Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий'

Обеспечение безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / INTERACTION BETWEEN STATE AND HEALTH ORGANIZATIONS / СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ / ENSURING SECURITY / HEALTHCARE SECTOR / BLOCKCHAIN-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пржедецкий Ю.В., Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В.

В статье определены основные текущие и перспективные направления взаимодействия государства и организаций здравоохранения, выявлены проблема безопасности, возникающие при осуществлении данного взаимодействия, а также разработана концепция обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пржедецкий Ю.В., Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health sector is strategically important branch of economy of modern economic systems. Priority of this sphere is explained by its social importance and by fact that it is a promising vector of growth of modern economy. Article identifies the main current and prospective areas of interaction between the state and healthcare organizations, identifies the security problem arising in implementation of this interaction, and also developed a concept for ensuring the security of interaction between the state and healthcare organizations with help of blockchain-technologies in modern Russia. As a result, author concluded that a serious barrier to modernization of healthcare system in modern Russia is problem of security, which does not allow to establish a systematic and highly effective interaction between the state and health organizations. This problem can be solved with help of blockchain-technology.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий»

Ю. В. Пржедецкий, Н. В. Пржедецкая, К. В. Борзенко

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье определены основные текущие и перспективные направления взаимодействия государства и организаций здравоохранения, выявлены проблема безопасности, возникающие при осуществлении данного взаимодействия, а также разработана концепция обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий в современной России.

Ключевые слова

Обеспечение безопасности, взаимодействие государства и организаций здравоохранения, сфера здравоохранения, блокчейн-технологии.

Yu. V. Przhedetskiy, N. V. Przhedetskaya, K. V. Borzhenko

SAFETY OF INTERACTION OF STATE AND ORGANIZATIONS OF HEALTH CARE WITH HELP OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGIES

Annotation

Health sector is strategically important branch of economy of modern economic systems. Priority of this sphere is explained by its social importance and by fact that it is a promising vector of growth of modern economy. Article identifies the main current and prospective areas of interaction between the state and healthcare organizations, identifies the security problem arising in implementation of this interaction, and also developed a concept for ensuring the security of interaction between the state and healthcare organizations with help of blockchain-technologies in modern Russia. As a result, author concluded that a serious barrier to modernization of healthcare system in modern Russia is problem of security, which does not allow to establish a systematic and highly effective interaction between the state and health organizations. This problem can be solved with help of blockchain-technology.

Keywords

Ensuring security, interaction between state and health organizations, healthcare sector, blockchain-technologies.

Введение

Сфера здравоохранения представляет собой стратегически важную отрасль экономики современных хозяйственных систем. Приоритетность данной сферы объясняется, во-первых, ее социальной значимостью. В данной сфере предоставляются критически важные общественные блага — медицинские услуги, качество и доступность которых определяют уровень и качество жизни населения. Во-вторых, сфера

здравоохранения является перспективным вектором роста современной экономики. Относящаяся к сфере услуг, она является высокоэффективной с экологической точки зрения, так как предполагает минимальный расход природных ресурсов и практически не наносит ущерба окружающей среде. То есть развитие сферы здравоохранения способствует устойчивому развитию хозяйственных систем. Вместе с этим отдельные сегменты сферы здравоохранения

относятся к числу высокотехнологичных секторов народного хозяйства, и интенсивность их развития определяет инновационное развитие социально-экономической системы, ее глобальную конкурентоспособность и прогресс в построении экономики знаний. Следовательно, модернизация сферы здравоохранения представляет высокий интерес не только с социальной, но и с экономической точки зрения. Этим объясняется высокая актуальность изучения сущности, особенностей и перспектив развития сферы здравоохранения. В Проекте Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 г., подготовленном Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2017 г., указывается на ключевую роль государства в успешном ответе на вызовы и преодолении угроз развития системы здравоохранения в современной России, а также необходимость укрепления взаимодействия государства и организаций здравоохранения для ее модернизации [7].

