Научная статья на тему 'Обеспечение дистанционного обучения в аспирантуре: правовые аспекты организации полнотекстовых информационных ресурсов'

Обеспечение дистанционного обучения в аспирантуре: правовые аспекты организации полнотекстовых информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / АСПИРАНТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / DISTANCE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / FULL-TEXT INFORMATION RESOURCES / POSTGRADUATE STUDY / ORGANIZATION OF RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крюкова Анна Вячеславовна

В работе, на основании документов и докладов ЮНЕСКО, рассмотрены основные проблемы и тенденции развития современного образования. Обозначены барьеры, препятствующие получению образования. Представлены перспективы обучения взрослых студентов с применением дистанционного образования. Проанализированные основные особенности организации научно-исследовательской работы при дистанционном обучении кадров высшей квалификации в аспирантуре. Оценены изменения в составе студентов при подготовке кадров высшей квалификации, связи с присоединением России к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования. Показано влияние полнотекстовых информационных ресурсов на организацию дистанционного обучения в аспирантуре. Даны рекомендации по использованию полных текстов документов в информационных ресурсах в соответствии с действующим законодательством в области авторского права. Показана значимость полнотекстовых информационных ресурсов при обеспечении эффективного доступа к информации для нужд науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Крюкова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing distance learning in graduate school: legal aspects of the organization of full-text information resources

In the work, on the basis of the documents and reports of UNESCO, the main problems and trends in the development of modern education are considered. Marked barriers to education. The perspectives of adult students learning with the use of distance education are presented. Analyzed the main features of the organization of research work in distance learning of highly qualified personnel in graduate school. Changes in the composition of students during the training of higher qualifications, due to the accession of Russia to the Bologna Declaration on the formation of a single European area of higher education, are evaluated. The influence of full-text information resources on the organization of distance learning in graduate school is shown. Recommendations are given on the use of full texts of documents in information resources, in accordance with the current legislation in the field of copyright. The importance of full-text information resources while ensuring effective access to information for the needs of science and education is shown.

Текст научной работы на тему «Обеспечение дистанционного обучения в аспирантуре: правовые аспекты организации полнотекстовых информационных ресурсов»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛНОТЕКСТОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10203

Анна Вячеславовна КРЮКОВА,

аспирантка кафедры библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры, заместитель начальника отдела, Департамент исследований и прогнозирования Банка России, Москва, Россия

e-mail: anna_kryukova@inbox.ru

В работе, на основании документов и докладов ЮНЕСКО, рассмотрены основные проблемы и тенденции развития современного образования. Обозначены барьеры, препятствующие получению образования. Представлены перспективы обучения взрослых студентов с применением дистанционного образования. Проанализированные основные особенности организации научно-исследовательской работы при дистанционном обучении кадров высшей квалификации в аспирантуре. Оценены изменения в составе студентов при подготовке кадров высшей квалификации, связи с присоединением России к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования. Показано влияние полнотекстовых информационных ресурсов на организацию дистанционного обучения в аспирантуре. Даны рекомендации по использованию полных текстов документов в информационных ресурсах в соответствии с действующим законодательством в области авторского права. Показана значимость полнотекстовых информационных ресурсов при обеспечении эффективного доступа к информации для нужд науки и образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, полнотекстовые информационные ресурсы, аспирантура, организация научно-исследовательской работы.

PROVIDING DISTANCE LEARNING IN GRADUATE SCHOOL: LEGAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF FULL-TEXT INFORMATION RESOURCES

Anna V. Kryukova, graduate student of the Department of Library and Information Sciences, Moscow State Institute of Culture, Deputy Head of Department, Bank of Russia Research and Forecasting Department, Moscow, Russia

e-mail: anna_kryukova@inbox.ru

In the work, on the basis of the documents and reports of UNESCO, the main problems and trends in the development of modern education are considered. Marked barriers to education. The perspectives of adult students learning with the use of distance education are presented. Analyzed the main features of the organization of research

work in distance learning of highly qualified personnel in graduate school. Changes in the composition of students during the training of higher qualifications, due to the accession of Russia to the Bologna Declaration on the formation of a single European area of higher education, are evaluated. The influence of full-text information resources on the organization of distance learning in graduate school is shown. Recommendations are given on the use of full texts of documents in information resources, in accordance with the current legislation in the field of copyright. The importance of full-text information resources while ensuring effective access to information for the needs of science and education is shown.

Keywords: distance education, distance learning, full-text information resources, postgraduate study, organization of research work.

