Библиографический список
1. Блохин В.Н. Исследование процесса и рабочего органа для ухода за межкустовой зоной на ягодниках: дис. ... канд. техн. наук. М.: Всероссийский селекционно-технологический ин-т садоводства и питомниководства, 1993.
2. Панов И.М. Перспективные направления создания почвообрабатывающих машин с активными рабочими органами. М., 1971. 66 с.
3. Ротор почвообрабатывающей фрезы с вертикальной осью вращения: пат. 182031 Рос. Федерация: МПК АО1В 33/06, 61/04; опубл. 2018, Бюл. 22.
4. Страховочное устройство ротора почвообрабатывающей фрезы с вертикальной осью вращения: пат. 211220 Рос. Федерация: МПК АО1В 61/04, 33/06, 33/14; опубл. 2022, Бюл. 15.
5. Фреза с вертикальной осью вращения: пат. 173801 Рос. Федерация: U1 / Блохин В.Н., Случевский А.М., Роганков С.И., Кувшинов Н.М., Ковалев А.Ф., Лаптева Н.А. -2017101747; за-явл. 19.01.2017; опубл. 12.09.2017.
6. Кувшинов Н.М. Оптимизация агрофизических свойств почв для сельскохозяйственных культур // Аграрная наука. 1994. № 6. С. 56-57.
7. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве зарубежных стран и России / В.Е. Ториков, В.Ф. Мальцев, Н.М. Белоус и др. Брянск, 2004.
8. Материально-техническое обеспечение и инновационное развитие АПК Брянской области / С.А. Бельченко, И.Н. Белоус, В.В. Ковалев и др. // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сб. тр. XII междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2021. С. 388-400.
References
1. Blokhin V.N. Issledovanie protsessa i rabochego organa dlya ukhoda za mezhkustovoy zonoy na yagodnikakh: dis. ... kand. tekhn. nauk. M.: Vserossiyskiy selektsionno-tekhnologicheskiy in-t sadovodstva i pitomnikovodstva, 1993.
2. Panov I.M. Perspektivnye napravleniya sozdaniya pochvoobrabatyvayushchikh mashin s aktivnymi rabochimi organami. M., 1971. 66 s.
3. Rotor pochvoobrabatyvayushchey frezy s vertikal'noy os'yu vrashcheniya: pat. 182031 Ros. Federatsiya: MPKAO1V 33/06, 61/04; opubl. 2018, Byul. 22.
4. Strakhovochnoe ustroystvo rotora pochvoobrabatyvayushchey frezy s vertikal'noy os'yu vrashcheniya: pat. 211220 Ros. Federatsiya: MPKAO1V 61/04, 33/06, 33/14; opubl. 2022, Byul. 15.
5. Freza s vertikal'noy os'yu vrashcheniya: pat. 173801 Ros. Federatsiya: U1 / Blokhin V.N., Sluchevskiy A.M., Rogankov S.I., Kuvshinov N.M., Kovalev A.F., Lapteva N.A. -2017101747; zayavl. 19.01.2017; opubl. 12.09.2017.
6. Kuvshinov N.M. Optimizatsiya agrofizicheskikh svoystv pochv dlya sel'skokhozyaystvennykh kul'tur //Agrarnaya nauka. 1994. № 6. S. 56-57.
7. Informatsionno-konsul'tatsionnaya sluzhba v sel'skom khozyaystve zarubezhnykh stran i Ros-sii / V.E. Torikov, V.F. Mal'tsev, N.M. Belous i dr. Bryansk, 2004.
8. Material'no-tekhnicheskoe obespechenie i innovatsionnoe razvitie APK Bryanskoy oblasti / S.A. Bel'chenko, I.N. Belous, V.V. Kovalev i dr. //Aktual'nye voprosy ekonomiki i agrobiznesa: sb. tr. XIImezhdunar. nauch.-prakt. konf. Bryansk, 2021. S. 388-400.
