Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И В ДРУГИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И В ДРУГИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ЛИЗИНГА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГА / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаменко Алла Петровна, Пискунова Н.И., Целовальникова И.Ю.

Авторы рассматривают, как осуществляется защита прав и обеспечивается баланс интересов субъектов в сфере финансовой аренды (лизинга) в период пандемии. Анализируют Обзор Верховного Суда о применении законодательства и мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Приходят к выводу о том, что, несмотря на принимаемые законодателем меры государственной поддержки предпринимателей, для обеспечения полноценных и адекватных гарантий лизинговой деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций необходима унификация нормативного правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING A BALANCE OF INTERESTS OF PARTICIPANTS IN LEASING RELATIONS IN A PANDEMIC AND IN OTHER EMERGENCY CIRCUMSTANCES

The authors consider how the rights are protected and the balance of interests of subjects in the field of financial leasing (leasing) is ensured during the pandemic. Analyze the Review of the Supreme Court on the application of legislation and measures to combat the spread of coronavirus infection. They come to the conclusion that, despite the measures taken by the legislator of state support for entrepreneurs, in order to ensure full and adequate guarantees of leasing activities in emergency situations, it is necessary to unifythe legal regulation.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И В ДРУГИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

001: 10.24412/2072-4098-2022-9252-66-72

Обеспечение баланса интересов участников лизинговых отношений в условиях пандемии и в других чрезвычайных обстоятельствах *

А.П. Адаменко

доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук (г. Москва) Н.И. Пискунова

старший преподаватель кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия (г. Москва) И.Ю. Целовальникова

доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва)

Алла Петровна Адаменко, alla.adamenko2015@yandex.ru

В 2019 году в мире стала распространяться коронавирусная инфекция. Этот процесс продолжается и сегодня, что существенно влияет на развитие различных сфер предпринимательской деятельности, в частности, на правоотношения, связанные с финансовой арендой и защитой прав субъектов лизинговых отношений.

Разнообразие предпринимательской деятельности проявляется посредством многочисленных правоотношений, юридическую природу которых определяет экономическая деятельность. Например, В.К. Мамутов указывает: «вертикальные и горизонтальные отношения - часть сложных правоотношений. Они присутствуют в каждом институте (хозяйственной деятельности - прим. авт.) в качестве органической части» 1.

Рассматривая лизинговые отношения, необходимо отметить, что в отношении них также справедлива указанная закономерность, а обеспечение разумного со-

отношения баланса интересов участников лизинговых отношений направлено на достижение наибольшего экономического эффекта. Так, отношения, складывающиеся в связи с принятием решения о выделении из государственного бюджета денежных средств в виде субсидий и субвенций для развития приоритетных направлений экономики, являются вертикальными отношениями и направлены на обеспечение реализации публичных интересов 2. Государство, таким образом, использует способы стимулирования реализации предпринимательской деятельности в лизинг как направление экономической деятельности. А отношения, например, возникающие в связи с осуществлением бизнес-плана и принятием обязательств по договорам лизинга, относятся к горизонтальным отношениям и направлены на удовлетворение частных интересов участников гражданского оборота.

Участие предпринимателей в осущест-

* Статья подготовлена с использованием информации, размещенной в справочной правовой системе «Кон-сультантПлюс».

1 Мамутов В.К. Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности (методология, направления). Киев, 1982. С. 182.

2 См. Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2013. С. 26.

влении лизинговом деятельности закрепляется действующей системой нормативных правовых актов, которую составляют как общие, так и специальные нормы, определяющие правовой режим, а именно порядок и условия реализации лизинговой деятельности, а также гарантии и стимулы, устанавливаемые в отношении предпринимателей, реализующих свою деятельность в этой сфере.

Действующие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в процессе осуществления лизинга, дифференцируются на общее и специальное законодательство. Специальное правовое регулирование составляют предметные (или рамочные) законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно лизинговой деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам, в частности, относятся федеральные законы «О лизинге», «О защите конкуренции». Все эти акты содержат нормы различных отраслей права и регулируют различные по своему характеру правоотношения в сфере лизинга 3.

Законодательство о лизинге постоянно реформируется, тем самым государство пытается «направить» предпринимательскую деятельность в социально значимые отрасли экономики. А обеспечение разумного баланса интересов является основной целью гражданско-правового регулирования. На это обращают внимание ученые-цивилисты. Например, А.Г. Богатырев отмечает, что национально-правовое регулирование отношений состоит из двух частей: публичное и частноправовое 4.