Одним из важных достижений в области образования становится стирание границ - между государствами, нациями, людьми. Такие термины, как «глобальная экономика», «постиндустриальное общество», «информационная эпоха» и «революция знаний» уже привычно используются в нашей речи.

Образовательные системы вынуждены реагировать на глубокие изменения, которые происходят в современном мире: быстрое развитие ИКТ, «информационный взрыв», изменение взаимодействия между государственной и частной сферой.

Знания и образование представляют собой экономическую проблему.

«Шансы молодого человека, родившегося в Африке к югу от Сахары присоединиться к высшему образованию примерно от восемнадцати до двадцати раз ниже», чем у молодого человека из промышленно развитой страны [18].

Но это также фактор в борьбе с социальным отчуждением и один из ключей к лучшему качеству жизни. Интеллект превращается в новый источник богатства для нашей планеты.

По данным ЮНЕСКО, большинству людей в современном обществе пришлось хотя бы раз сменить профессию. Всё меньше и меньше можно реально представить себе, что можно получить степень как знак трудоустройства, перейти в карьере и никогда не возвращаться к образованию. В настоящее время признано, что в ближайшие десять лет даже тем, кому повезло не пострадать от безработицы, по-прежнему придётся столкнуться с повторной квалификацией и переориентацией для того, чтобы найти работу. Дипломы и степени, полученные в возрасте от 18 до 25 лет, не будут больше гарантией трудовой занятости. Поиск работы будет проблемой для всех.

Университетам приходиться признавать, что они являются не высшей ступенью в образовании, а лишь промежуточной.

В своём докладе ЮНЕСКО 1996 года Жак Делор отстаивал: «Обучение на протяжении всей жизни», как «сердцебиение общества ... один из ключей к решению проблем, возникающих в двадцать первом веке» [12].

Образование «на протяжении всей жизни» - проект Соединённого Королевства, возникший после Второй мировой войны, который подготовил лорд Беверидж, предполагая развитие государства, обеспечивающего «непрерывное образование для равенства и социальной сплочённости», стремящегося к всеобщему благосостоянию и заботящегося о своих людях «от колыбели до могилы» [19].

Обучение в течение всей жизни - незаменимый ключ от двадцать первого века. Такой подход требует от университетов в корне пересмотреть свои структуры, режимы функционирования и отношения.

Текущие оценки показывают, что исторический порог в 100 миллионов студентов во всём мире был пересечён раннее, чем предполагалось мировым сообществом, и перспектива достижения числа студентов в 125 000 000 будет достигнута до 2020 года.

Большая часть студентов - это молодые люди, но в некоторых странах, например, в Канаде, Новой Зеландии и Великобритании, значительное число взрослых людей, которые пришли в университеты.

Большая часть этого роста приходится на новое поколение частных университетов, число которых растёт во всём мире, в то время как государственные университеты часто ведут борьбу с сокращением финансирования и персонала.

Также Совет Европы сделал своим приоритетом программу, которая позволит получить высшее образование людям, до сих пор недостаточно представленным в высших учебных заведениях, - женщинам, этническим и культурным меньшинствам, инвалидам, молодым и не очень молодым людям из малообеспеченных социальных слоёв. У этих людей три вида проблем: экономические, психологические и академические, так как они не имеют нормальной квалификации для доступа к высшему образованию.

Как видим, удовлетворение потребностей такого числа студентов, особенно взрослых студентов, становится актуальной проблемой.

Дистанционное образование помогает решить эти проблемы. Оно даёт студентам гибкость в выборе того, когда и где они будут учиться: дом, рабочее место, электричка или зал ожидания аэропорта, что удобно, мобильно, поэтому образовательным организациям надо развивать это направление, так как можно охватить большое число студентов и получить высокую прибыль.

В дистанционном обучении есть и недостатки. Многие специалисты жалуются на отсутствие контакта лицом к лицу между студентом и учителем, эрозию традиционных академических ценностей, потерю чувства общности и общей традиции, технологического развития за счёт педагогических стандартов, склонность к культурной гомогенизации, ведь ставка на количество, а не на качество.

При изменении подходов к современному образованию дистанционное обучение особое место будет занимать и при подготовке кадров высшей квалификации, и при получении третьего уровня образования в аспирантуре.

Как правило, это уже взрослые студенты, уже имеющие семью и работу и вместе с тем имеющие недостаток времени и финансов.

