Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности. Вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати»'

Обеспечение безопасности. Вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ВОСЬМИ" / "ГРУППА ДВАДЦАТИ" / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРОТИВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ И МАТЕРИАЛОВ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ / G8 / G20 SECURITY / CORRUPTION / GLOBAL PARTNERSHIP AGAINST THE SPREAD OF WEAPONS AND MATERIALS OF MASS DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рахмангулов Марк Ринадович

В статье рассматриваются вопросы повестки дня «Группы восьми» и «Группы двадцати», относящиеся к сфере безопасности. Эта сфера является одной из наиболее важных среди приоритетов «Группы восьми» в последнее десятилетие и включает в себя широкий круг вопросов, таких как нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование различных региональные проблем, борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков и др. В то же время «Группа двадцати» пока рассматривала только вопросы безопасности, связанные с экономической повесткой дня: борьбу с коррупцией и финансированием терроризма. На основе анализа документов института делается вывод, что «Группа восьми» обладает возможностью гибко реагировать на вопросы в сфере безопасности, когда возникает такая необходимость. «Группы двадцати» в силу боле широкого и разнообразного состава не имеет необходимой гибкости. Вопросы безопасности являются и будут оставаться одним из основных приоритетов повестки дня «Группы восьми». Если «Группа двадцати» будет включать эти вопросы и ценности в повестку дня, скорее всего, это произойдет при лидирующей роли стран-членов «Группы восьми».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G8 and G20 contribution to security issues

The paper analyses the security issues on the G8 and G20 agendas. This sphere constitutes one of the most important G8 priorities during last decade and includes a wide range of issues (weapons of mass destruction non-proliferation, different regional problems settlement, fight with terrorism and drug trafficking and others). The G20 has been dealing with the security issues related to economic agenda (fight against corruption and terrorism finance) to date. On basis of G8 documents analysis a conclusion was made that this institution has sufficient flexibility to respond to security issues as need arises. Due to broader and more diverse membership G20 may not have enough flexibility. Security will remain a top priority on the G8 agenda. Possible inclusion of these issues in the G20 agenda can be expected with the leading role of G8 members.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности. Вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати»»

Обеспечение безопасности.

Вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати»

М.Р. Рахмангулов

Рахмангулов Марк Ринадович - заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@hse.ru

Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», безопасность, коррупция, Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

Key words: G8, G20 security, corruption, Global Partnership against the Spread of Weapons and Materials of Mass Destruction.

В статье рассматриваются вопросы повестки дня «Группы восьми» и «Группы двадцати», относящиеся к сфере безопасности. Эта сфера является одной из наиболее важных среди приоритетов «Группы восьми» в последнее десятилетие и включает широкий круг вопросов, таких как нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование различных региональных проблем, борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков и др. В то же время «Группа двадцати» пока рассматривала только вопросы безопасности, связанные с экономической повесткой дня: борьбу с коррупцией и финансированием терроризма. На основе анализа документов института делается вывод, что «Группа восьми» обладает возможностью гибко реагировать на вопросы в сфере безопасности в случае необходимости. «Группа двадцати» в силу более широкого и разнообразного состава не имеет необходимой гибкости. Вопросы безопасности являются одним из основных приоритетов повестки дня «Группы восьми». Если «Группа двадцати» будет включать эти вопросы и ценности в повестку дня, скорее всего, это произойдет при лидирующей роли стран - членов «Группы восьми».

В данной статье рассматриваются вопросы повестки дня «Группы восьми» и «Группы двадцати», относящиеся к сфере безопасности в традиционном ее понимании. Это, прежде всего, вопросы, относящиеся к компетенции Совета Безопасности ООН, связанные с военными конфликтами и постконфликтным урегулированием и восстановлением.

Возникшая изначально как форум лидеров ведущих индустриально развитых стран для обсуждения экономических проблем «Группа семи/восьми» начала включать вопросы безопасности в свою повестку дня с 1980-х годов. В рамках данной статьи рассматривается период с 1998 по 2010 г. До сих пор вопросы безопасности практически не обсуждались «Группой двадцати» на саммитах этой организации, за исключением вопросов борьбы с коррупцией, финансирования терроризма и, в некоторой степени, преодоления последствий стихийных бедствий.

