Научная статья на тему 'Объем подготовки кадров для предприятий энергетической отрасли республики Татарстан'

Объем подготовки кадров для предприятий энергетической отрасли республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЦИФР ПРИЕМА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / APPLIED BACHELOR’S / FRAMES / MODEL OF THE ADMISSION QUOTAS UNIVERSITY / VOLUME TRAINING FOR INDUSTRY ENTERPRISES / MONITORING THE EFFECTIVENESS OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козелков Олег Владимирович

В статье предложена модель формирова ния контрольных цифр приема, учитывающая потребности отрасли энергетики региона в ква лифицированных кадрах, рассматриваются пути обеспечения воспроизводства и иннова ционный потенциал экономики на основе ана лиза рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialists training for enterprises in the energy sector of the Republic of Tatarstan taking into account the labour market demands

The paper proposes a model of the admission quotas based on the needs of the energy sector in the region for qualified personnel to ensure the reproduction and development of innovative potential of the economy based on labor market analysis and forecasting the demand for specialists in the medium term.

Текст научной работы на тему «Объем подготовки кадров для предприятий энергетической отрасли республики Татарстан»

приятий. А также — участие в областных и федеральных акциях и программах; разработка годового цикла творческих дел и социально значимой деятельности, направленных на выявление и реализацию творческих и социальных способностей каждого студента;

4) выявить, освоить и использовать в работе личностно ориентированные формы, методы и приемы воспитания студентов, освоить методику педагогической поддержки (создание творческих лабораторий преподавателей по разработке и апробации форм и способов организации индивидуально ориентированного педагогического взаимодействия; организация открытых внеучебных занятий, в процессе подготовки и проведения которых используются приемы педагогической поддержки; становление контактов с образовательными учреждениями и научно-методическими центрами, включение системы педагогической поддержки в воспитательные и образовательные программы и др.).

Таким образом, педподдержка является функцией и условием воспитательной системы. Она направлена на формирование субъ-ектности студента, сохраняя при этом социально-нравственные приоритеты воспитания студента в целом. Реализация педподдержки

возможна только при соблюдении ряда психо-лого-педагогических условий.

1. Аксиньева М. А. Организация педагогической поддержки студентов в среднем профессиональном образовании : дис. ... канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2006. — 227 с.

2. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель —

2000. — № 3. — С. 39—50.

3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2001. — 94 с.

4. Воспитательная деятельность педагога / под. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2007. — 336 с.

5. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С. 92—112.

6. Любавская Л. И., Колесников Л. Ф. Эффективность воспитательных систем [Электронный ресурс]. — Ш1_: slavzso.nanod.rU/3/iub.htm.

7. Немов Р. С. Психология: 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС,

2001. — Кн. 3. — 640 с.

8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании /под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М., 2006.

9. Садовникова С. М. Теоретическая модель педагогической поддержки студентов в структуре воспитательной системы колледжа // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 8. — С. 53—55.

10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.

УДК / uDC 378.1:331.5(470.41) О. В. Козелков

O. Kozelkov

ОБЪЕМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН SPECIALISTS TRAINING FOR ENTERPRISES IN THE ENERGY SECTOR OF THE REPuBLIC OF TATARSTAN TAKING INTO ACCOuNT The LABOuR MARKET DEMANDS

В статье предложена модель формирования контрольных цифр приема, учитывающая потребности отрасли энергетики региона в квалифицированных кадрах, рассматриваются пути обеспечения воспроизводства и инновационный потенциал экономики на основе анализа рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу.

The paper proposes a model of the admission quotas based on the needs of the energy sector in

the region for qualified personnel to ensure the reproduction and development of innovative potential of the economy based on labor market analysis and forecasting the demand for specialists in the medium term.

Ключевые слова: кадры, подготовка кадров для предприятий энергетической отрасли; модель формирования контрольных цифр приема, прикладной бакалавриат, мониторинг эффективности деятельности вузов.

Keywords: frames, volume training for industry enterprises; model of the admission quotas University, Applied Bachelor’s, monitoring the effectiveness of universities.

