Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности структурных преобразований национальной экономики России в условиях глобализации мировой экономики'

Обеспечение безопасности структурных преобразований национальной экономики России в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьев Андрей Анатольевич

In the sphere of economics, Russia's strategic goal is to develop a postindustrial-type national economy, which has to be done in the context of world economy globalization. This goal can be only achieved through restructuring the national economy in Russia. As a part of security enforcement for this national project it is necessary to outline and implement a new strategy for the work of Russia's economic security system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing the security of Russian national economy structural transformation in the context of the world economy globalization

In the sphere of economics, Russia's strategic goal is to develop a postindustrial-type national economy, which has to be done in the context of world economy globalization. This goal can be only achieved through restructuring the national economy in Russia. As a part of security enforcement for this national project it is necessary to outline and implement a new strategy for the work of Russia's economic security system.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности структурных преобразований национальной экономики России в условиях глобализации мировой экономики»

А. А. АНАНЬЕВ*

Андрей Анатольевич АНАНЬЕВ — соискатель кандидатской степени по кафедре экономической теории и мировой экономики СПбГУЭФ.

В 1996 г. окончил Академию гражданской авиации.

В 2000-2001 гг. прошел профессиональную переподготовку в ВЭШ (МИПК) СПбГУЭФ.

Область научной специализации: обеспечение безопасности национальной экономики России в условиях глобализации мировой экономики.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ"

Понятие «структура» (от латинского structura — строение, расположение, порядок) обозначает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и сохраняющих основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура экономической системы государства — это совокупность подсистем и их взаимосвязей, которые обеспечивают ее целостность.

Она характеризуется количественной и качественной сторонами. Количественная сторона структуры определяется через пропорции и соотношения между различными подсистемами или отраслями экономической системы государства. Качественная сторона структуры определяет характер связи между подсистемами, образующими национальную экономику.

Как показывают исследования, воздействие структуры на развитие и функционирование национальной экономики отдельного государства очень разнообразно:

— структура оказывает влияние на эффективность и рациональность использования человеческих и материальных ресурсов, а также факторов производства;

— взаимосвязана с типом и характером воспроизводства и реализации инноваций и высоких технологий;

— во многом определяет эффективность воспроизводства валового внутреннего продукта;

— может способствовать или препятствовать реализации мер, предпринимаемых органами государственной власти в социальной сфере;

— в значительной степени определяет уровень устойчивости национальной экономики (уровень безопасности экономической системы).

Учитывая это, система экономической безопасности в рамках мониторинга в обязательном порядке должна получать сведения о структуре национальной экономики госу-оарства, а при реализации мер, направленных на обеспечение безопасности экономиче-

© А. А. Ананьев, 2007

" Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора С. Г. Ковалева.

ской системы государства, — оказывать на структуру соответствующее положительное воздействие.

Экономистами разработано много типов классификации структуры экономической системы отдельного государства. Т. А. Селищева' провела анализ и систематизацию имеющихся классификаций. Она выделила 9 типов, которые разработаны для исследования национальной экономики и различаются в зависимости от используемых критериев:

1) по натуральному и стоимостному составу общественного продукта;

2) макропропорции общественного воспроизводства;

3) по секторам экономики;

4) по выполняемым функциям;

5) пропорции, отражающие структуры общественного разделения труда;

6) по числу уровней иерархии;

7) по степени агрегированности;

8) по степени обмена развития;

9) полиструктурная классификация.

Национальная экономика — сложная система, характеризующаяся полиструктурностью. Структура — это способ разделения экономической системы на подсистемы (составные части). Количество способов разделения зависит от числа существующих критериев выделения подсистем национальной экономики. Различные варианты структур национальной экономики взаимосвязаны между собой. Учитывая это, можно говорить о том, что системе экономической безопасности в рамках мониторинга целесообразно использовать системный подход и рассматривать мультиструктуру национальной экономики, которая объединит в себе различные типы структур в их взаимосвязи.

По нашему мнению, мультиструктура экономической системы государства — это совокупность взаимосвязанных вариантов структуры единой экономической системы, которыми возможно наиболее полно и всесторонне описать ее количественные и качественные характеристики.

