Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРПОРАЦИЯ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИБЫЛЬ / ДОХОДНОСТЬ / ЛИКВИДНОСТЬ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицына Лариса Викторовна, Волгунцева Кристина Игоревна, Махонина Ольга Владимировна, Сафонова Валентина Александровна

В статье обосновывается целесообразность обеспечения эффективности деятельности бизнеса в качестве одной из ключевых целей. Рассматриваются различные ее виды, а именно: экономическая, социальная, техническая и экологическая эффективность. Прослеживается тесная связь между ними. Обращается внимание на то, что обеспечение эффективности находится в отдельных случаях под влиянием особенностей корпоративного управления и структуры капитала. Материал статьи может представлять интерес для практиков в сфере финансов компаний, а также учащихся экономических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кислицына Лариса Викторовна, Волгунцева Кристина Игоревна, Махонина Ольга Владимировна, Сафонова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE EFFICIENCY OF ACTIVITIES AS ONE OF THE KEY BUSINESS GOALS IN MODERN CONDITIONS

The article substantiates the expediency of ensuring the efficiency of business activities as one of the key goals. Its various types are considered, namely: economic, social, technical and environmental efficiency. There is a close connection between them. Attention is drawn to the fact that the provision of efficiency is in some cases influenced by the peculiarities of corporate governance and capital structure. The material of the article may be of interest to practitioners in the field of company finance, as well as students of economic universities.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_1_1 УДК 336.67

Кислицына Лариса Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: visnip@mail.ru

Волгунцева Кристина Игоревна,

магистрант кафедры финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: Volguntseva96@mail.ru

Махонина Ольга Владимировна,

студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: makhonina.olga01@mail.ru

Сафонова Валентина Александровна,

студент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: valya.saf@icloud.com

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕЛЕЙ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье обосновывается целесообразность обеспечения эффективности деятельности бизнеса в качестве одной из ключевых целей. Рассматриваются различные ее виды, а именно: экономическая, социальная, техническая и экологическая эффективность. Прослеживается тесная связь между ними. Обращается внимание на то, что обеспечение эффективности находится в отдельных случаях под влиянием особенностей корпоративного управления и структуры капитала. Материал статьи может представлять интерес для практиков в сфере финансов компаний, а также учащихся экономических вузов.

Ключевые слова: экономическая эффективность; социальная эффективность; экологическая эффективность; техническая эффективность; корпорация; бизнес; предпринимательство; предпринимательская активность; цели деятельности; прибыль; доходность; ликвидность; риск.

UDC 336.67

Kislitsyna Larisa Viktorovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: visnip@mail.ru

Volguntseva Kristina Igorevna,

Master student of the Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: Volguntseva96@mail.ru

Makhonina Olga Vladimirovna,

student, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: makhonina.olga01@mail.ru

Safonova Valentina Alexandrovna,

student, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: valya.saf@icloud.com

ENSURING THE EFFICIENCY OF ACTIVITIES AS ONE OF THE KEY BUSINESS GOALS IN MODERN CONDITIONS

The article substantiates the expediency of ensuring the efficiency of business activities as one of the key goals. Its various types are considered, namely: economic, social, technical and environmental efficiency. There is a close connection between them. Attention is drawn to the fact that the provision of efficiency is in some cases influenced by the peculiarities of corporate governance and capital structure. The material of the article may be of interest to practitioners in the field of company finance, as well as students of economic universities.

Keywords: economic efficiency; social efficiency; environmental efficiency; technical efficiency; corporation; business; entrepreneurship; entrepreneurial activity; goals of the activity; profit; profitability; liquidity; risk.

Для современного бизнеса в независимости от его размерности актуальным является вопрос целеполагания. Именно достижение тех или иных целей есть один из индикаторов работы менеджмента компании, основа для разработки стратегий. Традиционно в качестве целей рассматривают прибыль, рентабельность, доходность, ликвидность, риск и др. Считаем особо значимым рассмотрение в качестве одной из основных целей обеспечение эффективности. При этом важное значение принадлежит расстановке приоритетов. Выбор ключевой или суперцели в каждый конкретный момент времени требует от компании определенного уровня потенциала [1-3], отлаженной системы текущего и долгосрочного планирования [4]. При этом выбор целей находится в определенной зависимости от размера компании, структуры капитала и структуры собственников. Именно на эти моменты сделан акцент в статье.