Общее законодательство составляют комплексные законодательные и подзаконные акты, имеющие универсальный характер и устанавливающие принципы и общие положения правового регулирова-

3 См. Целовальникова И.Ю. Указ соч. С. 65.

4 Подробнее см. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 30-31.

ния деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных субъектов лизинговых отношений наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», система отраслевых актов налогового законодательства, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», правовые акты Правительства Российской Федерации, некоторые акты Центрального банка Российской Федерации и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

В Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем такое право может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отельных местностях. На территории страны режим чрезвычайного положения введен не был, однако был введен режим повышенной готовности к профилактике распространения коронавируса. Президентом и Правительством Российской Федерации в целях обеспечения непрерывности приведенной конституционной нормы были предложены меры по поддержке бизнеса в России, которые в основном направлены на защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким мерам, в частности, относятся:

• предоставление компаниям отсрочки по налогам;

• ввод моратория на шесть месяцев на подачу заявлений о банкротстве предприятий;

• введение отсрочки по внесению арендных платежей на срок три месяца для малых и средних предприятий - арендаторов государственного или муниципального имущества.

Что касается крупного бизнеса, то здесь поддержка имеет отраслевой характер (например, было принято решение направить авиакомпаниям более 23 миллиардов рублей) 5.

Рассмотрим конкретные проблемы предпринимательской деятельности в сфере финансовой аренды (лизинга). На наш взгляд, можно выделить следующие арендные механизмы защиты прав сторон в лизинговых отношениях, заслуживающие наибольшего внимания:

1) возможность снижения арендной платы согласно пункту 4 статьи 614 ГК РФ;

2) возможность расторжения договора аренды (ст. 620 ГК РФ).

Однако, даже не разделяя арендную теорию, суду сложно будет мотивированно обосновать, почему статьи 614 и 620 ГК РФ неприменимы к лизингу.

Согласно главе 34 ГК РФ финансовая аренда (лизинг) - это операционный лизинг. В финансовой аренде, регулируемой статьей 665 ГК РФ, имущественный интерес арендатора заключается во временном владении и пользовании имуществом, а имущественный интерес арендодателя -в получении платы за пользование принадлежащего ему на праве собственности имущества 6.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 17 «Об отдельных

вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» указывается, что имущественный интерес лизингополучателя заключается в приобретении предмета лизинга в собственность, а имущественный интерес лизингодателя - в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств. Право собственности на предмет лизинга служит обеспечением обязательств лизингополучателя по уплате установленного договором платежа, а также гарантией возврата вложенного.

Однако, как и в любом другом виде экономической деятельности, в лизинговых отношениях могут возникнуть непредвиденные ситуации, на которые не может повлиять ни один из участников лизинговых отношений.

Рассмотрим ситуацию форс-мажора в лизинге. Форс-мажор - это временная невозможность надлежащего исполнения обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Соотношение статей 401 и 416 ГК РФ свидетельствует о временной и постоянной (окончательной) невозможности исполнения обязательств. Форс-мажор не освобождает от обязательств, а может только освободить от ответственности за неисполнение обязательства. Положения о форс-мажоре неприменимы к денежным обязательствам (пока нет ограничений по безналичным платежам). Вопросы существенного изменения обстоятельств регулируются статьей 451 ГК РФ, а арендные основания - статьей 620 ГК РФ. Однако возникает вопрос, может ли лизингополучатель, например, воспользоваться правом на расторжение по статье 620 ГК РФ при условии расчета сальдо и эквивалентности встречных предоставлений.

Рассмотрим, повышается ли добросовестность в период пандемии. Согласно пункту 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его

5 Подробнее см. Адаменко А.П., Зарапина Л.В., Пискунова Н.И. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях пандемии // Современный юрист. 2020. № 3 (32). С. 96-104.

6 Подробнее см. Черничкина Г.Н., Адаменко А.П. К вопросу о защите прав сторон договора финансовой аренды движимого имущества, нарушенных в условиях пандемии // Российское правосудие. 2020. № 11. С. 15-23.

прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. В период пандемии возникают несколько вопросов, в частности, следующие:

• в каких случаях расторжение договора лизингодателем может рассматриваться как злоупотребление правом?

