Научная статья на тему 'Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения'

Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7718
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.30.2.065-071 / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOLOGICAL SAFETY / STRATEGY OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович

Автор, отмечая важность вопросов экологии и охраны окружающей среды, которые становятся особенно значимыми сегодня, а именно в 2017 г., объявленном Годом экологии, на основе анализа современного состояния правового регулирования, а также практики обеспечения экологической безопасности современной России предлагает некоторые концептуальные положения, раскрывающие содержание Стратегии обеспечения экологической безопасности как совокупности правовых мер и организационных мероприятий, направленных на обеспечение защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF PROVIDING ECOLOGICAL SAFETY

Review. The author, noting importance of environmental issues and environmental protection which become especially significant today, namely in 2017 announced by Year of ecology on the basis of the analysis of the current state of legal regulation, and also practice of ensuring ecological safety of modern Russia offers some conceptual provisions disclosing the content of Strategy of ensuring ecological safety as sets of the legal measures and organizational actions aimed at providing security of the environment and the vital interests of the person from possible negative impact of economic and other activity

Текст научной работы на тему «Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения»

. Обеспечение экологической безопасности современной России:

УНИВЕРСИТЕТА ""

имени О. Е. Кутафина(МГЮА) неК°т°рЫе Прав°вЫе решения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней .

В. Путин

Аннотация. Автор, отмечая важность вопросов экологии и охраны окружающей среды, которые становятся особенно значимыми сегодня, а именно в 2017 г., объявленном Годом экологии, на основе анализа современного состояния правового регулирования, а также практики обеспечения экологической безопасности современной России предлагает некоторые концептуальные положения, раскрывающие содержание Стратегии обеспечения экологической безопасности как совокупности правовых мер и организационных мероприятий, направленных на обеспечение защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Ключевые слова: экология, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, Стратегия обеспечения экологической безопасности.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.30.2.065-071

A. M. VORONOV,

doctor of jurisprudence, professor, the Deputy Director of Institute of problems of the Effective State and Civil Society of Department of Political Science of the Financial university at the Government Russian Federation

alex_voronoff@mail.ru 125993, Russia, Moscow, LeningradskiyAve., 49

CONCEPTUAL BASES OF PROVIDING ECOLOGICAL SAFETY

Review. The author, noting importance of environmental issues and environmental protection which become especially significant today, namely in 2017 announced by Year of ecology on the basis of the analysis of the current state of legal regulation, and also practice of ensuring ecological safety of modern Russia offers some conceptual provisions disclosing the content of Strategy of ensuring ecological safety as sets of the legal measures and organizational actions aimed at providing security of the environment and the vital interests of the person from possible negative impact of economic and other activity Keywords: ecology, environmental protection, ecological safety, Strategy of ensuring ecological safety.

Алексей

Михайлович

ВОРОНОВ,

доктор юридических наук, профессор,

заместитель директора Института проблем эффективного государства

и гражданского общества Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ alex_voronoff@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

© А . М. Воронов, 2017

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

В системе Целей развития тысячелетия1 выделены восемь важнейших целей развития, для каждой из которых указаны более конкретные задачи, в том числе измеряемые количественно . Среди Целей развития тысячелетия имеется и экологическая — цель 7, которая призвана обеспечить экологическую устойчивость на планете и отдельных стран . Задачи и показатели этой цели отражают необходимость решения двух главных планетарных проблем обеспечения экологической устойчивости:

— снизить воздействие человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов;

— улучшить экологические условия для развития человека, уменьшить экологические угрозы для его безопасности, здоровья и проживания .

Обращаясь к экологической проблематике современной России, уместно отметить, что в день открытия весенней сессии в Государственной Думе был дан символический старт Году экологии и особо охраняемых природных территорий: 5 января 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии . Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам в экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны

В этой связи законодатель планирует довольно большое количество изменений природоохранного законодательства . Нами предлагаются лишь некоторые концептуальные положения, раскрывающие содержание Стратегии обеспечения экологической безопасности до 2030 года .

Во-первых, особое внимание должно быть уделено инвентаризации природоохранного законодательства, в особенности должен быть ужесточен контроль за реформой в сфере обращения с отходами .

Второй приоритет — реализация Закона о наилучших доступных технологиях . Сейчас идет создание реестра труб — источников загрязнения, а следующий этап — установка датчиков, фиксирующих объемы выбросов .

