Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности предпринимательства как фактор развития экономики страны'

Обеспечение безопасности предпринимательства как фактор развития экономики страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности предпринимательства как фактор развития экономики страны»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Ф инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

Ф купля-продажа иностранной валюты в наличных и безналичных формах;

Ф привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

Ф выдача банковских гарантий;

Ф осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) (пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 151-ФЗ).

Помимо перечисленных банковских операций кредитные организации могут совершать различные сделки, в частности:

Ф выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

Ф приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

Ф доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

Ф осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Ф предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

Ф лизинговые операции;

Ф оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме производственной, торговой и страховой деятельности.

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами (ст. 6 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Подводя итог определению границы законной банковской деятельности, мы пришли к мнению, что законная банковская деятельность — это деятельность кредитных организаций, осуществляющих банковские операции либо другие операции, установленные банковским законодательством, получивших регистрацию в Банке России в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющих соответствующее разрешение (лицензию) на определенную банковскую деятельность от Центрального банка РФ.

1 Лицензия — это разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданная лицензирующим органом кредитной организации.

2 Статья 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Н.В. АРТЕМЬЕВ,

Экономическая деятельность любого государства — основа удовлетворения потребностей и обеспечения достаточного уровня благосостояния своих граждан. Российская Федерация в этом плане не исключение. Вся деятельность нашего государства направлена на обеспечение стабильных и достаточно высоких темпов экономического развития, сохранение целостности государства и предотвращение разнообразных внешних посягательств. Вместе с тем следует отметить, что наша страна имеет ряд ярких специфических особенностей хозяйствования, положенного в основу процветания страны и общества. Условно их можно разделить на обусловленные внутренними и внешними обстоятельствами.

К внутренним особенностям относится высокоширотное расположение нашей страны, делающее неблагоприятными условия постоянного проживания более

кандидат экономических наук

чем на половине территории, а проживание и хозяйствование на остальной местности, по тем же причинам, становится значительно более затратным по сравнению с большинством развитых стран мирового сообщества. Далее, исключительное многообразие наций и народностей нашей страны создает специфическое разнообразие форм внутригосударственного разделения труда, вызванное ментальностью населения. Исторически предопределенная, усиленная наследием плановой системы хозяйствования значительная концентрация производства делает экономическую деятельность достаточно инертной и не способной оперативно реагировать и своевременно подстраиваться под меняющиеся экономические обстоятельства, не говоря уже о возможности предвидения наступления этих обстоятельств и действиях на опережение. Не менее важной особенностью выступает и достаточно низкая произво-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

дительность труда, делающая неконкурентоспособной продукцию значительного ряда отраслей.

К перечисленным выше внутренним особенностям отечественной экономики (подчеркнем — лишь основным) добавляется ряд иных, которые можно отнести к особенностям, определенным международным разделением труда. И здесь наиболее впечатляющим объективным обстоятельством, обусловливающим наше место в мировой экономической системе, является дисбаланс численности населения и территории, на которой оно проживает. Наши 142 млн человек составляют всего около 2% населения мира, в то время как территория нашей страны — 11,4%, а потенциальные энергетические и ресурсные запасы по разным оценкам составляют от четверти до трети мировых. Заявления некоторых политиков и экономистов о возможности превращения нашей страны в «сырьевой придаток Запада» по меньшей мере некорректны, так как на протяжении преобладающего периода времени существования нашего государства мы выступали и по сей день выступаем именно как источник сырьевых ресурсов для зарубежья (от пеньки, поташа, меда, воска и леса до нефти, газа, металлов и редкоземельных элементов). Безусловно, торгуем мы и продукцией, полученной в высокотехнологичных отраслях, но, к сожалению, баланс не в их пользу.

Следующей привнесенной и, если можно сказать, внешнеэкономической особенностью является смещение акцентов противостояния стран. На смену угрозе глобального военного противостояния пришли экономические угрозы, связанные с желанием ряда стран обеспечить себе свободный доступ к российским ресурсам. На данном этапе как никогда экономика России зависит от внешней конъюнктуры. Накопления в виде золотовалютных резервов, являющиеся предметом гордости финансового блока правительства, постоянно обесцениваются, вместо того чтобы быть рационально инвестированными в экономическую и административную инфраструктуру.

