Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности привлечения иностранных инвестиций в регион'

Обеспечение экономической безопасности привлечения иностранных инвестиций в регион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INVESTMENT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селищева Тамара Алексеевна, Титенко Никита Юрьевич

В статье рассматриваются различные способы привлечения иностранных инвестиций в регион на примере Ленинградской области; анализируется экономическая ситуация, способствующая притоку иностранных инвестиций; проведено сравнение инвестиционных доходов данного региона; показано, что с помощью набора рычагов государственного регулирования инвестиций необходимо поддерживать экономическую безопасность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF ATTRACTING OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE REGION

The article deals with various ways to attract foreign investment on the example of the Leningrad region; an economic situation is analyzed that facilitates the inflow of foreign investment; a comparison of the investment income of the region; It is shown that with the help of a set of levers of state regulation of investments it is necessary to maintain the economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности привлечения иностранных инвестиций в регион»

Селищева Т.А., Титенко Н.Ю.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН

Аннотация. В статье рассматриваются различные способы привлечения иностранных инвестиций в регион на примере Ленинградской области; анализируется экономическая ситуация, способствующая притоку иностранных инвестиций; проведено сравнение инвестиционных доходов данного региона; показано, что с помощью набора рычагов государственного регулирования инвестиций необходимо поддерживать экономическую безопасность региона.

Ключевые слова. Инвестиции, иностранные инвестиции, социально-экономическое развитие, экономическая безопасность, инвестиционное развитие.

Selishcheva T.A., Titenko N.Yu.

ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF ATTRACTING OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE REGION

Abstract. The article deals with various ways to attract foreign investment on the example of the Leningrad region; an economic situation is analyzed that facilitates the inflow of foreign investment; a comparison of the investment income of the region; It is shown that with the help of a set of levers of state regulation of investments it is necessary to maintain the economic security of the region.

Keywords. Investments, foreign investments, social and economic development, economic security, investment development.

В условиях глобализации для государств жизненно важно поддерживать связи и налаживать коммуникации с другими участниками политических и особенно экономических процессов для взаимовыгодного сотрудничества, поддержания экономики страны на современном уровне [5]. Экономика России во многом зависит от состояния глобальной экономики и ориентирована на внешнеэкономические связи: доля экспорта в российском ВВП, по данным Председателя Центробанка Э.С. Набиуллиной, составляет 30%, что выше, чем у США, Китая, Бразилии [1]. Главной проблемой для российской экономики являются низкие темпы роста и существующая модель развития. Перед правительством стоит задача найти эффективную модель экономического роста, в которой, безусловно, большое значение отводится привлечению иностранных инвестиций на уровне отдельных регионов. Однако, в связи с этим, остро встает проблема экономической безопасности как на макроуровне, так и на уровне региона.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта Санкт-Петербургского государственного экономического университета на выполнение научно-исследовательских работ из средств ФГБОУ ВО «СПбГЭУ», 2018. ГРНТИ 06.58.45

© Селищева Т.А., Титенко Н.Ю., 2018

Тамара Алексеевна Селищева - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Никита Юрьевич Титенко - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Селищева Т.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-47-60. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 28.04.2018.

Экономической безопасность региона означает возможность действенного контроля региональными органами управления эффективности использования природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов; достижения темпов экономического роста и эффективности регионального производства; повышения качества продукции, работ, услуг; демонополизации производства; повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов [10, с. 334-338].

Президент В.В. Путин, подчеркнул следующим образом важность иностранных инвестиций для российской экономики: «Мы понимаем, что России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причём не просто капитал, а, так называемые, умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Однако и конкуренция за капиталы в мире растёт - мы это тоже видим и понимаем. Потому Правительство России стремится создать действительно открытую и привлекательную инвестиционную среду - с максимально либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата» [9].

По итогам 2017 года Ленинградская область вошла в список лидеров, показывающих лучшие результаты экономического развития как в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), так и в Российской Федерации. По объему ВРП Ленинградская область заняла второе место среди субъектов СЗФО, произведя около 16% от общего объема ВРП по округу (913,8 млрд руб.). В 2016 году ВРП региона составил 670 млрд рублей, а по ВРП на душу населения (330 тыс. рублей) Ленинградская область заняла пятнадцатое место среди всех российских регионов [3].