• может ли требование лизингополучателя расторгнуть или изменить договор по статье 451 ГК РФ рассматриваться как злоупотребление правом?

• может ли отказ лизингодателя расторгнуть договор по стать 451 ГК РФ рассматриваться как недобросовестное поведение?

Теперь остановимся на сроках продажи и цене предмета лизинга в период карантина. Несомненно, карантин повлиял на них. Разумные сроки на продажу предмета лизинга удлиняются. В некоторых случаях продажа в текущих условиях карантина может быть под вопросом, например продажа пассажирского воздушного судна в условиях пандемии. Однако при этом могут быть исключения, так как грузовые самолеты востребованы.

В связи с возникновением у судов вопросов по применению законодательных изменений и мер, направленных на противодействие распространению коронавирусной инфекции, в 2020 году Верховный Суд Российской Федерации в своем Обзоре дал разъяснения по некоторым вопросам, в частности, по вопросам, касающимся «признания возникшей ситуации обстоятельством непреодолимой силы для прекращения обязательств по договору (контракту) в связи с невозможностью его исполнения и с возможностью изменения или расторжения договора (контракта)» 7.

Из приведенных в Обзоре разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела, таких, например, как:

• срок исполнения обязательства;

• характер неисполненного обязательства;

• разумность и добросовестность действий должника.

Также в Обзоре рассматривался вопрос о признании эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции основаниями для изменения или расторжения договора. Обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении таких обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

При этом, как разъясняется Верховным Судом Российской Федерации в указанном Обзоре, по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора

См. Обухова Т. Комментарий к Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19), № 1, утвержденному Президиумом ВС РФ 21.04.2020 // Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера. 2020. № 4. С. 51-55.

либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.

Кроме того, в договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга. Это правило приобрело особое значение в период пандемии. Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции от 16 октября 2017 года (далее - Закон № 164-ФЗ) предусматривает ряд мер государственной поддержки контрагентов лизинговых отношений. Обновлению основных средств производства отечественных предприятий «способствует» положение статьи 36 этого закона, в соответствии с которой закреплен перечень мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Такими мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть, в частности:

• разработка и реализация Федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития России или региона;

• создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

• долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных

целевых инвестиционно-лизинговых проектах.

Исследуя действующие нормы законодательства об осуществлении лизинга, необходимо обратить внимание на то, что положения ГК РФ являются базовыми в правовом регулировании лизинга, однако специальное законодательство направлено на предоставление и обеспечение стимулов и гарантий предпринимателям, осуществляющим обновление морально и физически устаревших основных средств производства. Вместе с тем законодателю не удалось избежать некоторых коллизий, возникших между положениями ГК РФ и Закона № 164-ФЗ. Обратимся к пункту 7 статьи 15 Закона № 164-ФЗ, который предоставляет лизингополучателю право на продление финансовой аренды с сохранением или изменением условий договора, однако в указанной норме отсутствует порядок ее реализации, а возможность реализации одностороннего изменения условий договора лизинга проблематична.

Ситуация с пандемией коронавируса обострила отношения в сфере предпринимательской деятельности и, как «лакмусовая бумага», выявила наличие коллизий и пробелов в действующем правовом регулировании лизинговых отношений. Подобные «пробелы» действующих норм законодательства, определяющего режим деятельности участников лизинговых отношений, не обеспечивают соблюдение разумного баланса интересов субъектов лизинговой деятельности и не способствуют стабильности гражданского оборота. С целью «выравнивания» правового положения субъектов лизинговой деятельности речь должна идти о том, что стороны при заключении договора могут предусмотреть на случай продления его срока некий «допустимый диапазон» изменения условий лизинга, в пределах которого лизингополучатель волен самостоятельно выбирать наиболее подходящий для него вариант.

Таким образом, для предоставления полноценных правовых гарантий и обеспе-

чения разумного баланса интересов субъектам лизинговой деятельности в условиях пандемии и иных жизненных обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на развитие экономических отношений, считаем целесообразным изложить содержание пункта 7 статьи 15 Закона № 164-ФЗ в следующей редакции: срок действия договора лизинга может быть пролонгирован по взаимному соглашению сторон, все изменения и дополнения условий договора определяются сторонами договора в дополнительном соглашении к договору лизинга.

