Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности правоохранительными органами в контексте приоритетов социально-экономического развития и новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации'

Обеспечение экономической безопасности правоохранительными органами в контексте приоритетов социально-экономического развития и новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMIC SECURITY / LAW ENFORCEMENT / STRATEGY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорев А.И.

В конце декабря 2015 года была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, являющаяся одним из базовых документов долгосрочного стратегического планирования деятельности государственных органов в отношении внешней и внутренней политики, официально определяющая национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в области обороны страны; государственной и общественной безопасности; повышения качества жизни российских граждан; экономического роста; науки, культуры, технологий, образования и здравоохранения; экологии живых систем и рационального природопользования и стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства. Обобщение и анализ данных официальной статистки за последнее десятилетие показывают негативные тенденции и динамику социальных индикаторов экономической безопасности. В соответствии с Концепцией к 2020 году уровень безработицы должен составлять не более 4–5%, уровень инфляции – 3,5%, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – 6,2%. Согласно консервативному варианту Прогноза к 2030 году безработица должна находиться на уровне 4,7%, инфляция – 3,8%, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – 8%. Приведенные данные и анализ указанных документов в целом показывают, что положения Концепции и Прогноза требуют внесения существенных корректировок, основанных на сложившейся ситуации внутри нашей станы и в мире и необходимости изменения подходов к проводимой социально-экономической политике. В современных условиях эффективная реализация положений новой Стратегии национальной безопасности имеет огромное значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring economic safety by law enforcement authorities in the context of the priorities of socio-economic development and the new Russian national security strategy

At the end of December 2015, was approved a new national security Strategy of the Russian Federation, which is one of the basic documents of strategic planning of activity of state bodies regarding domestic and foreign policy, formally defining the national interests and national strategic priorities of the Russian Federation in the field of defense; state and public safety; improve the quality of life of Russian citizens; economic growth; science, culture, technology, education, and health. ecology of living systems and rational use of natural resources and of strategic stability and equitable strategic partnership. The compilation and analysis of data of official statistics over the last decade show negative trends and the dynamics of social indicators of economic security. In accordance with the Concept, by 2020 the unemployment rate should be no more than 4-5%, inflation is 3.5%, the population with incomes below the subsistence minimum is 6.2%. According to the conservative scenario by 2030, unemployment should be at the level of 4.7%, inflation is 3.8%, the population with incomes below the subsistence minimum – 8%. Given the data and the analysis of these documents as a whole show that the concept of the provisions and forecasts require making significant adjustments based on layer-lived situation inside the country and in the world and the need to change approaches to the ongoing socio-economic policy. In modern conditions the effective implementation of the provisions of the new national security Strategy is of great importance for the further successful development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности правоохранительными органами в контексте приоритетов социально-экономического развития и новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

BecmHUKjBtyWT/Procee&ngs of VSUET, № 3, 2016_

Оригинальная статья/Original article_

УДК 338

DOI: http://doi .org/10.20914/2310-1202-2016-3-260-267_

Обеспечение экономической безопасности правоохранительными органами в контексте приоритетов социально-экономического развития и новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации

_Александр И. Хорев 1 al.khorev@gmail.com_

1 кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронеж. гос. ун-т. инж. техн., пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394066, Россия Реферат. В конце декабря 2015 года была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, являющаяся одним из базовых документов долгосрочного стратегического планирования деятельности государственных органов в отношении внешней и внутренней политики, официально определяющая национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в области обороны страны; государственной и общественной безопасности; повышения качества жизни российских граждан; экономического роста; науки, культуры, технологий, образования и здравоохранения; экологии живых систем и рационального природопользования и стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства. Обобщение и анализ данных официальной статистки за последнее десятилетие показывают негативные тенденции и динамику социальных индикаторов экономической безопасности. В соответствии с Концепцией к 2020 году уровень безработицы должен составлять не более 4-5%, уровень инфляции - 3,5%, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 6,2%. Согласно консервативному варианту Прогноза к 2030 году безработица должна находиться на уровне 4,7%, инфляция - 3,8%, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 8%. Приведенные данные и анализ указанных документов в целом показывают, что положения Концепции и Прогноза требуют внесения существенных корректировок, основанных на сложившейся ситуации внутри нашей станы и в мире и необходимости изменения подходов к проводимой социально-экономической политике. В современных условиях эффективная реализация положений новой Стратегии национальной безопасности имеет огромное значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации. Ключевые^лова^экономическаябезопасность^п^

