvitija A. Vedeva «O sovremennyh problemah i vyzovah rossijskoj jekonomiki» na seminare dlja rukovoditelej zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) organov gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii - chlenov Soveta zakonodatelej Rossijskoj Federacii pri Federal'nom Sobranii ot 20.11.2014g.
6. Osnovnye napravlenija bjudzhetnoj politiki na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017
godov.
7. Gajduk, V. I., Kalitko, S. A., Komlackij, G. V. Organizacija uchebnogo processa i nauchnoj dejatel'nosti pri podgotovke menedzherov: uchebnoe posobie / V.I. Gajduk, S.A. Kalitko, G. V.
Komlackij. - Krasnodar, 2013. - 213s.
8. Gajduk, V. I., Kalitko, S. A., Komlackij, G. V., Arutjunov, Je. K. Organizacija uchebnoj, vneauditornoj i nauchnoj dejatel'nosti v vuze : uchebnik / V. I. Gajduk, S. A. Kalitko, G. V. Komlackij,
Je. K. Arutjunov. - Krasnodar, 2014. - 395 s.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/020.pdf