Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности сферы бюджетного финансирования и теоретико-методологические его основы'

Обеспечение безопасности сферы бюджетного финансирования и теоретико-методологические его основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / SPHERE OF BUDGET FINANCING / CRIMINAL THREATS / THEIR NEUTRALIZATION / ENSURING ECONOMIC SAFETY / SYSTEM OF ITS PROVIDING / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янишевский Андрей Бориславович

Рассматриваются теоретико-методологические основы обеспечения безопасности сферы бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety of the sphere of budget financing - its theoretical and methodological bases

Theoretical and methodological basics of safety of the sphere of budget financing are covered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности сферы бюджетного финансирования и теоретико-методологические его основы»

УДК 33 ББК 65

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СФЕРЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЕГО ОСНОВЫ

АНДРЕЙ БОРИСЛАВОВИЧ ЯНИШЕВСКИЙ,

докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, генерал-майор полиции Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются теоретико-методологические основы обеспечения безопасности сферы бюджетного финансирования.

Ключевые слова: сфера бюджетного финансирования, криминальные угрозы, их нейтрализация, обеспечение экономической безопасности, система ее обеспечения, теоретико-методологические основы.

Annotation. Theoretical and methodological basics of safety of the sphere of budget financing are covered.

Keywords: sphere of budget financing, criminal threats, their neutralization, ensuring economic safety, system of its providing, theoretical and methodological bases.

Сфера бюджетного финансирования на фоне социально-экономических трудностей в стране представляет научный интерес в первую очередь с точки зрения ее защищенности от разного рода угроз.

В последнее время наметилась тенденция ухода от налогов и долгов посредством фиктивного банкротства1. Вызывает особое беспокойство тот факт, что банкротство становится инструментом2 от такого ухода, а не восстановление платежеспособности должника либо, если это невозможно, но тогда хотя бы справедливое удовлетворение требований должника.

Многолетняя практика деятельности подразделений ЭБиПК ОВД убедительно показывает, что механизм банкротства чаще всего используется для передела собственности, рейдерских захватов. К тому же, недобросовестные должники с помощью банкротства могут беспрепятственно освободиться от претензий кредиторов. Иными словами, с помощью банкротства недобросовестные должники избавляются от задолженности без существенных материальных потерь.

Не менее важной проблемой в настоящее время продолжает оставаться низкий уровень кибербезо-

пасности российских банков. Как утверждают аналитики Банка России, такое положение обусловлено целым рядом причин, в том числе использованием некоторыми банками кибератаки для сокрытия финансовых преступлений по выводу денег клиентов.

По словам первого зампреда ЦБ Георгия Лун-товского, в четвертом квартале 2015 г. в результате выявленных правонарушений в сфере информационной безопасности было похищено более 1,5 миллиарда рублей со счетов клиентов кредитно-финансовых организаций3. Случаи кибератак ставят под угрозу финансовую устойчивость банков. С начала 2016 года совместными усилиями ЦБ, МВД и банковского сообщества удалось предотвратить хищения на сумму более полумиллиарда рублей. «Задача киберпреступников проникнуть в информационную систему банка упрощается, если внутри есть сотрудник с правами доступа к внутренним системам, у которого есть цель вывести деньги, — объяснил директор центра компетенций по информационной безопасности компании «Техносерв» Дмитрий Огородников. — При этом замаскировать свои действия внутреннему сотруднику технически проще — нужно лишь запустить специально разработанное ПО в

системе не от своего имени»4. Как видим, преступники заметают следы, сжигая или уничтожая улики своих преступлений. В киберпространстве также много виртуальных способов их сокрытия.

Следует отметить, что согласно Закону «О национальной платежной системе», банки в случае хищений средств должны возместить убытки своим клиентам. Однако если банк оказался банкротом, то клиенты получать только застрахованную сумму от вклада, если вклад вообще был застрахован. Важно, что закон не выделяет в отдельную категорию ки-беркражи.

Уже на двух разновидностях угроз видим, насколько на сегодня актуальна проблема обеспечения безопасности. Теоретико-методологические аспекты неразрывно связаны с ней.

Важно заметить, что обеспечение безопасности вообще в контексте теоретико-методологических аспектов охватывает достаточно много вопросов: историю его становления, сущность категории «обеспечения безопасности», механизм его осуществления.

Обеспечение безопасности может быть рассмотрено как система. Следовательно, есть и ее структура. Что же касается содержания безопасности, то его составляют внутренние и внешние угрозы5, источники которых следует, прежде всего, искать в самой сфере бюджетного финансирования.