Научная новизна исследования заключается в развитии вопроса целеполагания бизнеса как актуального направления. Целью работы является обоснование обеспечения эффективности деятельности как одной из ключевых целей ведения бизнеса в современных условиях

Решение поставленных задач на всех этапах исследования осуществлялось с использованием диалектического подхода к изучению явлений и закономерностей, а также с применением расчетно-аналитических, экономико-математических методов, метода системного анализа и др.

Целеполагание во многом для крупного бизнеса определяется особенностями корпоративного управления. Теоретически проблематика корпоративного управления исследуется в различных аспектах, но, без сомнения, особенно ярко проявляется в условиях конфликта интересов менеджеров и собственников. Если попытаться определить, имеет ли место конфликт интересов

менеджеров и собственников в России, то, прежде всего, начать необходимо с рассмотрения вопроса о том, существуют ли в нашей стране крупные корпорации как таковые, для которых свойственна вышеуказанная проблема? Если в зарубежной практике понимают под корпорацией крупные акционерные общества, то в России такого однозначного понимания в настоящее время пока нет. Такие определения, как метакорпорация, интегрированная бизнес-группа (ИБГ), нашли свое применение в литературе в связи с тем, что для характеристики крупного бизнеса в России не всегда представляется возможным использование хорошо известных и законодательно закрепленных понятий. Основной проблемой, затрудняющей изучение финансовых особенностей функционирования предприятий внутри ИБГ является то, что значительная часть компаний является одновременно участником нескольких ИБГ

Возвращаясь к вопросу о конфликте «менеджеры-собственники», отметим, что помимо уже названных проблем, касающихся на практике определения границ российской корпорации, существует еще одна немаловажная проблема, связанная с концентрацией собственности. Так, с момента приватизации в начале 1990-х гг. до настоящего времени Россия прошла путь от доминирующей доли в структуре капитала инсайдеров к преобладанию доли аутсайдеров, причем в качестве внешних акционеров выступают не индивидуальные собственники, а институциональные, которые таким образом формируют вокруг себя ИБГ того или иного типа. Очевидно, что в этих условиях достаточно проблематичной является оценка конфликта интересов собственников и менеджеров, одного из основных вопросов в области корпоративного управления, а оценить эффект от данного конфликта вообще не представляется возможным. Так, классическим проявлением недостаточно эффективного корпо-

ративного управления служит феномен так называемого «окопавшегося» менеджмента. Модель «окапывания» в данном случае ориентирована на принятие, в том числе финансовых, решений, направленных на укрепление позиций высшего управленческого персонала (менеджмента) в корпорации.

Наиболее остро данная проблема проявляется в случае отделения собственности от управления, именно в этой ситуации данный вопрос можно исследовать в полной мере. Однако в России зачастую достаточно сложно определить, является ли менеджер обыкновенным управленцем, которому свойственно защищать интересы корпорации или свои собственные интересы, формируя стратегию окапывания, или менеджер является собственником, владея определенным количеством акций, и тогда его интересы будут несколько иными. Ситуация может значительно усложняться, если отдельный человек или группа лиц в рамках одной ИБГ являются менеджерами одной компании и собственниками другой, когда предпочтение их интересов можно проанализировать лишь приблизительно. Но в том и другом случае от стратегии менеджмента в значительной степени зависят направление деятельности предприятия, стратегия финансирования, а значит, и эффективность деятельности компании в целом.

Проблемы обеспечения эффективности управления капиталом для многих российских предприятий также часто сводятся к выбору источников финансирования и направлениям оптимизации структуры капитала. Традиционно все источники капитала делятся на собственные и заемные, оптимальное соотношение между которыми определяется с позиции цены источников капитала и оптимизации структуры капитала в целом в рамках специальных методик финансового менеджмента. Следует отметить, что чаще всего зарубежные теории финансового менеджмента, касающиеся капитала и его структуры, в условиях России оказываются несостоятельными, поскольку большая часть из них предполагает наличие и функционирование развитого фондового рынка и его доступность для большинства хозяйствующих субъектов. Кроме того, вопросы структуры капитала и его источников не являются в полной мере изученными с учетом

специфики российской экономики. Зачастую менеджеры, принимающие финансовые решения в части управления капиталом предприятия, не владеют как таковым понятийным аппаратом, характеризующим процесс формирования капитала и его использования.