Энергетика как сектор экономики оказывает огромное влияние, как прямое, так и косвенное, на жизнь людей и в значительной мере определяет структуру экономического развития. Энергетический сектор экономики является существенным источником формирования национального дохода, оказывающим значительное влияние, в том числе, на здоровье людей, причем не только непосредственно занятых в секторе. Во многих регионах и отдельных городах предприятия этого сектора определяют возможности для профессионального обучения, будущего трудоустройства, развития малого бизнеса.

Энергетика Татарстана играет на сегодня определяющую роль в развитии республики. Промышленная база региона включает крупные нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия. Энергетическая отрасль в полной мере обеспечивает внутренние потребности в энергетической и тепловой энергии и является основой социально-экономического развития региона. Так, Татарстан сегодня занимает второе место в рейтинге экономического развития субъектов Российской Федерации, уступая лишь Москве.

Ведущим предприятием отрасли в республике является акционерное общество «Тат-энерго» и его дочерняя структура «Генерирующая компания» — основной производитель энергии региона. «Татэнерго» — одна из крупнейших энергетических систем России. В ее составе функционируют 8 тепловых, 1 гидроэлектростанция и 3 котельных в городе Казани. В энергетической системе республики важное место занимают ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Генерирующая компания», которые полностью обеспечивают потребность Татарстана в тепло- и электроэнергии. Компании постоянно развиваются, модернизируют мощность в соответствии с современными требованиями эффективной работы. Кроме того, «Татнефть» и группа «ТАИФ» реализуют собственные значимые проекты в тепло- и электроэнергетике. Одним из определяющих эффективность проектов развития является кадровый вопрос.

Научный потенциал отрасли и подготовку высококвалифицированных кадров обеспечивает Казанский государственный энергетиче-

ский университет, ежегодно выпускающий более 1000 молодых специалистов.

До 1 сентября прошлого года мониторинг эффективности вузов был добровольным, с 1 сентября 2013 г. он становится обязательным. В 2013 г. появились так называемые вузы со спецификой, а также критерии выделения таких высших учебных заведений. Что касается показателей мониторинга эффективности, здесь появился шестой пункт, в котором нашла отражение доля выпускников, которые сразу после окончания вуза обратились в службу занятости, и которых официально признали безработными. Естественно, чем больше таких выпускников, тем больше это влияет на рейтинговую оценку вуза со знаком минус.

Серьезно изменится практика проведения государственной аккредитации, ее процедура и критерии. Исчезает аккредитация по типу и виду высшего учебного заведения, сохраняется — по образовательным программам. Аспирантура становится третьим уровнем высшего образования после бакалавриата и магистратуры. Для вузов наиболее актуальными являются два вопроса.

Первый: контрольные цифры приема. Основной тезис — контрольные цифры приема граждан в 2013 г. по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего профессионального образования в Российской Федерации в этом году остались на уровне 2012 г.

При построении прогноза контрольных цифр приема в вузы по различным направлениям подготовки учитывались предложения регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, по объему и структуре подготовки кадров по соответствующим направлениям. Представленные данные основывались на имеющихся в регионах прогнозах кадрового обеспечения с учетом максимального снижения дисбаланса между предложением рабочей силы на рынке труда и спросом. Сведения были согласованы с Минпромторгом, Минэкономразвития, другими федеральными органами исполнительной власти, формирующими политику обеспечения отраслей высококвалифицированными кадрами. Прогноз был уточнен крупнейшими работодателями и госкорпорациями. Структура и объем контрольных цифр приема учитывался возможностями имеющихся в регионах образовательных учреждений. В итоге получился относительно сбалансированный образовательный заказ по направлениям и специально-

стям подготовки во всех субъектах Российской Федерации.

Впервые в 2013 г. был объявлен единый конкурс по распределению контрольных цифр приема в вузы. В 2013 г. все вузы вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы приняли участие в конкурсе на одинаковых условиях. Методика распределения контрольных цифр приема учитывает показатели эффективности деятельности образовательного учреждения, баллы ЕГЭ-2012, характеризующие востребованность образовательных программ, и показатели трудоустройства выпускников. При этом объемы контрольных цифр приема распределены на федеральную и региональную части.

Еще одно нововведение 2013 г. — прикладной бакалавриат. Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендовало с 2013 г. вузам вводить образовательные программы прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат — это профиль основной образовательной программы, т. е. он не требует специального лицензирования этих образовательных программ.