Структура национальной экономики обладает динамикой и изменяется по мере трансформации целей, стратегий и условий функционирования экономической системы государства. В отечественной н зарубежной экономической литературе такие изменения принято обозначать понятиями «структурный сдвиг» и «структурная перестройка».

Основой структурного сдвига являются количественные и качественные научно-технические, производственно-технологические, экономические, институциональные и социальные изменения, которые происходят и накапливаются в экономической системе государства.

Структурные сдвиги вызывают мультипликативный эффект, который может характеризоваться положительным или отрицательным значением. Это значит, что трансформация какой-либо подсистемы или отрасли экономической системы государства оказывает влияние на другие подсистемы или отрасли национальной экономики. Изменение характеристик одной структуры может повлечь преобразование в другой структуре, что в результате приведет к трансформации всей мультиструктуры и возможно повлечет возникновение соответствующего синергетического эффекта.

Структурные сдвиги, формирующиеся в национальной экономике, могут являться источниками эндогенных шоков для экономической системы государства. В частности, трансформация структуры экономической системы, которая произошла в результате отрицательных качественных и количественных изменений, может привести к деформации национальной экономики, что возможно квалифицировать как эндогенный шок. Структурные сдвиги, образованные в рамках мировой экономической системы и оказы-

вающие отрицательное воздействие на национальную экономику отдельного государства, допустимо квалифицировать как экзогенные шоки.

Множественные негативные воздействия на экономическую систему государства со стороны внешней среды могут усиливать деструктивное влияние эндогенных шоков. Это можно квалифицировать как проявление эффекта мультипликации шоков.

Все стратегические и тактические изменения, происходящие в структуре национальной экономики, в том числе любые эндогенные или экзогенные структурные сдвиги, оказывающие воздействие на ее функционирование, ведут к трансформации мультиструктуры экономической системы. Это необходимо учитывать при осуществлении деятельности, направленной на обеспечение безопасности национальной экономики, с целью прогнозирования и выявления любых изменений, происходящих в масштабе национальной экономики. В перспективе такое свойство мультиструктуры допустимо использовать для достижения сбалансированности структуры национальной экономики государства.

Структурная перестройка — это трансформация структуры экономической системы государства, которая сопровождается изменением доминирующего технологического уклада в сочетании с другими факторами и ведет к качественному развитию национальной экономики в длительном временном периоде. Экономисты полагают, что структурную перестройку необходимо связывать с концепцией экономических циклов. Например, возможно использовать исследования Н. Д. Кондратьева, Й. Шумпетера. Указанные циклы связаны с последовательной заменой доминирующего технологического уклада на новый технологический уклад, обладающий большей инновационностью. В результате это должно обеспечить переход экономической системы государства на качественно новый этап экономического развития. В масштабе национальной экономики государства это выражается в росте воспроизводства валового внутреннего продукта, производительности труда и увеличении конкурентоспособности экономической системы.

Следует отметить, что как структурный сдвиг, так и структурная перестройка связаны с трансформациями экономической системы государства. Различие этих понятий заключается в том, что структурный сдвиг может изменять структуру национальной экономики, не обеспечивая ее развитие. Структурная перестройка — это всегда сочетание трансформации и качественного развития экономической системы государства.

В настоящее время качественно новый этап экономического развития для страны, которая относится к группе «менее развитых государств», связан с формированием национальной экономики постиндустриального типа, который должен стать основой для перехода к информационному типу. Развитие и функционирование национальной экономики постиндустриального и информационного типов тесно взаимосвязано с созданием структуры экономической системы, обеспечивающей расширенное воспроизводство и использование инноваций и высоких технологий, соответствующих современным технологическим укладам.

Следовательно, можно говорить о том, что органам государственной власти страны, которая относится к группе менее развитых государств, необходимо разработать и реализовать национальный проект, связанный со структурной перестройкой экономической системы. Это должно обеспечить формирование и функционирование национальной экономики качественно нового типа в условиях глобализации мировой экономики.

На стадии планирования целесообразно разработать будущую структуру национальной экономики, соответствующую современному этапу экономического развития. В рамках реализации структурной перестройки указанная модель будет являться эталоном, который следует использовать при определении направлений и программ трансформации экономической системы и оценки эффективности предпринимаемых мер.