Ensuring economic safety by law enforcement authorities in the context of the priorities of socio-economic development and the new Russian national security strategy

_Aleksandr I. Khorev 1 al.khorev@gmail.com_

1 economic security and financial monitoring department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394066, Russia Summary. At the end of December 2015, was approved a new national security Strategy of the Russian Federation, which is one of the basic documents of strategic planning of activity of state bodies regarding domestic and foreign policy, formally defining the national interests and national strategic priorities of the Russian Federation in the field of defense; state and public safety; improve the quality of life of Russian citizens; economic growth; science, culture, technology, education, and health. ecology of living systems and rational use of natural resources and of strategic stability and equitable strategic partnership. The compilation and analysis of data of official statistics over the last decade show negative trends and the dynamics of social indicators of economic security. In accordance with the Concept, by 2020 the unemployment rate should be no more than 4-5%, inflation is 3.5%, the population with incomes below the subsistence minimum is 6.2%. According to the conservative scenario by 2030, unemployment should be at the level of 4.7%, inflation is 3.8%, the population with incomes below the subsistence minimum - 8%. Given the data and the analysis of these documents as a whole show that the concept of the provisions and forecasts require making significant adjustments based on layer-lived situation inside the country and in the world and the need to change approaches to the ongoing socio-economic policy. In modern conditions the effective implementation of the provisions of the new national security Strategy is of great importance for the further successful development of the Russian Federation Keywords: economic security, law enforcement, strategy

Введение

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее производительность и конкурентоспособность на внутреннем рынке и на мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Она в свою очередь является важнейшим компонентом национальной безопасности. Только страна, обладающая мощной и развитой экономикой, большими ресурсами и надежным производственным потенциалом, способна обеспечить свою военную, социальную безопасность, территориальную целостность и неприкосновенность [1]. Ситуация, складывающаяся в последние несколько лет внутри нашей страны и в мире, является безусловным подтверждением этих слов.

Для цитирования Хорев А. И. Обеспечение экономической безопасности правоохранительными органами в контексте приоритетов социально-экономического развития и новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Вестник ВГУИТ. 2016. № 3. С. 260-267. doi:10.20914/2310-1202-2016-3-260-267

Изменение места и роли России на международной арене, активные и непрекращающиеся попытки США и отдельных стран ЕС навязать свою агрессивную позицию большинству стран мира, введение ограничительных и экономических санкций в отношении Российского государства, их расширение и постоянное ужесточение, существенное снижение цен на нефтегазовые ресурсы и ослабление курса рубля резко обострили социально-экономическую обстановку в РФ. В этих условиях вопросы о необходимости поиска новой модели долгосрочного стабильного развития России в целях укрепления ее национальной безопасности и успешной реализации национальных интересов приобрели особую актуальность.

For citation

Khorev A. I. Ensuring economic safety by law enforcement authorities in the context of the priorities of socio-economic development and the new Russian national security strategy. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 3. pp. 260-267. (in Russian). doi: 10.20914/2310-1202-2016-3-260-267

Ветник&ГУИТ/Фгосее£^ о/ЪЯ&ЕТ, № 3, 2016

Очевидно, что на решение этих задач должна быть направлена деятельность всех государственных структур, и, в первую очередь, принимая во внимание усиление криминализации общества, - силовых и правоохранительных ведомств.