В 2017 году международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингз» поменяло прогноз по долгосрочным показателям Ленинградской области со «Стабильного» на «Позитивный», а рост региональной экономики, по его прогнозам, должен идти более высокими темпами, чем в среднем по стране. В регионе прогнозируется сохранение долга на низком уровне, сильная ликвидность и перспективные операционные показатели. В национальной и иностранной валютах рейтинги региона в долгосрочной перспективе были подтверждены уровнем «ВВ+». В дополнение к этому были подтверждены краткосрочный и долгосрочный рейтинги в иностранной и национальной валюте уровнем «В» и «ЛЛ(гц8)», соответственно. В 2017 году по итогам работы рейтингового агентства «Эксперт РА» Ленинградская область заняла 1-ое место по показателю «минимальный инвестиционный риск» среди регионов России [6].

На основе анализа иностранной практики и оценки региона со стороны инвестора и его ориента-ций, руководство Ленинградской области выделило некоторые конкурентоспособные преимущества региональной экономики, которые в дальнейшем стали основой инвестиционной стратегии до 2025 года: проведение кластерной политики; обеспечение высокого уровня жизни для привлечения высококвалифицированного персонала; наличие высококвалифицированного кадрового потенциала; действующая сеть индустриальных парков и промышленных зон для внедрения необходимых производств; благоприятный налоговый режим [7].

С 1999 по 2013 гг. в Ленинградской области был отмечен стабильный прирост иностранных инвестиций за счет грамотной и стратегически выверенной инвестиционной политики. Так, инвестиционная доля в ВРП всего лишь за несколько лет увеличилась с 42,6 до 52,1%, соответственно (см. рис.). Напряженная политическая ситуация, связанная с санкциями стран Запада после событий в Крыму, изменила положение дел, и, начиная с 2014 года, темпы прироста инвестиций стали снижаться и составили в 2017 году 262,1 млрд руб. [11].

Правительство Ленинградской области стремится более гибко реагировать и подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия и требования современного рынка, заранее предусматривать и решать вопросы, связанные с ресурсным и инфраструктурным обеспечением новых проектов. Регион взаимовыгодно сотрудничает более чем с 250 иностранными государствами и постоянно стремится к созданию новых возможностей для осуществления делового сотрудничества, предоставляя перспективы для взаимовыгодных инвестиций с иностранными партнерами. Особую поддержку регион оказывает инвестиционным проектам, направленным на импортозамещение. В сложных условиях руководство области стремится сделать все, чтобы позволить инвесторам минимизировать издержки и создать еще более благоприятные условия для их функционирования на территории Ленинградской области.

Рис. Динамика ВРП и инвестиций в основной капитал Ленинградской области в 2001-2016 гг. (млрд рублей) [7]

В инвестиционный потенциал региона свой вклад за последние годы внесли инвесторы из таких стран, как: Финляндия, США и Кипр, среднегодовые инвестиции которых составляют: 156 млн долларов США, 125 млн и 139 млн долларов США, соответственно [11]. В менее активную группу зарубежных инвесторов входят Великобритания, Дания, Нидерланды, Люксембург, Британские Виргинские острова, Австрия и Германия. Ключевыми секторами экономики, выгодными для инвестирования, являются: транспорт и связь и обрабатывающая промышленность. Транспортно-логистический комплекс лидирует и удерживает за собой первое место по объему иностранных инвестиций от общего их объема в экономику региона.

Система управления, включающая региональные органы власти и муниципальное управление, в большинстве своем определяет продуктивность принятия решений и направленность развития в построении стратегии выхода из проблемных ситуаций международного партнерства и регионального инвестиционного развития. Необходимо обеспечивать экономическую безопасность привлечения иностранных инвестиций, для чего требуется систематический подход к идентификации всех уровней экономической безопасности. Для достижения этого важным шагом является рассмотрение экономической безопасности как деятельности по мобилизации в регион зарубежных вложений, объединения социально-экономических связей на каждом уровне с учетом позиционного противостояния как внешним, так и внутренним угрозам, несущим критический характер.

Экономическую безопасность на любом уровне нужно рассматривать как систему отношений государства и общества и, соответственно, системный подход должен стать ключевым в анализе и прогнозировании проблем экономической безопасности. Региональная экономическая безопасность, соответственно, определяется как совокупность социально-экономических отношений экономической системы региона, способствующая препятствованию и противодействию как внешним, так и внутренним угрозам. Привлекая иностранный капитал, необходимо учитывать и остальные уровни экономической безопасности.

На экономическую безопасность региона при привлечении иностранных инвестиций влияют внешние факторы, которые связаны с международной и национальной экономической безопасностью. Влияют также и внутренние факторы, связанные с экономической безопасностью отдельного предприятия или отдельной личности. В обеспечении безопасности экономических процессов, и инвестиций в том числе, принято заниматься мониторингом следующих показателей:

1. ВРП региона.