Главная особенность программ прикладного бакалавриата — их практико-ориентиро-ванный характер. Вместе с тем прикладной бакалавриат позволяет вузу увеличить нормативы финансирования.

С 2013 г. объединения работодателей могут участвовать в разработке образовательных стандартов для техникумов и вузов, а также в мониторинге прогноза потребностей экономики. Правительство России установило правила для работодателей, которые теперь смогут влиять на подготовку кадров в техникумах и вузах, участвовать в разработке стандартов для среднего и высшего профессионального образования, мониторинге прогноза потребностей экономики, государственной аккредитации вузов.

На образовательную политику влияют общероссийские, отраслевые, межрегиональные, территориальные и некоторые другие объединения работодателей. В России около 40 общероссийских отраслевых объединений, достаточное количество межрегиональных отраслевых. Среди них, например, Межрегиональное отраслевое объединение работодателей поставщиков энергии, Межрегиональное отраслевое объединение работодателей транспортного строительства, другие объединения, которые связаны с самыми важными для экономики сферами. Работодатели имеют

право вносить свои предложения в Минобрнауки, готовить для министерства экспертные заключения, представлять свои предложения по контрольным цифрам приема для вузов.

В современной России получение гражданами бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с разрабатываемыми на основе контрольных цифр государственными заданиями по приему студентов на бесплатное обучение. Государство в рамках разработки контрольных цифр пытается обеспечить баланс между потребностями рынка труда и подготовкой специалистов в образовательных учреждениях. На решение данной задачи направлен ряд положений административного регламента Рособразования «Определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему», утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.06.2009 № 223. Однако на практике реализация данного направления работы связана с рядом проблем. В соответствии с административным регламентом региональный орган государственной власти по труду и занятости населения участвует в согласовании контрольных цифр по учреждениям профессионального образования, расположенным в соответствующем субъекте Российской Федерации, а наличие такого согласования — обязательное требование к документам, предоставляемым образовательным учреждением на конкурс для размещения соответствующего государственного задания. Кроме того, согласующими организациями являются: орган государственной власти в сфере образования субъекта Российской Федерации, совет директоров образовательных учреждений, региональные (межрегиональные) объединения работодателей. Вся предусмотренная административным регламентом процедура должна осуществляться в достаточно сжатые сроки — 80 дней. Однако период согласования предложений по контрольным цифрам с органом государственной власти по труду и занятости еще меньше. Так, на основании письма Минобрнауки России от 20.07.2011 № 12— 1502 вузы, подведомственные Минобрнауки России, должны представить предложения по контрольным цифрам приема на 2013 г. не позднее 1 сентября 2012 г., т. е. на проведе-

ние процедур согласования отводилось чуть более месяца.

Сама процедура формирования контрольных цифр приема в вузы имеет ряд противоречий между современными рынком труда и рынком образовательных услуг.

Противоречие первое. Требование о согласовании контрольных цифр приема в вузы органами государственной власти субъектов Российской Федерации по труду и занятости представляется нелогичным в условиях, когда прием студентов на бюджетные места не гарантирует, а главное, не обязывает их трудоустраиваться по специальности. С переходом России к рыночной экономике на смену обязательному распределению по рабочим местам пришло право гражданина распоряжаться своей способностью к труду, что закреплено ст. 37 Конституции Российской Федерации. Принцип свободно избранной занятости означает, что человек волен выбирать: быть ему наемным работником, работодателем или не иметь определенного места работы. Как следствие, в современной России выпускник вуза, обучившийся за счет бюджетных средств, может трудоустраиваться и выстраивать карьеру, исходя из собственных предпочтений, т. е. не обязательно по полученной специальности.