В конце декабря 2015 года была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2], являющаяся одним из базовых документов долгосрочного стратегического планирования деятельности государственных органов [3] в отношении внешней и внутренней политики, официально определяющая национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ в области обороны страны; государственной и общественной безопасности; повышения качества жизни российских граждан; экономического роста; науки, культуры, технологий, образования и здравоохранения; экологии живых систем и рационального природопользования и стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Положения новой Стратегии содержат цели, задачи и меры, направленные на локализацию и нейтрализацию угроз национальной безопасности, ее укрепление, а также на обеспечение устойчивого развития РФ на долгосрочную перспективу. Более того, в новой Стратегии в качестве структурного элемента национальной безопасности, наряду с государственной и общественной безопасностью, включена экономическая безопасность. В ранее действующей Стратегии национальной безопасности до 2020 года [4] понятие экономической безопасности отсутствовало. Вопросы о необходимости экономического роста рассматривались в контексте «обеспечения национальной безопасности в экономической сфере». Теперь понятие «экономическая безопасность» возвращено в действующую нормативную правовую базу, что актуализирует проблемы экономической безопасности, повышает ее роль и значение в системе национальной безопасности, и, учитывая негативное влияние кризисных процессов на социально-экономическую сферу нашей страны, - подтверждает важность и необходимость решения вопросов по ее эффективному обеспечению.

К наиболее острым угрозам государственной и общественной безопасности в Стратегии отнесены:

— разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

— деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная

на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;

— деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

— деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

— преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

— коррупция.

Перечисленные выше угрозы демонстрируют особую роль правоохранительных органов в системе обеспечения национальной безопасности. Каждый вид этих угроз требует от правоохранительных структур эффективного и своевременного реагирования, готовности и способности адекватного противостояния существующим и новым угрозам. Однако, роль правоохранительных органов в системе обеспечения национальной безопасности гораздо шире, чем обеспечение государственной и общественной безопасности. Их деятельность

Ветник&ГУИТ/Фгосее£^ о/^ЦЕТ, № 3, 2016

также направлена на противодействие угрозам в сфере экономики и в социальной сфере. К таким угрозам, непосредственно связанным с профессиональной деятельностью правоохранительных структур, в Стратегии 2015 года отнесены: сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, нецелевое расходование бюджетных ассигнований. Таким образом, если говорить об экономической безопасности, то роль правоохранительных органов в системе ее обеспечении значительна и очевидна. При этом, например, в структуру МВД России входит Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; в Структуру Следственного комитета РФ -Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики; в структуру Генеральной прокуратуры - Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики. Каждый из этих правоохранительных органов и конкретных подразделений в составе того или иного правоохранительного ведомства решает свой круг специфических задач в рамках противодействия экономическим преступлениям, между тем, деятельность каждого из них прямым образом связана с правоохранительным обеспечением экономической безопасности.

В целом, экономическая безопасность -это сложное, многогранное, многоаспектное и многоуровневое социально-экономическое явление, состоящее из совокупности взаимосвязанных элементов, включающих, в частности, экономическую безопасность в финансовой сфере, экономическую безопасность в налоговой сфере, экономическую безопасность в бюджетной сфере и т. п. Важнейшим структурным элементом экономической безопасности является социальная компонента экономической безопасности или экономическая безопасность в социальной сфере.

Состояние социальной сферы государства и динамика ее развития оказывают существенное влияние на уровень экономической безопасности, направления и приоритеты ее обеспечения. Высокий уровень благосостояния граждан и качества их жизни, развитая система здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения являются необходимым условием для экономического роста и прогресса. В свою очередь, слабая система социального развития государства, усиление социальной напряженности в обществе, возникновение социальных взрывов и конфликтов способны стать фактором, оказывающим влияние на снижение или замедление темпов роста экономики, а также ее спад.