Список приоритетов, составивший предмет анализа в рамках данной статьи, включает двенадцать широких сфер. Четыре из них непосредственно включают вопросы безопасности (политические вопросы и безопасность) или относятся к этой сфере (коррупция и антикризисное управление). Анализ показал, что по доле дискурса, посвященного этим приоритетам, политические вопросы и безопасность вошли в число пяти наиболее значимых приоритетов,

тогда как коррупция и антикризисное управление оказались среди наименее значимых - 9-я и 12-я позиции соответственно (Рис. 1). К политическим вопросам относились: нераспространение, миротворчество и миростроительство, а также широкий круг региональных проблем от Афганистана и Ирака до Югославии и гуманитарных кризисов в Зимбабве. Приоритет безопасности включал терроризм, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и транснациональной преступностью, транспортную безопасность.

Относительный вес двух основных приоритетов меняется в различные годы. Для обеспечения сопоставимости данных в условиях существенных отличий документов «Группы восьми» как по количеству, так и по объему от года к году использовались относительные показатели, выраженные в процентах.

Наибольшая доля приоритета безопасности зафиксирована в 2002 г. - почти 30% суммарного объема текста документов этого года были посвящены безопасности. Сразу после террористических актов 11 сентября 2001 г. министры финансов «Группы семи»1 обсудили влияние терактов на восстановление роста мировой экономики2 и борьбу с финансирова-

1 Несмотря на появление «Группы восьми» «семерка» продолжает функционировать на уровне министров финансов.

2 Statement of G7 Ministers of Finance and Central Bank Governors on attacks in United States // G8 Informa-

Развитие Энергетика Политические вопросы Окружающая среда Безопасность Другое Экономика Торговля Коррупция Наука, образование, инновации Финансы

Антикризисное управление

40,51

13,85

10

15

20

25

30

35

40

45

Рис. 1. Средние доли упоминания приоритетов в документах «Группы восьми» за период с 2008 по 2010 г., %

30 -, 252015105-

Д

д

д

Д

Д G8

G8 среднее 1998-2008 -•- G8 среднее 2009-2010

д

д

Д А

Д

д д

8 9 0 1 2 3 4 5 CD 8 9 0

9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

5 н ra к с н д с S о ra ra

е Л m > s ra н р 2 га д д *

i_ Ц ra н * s е i_ > s о

н :<D н е с m Ц s vo ra m *

s ^ s ra н р * с

2 р s LQ * н < е е н е i_ s ra X * < >

О ra н ra ^ s О £ H е с £ н га О о X 2

0

5

0

Рис. 2. Доля упоминаний приоритета «Безопасность», %

нием терроризма3. Спустя всего 25 дней после 11 сентября они разработали План по борьбе с финансированием терроризма4 и уже в феврале 2002 г. около 200 стран и юрисдикций при-

tion Centre. 12.09.2001. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ finance/fm010912.htm (date of access: 05.03.2011).

3 Statement of G7 Ministers of Finance // G8 Information Centre. 25.09.2001. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ finance/fm010925.htm (date of access: 05.03.2011).

4 Action Plan to Combat the Financing of Terrorism // G8 Information Centre. 06.10.2001. URL: http://www.

g8.utoronto.ca/finance/fm100601.htm (date of access:

05.03.2011).

соединились к нему5. На саммите в Кананаски-се (Канада) в 2002 г. лидеры «Группы восьми» согласовали действия в области транспортной безопасности6 и инициировали создание Глобального партнерства против распространения

5 Action Plan: Progress Report on Combating the Financing of Terrorism // G8 Information Centre. 09.02.2002. URL: http://www.g8.utoronto.ca/finance/fm020902.htm. (date of access: 05.03.2011).

6 Cooperative G8 Action on Transport Security // G8 Information Centre. 26.06.2002. URL: http://www. g7.utoronto.ca/summit/2002kananaskis/transport.html. (date of access: 05.03.2011).

оружия и материалов массового уничтожения7. После 2002 г. доля приоритета безопасности медленно снижалась.