В рамках реализации названного национального проекта стратегической целью работы системы экономической безопасности государства будет обеспечение структурной перестройки национальной экономики, а соответственно, и ее мультиструктуры для перехода к качественно новому и более совершенному типу функционирования.

Мы отмечали, что смена доминирующего технологического уклада является одним из главных факторов положительной или отрицательной трансформации структуры национальной экономики государства. По нашему мнению, технологический уклад — это совокупность существующих технологий, средств и предметов труда, соответствующая очередному этапу развития научно-технического прогресса, и адаптированной инфраструктуры. На наш взгляд, доминирующий технологический уклад является основной характеристикой структуры экономической системы, которая определяет тип воспроизводства в масштабе национальной экономики и ее организационную структуру. Вместе с тем имеет место и соответствующая обратная связь.

В настоящее время экономисты выделяют б технологических укладов2:

— первый (доиндустриальный) технологический уклад, основой которого были ручной труд и водяной двигатель, сформировался и получил развитие в экономических системах государств ориентировочно в период с 1770 по 1830 г. К первому технологическому укладу относят земледелие, ремесленное производство, ручную обработку металла и дерева, создание и начало развития текстильной промышленности. Инфраструктуру доиндустриального уклада составляли дороги;

— второй (индустриальный) технологический уклад доминировал в национальных экономиках отдельных стран в период с 1830 по 1880 г. Его формирование связывают с изобретением и началом практического применения парового двигателя. К ядру индустриального технологического уклада относят угольную, текстильную и горнорудную отрасли, черную металлургию, производство промышленных машин и транспортных средств, а также строительство железных дорог. Инфраструктуру индустриального уклада составляли железные дороги и торговое мореплавание в мировом масштабе;

— третий (индустриальный) технологический уклад доминировал в экономических системах отдельных государств в период с 1880 по 1930 г. Экономисты определяют главными факторами его формирования и развития электрический двигатель и сталь. Ядро третьего технологического уклада составили следующие отрасли национальной экономики отдельного государства: черная и цветная металлургия, неорганическая химия, тяжелое и энергетическое машиностроение, электроэнергетика, а также электротехническая и нефтеперерабатывающая промышленность. Экономисты относят к инфраструктуре третьего технологического уклада станции, генерирующие электрическую энергию, электрические распределительные и телефонные сети;

— четвертый (позднеиндустриалькый) технологический уклад доминировал в национальных экономиках отдельных стран в периоде 1930 по 1980 г. Большинство новых технологий позднеиндустриального уклада были разработаны и реализованы в цветной металлургии, точном машиностроении, автомобильной, химической и нефтехимической промышленности, производстве товаров длительного пользования и сфере услуг. Инфраструктуру четвертого технологического уклада составили скоростные автомобильные дороги, аэропорты, воздушный и трубопроводный транспорт и сети телевизионной связи;

— пятый (постиндустриальный) технологический уклад, по оценке экономистов, будет развиваться в период с 1980 по 2030 г. Ученые считают, что основу пятого технологического уклада составляют компьютерная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, информационные технологии и услуги, автоматизация производства, биологические, ресурсосберегающие и безотходные технологии, а также добыча и перера-

ботка газа. Инфраструктуру постиндустриального уклада составляют Интернет, сети мобильной телевизионной и телефонной связи, а также телекоммуникационное оборудование. В процессе развития пятого технологического уклада осуществляется динамичное формирование мировой экономической системы. Лидерами в воспроизводстве высоких технологий и инноваций являются развитые страны. Это лидерство достигнуто тем, что в рамках глобализации мировой экономики развитые страны, руководствуясь только своими интересами, разрабатывают и реализуют меры, которые обеспечивают им получение высокотехнологических, инновационных и экономических конкурентных преимуществ по отношению к менее развитым странам;

— шестой (информационный) технологический уклад начал формироваться в 1990 и будет развиваться до 2040 г. Основу этого уклада составляют нанотехнологии в электронике, генная инженерия в воздействии на живую природу, мультимедийные интерактивные системы в информатике, космические технологии, высокотемпературная сверхпроводимость в технических устройствах, интеллектуальные системы в вооружениях и военной технике. Инфраструктуру шестого технологического уклада должны составлять телекоммуникационное оборудование, глобальные компьютерные сети и спутниковые системы связи. На текущий период времени лидерство в воспроизводстве и практическом применении высоких технологий и инноваций шестого уклада принадлежит группе развитых стран.