Отметим, что 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом особо охраняемых природных территорий Соответственно, готовятся изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»: запрет изъятия земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), запрет на перевод из одной категории в другую, запрет на застройку таких территорий, усиление режима охраны, устранение барьеров при создании ООПТ и другие вопросы

Вопросы экологии и природоохраны затрагивают и братьев наших меньших В ближайших планах — публичное обсуждение закона «Об ответственном обращении с животными» . 27 декабря 2016 г. прошло заседание Госсовета, посвященное экологическому развитию России, на котором спецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил ужесточить наказание за жестокое обращение с животными

Основной задачей Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России

Декларация целей развития тысячелетия . Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года .

Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы

Мероприятия Года экологии будут проводиться в следующих главных областях:

Совершенствование законодательства

В 2017 г. будет осуществляться практическая реализация изменений законодательства в сфере экологии, которые разрабатывались в предшествующие годы . Изменения затронут Водный, Лесной, Земельный кодексы России и многие федеральные законы, регламентирующие данную сферу. По этой причине 2017 г. станет годом экологических реформ . Произойдет совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих сферу экологии, и практическое применение уже разработанных норм

Переход на инновационные технологии

В план Года экологии включено 64 природоохранных мероприятия, реализуемых 21 крупным предприятием в 22 субъектах Российской Федерации Планируемое снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду составит свыше 70 тыс . т в год . Минприроды России и Росприроднадзором уже подписано 25 соглашений о реализации экологических программ с предприятиями на сумму 24 млрд руб и планируется заключить еще 13 соглашений

Совершенствование управления отходами

В 2017 г. в России будет рекультивировано более 20 полигонов бытовых отходов В десятках регионов будут открыты новые мусоросортировочные, мусо-роперерабатывающие комплексы и центры обращения с отходами Во всех регионах страны будет продолжено внедрение системы сбора ртутьсодержащих и опасных отходов . В Московской области и Казани планируется запуск инновационного пилотного проекта «Нулевое захоронение отходов» . Будет продолжено формирование рыночных условий для активного введения раздельного сбора отходов

Особо охраняемые природные территории

В 2017 г. будет создано 7 национальных парков, 2 государственных природных заповедника и 2 федеральных заказника . Произойдет расширение территории двух существующих ООПТ федерального значения: Национального парка «Русская Арктика» и Кавказского природного биосферного заповедника . В течение ближайших 8 лет площадь федеральных ООПТ России увеличится на 18 % .

Охрана водных ресурсов

В план Года экологии включено более 70 мероприятий, касающихся охраны водных объектов . Запланировано строительство 26 объектов, снижающих негативное влияние на водные объекты .

Большое внимание уделено программе защиты озера Байкал, которая включает 33 мероприятия

И Д И Ч

п

к к

S к

НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Охрана лесных ресурсов и лесовосстановление

В 2017 г планируется восстановить 800 тыс . га лесов на территории страны . В том числе будет продолжено лесовосстановление на Байкальской природной территории, пострадавшей от природных пожаров 2015 г

Охрана животного мира

В 2017 г продолжится выполнение программы реинтродукции в естественную среду таких редких видов, как европейский зубр, переднеазиатский леопард и лошадь Пржевальского . Запланировано издание нового тома Красной книги России «Животные» .

Экологическое просвещение и региональные программы

В соответствии с планом мероприятий в 2017 году будет проведен цикл всероссийских и региональных совещаний по обсуждению наиболее актуальных вопросов в сфере развития экологии . Планируются к проведению циклы конференций, форумов и круглых столов . Пройдут экологические конкурсы среди школьников, фестивали и слеты, будут организованы фотовыставки, проведены волонтерские акции, организована работа детских и подростковых лагерей . Особое внимание будет уделено освещению всех мероприятий в средствах массовой информации2 .

Для обеспечения экологической устойчивости в России, на наш взгляд, должна быть решена предлагаемая ООН задача, а именно «включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов» В связи с чем представляется целесообразной разработка концепции Стратегии экологической безопасности как формы организации совместных мероприятий, максимально учитывающих и предусматривающих возможности, перспективы и средства деятельности публичной администрации, а также совокупности правовых мер и организационных мероприятий, направленных на обеспечение защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

При таком подходе нами предлагаются некоторые концептуальные положения, определяющие содержание Стратегии обеспечения экологической безопасности на период до 2030 года .

Данная Стратегия должна стать базовым документом стратегического планирования в сфере развития системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации и должна определить комплекс взаимоувязанных приоритетов, целей, задач и мер во внутренней и внешней политике, направленных на обеспечение экологической безопасности на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отраслях экономики, а также обеспечение устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу

Стратегия послужит основой для эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур, организаций, общественных объединений и населения для защиты национальных интересов Российской Федерации

URL: http://ecoyear. ru/about/ (дата обращения: 02.02.2017) .

