Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности граждан в районах проживания угольных предприятий шламоотстойники'

Обеспечение безопасности граждан в районах проживания угольных предприятий шламоотстойники Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАЦИЯ ШЛАМООТСТОЙНИКОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ПЕРВИЧНЫЕ МЕРЫ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ / PRESERVATION OF SLUDGE TRAPS / PUBLIC SAFETY / FIRE SAFETY / EMERGENCY PROTECTION / PRIMARY FIRE SAFETY MEASURES / PREVENTION OF DEATH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А. И. Фомин, Д. А. Бесперстов, О. В. Рудюк

В настоящей статье приведены проблемы консервации ранее эксплуатируемых шламоотстойников. В работе предлагается решить проблему подземного горения шламоотстойников, законсервированных с нарушениями норм, посредством проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Необходима организованная деятельность органов местного самоуправления по приведению вверенных территорий в безопасное состояние. Данная работа возможна, в том числе при реализации первичных мер пожарной безопасности, а также проведения мероприятий в соответствии с требованиями законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, в работе приведен ряд недостатков связанных с реализацией полномочий федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации по ликвидации подземных загораний шламоотстойников, в связи с локальностью угроз возможного возникновения чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — А. И. Фомин, Д. А. Бесперстов, О. В. Рудюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE SAFETY OF CITIZENS IN THE AREAS OF RESIDENCE OF THE COAL ENTERPRISES. SLUDGE TRAPS

This article describes the problems of conservation of previously operated sludge traps. The paper proposes to solve the problem of underground burning of sludge traps, mothballed with violations of the norms, through measures to prevent and eliminate emergency situations. Organized activities of local authorities are required to bring the entrusted territories into a safe state. This work is possible, including the implementation of primary fire safety measures, as well as the implementation of measures in accordance with the requirements of the legislation in the field of protecting the population and territories from natural and man-made emergencies. At the same time, the paper cites a number of shortcomings related to the implementation of the powers of the federal executive bodies and constituent entities of the Russian Federation to eliminate underground fires of sludge traps, due to the locality of the threats of a possible emergency.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности граждан в районах проживания угольных предприятий шламоотстойники»

| А. И. Фомин // A. I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

■ Д.А. Бесперстов// D.A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru

канд. техн. наук, доцент кафедры "Техносферная безопасность" ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет" г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47.

ш

■ О.В. Рудюк// О/У. Rudyuk rudyuk_o.v@ftail.ru

магистрант ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно - спасательная академия ГПС МЧС России», Россия, 662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная,1

УДК 614.849

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В РАЙОНАХ ПРОЖИВАНИЯ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ШЛАМООТСТОЙНИКИ

ENSURING THE SAFETY OF CITIZENS IN THE AREAS OF RESIDENCE OF THE COAL ENTERPRISES. SLUDGE TRAPS

В настоящей статье приведены проблемы консервации ранее эксплуатируемых шламоотстойников. В работе предлагается решить проблему подземного горения шламоотстойников, законсервированных с нарушениями норм, посредством проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Необходима организованная деятельность органов местного самоуправления по приведению вверенных территорий в безопасное состояние. Данная работа возможна, в том числе при реализации первичных мер пожарной безопасности, а также проведения мероприятий в соответствии с требованиями законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, в работе приведен ряд недостатков связанных с реализацией полномочий федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации по ликвидации подземных загораний шламоотстойников, в связи с локальностью угроз возможного возникновения чрезвычайной ситуации.

This article describes the problems of conservation of previously operated sludge traps. The paper proposes to solve the problem of underground burning of sludge traps, mothballed with violations of the norms, through measures to prevent and eliminate emergency situations. Organized activities of local authorities are required to bring the entrusted territories into a safe state. This work is possible, including the implementation of primary fire safety measures, as well as the implementation of measures in accordance with the requirements of the legislation in the field of protecting the population and territories from natural and man-made emergencies. At the same time, the paper cites a number of shortcomings related to the implementation of the powers of the federal executive bodies and constituent entities of the Russian Federation to eliminate underground fires of sludge traps, due to the locality of the threats of a possible emergency.