УДК 621.86:338.436 (470.333) DOI: 10.52691/2500-2651-2022-94-6-69-76
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В АПК БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ensuring Safety of Vehicle Operators in the Agro-Industrial Complex of the Bryansk Region
Христофоров Е.Н. д-р техн. наук, профессор Khristoforov E.N.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», Bryansk State Agrarian University
Аннотация. В статье рассмотрена проблема обеспечения охраны труда в АПК Брянской области, в частности вопрос снижения травматизма при эксплуатации транспортных средств и
мобильных машин, применяемых в сельском хозяйстве региона. Рассмотрены причины, факторы и обстоятельства несчастных случаев в АПК Брянской области, в первую очередь связанных с техническими неисправностями систем сельскохозяйственных машин и транспортных средств, в частности из-за неисправностей гидравлического привода платформ самосвальной техники. Выполняя техническое обслуживание или ремонтные работы, водитель часто находится в опасной зоне, например под поднятой платформой автомобиля-самосвала. Ежегодно до 90% травм, связанных с эксплуатацией платформ самосвальной техники, заканчивается летальным и тяжелым исходом. Данный вид травматизма происходит также из-за несоблюдения работниками требований безопасности, а именно, не установки предохранительного упора. На установку предохранительного упора затрачивается около 70 сек. Предохранительный упор устанавливается при полностью поднятой платформе, при совпадении двух отверстий, куда и устанавливается предохранительный упор, что не всегда выполняется как водителем, так и другими работниками. Изучение самосвального транспорта показало, что в настоящее время не существует подъемных автомобильных устройств для жесткой фиксации грузовой платформы. Для решения проблемы травматизма водителей обслуживающих транспортные средства с гидроприводом авторы предлагают применить гидравлическое опрокидывающее устройство кузова автомобиля-самосвала с гидравлическим приводом.
Abstract. The article deals with the problem of ensuring occupational safety in the agro-industrial complex of the Bryansk region, in particular, the issue of reducing injuries when operating vehicles and mobile agricultural machinery in the region. The causes, factors and circumstances of accidents in the agro-industrial complex of the Bryansk region are considered. They are primarily related to technical malfunctions of agricultural machinery and vehicles systems, in particular, due to malfunctions of the hydraulic drive of dump truck platforms. When performing maintenance or repair work, the driver is often in a dangerous area, for example, under the lifted platform of a dump truck. Every year up to 90% of injuries connected with the operation of dump trucks end with a fatal and severe outcome. This type of injury also occurs due to non-compliance with safety requirements by employees, namely, not installing a safety stop. It takes about 70 seconds to install it. The safety stop is installed when the platform is completely lifted; two holes coincide, and the safety stop is installed there. At the same time this rule is not always performed by both the driver and other workers. The study of dump trucks has shown that currently there are no lifting automotive devices for rigid fixation of the cargo platform. To solve the problem of injuries of drivers servicing vehicles with hydraulic drive, the authors propose to use a hydraulic tipping device of a dump truck body with hydraulic drive.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, транспортно-технологический процесс, транспортное средство, гидропривод, безопасность, травматизм.
Keywords: agro-industrial complex, transport and technological process, vehicle, hydraulic drive, safety, injury.
Введение. Принимаемые на федеральном и региональном уровне меры, позволили стимулировать производственные процессы в агропромышленном комплексе, продолжить его развитие ускоренными темпами. Агропромышленный комплекс России активно включился в международное сотрудничество, ежегодно увеличивая номенклатуру и количество экспортной сельскохозяйственной продукции, ежегодно на миллионы гектаров увеличиваются посевные площади сельскохозяйственных культур. Для реализации амбициозных планов, роста сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственному производителю необходимы современные высокопроизводительные, надежные и безопасные транспортные средства, основу которых составляют автомобили - самосвалы с гидравлическим приводом платформы. Гидропривод уже сейчас обеспечивает автоматизацию и механизацию всех основных и вспомогательных работ в транспортно - технологических процессах сельскохозяйственного производства. Основным элементом гидропривода самосвальной техники, является гидроцилиндр, выполняющий основные операции рабочего процесса.
Транспортно - технологические процессы сельскохозяйственного производства определяют высокие требования к надежности транспортных средств сельскохозяйственного назначения в целом и их гидроприводам в частности. Обеспечение надежности и безопасности гидравлических приводов - сложная задача, которая требует комплексного решения, еще при его проектировании и создании, а также в процессе эксплуатации.
