Научная статья на тему 'Объем и структура лексико-семантической группы глаголов характеризованной речевой деятельности как предмет обучения РКИ'

Объем и структура лексико-семантической группы глаголов характеризованной речевой деятельности как предмет обучения РКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
448
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ГЛАГОЛЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / LEARNING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE / LEXICO-SEMANTIC GROUP / VERBS OF SPEECH ACTIVITY / THEMATIC DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградова М. В.

Данная статья посвящена определению объема и структуры лексико-семантической группы глаголов характеризованной речевой деятельности, предпринятому в учебных целях. В статье рассматривается понятие «лексико-семантическая группа» в рамках задач методики РКИ; анализируются различные критерии выделения и тематической дифференциации лек-сико-семантической группы глаголов речевой деятельности; представлен авторский подход к формированию структуры данной группы глаголов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volume and structure of lexico-semantic group of verbs characteristics speech activities like a subject of learning Russian Language as a foreign one

This article dedicate to determination of volume and structure of lexico-semantic group of verbs characteristics speech activities, which accepted to learning purpose. At the article the author described the lexico-semantic group as a problem of Russian as a foreign language's methodic; analyzed different criterions and thematic differentiation of lexico-semantic group of verbs characteristics speech activities; and gave approach to structure of this group.

Текст научной работы на тему «Объем и структура лексико-семантической группы глаголов характеризованной речевой деятельности как предмет обучения РКИ»

4. Жигилей, И.М., Кучер, Е.Н. Кейс-метод в оценке качества обучения Материалы XX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» [Э/р]. - Р/д: http://www.bytic.ru/cue/2009/conf2009-09-06.htm

5. Стариченко, Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1999.

6. Педагогика открытости и диалога культур / под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зайченко. - М., 2000.

Eibl^^hy

1. Schelten, A. (1992): Zukunftsperspektiven des beruflichen Bildungswesens - Herausforderungen fur die Berufsbildung. Ein-fuhrungsvortrag zum „Tag des Beruflichen Schulwesens", Munchen 1992, zitiert nach: Lernen &Lehren, Heft 29, 1993,

2. Rayjer, G. Tekhnologii professionaljnogo obucheniya, orientirovannihe na deyjstvie: uchebno-metodicheskoe posobie / G. Rayjer, E.V. Lopanova, T.B. Rabochikh. - Omsk, 2004.

3. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M.,1990.

4. Zhigileyj, I.M., Kucher, E.N. Keyjs-metod v ocenke kachestva obucheniya Materialih XX Mezhdunarodnoyj konferencii «Primenenie novihkh tekhnologiyj v obrazovanii» [Eh/r]. - R/d: http://www.bytic.ru/cue/2009/conf2009-09-06.htm

5. Starichenko, B.E. Optimizaciya shkoljnogo obrazovateljnogo processa sredstvami informacionnihkh tekhnologiyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Ekaterinburg,

1999.

6. Pedagogika otkrihtosti i dialoga kuljtur / pod red. M.N. Pevznera, V.O. Buketova, O.M. Zayjchenko. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 02.09.11

УДК 811.161.1

Vinogradova M.V. Volume and structure of lexico-semantic group of verbs characteristics speech activities like a subject of learning Russian Language as a foreign one. This article dedicate to determination of volume and structure of lexico-semantic group of verbs characteristics speech activities, which accepted to learning purpose. At the article the author described the lexico-semantic group as a problem of Russian as a foreign language’s methodic; analyzed different criterions and thematic differentiation of lexico-semantic group of verbs characteristics speech activities; and gave approach to structure of this group.

Key words: learning Russian as foreign language, lexico-semantic group, verbs of speech activity, thematic differentiation.

М.В. Виноградова, аспирант РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: marinavla2008@rambler. ru

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ТЛАТ0Л00 ХАРАКТЕРИЗОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Данная статья посвящена определению объема и структуры лексико-семантической группы глаголов характеризованной речевой деятельности, предпринятому в учебных целях. В статье рассматривается понятие «лексико-семантическая группа» в рамках задач методики РКИ; анализируются различные критерии выделения и тематической дифференциации лексико-семантической группы глаголов речевой деятельности; представлен авторский подход к формированию структуры данной группы глаголов.

Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, лексико-семантическая группа, глаголы речевой деятельности, тематическая дифференциация.

Доминирующее в современной лингвистике антропоцентрическое направление предполагает, что в центре исследований оказывается человек как языковая личность, как носитель определенной картины мира, в том числе, и человек говорящий.

Как известно, люди воспринимают и оценивают речь другого человека не только на основании того, что он говорит, но и на основании того, как он говорит. Речь человека имеет различные характеристики: она бывает понятной / непонятной, быстрой / медленной, правильной / небрежной, уместной / неуместной, выразительной / сухой, эмоционально окрашенной / нейтральной и т.д. Речевая деятельность сопровождает, а иногда и составляет основу любой другой деятельности человека.

Обучение лексике, составляющее один из основных аспектов обучения РКИ, должно учитывать ее непосред-ственную обращенность к экстралингвистической реальности, которая играет особую роль в создании языковой картины мира: «Ближе к окружающему миру находится лексика в ее номинативном аспекте - слова - именующие понятия человека как о внешнем мире, так и о внутреннем его состоянии и различных диспозициях. В лексических единицах, рассмат-риваемых с ономасиологической точки зрения, т.е. в их отношении к экстралингвис-тическим данным (к миру и чело-веку), естественно зафиксированы их многообразные свойства, качества, представления» [1, с. 120].

В известной работе Ю.Д. Апресяна «Образ человека по данным языка» делается вывод о том, что в русской языковой картине мира человек предстает, прежде всего, как динамичное, деятельное существо, которое выполняет 3 типа действия (физические, интеллектуальные и речевые). За каждый вид деятельности или тип состояния отвечает своя система, которая локализуется в определенном органе человека. Почти всем системам соответствует свой семантический примитив или

элементарная, неразложимая единица семантического метаязыка, из которых строятся толкования. Ю.Д. Апресян подчеркивает, что таких систем в человеке восемь. Одной из таких систем является речь, которой соответствует семантический примитив «говорить» [2, с. 356].

Ввиду этого, актуальным предметом обучения русскому языку иностранных студентов становится лексические средства, объективирующие в языке процесс говорения. В значительном корпусе «глаголов говорения» особое место принадлежит глаголам характеризованной речевой деятельности, которые целесообразно выделить в особую лексико-семантическую группу.

По общему мнению лексикологов и методистов, лексикосемантическая группа - это «языковая и психологическая реальность, принципиально вычленяемое объединение слов, члены которого имеют одинаковый грамматический статус и характеризуются однородностью смысловых отношений - отношений смысловой близости по синонимическому типу» [3, с. 52]. ЛСГ характеризуется довольно высокой степенью упорядоченности связей между единицами, что позволяет рассматривать ее как наиболее яркое выражение системности в лексике и как наиболее эффективный способ организации материала в учебных целях. При определении объема ЛСГ необходимо учитывать то, что слова входят в лексико-семантическую группу лишь одним из своих значений, поэтому одно многозначное слово может входить в разные лексико-семантические группы.

ЛСГ глаголов характеризованной речевой деятельности заслуживает особого внимания в аспекте обучения РКИ, поскольку является сложным материалом, требующим особой методической интерпретации. Исследователи подчеркивают, что «в структуре лексико-семантической группы выделяются ядро и периферия. В ядро, составляющее центр ЛСГ, входят слова, нейтральные по стилистической окраске и наиболее

общие по своему значению. Периферию ЛСГ составляют лексические единицы с наибольшим числом дифферен-циальных сем: это могут быть специальные слова (термины), слова с коннотативным элементом значения» [4, с. 40]. В ядре ЛСГ можно выделить базовое слово и базовый синонимический ряд. Базовое слово ЛСГ заключает в своей семантике интегральную, общую для всех единиц данной ЛСГ, сему.

Исследователями отмечается, что «сложность и противоречивость лексико-семантической системы требует дифференцированного, тщательно продуманного подхода к ее изучению» [5, с. 183], при этом подчеркивается, что «одновременный анализ всей системы, очевидно, невозможен», поэтому представляется целесообразным «отдельное, монографическое изучение таких больших классов слов, как глаголы движения, глаголы психической деятельности, глаголы речи и др.» [5, с. 183].