Ключевые слова: консервация шламоотстойников, безопасность населения, пожарная безопасность, защита от чрезвычайных ситуаций, первичные меры в области пожарной безопасности, предупреждение гибели людей.

Key words: preservation of sludge traps, public safety, fire safety, emergency protection, primary fire safety measures, prevention of death.

Актуальность проведения работ по обеспечению безопасности шламо-отстойников

В настоящее время на территории Кемеровской области, лидирующей по Российской Федерации в угольном производстве, присутствуют загорания шламоотстойников ранее законсервированных не один десяток лет назад. Особенно острый вопрос подземных пожаров возник в местах захоронения угольных хвостов угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий действующих во времена СССР.

На рубеже эпох 80-90хх годов прошлого века, в результате смены государственной собственности на частную и прекращении деятельности значительного количества угольных предприятий осталось опасное наследие, выраженное в виде неправильной консервации остатков угледобычи. В результате данного возникают подземные пожары, которые приводят не только к экологическому ущербу, но и к человеческим жертвам.

Так на территории Кузбасса в 2017 году произошел трагический случай, погиб несовершеннолетний ребенок [1]. Согласно средств массовой информации, двое мальчиков гуляли в близости от своих домов. Увидев тление почвы они заинтересовались и подошли поближе. В результате провала детей под землю, в неогороженном месте расположения, бывшего шла-моотстойника, произошло то, что один мальчик погиб, второй пострадал.

Данный случай особо остро показывает на необходимость надлежащей эксплуатации и дальнейшей консервации предприятий угледобычи и угольной переработки.

Нормативные правовые предпосылки предупреждения социально-экономического ущерба в результате пожаров, вызванных загораниями шламоотстойников

Основным понятием чрезвычайной ситуации является обстановка возникшая на определенной территории в результате негативных последствий аварий, природных явлений, стихий, катастроф и других бедствий с возможным или имеющимся социально-экономическим ущербом, в том числе приводящих к нарушению условий жизнедеятельности людей [2].

В свою очередь, чрезвычайные ситуации классифицируются из условия материального ущерба и количества пострадавших [3]. Так, в зависимости от условий чрезвычайные ситуации характеризуются по следующим уровням: ло-

кального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Шламоотстойники изначально находятся на территории действующего предприятия и возникновение на них аварийных ситуаций может привести к чрезвычайной ситуации локального характера. Как правило, данные гидротехнические сооружения [4], при наличии собственника и контроля со стороны государства [5], эксплуатируются в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В последствии, из-за высокой стоимости проведения консервации, данных опасных производственных объектов 3], зачастую, работы осуществляются с нарушениями и шламоотстойники передаются государству в ненадлежащем виде. Как правило, данное возможно реализовать при банкротстве угледобывающего или углеперерабатывающего предприятия на рубеже основания Российской Федерации, в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века. В указанный период времени, из-за перехода от СССР к новому государству, многие государственные институты, такие как органы местного самоуправления и органы Ростехнад-зора, изменили свои юридические и функциональные положения, что привело к ослаблению контроля за недобросовестными объектами, консервирующих свои объекты с нарушениями норм.

В последствии, данные объекты стали представлять собой потенциальную опасность на территории муниципального образования, которые могут привести к чрезвычайной ситуации в результате подземного загорания углешламо-вых остатков шламоотстойников.

Вышеприведенная проблема ставит вопрос о необходимости принятия безотлагательных, исчерпывающих мер, по приведению в безопасное состояние земельных участков, на которых возможно возникновение подобных негативных ситуаций.

Меры по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций в результате эндогенных пожаров шламоотстойников

В рассматриваемом случае эндогенный пожар может возникнуть в результате ненадлежащей эксплуатации и последующей консервации шламоотстойников. Данное возможно представить, как потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации, вследствие чего необходимо принятие ряда мер как функциональными, так и территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-

ций (далее РСЧС) [7].