Рабочая гипотеза данной статьи заключается в предположении о том, что серьезным барьером на пути модернизации сферы здравоохранения в современной России является проблема безопасности, не позволяющая наладить систематическое и высокоэффективное взаимодействие государства и организаций здравоохранения. Данная проблема может быть решена с помощью блокчейн-технологий.

Цель данной статьи заключается в определении основных текущих и перспективных направлений взаимодействия государства и организаций здравоохранения, выявлении проблем безопасности, возникающих при осуществлении данного взаимодействия, а также разработке концепции обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий в современной России.

Материалы и методы

Проведенный авторами данной статьи контент-анализ существующей научной литературы по вопросам модернизации сферы здравоохранения в современной России показал, что ученые и эксперты выделяют два ключевых направления развития данной сферы: расширение маркетинговой активности организаций здравоохранения [2, 8, 9] и становление системы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения [1, 3, 4-6, 11-14]. Несмотря на перспективность данных направлений, по нашему мнению, они не в полной мере раскрывают имеющийся потенциал взаимодействия государства и организаций здравоохранения и перспективы его использования в интересах модернизации сферы здравоохранения. Следовательно, проблема обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий является малоизученной и требует дальнейшей научной проработки. Для этого в данной статье применяются методы индукции, дедукции, проблемного, системного и логического анализа, а также метод моделирования экономических процессов и систем в сочетании с методом формализации.

Результаты

В результате комплексного анализа процесса государственного регулирования сферы здравоохранения в современной России авторами данной статьи сделаны следующие основные выводы. Государство осуществляет регулирование сферы здравоохранения разными способами, определяя или влияя на ключевые компоненты данной, такие как: медицинское страхование, стандарты качества обслуживания, лицензирование деятельности организаций здравоохранения, а также предоставление и поддержание в актуальном состоянии инфраструктурного обеспечения предпринимательства в сфере здравоохранения.

Государство играет множество ролей в сфере здравоохранения, выступая одновременно в качестве покупателя, регулятора, аналитика, планировщика, работодателя, а также поставщика информации и источника технической поддержки. Государственное регулирование сферы здравоохранения в современной России основывается на следующих принципах, которые отражают ключевые признаки высокой эффективности данной сферы:

- действия государства направлены на обеспечение того, чтобы каждый человек имел справедливое и доступное покрытие основных, необходимых ему медицинских услуг для поддержания здоровья страны;

- государство стремится к тому, чтобы каждый человек получал необходимые ему медицинские услуги по разумной цене, причем данные услуги должны быть справедливыми, безопасными, ориентированными на пациента и скоординированными;

- государство содействует развитию и совершенствованию инфраструктуры сферы здравоохранения, чтобы обеспечить каждому человеку доступ ко всем необходимым медицинским услугам, которые способствуют длительной и здоровой жизни.

Реализация данных принципов на практике является сложной задачей, решая которую государство инициирует процесс модернизации сферы здравоохранения в современной России, которая сегодня претерпевает серьезные изменения. Традиционная практика государственного мониторинга, государственных закупок и оказания всего необходимого объема медицинских услуг государственными организациями здравоохранения смещается в сторону акцента на партнерских отношениях между государственным и частным секторами для наиболее гибкого реагирования на растущие и модифицирующиеся потребности населения.

Государство также все чаще стремится служить катализатором перемен в частном секторе сферы здравоохранения посредством упрощения административных процедур и улучшения делового климата. Новые информационно-коммуникационные технологии предоставили государству инструменты для успешной трансформации сферы здравоохранения. Сокращение затрат на технологии и использование Интернета в последние годы резко расширило государственные возможности. Как успехи, так и неудачи существующих программ дают важные уроки для государств, которые инициируют новые направления в области электронных коммуникаций.

Авторами статьи выделено два основных направления электронного взаимодействия государства и организаций здравоохранения: информационный обмен и финансовое обеспечение, каждое из которых характеризуется наличием проблемы обеспечения безопасности из-за электронной формы передачи данных. Рассмотрим данные направления в деталях.

