Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности России правовыми средствами таможенных органов (вопросы терминологии и правоприменения)'

Обеспечение экономической безопасности России правовыми средствами таможенных органов (вопросы терминологии и правоприменения) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТЕОРИЯ ПРАВА / СРЕДСТВО ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / СРЕДСТВО КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИЗНАНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC SAFETY / LEGAL MEASURE / CUSTOMS AUTHORITIES / LEGAL THEORY / REMEDY OF DIRECT INFLUENCE / REMEDY OF NON-DIRECT INFLUENCE / LAW ENFORCEMENT / SECURING ECONOMIC SAFETY / ACCEPTANCE OF LEGAL MEASURES / ADMINISTRATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Татьяна Сергеевна, Левичев Василий Емельянович

Освещены вопросы определения понятия «правовые средства» как инструмент юридического воздействия через теорию права. Выделяются основные признаки, виды правовых средств в зависимости от сферы правового регулирования. Рассматриваются некоторые аспекты деления правовых средств на средства прямого администрирования и косвенного воздействия на регулируемые отношения. Раскрываются взгляды отечественных цивилистов на понятие «правовые средства» применительно к деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности, составляющие механизм правового регулирования таможенных отношений; определяются субъекты, осуществляющие правовое обеспечение деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal measures as a tool of legal influence are considered through the legal theory. There are several kinds of law remedies: remedy of direct influence and remedy of non-direct influence. Different theoretical viewpoints at law remedies in the activity of customs authorities in the sphere of economic safety are revealed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности России правовыми средствами таможенных органов (вопросы терминологии и правоприменения)»

Е. Жоголева, Н. Пролыгина // Достижения науки и техники АПК. — 1997. — № 2.

- С. 7-9.

5. Модебадзе Н. Оценка продовольственной безопасности / Н. Модебадзе / / АПК: экономика, управление. — 1997. — № 12. — С. 3-7.

6. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 // Экономика и жизнь. — 1996. — № 37.

7. Дюмулен И. Арсенал защиты внутреннего рынка / И. Дюмулен // Экономика и жизнь. — 1996. — № 11. — С. 5-7.

8. Мишин В.Н. Организация и функционирование продовольственного рынка: дис. ... на соиск. уч. степ. докт. экон. наук / В.Н. Мишин. — М.: ВНИЭТУСХ, 1995.

— 305 с.

9. Вермель Д.Ф. Продовольственная

безопасность России: региональные проблемы / Д.Ф. Вермель // Никоновские чтения-1998 «Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее!» —

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики. — М., 1998. — С. 51-52.

10. Гордеев А.В. Продовольственная безопасность России / А.В. Гордеев, А.И. Алтухов, Д.Ф. Вермель // Аграрная наука. — 1999. — № 9. — С. 2-4.

11. Власов Р.Г. Система продовольст-

венной безопасности Омской области / Р.Г. Власов // Опыт и проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства: матер. межрегион. науч.-

практ. конф. — Екатеринбург: Изд-во

УРАЛ ТСХА, 1998. — С. 25-35.

12. Продовольственное обеспечение

России: состояние и перспективы /

А.И. Алтухов, В.Р. Боев, Д.Ф. Вермель, А.Г. Федичкин и др. — М.: ПП «Петит», ВНИЭСХ, 1996. — 166 с.

13. Бобровников В.А. Региональная политика и проблемы экономической безопасности / В.А. Бобровников / / Экономическая безопасность: производство — финансы — банки; под ред. В.К. Сенчаго-ва. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. — С. 356-364.

14. Суриков А.А. Продовольственная безопасность Алтая / А.А. Суриков // Продовольственная безопасность России: сб. докл. Междунар. конф. — М., 2002. — С. 67-68.

15. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 1. — М.: Знание, 2000. — 537 с.

УДК 338 .43 Т.С. Алексеева,

В.Е. Левичев

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ)

Ключевые слова: экономическая

безопасность, правовое средство, таможенные органы, теория права, средство прямого воздействия, средство косвенного воздействия, правоприменение, обеспечение экономической безопасности, признание правовых средств, административное регулирование.