В то же время в современных условиях на образование тратятся огромные бюджетные средства, а следовательно, налогоплательщики вправе рассчитывать на отдачу соответствующих вложений. Такой отдачей могла бы быть обязанность выпускников, получивших образование за счет бюджетных средств, работать в социально значимых сферах занятости, а также на рабочих местах, приоритетных для экономики, но недостаточно востребованных с точки зрения трудоустройства. Для решения задач по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования государству целесообразно способствовать реализации функций работодателя соответствующих организаций. В настоящее время ситуация во взаимодействии рынка образования и значительной части рынка образовательных услуг такова, что федеральный и региональный бюджеты финансируют частного собственника, поставляя ему необходимые профессиональные кадры. Как следствие, российский работодатель не заинтересован вкладывать финансовые и другие ресурсы в сферу образования, полагаясь в данном вопросе на государство. Более того, учитывая значительные масштабы такого явления, как «утечка мозгов»,

финансируя отечественное высшее образование, наши налогоплательщики финансируют еще и экономику зарубежных стран, где трудоустраиваются выпускники российских вузов. Получая образование, студенты овладевают знаниями, навыками и опытом, необходимым им самим для получения достойной заработной платы, профессионального и карьерного роста. Поэтому будет обоснованным, если обучение будет оплачиваться со стороны самих студентов, а не налогоплательщиками.

С учетом данных проблем на смену масштабному бюджетному финансированию сферы высшего образования постепенно должен приходить принцип «деньги следуют за студентом», а бюджетное финансирование должно осуществляться при условии, что после окончания вуза студент будет работать на государство. В такой системе органы государственной власти по труду и занятости могут решить часть задач по определению спектра специальностей, обучение на которых целесообразно осуществлять за счет средств налогоплательщиков.

Постепенное введение предлагаемой системы возможно при условии, что оно не ограничит доступ граждан к получению качественного образования. В этом смысле заслуживает внимания зарубежный опыт, отмечаемый К. И. Сониным. По оценке ученого, «большинство ведущих вузов в мире, в том числе частные американские, перешли в последние годы к такой системе, при которой материальные трудности семьи не являются препятствием для обучения в вузе. То есть, если у семьи нет денег, чтобы платить за обучение, то студент получает поддержку в таком объеме, что ее хватает на оплату обучения, общежитие, питание и все необходимое. Поступление в эти вузы никак не зависит от способности студента платить и размера поддержки, которую он получит. В ведущих аспирантурах то же самое — ежегодно сотни ребят из всех стран мира едут в американские аспирантуры, получая стипендии, которые покрывают все расходы» [4]. Иными словами, взамен масштабного и, как показывает практика, недостаточно эффективного бюджетного финансирования сферы высшего профессионального образования в России необходимо создавать систему доступных образовательных кредитов, целевой контрактной подготовки и адресной государственной поддержки талантливых студентов.

Как обеспечивать баланс между рынком труда и рынком образовательных услуг в условиях постепенного снижения масштабов подго-

товки специалистов за счет средств бюджетов различных уровней? Реализуемые государством мероприятия по прогнозированию структуры потребностей работодателей в специалистах должны способствовать обеспечению такого баланса. Собственники рабочей силы и работодатели, руководители образовательных учреждений, студенты, абитуриенты, школьники и их родители должны четко понимать, где, когда и с какой периодичностью они могут узнавать информацию о таком прогнозе. Подобная практика свойственна развитым странам мира, где результаты прогнозов регулярно публикуются и размещаются в Интернете [7].

Для получателей образовательных услуг прогноз перспективного спроса на рынке труда является одним из оснований для планирования получения образования и повышения квалификации, разработки и реализации стратегии дальнейшей трудовой жизни. Как следствие, в условиях рыночной экономики информация о прогнозе спроса на рынке труда должна влиять на формирование предложения на рынке образовательных услуг.

Противоречие второе. Процедура определения контрольных цифр приема в вузы не позволяет в полной мере реализовать ключевые принципы функционирования системы профессионального образования в условиях рыночной экономики. В числе таковых принципов: граждане вправе получать образование по выбранной ими специальности; система образования представляет собой рынок образовательных услуг, где «покупатель» предъявляет спрос, на который «продавец» отвечает предложением организовать обучение по требуемой профессии и специальности с соответствующим качеством и стоимостью.

На такие принципы указывают как эксперты [5, с. 24], так и (в иных формулировках) законодательные акты, регламентирующие разработку и реализацию государственной политики в области образования [8; 9]. Признавая справедливыми данные принципы, считаем, что государственное регулирование количества и структуры выпуска специалистов (например, директивное ограничение приема на юридические или экономические специальности) ограничивает конституционное право граждан на получение образования. Кроме того, спускаемые сверху контрольные цифры приема на специальности, подкрепленные финансированием соответствующих бюджетных мест, тормозят формирование в России конкурентной среды в сфере образования.