Первое направление взаимодействия государства и организаций здравоохранения связано с их информационным обменом. В настоящее время в России данный информационный обмен ограничивается сбором государством статистической информации в сфере здравоохранения. Данные корпоративной отчетности организаций здравоохранения используются государством для оценки их деятельности, а также мониторинга общей ситуации в сфере здравоохранения, включая:

- определение наиболее востребованных медицинских услуг;

- анализ достаточности инфраструктурного обеспечения сферы здравоохранения;

- соотношение государственных и частных организаций здравоохранения;

- учет мнений пациентов о работе организаций здравоохранения и т. д.

При этом возникает проблема обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения. Она связана с ненадежностью интернет-соединения, используемого при электронной передаче корпоративной отчетности организациями здравоохранения, нарушение которого может привести к невозможности загрузить данные в систему общероссийской статистической информации и искажению результатов статистического учета в сфере здравоохранения.

Разработка государственной политики в области регулирования сферы здравоохранения на базе неполной, неточной или недостоверной информации затруднена и малоэффективна, так как велика вероятность принятия неверных решений, которые вместо содействия росту сферы здравоохранения и соблюдения заявленных принципов государственного регулирования данной сферы будут тормозить ее развитие и нарушать установленные принципы.

Перспективным аспектом расширения информационного обмена государства и организаций здравоохранения является создание электронной общероссийской базы данных медицинской информации, в которой будут содержаться подробные сведения обо всех пациентах, их обращении за медицинской помощью и ее оказании. Это позволит пациентам обращаться за получением медицинских услуг в любую удобную для них организацию здравоохранения: как частную, так и государственную, и получать медицинские услуги наивысшего качества, так как медицинские работники будут владеть всей необходимой информацией для выбора оптимального курса лечения. В данном случае проблема безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения связана уже не только с несовершенством системы интернет-связи, но также с высокой вероятностью искажения и хищения конфиденциальной информации о пациентах

кибер-преступниками. Поэтому нерешенность данной проблемы является основным барьером на пути создания электронной общероссийской базы данных медицинской информации.

Вторым направлением взаимодействия государства и организаций здравоохранения является финансовое обеспечение. В настоящее время в России финансовое обеспечение включает в себя предоставление государственных дотаций и субсидий организациям здравоохранения, а также финансирование деятельности государственных организаций здравоохранения и оплату государственного заказа в сфере здравоохранения. Учитывая значительный масштаб данного финансирования, определяемый стратегической значимостью сферы здравоохранения для национальной экономики, государственное финансовое обеспечение сферы здравоохранения также сталкивается с проблемой безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения из-за высокой привлекательности для кибер-преступников в аспекте хищения финансовых средств.

В качестве перспективного решения обозначенных проблем обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения в обоих указанных направлениях в данной статье предлагается использование блокчейн-технологий [10]. Они представляют собой технологии передачи данных (включая информационный и финансовый обмен) через непрерывную цепь связанных между собой блоков, содержащих данные.

Предложенная нами рекомендация объясняется тем, что именно по принципу множества отдельных блоков (источников информации от разных организаций здравоохранения) организовано взаимодействие государства и организаций здравоохранения в современной России. Однако применение традиционной технологии сбора и хранения данных, предполагающей наличие общего сервера с единой базой данных, вызыва-

ет высокую уязвимость данных и проблему безопасности. На контрасте с ней преимуществами использования блок-чейн-технологий для взаимодействия государства и организаций здравоохранения являются следующие:

- простота контроля информации всеми заинтересованными лицами: доступ к общей базе данных могут иметь все организации здравоохранения, а не только государство;

- устойчивость системы данных к ошибкам и ее нерушимость: цифровые данные повсеместно распространяются, но не могут быть скопированы, причем изменениям подлежит не весь, а только ограниченный блок данных, к которому имеет доступ данная организация здравоохранения;

- постоянное обновление системы данных и поддержание ее в актуальном состоянии: при загрузке новых данных система автоматически обновляется без участия загрузившей данные организации здравоохранения;

- прозрачность и подконтрольность системы данных: источник данных, загруженных в общую систему, легко отследить, что позволяет предотвратить кибер-атаки на системы данных сферы здравоохранения.

