Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности транспортной отрасли с учетом динамики ее развития'

Обеспечение безопасности транспортной отрасли с учетом динамики ее развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лалетин С.В., Окладникова Е.Н.

Определены опасности развития транспортной отрасли, предложены способы минимизации этих опасностей, повышения уровня транспортной безопасности и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности транспортной отрасли с учетом динамики ее развития»

Секция «Экология промышленности»

УДК 504.621.629

С. В. Лалетин Научный руководитель - Е. Н. Окладникова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Определены опасности развития транспортной отрасли, предложены способы минимизации этих опасностей, повышения уровня транспортной безопасности и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Безопасность и экологичность транспортной системы играют важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Концепция транспортной безопасности РФ [1] включает в себя определение национальных интересов, факторов угрозы и способов противодействия опасностям в этой отрасли.

Транспортная отрасль непрерывно развивается, отмечается рост автомобильного, ж/д, воздушного транспорта и судоходства. Ведется реконструкция инфраструктуры по всем направлениям отрасли.

Вместе с ростом отрасли растут опасности и риски на транспорте: терроризм, контрабанда, нелегальная миграция, наркобизнес, торговля оружием, хищения и хулиганства, увеличение числа аварий, нарушение правил эксплуатации техники. Продолжается загрязнение атмосферного воздуха выбросами транспорта, что оказывает отрицательное влияние на здоровье населения.

Для обеспечения транспортной безопасности России необходимо своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности; реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации; осуществление мер направленных на недопущение, либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте; разработка и реализация, с учетом международных требований и стандартов безопасности на транспорте, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности [3].

Безопасность движения, полетов и судоходства, обеспечивается комплексом мероприятий по улучшению технических характеристик транспорта, приближающихся к мировым стандартам [4].

Деятельность специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется на уровне международных и национальных требований. Повышается уровень защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Повышается уровень безопасности транспортной системы за счет развития систем профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования.

Рост грузоперевозок в транспортной отрасли

Вид транспорта Рост грузоперевозок в 2007 г., % [2]

Железнодорожный 6,2

Автомобильный 3,6

Авиатранспорт 16

Судоходство 5,1

Динамика выбросов в атмосферу вредных веществ и роста числа автотранспортных средств [5]

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны согласно [4] также повышен, и тем самым созданы необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. Для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека производится перевод транспортных средств на экологически чистые виды топлива, снижение уровня энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран. Профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, является важным резервом снижения объема воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта.

Состояние транспортной безопасности затрагивает коренные интересы и личности и общества и государства, интересы всех физических и юридических лиц причастных к деятельности транспортного комплекса. Общественность обязана активно участвовать в финансировании задачи обеспечения транспортной

безопасности, а каждый человек в отдельности должен укреплять свои моральные позиции и поддерживать правопорядок, уважать жизнь и права других людей и именно тогда можно будет каждому почувствовать себя в безопасности.

Библиографические ссылки

1. Концепция транспортной безопасности Российской Федерации. 2006.

2. Транспорт России : официальный печатный орган Министерства транспорта РФ. 2009. № 7 (598).

3. Морозов В. В. Транспортная безопасность: вопросы юридической регламентации. М. : ЮМИДА, 2008.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. 2008.

5. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2009 г.

© Лалетин С. В., Окладникова Е. Н., 2011

УДК 574(571.17.5)

О. С. Лопатина Научный руководитель - Е. Я. Мучкина Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск

ТРОФИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАЛИФОРНИЙСКОГО ЧЕРВЯ К ПОЛИЭТИЛЕНУ

Дана характеристика микробиального населения кишечного тракта калифорнийского червя при условиях питанияполиэтиленом.

В последние годы во многих странах довольно широкое распространение получило одно из новых направлений биотехнологии - вермикультивирование, заключающееся в промышленном разведении некоторых форм дождевых червей (от Vermes - червь), не подвержены воздействию возбудителя. Формирование и развитие данного направления обусловлено возможностью решения на биологической основе ряда актуальных экологических задач (утилизация органических отходов, повышение плодородия почвы, получение высококачественного чистого органического удобрения, выращивание безопасной сельскохозяйственной продукции и др.). Вермикультура - это компостные черви в органическом субстрате.

Широкое распространение как отходы получили некоторые синтетические упаковочные материала (поливинилхлорид, полиэтилен и т. д.).

Некоторые токсические соединения рано пли поздно попадают в подземные воды, в результате чего нарушается не только биологическое равновесие почвы, но ухудшается и качество подземных вод до такой степени, что их уже нельзя использовать в качестве питьевых. Для их утилизации применять вермикультуру.

Целью работы является изучение характеристики кишечной микрофлоры калифорнийского червя при трофической адаптации к полиэтилену для оценки фун-гицидной активности по отношению к возбудителю обыкновенной корневой гнили (Bipolaris sorokiniana).

Изучение действия полиэтилена на количественное развитие и состав кишечной микрофлоры кали-

форнийского червя проводили в лабораторных условиях. Червей по три штуки в емкости объемом 100 мл в течение месяца выдерживали в контрольном варианте в субстрате с подвявшей листвой, в опытном варианте к почвенному субстрату добавляли полиэтилен в концентрации 0,1 и 0,2 мл.

При микробиологическом анализе отбирали ко-пролиты червей после месяца экспонирования. Изучение кишечной микрофлоры включало определение численности бактерий на среде МПА, морфологическое описание полученных колоний, сравнительный анализ контрольного и опытного вариантов с применением статистической обработки (Егоров, 1965).

С целью изучения фунгицидной активности кишечной микрофлоры червя применяли метод агаровых блоков. Для этого предварительно выделенные колонии отсеивали на агаровые косячки и выдерживали 7 суток. В качестве тест объекта использовали конидии возбудителя обыкновенной корневой гнили (В1ро1апБ Богокгтапа) (Герхард, 1984).

Сравнительную характеристику сообществ бактерий кишечной микрофлоры червей в контрольном и опытном варианте проводили с применением статистической обработки.

В результате исследования было выявлено, что при питании червя почвой без примесей (в контроле) развитие колоний проходит более интенсивно, чем при питании червей субстратом с полиэтиленом (см. таблицу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.