В связи с чем, задача повышения надежности и безопасности эксплуатации транспортных
средств сельскохозяйственного назначения, остается актуальной, требующей постоянных научных исследований, разработки новых эффективных методов и технических средств.
Материалы и методика исследования. Определенную долю в скорбную статистику травматизма страны вносит АПК Брянского региона. Исследования, выполненные авторами, показали, что состояние охраны труда в АПК требуют принятия дополнительных мер по ее улучшению (табл. 1).
Таблица 1 - Анализ травматизма на производстве в Брянском регионе
Число пострадавших при несчастных случаях на Число пострадавших при несчастных
Год производстве с утратой трудоспособности на 1 случаях на производстве
рабочий день и более и со смертельным исходом со смертельным исходом
Всего человек на 1000 работающих всего человек на 1000 работающих
2005 716 3,0 36 0,15
2006 592 2,5 32 0,135
2007 579 2,5 20 0,087
2008 537 2,5 22 0,1
2009 349 1,8 10 0,051
2010 436 2,3 18 0,097
2011 459 2,5 22 0,121
2012 356 1,9 14 0,077
2013 312 1,8 11 0,062
2014 249 1,4 13 0,074
2015 233 1,4 18 0,105
2016 187 1,1 13 0,079
2017 220 1,4 7 0,045
2018 182 1,2 11 0,072
2019 163 1,1 9 0,059
2020 132 0,9 5 0,033
Хотя показатели травматизма в АПК региона постоянно уменьшались, это не говорит о действенных мерах руководства АПК Брянской области в обеспечении требований охраны труда абсолютные цифры и относительные показатели травматизма, остаются достаточно высокими.
Среди отраслей сельскохозяйственного производства происшедшие несчастные случаи распределились следующим образом (рис. 1).
1% 8%
30%
Рисунок 1 - Распределение травмированных в отраслях АПК региона: отрасль механизация - (26)35%; отрасль растениеводство - (22)30%; отрасль животноводство - (19)26%; отрасль строительство - (6)8%; фермерство - (1)1%
Из данных приведенных на рисунке 1, видим, что большинство работников АПК региона получили травмы в результате эксплуатации, обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
В категории травмированных: полеводы - 16 человек, животноводы - 18 человек, водители - 23; инженерно - технические работники - 10 человек; строители - 6; фермер - 1.
Исследованиями безопасности транспортно-технологических процессов в АПК региона было установлено, что более 90% парка транспортных средств применяемы в сельском хозяйствен
оснащены гидропривод, конструктивно-производственным недостатком которого является нарушение герметичности в процессе эксплуатации. Анализ результатов материалов несчастных случаев проводимых Федеральной службой технической инспекцией труда по Брянской области (форма Н -1) показал, что в АПК региона, за период с 2015 по 2020 год, произошло 74 несчастных случая, из них 40 человек получили смертельную травму (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение пострадавших в АПК региона
Год Общее количество Тяжесть последствий Пол пострадавших
тяжелый исход смерт. исход мужск. тяж/лет. женск.тяж/лет.
2015 7 - 7 -/4 -/3
2016 9 5 4 4/4 1/-
2017 19 9 10 8/8 1/2
2018 16 11 5 9/4 2/1
2019 7 2 5 2/5 -/-
2020 16 5 9 2/9 3/-
Всего 74 34 40 25/34 7/6
Среди 23 пострадавших водителей, 3 водителя получили смертельную травму.
Причинами травм водителей стали: придавливание кузовом автомобиля - самосвала (2 несчастных случая); придавливание платформой самосвального прицепа (4); падение с высоты транспортного средства (6); травмирование неисправным оборудованием - 3; дорожно - транспортные происшествия (ДТП) (8) (рис. 2).
9%
26%
Рисунок 2 - Распределение причин травмирования водителей: дорожно - транспортные происшествия - 35%; падение с высоты транспортного средства - 26%; придавливание платформой самосвального прицепа - 17%; травмирование неисправными механизмами и оборудованием - 13%; придавливание кузовом автомобиля - самосвала - 9% Из данных приведенных на рисунке 2, видим, что большинство водителей пострадали в результате ДТП, а также при эксплуатации, обслуживании и ремонте транспортных средств.