Если анализировать роль правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности в социальной сфере, то, на первый взгляд, она не так заметна. Однако, в целом это не так. Конечно, деятельность правоохранительных структур непосредственно не направлена на решение проблем, связанных с низким уровнем пенсионного обеспечения, ухудшением демографической ситуации в стране, высокой долей граждан, живущих за чертой бедности. Снижение степени воздействия и остроты таких угроз как безработица, низкие уровень благосостояния и качества жизни населения, резкая дифференциация общества по уровню доходов и т. п., в основном, зависят не от результатов деятельности правоохранительных ведомств, а от состояния экономики и социальной сферы страны, динамики, тенденций и перспектив их развития, продуманности предпринимаемых государством решений и программ реформирования, а также от эффективности практической реализации поставленных руководством страны задач. Однако в целом правоохранительные органы выполняют множество задач по обеспечению экономической безопасности в социальной сфере.

Рассмотрим наиболее серьезные угрозы экономической безопасности в социальной сфере под углом зрения деятельности органов внутренних дел, как наиболее крупной структуры среди правоохранительных органов РФ, как в плане выполняемых задач, так и в отношении численности сотрудников и объемов бюджетного финансирования, выделяемого МВД России, и, в частности, органам внутренних дел, из средств федерального бюджета по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Обобщение и анализ данных официальной статистки за последнее десятилетие показывают негативные тенденции и динамику социальных индикаторов экономической безопасности.

В 2006-2015 гг. был весьма высоким уровень бедности населения России. Например, численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения составляла от 10,7% (2012 г.) до 15,2% (2006 г.). Хотя в 20062012 гг. наблюдалась тенденция ежегодного снижения величины этого показателя, тем не менее, начиная с 2013 года, его размер стал ежегодно расти. К 2015 году удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума достиг отметки в 13,3%, что на 2,1% больше, чем в 2014 году (рисунок 1) [4].

16 14 12 10 8 6 4 2 0

2013

2014

2015

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Рисунок 1. Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения за 2006-2015 гг., %

Figure 1. The share of population with money incomes below the subsistence minimum in total population over 2006-2015, %

4

3.5 — 3

2.5 — 2

1.5 — 1

0.5 — 0 —

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рисунок 2. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума за 2006-2015 гг., % Figure 2. The ratio of per capita incomes and subsistence minimum for 2006-2015, %

Еще один показатель, характеризующий уровень благосостояния граждан и социально-экономического развития РФ в целом, - это соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. В 2006-2015 гг. этот показатель был невысок и находился в интервале от 2,66 до 3,57. Начиная с 2013 года, значение рассматриваемого показателя ежегодно падает. В 2015 году соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума снизилось до уровня 3,12 раза (рисунок 2) [4].

В последнее десятилетие в России отмечается высокий уровень безработицы граждан нашей страны и низкие темпы ее снижения. Если в 2006 году этот показатель находился на уровне 6,7%, в 2009 году - 8,2%, то в 2015 году уровень безработицы составил 5,6% численности рабочей силы. При этом 2015 году наблюдается повышение размера данного показателя по сравнению с предыдущим годом на 0,4% -с 5,2% до 5,6% (рисунок 3) [4].

В 2006-2015 гг. сохранялся высокий уровень дифференциации доходов граждан. Данные официальной статистики показывают, что за последние десять лет соотношение между средним уровнем денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами

и 10% населения с самыми низкими доходами (коэффициент фондов) было крайне велико. В рассматриваемый период коэффициент фондов находился на уровне 15,6-16,6 раз, то есть в последнее десятилетие размеры данного показателя снижаются очень медленными темпами (рисунок 4) [4].

Приведенные данные статистики, в том числе динамика удельного веса численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, уровня безработицы, коэффициента фондов показывают, что в последнее десятилетие состояние социальной сферы представляет угрозу экономической безопасности государства. Причем после некоторой стабилизации, начиная с 2009 года, в последние два года ситуация ухудшается.

Низкий уровень жизни граждан, нищета, отсутствие работы или ее потеря, невозможность найти новую достойно оплачиваемую работу, резкая имущественная дифференциация населения усиливают социальное напряжение в обществе, провоцируют возникновение социальной напряженности, способны стать причинами вовлечения граждан в преступную деятельность, в том числе, в преступную деятельность в сфере

экономики, провоцируют разрастание теневого сектора и усиление криминализации социально-экономических отношений.