Следует отметить, что в это же время «Группа двадцати», функционировавшая в этот период на уровне министров финансов, также стала заниматься борьбой с финансированием терроризма, приняв в ноябре 2001 г. собственный план действий, включавший замораживание активов террористов, применение международных стандартов, обмен информацией, техническую помощь, а также мониторинг исполнения указанных действий и отчетность8. После 2004 г. эта тема в документах «двадцатки» практически не упоминалась, за исключением 2006 г., когда был опубликован доклад об индивидуальных мерах, принятых членами института в этой сфере9. Во время существования «Группы двадцати» как форума лидеров эта тема эпизодически поднималась на саммитах в Вашингтоне, Питтсбурге и Торонто. Представляется, что «двадцатка», обладающая в настоящий момент большим потенциалом, чем до 2008 г., могла бы вернуться к рассмотрению этой важной темы в сотрудничестве с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и региональными органами, созданными по типу ФАТФ.

Доля политических вопросов в дискурсе «Группы восьми», была высокой в 1999 г., когда «восьмерка» обсуждала последствия войны в Югославии10 и инициативу Европейского союза (ЕС) по заключению Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе11.

Наиболее высокая доля приоритета политических вопросов зафиксирована в 2004 г., что можно объяснить обсуждением «Группой восьми» восстановления и содействия развитию Ирака и инициативой американского председательства в «восьмерке» по Партнерству во имя прогресса и общего будущего с регионом

7 The G8 Global Partnership Against the Spread of Weapons and Materials of Mass Destruction // G8 Information Centre. 27.06.2002. URL: http://www.g8.utoronto. ca/summit/2002kananaskis/arms.html (date of access: 05.03.2011).

8 G20 Action Plan on Terrorist Financing. URL: http:// www.g20.utoronto.ca/2001/2001communique.html#action (date of access: 05.03.2011).

9 Member Country Measures to Combat the Financing of Terrorism, November 19. URL: http://www.g20.utoronto. ca/2006/2006financing.pdf (date of access: 05.03.2011).

10 G8-Statement on Regional Issues // G8 Information Centre. 20.06.1999. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ summit/1999koln/regional.htm (date of access: 05.03.2011).

11 G8-Statement on Regional Issues // G8 Informa-

tion Centre. 20.06.1999. URL: http://www.g8.utoronto.ca/

summit/1999koln/regional.htm (date of access: 05.03.2011).

Большого Ближнего Востока и Северной Африки12. Ситуация в Судане13 и мирное урегулирование на Ближнем Востоке, в том числе в связи с войной в Ливане, были в повестке дня института в 2005 и 2006 г.

Высокий приоритет проблем безопасности, как в широком, так и в узком смысле этого понятия, был подтвержден «Группой восьми» при ее обращении к ценности мира как одной из ключевых в традиционном списке ценностей этого института. При обсуждении вопросов безопасности «восьмерка» также часто обращается к ценностям демократии и свободы. Вместе эти три ценности составляют 31% упоминаний всех ценностей за период с 1998 г. При сравнении обращения к ценностям «восьмерки» и «двадцатки» в период их сосуществования наблюдаются явные различия в системе ценностей двух институтов (Рис. 4). Мир на пятом месте в списке ценностей «Группы восьми» с 11,07% упоминаний, в «Группе двадцати» же его доля составляет всего 0,35%. Обращения «двадцатки» к ценностям свободы и демократии пока не зафиксированы.

При решении глобальных проблем «Группа восьми» взаимодействует с другими международными институтами и механизмами, в том числе созданными самой «восьмеркой» в форме партнерства и передачи мандатов, по всем приоритетам (Рис. 5). Следует отметить, что четыре организации, непосредственно занимающиеся вопросами безопасности, вошли в десять наиболее часто упоминавшихся в документах «Группы восьми» организаций (ООН, Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения, Африканский союз и Международное агентство по атомной энергии).

К основным институтам, с которыми «восьмерка» взаимодействует в сфере безопасности, относятся ООН как универсальная организация, а также Глобальное партнерство - механизм противодействия распространению оружия массового уничтожения, созданный самой «восьмеркой».