Так, при установлении гражданами или должностными лицами подземного пожара необходимо, незамедлительно сообщить о возникшей ситуации в органы местного самоуправления или в МЧС России, через единую дежурно-диспетчерскую службу (далее - ЕДДС) или в по-жарно-спасательную часть, по телефонам «112» или «01», соответственно.

Далее силы оперативного реагирования прибывают на место возникновения ситуации. При непосредственной угрозе жизни, здоровью людей силы приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, прибывшим подразделением, информируется управление (отдел) ГО и ЧС города, района являющегося постоянно действующим органом управления, который должен принимать решения о сборе комиссии по чрезвычайной ситуации, на которой разрабатываются меры по ликвидации сложившейся ситуации и назначается ответственное лицо за проведение необходимых работ 2, 7].

Более подробно, методическими рекомендациями МЧС России определен следующий порядок действий сил и средств РСЧС [8].

В соответствии с пунктом 7 Приложения № 2 Методических рекомендаций по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденными решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности (протокол № 4 от 17.04.2015) порядок действий Главы органа местного самоуправления (председателя КЧС и ОПБ) при ликвидации чрезвычайных ситуаций следующий:

1. Получение информации от дежурного ЕДДС (других источников) об угрозе (возникновении) ЧС, уточнение ее параметров.

2. Отдача распоряжения дежурному ЕДДС

на:

- проведение оповещения и сбора личного состава территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (далее КЧС и ОПБ МО), города, района (согласно списку);

- направление в зону ЧС оперативной группы (далее ОГ) КЧС и ОПБ и сил и средств первого эшелона.

3. Отдача распоряжения председателю КЧС и ОПБ администрации МО на:

- проведение заседания КЧС и ОПБ администрации МО;

- подготовки проекта распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации;

- подготовку и направление сведений председателю КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации (через центр управления в кризисных ситуациях):

- подготовка донесений по установленным формам;

- разработка карты района ЧС;

- подготовка справки по силам и средствам, привлекаемым к ликвидации ЧС;

- текстового решения на ликвидацию ЧС.

4. Прием доклада дежурного ЕДДС о результатах оповещения.

5. На основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение.

3. Уточнение задачи дежурному ЕДДС по перечню должностных лиц, привлекаемых на уточнение задач.

7. Постановка (уточнение) главой администрации задач должностным лицам МО на организацию работ по ликвидации ЧС.

8. Контроль организации работ по ликвидации ЧС.

9. Оценка обстановки (на основе информации, полученной от ЕДДС, ОГ и других источников) и контроль подготовки проекта распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации и определение руководителя работ по ликвидации ЧС.

10. Подписание распоряжения главы администрации МО на введение режима чрезвычайной ситуации. Направление в район ЧС сил и средств второго эшелона.

11. Контроль выработки КЧС и ОПБ предложений в решение на ликвидацию ЧС.

12. Контроль, через КЧС и ОПБ, ОГ, выполнения мероприятий по:

- непрерывному контролю за состоянием окружающей среды, прогнозированию развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- оповещению руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

- проведению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспе-

чению действий сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

- непрерывному сбору, анализу и обмену информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организации и поддержании непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проведению мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

13. Подведение итогов работ за сутки, постановка задач на следующие сутки.

14. Доклад по завершению ликвидации председателю КЧС и ОПБ субъекта о выполнении работ, принятых решениях и проблемных вопросах.

15. Возвращение сил и средств в место постоянной дислокации.

16. Контроль подготовки анализа ликвидации ЧС.

Первичные меры по профилактике возникновения пожароопасных ситуаций на территории муниципальных образований.

Помимо законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций порядок предупреждения и ликвидации загораний шламоотстойников предусмотрен в нормативно-правовых актах в области пожарной безопасности, в части реализации муници-

пальными образованиями первичных мер.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к первичным мерам по предупреждению пожаров и гибели людей в результате загораний шламоотстойников, относится реализация полномочий по организационной, правовой, финансовой, материальной и технической обеспеченности пожарной безопасности муниципальных образований 9, 10].