Выделим несколько основных положений в отношении технологических укладов:

— в каждый период времени в национальной экономике функционируют несколько технологических укладов;

— среди технологических укладов, которые одновременно функционируют в одном временном интервале, выделяется уклад, обладающий самым высоким инновационным и технологическим потенциалом;

— государство является технологическим лидером, если оно обеспечивает полный цикл воспроизводства продукции, являющейся ядром технологического уклада.

Каждый новый технологический уклад формируется в недрах предшествующего технологического уклада. В процессе образования нового уклада, обладающего большей инновационностью и технологичностью, формируются новые отрасли и подсистемы национальной экономики. Они являются источниками положительной трансформации структуры и увеличивают конкурентоспособность экономической системы государства в масштабе мировой экономики.

В условиях глобализации формирование новых технологических укладов происходит в рамках мировой экономической системы. Ученые-экономисты отмечают, что в настоящее время основными центрами воспроизводства новых технологий и инноваций, относящихся к 5-му и б-му технологическим укладам, являются развитые страны. Помимо этого, они — главные организаторы и координаторы формирования мировой экономической системы и соответственно ее структуры. Такое положение они используют для сохранения технологического равновесия собственных экономических систем и целенаправленного перемещения производства в менее развитые страны, где доминируют 2-й, 3-й и крайне редко 4-й технологические уклада. Притом развитые страны нередко устанавливают отраслевую, экспортную и импортную специализацию для каждой менее развитой страны. С целью компенсации частичного или полного отсутствия отраслей экономической системы, в которых применяются 5-я и 6-я технологические уклады, менее развитые страны вынуждены приобретать необходимую продукцию или услуги преимущественно в развитых странах. Это ведет к формированию и усилению зависимости экономических систем индустриальных и доиндустриальных государств от развитых стран, а также к деформации мультиструктур менее развитых стран, что до-

пустимо квалифицировать как экзогенный шок по отношению к национальным экономикам развивающихся государств.

При этом в менее развитых странах формируется и развивается технологическая многоукладность (неоднородность) национальных экономик, которая становится источником деструктивных структурных сдвигов. Они создают отрицательную трансформацию структуры экономической системы, результатом которой является формирование и расширение использования 1-го, 2-го и 3-го технологических укладов в воспроизводстве в масштабе экономической системы государства.

Технологическая неоднородность может привести к формированию следующих эндогенных шоков, оказывающих воздействие на экономическую систему менее развитого государства:

— расширение использования 1-го, 2-го и 3-го технологических укладов в масштабе национальной экономики;

— необходимость привлечения значительных экономических ресурсов в результате применения технологических укладов «прошлого» препятствует внедрению современных технологических укладов и переходу на новый уровень воспроизводства в экономической системе;

— перепроизводство продукции, которая морально устарела, а также имеет низкую конкурентоспособность;

— чрезмерное сосредоточение научно-технического и инновационного потенциала в «старых» сферах науки и техники;

— формирование и стимулирование сырьевой направленности функционирования экономической системы государства;

— формирование монопродуктовой номенклатуры экспорта;

— монополизация отдельных отраслей экономической системы ТНК развитых стран;

— уменьшение темпов положительного развития национальной экономики;

— нерациональное распределение трудовых ресурсов: отрасли национальной экономики, где преобладают 1-й, 2-й и 3-й технологические уклады, требуют привлечения большого количества трудоспособных людей;

— ухудшение социально-экономического положения населения страны.

Эндогенные шоки, обусловленные ошибками органов государственной власти России в рамках реформирования национальной экономики в 90-х годах прошлого века, и целенаправленная деятельность международных экономических организаций и развитых стран в отношении нашего государства сформировали условия и обеспечили развитие технологической неоднородности в экономической системе России. Это привело к формированию отрицательных структурных сдвигов в масштабе экономической системы государства. Они оказали деструктивное воздействие на структуру национальной экономики РФ, что, в свою очередь, способствовало развитию новых шоков, которые усилили обозначенное деструктивное влияние.