Эффективность использования капитала во многом определяется предпринимательской активностью. Характеризовать предпринимательскую активность достаточно сложно, как правило, для ее оценки используют такой показатель, как индекс общей предпринимательской активности, отражающий долю представителей экономически активной части населения от 18 до 64 лет, находящихся в процессе начала нового бизнеса. Оценить предпринимательскую активность можно также, анализируя рост бизнеса. Поскольку рост бизнеса сопровождается увеличением основных показателей его деятельности, то соответственно рост предпринимательской активности будет сопровождаться, прежде всего, увеличением основных показателей деятельности: объема продаж, выручки, прибыли. При этом предпринимательская активность не зависит от таких факторов, как размер предприятия, соотношение собственного и заемного капитала или масштаб управленческих решений. Предприниматель, занятый в малом бизнесе на этапе его формирования, решает те же задачи, что и менеджеры крупной фирмы: определение величины стартового капитала, источники его финансирования, необходимое количество работников и др. В данном случае эффект будет обратным, от интегрального значения уровня предпринимательской активности будет зависеть результативность деятельности предприятия, его дальнейший рост.

В условиях современной экономики предпринимательская активность характеризуется следующими значениями. Так, согласно статистическим данным Федеральной службы информации (ФСИ) на 26 сентября 2021 г., общее количество действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации соответствует следующему значению - 6 934 658. Из них 3 629 278 (то есть 52,34 %) - это индивидуальные предприниматели (ИП) и 3 305 380 (47,66 %) юридические лица (рис. 1).

г ч

48%

52%

L А

Рисунок 1 - Распределение действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Отметим, что по сравнению с 2016 г. количество юридических лиц и ИП значительно увеличилось. Так, в 2016 г. общее их число составляло 1 200 206. При этом из них юрлиц было 494 885, а ИП - 705 321. То есть за всего за 5 лет количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заметно возросло в несколько раз (а именно, увеличилось на 5 734 452).

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля убыточных предприятий в России в 2021 г. (с января по август) составила 27,8 % (это 5,4 тыс. организаций, которые имели убыток на сумму 1,899 трлн руб.). В 2020 г. данный показатель оценили в 33,2 %, что соответственно больше на 5,4 % по сравнению с 2021 г. Следовательно, доля прибыльных предприятий в 2021 г. составила 72,2 % (это примерно 40 тыс. предприятий, которые получили прибыль на сумму 18,823 трлн руб.).

При этом доля убыточных предприятий в таких сферах, как добыча полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах, снизились до 32,9 % (по сравнению с прошлым годом произошло уменьшение на 6,4 %) и до 24,7 % (произошло уменьшение на 4,9 %) соответственно. Меньше всего убыточных организаций в сфере оптовой и розничной торговли - 16,3 %, а также в сельском хозяйстве (21,2 %) и образовании (24,3 %). Следует отметить, что наиболее значительное увеличение доли прибыльных компаний произошло в сфере железнодорожного

транспорта, в гостиничном бизнесе, а также в сфере общественного питания, что связано со снятием ограничительных мер COVID-19.

Цели деятельности компании могут быть различными: обеспечение ликвидности (то есть способность со стабильной платежеспособностью отвечать по своим обязательствам), получение прибыли и минимизация рисков. Однако для того чтобы выполнить хотя бы одну из таких целей и успешно осуществлять ведение бизнеса, необходимо знать о таком понятии, как принцип эффективности, суть которого заключается в соблюдении краткой формулы:

«min затрат => max результата»

Следует различать несколько видов эффективности: экономическая, социальная, техническая и экологическая.

Как известно, основное внимание бизнеса сосредоточено именно на экономической эффективности. Поскольку ее обеспечение подразумевает обязательное формирование прибыли, а значит, исходя из приоритета целей, фокус внимания экономически оправдан.

В 1911 г. американский теоретик бизнеса, Харрингтон Эмерсон, впервые определил эффективность как «максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами» [5]. Рассмотрим понятие «экономическая эффективность» с точки зрения разных авторов (табл. 1).

Автор Определение

Багудина Е.Г Соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой стороны [6].

Базылева А.И. Достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов [7].

