Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
автомобиль / экология / экологическая безопасность / показатели загрязнения / количество выбросов / car / ecology / environmental safety / pollution indicators / emissions

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Хаитбоев Э.Б.

В этой статье приведена разработка методических рекомендаций и применения их результатов в производство в целях усовершенствования автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT COMPLEX

This article describes the development of methodological recommendations and the application of their results in production in order to improve road transport.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 629.07

Хаитбоев Э.Б.

преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация: в этой статье приведена разработка методических рекомендаций и применения их результатов в производство в целях усовершенствования автомобильного транспорта.

Ключевые слова: автомобиль, экология, экологическая безопасность, показатели загрязнения, количество выбросов.

В Узбекистане охраны и защита окружающей среды рассматривается как важнейшая государственная задача. Для устойчивого развития демократического общества характерна комплектность приёмов рационального природопользования во всех сферах народного хозяйства, в том числе в автотранспортном комплексе (АТК), существенно воздействующим на природу [1,2].

Экологическая безопасность АТС это, минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровые человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов.

Как известно, на наземном транспорте наиболее распространены ДВС как с внешним, так и с внутреннем смесеобразованием топлива с воздухом в определенном пропорции, соответствующей их режима работы в эксплуатации. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью и долговечностью и применяются во всех типах АТС.

Таким образом, в результате работы автомобильного двигателя уменьшается необходимый для дыхания кислород и частично заменяется токсичными газами, что очень вредно для организма человека.

Известно, что образование монооксида и диоксида углерода связано преимущественно с процессами горения, но не технологическими процессами жизненного цикла. А источниками выделения углеводородов, не связанных с процессами горения, являются в основном утечки и испарения в технологических процессах нефтепереработки, лакокрасочных материалов. В составе отработавших газов автомобильных двигателей присутствуют углероды, образующиеся двумя путями: в результате реакций цепочное-теплового взрыва, когда образуются ПАУ, альдегиды, кетоны, фенолы, а также в результате неполного сгорания топлива [3]. Скорость распространения паров топлива в окружающей среде вследствие диффузии определяет протекание диффузионного испарения. Закономерность молекулярного переноса описываются законом Фика, который связывает удельный поток пара с градиентом его концентрации С: (1)

где -коэффициент диффузии паров топлива

Этот уравнение справедливо для описания диффузии в подвижной среде в условиях статического испарения из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора [4].

В данной работе основное внимание уделяется процессам удаление газообразных загрязнителей путем абсорбции, адсорбции, конденсации, химической обработки и окисления.

При очистке и нейтрализации отработавших газов автомобильных двигателей, а также при очистке уходящих газов тепловых электростанций, котельных, мотороиспытательных станций широко используется методы дожигание и химическая обработка[5].

Как отмечается величина парникового эффекта зависит только от концентрации в атмосфере и определяется исключительно мощностью

источников загрязнения независимо от их месторасположения и происходящих в атмосфере физике - химических процессов.

При моделировании процессов распространения и трансформации автомобильных выбросов локальных территориях рассматриваются следующие зоны транзита загрязняющих веществ в атмосфере:

-зона выброса,

-импактная зона (территория непосредственного влияния источника загрязнения),

- зона контактна загрязняющих веществ с подстилающими поверхностями [6].

При изучении изменении состава и температуры атмосферного воздуха парниковыми газами за пределами импактной зоны в фоновой зоне применимы особей методы оценки концентраций загрязняющих веществ. В этих моделях считается, что частицы или молекулы загрязняющих веществ, выброшенные в атмосферу, удаляются друг от друга под влиянием турбулентных вихрей. Для моделирования процессов турбулентной диффузии в атмосфере используется два подхода [7]: теория градиентного переноса и статическая теория, связанные между собой.

Основной целью статьи является разработка принципов, расчетных и экспериментальных методов управления качеством окружающей среды в мегаполисе путем совершенствования экологических характеристик автотранспортных средств, упорядочения движения транспорта на улично-дорожной сети с использованием современных технологий телематики и обработки информации. При этом основной акцент исследования делается на изучении поведения совокупности машин на улично-дорожной сети крупного города с позиции оценки их вклада в загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами и теплоту, выделяемых с отработавшими газами транспортных двигателей.

Согласно утверждением автора основное влияние на расход топлива и выбросы токсичных веществ оказывает интенсивность и величина перемещения

органа управление топливоподачей в режиме разгона. В режиме разгона происходит нарушение процесса образования смеси, рассогласование агрегатов системы питания и зажигания, увеличение неравномерности распределения смеси по цилиндром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ходжаев Ф. Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами от автотранспорта и методы его уменьшения. Экологический вестник., №4. 2004г.-стр.33-36;

2. Эргашев Т., Эргашев А. Экологическая безопасность. Среда жизни человека Chinor ЕЖ. 2007. стр.105-109;

3. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;

4. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-algoritma-opredeleniya-potoka-nasyscheniya-na-reguliruemyh-peresecheniyah (дата обращения: 24.11.2023);

5. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-kolichestva-vybrosa-toksichnyh-veschestv-v-okruzhayuschuyu-sredu-transportnym-potokom (дата обращения: 24.11.2023);

6. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;

7. Базаров Б. и др. Биометан из биогаза в качестве моторного топлива biomethane from biogas as a motor fuel biogasdan motor yonilg'isi sifatida biometan //ТРАНСПОРТ. - 2021. - С. 14.

Khaitboev E.B.

Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT COMPLEX

Abstract: this article describes the development of methodological recommendations and the application of their results in production in order to improve road transport.

Keywords: car, ecology, environmental safety, pollution indicators, emissions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.