Значительная доля упоминаний МВФ и Всемирного банка в рамках приоритета безопас-

12 Partnership for Progress and a Common Future with the Region of the Broader Middle East and North Africa // G8 Information Centre. 09.06.2004. URL: http://www. g8.utoronto.ca/summit/2004seaisland/partnership.html. (date of access: 05.03.2011).

13 Statement by the G8 and AU: Sudan // G8 Information Centre. 08.07.2005. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ summit/2005gleneagles/sudan.pdf (date of access: 05.03. 2011).

Д

Д

Д

д

д

д

д

А-

G8

G8 среднее 1998-2008 G8 среднее 2009-2010

Д

Д

Д

8 9 0 1 2 CO Щ CO 8 9 0

9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

5 н ra к с н д с 5 о ra ra

е Л m > ra н р 2 ra д д *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i_ ra н * s е l_ > s о

н :<D н е с m Ц s vo ra m *

s s ra н р * с

5 * н < е е н е i_ s ra X * < >

р s LQ О ra н ra ^ О £ fc с fc н ra О о X 2

Рис. 3. Доля упоминаний приоритета «Политические вопросы», %

Развитие Другие

Эффективное управление Защита окружающей среды Мир

Благополучие человека Экономический рост и занятость Демократия Свободная торговля Инвестиции Борьба с коррупцией Свобода

ШШ^ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ:

чЧЧЧЧЧЧЧЧЧ! 1W

чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ 18,29

\ЧЧЧЧЧЧЧЧ113,00

0,35

I 3,82

6,74

Ш G20 Н G8

Щ 2,02

3 1,91 а 1,01

S 1,49

0,70 0,90

0

3 0,86

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 4. Обращение «Группы восьми» и «Группы двадцати» к ценностям, доля упоминаний

ности в первую очередь объясняется участием этих организаций в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. С 2002 г. они включили мониторинг исполнения рекомендаций ФАТФ и других мер по борьбе с отмыванием денег в свои программы страновой оценки14.

В рамках приоритета политических вопросов «восьмерка» также чаще всего сотрудничает с ООН. Также «восьмерка» активно взаимодействует с Африканским союзом - ключевой региональной организацией в Африке, членам

14 G7 Combating the Financing of Terrorism: First Year Report Press Release September 27, 2002 URL:

http://www.g7.utoronto.ca/finance/fm092702pr1.htm (date of access: 05.03.2011).

40

35

30

25

20

5

0

13,47

0

ООН ОЭСР

Международное энергетическое агентство Всемирный банк

Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения

Всемирная организация здравоохранения Африканский союз Рамочная конвенция ООН об изменении климата

Глобальный фонд

«Образование для всех» и Инициатива ускоренного

финансирования

Международное агентство по атомной энергии

Рис. 5. Первые 10 международных многосторонних институтов и механизмов по доле упоминаний в документах «Группы восьми» за период с 2008 по 2010 г., %

ООН

Глобальное партнерство ФАТФ

Международная организация гражданской авиации _ МВФ

Международная морская организация Всемирный банк МАГАТЭ

Всемирная таможенная организация

Инициатива по безопасному и упрощенному порядку международных поездок

35,73

I 13,57

4,29 Ш 4,02 Ш 3,74 Ш 3,60 3,32 2,63 ! 1,94

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 6. Первые 10 международных многосторонних институтов и механизмов по доле

упоминаний в документах «Группы восьми» в рамках приоритета «Безопасность» за период с 1998 по 2010 г., %

которой «Группа восьми» оказывает содействие в развитии.

Следует отметить, что «восьмерка» играет важную роль в укреплении международной правовой основы безопасности и политического урегулирования. В документах, посвященных политическим вопросам, «Группа восьми» активно апеллирует к международным договорам, прежде всего к Договору о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции

о биологическом оружии и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Рис. 7).

При исключении международных договоров из анализа картина упоминания организаций несколько меняется (Рис. 8). В десятку наиболее упоминаемых партнеров входят механизмы, созданные самой «восьмеркой» (Инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (ИБОР), Инициатива по обеспечению транспарентности в добывающей

16,62

Рис. 7. Первые 10 международных многосторонних институтов и международных

договоров по доле упоминаний в документах «Группы восьми» в рамках приоритета «Политические вопросы» за период с 1998 по 2010 г., %

промышленности) и ОБСЕ, как ключевая организация по безопасности в Европе, где все еще сохраняется регионы с конфликтным потенциалом.

