Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
информация / МСУ / органы власти / information / local power / authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарова С. В.

В статье раскрывается обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захарова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ACCESS TO INFORMATION ON ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES & LOCAL SELF-GOVERNMENT В ODIES IN RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the provision of access to information about the activities of state authorities and local self-government bodies in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.72

Захарова С.В.

студент

Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье раскрывается обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Ключевые слова: информация, МСУ, органы власти.

В Российской Федерации право граждан на информацию гарантированно Конституцией. Пункт 4 статьи 29 гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Ограничение данного права возможно только при наличии судебного решения. Право на информацию также включает в себя запрет цензуры, и, наконец, практическую возможность узнать о надежности тех или иных фирм и предприятий, банков и организаций.

Рассматривать право на информацию важнее всего в плане его практического применения и возможности простых граждан получить доступ к правительственной информации. И тут мы сталкиваемся с множеством проблем и несоответствий законных гарантий и реальной жизни.

Информацию можно разделить на различные виды. В зависимости от категории доступа к ней, информация делится на общедоступную и такую,

доступ к которой ограничен федеральным законом. В зависимости от порядка получения и распространения: свободно распространяемую, предоставляемую по соглашению лиц участвующих в соответствующих отношениях, подлежащую распространению в соответствии с федеральным законом, ограниченную и запрещенную.

Среди всех разновидностей информации особым интересом по критерию высокой социальной значимости и востребованности пользуется информация о деятельности органов власти, доступ к которой осложнен из-за неизбежности ограничений, осложненных процедур запросов и иных многочисленных проблем.

Специфика информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления состоит в том, что эти органы являются владельцами самого большого объема социально значимой информации, вызывающей широкий общественный интерес в силу своего влияния на все сферы человеческой деятельности. Во-вторых, информационные ресурсы органов власти являются самыми востребованными в обществе. Наконец, право на доступ к такой информации является сравнительно новым для нашего государства, а законодательство в этой сфере очень молодым.

Право на доступ к информации - комплекс правомочий по поиску и получению информации, обеспечивающих для субъекта возможность ее использования.

Обязанности по предоставлению информации ложатся, как правило, на все правительственные органы - органы исполнительной власти конкретного государства. Также в круг обязанных органов входят межправительственные международные организации, которые играют также важную роль в развитии и обеспечении реализации прав граждан. Внутри государств информацию можно получить у региональных органов и органов местного самоуправления. Отдельно можно выделить также неправительственные предприятия и учреждения, компании, получающие финансовые средства для реализации общественных проектов и некоторые другие.

Отечественное законодательство дает перечень возможных обладателей информацией, среди которых выделяются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, информацию от имени которых правомочны предоставлять государственные органы и органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Подобная формулировка оставляет возможность широкого толкования этого положения, т.е. допустимо обращения в любой орган, осуществляющий публичную власть на данной территории.

В то же время возможно получение некоторой информации не непосредственно от конкретных органов, но и через другие каналы информационного обеспечения. В последнее время все больше распространена практика создания Интернет-порталов органов государственной власти. Возможность ознакомиться с деятельностью Правительства Российской Федерации предоставляется и через специально издаваемые в этих целях журналы и газеты. Одним из основных и наиболее авторитетных изданий является «Российская Газета», учрежденная еще Верховным Советом Российской Федерации в 1990 году, однако после событий октября 1993 года, газета была передана Правительству РФ. Ее статус определен Законом Российской Федерации № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». В данной газете публикуются все официальные тексты законов и иных нормативных актов, в том числе и постановления Правительства, и освещается основная деятельность правительственных органов.

Вообще, отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 января 1995 года № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Закон регламентирует работу пресс-служб федеральных органов

государственной власти, возможность освещения всех важных мероприятий в прессе, на радио и телевидении, обязанность оперативно информировать телезрителей и радиослушателей об официальных визитах глав иностранных государств или правительств в Российскую Федерацию.

Средства массовой информации на сегодняшний день остаются главным источником информации о деятельности государственных органов в России. Круглосуточное теле- и радиовещание позволяет одинаково всем гражданам находиться в курсе событий, что обеспечивает дополнительной гарантией надежное и слаженное взаимодействие, которое устанавливается между Правительством и гражданами. Это ведет, безусловно, к более четкому функционированию органов исполнительной власти, ведь незнание законов и норм права еще никогда не способствовало точному исполнению законодательства Российской Федерации.

Поэтому также очень важна достоверность предоставляемых средствами массовой информации сведений. Пункт 2 статьи 49 закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" возлагает на журналистов обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации.

Федеральный закон N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" вступил в силу сравнительно недавно, так что вряд ли на сегодняшний день можно что-либо сказать об эффективности его практической реализации, просто еще далеко не все условия дня этого созданы.

Бок о бок с проблемой реализации прав стоит защита лиц, чьи права были нарушены. Статья 23 Федерального закона N 8-ФЗ гласит: «Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд». Защиту можно получить в соответствии с уголовным, административным и гражданским

законодательством. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" имеется норма, которая содержит отсылку в другие нормативные правовые акты в части санкции за нарушение описанной в законе процедуры реализации конституционного права граждан. В первую очередь, я бы хотела обратиться к уголовному законодательству.