Плетнев Д.С. Способность корпорации преобразовывать свои ресурсы в готовый, имеющий потребительскую ценность продукт с наименьшими потерями [8].

Как можно видеть, у каждого из авторов свой взгляд на определение данного понятия. Например, из экономического словаря Е. Г Багудиой можно заметить, что эффективность представляет собой соотношение результатов и затрат, определяющее их взаимосвязь между собой. Для А. И. Базылева это получение положительного результата в результате экономической деятельности. В то же время Д. С. Плетнев рассматривает эффективность как ключевую характеристику деятельности организации. Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая эффективность - это достижение максимального результата хозяйственной деятельности (например, в виде прибыли) при минимальных затратах.

Следует выделить следующие особенности данной эффективности:

Во-первых, экономическую эффективность можно охарактеризовать с помощью таких финансовых показателей, как прибыль, производительность труда, трудоемкость, материалоемкость и материалоотда-ча, фондоотдача и фондоемкость, а также ликвидность, доходность, рентабельность предприятия.

Во-вторых, как правило, экономическая эффективность должна не просто соответствовать уровню, который запланирован, но и быть выше.

В-третьих, разработка основных направлений и мероприятий по повышению экономической эффективности осуществляется на основе проведенного анализа хозяйственной деятельности;

Приведем пример экономической эффективности. Например, в 2020 г. предприятие получило чистую прибыль, которая составила 500 тыс. руб., а это, в свою очередь, меньше прибыли 2021 г. на 150 тыс. руб. (в 2021 г. - 650 тыс. руб.). Экономический эффект от данного вида деятельности составил 150 тыс. руб. Следовательно, можно сделать

вывод: данный экономический эффект выражен в росте чистой прибыли компании. Такой анализ эффективности следует проводить на основании данных отчетности предприятия и сравнивать с прошлыми периодами (обычно берется год).

Экономическая эффективность тесно связана с социальной. Поэтому далее рассмотрим социальную эффективность, которая содержит в себе решение социальных задач предприятия. Такими задачами могут быть: улучшение условий труда работников, обеспечение их безопасности, то есть сокращение травматизма на предприятии, рост оплаты труда, предоставление медицинского обслуживания, повышение уровня квалификации работников за счет компаний и т. д.

Социальная эффективность - это соответствие результатов производства социальным нуждам как общества в целом, так и отдельного человека. Социальная эффективность определяется группами различных показателей, характеризующих:

- условия труда наемных рабочих (например, уровень травматизма, освещенность рабочих мест или в условиях современной обстановки - обеспеченность работников медицинскими масками, антисептиками и др.);

- социально-бытовые условия наемных рабочих (например, обеспеченность детскими садами, школами; средняя заработная плата);

- квалификация наемных рабочих (уровень образования, финансовой грамотности);

- организация и мотивация труда (уровень участия в принятии управленческих решений, дисциплина труда) [9].

Данные показатели определяются на основе статистической и экономической отчетности. Помимо этого, на уровне предприятия проводятся различные анкетирования, опросы, тестирования, на основе которых осу-

ществляется определение удовлетворенности работников и выявление слабых мест предприятия, над которыми стоит работать. Так, к примеру, с помощью опроса можно выявить, чего конкретно не хватает рабочим предприятия (если это освещенность рабочих мест, тогда при замене освещения, суще -ствует вероятность того, что производительность труда работников будет выше).

На первый взгляд, между экономической и социальной эффективностью можно заметить некую нейтральность, так как организация может иметь высокую экономическую эффективность и при этом низкую социальную, и наоборот. Но тем не менее между ними существует взаимосвязь - обусловленность достижения экономического эффекта достижением социального, и наоборот. Так, для достижения социальной эффективности в организации требуется добиться высокого уровня экономической эффективности. То есть высокая экономическая эффективность порождает потенциал для социального развития общества, или, наоборот, при росте социальных результатов можно добиться увеличения экономической эффективности производства.

Следовательно, социально-экономическая эффективность - это соотношение социального эффекта, который может быть измерен как в денежном выражении, так и в стоимости затраченных ресурсов.

Техническая эффективность подразумевает под собой выполнение количественных и качественных требований к продукции.

В настоящее время среди предприятий все более активно внедряются в практику мероприятия по охране окружающей среды. Наиболее популярными направлениями являются оценка эффективности экологической деятельности, экодизайн и др. В основе экологической эффективности лежит принцип оптимальной защиты окружающей среды.