В связи с тем что урегулирование региональных проблем не ограничивалось вопросами обеспечения безопасности, а включало также социально-экономическое развитие стран, переживающих конфликты или находящихся в уязвимом состоянии, количество международных институтов с которыми взаимодействовала «Группа восьми» в рамках приоритета политических вопросов намного выше, чем в рамках приоритета безопасности. Этим объясняется интенсивность сотрудничества с ключевыми институтами развития - МВФ, Всемирным банком, ЕБРР.

ООН остается ключевым институтом в сфере безопасности, хотя упоминается во всех сферах коллективных действий. Так как это наиболее часто упоминавшаяся «восьмеркой» организация, был проведен анализ упоминаний ООН по приоритетам. В результате было установлено, что наиболее часто «Группа восьми» обращается к ООН в кризисных ситуациях.

Страны, председательствующие в «Группе восьми», отличаются национальными предпочтениями по взаимодействию или игнорированию ООН. Упоминания этой организации в 2004 г. были на наиболее низком уровне, как по абсолютным, так и по относительным показателям, так как предыдущая Администрация США отдавала предпочтение односторонним подходам во внешней политике. Напротив, доля упо-

минаний ООН во время председательства России в 2006 г. была высокой, так как российское руководство продвигает многосторонние подходы, формирование решений и реализацию коллективных действий через ООН как универсальную организацию, в том числе и в вопросах безопасности.

«Группа двадцати», появившаяся, как и «Группа восьми», вследствие необходимости поиска новых механизмов преодоления мирового экономического кризиса, постепенно расширяет повестку дня за счет включения вопросов, не связанных напрямую с экономикой и финансами. Одним из таких вопросов является борьба с коррупцией. Еще во время существования «Группы двадцати» на уровне министров финансов важность борьбы с коррупцией упоминалась в документах института, принятых в 2000 г. во время председательства Канады15 и в 2004 г. во время председательства Германии16.

Лидеры «двадцатки» впервые включили коррупцию в повестку дня осенью 2010 г. на саммите в Питтсбурге под председательством США. Призыв ратифицировать Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств и Конвенцию ООН против кор-

15 Communiqué Finance Ministers and Central Bank Governors Meeting 25 October 2000. URL: http://www. g20.utoronto.ca/2000/2000communique.html (date of access: 05.03.2011).

16 G20 Accord for Sustained Growth Stability, Competition and Empowerment: Mobilising Economic Forces for Satisfactory Long-Term Growth November 21, 2004. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2004/2004growth.html (date of access: 05.03.2011).

ООН

Африканский союз МАГАТЭ

Глобальное партнерство Всемирный банк Группа ядерных поставщиков МВФ

Инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (ИБОР)

ОБСЕ

Инициатива по обеспечению транспарентности в добывающей промышленности

| 44,10

Ш 2,89

1 1,76 i 1,63 i 1,51 \ 1,26 I 1,01

5

16,33

10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 8. Первые 10 международных многосторонних институтов и международных

механизмов по доле упоминаний в документах «Группы восьми» в рамках приоритета «Политические вопросы» за период с 1998 по 2010 г., %

0

%

Рис. 9. Доля упоминаний ООН от упоминаний всех организацией в документах

«Группы восьми» в рамках приоритета «Безопасность» за период с 1998 по 2010 г., %

рупции (КПК), а также учредить во время третьей Конференции сторон КПК в Дохе эффективный, прозрачный и всеохватывающий механизм обзора ее осуществления содержался в разделе декларации саммита, посвященном расширению поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Одной из заявленных целей развития антикоррупционного сотрудничества было предотвращение незаконного оттока капитала из развивающихся стран.

На следующем саммите в Торонто в июне 2011 г. было решено создать «Рабочую группу для составления комплексных рекомендаций

для рассмотрения лидерами в Корее вопроса, каким образом "Группа двадцати" могла бы продолжать вносить практический и ценный вклад в международные усилия по борьбе с коррупцией»17. Следует отметить, что создание этой рабочей группы было также инициативой Соединенных Штатов18, практически следую-

17 Декларация саммита лидеров государств «Группы 20» в Торонто. URL: http://www.iori.hse.ru/g20/ materials/2010_Toronto_Declaration.html (дата обращения: 05.03.2011).