Статья 140 Уголовного Кодекса Российской Федерации носит название «отказ в предоставлении гражданину информации». Преступление может состоять как в неправомерном отказе от предоставления информации, так и в предоставлении неполной или ложной информации. Сразу бросилось в глаза, что Уголовный кодекс признает потерпевшими только граждан, тогда как Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяет понятие «пользователя информацией» следующим образом: это гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Круг лиц, которые могут запросить и получить информацию несколько шире в Федеральном законе, нежели в Уголовном кодексе. Как же наказываются госорганы и их должностные лица, если они не предоставляют информацию, к примеру, юридическому лицу? Получается, уголовное законодательство защищает лишь

граждан и лишь при отказе в предоставлении или при предоставлении неполной или ложной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит норму о том, что должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормы уголовного права в Российской Федерации содержатся только в Уголовном кодексе, применение норм этого Кодекса по аналогии запрещено законом. Выходит, что право иных субъектов на доступ к информации о деятельности государственных органов не защищается уголовным правом РФ. Это довольно-таки существенный пробел в праве, так как право все-таки провозглашается, а санкции за его нарушение отсутствуют.

Такого же рода недочет содержит и Кодекс об административных правонарушениях. Статья 5.39 предусматривает за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Принципиальное отличие уголовной и административной нормы в том, что для уголовной ответственности обязательным является наступление находящихся в причинной связи с деянием общественно-опасных последствий. Они указаны в диспозиции: причинение вреда правам и законным интересам граждан. Если общественно-опасные последствия не наступают, то следует административно-правовая ответственность за сам факт отказа в предоставлении информации.

Недостатки законодательного регулирования этих отношений негативно отражаются на правоприменительной практике. Заинтересованные лица испытывают трудности при реализации и защите своего права на доступ к информации о деятельности органов власти. Определенные проблемы в связи с этим возникают и в деятельности правоприменительных органов.

Таким образом, необходимо внести изменения в уголовное и административное законодательство, дабы обеспечить закрепленное законом право на доступ к информации силой государственного принуждения.

Нельзя сказать, что судебная практика по данному вопросу обширна, тем более что Федеральный закон о доступе вступил в силу только в этом году, но все же многие пользуются своим правом запрашивать информацию о деятельности государственных органов. Изучая конкретные дела об отказе в предоставлении информации, не сложно заметить, что к судебной защите прибегают в основном журналисты, а также то, что суд часто оставляет такие жалобы без рассмотрения за недостаточностью оснований или доказательств. В качестве примера можно привести выдержку из определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2005 года: «Мурзаев В.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица начальника Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и г. Ломоносове Антипова В.П., утверждая, что Антипов В. П., оставил без ответа письменное обращение заявителя от 1 августа 2005 года, а ответ Антипова В.П. на повторное обращение заявителя от 30 августа 2005 года не является достаточным и полным. Заявитель просил обязать Антипова ВН. ознакомить его с материалами проверки ОАО «Холодильник № 1» и дать профессиональный ответ на его обращения. Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 октября 2005 года в удовлетворении заявления отказано.

Мурзаев В.Ф. в кассационной жалобе просит решение суда отменить, считая его неправильным.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции». К сожалению, очень сложно доказать в суде то, что информация была предоставлена не в полном объеме.

Подводя итог, необходимо отметить, что доступ физических и юридических лиц к информации о деятельности органов власти является основой осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественного интереса. Однако само наличие закона еще не делает доступ к информации возможным для любого гражданина. Рассматривая ситуацию в России, можно говорить о том, что в нашей стране не хватает механизмов не только реализации, но и внешнего контроля за соблюдением права на информацию.

Статистическая информация, содержащаяся на сайте Института развития свободы информации, показывает, что деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления далеко не так открыта, как хотелось бы, а механизмы реализации нового Федерального закона еще не разработаны. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что российское законодательство нуждается в серьезных изменениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банисар Д. Свобода информации и доступ к правительственным документам. Обзор законодательства по доступу к информации в мире. М., 2004

2. Боер В М Информационно-правовая политика России С-П ., 1998 3 Мелюхин И С Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития М.

1999

4. A.B. Серебренникова Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. М., 2005

5. И Л. Бачило О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997

6. И.Л. Бачило, В.Н Лопатин, М А Федотов Информационное право. С.-П., 2005 7 Копылов В.А. Информационное право. М., 1997

8. Л.В. Туманова, A.A. Снытников Обеспечение и защита права на информацию М,

9. Савинцева М. AccesstoinformationitiRussia. М, 2006

10. И.Ю. Павлов Национальный доклад о свободе информации в России. С-Пб., 2008

11. Лопатин В Н. Право на тайну в России. Минск-М., 1998

12. Ф. Люшер Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993

13. Дзялошинский И. Гражданские коммуникации и доступ к информации

14 Федеральный закон от 27 июля 2006 г N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

15. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" 16 Закон РФ от 21 июля 1993 г N 5485-1 "О государственной тайне" 17. Законом Российской Федерации № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»

18 Федеральным законом от 13 января 1995 года № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

19. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 13 8-ФЗ

20. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-Ф3

21. Федеральный закон от 17 февраля 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

22. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

23. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Ир-189 5

24 Постановление Правительства Москвыот 16 января 2007 г. N 11-ПП «Об утверждении регламента подготовки в режиме «одного окна» справок, заверенных выписок и копий документов (в том числе архивных) префектуры административного округа города Москвы, Управы района города Москвы по вопросам, затрагивающим права и законные интересы заявителя»

25. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 февраля 2010 года N 53 «Об утверждении порядка обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства экономического развития РФ».

Zakharova S.V. Togliatti State University (Togliatti, Russia)

ENSURING ACCESS TO INFORMATION ON ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES & LOCAL SELF-GOVERNMENT В ODIES IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article reveals the provision of access to information about the activities of state authorities and local self-government bodies in the Russian Federation.

Keywords: information, local power, authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.