2. Научно-техническая безопасность, выражающаяся в сохранении и передаче опыта ведущих отечественных научных школ и поддержании потенциала территорий в научно-техническом аспекте.

3. Производственная безопасность, определяемая как возможность производственного потенциала адекватно реагировать на падение промышленного производства.

4. Инвестиционная безопасность - способность инвестиций обеспечить экономический рост и расширенный объем производства.

5. Внешнеэкономическая безопасность, обеспечивающая развитие экспорта важнейших видов продукции при насыщении внутреннего рынка экономики территорий.

6. Энергетическая безопасность, выраженная в снабжении топливно-энергетическими ресурсами, соответствующими потребности региональной экономики.

7. Финансовая безопасность, обеспечивающая устойчивость финансовой системы региона.

Исследуя причины региональных инвестиционных рисков, можно выделить несколько главных

категорий и индикаторов безопасности. Ученые доказали важность учета макроэкономических инвестиционных показателей экономической безопасности во время разработки региональной инвестиционной политики (см. табл.).

Таблица

Важнейшие категории и показатели безопасности региона с учетом факторов инвестиционных рисков [8]

Категории Показатели

Переход к инновационной экономике; динамический и качественный экономический рост Доля сбережений в валовых инвестициях. Соотношение темпов прироста инвестиций к темпам прироста ВРП. Степень обновления и модернизации основного капитала. Доля притока ПИИ по отношению к ВРП. Доля оттока ПИИ по отношению к ВРП

Предпочтительность развития экономики и равновесие рыночных связей в долгосрочной перспективе Предпочтительность инвестирования в наукоемкое производство в каждой отрасли. Приоритеты размещения и спонсирования хозяйственных объектов при развитии социальной сферы в регионе. Прерогатива развития рыночных связей в регионе. Индекс транснационализации

Доходность и эффективность производства Окупаемость и доходность инвестиционных проектов при условии дисконтирования. Вложения в ВРП и эффективность расходования бюджетных средств. Увеличение рентабельности и наукоемкости продукции. Индекс интернационализации

Существует неразрывная связь экономической безопасности с социальной безопасностью, которая в большинстве случаев объясняется возникновением внутренних угроз, связанных с проблемной экономической ситуацией в регионе. Экономическая безопасность региона - это защитный механизм, который способен обеспечивать комплексное, маневренное развитие территорий, создавая при этом комфортные условия для жизни и занятия бизнесом. Необходимость обеспечения региональной экономической безопасности существенно возрастает в условиях возникновения проблем социально-экономического развития.

Академик В. Ивантер рассматривал экономическую безопасность в современных условиях как основополагающий критерий, влияющий на возможность стабилизации уровня жизни населения страны, устойчивое совершенствование сельского хозяйства и безотлагательную сохранность национальных интересов [2, с. 45]. Бывший генеральный директор ВТО Паскаль Лами акцентирует внимание на формировании и распределении доходов от добавленной стоимости в мировой практике, утверждая, что транснациональные корпорации берут под контроль высокоуровневые звенья в спирали ценностей и получают наибольший доход от добавленной стоимости. В процессе производства развитые страны становятся первооткрывателями в области исследований и разработок, дизайна и продажи, предоставляя оставшиеся ниши другим странам, способствуя лишь незначительному росту доходов партнерам из развивающихся стран [4].

На территории Ленинградской области в производстве товаров и услуг участвуют представители крупных компаний международного уровня. Учитывая это, необходимо обеспечить более долгосрочное планирование государством партнерства с бизнесом, для чего нужно правильно поставить цель, задачи, определить регуляторы и показатели выполнения цели; закрепить это в законодательной фор-

ме. Интеграция на всех уровнях взаимодействия власти с бизнес-партнерами, использование положительного опыта сотрудничества и отказ от неоправданных подходов могли бы сыграть на руку обеим сторонам. Можно предположить, что при эффективном партнерстве государства и бизнеса были бы совсем иные результаты по выполнению Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденной Правительством в 2011 году [3].

Авторитетное мнение экспертов Всемирного банка о возможности создания в Ленинградском регионе наиболее комфортных условий для иностранных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, обусловлено множеством факторов. Инвестиционная привлекательность региона связана с географическим положением; с формированием качественной законодательной базы, обусловившей финансовые, налоговые и иные государственные льготы. Совсем недавно было принято постановление о снижении региональной ставки по налогу на прибыль организаций с 18% до 13,5%.