Чтобы понять специфику указанной сферы, приведем два взаимосвязанного понятия «бюджетная система Российской Федерации (консолидированный бюджет)» и «государственный бюджет».

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). В свою очередь государственный бюджет есть смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Что же касается финансирования, то автор настоящей статьи под этим термином понимает вы-

деление средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли, оно превращается в инвестирование. Для финансирования бизнеса, как известно, необходимы финансовые ресурсы (долгосрочные либо краткосрочные).

Основным компонентом теоретико-методологической основы, безусловно, выступают понятие и сущность обеспечения экономической безопасности сферы бюджетного финансирования.

Сфера бюджетного финансирования, особенно в условиях кризиса в стране6, ключевой сегмент экономики наряду с ее реальным сектором. Устойчивое социально-экономическое развитие немыслимо без наличия мощной и стабильной финансовой системы, включая финансовый рынок (рынок ценных бумаг, фондовый рынок, активы коммерческих банков, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.).

Мы считаем весьма важным разобраться в терминологии, когда ведем речь об обеспечении экономической безопасности. Для этого предлагаем идти по схеме: от общего к частному.

Безопасность — особая категория, характеризующая степень защищенности сферы бюджетного финансирования от разного рода угроз. Специалисты в области экономической теории понятие «безопасность» связывают с состоянием, включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния, явления7. При этом во внимание, прежде всего, берутся кризисы, скачки, угрозы, катастрофы, кризисные риски, опасности. Иными словами, «безопасность — категория теорий, объясняющих кризисы, катастрофы, негативные явления в социально-экономическом развитии»8.

Давайте теперь обратимся к Закону РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1. Безопасность в этом Законе определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Со своей стороны полагаем, что сущность категории «безопасность» укладывается в трех взаимосвязанных между собой положениях: 1) комплекс условий и факторов (угрозы); 2) социальная среда (система общественных отношений); 3) наконец, способы (приемы) защиты от опасностей (рисков)9.

При определении сущности обеспечения экономической безопасности10 мы, прежде всего, исходили из названной категории.

В научной литературе понятие «обеспечения экономической безопасности» употребляется в трех значениях: в материальном смысле — экономические отношения, в деятельностном смысле — состояние защищенности, в социальном смысле — благосостояние граждан.

В литературе, посвященной проблемам экономической безопасности, последняя рассматривается как сложная и многогранная категория, предопределяемая действием многих объективных и субъективных факторов.

Сущность обеспечения экономической безопасности понимается по-разному. Так, профессор Г.К. Синилов считал, что экономическая безопасность обеспечивается исключительно правовыми средствами. В последующих своих работах он неоднократно уточнял свою прежнюю позицию, утверждая идею о комплексности принимаемых для этого мер. Среди субъектов, непосредственно реализующих эту функцию, он всегда выделял подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (БХСС — БЭП — ЭП — ЭБиПК) ОВД, которые в системе ОВД выступают головной службой по этой линии работы. Разумеется, только их усилия недостаточно для того чтобы обеспечить экономическую безопасность государства и субъектов предпринимательской деятельности. В решении этой общегосударственной задачи должны принимать все правоохранительные органы без исключения. Давайте представим приоритеты 2015 г.: защита финансовых средств, выделяемых на инновационное развитие экономики и крупнейшие инвестиционные проекты, от преступных посягательств11; борьба с организованной преступностью, коррупцией. Думается, что все они неподъемные направления деятельности, если каждый орган будет попытаться самостоятельно вести работу по противодействию, то вряд ли сможем существенно снизить социальную напряженность в обществе в условиях кризиса.

Как нам представляется, в теоретико-методологических построениях системы экономической безопасности активно используются категории эко-

номических теорий (устойчивость, безопасность, экономический рост и т.д.).

Исследователи в области экономической теории к числу основных угроз безопасности развития реального сектора экономики относят криминализацию корпоративных отношений, коррупцию в сфере регулирования отношений собственности, криминальный передел собственности, бегство капитала из страны. В системе же мер по их нейтрализации (снижения уровня угроз безопасности) важное место занимает ОРД. Экономисты в свою очередь мониторинг рассматривают как программу действий по нейтрализации угроз.

В юридической науке сложились два подхода к сущности обеспечения экономической безопасности. В соответствии с первым подходом такое обеспечение выражает интересы бизнес сообщества.

Сторонники другого подхода трактуют сущность обеспечения как средство достижения самодостаточности хозяйствующих субъектов, благосостояния граждан.