Например, довольно много преступлений совершается безработными гражданами. По данным официальной статистики в 2006-2015 гг.

9 -

гражданами, не имеющими работы, совершалось от 22 000 (в 2015 г.) до 84 000 (в 2006 г.) преступлений в год. Хотя наблюдается стабильная динамика ежегодного снижения размеров данного показателя, тем не менее, уровень преступности безработных высок.

1111

2006

2007

2012

2013

2014

2015

2008 2009 2010 2011 Рисунок 3. Удельный вес численности безработных в численности рабочей силы за 2006-2015 гг., %

Figure 3. The percentage of unemployed in the labour force for 2006-2015, % 18 16 14 12 10 8 6 4 2

0 —

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рисунок 4. Соотношение уровня доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (коэффициент фондов) за 2006-2015 гг., раз

Figure 4. The ratio of incomes of 10% of the population with the highest incomes and 10% of the population with the lowest incomes (funds coefficient) for 2006-2015, times

На решение задач, связанных с профилактикой, предупреждением, выявлением, раскрытием преступлений, совершаемых социально уязвимыми категориями граждан, а также гражданами и организованными преступными группами, которые вовлекают социально незащищенные слои общества в преступную деятельность, в том числе деятельность, осуществляемую в рамках теневой экономики, направлена работа органов внутренних дел.

В связи со сказанным важным в контексте обеспечения и укрепления экономической безопасности, в частности экономической безопасности в социальной сфере, является:

— с одной стороны, разработка и принятие комплекса мер, направленных на успешное и стабильное развитие социальной сферы и экономики России, эффективная реализация социально-экономических приоритетов и достижение стратегических ориентиров устойчивого социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу;

— с другой стороны, повышение результатов работы органов внутренних дел и правоохранительных структур, в целом.

В Стратегии национальной безопасности РФ этим вопросам уделено немало внимания. В отношении противодействия угрозам качеству жизни населения среди приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества обозначены:

— совершенствование защиты прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;

— содействие росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;

8

7

6

5

4

3

2

&emHUK&ryMT/Proceedings qfVSVET, № 3, 2016L

— обеспечение поддержки трудовой занятости населения, контроля за соблюдением трудовых прав работников, совершенствование системы защиты от безработицы, создание условий для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

— создание условий для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения,

90 -

80

ведения здорового образа жизни, организация пропаганды здорового образа жизни;

— совершенствование системы контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизма государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.

70 60 50 40 30 20 10 0

lililí

I

2006

2007

2008

2009

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011

2012

2013

2014

2015

Рисунок 5. Численность беззаботных граждан, совершивших преступления, в 2006-2015 гг., тыс. чел. Figure 5. The number of carefree citizens who have committed crimes in the 2006-2015, thousand people

В части совершенствования правоохранительной деятельности в Стратегии определено, что необходимо комплексное развитие правоохранительных органов и укрепление социальных гарантий их сотрудникам.

В 2012-2013 гг. в рамках реформирования правоохранительных органов были приняты нормативные правовые акты, касающиеся предоставления социальных гарантий сотрудникам правоохранительных структур, в том числе:

— Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [5], распространивший свое действие на сотрудников органов внутренних дел;

— Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [6], распространивший свое действие на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; таможенные органы РФ; учреждения и органы федеральной противопожарной службы.

Новая нормативная правовая база включает в себя все направления социальной защиты сотрудников правоохранительных структур - от оплаты труда до пенсионного обеспечения. В частности, изменен состав выплат, входящих в денежное довольствие; увеличены размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям; сокращено количество дополнительных выплат и изменена их величина; введена единовременная социальная

выплата для приобретения или строительства жилого помещения и определены условия и правила для ее предоставления; отменены отдельные компенсации; повышены размеры выплат по государственному страхованию жизни и здоровья; увеличен размер выплачиваемых пенсий, введен дополнительный механизм их повышения. Таким образом, можно говорить о произошедших положительных изменениях в отношении социальных гарантий сотрудникам правоохранительных ведомств.

