Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности социальных работников в сфере обслуживания, пострадавших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций'

Обеспечение безопасности социальных работников в сфере обслуживания, пострадавших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1276
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамова Л. Г., Касаткин Е. Н., Царев Ю. К.

Проблематика обеспечения безопасности социальных работников в сфере обслуживания, пострадавших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, остается востребованной обществом и государством. Работники социальных служб участвуют в ликвидации последствий ЧС, имеющих техногенный характер, последствия которых сказывается на состоянии их здоровья. В данной статье рассмотрены мероприятия по профилактике «профессионального выгорания» социальных работников. Сделан анализ деятельности работников социальной сферы и методики повышения эффективности работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Показано значение использования международного опыта социальных работников Великобритании, Дании в практике создания российской инновационной модели безопасности и поддержки работников социальной службы в условиях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шамова Л. Г., Касаткин Е. Н., Царев Ю. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности социальных работников в сфере обслуживания, пострадавших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций»

плексное лечение хронического эндометрита: кли-нико-морфологическое обоснование использования физиотерапии. //Акушерство и гинекология. 2006. №3. С. 46-50.

4. Тапильская Н.И. Фармакологическая коррекция невынашивания беременности новыми гестаге-нами прегнанового ряда в эксперименте и клинике: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. СПб, 2002. 40 с.

5. Шишканова О.Л. Оптимизация тактики лечения хронического эндометрита у пациенток с нарушением репродуктивной функции с использованием импульсной электротерапии: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Москва, 2008. 25 с.

6. Шуршалина A.B., Дубницкая Л.В. Иммуномо-дулирующая терапия в программе реабилитации пациенток с хроническим эндометритом. //Российский вестник акушера-гинеколога. 2006. №1. С. 7-10.

7. Шуршалина A.B., Ежова Л.С., Силантьева Е.С. Патогенетические подходы к терапии хронического эндометрита //Акушерство и гинекология. 2004. №6. С. 54-56.

8. Эллиниди В.Н. и др. Современные возможности диагностики хронического эндометрита // Журнал акушерства и женских болезней. 2003. T.LII. Выпуск 3. С. 64-68.

Сведения об авторах

Плясунова Марина Петровна - заочный аспирант кафедры акушерства и гинекологии ИПО КГМА, врач акушер-гинеколог КОГБУЗ «Северная городская клиническая больница», женская консультация, тел. 23-42-65 (раб.). E-mail: 89226680205@ rambler.ru.

Хлыбова Светлана Вячеславовна - д.м.н., заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ИПО КГМА. E-mail: svekhlybova@yandex.ru.

УДК 364-7+614.8 Л.Г. Шамова, Е.Н. Касаткин, Ю.К. Царев

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ,

ПОСТРАДАВШИХ ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ДРУГИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Кировская государственная медицинская академия L.G. Shamova, Ye.N. Kasatkin, Yu.K.Tsarev

SAFETY OF SOCIAL WORKERS IN THE SPHERE OF SERVICES WHO SUFFERERED FROM NATURAL DISASTERS AND OTHER EMERGENCY SITUATIONS

Kirov state medical academy

Проблематика обеспечения безопасности социальных работников в сфере обслуживания, пострадав-

ших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, остается востребованной обществом и государством. Работники социальных служб участвуют в ликвидации последствий ЧС, имеющих техногенный характер, последствия которых сказывается на состоянии их здоровья. В данной статье рассмотрены мероприятия по профилактике «профессионального выгорания» социальных работников. Сделан анализ деятельности работников социальной сферы и методики повышения эффективности работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Показано значение использования международного опыта социальных работников Великобритании, Дании в практике создания российской инновационной модели безопасности и поддержки работников социальной службы в условиях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: социальные работники, сфера обслуживания, безопасность, эффективность, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, профилактика, «профессиональное выгорание», посттравматическая реабилитация, кейс-методики, тренинг.

Problems of safety of social workers in the sphere of services who sufferered of natural disasters and other extraordinary situations remain urgent for the society and state. Social workers take part in liquidation of consequences of extraordinary situations. The consequences are of technogenic character. They tell unfavorably on social workers' health. The current article analyzes preventive measures for «professional burning out». Analyses of social workers' activities and methods of increase of their effectiveness in extraordinary situations were done The use of social workers' international experiences in Great Britain and Denmark was also shown. Practice of the Russian innovative model of safety and support of social workers in natural disasters and extraordinary situations were also shown.