Экономисты сущность экономической безопасности определяют «как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»11.

К сожалению, определение понятия «экономическая безопасность» отсутствует в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Изучение экономической и юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что сегодня среди ученых существуют различные мнения по вопросу о понятии и сущности экономической безопасности13. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что экономическая безопасность — это совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами по поводу экономических интересов и угроз, гарантирующих стране осуществление экономического суверенитета, конкурентоспособности и самодостаточности хозяйствующих субъектов, а также устойчивого функционирования высокотехнологических экономи-

ческих структур, способствующих росту уровня и качества жизни населения в контексте обеспечения национальной безопасности.

Приведенное нами определение, безусловно, не является бесспорным. Экономическая безопасность как категория экономической теории не развивается вне права, она также очерчена правовыми нормами, исходящими из интересов общества и государства. Следовательно, вклинивается в совокупность экономических отношений и правовые.

В соответствии с гражданско-правовыми нормами экономические интересы реализуются в праве владения, пользования и распоряжения, прежде всего, товарно-материальными благами. Представляется, что экономический суверенитет любого государства оценивается исходя из независимости его от импорта, способности производить у себя не только продукты первой необходимости, но и высокотехнологичное оборудование в первую очередь для системообразующих отраслей экономики. В настоящее время мы наблюдаем, насколько наша страна в условиях экономического кризиса оказалась в зависимости от государств Европы, прежде всего, продовольственной.

Внутренние и внешние экономические угрозы14, заключающиеся в совокупности неблагоприятных факторов, влияющих на темпы роста экономики. Это опасности, затрагивающие и политику и социальную жизнь общества.

Мы все же считаем необходимым учесть высказанные нами суждения при формулировании понятия «экономическая безопасность». Большинство авторов основной акцент делают на критерии безопасности.

Опираясь на базовые понятия, попытаемся определить сущность обеспечения экономической безопасности сферы бюджетного финансирования. Как нам представляется, сущность такого обеспечения заключается в состоянии защищенности названной сферы от внутренних и внешних угроз. В свою очередь состояние определяется степенью устойчивости самой сферы от рассматриваемых угроз, ее надежности.

Учитывая основной предмет нами выбранной темы настоящей статьи, приведем определение понятия «финансовая безопасность». Специалисты в области экономической теории утверждают, что

«это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов»15. Финансовая безопасность, как вытекает из приведенного определения, есть часть экономической и национальной безопасности.

Правоведы и экономисты обеспокоены тем, что коррупция на сегодня является одной из основных причин неэффективности российского финансового рынка, которая «обусловлена неэффективностью его государственного регулирования и влечет слабую защиту интересов инвесторов и, как следствие, макроэкономическую неэффективность финансового рынка»16. Многолетняя практика борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями показывает, что финансовый рынок продолжает оставаться наиболее часто подвергаемым объектом преступного посягательства. Он привлекателен из-за значительных объемов сделок, совершаемых с российскими активами на зарубежных торговых площадках. Создание благоприятного инвестиционного климата невозможно без защиты от недобросовестных участников рынка интересов инвесторов путем противодействия коррупции на финансовом рынке. Пока что коррупционные проявления зачастую отпугивают долгосрочных инвесторов. Эксперты из числа экономистов утверждают, что противодействие коррупции17 должно выступать одной из главных целей регулирования финансового рынка. Система государственного регулирования, по их мнению, включает: обеспечение свободного доступа для всех инвесторов и равенство условий конкуренции; противодействие инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком; создание центрального депозитария и системы централизованного клиринга и расчетов на финансовом рынке; регулирование деятельности по доверительному управлению имуществом на рынке на основе единых принципов и стандартов; защиту от недобросовестных финансовых институтов.

В настоящее время весьма остро стоит проблема теневой экономики18. Интерес к данной проблеме значительно возрос среди исследователей (специалистов) различных областей знаний19. Суть проблемы, на наш взгляд, заключается в оценке ее

масштабов посредством разработки научно обоснованной методики измерения. Попытки решения этой проблемы предпринимались и специалистами в области экономической безопасности20. Пока что не существует универсальных подходов. Имеем только общее представление по экспертным оценкам, оценка доли теневой экономики во многом зависит от квалификации самих экспертов.