Однако современная социально-экономическая ситуация и негативные прогнозы ее развития, которые озвучиваются как специалистами-практиками, так и профильными ведомствами (например, Минэкономразвития РФ) требуют адекватного реагирования со стороны правоохранительных органов на угрозы и вызовы национальной и экономической безопасности РФ. Следовательно, учитывая, что развитая и эффективно действующая система оплаты труда и других социальных гарантий работникам предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, в том числе правоохранительных ведомств, способна оказать существенное влияние на результаты труда, сегодня нельзя останавливаться на достигнутом уровне социальных гарантий сотрудникам правоохранительных ведомств. Особенно, принимая во внимание, что этот уровень при отсутствии индексации размеров денежного довольствия в этих структурах и растущей инфляции ежегодно снижается. В современных условиях и в перспективе важным становится повышение благосостояния сотрудников и качества

®етник,&ГУИТ/Росее£.^ о/№ 3, 2016,

их жизни, а также создание благоприятных и безопасных условий служебной деятельности, что является основной предпосылкой повышения результатов их работы. Совершенствование системы социальных гарантий должно проводиться в русле как реализуемой государственной социально-экономической политики РФ и приоритетов ее развития на долгосрочную перспективу, так и с учетом целей и задач правоохранительной деятельности, направленных эффективное противодействие угрозам национальной безопасности.

В настоящее время ключевые направления и ориентиры социально-экономической политики РФ определены в:

— Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [7] (далее - Концепция);

— Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года [8] (далее - Прогноз).

Так, например, в соответствии с Концепцией к 2020 году уровень безработицы должен составлять не более 4-5%, уровень инфляции -3,5%, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 6,2%. Согласно консервативному варианту Прогноза к 2030 году безработица должна находиться на уровне 4,7%, инфляция - 3,8%, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 8%. Приведенные данные и анализ указанных документов, в целом, показывают, что положения Концепции и Прогноза требуют внесения существенных корректировок, основанных на сложившейся ситуации внутри нашей станы и в мире и необходимости изменения подходов к проводимой социально-экономической политике. Более того, действующим законодательством предусмотрена разработка одного из основополагающих документов стратегического планирования - Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочный период [9], включающего в себя систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития России.

Очевидно, что положения новой Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочный период должны быть ориентированы на:

— обеспечение достойного уровня и качества жизни российских граждан, их увеличение;

— повышение уровня социальной защиты населения, в частности за счет совершенствования механизма адресности предоставляемых социальных услуг;

— формирование условий и стимулов для максимально полного использования человеческого капитала и его развития;

— поворот в сторону интересов среднего класса (в том числе, социальных);

— реализацию социальной политики, с учетом системного подхода к решению социальных вопросов, планомерное проведение мероприятий, ориентированных на устойчивое долгосрочное социально-экономическое развитие;

— повышение эффективности бюджетного планирования и использования бюджетных ресурсов, направляемых в социальную сферу;

— усиление контроля за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств, направляемых на социальную политику, здравоохранение и образование.

Заключение

В современных условиях эффективная реализация положений новой Стратегии национальной безопасности имеет огромное значение для дальнейшего успешного развития РФ. Важнейшая роль отводится обеспечению национальных приоритетов, связанных с обеспечением обороны страны. Но не меньшее значение имеет решение вопросов, связанных с экономическим ростом и социальным развитием. Особое место в системе национальной безопасности отводится необходимости развития правоохранительных структур, как в части обеспечения государственной и общественной безопасности, так и в отношении экономической безопасности, в том числе экономической безопасности в социальной сфере. Сегодня необходима разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности, в частности, за счет укрепления социальных гарантий предоставляемых сотрудникам правоохранительных ведомств. Реализация этой задачи должна осуществляться в русле приоритетов социально-экономического развития РФ, и при этом учитывать цели и задачи государственной важности, стоящие перед этими структурами, а также требования общества к правоохранительной деятельности.