Первой методической задачей, которую необходимо решить при включении ЛСГ глаголов характеризованной речевой

Данная группа в словаре имеет следующую структуру:

деятельности в содержание обучения РКИ - это определение ее объема и структуры. С этой целью были использованы идеографические словари русского языка.

По словам известного лексикографа В.В. Морковкина, «идеографические словари служат альтернативой словарей, в которых слова расположены по алфавитному принципу, потому что в идеографических словарях слова расположены по смысловой близости, которая зафиксирована в сознании представителей разных культур» [6, с. 7].

В «Русском семантическом словаре» (РСС) под ред. Н.Ю. Шведовой [7] глаголы характеризованной речевой деятельности попадают в общую группу «Устная речь, говорение», которая в свою очередь является составной частью большого тематического раздела «Информация, сообщение, речь, не характеризуемые по содержанию».

Название группы Название подгруппы Примеры глаголов Количество глаголов РД в данной подгруппе

1. Говорение, речь, характеризуемые по протяженности, темпу, эмоциональности 1) Короткая речь выпалить, пикнуть, промолвить 7

2) Длинная, многословная речь разглагольствовать, размусоливать 8

3) Быстрая речь верещать, кудахтать, тараторить 26

4) Медленная речь жужжать, тянуть 8

5) Эмоционально окрашенная речь ахать, брюзжать, ворковать, шипеть 67

2.Говорение, речь, характеризуемые по звучанию, характеру произношения 1) Громкая речь галдеть, гомонить, орать 25

2) Тихая, невнятная, вялая речь, шепот бормотать, забурчать, мычать, шушукаться 27

3) Речь с собственными особенностями произношения. Искаженная речь басить, гнусавить, гундосить, сюсюкать, шепелявить 25

4) Некоторые орфоэпические особенности речи окать, цокать 7

В данном словаре при тематической дифференциации учитывались следующие параметры: процесс говорения, протяженность, темп, эмоциональность, звучание, произношение.

В проекте «Толкового тематического словаря русских гла голов» (ТТСРГ) под реакцией Л.Г. Бабенко [8] выделяются сле дующие группы глаголов, связанные со сферой речевой дея тельности:

Название группы Примеры глаголов Количество глаголов речевой деятельности в данном подразделе

Глаголы речевого сообщения городить, диктовать, доносить, изрекать, клясться, резюмировать, ябедничать 194

Глаголы характеризованного речевого процесса бормотать, гаркать, гнусавить, картавить, лепетать, мямлить, окать, чесать 49

Глаголы речевого выражения эмоций ахать, брюзжать, жаловаться, роптать, улюлюкать 17

Глаголы речевого обращения дразнить, именовать, молиться, приветствовать 17

Главными критериями выделения групп в ТТСРГ являются В «Тематическом словаре русского языка» Л.Г. Саяховой,

следующие параметры: речевое сообщение, характеризация Д.М. Хасановой, В.В. Морковкина (ТСРЯ) [9] в разделе «Речеречевого процесса, эмоциональность, речевое обращение. вая деятельность» выделены следующие группы:

Название группы Примеры глаголов Количество глаголов РД в данной группе

Формы и виды речевой деятельности договаривать, сказать 7

Внешняя сторона речи бормотать, кричать, тараторить, шепелявить, шептать, щебетать 19

Выразительные средства речи интонировать, произносить 2

Содержательная сторона речи ахать, болтать, прибавлять, пустословить, роптать, твердить, ябедничать 39

Коммуникативная сторона речи беседовать, излагать, приветствовать, рапортовать, спрашивать, уведомлять 89

Молчание замолчать, смолчать 7

В этом словаре важнейшими критериями выделения глагольных групп оказываются форма, вид, внешняя сторона речи, выразительность, содержательность, коммуникативная сторона речи, отсутствие или прекращение процесса говорения. Однако многие характеристики, выделенные составителями РСС, здесь не учитываются.

Как видно из приведенных выше таблиц, в данных словарях используются различные критерии тематической дифференциации ЛСГ глаголов речевой деятельности, ввиду чего глаголы подгруппы характеризованной речевой деятельности нередко оказываются в разных тематических сферах. Например: глагол «бормотать» в РСС попадает в раздел «Тихая, невнятная, вялая речь. Шепот», в ТТСРГ - т в раздел «Глаголы характеризованного речевого процесса», а в ТСРЯ - в раздел «Внешняя сторона речи».