Точек приложения множество. Наиболее заметны: паралич транспортной системы, без которой не может развиваться ни одна экономика мира (вспомним: подъем экономики США был инициирован прежде всего строительством развитой транспортной сети); отсутствие эффективного государственного аппарата, пораженного разъедающей его изнутри коррупцией, которой некоторые «продвинутые» теоретики даже присваивают определение «катализатора» (за взятку можно продвинуть, казалось бы, совсем безнадежное дело); достаточно низкие объемы активов банковской системы, делающие малодоступными финансовые ресурсы развития, и многое другое.

Попытаемся несколько подробнее рассмотреть взаимоотношения предпринимательства и государства. Именно в этой последовательности мы видим порядок взаимоотношений. Предпринимательство — наиболее активный, подвижный, целеустремленный сектор национального хозяйства. От уровня его развития зависит конкурентоспособность страны, степень

занятости населения, а значит, и уровень доходов — благосостояния, стабильные и высокие темпы экономического роста и т.д. Государство в данном тандеме должно играть обеспечивающую, организующую и инфраструктурную роль, помогающую в реализации намерений добросовестных, законопослушных предпринимателей и предотвращающую и пресекающую деятельность всех иных. Именно в достижении рациональной совокупности данных, на первый взгляд, достаточно противоречивых функций государства в отношении предпринимательства, может лежать путь к успешному функционированию бизнеса в нашей стране, а следовательно, и к повышению ее экономической безопасности.

Если судить по степени расслоения населения в нашей стране (децильный коэффициент давно преодолел 30-кратную отметку и продолжает оставаться на высоком уровне), об эффективном и гармоничном развитии предпринимательства говорить не приходится. Наряду с констатацией факта выхода нашей страны на второе место в мире по числу легальных долларовых миллиардеров, число предприятий малого бизнеса, приходящихся на тысячу жителей, их вклад в ВВП страны остается ничтожно малым по сравнению с развитыми странами. Это как ничто иное свидетельствует о тяжелой болезни бизнеса, возникшей в результате его отношений с родным государством. Рентная специфика процветания крупных капиталов сделала их недоступными для посягательств значительного числа государственных ведомств, которые, взяв за единственно верное коррупционное направление взаимодействия власти и бизнеса, с удвоенной энергией переключились на скромных по размеру предпринимателей.

Таким образом, сегодня сформировались и являются, на наш взгляд, достаточно перспективными для развития экономики и общества два основных направления взаимодействия бизнеса и власти:

Ф обеспечение физической и экономической безопасности функционирования субъектов предпринимательства и прежде всего малого и среднего;

Ф деятельность государства в лице правоохранительных органов по реализации системы мер, направленных на борьбу с экономическими преступлениями.

Как утверждает Е.А. Олейников1, в настоящее время выделяются следующие основные группы объектов защиты в предпринимательской деятельности: личность предпринимателя и членов его семьи; сотрудники фирмы; трудовой коллектив фирмы; материальные ценности и финансовые средства; информация (коммерческая тайна, нематериальные активы, интеллектуальная собственность, частная информация); организация бизнеса; имидж фирмы (представление о ней в деловом мире и у общественности); контроль над делом (получение контрольного пакета акций, получение иных рычагов управления бизнесом).

Для предпринимателя и членов его семьи, сотрудников фирмы должна быть обеспечена их физическая безопасность. Их следует защищать от посягательств