То есть муниципальное образование должно самостоятельно, из местных условий разрабатывать и финансировать необходимые мероприятия по предупреждению социально-экономического ущерба [9].

Заключение

Из условий нормативно-технического регулирования можно сделать вывод о том, что обеспечение безопасности граждан в районах проживания угольных предприятий и надлежащее размещение шламоотстойников возложено в первую очередь на органы местного самоуправления. Данное обусловлено тем, что рассматриваемые опасные производственные объекты [6] расположены локально, в пределах одного муниципального образования, что является основанием необходимости проведения органами местного самоуправления первичных мер. Вместе с тем, необходимо не забывать о критериях классификации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которыми вопросы обеспечения безопасности угольных предприятий, в том числе прекративших свою деятельность могут принимать региональные или федеральные масштабы. Необходимо отнесение объектов к опасным производственным, не исходя из юридических, формальных оснований, а по фактическому пожароопасному состоянию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В Кузбассе двое детей упали в горящую яму со шлаком, один мальчик погиб [Электронный ресурс]: URL: https://www.city-n.ru/view/396001.html

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019). URL: https://base.garant. ru/10107960/ (дата обращения: 29.11.2019).

О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011). URL: https://base.garant.ru/12153609/ (дата обращения: 29.11.2019).

О безопасности гидротехнических сооружений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018). URL: https://base.garant.ru/12100061/ (дата обращения: 29.11.2019). О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 27.10.2012 № 1108 (ред. от 04.08.2017). URL: https://base. garant.ru/70250182/ (дата обращения: 29.11.2019).

О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018). URL: https://base.garant.ru/11900785/ (дата обращения: 29.11.2019).

О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 29.11.2018). URL: https://base.garant. ru/186620/ (дата обращения: 29.11.2019).

8. Методические рекомендации по анализу, описанию и изучению действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 10.07.2012 N 2-4-87-14-28) [Электронный ресурс]:URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=EXP&n=523597#0030812609294966098 (дата обращения: 29.11.2019).

9. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019). URL: https://base.garant.ru/10103955/ (дата обращения: 29.11.2019).

REFERENCES

1. In Kuzbass, two children fell into a burning hole with slag, one boy died . (2017, June 5). Retrieved from https://www. city-n.ru/view/396001.html. [In Russian].

2. On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies. Federal Law of December 21, 1994 No. 68-FZ. (n.d.). Retrieved November 29, 2019, from https://base.garant.ru/10107960/. [In Russian].

3. On the classification of natural and man-made emergencies [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation of 05.21.2007 No. 304 (as amended on 05/17/2011). (n.d.). Retrieved November 29, 2019, from https://base.garant.ru/12153609/ [In Russian].

4. On the safety of hydraulic structures.Federal law dated July 21, 1997 No. 117-FZ (as amended on July 29, 2018). (n.d.). Retrieved November 29, 2019, from https://base.garant.ru/12100061/ [In Russian].

5. On federal state supervision in the field of safety of hydraulic structures. Decree of the Government of the Russian Federation of October 27, 2012 No. 1108 (as amended on August 4, 2017). (n.d.). Retrieved from https://base.garant. ru/70250182/ [In Russian].

6. On the industrial safety of hazardous industrial facilities. Federal law of July 21, 1997 No. 116-FZ (as amended on July 29, 2018). (n.d.). Retrieved November 29, 2019, from https://base.garant.ru/11900785/ [In Russian].

7. On the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 30, 2003 No. 794 (as amended on November 29, 2018). Retrieved November 29, 2019, from https://base.garant.ru/186620/ [In Russian].

8. Guidelines for the analysis, description and study of the actions of the management bodies, forces and assets of the Emergency Response System in response to natural and man-made emergencies (approved by EMERCOM of Russia 10.07.2012 N 2-4-87-14-28) Retrieved November 29, 2019, from http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=EXP&n=523597#0030812609294966098 [In Russian].

9. On fire safety. Federal law of December 21, 1994 No. 69-FZ (as amended on July 26, 2019). Retrieved November 29, 2019, from https://base.garant.ru/10103955/ [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.