Для расширения возможности трудоустройства своих граждан и принятия системы сопоставимых дипломов Россия на совещании министров образования Европы 19 сентября 2003 года присоединилась к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования. В Берлине были обозначены основы участия России в Болонском процессе, присоединение к которому существенным образом изменило содержание высшего образования в России.

Сегодня значительно увеличило количество взрослых студентов-аспирантов, которым необходимо посещать лекции, сдавать экзамены и зачёты. При значительной нехватки времени - это серьезная проблема. Таким образом, организация дистанционного обучения в аспирантуре является естественным переходом к организации научно-исследовательской работы в цифровое пространство.

В случае дистанционного обучения в аспирантуре вопрос организации научно-исследовательской работы занимает одно из главных мест.

При подготовке кадров высшей квалификации присутствует высокий уровень самоорганизации и самообучения, вследствие чего личное общение аспиранта с преподавателями играет роль только на начальном этапе обучения при прохождении образовательных базовых и вариативных программ, но постоянное взаимодействие с научным руководителем имеет основополагающее значение, поскольку влияет на процесс обучения, например при подготовке рефератов по изучаемым предметам.

При дистанционном обучении курирование научно-исследовательской работы аспиранта научным руководителем с применением информационных технологий не требует дополнительных технологических затрат. Социализация обучающегося также не имеет такого значения, как при обучении на других уровнях: проведение онлайн-конференцией и семинаров для апробации результатов, включённость в виртуальные научные сообщества для обмена идеями и участие обучающегося в тематических чатах и научных сетях во многом компенсирует это недостаток дистанционного обучения.

Необходимость в постоянном администрировании процесса обучения также отсутствует, но имеется значительная потребность в организации доступа к научной информации, часто размещённой в организованных

структурах - информационных ресурсах, в накоплении научной информации и создании собственных ресурсов, осмыслении информации, создании сервисов и модулей для организации научно-исследовательской работы.

Создаваемые учебным заведением собственные ресурсы и ресурсы, получаемые в рамках подписки, часто не удовлетворяют полностью потребностей в научной информации.

В условиях организации дистанционного обучения в аспирантуре необходимо предоставить удалённый доступ как к полнотекстовым информационным ресурсам образовательной организации, занимающейся обучением аспирантов, так и доступ к документам, размещённым во внешнем информационном пространстве, включённым в обязательные и вариативные учебные дисциплины, а также обеспечивающим поддержку научно-исследовательской деятельности.

Создание полнотекстовых информационных ресурсов, организация доступа к ним - задача, требующая целый ряд, в том числе и правовых, решений.

При создании полнотекстовых информационных ресурсов существует несколько путей их возможного пополнения в рамках действующего законодательства:

- полнотекстовые копии на основе оригиналов;

- покупка лицензий у издателей и книготорговцев;

- взаимное заимствование у других информационных ресурсов;

- гиперссылки на правомочные полнотекстовые ресурсы Интернета;

- труды сотрудников организации, разрабатывающей систему;

- заключение договоров с авторами, минуя книгоиздателей.

Открытие полного текста документа необходимо предварять информацией об условиях его использования.

Функционирование информационных ресурсов определяется в соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации и определяется как обеспечение реализации гражданам и организациям права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [10].

При организации информационных ресурсов, как правило, руководствуются действующим законодательством об авторском праве, позволяющем обеспечивать нормативно-правовое обоснование деятельности, защиту личных неимущественных прав, организацию доступа к ресурсам, включающим целый ряд документов, существующих в российском законодательстве:

- Федеральный Закон «Об информации, информатизации, защите информации» [14];

- Закон РФ «О средствах массовой информации» [7];

- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» [6];

- Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» [5].

В процессе создания и пользования информационных ресурсов возникают не только вопросы пополнения ресурса правомерным контентом, но и юридические вопросы использования и хранения этой системы. Поэтому необходимо разграничивать правоотношения таких субъектов как:

- собственник, тот, кто создал основную концепцию полнотекстового информационного ресурса и/или осуществлял финансирование;

- владелец, тот, кто создал, поддерживает, использует, хранит;

- создатель, тот, кто обладает исключительными правами как на объект авторского права, творческим трудом которого создан;

- пользователь, тот, кто, обращается к ресурсу за получением необходимой ему информации, пользующийся ею.

И в соответствии с этими критериями руководствоваться различными федеральными законами и подзаконными актами. Одним из наиболее благоприятных условий для создания информационного ресурса является ситуация, когда владелец уже обладает правовым статусом собственника. По возможности можно включить в информационные ресурсы документы, попадающие под правовой режим свободного пользования. В остальных же случаях, в общемировом правовом поле, все документы, входящие в состав информационного ресурса, представляют собой объекты авторского права.