Суммируя сказанное, обеспечение экономической безопасности сферы бюджетного финансирования может быть определено как система правовых, социально-экономических, организационно-тактических и иных мер, осуществляемых правоохранительными органами на основе диагностики и мониторинга состояния экономической безопасности путем применения апробированного механизма защиты интересов общества, государства и личности в области реализации денежно-кредитной политики в названной сфере. Рассматриваемый вид деятельности представляет процесс разработки и принятия действенных мер по стабилизации финансово-банковской системы, ее устойчивости от внешних и внутренних угроз.

Со своей стороны считаем целесообразным, насколько позволяет объем статьи, высказать свое видение по содержанию обеспечения экономической безопасности сферы бюджетного финансирования. Мы полагаем, что структурные его элементы и образуют содержание.

Структура (составные компоненты) экономической безопасности, в частности состоит из целей обеспечения безопасности; субъектов и объектов безопасности; задач и функций субъектов безопасности; угроз (внутренних и внешних) экономической безопасности); критерий21 и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности; мер и механизмов экономической политики, направленных на обеспечение экономической безопасности22.

Названные элементы, входящие в систему экономической безопасности, одновременно составляют содержание обеспечения такой безопасности.

В Государственной стратегии экономической безопасности определено, что Стратегия экономической безопасности — составная часть национальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практиче-

ски невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане. В этом же документе была установлена цель Стратегии — это обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.

Виды обеспечения экономической безопасности: государства, региона, отрасли экономики, предприятий (фирм, компаний, госкорпораций). В зависимости от масштабов охвата их так выделяют.

Кроме того, различают основное и вспомогательное содержание обеспечения безопасности. Суть основного содержания безопасности заключается в создании системы защиты макроэкономики страны (уровень народного хозяйства). Вспомогательный характер обеспечение экономической безопасности носит, на наш взгляд, метаэкономика(уровень отрасли, комплекса отраслей).

Как нам представляется, нельзя изучать экономическую безопасность вне системы национальной безопасности. Мы исходим из того, что экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности страны в целом, ибо она представлена на сегодня как основа национальной безопасности. В экономической теории ее рассматривают с двух позиций: а) экономическая безопасность как состояние защищенности экономики и ее составляющих от внутренних и внешних угроз; б) экономическая безопасность подразумевает систему мер (особый вид деятельности), направленных на предотвращение опасностей и угроз.

Экономическая безопасность в первом ее значении, на наш взгляд, выражает статику. А вот второе — динамику в виде процесса. Думается, что в таком понимании экономическая безопасность включает также такое ее состояние, которое способно противостоять процессу дальнейшей криминализации национальной экономики.

Говоря о безопасности, нельзя не отметить соотношение экономической безопасности с национальной безопасностью.

Экономическая безопасность соотносится с тремя однопорядковыми явлениями: экономиче-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ские отношения23, экономические интересы и угрозы, уровень и качество жизни населения. Гарантии такой безопасности — объективные и субъективные факторы, создающие основу состояния защищенности рассматриваемой сферы от внутренних и внешних угроз: социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Социально-экономические гарантии, в частности, предполагают: высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собствен-

24

ности24, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.

Система обеспечения экономической безопасности сферы бюджетного финансирования представляет собой экономическое образование, которое включает в себя субъекты и объекты защиты, цели, задачи и функции, а также гарантии безопасности. Средства охраны от нарушений. Наличие соответствующих институтов. Приведенное авторское видение системы отражает попытку решения той задачи, которая сформулирована исходя из предмета исследования в рамках рассматриваемой темы. В экономической литературе предложена система экономической безопасности, которая, по мнению ее авторов, «включает семь блоков: концепцию и стратегию национальной безопасности; национальные интересы России в сфере экономики; угрозы в сфере экономики; индикаторы экономической безопасности; пороговые значения индикаторов; организационную структуру; правовое обеспечение экономической безопасности»25. Если нами предлагаемая система предназначена для создания единой модели обеспечения экономической безопасности силами в первую очередь правоохранительных и контрольно-надзорных органов, то приведенная система экономической безопасности — оценки и прогнозирования важнейших угроз национальным интересам России в сфере экономики и определения мер по отражению этих угроз.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности сферы бюджетного финансирования — проблема многоаспектна. Среди них и вопросы теоретико-методологического плана, рассма-

триваемые нами через призму преодоления криминальных угроз.

1 Проблема Фиктивные банкротства лишают бюджет налоговых доходов. Кирьянов А. Банкрот уходит от ответа // Рос. газ., 2016, 10 марта. № 49 (6917) С. 1, 4.

2 Банкротство из экономического механизма превращается одним из способов уклонения от налогов.