Становление основополагающих идей Конституции Российской Федерации представляет собой сложный процесс совер-

шенствования системы экономических, социальных, политических, правовых отношений на всех уровнях их проявления — как государственном, муниципальном, так и на уровне проявления личных интересов человека и гражданина. Это означает, что при решении публично значимых задач важно стремиться к достижению баланса интересов личности, общества и государства. Процедуры и способы его достижения многообразны, однако важнейшее место в этом ряду занимают правовые средства [1].

В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров [2].

Л.В. Малько под правовыми средствами понимает правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей [3]. К ним автор относит нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.п. Далее замечает, что эти цели могут быть различны, но, в конечном счете, они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений.

Правовые средства наделены обязательными признаками, без которых любое из них средством не будет являться.

К признакам правовых средств относится следующее:

1) правовые средства выражают собой всеобобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством [4].

В юридической литературе словосочетания «правовые средства» или «юридические средства» встречаются довольно часто и употребляются в различной интерпретации [5]. Предлагается рассматривать данные словосочетания как равнозначные. Научные деятели исходят из того, что проблема правовых средств, их качественного совершенствования, в правотвор-

ческом и правореализационном процессах все больше и больше становится актуальной, научно и практически значимой. Без ее должного разрешения невозможно оптимизировать механизм правового регулирования, настроить российскую правовую систему на социально плодотворную работу [6].

С.С. Алексеев замечает, что возникший вопрос о правовых средствах не столько вопрос «обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе их функционального предназначения и роли как инструментов оптимального решения социальных задач. Во всех случаях перед нами фрагменты правовой действительности, рассматриваемые под углом зрения их функций, их роли как инструментов юридического воздействия» [7].

Вся совокупность правовых средств подразделяется на так называемые средства-установления, или, иначе, способы воздействия (внешние по отношению к воле субъектов факторы — дозволения и запреты, выраженные в нормах права) и средства-деяния, т.е. способы реализации права в самих урегулированных общественных отношениях (совершение дозволяемых действий, воздержание от запрещенных действий) [8].

В отдельных работах используется термин «правовые средства» с одновременным указанием на определенную сферу правового регулирования, например, упоминаются административноправовые, финансово-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые средства и др.

Говоря о средствах административноправового регулирования, Ю.А. Тихомиров выделяет:

- программно-ориентирующие средства, к которым относятся концепции развития сфер и отраслей, государственной политики, перестройка управления; целевые программы; приоритеты развития;

- нормативы;

- договорные средства [9].

Ю.А. Дмитриев с соавторами разграничивает правовые средства на: средства прямого администрирования и косвенного воздействия на регулируемые отношения, которые в свою очередь многообразны по своему характеру и назначению.

Средства прямого администрирования остаются преобладающими в администра-

тивно-правовых отношений, связанных с возможностью непосредственного государственного вмешательства. К ним относятся:

• предоставление свободы административного усмотрения в тех или иных вопросах. Преимущественно это средство административно-правового регулирования применяется в тех областях жизни, где необходимо оперативное реагирование на изменения обстановки и где объективно обусловлена возможность ограничения прав и свобод человека (оборона, государственная безопасность, военная служба, служба в правоохранительных органах). Однако свобода административного усмотрения — необходимый элемент и вполне ординарных управленческих ситуаций, поскольку решение всегда остается за человеком (возьмем, к примеру, процедуры принятия решения о принятии в гражданство, о выдаче лицензии и т. д.);

• определение конкретных количественных показателей (преимущественно в сфере финансово-бюджетных отношений, ценообразования, тарифного регулирования);

• распорядительные предписания в отношении государственной собственности и управления ею [10].

К средствам косвенного управления регулируемыми отношениями относят экономические методы, характеризующиеся в качестве способов или средств экономического (материального) воздействия со стороны субъектов государственноуправленческой деятельности на поведение управляемых. Непосредственным объектом управляющего воздействия остается сознательно-волевое поведение управляемых, его должный вариант достигается не путем прямых предписаний, а созданием экономических (материальных) условий, стимулирующих должное поведение или угрожающих санкций

Таким образом, сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент (часть) общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.

Таможенные органы как определенный сегмент общественных отношений, как органы исполнительной власти, действующие от имени государства и наделенные властными полномочиями, в процессе выполнения возложенных на них задач и выполняемых ими функций, а также в про-

цессе деятельности по обеспечению экономической безопасности государства вступают в административно-правовые отношения с различными субъектами (таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, факультативные (сопутствующие) участники), используя механизм административно-правового регулирования и его средства. Где средствами деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности являются нормы права как элемент механизма правового регулирования, регламентирующий осуществление той или иной деятельности в области таможенного дела.