Конкурентным преимуществом образовательного учреждения в таких условиях становится предоставление услуг за счет налогоплательщиков, а не качество образования.

Признание рыночных принципов функционирования системы профессионального образования, по нашему мнению, означает, что роль государства в сфере образования заключается не в директивном управлении подготовкой специалистов, а в защите прав и интересов субъектов рынка образовательных услуг, развитии конкуренции между образовательными учреждениями, создании стимулов для появления новых мощностей и, как следствие, формировании условий для предоставления качественного образования [3]. При таком подходе, даже если речь идет о гуманной задаче содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, представляются недопустимыми следующие действия: жесткое государственное регулирование количества и структуры выпуска специалистов через «спускаемые сверху» целевые показатели набора на специальности; ограничение приема на отдельные специальности, противоречащее конституционному праву на образование; введение элементов государственного распределения выпускников по рабочим местам, свойственного плановой экономике.

Противоречие третье. Одной из задач процедуры согласования контрольных цифр приема в образовательные учреждения является уменьшение приема на популярные экономические и юридические специальности, особенно в непрофильных для отмеченных специальностей вузах.

Противоречие четвертое. Ограничение бюджетных мест является одним из факторов, мотивирующих учреждения высшего профессионального образования, помимо предоставления образовательных услуг, заниматься трудоустройством выпускников. Соответствующие задачи ставят перед вузами органы государственной власти. В частности, Минобрнауки России учитывает ряд показателей трудоустройства выпускников при проведении конкурсного отбора региональных программ развития образования для предоставления субсидий субъектам Российской Федерации [5].

Заинтересованность студентов в обучении повышают организуемые учебными заведениями мероприятия по организации служб содействия трудоустройству, созданию условий для совмещения учебы с работой, налаживанию

партнерских отношений с предприятиями, организации стажировок студентов, приглашению работодателей для презентаций и участия в ярмарках вакансий и т. д. Однако успешное трудоустройство, прежде всего, зависит от активных действий студента, от полученных им в период обучения знаний и навыков. Первоочередная мера, которую способны предпринять вузы для содействия трудоустройству своих выпускников, — это обеспечение качественного образования, поскольку таковое является важнейшим условием конкурентоспособности соискателя рабочего места. Основная задача, которая должна ставиться перед вузами, — предоставление качественного образования. Государству как законодателю, определяющему политику в сфере образования, целесообразно создавать условия для свободной конкуренции между вузами и, как следствие, мотивировать вузы содействовать трудоустройству выпускников.

Участие региональных органов власти по труду и занятости в согласовании контрольных цифр приема в учреждения высшего профессионального образования обнажает ряд проблем и противоречий взаимодействия рынка труда и системы образования в условиях бюджетного финансирования последней. Однако, если решение проблем взаимодействия органов исполнительной власти при формировании государственного задания на подготовку кадров представляется достаточно простым, то разрешение противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг требует принятия более существенных мер, рассчитанных на долгосрочную перспективу и связанных с корректировкой сложившихся в настоящее время в России подходов к обучению и трудоустройству граждан. При этом в решении проблемы обеспечения баланса между рынком труда и сферой образования необходимо учитывать, что информации о том, что какая-либо профессия будет в перспективе востребована на рынке труда, еще недостаточно для принятия решения о получении соответствующего образования. Оценивая перспективы будущего трудоустройства, школьники и их родители, граждане, стремящиеся получить дополнительное образование, прежде всего принимают во внимание:

— уровень заработной платы,

— условия труда,

— возможности профессионального и карьерного роста.

Как следствие, для обеспечения баланса между рынком труда и рынком образователь-

ных услуг решающее значение имеют меры бизнеса и государственная политика по повышению привлекательности профессий, востребованных на рынке труда.

Предлагаемая модель формирования контрольных цифр приема учитывает потребности отрасли энергетики региона в квалифицированных кадрах, обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, разрабатывается на основе анализа рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу, анализа складывающейся демографической ситуации и цифр приема в предыдущие годы, а также трудоустройства выпускников вуза по специальности. В модели используется также информация о состоянии рынка труда (потребность в специалистах), рынка образовательных услуг (выпуск специалистов). В идеальном случае нам необходимо достигнуть баланса потребности и плана приема: План = Потр.