Документы, которые правомерно используются в полнотекстовых информационных ресурсах, субъективно, можно разделить на группы:

- документы свободно доступные для использования и воспроизведения (не являющиеся объектами авторского права: официальные документы, символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях);

- произведения с истекшим сроком охраны авторским правом (70 лет со дня смерти автора, а в случае если автор не известен, то 70 лет со дня опубликования произведения). Фонограммы, постановки, передачи в эфире охраняются 50 лет с момента первого опубликования. В отношении «неохраняемых» объектов авторского права обязательно соблюдение целостности, неизменности и прав автора на имя;

- документы, доступные для воспроизведения и использования в определённых случаях (в личных целях, безвозмездного пользования);

- документы доступные для воспроизведения и использования на основании заключённого с автором или правообладателем авторского договора.

Предоставление доступа через Интернет к полным текстам, размещённым в информационном ресурсе можно осуществлять при соблюдении

хотя бы одного из вышеперечисленных случаев. Сам полнотекстовой информационный ресурс должен предоставлять сервис, позволяющий давать согласие автора с условиями размещения его произведения. Для пополнения информационного ресурса документами, не попадающими под действие авторского права, рекомендуется использовать следующие источники:

- пополнение правомерно опубликованными произведениями либо лицензионными информационными ресурсами в электронной форме;

- создание собственных документов: библиографических указателей, обзоров печати, реферативных баз данных, электронных книг, электронных журналов;

- использование информационных ресурсов, находящихся в открытом доступе.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» [6] необходимо, чтобы произведения были с согласия автора опубликованы и законно введены в гражданский оборот (заключение авторского договора). Поэтому особо важным аспектом имущественных авторских прав является заключение и соблюдение авторского договора. Авторский договор может иметь характер передачи исключительных авторских прав (использование произведения исключительным способом) или не исключительных (использование произведение наравне с правообладателем).

Удобным для владельца информационного ресурса является договор с издателем, гарантирующий решение вопросов предоставления произведений самим издателем. Извлечение прибыли для издателей на современном этапе развития книгоиздательского дела становится возможным из количества распространяемых лицензий, а не из тиража.

Приобретение авторских прав, их передача и торговля ими - основа книгоиздательской деятельности, в связи с чем модифицируются способы пополнения информационных ресурсов. Перемещение лицензионных прав - современная концепция пополнения информационных ресурсов полными текстами, которая обеспечивается современными коммуникациями. Наибольший эффект предполагается при условии параллельного использования возможностей пополнения полно текстовыми документами информационного ресурса, варианты, когда заключаются договоры как с издателями, так и с авторами.

Необходимо учитывать, что сам сайт, на котором функционирует информационный ресурс, должен тоже охраняться авторским правом. Также и сам информационный ресурс является также объектом охраны авторского права, поэтому необходима его регистрация, например в Роспатенте, в Государственном реестре баз и банков данных, и депо-

нирование как электронного издания, так и регистрация заставки как товарного знака.

Для владельцев полнотекстовых информационных ресурсов, имеющих статус библиотеки, осуществляется постановка на баланс в соответствии с правилами учёта библиотечных фондов как основных средств (электронных документов).

Проблема с авторским правом ещё и в том заключается, что не во всех случаях удаётся заключить лицензионное соглашение - в связи с затруднением поиска правообладателя.

Процесс работы с полнотекстовыми информационными ресурсами - это не только работа с документами, создатели которых не входят в структуру организации, но и возможности создания собственных произведений и научных трудов. Поэтому в полнотекстовых информационных ресурсах необходимо иметь соответствующее приложение, позволяющее производить проверку собственного документа правообладателем перед его размещением - открытый антиплагиат (нормативные и технические возможности, введение системы открытой публикации и контроля на неправомерное заимствование), проверку собственных текстов на предмет наличия некорректных заимствований и возможность выдачи официального заключения эксперта.

Современные информационно-коммуникационные технологии значительно облегчают как чтение, так и заимствование частей других работ. Конечно, при работе с антиплагиатом не всегда есть возможность получить заключение эксперта, но вполне достаточно того, что автор будет иметь чёткое представление о проценте заимствования в своей работе.

Процесс заключения договора с правообладателями - достаточно трудоёмкая работа. В образовательных организациях существует практика, позволяющая уменьшить юридические процессы, - при поступлении на работу и заключении трудового договора в его пункты включаются положения, в рамках которых прописываются условия, гарантирующие образовательной организации права на произведения, созданные в период работы в нём.