Анализ несчастных случаев, связанных с техническими причинами показал, что в результате отказов технических систем транспортных средств произошло 23 (31,1%) несчастных случая. Отказы произошли в системах подъемного механизма платформы, шасси, трансмиссии и других (рис. 3).
9%
4%
13%
57%
17%
Рисунок 3 - Число пострадавших из-за неисправностей в системах транспортных средств: подъемный механизм - (13)57%; шасси - (4)17%; двигатель внутреннего сгорания - (1)4%; трансмиссия - (3)13%; элементы системы механических передач - (2)9%
Из данных приведенных на рисунке 3 видим, что наиболее часто водители получали травмы в результате неисправностей подъемного механизма платформы (57%) (рис. 3).
Распределение отказов в подъемном механизме ставшими причинами несчастных случаев изображено на рисунке 4.
8%
8%
15%
31%
15%
23%
Рисунок 4 - Распределение отказов в подъемном механизме: нарушение герметичности элементов гидропривода - (4)31%; нарушение герметичности гидравлических шлангов - (3)23%; нарушение герметичности гидроцилиндра - (2)15%, разрушение узлов крепления платформы - 2(15%); разрушения трубопроводов - (1)8%;
отказы насоса - (1)8%;
В подъемном механизме с гидроприводом наибольший процент отказов произошло в результате нарушения герметичности элементов гидропривода - 31% и разрывов гидравлических шлангов (23%) (рис. 4).
Результаты исследования. Выполняя техническое обслуживание или ремонтные работы,
водитель часто находится в опасной зоне А , например под поднятой платформой автомобиля -самосвала (рис. 5).
Рисунок 5 - Схема опасной зоны грузовой платформы
При нарушении герметичности гидравлической системы гидропривода, время аварийного опускания платформы составляет от 1 до 2 сек., тогда как время реакции человека на опасность, составляет более 2 секунд.
Однако, опасная зона не ограничивается контуром платформы, при аварийной ситуации эта зона расширяется, при этом образуется дополнительная зона В, опасная для оператора (рис. 6).
Рисунок 6 - Схема дополнительной опасной зоны
В зависимости от роста человека ширина дополнительной опасной зоны, составляет от 0,7 до 0,9 м, что подтверждено экспериментальными исследованиями.
Ежегодно до 90% травм, связанных с эксплуатацией платформ самосвальной техники, заканчивается летальным и тяжелым исходом. Данный вид травматизма происходит также из-за несоблюдения работниками требований безопасности, а именно, не установки предохранительного упора. На установку предохранительного упора затрачивается около 70 сек. Предохранительный упор устанавливается при полностью поднятой платформе, при совпадении двух отверстий, куда и устанавливается предохранительный упор, что не всегда выполняется как водителем, так и другими работниками. Изучение самосвального транспорта показало, что в настоящее время не существует подъемных автомобильных устройств для жесткой фиксации грузовой платформы.
Для решения проблемы травматизма водителей обслуживающих транспортные средства с гидроприводом авторы предлагают применить гидравлическое опрокидывающее устройство кузова автомобиля - самосвала с гидравлическим приводом изображенное на рисунке 7.
Рисунок 7 - Опрокидывающее устройство кузова автомобиля - самосвала с гидравлическим приводом: 1 - маслобак; 2 - сетчатый фильтр с предохранительным клапаном; 3 - заливная горловина; 4 - толкатель клапана опускания платформы; 5 - рычаг управления коробки автомобиля -самосвала; 6 - клапан опускания платформы; 7 - кран управления; 8 - предохранительный клапан крана управления; 9 - обратный клапан; 10 - насос шестеренчатый; 11 - рычаг управления коробкой отбора мощности; 12 - коробка отбора мощности; 13 - шестерня заднего хода коробки передач автомобиля; 14 - кузов; 15 - гидроцилиндр одностороннего действия; 16 - гидроцилиндр двустороннего действия; 17 - предохранительный упор; 18 - гидравлический клапан
Опрокидывающее устройство с гидравлическим приводом работает следующим образом. Для подъема кузова 14, включается двигатель автомобиля, начинает работать масляный насос 10, который рабочую гидравлическую жидкость, из масляного бака по всасывающей магистрали, под давлением, подает, через первый открытый канал гидравлического клапана 18 в телескопический гидроцилиндр 15. При подъеме кузова, на расчетный угол, первый открытый канал гидравлического клапана 18 закрывается, перепуская гидравлическая жидкость по второму каналу, в гидроцилиндр 16. Шток гидроцилиндра 16 выдвигается, поднимая предохранительный упор 17. При полном подъеме грузовой платформы, фиксатор предохранительного упора займет углубление пяты упора, не давая платформе самопроизвольно опуститься самосвальной платформе в случае разгерметизации системы подъема - опускания платформы.