Key words: social workers, sphere of services, safety, effectiveness, natural disasters, prevention, preventive burning out, posttraumatic rehabilitation, case techniques, training.

Проблематика обеспечения безопасности социальных работников в сфере обслуживания в условиях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций остается востребованной государством и обществом. На современном этапе в социальной сфере заняты более 500 тысяч человек; большинство из них - женщины, которые принимают активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Д.А. Медведев на встрече с участниками третьего съезда социальных педагогов и социальных работников подчеркнул, что люди, работающие в данной отрасли, - это люди особые, они в силу своих убеждений и психологической настроенности способны работать с очень непростым контингентом людей, причем работать зачастую в крайне непростых условиях и за небольшую плату [6].

В России чрезвычайные ситуации происходили в последние годы в городе Москве, Кемеровской области, в Республике Северная Осетия - Алания, в этом году произошло стихийное бедствие в виде крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврей-

ской автономной области, повлекшее за собой горе и страдания людей. Чрезвычайная ситуация возникла в городе Волгограде в связи с террористическим актом - взрывом в автобусе, повлекшим гибель людей.

Для обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах была принята 13 января 2000 г. Концепция национальной безопасности - это система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства.

В условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных актами терроризма, для обеспечения социальной безопасности вышли Указы Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» и от 15 февраля 2006 года «О мерах по противодействию терроризму», постановляющие образовать Национальный антитеррористический комитет, а в субъектах Российской Федерации - антитеррористические комиссии для координации деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. 6 марта 2006 года был принят Федеральный закон №35 «О противодействии терроризму», в котором была определена правовая основа противодействия терроризму, основные принципы, организационные основы.

31 августа 2013 года вышел Указ Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области». В 2013 году активизировалась предметная работа по конкретным проектам, выдвинутым В.В. Путиным: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России».

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства. К основным объектам безопасности относятся личность, ее права, свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Чрезвычайная ситуация (далее ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, или стечения обстоятельств, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [8].

Готовность учреждений и объектов к чрезвычайным ситуациям регламентируется законодательством Российской Федерации и целым рядом нормативных актов, которые включают: «План гражданской обороны и защиты населения Учреждения»; «План по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера»; «Положение об антитер-

рористической группе»; «Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности Учреждения»; «Положение о нештатных аварийно-спасательных формирований Учреждения»; «Положение о структурном подразделении, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС Учреждения», «Положение об эвакуационной комиссии Учреждения».

Эти документы регламентируют оценку рисков и чрезвычайное планирование, проведение обучения сотрудников алгоритмам действия в ЧС и их непосредственные обязанности в случае ЧС.

Разработан Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», предусматривающий обязанности директора учреждения, его заместителя в части организации мероприятий по профессиональной поддержке, профилактике профессионального выгорания персонала и требования к персоналу по повышению квалификации, профессионального мастерства путем переподготовки и профессиональной поддержки.

Работники социальных служб, наряду с ответственными государственными службами, стали активно участвовать в ликвидации последствий ЧС, имеющих техногенный характер, возникших в результате стихийных бедствий, терроризма, в результате конфликтных событий.

Сегодня социальные работники представляют одну из основных «восстановительных сил» в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей; снижение ущерба окружающей среде и материальных потерь; на локализацию зон чрезвычайных ситуаций; прекращение действий характерных для ЧС опасных факторов. Е.И. Холостова подчеркивает, что «все специалисты социальной сферы должны иметь базовые знания об алгоритмах действий в случае чрезвычайных ситуаций, риск возникновения которых вероятен на территории их деятельности; знать последовательность действий в случае чрезвычайной ситуации; список ведомств, к которым следует обращаться за поддержкой, и список контактов этих ведомств; владеть техникой оказания первой медицинской помощи людям; знать специфики психологических реакций различных групп в случае чрезвычайной ситуации» [1]. Специалисты социальной сферы отвечают за предоставление оперативной информации пострадавшим и их родственникам о процессе ликвидации чрезвычайной ситуации; проводят оценку состояния пострадавших и принимают решения о комплексе мер социальной защиты в ЧС. Они организуют коммуникации пострадавших и родственников между собой и оперативными службами: МЧС, скорой помощью, полицией и пожарной службами; выстраивают и управляют системой жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Подобный функциональный спектр выполнения сложных задач требует высокого уровня профессионализма сотрудников системы социальной защиты населения, а также практически ориентированной

нормативно-правовой базы по организации взаимодействия межведомственных служб в чрезвычайных ситуациях.