Ситуация с авторскими правами имела и другой вариант решения.

«В Гражданском кодексе РСФСР от 11 июня 1964 года была предусмотрена норма, позволяющая государству выкупить права автора. Если на тот момент данная норма так и не нашла реализации в жизни, так как не было необходимости, то в рамках перехода в цифровую эпоху представляется возможным выбрать этот путь как наиболее верный для достижения баланса между необходимостью оплаты труда автора и потребности населения к доступу к информации» [3].

На данном этапе существуют два принципиально разных подхода к размещению материалов в информационных ресурсах - это само-

архивация и посредническое размещение. При самоархивации автор сам размещает материал, создаёт файлы, соединяет несколько файлов в один, проверяет качество материалов и создаёт хранилище. Но, как правило, автор совершает большое количество ошибок и приходится вмешиваться администратору. Посреднические услуги администратора значительно улучшают качество работы.

Для защиты от копирования авторских произведений в полнотекстовых информационных ресурсах также необходим комплекс программных средств, не позволяющих выполнять некорректное заимствование, таких как защита от частичного или полного копирования. Правообладатели могут размещать электронные документы в информационном ресурсе и полностью контролировать доступ к ним, создавая как бесплатные, так и платные пакеты. Использование своих документов можно видеть в системе онлайн. Все это позволяет информационным ресурсам иметь прозрачную модификацию и предоставлять доступ к своим материалам с соблюдением авторских прав.

Основной целью создания полнотекстовых информационных ресурсов является обеспечение эффективного доступа к информации для нужд науки и образования.

Обобщая, можно сделать вывод - полнотекстовые информационные ресурсы обладают двумя принципиально важными достоинствами, делая их одними из наиболее перспективных информационных систем: информация, содержащаяся в них, доступна читателю вне зависимости от времени и места, что определяет их ключевое положение в обеспечении дистанционного обучения.

Законодательная концепция в области информационного права постоянно дорабатывается, что, несомненно, влияет на развитие полнотекстовых информационных ресурсов.

Решение основных задач разработки нормативно-правового обеспечения в сфере полнотекстовых информационных ресурсов является одной из центральных проблем информационного права в целом, что предполагает как разработку новых нормативных актов и коррекцию действующих, так и активизацию деятельности по реализации уже принятых актов [1]. Всё это способно значительно повлиять на организацию дистанционного обучения в аспирантуре.

Литература

1. Антопольский А. Б. Нормативно-правовое регулирование в сфере информа-

ционных ресурсов // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - С. 26-29.

2. Бобров Л. К., Медянкина И. П., Шрайберг Я. Л. Принципы и методы информа-

ционно-библиотечного обеспечения учебного процесса в системе дистанционного образования. - Москва : ГПНТБ России, 2015. - 123 с.

3. Бочкарева О. А. Электронные библиотеки и право // Право и экономика. -2012. - № 10. - С.22-25.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть 4) от 18.12.2006 г. № 230 ФЗ (ред. от 04.10.2010). - URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/

5. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 N 3523-1 (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1007/

6. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 (последняя редакциям-URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2238/

7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) «О средствах массовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

8. Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки. - Москва : ФАИР, 2007. - 528 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

9. Информация для всех: Российский комитет программы ЮНЕСКО. - URL: http://

www.ifapcom.ru/

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Статья 29.-URL: //www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da4 68e/

11. Левченко О. И. Создание электронной библиотеки научно-исследовательского учреждения как интеграционный процесс // Библиосфера. - 2012. -Спецвыпуск. - С. 32-34.

12. Образование: сокрытое сокровище: основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века // МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf

13. ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/fc195 5cbaa5c76847e57226e1f8a309cea8bdc56/#dst100141

14. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция).-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

16. Широбоков С. М. Нормативное и правовое обеспечение системы дистанционного образования - актуальная задача развития образования в России // Вестник высшей школы. - 2008.-№ 4. - С. 26-35.

17. Шрайберг Я. Л., Земсков А. И. Авторское право и открытый доступ. Достоинства и недостатки модели открытого доступа // Научные и технические библиотеки.-2008.-№ 6.-С. 31-41.

18. Higher education in the twenty-first century: vision and action, vol. 1: final report / UNESCO. - 1999.-Available at: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/ pf0000116345

19. Perspectives on distance education: lifelong learning and distance higher education / UNESCO; COL. - New York, 2005. - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.