18 Встреча с Послом по особым поручениям Министерства иностранных дел России, внешнеполити-

%

Рис. 10. Доля упоминаний ООН от упоминаний всех организацией в документах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Группы восьми» в рамках приоритета «Безопасность» за период с 1998 по 2010 г., %

12 и

108642-

А

Д

А

Д G8

G8 среднее 1998-2008 -•- G8 среднее 2009-2010 □ G20

-*— G20 среднее

-А-

А

А

А

-Д-

-А-

ж—

-В-

-в-

=&г

8 9 0 1 2 со Щ <с 8 8 9 9

9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

2 н га к с н д с 2 о н н га

е Л m у га н Ц р 2 га нд д о о ц

Ц га н * s е 1_ у 'S t д s

н :<D н е с m ц VO га н m

s ^ s га ГО н р * н о *

2 р * О н га н < е е н е ен 1_ s * о X 3 га <

LQ га ^ О С! Ц Ой

9 0 0

р

>

VD

с

га *

S

с

>

о

р

о

> е

О

га О

га X

0

Рис. 11. Доля упоминаний приоритета «Коррупция», %

щим шагом по подготовке коллективных решений.

На саммите в Сеуле в ноябре 2010 г. был одобрен Антикоррупционный план действий «Группы двадцати», предусматривающий: присоединение, ратификацию и эффективную реализацию положений Конвенции ООН против коррупции; поощрение прозрачности и ин-клюзивности механизмов проведения обзоров;

ческим су-шерпой от российской стороны в «Группе восьми», координатором в МИД РФ по вопросам «Группы двадцати» и группы стран БРИК В.Б. Луковым. Государственный университет - Высшая школа экономики 6 июля 2010 г. URL: http://www.iori.hse.ru/g20/materials/ speech_20100706.pdf (дата обращения: 05.03.2011).

принятие и исполнение законов, устанавливающих ответственность за подкуп иностранных должностных лиц; предотвращение доступа коррумпированных чиновников к глобальным финансовым институтам и рассмотрение возможности сотрудничества при ограничении возможности их въезда; вопросы экстрадиции и возвращения похищенных активов; защиту лиц, добросовестно информирующих о коррупционных проявлениях и обеспечении независимости и безопасности деятельности органов, осуществляющих противодействие коррупции19. Анти-

19 Приложение III к Декларации саммита «Груп-

пы двадцати». URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/771

(дата обращения: 05.03.2011).

коррупционной рабочей группе было поручено готовить для будущих саммитов ежегодные отчеты о выполнении обязательств, содержащихся в Антикоррупционном плане. Представляется крайне важным подробно описывать в подобных докладах индивидуальные действия членов «Группы двадцати». По состоянию на сентябрь 2010 г. четыре страны - члена «двадцатки», Германия, Индия, Саудовская Аравия и Япония, не ратифицировали Конвенцию ООН против коррупции. Италия ратифицировала КПК в октябре 2009 г.20

Судя по предварительной повестке дня, Франция в период председательства в ЕС намерена продолжить заложенную в 2010 г. схему разделение труда: на саммите в Каннах в ноябре 2011 г. из вопросов, рассматриваемых в данной статье, будет обсуждаться только коррупция. К основным направлениям антикоррупционного сотрудничества, заявленным Францией, относятся:

- применение всеми странами своего законодательства в этой сфере и содействие наиболее затронутым этой проблемой странам в развитии потенциала их правоприменительных органов;

- укрепление имеющихся международных инструментов (прежде всего Конвенции ООН против коррупции и Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок);

- участие частного сектора в борьбе с коррупцией путем обеспечения прозрачности, неприкосновенности и защиты для компаний, сталкивающихся с этой проблемой, и обеспечения одинаковых условий для компаний, независимо от страны их происхождения;

- защита частных лиц, сообщающих о случаях коррупции21.

Еще одним приоритетом, в котором повестки дня «Группы восьми» и «Группы двадцати» пересекаются, является антикризисное управление, включающее, прежде всего, преодоление последствий природных катастроф.