Помимо участия в ликвидации масштабных чрезвычайных ситуаций специалисты социальной сферы практически ежедневно имеют дело с представителями социально уязвимых групп населения по роду своей профессии. Как правило, клиенты социальных служб - это люди, находящиеся в условиях сильного социального стресса, человеческого горя, тяжелобольные люди или люди с ограниченными возможностями. В силу этого у многих специалистов происходит профессиональное выгорание, противостоять которому в силу нехватки знаний и воздействия различных поражающих факторов не готово большинство работников социальных служб. Категория таких специалистов становится уязвимой и может оказаться деструктивным звеном в процессе реагирования на чрезвычайную ситуацию. Работники социальных служб, получившие психологическую травму в процессе профессиональной деятельности, часто не способны продолжать исполнять обязанности по службе, могут поставить под угрозу благополучие клиентов социальных служб и собственное физическое здоровье.

К деятельности государственных структур по обеспечению безопасности и повышению эффективности работы в условиях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций все активнее привлекаются общественные организации. Например, Союз социальных педагогов и социальных работников (Президент А.Н. Дашкина) активно принимает участие в формировании системы безопасности и повышении эффективности деятельности социальных работников; проводит научно-практические исследования проблем организации деятельности социальных работников не только в ежедневной работе, но и в чрезвычайных ситуациях. Подготовлен материал по обобщению и анализу передового опыта специалистов-практиков, работающих с людьми и пострадавшими в катастрофах. Этот ценный материал был опубликован в 2010 году в методическом пособии «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях» [6].

В современных условиях выстраиваются и внедряются инновационные схемы, принимаются проекты по организации системы социальной защиты населения как непосредственно в чрезвычайных ситуациях, так и в процессе реабилитационных и восстановительных мероприятий. Для работников социальной службы, непосредственно участвующих в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, очень ценен опыт работы Союза социальных педагогов и социальных работников, участвующего с 2008 по 2010 год в проекте «Повышение эффективности деятельности женщин-социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций» на базе трех российских регионов: Москва, Республика Северная Осетия - Алания, Кемеровская область, который проводился при поддержки Правительства РФ, Общественной Палаты, представителей Европейского Союза в рамках Партнерской программы институционального развития (1ВРР). [7]. Этот проект объединил международный опыт работников социальной сферы России, Британии и Дании. Для реализации данного проекта были привлечены лучшие профессионалы: психологи-тренеры, основным

направлением деятельности которых были тренинги по обучению персонала, тимбилдинг; специалисты по социально-психологической адаптации людей к новым условиям жизни, разработчики программ по посттравматической реабилитации и профилактике профессионального выгорания; психологи по посттравматической реабилитации индивидов и семей; представители Центра экстренной психологической помощи при Министерстве чрезвычайных ситуаций РФ, оказывающие психологическую помощь в «горячих точках». Вместе они обеспечивали многогранный подход к составлению реабилитационных программ для социальных работников. Проект осуществлялся по двум основным направлениям. Советник проекта Тони Видмер подчеркнул, что «первое направление - это заботиться о себе каждый день и второе направление - быть готовыми пережить самим и помочь пережить другим экстремальную ситуацию. За два года, которые будет идти проект, должна быть создана модель оказания поддержки и обучения социальных работников, чтобы они могли справляться с повседневным стрессом и быть готовыми работать в экстремальных ситуациях и ситуациях повышенного давления» [6].