Для опускания кузова, рабочая гидравлическая жидкость, через второй канал гидравлического клапана 18 подается в гидроцилиндр 16, который начинает убираться, сдвигая предохранительный упор 17, при достижении расчетного угла закрывается второй открытый канал гидравлического клапана 18, открывается первый канал гидравлического клапана 18, позволяющий гидравлической жидкости, из телескопического гидроцилиндра 15 поступать в гидравлический бак 1.
Секции телескопического гидроцилиндра 15 начинают убираться, предохранительный упор 17 складывается, кузов садится на раму автомобиля - самосвала.
На рисунке 8 изображен предохранительный упор для кузова автомобиля - самосвала.
Рисунок 8 - Предохранительный упор для кузова автомобиля - самосвала: 1 - корпус с перегородкой; 2,6 - крышки; 3 - подвижный упор; 4 - пружина; 5 - узел
Предохранительный упор выполняет свои функции следующим образом. В исходном состоянии предохранительный упор находится под кузовом в убранном положении. При поднятии кузова срабатывает гидравлический клапан гидропривода кузова, рабочее давление начинает поступать в гидроцилиндр 16 гидропривода, предохранительный упор начинает подниматься, преодолевая сопротивление пружины 4 подвижный упор 3 займет место в выемке пяты 7. Пята 7 крепится к кузову болтами.
При уборке кузова, рабочее давление от гидравлического клапана гидропривода подается на гидроцилиндр гидропривода 16, предохранительный упор начинает убираться, при этом подвижный упор 3 выходит из выемки пяты 7, кузов беспрепятственно начинает опускаться.
В момент обеспечения технологических операций подъема - опускания, кузова, водитель находится в кабине автомобиля - самосвала, вне опасной зоны под платформой, при этом обеспечивается его полная безопасность.
Заключение. По оценке экспертов установка разработанного опрокидывающего устройство кузова автомобиля - самосвала с гидравлическим приводом, позволит обеспечить безопасность водителей при эксплуатации транспортных средств сельскохозяйственного назначения с вероятностью от 0,95 до 0,98.
Библиографический список
1. Алексеева Т.В., Загребельный В.И., Колосов С.В. Техническая диагностика гидравлических приводов. М.: Машиностроение, 1989. 423 с.
2. Автомобили - самосвалы / В.Н. Белокуров, О.В. Гладков А.А. Захаров и др.; под общ. ред. А.С. Мелика-Саркисянца. М.: Машиностроение, 1987. 216 с.
3. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. М.: Машиностроение, 1982. 423 с.
4. Гусев А.А. Гидравлика. Теория и практика: учебник для вузов. 2-е изд. испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 285 с.
5. Гидравлика: учеб. и практ. для академического бакалавриата / В.А. Кудинов, Э.М. Кар-ташов, А.Г. Коваленко, И.В. Кудинов; под ред. В.А. Кудинова. 4-е изд. перераб и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 386 с.
6. Доценко А.И. Дронов В.Г. Строительные машины: учеб. для строительных вузов. М.: ИНФРА-М, 2012. 533 с.
7. Исаев А.П. Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов. М.: Аг-ропромиздат, 2007. 400 с.
8. Системный анализ и моделирование проблем обеспечения безопасности транспортно-технологических процессов агропромышленном производстве: монография / Е.Н. Христофоров, А.А. Кузнецов, А.М. Случевский и др. Брянск: Изд-во ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2015. 507 с.