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

на жизнь и здоровье, от возможных попыток осуществить похищение. В отношении сотрудников важным моментом является предотвращение переманивания со стороны конкурентов, а также от вербовочных подходов со стороны криминальных структур, конкурентов, иностранных спецслужб. Проблемы защиты трудового коллектива фирмы связаны с предотвращением попыток проникновения людей с криминальным прошлым, имеющих связи с криминальными структурами, с конкурентами, а также попыток его разложения и снижения тем самым эффективности работы. Материальные ценности и финансовые средства защищаются от хищения и приведения их в негодное состояние. Информация, составляющая коммерческую тайну, нематериальные активы, интеллектуальная собственность подлежат защите от несанкционированного доступа и неконтролируемого распространения, от изменения или уничтожения в целях нанесения ущерба предпринимательской структуре. Защита организации бизнеса — предотвращение помех в организации снабжения, производства, сбыта и т.д. Имидж фирмы как объект защиты связан с благоприятным представлением о ней в деловом мире и у общественности, с укреплением торговой марки (для чего необходимо исключить ее незаконное использование). Сохранить контроль над делом — значит не допустить завладения конкурентами или другими субъектами деятельности, посягающей на предпринимательство, контрольным пакетом акций либо получения ими иных рычагов управления бизнесом.

Значение указанных объектов для предпринимательства различно и зависит от сферы деятельности и от других факторов. Так, для научно-технической фирмы наиболее опасным и часто практикуемым является хищение коммерческой тайны и опережающее внедрение научных разработок. В этом смысле особая опасность грозит со стороны иностранных фирм, имеющих опыт и лучшие возможности по внедрению новейших идей и разработок.

Важное условие функционирования банка — сохранение в тайне информации о вкладах. Актуальна задача физической охраны ценностей. Не редкостью является ситуация, когда клиент берет кредиты на большие суммы в нескольких банках и скрывается. По мнению экспертов, весьма значительная часть российских коммерческих банков сформировала уставной капитал с нарушением законодательства путем временного изъятия средств из государственных специализированных банков. Другая часть такого рода банков создана организованной преступностью для легализации теневых капиталов. Этими обстоятельствами и объясняется во многом цепочка покушений и убийств банковских работников («отстрел банкиров») в марте 1994 г.

В сфере промышленного производства предпринимательские структуры зачастую страдают в результате хищения готовой продукции, а также от неконтролируемого доступа к информации, составляющей ком-

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

мерческую тайну (данные о поставщиках сырья, об отпускных ценах, о нюансах технологии).

Обстоятельствами, усугубляющими внимание к предпринимателю со стороны преступного мира, недобросовестных партнеров, специальных служб, организаций промышленного шпионажа, являются: нарушение этики бизнеса, несоблюдение требований законодательства по предпринимательству, неоправданное доверие к партнерам, непринятие мер безопасности.

Таким образом, защита (обеспечение безопасности) предпринимательства — это процесс, направленный на ограждение предпринимательских структур и отдельных физических лиц, в деятельности которых присутствует элемент предпринимательства, от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и от иной деятельности, наносящей им ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики.

Безопасность (защищенность) предпринимательства — такое состояние цивилизованного бизнеса, при котором отсутствует экономический или иной ущерб, который наносился бы бизнесу преднамеренно или непреднамеренно физическими лицами или социальными организациями (в том числе юридическими лицами) с нарушением закона или этики предпринимательства. Безопасность предпринимательства обеспечивается совокупностью постоянно осуществляемых экономических, организационных, информационных, правовых, воспитательных, технических, специальных и других мер, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение криминальной конкуренции.

Не менее важна работа в области легализации теневой предпринимательской деятельности, составными элементами которой выступают соответствующие государственные учреждения и организации, ведущие в рамках своей компетенции борьбу с преступлениями в сфере экономической деятельности, преступлениями против государственной власти и др. Эта борьба реализуется через реальную деятельность должностных лиц государственных правоохранительных органов (сотрудников УБЭП, УР, РУБОП, налоговой полиции, органов безопасности и т.д.) и негосударственных субъектов правоохраны по обеспечению соответствующими средствами и методами решения задач, которые поставлены перед ними законодателем2.

Средства и методы, с помощью которых реализуются определенные правовые меры, различны. Поэтому здесь можно говорить о перечне функций, выполняемых конкретными правоохранительными органами для достижения необходимого результата, а именно о выявлении, предупреждении и пресечении экономических преступлений; установлении причастных к ним лиц; расследовании и рассмотрении уголовных дел; исполнении уголовных наказаний; возмещении материального ущерба и т.д. Каждая из названных правовых функций, относящихся к правоохранительной деятельности, обособлена и независима от других, ибо имеет собственное правовое оформление.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

В то же время между ними существует определенная связь, которая выражается в совместных согласованных действиях, особенно при раскрытии и расследовании преступлений, что обусловлено организационной спецификой функционирования всей системы правоохранительных органов.