Для уточнения модели вводим различные факторы:

— специалисты, не имеющие работу, возобновляющие трудовую деятельность после перерыва (Сбр);

— выпускники других учреждений высшего образования, впервые приступающие к трудовой деятельности (Сдр);

— численность специалистов, прибывающих из-за пределов региона (Спр);

— численность специалистов, отбывающих за пределы региона (Сотб);

— количество вакантных мест, возникших по причинам текучести кадров, естественной убыли (РМв);

— спрос на рабочую силу, определяемый количеством дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу (РМн);

— количество рабочих мест, предполагаемых к сокращению (РМсокр).

Таким образом, планируемый выпуск специалистов:

ВЫП = (РМ + РМв + РМн — РМсокр) —

(К1 *Сбр+К2 *Сдр+К3 *Спр-Сотб),

где РМ — текущая потребность в специалистах (количество вакантных мест), К1, К2, КЗ — коэффициенты соответствующих показателей.

Введение коэффициентов необходимо, т. к. из указанного количества специалистов не все будут трудоустроены на вакантные места. Значения этих коэффициентов подбираются с помощью методов статистики и экспертных оце-

нок индивидуально для каждой специальности или направления подготовки.

Кроме этого, нужно учесть внутренние факторы, а также состояние рынка образовательных услуг.

К внутренним факторам относится сохранность контингента, данный фактор находит отражение в модели в виде коэффициента К4:

План = К4*СпроВып

В результате модель обретает вид:

План = К4* [(РМ + РМв + РМн — РМсокр) —

(К1 *Сбр+К2*Сдр+К3*Спр-Сотб)].

Выражение в скобках слева характеризует спрос на рынке труда, а справа — предложение. Спрос со стороны абитуриентов на рынке образовательных услуг оказывает корректирующее воздействие на сформированные контрольные цифры. При отсутствии спроса на специальность или направление уменьшение плана приема неизбежно. При повышенном спросе необходимо увеличение плана приема, в противном случае вуз упустит возможную прибыль.

На завершающем этапе учитываются факторы, влияние которых невозможно учесть в экономико-математической модели, или они носят единовременный характер. В этом случае корректировку плана приема проводят эксперты. Применение экспертных систем на данном этапе может облегчить труд специ-

алистов-экспертов, повысить качество принимаемых решений.

1. Об утверждении административного регламента Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 № 223 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 47.

2. Российские вузы. Справка [Электронный ресурс]. — Ш1_: ria.ru/spravka/20100519/236060079.html (дата обращения 17.02.2014].

3. Письмо первого заместителя руководителя департамента семейной и молодежной политики г. Москвы А. В. Гусева от 07.06.2010 г. № 3479/1—15.

4. Полит.ру [Электронный ресурс]. — 11Р1_: www.polit.ru/ news/sonin.html (дата обращения 17.02.2014].

5. Доклад Общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Ш_: www.oprf.ru/files/tcp_ip/ doklad_s_oblozhkoi.pdf (дата обращения: 17.02.2014 г.].

6. Карпенко М. П., Семенова Т. Ю., Березовский В. А. Формирование рынка труда в обществе знаний // Телеобучение — образование, опережающее время : мат-лы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. [Электронный ресурс]. —11И_: www.conf.muh.ru/090630/index_04_3.htm (дата обращения 17.02.2014].

7. Федюкин И. И. Управление спросом и предложением на российском рынке образования [Электронный ресурс] // Отечественные записки. — 2007. — № 3 : — иЯЬ: www.strana-oz.ru/?numid=37&article=1471 (дата обращения 17.02.2014].

8. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ].

9. Об образовании: закон Российской Федерации

от 10.07.1992 № 3266—1 (ред. от 17.07.2009].

УДК / uDC 377 Д. В. Каменских

D. Kamenskikh

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

концентрированное обучение КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ CONCENTRATED TRAINING AS A FORM OF EDuCATIONAL TECHNOLOGIES THAT IMPROVE The QuALITY OF EDuCATION

В статье рассматриваются особенности The article is devoted to the specularity of the

концентрированного обучения и его влияние concentrative training its influence on the results

на результативность учебной деятельности. of studying, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.