9. Христофоров Е.Н., Кузнецов А.А., Ковалев А.Ф. Современный уровень надежности гидроприводов гидрофицированных машин // Инновации в техническом сервисе: науч. тр. ГНУ ГОСНИТИ. М., 2013. Т. 111, ч. 2. С. 171-176.
10. Христофоров Е.Н., Кузнецов А.А., Ковалев А.Ф. Обеспечение надежности гидроприводов гидрофицированных машин // Тракторы и сельхозмашины. 2013. № 1. С. 32-34.
11. Христофоров Е.Н., Кузнецов А.А., Ковалев А.Ф. Повышение безопасности гидроприводов самосвальных платформ // Сельский механизатор. 2013. № 2. С. 36-37.
12. Белова Т.И., Лумисте Е.Г., Ляхова Л.А. Безопасность жизнедеятельности на производстве. Брянск, 2006.
13. Развитие современных методов защиты работающих на предприятиях сельскохозяйственной отрасли / Т.И. Белова, Е.М. Агашков, В.И. Гаврищук и др. Орел, 2019.
References
1. Alekseeva T.V., Zagrebel'nyy V.I., Kolosov S.V. Tekhnicheskaya diagnostika gidravlicheskikh privodov. M.: Mashinostroenie, 1989. 423 s.
2. Avtomobili - samosvaly / V.N. Belokurov, O. V. Gladkov A.A. Zakharov i dr.; pod obshch. red. A.S. Melika-Sarkisyantsa. M.: Mashinostroenie, 1987. 216 s.
3. Bashta T.M., Rudnev S.S., Nekrasov B.B. Gidravlika, gidromashiny i gidroprivo-dy. M.: Mashinostroenie, 1982. 423 s.
4. Gusev A.A. Gidravlika. Teoriya i praktika: uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. ispr. i dop. M.: Izd-vo Yurayt, 2015. 285 s.
5. Gidravlika: ucheb. i prakt. dlya akademicheskogo bakalavriata / V.A. Kudinov, E.M. Kartashov, A.G. Kovalenko, I.V. Kudinov; pod red. V.A. Kudinova. 4-e izd. pererab i dop. M.: Izd-vo Yurayt, 2015. 386 s.
6. Dotsenko A.I. Dronov V.G. Stroitel'nye mashiny: ucheb. dlya stroitel'nykh vuzov. M.: INFRA-M, 2012. 533 s.
7. Isaev A.P. Gidravlika i gidromekhanizatsiya sel'skokhozyaystvennykh protsessov. M.: Ag-ropromizdat, 2007. 400 s.
8. Sistemnyy analiz i modelirovanie problem obespecheniya bezopasnosti transportno-tekhnologicheskikh protsessov agropromyshlennom proizvodstve: monografiya /E.N. Khristoforov, A.A. Kuznetsov, A.M. Sluchevskiy i dr. Bryansk: Izd-vo FGBOU VO Bryanskiy GAU, 2015. 507 s.
9. Khristoforov E.N., Kuznetsov A.A., Kovalev A.F. Sovremennyy uroven' nadezhnosti gidro-privodov gidrofitsirovannykh mashin // Innovatsii v tekhnicheskom servise: nauch. tr. GNU GOSNITI. M., 2013. T. 111, ch. 2. S. 171-176.
10. Khristoforov E.N., Kuznetsov A.A., Kovalev A.F. Obespechenie nadezhnosti gidro-privodov gidrofitsirovannykh mashin // Traktory i sel'khozmashiny. 2013. № 1. S. 32-34.
11. Khristoforov E.N., Kuznetsov A.A., Kovalev A.F. Povyshenie bezopasnosti gidro-privodov samosval'nykhplatform //Sel'skiy mekhanizator. 2013. № 2. S. 36-37.
12. Belova T.I., Lumiste E.G., Lyakhova L.A. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti na proizvodstve. Bryansk, 2006.
13. Razvitie sovremennykh metodov zashchity rabotayushchikh na predpriyatiyakh sel'skokho-zyaystvennoy otrasli / T.I. Belova, E.M. Agashkov, V.I. Gavrishchuk i dr. Orel, 2019.