Прежде всего, следует отметать то, что в условиях технологической неоднородности в масштабе экономической системы Российской Федерации существенно сократился масштаб и результативность научно-исследовательской деятельности, которая должна обеспечивать воспроизводство высоких технологий и инноваций 5-го и б-го технологических укладов. Это в значительной степени осложнило переход национальной экономики Российской Федерации к постиндустриальной стадии развития.

8 настоящее время несбалансированность экономической системы России остается большим препятствием для осуществления прогрессивной перестройки национальной экономики России. Деятельность развитых стран в рамках глобализации мировой эко-

номики по-прежнему нередко вызывает рост количества отраслей национальной экономики Российской Федерации, в которых будут доминировать 1 -й, 2-й и 3-й технологические уклады.

Структурные сдвиги, происходящие в масштабе мировой экономической системы, нередко оказывают отрицательное воздействие на структуру национальной экономики Российской Федерации. В частности, это касается влияния на формирование экспортной, импортной и воспроизводственной специализации нашего государства. Учитывая это, система экономической безопасности России должна в обязательном порядке проводить исследование соотношения мультиструктуры национальной экономики и структуры мировой экономической системы. Это повысит качество системного исследования, проводящегося в рамках обеспечения безопасности национальной экономики, и позволит выявлять и нейтрализовать шоки, формирующиеся в рамках глобализации мировой экономики.

По оценке экономистов, в национальной экономике России преобладают 3-й и 4-й технологические уклады. В развитых странах пик развития перечисленных укладов относится к периоду с начала 40-х годов до конца 70-х годов прошлого века. В конце 90-х годов в гражданском секторе экономической системы Российской Федерации на продукцию, воспроизведенную с использованием 5-го технологического уклада, в среднем приходилось 2 % валового национального продукта. В гражданском секторе развитых стран доля продукции и услуг, воспроизведенных с применением 5-го уклада, достигала 30-40 % от ВНП3.

Тем не менее стратегическая цель деятельности органов государственной власти Российской Федерации в сфере экономики — формирование национальной экономики, соответствующей современному типу экономического развития, в условиях интеграции в мировую экономическую систему. Это возможно достигнуть только в рамках реализации структурной перестройки экономической системы государства. Она предполагает качественную трансформацию мультиструктуры национальной экономики, которая должна соответствовать структуре экономической системы государства, находящегося на современном этапе развития.

Учитывая это, органам государственной власти необходимо разработать эталонную структуру национальной экономики России постиндустриального типа. Используя указанную модель, целесообразно разработать стратегию структурной перестройки национальной экономики в условиях интеграции в мировую экономическую систему.

В этих условиях генеральной целью работы системы экономической безопасности является обеспечение реализации национального проекта «Структурная перестройка национальной экономики Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики». Обозначенная генеральная цель позволяет разработать новую стратегию обеспечения безопасности качественного развития и функционирования национальной экономики Российской Федерации. В новой стратегии необходимо идентифицировать эндогенные и экзогенные шоки и их источники, которые могут препятствовать реализации структурной перестройки, а также определить новые задачи системы экономической безопасности.

Система экономической безопасности России в рамках исследования мультиструктуры должна получать комплексную информацию о структуре национальной экономики, структурных сдвигах и технологических укладах, используемых в национальной экономике. Эти сведения заключают в себе общую характеристику текущего функционирования национальной экономики России. Системный анализ этих сведений, помимо исчисления других качественных и количественных показателей трансформации и функционирования национальной экономики, позволяет определить направление

и скорость трансформации, соотношение перечисленных показателей положениям программы перехода экономической системы к современной форме развития, а также уровень устойчивости национальной экономики. Сведения, которые получены в рамках системного анализа, должны использоваться системой экономической безопасности для решения одной из ее приоритетных задач — выявление, предупреждение и нейтрализация эндогенных и экзогенных шоков и их источников, оказывающих деструктивное воздействие на национальную экономику, в первую очередь препятствующих формированию и функционированию экономической системы качественно нового типа в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1 Селищева Т. А. Трансформация структуры российской экономики. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005, —С. 14-34.

2 Там же. — С. 82-83.

3 Там же. — С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.