ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Антипова Т.В., д.э.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления Пермского государственного
национального исследовательского университета
В статье рассматриваются вопросы повышения экономической безопасности регионов за счет учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля. При этом исключительную актуальность в настоящее время приобретает проблема организации системы эффективного государственного финансового контроля, адекватная современным условиям регионального управления.
Ключевые слова: экономическая безопасность, эффективность контроля, бюджеты регионов.
ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION BY IMPROVING THE EFFICIENCY STATE FINANCIAL CONTROL
Antipova T., Doctor of Economics, Professor, Perm State University
The paper examines the increasing economic security of the regions by taking into account the performance of the state financial control. The most important problem is the organization of effective public financial control that adequate to modern conditions of regional management.
Keywords: economic security, efficiency control, regional budgets.
Укрепление уровня экономической безопасности регионов в значительной степени достигается повышением их эффективности деятельности1. Немало способствует этому учет результатов работы контролирующих органов. Эффективный государственный финансовый контроль способен обеспечить экономическую безопасность регионов России путем организации эффективной системы государственного финансового контроля, направленной на предотвращение усиления позиций теневой экономики. При этом под экономической безопасностью следует понимать экономическую категорию, характеризующую такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на региональном, национальном и международном уровнях. Лишь серьезные научные исследования в этой области способны объяснить природу российского феномена - использование бюджета регионов как узаконенного способа первоначального накопления капитала госаппаратом и приближенными к нему коммерческими структурами, вскрыть истинные движущие силы российского бюджетного процесса. Нет сомнений, что без вмешательства независимого государственного финансового контроля цивилизованным способом одолеть эту позорную болезнь нашего общества невозможно. Для этого требуется принятие глубоко продуманной, научно обоснованной системы мер. При этом исключительную актуальность в настоящее время приобретает проблема организации системы эффективного государственного финансового контроля, адекватная современным условиям регионального управления.
По сути абсолютная эффективность государственного финансового контроля измеряется соотношением транзакционных издержек на осуществление государственного финансового контроля и суммой выявленных и доказанных финансовых потерь региона. Причем если оценка уровня абсолютной эффективности укладывается в рамки общепринятой теории транзакционных издержек, то оценка уровня относительной эффективности, основанной на принципе справедливости, сегодня не имеет строгого теоретического обоснования.
Организация и функционирование четкой системы государственного финансового контроля - обязательный и непременный элемент финансовой политики государства, и поэтому совершенствование системы государственного финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе финансового механизма. При этом государство использует финансовый механизм как важнейшее средство контроля за эффективным расходованием ресурсов регионов (субъектов Российской Федерации), поскольку сегодня финансовые нарушения, их суммарный объем и количество стали представлять угрозу для их экономичес-
кой безопасности.
Одним из путей уменьшения числа злоупотреблений и правонарушений, связанных с использование бюджетов субъектов Российской Федерации является обеспечение учета и контроля материальных потоков. Когда учет финансовых потоков оторван от материальных: от кого конкретно ушел материальных поток, с кого списаны ресурсы, то в этом случае создаются прекрасные и сильно притягательные условия для экономической преступности. От поставщика материальный поток якобы ушел, но ни с кого не списан и никому не поставлен на учет. К получателю материальный поток явно не приходил, поскольку его не было. А деньги он перечислил на основе ложного содержания авизо. Отсутствие механизма контроля материальных потоков способствует и «уходу» государственных ресурсов за границу.
Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию комплексных мер методологического, правового и организационного характера. Организация и функционирование четкой системы государственного финансового контроля - обязательный и непременный элемент финансовой политики государства, и поэтому совершенствование системы государственного финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе финансового механизма. При этом государство использует механизм финансового контроля как важнейшее средство контроля за целевым и эффективным расходованием регионами бюджетных средств, что позволяет обеспечить национальную безопасность регионов России.
В отечественной науке и практике нет единого понимания государственного финансового контроля, нет его концепции. Отсутствие единых методик, стандартов контрольной деятельности влечет за собой разобщенность, разнотолкование, разнодействие контрольных органов на всех уровнях национальной экономики.
Все эти проблемы и должна, по нашему мнению, решить стандартизация государственного финансового контроля. Для этого должны быть узаконены понятие государственного финансового контроля и его параметры. Проверки, ревизии, обследования целесообразно проводить, руководствуясь едиными методиками и программами. В данный момент каждый регион использует свои методики. Единых стандартов, методик и программ на национальном уровне (для всех регионов) до сих пор не существует.
Принятие вышеуказанных мер позволит повысить эффективность государственного финансового контроля, обеспечить сохранность ресурсов регионов России. Своевременное выявление финансовых нарушений способен обеспечить эффективный государственный финансовый контроль. Путем организации эффективной системы государственного финансового контроля можно обеспечить
1 Кортунов С.В. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте Пб глобализации. М.: Наука, 2007. С. 37-38.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 25
экономическую безопасность регионов России. При этом исключительную актуальность в настоящее время приобретает проблема организации системы эффективного государственного финансового контроля, адекватная современному уровню управления регионами. Существующую в настоящее время в России систему государственного финансового контроля системой как таковой назвать весьма сложно. Функционирует «скорее не система, а некая совокупность разрозненных и слабо связанных между собой контролирующих органов, на которые возложены функции государственного финансового контроля». Например, по мнению Федерального Собрания РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора неэффективно проводилась работа в регионах по взысканию штрафов за нарушение бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации. По данным Федерального Собрания РФ, за 2009 - 2011 годы задолженность по уплате штрафов увеличилась более чем в 59 раз и составила 423,8 млрд. Рублей, аневозможная к взысканию задолженность по уплате штрафов (задолженность с истекшим сроком исковой давности три года) за 2009 - 2010 годы увеличилась более чем в 23 раза и составила 1,1 млрд. рублей3.
Таким образом, назрела необходимость в комплексном реформировании системы государственного (муниципального) финансового контроля и определении единых критериев его осуществления, в том числе и на региональном уровне.В целях повышения качества управления бюджетным процессом необходимо установить правовые и методологические основы государственного (муниципального) финансового контроля, а также ужесточить меры
принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.Кроме того, необходимо установить единые требования к определению степени эффективности использования бюджетных средств.Нуждается в совершенствовании и система подготовки и повышения квалификации кадров в области государственного (муниципального) финансового контроля.4
Литература:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июня 2012 г. N 192-СФ «ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И О НАДЗОРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Ахполов А.А. Эффективный контроль - эффективная экономика // Бюджет, 2002, № 1.
Зайцева О.П. Комплексный экономический анализ в условиях антикризисного управления: учебное пособие / О.П. Зайцева, А.И. Савина. - Новосибирск: СибУПК, 2004. с.81-82
Кортунов С.В. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте Пб глобализации. М.: Наука, 2007. С. 37-38.
Путилин В.Н. Основные направления укрепления экономической безопасности и повышения эффективности оборонной промыш-ленности.//Журнал Независимое военное обозрение, Январь 2008.
3 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июня 2012 г. N 192-СФ «ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И О НАДЗОРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
4 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июня 2012 г. N 192-СФ ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И О НАДЗОРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ТЯАШРОЯТ БШШБ88 Ш ЯШ81А | №6 2013 |