Казалось бы, мы пережили пик пандемии, которая бросила множество вызовов гражданскому законодательству, и ситуация будет меняться к лучшему, но последовал новый вызов в виде санкций, ухода иностранных компаний, приостановления бизнеса, повышения ключевой ставки. Все это, конечно, снова затрагивает гражданские правоотношения, в том числе лизинговые, и требует гибкого подхода со стороны как предпринимателей, так и законодателя.

Могут ли санкции и ограничительные меры, введенные в отношении Российской Федерации и организаций в связи с обострением международной политической ситуации, а также их последствия рассматриваться в качестве форс-мажора (обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств) или как существенные изменения обстоятельств? В настоящее время правоприменительная практика по этому вопросу еще не сложилась. Возможно, в такой ситуации можно ориентироваться на общие подходы, выработанные судами при оценке ранее вводившихся санкций, а также их последствий для экономики и гражданского оборота 8.

Также отметим, что в настоящее время рассматривается вопрос о внесении в законодательство изменений, предусматривающих возможность признания санкционного

давления форс-мажором 9.

Всего лишь несколько лет назад мы научились действовать оперативно в отсутствие механизмов регулирования ряда вопросов, сейчас механизмы есть. Необходимо их использовать с минимальными потерями и рисками для бизнеса.

Подводя итоги, отметим, что Российская Федерация осуществляет конституционное -право на предпринимательскую деятельность, не ограничивая ее в условиях режима повышенной готовности и санкций. Совершенствуется законодательство, ориентированное на поддержку малого и среднего бизнеса. Надеемся, что меры поддержки со стороны государства будут предприниматься и в дальнейшем, а вновь принимаемые решения лягут в основу программ по восстановлению малого и среднего бизнеса в России, а также по восстановлению экономики страны в целом.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Мамутов В. К. Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности (методология, направления). Киев, 1982. 238 с.

2. Целовальникова И. Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности : монография. М. : Юридический институт МИИТа, 2013. 166 с.

3. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992. 271 с.

4. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Адаменко А. П., Зарапина Л. В., Пи-скунова Н. И. Защита прав субъектов пред-

8 ияи http://ivo.garant.rU/#/document/58075068/paragraph/112:0

9 Ши http://ivo.garant.rU/#/document/57401938/paragraph/107334:0

принимательской деятельности в условиях пандемии // Современный юрист. 2020. № 3 (32). С. 96-104.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Черничкина Г. Н., Адаменко А. П. К вопросу о защите прав сторон договора финансовой аренды движимого имущества, нарушенных в условиях пандемии // Российское правосудие. 2020. № 11. С. 15-23.

8. Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 17. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Обзор по вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19) № 1 : утвержден Президиу-

мом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года. URL: https://www. vsrf.ru/press_center/news/28855/

10. Обухова Т. Комментарий к Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 1, утвержденному Президиумом ВС РФ 21.04.2020 // Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера. 2020. № 4. С. 51-55.

11. О финансовой аренде (лизинге) : Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ : в редакции от 16 октября 2017 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Применение гражданского законодательства // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2014. № 6.

13. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 58075068/paragraph/112:0

14. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 57401938/paragraph/107334:0

* * *

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ ДВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМА, ПРОТИВОРЕЧИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

На одном из порталов правовой информации опубликовано письмо Росреестра России №14-01167/22@ от 10.02.2022 «О праве общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирных домах». В письме регистрационное ведомство указывает, что если земельный участок (ЗУ) под многоквартирным домом (МКД) образован в установленном порядке, на основании проекта межевания территории, поставлен на государственный кадастровый учет как ЗУ под МКД (с соответствующим видом разрешенного использования, предусматривающим возможность эксплуатации МКД), то у всех собственников помещений в таком МКД в силу прямого указания закона возникает право общей долевой собственности на этот ЗУ, являющийся общим имуществом в МКД. При этом если ЗУ образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в данном МКД, при государственной регистрации права собственности на первое помещение в МКД одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в МКД на такой ЗУ. В соответствии с положениями 214-ФЗ залог ЗУ, принадлежащего застройщику на праве собственности, либо залог права аренды или субаренды ЗУ, на котором расположен МКД, построенный (созданный) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, прекращается со дня осуществления государственного кадастрового учета указанного МКД. При этом данные положения применяются только в том случае, если ЗУ образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в указанном МКД после

Окончание на с. 97

\ р Л Единый I 1 Г < ресурс I застрой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.