Научная статья на тему 'Обеспечение безопасной эксплуатации контактных сетей Мосметростроя'

Обеспечение безопасной эксплуатации контактных сетей Мосметростроя Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
55
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасной эксплуатации контактных сетей Мосметростроя»

«НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА-2002» СЕМИНАР № 18

© М.Н. Гладков, 2002

УДК 621.316.1/.3

М.Н. Гладков

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНТАКТНЫХ СЕТЕЙ МОСМЕТРОСТРОЯ

ыполненный анализ местоположения тяговых подстанций позволил рекомендовать к применению передвижные тяговые подстанции, местоположение которых должно изменяться с учетом обеспечения минимального влияния блуждающих токов в при забойном пространстве.

При эксплуатации электровозного транспорта в условиях Мосметростроя существует вероятность появления блуждающих токов. Наличие таких (паразитных) токов может вызвать преждевременное взрывание электродетонаторов, подвергнуть усиленной коррозии трубопроводы, металлические вентиляционные трубы и др.

Известные на сегодняшний день мероприятия по ограничению блуждающих токов в подобных горных выработках несут опасность, заключающуюся в невысокой эффективности применения их на практике.

На кафедре Электрификации горных предприятий Московского государственного горного университета предложен способ, позволяющий путем оптимизации расположения тяговых подстанций в подземных горных выработках, при строительстве метро, снизить (уменьшить) влияние блуждающих то-

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

ков на создание аварийных ситуаций и возникновение электрокоррозии. Все это позволит повысить степень электробезопасности при эксплуатации электровозного транспорта, а также продлить сроки эксплуатации металлического оборудования и конструкций. Как правило, контактные сети Мосметростроя присоединяются от одной тяговой подстанции, т.е. получают одностороннее питание.

При одностороннем питании важным является местоположение тяговой подстанции с точки зрения снижения величины растекания блуждающих токов с рельс в окружающую среду.

С целью обеспечения безопасности при электровзрывании и, в частности, в момент заряжания электродетонаторов, выполнен сравнительный анализ вариантов расположения тяговых подстанций.

Тяговая подстанция расположена у ствола шахты (в начале горной выработки). При проведении горных работ расстояние между тяговой подстанцией и забоем постоянно увеличивается. При этом рельсовый путь отстает от забоя на некоторое расстояние. В этом случае блуждающие токи главным образом будут перете-

кать в сторону тяговой подстанции, а не в сторону забоя, где происходит подготовка к электровзрыванию. В этом случае вероятность преждевременных взрывов снижена по причине существования безопасной зоны (конец рельсового пути - забой).

Второй вариант - тяговая подстанция располагается по середине горной выработки; расстояние в этом случае от тяговой подстанции до забоя уменьшается приблизительно в два раза, а, следовательно, уменьшается количество стекающих токов с рельс по причине уменьшения сопротивления рельсового пути от места стекания до тяговой подстанции.

Последний из рассматриваемых вариантов - тяговая подстанция располагается вблизи забоя.

В этом случае происходит экранирование отсасывающими кабелями, несущими максимально отрицательный потенциал, всей горной выработки, за исключением ближайших участков зоны электровоз - подстанция. Такое положение обеспечивает безопасность при электровзрывании по причине значительного снижения или полного исключения попадания токов утечки с рельс в забой.

Из выше приведенного анализа следует, что местоположение тяговой подстанции существенно влияет на картину растекания блуждающих токов, как по направлению, так и по величине. В связи с этим можно рекомендовать к применению передвижные тяговые подстанции в условиях городского подземного строительства

Гладков М.Н. — Московский государственный горный университет.

В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.