Приняты нормы, освобождающие от налогообложения имущество организаций, которое создано и приобретено в результате привлечения инвестиций на строительные проекты. В регионе формируются индустриальные парки с готовой инфраструктурой при всесторонней поддержке администрации области. Развитием индустриальных парков, финансированием инфраструктурных проектов Ленинградской области, в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями, занимаются организации: в Ломоносовском районе - «Огееп81а1е», «Уткина заводь», «Приневский»; в Гатчинском районе - «Дони-Верево», «Мариенбург» [7]. Ленинградская область - один из лидеров в России по темпам развития промышленности, приросту объемов инвестиций на душу населения, по ежегодному приросту реальных доходов граждан; по использованию передовых технологий. При этом необходимо поддержание баланса интересов власти, общества и бизнеса.

Тем не менее, приходится сталкиваться и с трудностями на тернистом пути к успеху. Так, взяв за пример Гатчинский муниципальный район, можно увидеть, что темп роста в 2015 г. по отношению к 2013 году - 110%. При этом темп роста капитальных вложений средних и крупных организаций по отношению к 2014 г. составил 127,4%, из которых в 16,2 раза увеличился объем «операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг», 19,7% (или 1516,2 млн руб.) от общего объема вложили в свое развитие обрабатывающие производства, что на 22,5% меньше прошлого года. Как показывает анализ статистических данных [6], темп роста инвестиций возрастает. Но при этом создается дисбаланс в инвестировании обрабатывающего производства, которое сильно сократилось, и недвижимого имущества, которое существенно возросло.

Ради создания выверенных и правильных условий для развития инвестиционной деятельности, на основании Постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 846 функционирует межведомственная комиссия, занимающаяся производительными силами в Гатчинском муниципальном районе. В 2014 году состоялось 5 заседаний комиссии, по результатам которых было утверждено 8 проектов. Наиболее важными можно считать запуск завода ООО «Агро-Балттрейд», открытие нового логистического центра ООО «Галактика», запуск нового производственно-инжинирингового центра компании «5 Микрон Инжиниринг», а также реконструкция ООО «Птичий двор».

Таким образом, привлекая инвестиции различных иностранных компаний, необходимо заботиться об инвестиционном климате региона, как это было рассмотрено на примере Ленинградской области; создавать оптимальные и комфортные условия для инвесторов, доказывая тем самым правильность их решения и улучшая доверительные отношения в перспективе; разрабатывать и осуществлять программы, привлекающие спонсоров; учитывать риски и уметь нейтрализовать различные угрозы, возникающие как для экономики региона в целом, так и для компаний, чтобы в дальнейшем не отпугнуть инвесторов с последующим выводов их активов из региона.

Жизненно важно создавать условия, страхующие и минимизирующие экономические риски. Необходимо планомерно и тщательно совершенствовать законодательную базу, способствующую раскрытию инвестиционного потенциала территории; постоянно проводить анализ и непосредственно осуществлять контроль за исполнением законодательства; совместно с иностранными инвесторами решать вопросы прецедента и вносить непосредственный вклад в решение проблем экономики региона, обеспечивая его экономическое единство и целостность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Главные риски для экономики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ktovkurse.com/rossiya/ elvira-nabiullina-nazvala-glavnye-riski-dlya-ekonomiki-rossii (дата обращения 10.03.2018).

2. Ивантер В.В., Широв А.А., Гусев М.С., Моисеев А.К. Некоторые проблемы теории экономического роста // Финансы: теория и практика. 2017. № 3. Том 21. С. 45-49.

3. Инвестиционный портал Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enoblinvest.ru/ru/investpolitika/promishlenniye-klasteri/klaster-avtomobilestroeniya (дата обращения 15.03.2018).

4. Исаченко Т.М. Мировая торговля требует нового подхода к регулированию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/220818 (дата обращения 27.03.2018).

5. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Огай Г.Р. Возникновение внутренних угроз: неразрывная связь экономической и социально-психологической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37 (274). С. 39-47.

6. Куркин К. Поток инвестиций слабеет // Эксперт Северо-Запад. 2014. № 21 (668).

7. Постановление Правительства Ленинградской области от 19 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года».

8. Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 17.03.2016 г. № 147-рг «Об образовании совета по улучшению инвестиционного климата и проектному управлению в Ленинградской области».

9. России нужны умные инвестиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sovetnikprezi-denta.ru/86/2_o_i_vlast.html (дата обращения 12.03.2018).

10. Селищева Т.А. Региональная экономика. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 469 с.

11. Ленинградская область. Территория успешных инвестиций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/doing-business-in-russia/assets/guide_invest_len_reg_15_ru.pdf (дата обращения 20.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.