В ходе осуществления проекта был проведен ряд круглых столов. В Москве состоялся круглый стол на тему «Менеджмент в условиях чрезвычайной ситуации», на котором рассматривались вопросы по предупреждению ЧС и по ликвидации последствий ЧС; обсуждались доклады об обязанностях всех участников ликвидации последствий ЧС и о месте социальных работников в ликвидации последствий ЧС. Круглый стол был проведен экспертами-психологами проекта в PCO - Алания на тему «Процесс переживания горя и поддержка пострадавших», были рассмотрены материалы по основным методам работы с пострадавшими в ЧС, по оказанию психологической поддержки на месте ЧС, а также оказанию средне- и долгосрочной поддержки. Был сделан акцент на психологическую поддержку, которую могут оказать социальные работники в ЧС. В городе Кемерово был проведен круглый стол на тему «Синдром профессионального выгорания социальных работников: симптомы и профилактика», рассматривались причины профессионального выгорания, методы диагностики и профилактики профессионального выгорания, меры по усовершенствованию организационной и психологической поддержки социальных работников. Участники проекта столкнулись с рядом проблем, касающихся профессиональной деятельности социальных работников. Среди причин «эмоционального выгорания» были названы отсутствие признания значимости труда социального работника; отсутствие возможности развиваться и проходит обучение по профессии; столкновение по роду деятельности с ситуациями, в которых невозможно ничего сделать для людей, находящихся в беде и горе; вну-триличностный конфликт, с которым сталкиваются специалисты. На круглом столе были предложены руководителями учреждений модели по поддержке сотрудников. Было обращено внимание на обеспечение безопасности специалистов социальной сферы и ее реализации по следующим направлениям: 1) поддержка во взаимодействие с клиентом, которая включает документацию, регламентирующую работу; права и обязанности социального работника; Кодекс этики социального работника; советы по общению

с клиентом; 2) поддержка в оптимизации рабочего процесса, которая строится на оценке комфортности рабочей среды, оценке сложности рабочего процесса, оценке климата в команде; 3) психологическая поддержка, включающая регулярные тренинги по профессиональному выгоранию; регулярную диагностику сотрудников; индивидуальные консультации психолога; деятельность клубов социальных работников; 4) информационная поддержка: листовки, обучающие семинары, плакаты, в которых сообщалось о том, как вести себя в чрезвычайной ситуации; как взаимодействовать с людьми, испытывающими горе; как бороться с синдромом «профессионального выгорания».

Одна из задач проекта была организация и проведение обучающих тренингов для психологов и социальных работников-тренеров проекта. Тренинги-мероприятия, проводимые в рамках проекта, были направлены на обучение специалистов методам поддержки социальных работников, самоподдержки, саморегуляции; подготовки специалистов, которые могут самостоятельно провести такие же тренинги. Были проведены по два тренинга в каждом из регионов для психологов и заведующих центрами социальной помощи. Первый тренинг был посвящен обучению психологов диагностике, профилактике и реабилитации социальных работников, подверженных синдрому «профессионального выгорания» и реабилитации людей, находящихся в сильном стрессе в период чрезвычайной ситуации. Второй тренинг был направлен на приобретение социальными работниками навыков самодиагностики и самовосстановления, на их обучение с людьми в состоянии стресса и горя. Участники тренингов получили разнообразные методики работы, познакомились с разработками ученых Ж.Г. Агеевой «Стадии переживания горя», «Супервизия. Спасение спасателей»; Н.Г. Обуховой «Банк способов саморегуляции», «Приемы самоподдержки», Е.Г. Сорокиной «Профилактика эмоционального выгорания». Специалисты работали по опроснику «Оценки факторов, влияющих на выгорание», проверяли себя по диагностике уровня эмоционального выгорания, которую можно использовать как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами. Изучали шкалу оценки влияния травматических событий и диагностику посттравматических стрессовых расстройств. Определяли уровень дистресса и разрабатывали действия по принятию мер ликвидации первых признаков выгорания. Особое внимание уделялось конкретным приемам самоподдержки, изучению банка способов саморегуляции. Благодаря проведенной работе были вовлечены специалисты, которые могут практиковать и передавать знания и опыт другим социальным работникам.

Кроме проведения обучающихся тренингов, проводилась работа по профилактике «профессионального выгорания» социальных работников. Представляет интерес опыт работы социальных работников Северного Кавказа, региональный координатор проекта Л.П. Макарова. В сентябре 2004 года Республика Северная Осетия - Алания пережила трагедию города Беслан, аналогов которой не было за всю ее предыдущую историю. Одними из первых, кто входил в дома пострадавших, были социальные работники. Выполняя свои служебные обязанности, пропуская через себя проблемы и беды клиентов, они