О.С. Жигалина замечает, что правовое обеспечение деятельности таможенных органов строится на двух составляющих:

- правовой основы как результата нормотворческой деятельности субъектов, уполномоченных государством на регулирование общественных отношений, функционирующих в области таможенного дела;

- механизма реализации правовых основ как итога правоприменительной деятельности субъектов, наделенных соответствующей компетенцией в области таможенного дела.

Замечая при этом, что целями эффективного правового обеспечения деятельности таможенных органов выступают достижение оптимизации внешней торговли, обеспечение экономической безопасности государства, развитие экспорта, продвижение российских товаров на мировой рынок, содействие прохождению таможенных процедур [11].

Необходимо заметить, что наличие системы нормативного регулирования еще не означает эффективной деятельности по обеспечению экономической безопасности. Эффективная деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности не может быть осуществлена без качественной правоприменительной деятельности, соответствующей положениям, установленным нормативными актами. Таким образом, помимо правоприменительной деятельности, в содержание деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности включаются и такие элементы, как средства, формы, методы административно-правового регулирования.

Так как таможенное дело, в первую очередь, отнесено к регулированию Российской Федерации и регулируется нор-

мами таможенного законодательства, где основным методом регулирования является административно-правовой, целесообразно определить сферу административно правового регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности как совокупности административных и таможенных норм, регулирующих таможенное дело и, входящих в него, административных и таможенных отношений по обеспечению экономической безопасности.

Необходимо заметить, что в деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности участвуют не только правовые или юридические средства обеспечения, а также и финансовые и административные средства обеспечения.

Основными правовыми средствами деятельности российских таможенных органов по обеспечению экономической безопасности являются следующие составляющие механизма правового регулирования таможенных отношений:

1) Конституция Российской Федерации;

2) международные договоры и соглашения по таможенным вопросам;

3) Федеральные законы (в том числе конституционные);

4) подзаконные нормативные акты;

5) акты правосудия.

Необходимо отметить, что административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности не ограничивается спектром источников отраслей права и, помимо них, может включать в себя и круг актов, носящих индивидуальный характер.

В соответствии с данной системой следует выделить круг субъектов, осуществляющих правовое обеспечение деятельности таможенных органов:

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Президент Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- Министерство финансов РФ (ранее также и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации);

- Федеральная таможенная служба Российской Федерации;

- Центральный банк Российской Федерации;

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Всемирная таможенная организация.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, заметим, что несмотря на терминологические коллизии средствами деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности выступают, в первую очередь, правовые средства, закрепленные в нормах права, определяющие начало деятельности таможенных органов, в том числе и деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Библиографический список

1. Бондарь Н.С. Права человека и гражданина как фактор конституционной безопасности / Н.С. Бондарь // Права человека и конституционная безопасность: матер. межвуз. науч.-практ. конф. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 9-10.

2. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация / С.С. Алексеев / / Сов. государство и право. — 1987. — № 6. — С. 14.

3. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики / А.В. Малько // Журнал российского права. — 1998. — № 8. — С. 66-77.

4. Матузов Н.И. Теория государства

и права: учебник / Н.И. Матузов,

А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп.

— М.: Юристъ, 2005. — С. 507-508.

5. Тотьева А.Ю. Правовые средства обеспечения качества аудита / А.Ю. Тотьева / / Финансовое право. — 2005. — № 11.

6. Малько А.В. Проблемы правовых средств / А.В. Малько // Проблемы теории государства и права. — М. — С. 321.

7. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. — 2-е изд. — М., 1995. — С. 218-223.

9. Курс административного права и

процесса / Ю.А. Тихомиров. — М.:

Изд-во г-на М.Ю. Тихомирова, 1998. — С. 377-388.

10. Дмитриев Ю.А. Административное

право: учебник / Ю.А. Дмитриев,

А.А. Евтеева, С.М. Петров. — М.: Эксмо, 2005. — С. 42.

11. Жигалина О.С. Правовое обеспече-

ние деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис. ... канд.

юрид. наук / О.С. Жигалина. — Саратов, 2007. — С. 51-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.