УДК 629.07
Хаитбоев Э.Б.
преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация: в этой статье приведена разработка методических рекомендаций и применения их результатов в производство в целях усовершенствования автомобильного транспорта.
Ключевые слова: автомобиль, экология, экологическая безопасность, показатели загрязнения, количество выбросов.
В Узбекистане охраны и защита окружающей среды рассматривается как важнейшая государственная задача. Для устойчивого развития демократического общества характерна комплектность приёмов рационального природопользования во всех сферах народного хозяйства, в том числе в автотранспортном комплексе (АТК), существенно воздействующим на природу [1,2].
Экологическая безопасность АТС это, минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровые человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов.
Как известно, на наземном транспорте наиболее распространены ДВС как с внешним, так и с внутреннем смесеобразованием топлива с воздухом в определенном пропорции, соответствующей их режима работы в эксплуатации. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью и долговечностью и применяются во всех типах АТС.
Таким образом, в результате работы автомобильного двигателя уменьшается необходимый для дыхания кислород и частично заменяется токсичными газами, что очень вредно для организма человека.
Известно, что образование монооксида и диоксида углерода связано преимущественно с процессами горения, но не технологическими процессами жизненного цикла. А источниками выделения углеводородов, не связанных с процессами горения, являются в основном утечки и испарения в технологических процессах нефтепереработки, лакокрасочных материалов. В составе отработавших газов автомобильных двигателей присутствуют углероды, образующиеся двумя путями: в результате реакций цепочное-теплового взрыва, когда образуются ПАУ, альдегиды, кетоны, фенолы, а также в результате неполного сгорания топлива [3]. Скорость распространения паров топлива в окружающей среде вследствие диффузии определяет протекание диффузионного испарения. Закономерность молекулярного переноса описываются законом Фика, который связывает удельный поток пара с градиентом его концентрации С: (1)
где -коэффициент диффузии паров топлива
Этот уравнение справедливо для описания диффузии в подвижной среде в условиях статического испарения из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора [4].
В данной работе основное внимание уделяется процессам удаление газообразных загрязнителей путем абсорбции, адсорбции, конденсации, химической обработки и окисления.
При очистке и нейтрализации отработавших газов автомобильных двигателей, а также при очистке уходящих газов тепловых электростанций, котельных, мотороиспытательных станций широко используется методы дожигание и химическая обработка[5].
Как отмечается величина парникового эффекта зависит только от концентрации в атмосфере и определяется исключительно мощностью
источников загрязнения независимо от их месторасположения и происходящих в атмосфере физике - химических процессов.
При моделировании процессов распространения и трансформации автомобильных выбросов локальных территориях рассматриваются следующие зоны транзита загрязняющих веществ в атмосфере:
-зона выброса,
-импактная зона (территория непосредственного влияния источника загрязнения),
- зона контактна загрязняющих веществ с подстилающими поверхностями [6].
При изучении изменении состава и температуры атмосферного воздуха парниковыми газами за пределами импактной зоны в фоновой зоне применимы особей методы оценки концентраций загрязняющих веществ. В этих моделях считается, что частицы или молекулы загрязняющих веществ, выброшенные в атмосферу, удаляются друг от друга под влиянием турбулентных вихрей. Для моделирования процессов турбулентной диффузии в атмосфере используется два подхода [7]: теория градиентного переноса и статическая теория, связанные между собой.
Основной целью статьи является разработка принципов, расчетных и экспериментальных методов управления качеством окружающей среды в мегаполисе путем совершенствования экологических характеристик автотранспортных средств, упорядочения движения транспорта на улично-дорожной сети с использованием современных технологий телематики и обработки информации. При этом основной акцент исследования делается на изучении поведения совокупности машин на улично-дорожной сети крупного города с позиции оценки их вклада в загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами и теплоту, выделяемых с отработавшими газами транспортных двигателей.
Согласно утверждением автора основное влияние на расход топлива и выбросы токсичных веществ оказывает интенсивность и величина перемещения
органа управление топливоподачей в режиме разгона. В режиме разгона происходит нарушение процесса образования смеси, рассогласование агрегатов системы питания и зажигания, увеличение неравномерности распределения смеси по цилиндром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ходжаев Ф. Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами от автотранспорта и методы его уменьшения. Экологический вестник., №4. 2004г.-стр.33-36;
2. Эргашев Т., Эргашев А. Экологическая безопасность. Среда жизни человека Chinor ЕЖ. 2007. стр.105-109;
3. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;
4. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-algoritma-opredeleniya-potoka-nasyscheniya-na-reguliruemyh-peresecheniyah (дата обращения: 24.11.2023);
5. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-kolichestva-vybrosa-toksichnyh-veschestv-v-okruzhayuschuyu-sredu-transportnym-potokom (дата обращения: 24.11.2023);
6. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;
7. Базаров Б. и др. Биометан из биогаза в качестве моторного топлива biomethane from biogas as a motor fuel biogasdan motor yonilg'isi sifatida biometan //ТРАНСПОРТ. - 2021. - С. 14.
Khaitboev E.B.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT COMPLEX
Abstract: this article describes the development of methodological recommendations and the application of their results in production in order to improve road transport.
Keywords: car, ecology, environmental safety, pollution indicators, emissions.