в результате накапливания отрицательных эмоций профессионально выгорали. Решение проблемы нашлось в открытии обучающего клуба для социальных работников, который в последствие стал базой для открытия Центра социально-психологической помощи социальным работникам. Для работы центра были предоставлены специализированные оборудованные помещения: методический кабинет, сенсорная комната психологической нагрузки и релаксации, зал для занятий ЛФК, физиопроцедурный кабинет, массажный кабинет, кабинет ультразвуковой диагностики. Социальным работникам предоставляются услуги психолога, врачей отделения социально-медицинской реабилитации, юриста по информационной помощи. Оказывались услуги по организации отдыха и досуга, базирующиеся на организации и проведении праздничных мероприятий, встреч, выездов на природу, совместном посещении театров, выставок, концертов. Традиционными стали для социальных работников вечера с чаепитием в фитобаре и обсуждением прошедшего дня. Многопрофильная деятельность центра позволяет бороться с профессиональным выгоранием социальных работников и поддерживать их здоровье [5; с. 200-201].

В рамках проекта проводился сбор «кейсов». Цель данной работы заключалась в сборе «кейсов» -методик практической работы специалистов социальной сферы для создания общей информационной базы. В результате трудоемкой работы было собрано 200 «кейсов» с методиками и практикой работы специалистов социальной сферы обслуживания, которые участвовали в ликвидации последствии стихийных бедствий и ЧС. Собранный материал был опубликован в 2011 году в книге «Энциклопедия социальных практик» [5].

Важную роль в осуществление проекта сыграл обмен международным опытом. Участники проекта из трех пилотных регионов получили возможность посетить Великобританию и Данию, чтобы иметь представление о зарубежной практике управления в чрезвычайных ситуациях, о деятельности социальных работников в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; о поддержке специалистов по предотвращению у них синдрома «профессионального выгорания»; оказанию реабилитационных услуг. Поездка в Данию дала возможность ознакомиться с системой поддержки специалистов социальной сферы, изучить опыт деятельности научно-исследовательских центров и организаций, занимающихся предоставлением психологической поддержки населению.

В результате обмена международным опытом были выработаны рекомендации для российских социальных служб по использованию опыта социальных учреждений Великобритании и Дании по оказанию помощи социальным работникам в условиях ЧС. Эти мероприятия направлены были на: 1) усиление роли методических объединений психологов социальной защиты населения; 2) активизацию деятельности специалистов смежных профессий для обобщения практического опыта работы и выработки новых форм работы в условиях ЧС; 3) на обучение практическим действиям в условиях ЧС и методам предотвращения синдрома «профессионального выгорания»; 4) на осуществление контроля социального благополучия специалистов по социальной работе и пострадавших [3; с. 27-29].

Благодаря участию в международном проекте «Повышение эффективности деятельности женщин-социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций» Союза социальных педагогов и социальных работников, научных работников и практиков, социальных работников сферы обслуживания и других участников проекта повысилась эффективность действий специалистов социальной сферы, работников социальных служб в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, удалось создать инновационную, многоаспектную модель безопасности и поддержки социальных работников сферы обслуживания в чрезвычайных ситуациях.

Список литературы

1. Дашкина А.Н., Холостова Е.И. Социальная работа в чрезвычайных ситуациях. Методическое пособие. [Текст] -М. 2010. с.14.

2. Жуков В.И. Теории социальной работы. Учебник. [Текст]. М.: Издательство РГСУ, 2011. 440 с.

3. Организация социальных служб в ЧС: Опыт Великобритании. Проект Европейской комиссии «Повышение эффективности работы женщин-соци-альных работников в регионах, пострадавших от сти-

хийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций». Социальная работа. № 6, 2009. с. 27-29.

4. Сорокина Е.Г. Рабочая тетрадь по дисциплине «Профилактика эмоционального выгорания». [Текст] -М. 2009. 20 с.

5. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Энциклопедия социальных практик. Текст. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. с. 200-201.

6. Электронный ресурс. Веб-сайт www. swdisaster.ru.

7. Электронный ресурс. Организационный комитет Проекта, www.rusunisw.ru;rusunisw@mail.ru.

8. Электронный ресурс. Консультант Плюс. Законодательная база по чрезвычайным ситуациям.

Сведения об авторах

Шамова Людмила Григорьевна - к.и.н., доцент кафедры социальной работы Кировская ГМА, e-mail: schamowaludmila@mail.ru.

Касаткин Евгений Николаевич - зав. кафедрой мобилизационной подготовки и медицинских катастроф, Кировская ГМА, к.м.н., доцент.

Царев Юрий Клавдиевич - к.м.н, доцент кафедры поликлинической терапии Кировской ГМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.