BemHu^BZyWr/Piqceedings qf VSUET, № 3, 2016l

ЛИТЕРАТУРА

1 Agibalov A.V., Zaporozhtseva L.A., Tkacheva J.V. The concept of formation of economically safe life cycle of agricultural enterprises // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. V. 55. № 7. P. 62-71.

2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности РФ».

3 Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

4 Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

5 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

6 Федеральный закон от 19.07.2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

7 Федеральный закон от 30.12.2012 г. №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

& Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».

9 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России).

10 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

11 Шедий Е.Г. Анализ и оценка эффективности агропромышленных формирований холдингового типа белгородской области // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. Т. 2. № 2. С. 10-14.

12 Ендовицкая A.B., Волкова T.A. Финансовая устойчивость как фактор экономической безопасности предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 3 (65). С. 258-162.

I ; Самойлов П.В., Федосеев А.И., Смарчкова Л.В., Житенев С.Л. Управление конфликтами в кризисной ситуации в целях повышения экономической безопасности предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 4 (66). С. 203-207.

REFERENCES

1 Agibalov A.V., Zaporozhtseva L.A., Tkacheva J.V. The concept of formation of economically safe life cycle of agricultural enterprises // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. V. 55. № 7. P. 62-71.

2 O strategii natsionalnoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii [The decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 № 683 "On the strategy of national security of the Russian Federation"]. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Александр И. Хорев д. э. н., профессор, зав. кафедрой, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, al.khorev@gmail.com

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Александр И. Хорев написал рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 03.07.2016 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 23.08.2016

3 O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii [Federal law of 28.06.2014 No. 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation"]. (in Russian)

4 O Strategii natsional'noi bezopasnosti RF do 2020 goda [The decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 № 537 "About strategy of national security of the Russian Federation until 2020"]. (in Russian)

5 Ofitsialnyi sait sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official website of the Federal service of state statistics]. Available at: http://www.gks.ru. (in Russian)

6 O sotsial'nykh garantiyakh sotrudnikam organov vnutrennikh del RF i vnesenii izmenenii v otdel'nye za-konodatel'nye akty RF [Federal law of 19.07.2011, № 247-FZ "About social guarantees to employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"]. (in Russian)

7 O sotsial'nykh garantiyakh sotrudnikam nekotor-ykh federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti i vnesenii iz-menenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF [Federal law of 30.12.2012 № 283-FZ "About social guarantees to employees of some Federal Executive bodies and modification of separate acts of the Russian Federation"]. (in Russian)

8 O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda [The government of the Russian Federation of 17 November 2008 No. 1662-R "About the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020"]. (in Russian)

9 Prognoz dolgosrochnogo sotsialno-ekonomich-eskogo RF na period do 2030 goda [Forecast long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by the Ministry of economic development)] . (in Russian)

10 O strategicheskom planirovanii v RF [Federal law of June 28, 2014 № 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation"]. (in Russian)

11 Shedii E.G. Analysis and assessment of efficiency of agroindustrial formations of holding type of the Belgorod region [Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences] 2012, vol. 2, no. 2, pp. 10-14. (in Russian)

12 Endovitskaya A.V., Volkova T.A. Financial sustain-ability as a factor of economic security of enterprise. Vestnik VGUIT [Proceedings of Voronezh state university of engineering technologies] 2015, no. 3 (65), pp. 258-162. (in Russian)

13 Samoilov V.P., Fedoseev A.I., Smarchkova L.V., Zhitenev S.L. Managing conflict in a crisis situation in order to increase the economic security of enterprise. Vestnik VGUIT [Proceedings of Voronezh state university of engineering technologies] 2015, no. 4 (66), pp. 203-207 (in Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Alexander I. Khorev doctor of economic sciences, professor, head of department, economic security and financial monitoring department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, al.khorev@gmail.com

CONTRIBUTION

Aleksandr I. Khorev wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The author declare no conflict of interest.

RECEIVED 3.7.2016

ACCEPTED 8.23.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.