3 Финансы Центробанк накажет банки за низкий уровень ки-бербезопасности. Воронина Ю. Взломать без лома // Рос. газ., 2016, 9 марта. № 48 (6916) С. 1, 12.

4 Финансы Центробанк накажет банки за низкий уровень ки-бербезопасности. Воронина Ю. Взломать без лома // Рос. газ., 2016, 9 марта. № 48 (6916) С. 1.

5 См. более подробно: Иванов П.И. Проблемы борьбы с экономическими преступлениями в кредитно-финансовой сфере / Актуальные вопросы теории и практики ОРД: Труды Академии управления МВД России. М., 2001. С. 106—111; Иванов П.И., Данилов А.М., Шегабудинов Р.Ш. Предупреждение и раскрытие экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования: Монография. М., 2010. 191 с.

6 Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р.

7 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 15.

8 Там же. С. 101.

9 Понятия «опасность» и «риск» не тождественны. Опасность — внешние условия, которые для экономического субъекта неизбежны, риск носит субъективный характер и зависит от самого субъекта.

10 Различают следующие виды экономической безопасности: финансовую, энергетическую, оборонно-промышленную и продовольственную.

11 Контрольно-надзорные органы в пределах своих полномочий также участвуют в защите финансовых средств от преступных посягательств. См.: Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование / Под ред. докт. юрид. наук, профессора А.А. Ялбулганова. М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. Вып. 11. 176 с.

12 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 48.

13 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их содержание // Вопросы экономики. 1994. № 12; Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997. С. 28—32; Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998; Сенча-гов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация. М.: Финстатинформ, 2002.

14 Под угрозами экономической безопасности следует понимать негативное влияние криминогенной ситуации, исходящей от внутренних и внешних источников опасности, на устойчивое развитие экономики страны, социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также реализацию бюджетной политики государства, создание в стране благоприятного инвестиционного климата (Угрозы экономической безопасности в сфере деятельности Департамента экономической безопасности МВД России: Аналитическая записка. Подготовлена по итогам 2005 г. Управлением анализа и выработки стратегических решений ДЭБ МВД России. М., 2005. С. 2).

15 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 48.

16 Там же. С. 751.

17 Под коррупцией ими понимается злоупотребление субъектом своим положением, властью или общественными ресурсами, которое он совершает из личной заинтересованности. См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 751.

18 До сего времени общепринятого понятия теневой экономики не сформулировано. Так, в учебнике под редакцией В.К. Сенчагова теневая экономика определяется как экономическая деятельность вне рамок закона. При этом подчеркивается, что в качестве ключевого критерия правового полхода выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Об этом см. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 739.

19 Различают три сектора теневой экономики: 1) неофициальную экономику; 2) подпольную экономику; 3) фиктивную экономику. Об этом см.: Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. 1990. № 3. С. 3.

20 Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» / А. Пономаренко // Вопросы статистики. 1997. № 1; Девятов А.Н. Проблемы исследования «теневого»

сектора экономики России / А.И. Девятов // Экономическая безопасность: производство-финансы-банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998; Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 744—750.

21 Приведем критерии экономической безопасности реального сектора экономики: устойчивость, конкурентоспособность, эффективное использование потенциала, способность к динамичному экономическому подъему, экономическая независимость, защита национальных интересов, социальная направленность политики.

22 Составные элементы безопасности перечислены в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

23 Экономические отношения это форма проявления экономической свободы в поведении субъектов хозяйствования на основе юридических норм, их связь посредством прав и обязанностей.

24 Собственность — понятие экономическое и его можно определить как отношения между людьми по поводу принадлежности материальных благ.

25 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. С. 71.

Л.Н.Тепман Н.Д. Эриашвили

Международный финансовый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менеджмент

Тепман Л.Н., Эриашвили Н.Д. Международный финансовый менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика и управление» / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 367 с.

Обосновывается теория управления финансами в транснациональных компаниях на основе выявления закономерностей развития финансового менеджмента. Проводится систематизация применяемых разными компаниями инструментов управления финансами в рамках этой теории. Рассматривается технология применения различных инструментов управления финансами, используемых в транснациональных компаниях. Определены достоинства и недостатки этих инструментов, обозначены основные принципы управления финансами.

Приведены основные показатели и структура анализа финансово-хозяйственной деятельности в транснациональных компаниях, критерии принятия решений в управлении финансами.

Для студентов бакалавриата, преподавателей экономических вузов, а также финансовых менеджеров, управленцев и бухгалтеров транснациональных корпораций, специалистов по антикризисному управлению, риск-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.