2

и обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности .

Принципиальные положения в области обеспечения экологической безопасности базируются на взаимосвязи и взаимозависимости с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года . Правовую основу настоящей Стратегии составляют: Конституция РФ, Федеральные законы от 28 декабря 2010 г № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Экологическая доктрина Российской Федерации, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, Климатическая доктрина Российской Федерации и ряд других стратегических документов, а также федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ

Нами сформулирован понятийно-категориальный аппарат в сфере обеспечения экологической безопасности, который базируется (в некоторой части) на положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации:

• национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, достойные качество и уровень жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации;

• национальные интересы Российской Федерации — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, гражданского общества и государства;

• экологическая безопасность — состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

• угроза экологической безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба окружающей среде и жизненно важным интересам человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устойчивому развитию Российской Федерации;

• система обеспечения экологической безопасности — совокупность сил и средств обеспечения экологической безопасности;

• средства обеспечения экологической безопасности — технологии, а также технические, программные, нормативные правовые, организационные инструменты, используемые для обеспечения защищенности окружающей

среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного Р

воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; силы обеспечения экологической безопасности — государственные органы, должностные лица публичной администрации входящие в систему обеспечения экологической безопасности согласно своей компетенции, а также общественные организации, граждане и иные институты гражданского общестсва .

И Ч

п

к к

s к

НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Говоря о стратегических приоритетах обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, следует отметить, что устойчивое развитие экономики и социальной сферы современной России и в целом национальная безопасность могут быть обеспечены только при наличии во всех регионах страны многочисленных крупных наземных и водных природных и природно-антропоген-ных объектов (экосистем), способных поддерживать свою стабильность при существующих уровнях техногенной нагрузки, реализовать внутренний потенциал развития при снижении уровней этой нагрузки и поддерживать благоприятное состояние окружающей среды и среды обитания человека

Наличие и стабильность функционирования таких природных и природно-антропогенных объектов на территории и в акваториях Российской Федерации является интегральным показателем состояния экологической безопасности, в связи с чем приоритетами в деятельности государства и общества в области обеспечения экологической безопасности должны стать:

— сохранение и восстановление природных экосистем;

— сохранение биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;

— регулирование роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;

— рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов

Здесь следует обратить внимание на то, что состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, а также уровень экологической безопасности на территории, где проживает большинство населения России, на настоящий момент следует считать неудовлетворительным При этом, по мнению экспертов, за последнии 10 лет ситуация в этой сфере не улучшается .

Исторические особенности развития природно-хозяйственного комплекса Российской Федерации и унаследованные от Советского Союза экологические проблемы отраслей и регионов обусловили возникновение и развитие разнообразных видов внутренних угроз экологической безопасности, наиболее значимыми из которых, на наш взгляд, являются: прежде всего ускоренный, не всегда оправданный и не всегда учитывающий исторические, природно-климатические и иные особенности Российской Федерации переход на зарубежные экологические стандарты, вызывающий дезорганизацию национальной природоохранной системы управления, а также неуклонный рост числа экологических правонарушений и преступлений, обусловленный низкой эффективностью функционирования национальной природоохранной системы

К внутренним угрозам экологической безопасности следует отнести также высокую энергоемкость и ресурсоемкость многих отраслей экономики, обуславливающую значительное воздействие на окружающую среду по всем звеньям технологических цепочек; неудовлетворительное качество воды в большинстве поверхностных водоемов, обусловленное сбросами неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод различного происхождения, и нерациональное использование водных ресурсов

При этом также стоит отметить большие объемы отходов производства и потребления, в том числе опасных химических и радиоактивных отходов, размещенных по всей территории Российской Федерации и по большей части в условиях, не отвечающих нормативным требованиям, а также отсутствие в государстве индустрии переработки (обезвреживания, утилизации) отходов и др .

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Шпаковский Ю. Г. [и др . ] . Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития : монография / отв . ред . Н . Г. Жаворонкова . — М . : Норма : Инфра-М, 2016 . — 246 с .

2 . Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной без-

опасности Российской Федерации : монография . — М . : ВГНА Минфина России, 2007 . — 326 с .

3 . Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Институциональные проблемы реали-

зации в Российской Федерации требований ВТО применительно к сфере охраны окружающей среды // Государственный аудит. Право . Экономика . — 2015 . — № 1. — С . 96—103 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш m К

Т □

б Р И Д И Ч

п

к к

S к

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.