Определение экологической эффективности осуществляется с помощью различных экспертиз, оценок рисков, аудитов, а также путем выявления мнений (опросы, наблюдения, анкетирования). Принято подразделять показатели оценки экологической эффективности на следующие группы:

- показатели экологической эффективности;

- показатели эффективности управления (например, оценка связи с экономической эффективностью, которая предполагает подсчет затрат на природоохранные аспекты);

- показатели эффективности функционирования (производственной эффективности) (например, продукция: вычисление объемов продукции, которая может быть вторично использована или переработана);

- показатели состояния окружающей среды (например, качество воды, почвы, воздуха).

На основе данных показателей осуществляется принятие управленческих решений, которые позволяют контролировать ресурсную базу для оптимизации деятельности предприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в процессе рассмотрения принципа эффективности и его различных видов, можно отметить следующее: все виды эффективности предприятий тесно взаимосвязаны друг с другом, и при их подробном изучении возможно выявление более подходящего способа достижения такой эффективности, при которой предприятие способно достигнуть поставленных целей и добиться максимальных результатов при минимальных рисках и издержках.

Список литературы

1. Тертышник, М. И. Оценка уровня использования и проблемы определения потенциальных возможностей предприятий / М. И. Тертышник // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8, № 2.

2. Тертышник, М. И. Система показателей оценки производственного потенциала предприятия / М. И. Тертышник // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 1.

3. Беликов, А. Ю. Сравнительный анализ методик определения и оценки инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта / А. Ю. Беликов // Известия БГУ. - 2016. - Т. 26. - № 5. - С. 750-757.

4. Шуплецов, А. Ф. Повышение эффективности стратегического планирования и управления организацией на основе взаимодействия ее работников / А. Ф. Шуплецов , Т. В. Карнаухова // Известия Иркутской государственной академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -2012. - № 4.

5. Emerson, Harrington. The twelve principles of efficiency // Engineering Magazine, 1912.

6. Экономический словарь / Е. Г Багудина [и др.]; отв. ред. А. И. Архипов. - Москва : Проспект, 2009. -624 с.

7. Словарь современных экономических терминов / сост. А. И. Базылева [и др.]. - Минск : МИТСО, 2012. -176 с.

8. Плетнев Д. А. Концепция корпорации: опыт системно-институционального исследования : моно-

графия : в 2 ч. Ч. 2 / Д. А. Плетнев - Челябинск : ЧГУ, 2013. - 252 с.

9. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.net: Оценка социальной эффективности, культура предприятия. - URL: https://studbooks.net/993900/marketing/ otsenka_sotsialnoy_effektivnosti_kultury_predpriyatiya (дата обращения: 20.12.2021).

References

1. Tertyshnik M.I. Evaluation of the level of use and problems of determining the potential opportunities of enterprises. Baikal Research Journal. 2017. V. 8, No. 2.

2. Tertyshnik M.I. System of indicators for assessing the production potential of an enterprise. Baikal Research Journal. 2018. V. 9, No. 1.

3. Belikov A.Yu. Comparative analysis of methods for determining and evaluating the investment potential of an economic entity. Izvestiya BGU. 2016. V. 26. No. 5. S. 750-757.

4. Shupletsov A.F., Karnaukhova T.V. Improving the efficiency of strategic planning and management of an organization based on the interaction of its employees. Izvestia of the Irkutsk State Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2012. No. 4.

5 Emerson, Harrington. The twelve principles of efficiency. Engineering Magazine, 1912.

6. Economic Dictionary / E.G. Bagudin [and others]; resp. Ed. A. I. Arkhipov. M.: Prospekt, 2009. 624 p.

7. Dictionary of modern economic terms / comp. A.I. Bazyleva [i dr.]. Minsk: Intern. University "MITSO", 2012. 176 p.

8. Pletnev D.A. The concept of a corporation: the experience of system-institutional research: monograph: in 2 hours. Part 2. Chelyabinsk: Chelyab Publishing House. State. University. 2013. 252 p.

9. Online student library Studbooks.net: Assessment of social efficiency, enterprise culture. URL: https://studbooks. net/993900/marketing/otsenka_sotsialnoy_effektivnosti_ kultury_predpriyatiya (date of access: 12/20/2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.