Авторами статьи разработана концепция обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий в современной России, которая представлена графически на рисунке 1.

Цель: обеспечение безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения

Инструмент достижения цели: организация электронного взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий

Запрос организацией здравоохранения

возможности загрузки данных в общую систему

Механизм электронного взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий:

запрос и/или статус

передача запроса в компьютерную сеть

«не подтвержден»

Валидация запроса и статуса пользователя системой

Отказ в загрузке данных в систему

Г

д

Блок ^ анных

Создание системой нового блока для загрузки данных пользователем

запрос и статус «подтвержден»

передача данных в систему

Добавление нового блока данных к существующей цепочке блоков, автоматическое обновление общей системы

Государство и организации здравоохранения

свободный доступ к данным (просмотру, но не копированию данных)

Результат: простота контроля информации всеми заинтересованными лицами, устойчивость системы данных к ошибкам и ее нерушимость, постоянное обновление системы данных и поддержание ее в актуальном состоянии, прозрачность и подконтрольность системы данных

Рисунок 1 — Концепция обеспечения безопасности взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий

в современной России

Обсуждение

Предлагаемый механизм электронного взаимодействия государства и организаций здравоохранения с помощью блокчейн-технологий (рис. 1) характеризуется повышенной надежностью и безопасностью. Сначала организация здравоохранения отправляет запрос возможности загрузки данных в общую систему. Затем запрос передается в компьютерную сеть, и осуществляется валидация запроса и статуса пользователя. Если запрос и/или статус не подтверждается, в запросе отказывается, а если подтверждается, создается новый блок для загрузки данных пользователем. Данные передаются в общую систему и добавляются к существующей цепочке блоков, происходит автоматическое обновление общей системы. Государство и организации здравоохранения имеют свободный доступ к данным (просмотру, но не копированию данных). При этом достигается защита финансовых операций и свобода информационного обмена государства и организаций здравоохранения.

Заключение

Таким образом, выдвинутая авторами статьи гипотеза подтверждена: в настоящее время в России осуществляется активное электронное взаимодействие государства и организаций здравоохранения в направлении информационного обмена и финансового обеспечения, которое в перспективе будет только расширяться, в связи с чем будет усиливаться проблема обеспечения безопасности данного взаимодействия. Применение блокчейн-технологий позволяет решить данную проблему и обеспечить безопасность взаимодействия государства и организаций здравоохранения благодаря повышению степени защиты данных и ограничению возможностей пользователей по их использованию.

Библиографический список

1. Андреева, О. В., Саитгарее-ва, А. А., Волкова, О. А. Государственно-частное партнерство в здравоохранении //

Общественное здоровье и здравоохранение. — 2014. — № 4. — С. 61-68.

2. Багдасарян, С. Л. Методологические аспекты формирования механизма эффективного маркетинга в системе здравоохранения // Управление экономическими системами. — 2015. — № 4 (76). — С. 58.

3. Ганеев, А. М. Государственно-частное партнерство как источник финансирования системы здравоохранения // Страховое дело. — 2015. — № 7 (268). — С. 51-54.

4. Гладков, К. В. Государственно-частное партнерство как источник компетенций частного партнера в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 125.

5. Грачёв, М. М., Шебашева, Е. В. Государственно-частное партнерство: история и перспективы развития в сфере здравоохранения // Инновационные технологии управления и права. —

2014. — № 3 (10). — С. 131-135.

6. Жердев, Р. А. Государственно-частное партнерство как драйвер развития отечественного здравоохранения // Российское предпринимательство. —

2015. — Т. 16. — № 18. — С. 3125-3138.

7. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.rosminzdrav.ru/ministry/ 61/22^гап^а-979^йа^уа-га2уШуа-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 31.01.2018).

8. Михель, Ю. В., Губина, Д. В. Маркетинг как неотъемлемая функция управления в здравоохранении // Экономика и социум. — 2014. — № 23 (11). — С. 456-459.

9. Музалевская, А. А. Маркетинг в деятельности учреждения здравоохранения // Вестник ОрелГИЭТ. — 2015. — № 3 (33). — С. 63-66.

10. Носов, Н. Блокчейн и медицина [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.iksmedia.ru/articles/

5456962-Blokchejn-i-medicina.html (дата обращения: 25.02.2018).

11. Пискунов, С. В., 4eemaeea, H. Г. Государственно-частное партнерство в управлении здравоохранением // Вопросы управления. — 2015. — № 3 (15). — С. 38-48.

12. Пржeдeцкий, Ю. В., Прже-дeцкая, Н. В., Борзенко, К. В. Актуальные направления развития маркетинга организации здравоохранения с помощью государственно-частного партнерства в современной России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2017. — № 1-1. — С. 124-132.

13. Рожкова, Е. В., Касенко, О. В. Государственно-частное партнерство: сущность, значение, основные направления реализации в сфере здравоохранения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2015. — № 19. — С. 7-9.

14. Щербакова, К. С. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения // Экономика. Бизнес. Банки. — 2015. — Т. 1. — С. 94-102.

Вibliographic list

1. Andreyeva, O. V., Saitgareeva, A. A., Volkova, O. A. Public-private partnership in health care // Public health and health care. — 2014. — № 4. — P. 61-68.

2. Bagdasaryan, S. L. Methodologic aspects of formation of mechanism of effective marketing in a health care system // Management of economic systems. —

2015. — № 4 (76). — Page 58.

3. Ganeev, A.M. Public-private partnership as source of financing of a health care system // Insurance business. — 2015. — № 7 (268). — P. 51-54.

4. Gladkov, K. V. Public-private partnership as source of competences of private partner in health care // Modern problems of science and education. —

2016. — № 2. — P. 125.

5. Grachev, M. M., Shebasheva, E. V. Public-private partnership: history and pro-

spects of development in health sector // Innovative technologies of management and right. — 2014. — № 3 (10). — P. 131-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zherdev, R A. Public-private partnership as driver of development of domestic health care // Russian business. — 2015. — T. 16. — № 18. — P. 3125-3138.

7. Ministry of Health of Russian Federation. Draft of Strategy of development of health care of Russian Federation until 2025 [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.rosminzdrav.ru/ ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (date of access: 31.01.2018).

8. Michel, Yu. V., Gubina, D. V. Marketing as integral function of management in health care // Economy and society. —

2014. — № 2-3 (11). — P. 456-459.

9. Muzalevskaya, A. A. Marketing in activity of healthcare institution // Messenger of OriolGIET. — 2015. — № 3 (33). — P. 63-66.

10. Nosov, N. Blokcheyn and medicine [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.iksmedia.ru/articles/5456 962-Blokchejn-i-medicina.html mode (date of access: 25.02.2018).

11. Piskunov, S. V., Chevtayeva, N. G. Public-private partnership in management of health care // Questions of management. —

2015. — № 3 (15). — P. 38-48.

12. Przhedetsky, Yu. V., Przhe-detskaya, N. V., Borzenko, K. V. Relevant directions of development of marketing of organization of health care by means of public-private partnership in modern Russia // News of Tula State University. Economic and jurisprudence. — 2017. — № 1-1. — P. 124-132.

13. Rozhkova, E. V., Kasenko, O. V. Public-private partnership: essence, value, main directions of realization in health sector // Collections of conferences of Research Center Sotsiosfera. — 2015. — № 19. — P. 7-9.

14. Scherbakova, K. S. Gosudar-stvenno — private partnership in health sector // Economy. Business. Banks. — 2015. — T. 1. — P. 94-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.