Алгоритм совместных действий по борьбе с преступностью задается, как правило, нормативными актами: Концепция национальной безопасности, программа борьбы с различными видами преступлений и т.п. Подобные нормативные документы утверждаются указами Президента РФ.

В Концепции национальной безопасности РФ3 значительное внимание уделяется проблемам экономического развития страны, обеспечению ее экономической безопасности, так как реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики и, следовательно, защиты ее от покушений со стороны криминала. Указывается, что национальные интересы России в сфере экономики являются ключевыми.

Согласно Концепции национальной безопасности РФ важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

Ф выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

Ф укрепление системы правоохранительных органов, создание условий для их эффективной деятельности;

Ф укрепление структур, противодействующих организованной преступности;

Ф привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний и т.п.

В интересах профилактики преступности необходимо лишение ее питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике, социальной сфере.

Наибольший объем в работе по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе по их предупреждению, выпадает на долю органов внутренних дел и их подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Это вытекает из требований Федерального закона «О милиции», «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1300, других законов и нормативных актов.

Органы внутренних дел — сложная система, объединяющая целый ряд организационных звеньев, решающих задачи по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности адекватно полномочиям, которые предоставлены им законодателем.

Подразделения МВД РФ по борьбе с преступлениями в сфере экономики — головная служба в системе органов внутренних дел по борьбе с преступлениями (в том числе и в сфере их предупреждения) экономического характера. В практику подразделений по борьбе с эко-

номической преступностью (БЭП) входят мероприятия предупредительного характера, целевые оперативно-розыскные мероприятия на объектах предпринимательской деятельности в отраслях, наиболее подверженных воздействию преступных групп и сообществ.

Оперативно-розыскная функция в направлении декриминализации бизнеса реализуется аппаратами БЭП за счет проведения в полном объеме оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом об ОРД. Данная деятельность в соответствии с указанным законодательным актом оперативно-розыскной деятельности предполагает:

Ф оперативное обслуживание объектов хозяйствования различных форм собственности для выявления признаков хозяйственных, должностных и иных противоправных деяний в сфере экономики на предприятиях, в организациях, коммерческих структурах, финансово-кредитной и банковской системах;

Ф анализ собранных сведений, прогнозирование криминогенных процессов в изучаемом направлении;

Ф формирование информационных систем, обеспечивающих учет лиц, предметов, документов и фактов с последующим использованием этих данных в области борьбы с правонарушениями экономического характера;

Ф проведение проверок материалов, поступивших в оперативные подразделения БЭП, добытых ими оперативно-розыскным путем и касающихся преступлений, совершенных в сфере экономики;

Ф осуществление информационно-аналитической работы и подготовки соответствующих аналитических документов в области борьбы с преступностью в сфере экономики;

Ф обеспечение в пределах своей компетенции мер по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, сотрудников службы БЭП, членов их семей и близких от противоправных посягательств и др.

Оперативные подразделения по борьбе с экономической преступностью используют свои оперативно-розыскные возможности прежде всего для выявления признаков конкретных криминальных деяний, которые отнесены к их компетенции.

Помимо подразделений БЭП в системе органов внутренних дел в рамках своей компетенции принимают участие в предупреждении экономических преступлений аппараты по борьбе с организованной преступностью, вневедомственной охраны и другие службы милиции общественной безопасности, уголовного розыска, оперативно-технические, информационные, оперативно-поисковые и ряд других.

1 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. — М.: Экзамен, 2005. — С. 633—634.

2 Гуцериев X. С., Сальников В.П., Степашин С.В. и др. Человек и правоохранительная деятельность (серия «Безопасность человека и общества»). — СПб.: СПб. ун-т МВД России, 2000. - С. 33 и след.

3 Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.В. Степашина. — М.; СПб.: Лань, 2001. — С. 153 и след.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.