Доля этого приоритета невысока в обоих институтах, за исключением 2005 г., когда «Группа восьми» реагировала на последствия

20 United Nations Convention. URL: http://www.un-odc.org/unodc/en/treaties/CAC/signatories.html (date of access: 05.03.2011).

21 Fighting Corruption. URL: http://www.g20-g8.com/ g8-g20/g20/english/priorities-for-france/the-priorities-of-the-french-presidency/sheets/fighting-corruption.337.html (date of access: 05.03.2011).

разрушительных землетрясений и цунами в Индийском океане, произошедших в декабре 2004 г. Уже 7 января 2005 г. министры финансов «Группы семи» приняли специальное заявление по содействию странам, пострадавшим от этого стихийного бедствия. Министры договорились оказать помощь по следующим направлениям: снижение долгового бремени пострадавших стран и освобождение от уплаты долгов, оказание гуманитарной и финансовой помощи для восстановления, а также создание систем раннего предупреждения о появлении цунами в Индийском океане22.

На саммите в Глениглсе в июле того же года лидеры «восьмерки» приняли отдельный документ, посвященный мерам, которые необходимо принять для предотвращения и смягчения последствий подобных катастроф в будущем. Лидеры «Группы восьми» согласовали свои действия по трем основным направлениям: системы раннего предупреждения, поддержка усилий по снижению последствий стихийных бедствий и улучшение системы оказания гуманитарной помощи23.

Разрушительное землетрясение на Гаити в январе 2010 г. вошло в повестку дня обоих институтов. Уже через два дня после событий «Группа двадцати» приняла короткое заявление, в котором выразила готовность оказать помощь пострадавшим24. Министры финансов «двадцатки» на встрече в апреле 2010 г. приняли решение поддержать прощение долгов Гаити со стороны международных организаций25. На саммите в Торонто было подтверждено намерение внести справедливый вклад в покрытие издержек, связанных с урегулированием долга Гаити перед международными организациями. Лидеры приняли решение, что отчет о результатах данной работы будет представлен на саммите в Сеуле в ноябре 2010 г.26 Однако

22 Statement by G7 Finance Ministers on Assisting Countries Devastated by the Indian Ocean Tsunami January 7, 2005. URL: http://www.g8.utoronto.ca/finance/ fm050107.htm (date of access: 05.03.2011).

23 Ответ стран «Группы восьми» на стихийное бедствие в Индийском океане и последующие действия по снижению риска бедствий. URL: http://www.g8russia. ru/g8/history/gleneagles2005/15/ (дата обращения: 05.03.2011).

24 G20 Statement on Haiti January 14, 2010. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2010/2010haiti0114.html (date of access: 05.03.2011).

25 Communiqué: Meeting of G20 Finance Ministers and Central Bank Governors Washington, April 23, 2010. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2010/g20finance100423. html (date of access: 05.03.2011).

26 Декларация саммита лидеров государств «Груп-

пы двадцати» в Торонто. URL: http://www.iori.hse.ru/g20/

8 -| 7654321 -

д

—А—

А

А , А , А , А , А

-Д-

А . А

Д G8

-A- G8 среднее 1998-2008 -•— G8 среднее 2009-2010 □ G20

-*— G20 среднее

8 9 0 1 2 со Щ

9 9 0 0 0 0 0 0

9 9 0 0 0 0 0 0

1 1 2 2 2 2 2 2

s н га к с н д с

е Л m > s га н Ц

Ц га н * s е 1_

н :<U н е с m ц s

s ^ s га m н

5 * н < е

р О га н s ¿2

LQ га ^ О

со

0 0

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

VD

р

е

H

е

IZ

га О

га

д

га X

8 0 0 2

о д

га *

о X

8 0 0

о t

3

га со

9 0 0

о д

о

9 0 0 2

га ц

С

9 0 0

р

>

VD

с

t

S

s

с

>

0 01

о

р

о

0 01

2

>

е

О

Рис. 12. Доля упоминаний приоритета «Антикризисное управление», %

0

доклад на Сеульском саммите представлен не был27.

Реакция «Группы восьми», объединяющей крупнейших мировых доноров, на эту катастрофу представляется более существенной, так как «восьмерка» включила в повестку дня не только непосредственно помощь пострадавшим, но и совершенствование системы мер по предотвращению катастроф. На встрече министров иностранных дел «Группы восьми» в марте 2010 г. обсуждались необходимые действия по долгосрочному восстановлению Гаити, что позволило согласовать подходы к решению этой проблемы непосредственно перед международной конференцией доноров в Нью-Йорке28.

Президент Гаити был приглашен на саммит «восьмерки» в Мускоке, на котором лидеры обязались работать над укреплением существующего механизма международной координации для повышения скорости, эффективности и согласованности международных действий в случае стихийных бедствий, в том числе путем поддержки Глобальной платформы по уменьшению опасности стихийных бед-

materials/2010_Toronto_Declaration.html (дата обращения: 05.03.2011).

27 G20 Seoul Summit: Steady Success. URL: http:// www.hse.ru/en/org/hse/iori/G20_Seoul_Summit (date of access: 05.03.2011).

28 Canadian Chair's Statement March 30, 2010. URL: http://www.g8.utoronto.ca/foreign/formin100330.html (date of access: 05.03.2011).

ствий, созданной в рамках ООН. «Восьмерка» приняла решение созвать заседание группы экспертов для рассмотрения возможных дальнейших шагов в этом направлении29.

Ряд экспертов считает, что «Группа двадцати» в будущем может включить вопросы безопасности в свою повестку дня30. Вместе с тем представители некоторых стран-членов выступают против этого, указывая на наличие других форматов, таких как Совет Безопасности ООН31. Очевидно, что ввиду более широкого членства возможности договариваться по острым вопросам в формате «двадцатки» существенно затруднены. К тому же в «Группу двадцати» входят страны, роль которых на мировой политической арене пока не столь значительна, как их вклад в мировую экономику.

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

29 Мускокская декларация «Группы восьми». Выход из кризиса и новые начала. 26 июня 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/622 (дата обращения: 05.03.2011).

30 Stewart Patrick. The G20 and the United States: Opportutunities for More Effective Multilateralismsm. A Centutury Fououndation Report. URL: http://tcf.org/ publications/2010/10/the-g20-and-the-united-states-op-portunities-for-more-effective-multilateralism (date of access: 05.03.2011).

31 Россия против включения вопросов безопасности в повестку форумов «двадцатки» и расширения «большой восьмерки» - А.Дворкович. URL: http://www. prime-tass.ru/news/0/%7B98F5DF62-4639-4AC5-BAD4-E63250190D54%7D.uif (дата обращения: 05.03.2011).

1. Вопросы безопасности являются одним из основных приоритетов повестки дня «Группы восьми».

2. Безопасность в повестке дня и решениях «Группы восьми» тесно связана с ценностям мира, свободы и демократии. Если «Группа двадцати» будет включать эти вопросы и ценности в повестку дня, скорее всего, это произойдет при лидирующей роли стран - членов «Группы восьми».

3. «Группа восьми» активно взаимодействует с другими международными институтами для решения вопросов безопасности, а также создает собственные механизмы на случай необходимости.

4. «Группа восьми» демонстрирует значительный уровень гибкости для реагирования на вопросы в сфере безопасности, когда возникает такая необходимость. «Группа двадцати» в силу боле широкого и разнообразного состава может не иметь необходимой гибкости.

5. Таким образом, «Группа восьми» остается одним из основных форматов взаи-

модействия по вопросам безопасности. При этом тесно сотрудничая с Советом безопасности ООН, другими ключевыми международными организациями, «восьмерка» должна содействовать их реформе и повышению эффективности.

6. «Восьмерка» может включать другие заинтересованные стороны, имеющие отношение к конкретным вопросам. Такие инициативы, как Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения, согласованное «восьмеркой», могут привлечь другие страны, включая членов «Группы двадцати», на начальном этапе с различным уровнем обязательств.

7. На примере борьбы с коррупцией «двадцатка» продемонстрировала способность разделять с «Группой восьми» некоторые вопросы повестки дня, связанные с безопасностью. Эффективность действий «Группы двадцати» на этом направлении может быть предварительно оценена уже на саммите в Каннах в ноябре 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.