Сопоставление объема данной ЛСГ в различных идеографических словарях русского языка («Русский семантический словарь» (РСС) под ред. Н.Ю. Шведовой, «Тематический словарь русского языка» Л.Г. Саяховой, Д.М. Хасановой, В.В. Морковкина (ТРСЯ) и в проекте «Толкового тематического словаря русских глаголов» (ТТСРГ) под ред. Л.Г. Бабенко), позволяет сделать вывод о том, что лексический материал в идеографических словарях систематизирован на основе различных критериев, поэтому для избежания неточностей и противоречий в содержании предмета обучения необходимо специально уточнить и скорректировать объем и структуру ЛСГ глаголов характеризованной речевой деятельности. Представляется, что в учебных целях структуру ЛСГ глаголов характеризованной речевой деятельности можно уточнить, выделив следующие микрогруппы:

Название группы Примеры Количество глаголов РД в данной группе

Глаголы общего обозначения речевого процесса Болтать, говорить, произносить 16

Глаголы, указывающие на протяженность, темп речи Верещать, зачастить, молвить, тянуть 50

Глаголы, указывающие на эмоциональную окраску речи Айкать, ворковать, брюзжать, провозгласить 68

Глаголы, отражающие громкость речи Бубнить, заорать, лепетать, шептать 51

Глаголы, указывающие на артикуляционные особенности Басить, гундеть, екать, шепелявить 32

Данная классификация выстроена в значительной степени успешно осуществлять коммуникацию в различных сферах

с использованием критериев, реализованных в «Русском се- общения, читать и адекватно понимать тексты художественной

мантическом словаре» (РСС) под ред. Н.Ю. Шведовой. Пред- литературы, в которых глаголы характеризованной речевой

ставляется, что такая классификация наиболее непротиворечи- деятельности встречаются чрезвычайно часто. Умение право отражает тематическое разнообразие глаголов характеризо- вильно употреблять глаголы данной группы требует диффе-

ванной речевой деятельности. ренциации их значений, чего возможно достичь лишь при исСледует уточнить, что глаголы данной ЛСГ вводятся на пользовании четкой модели их идеографической классифика-

различных этапах обучения, но с большинством из них (пери- ции. Целесообразным представляется создание учебного сло-

ферией данной ЛСГ, которую составляют стилистически марки- варя глаголов характеризованной речевой деятельности,

рованные единицы) иностранные студенты знакомятся на про- словник которого будет организован по тематическому принци-

двинутом этапе обучения русскому языку как иностранному. пу, предложенному в данной статье.

Знание этих глаголов необходимо студентам для того, чтобы

Библиографический список

1. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / под ред. Б.А. Серебрянникова. - М., 1988.

2. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. - М., 1995. - Т. 2.

3. Слесарева, И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М., 1990.

4. Зиновьева, Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского как иностранного. - СПб., 2003.

5. Васильев, Л.М. Семантика русского глагола. - М., 1981.

6. Морковкин, В.В. Идеографические словари. - М., 1970.

7. Русский семантический словарь /под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 2007. - Т. 4.

8. Толковый тематический словарь русских глаголов: проект / под ред. Л.Г. Бабенко. - Екатеринбург, 1992.

9. Саяхова, Л.Г. Тематический словарь русского языка / Л.Г. Саяхова, Д.М. Хасанова, В.В. Морковкин. - М., 2000.

Bibliography

1. Rolj chelovecheskogo faktora v yazihke: Yazihk i kartina mira / pod red. B.A. Serebryannikova. - M., 1988.

2. Apresyan, Yu.D. Izbrannihe trudih. - M., 1995. - T. 2.

3. Slesareva, I.P. Problemih opisaniya i prepodavaniya russkoyj leksiki. - M., 1990.

4. Zinovjeva, E.I. Osnovnihe problemih opisaniya leksiki v aspekte russkogo kak inostrannogo. - SPb., 2003.

5. Vasiljev, L.M. Semantika russkogo glagola. - M., 1981.

6. Morkovkin, V.V. Ideograficheskie slovari. - M., 1970.

7. Russkiyj semanticheskiyj slovarj /pod obth. red. N.Yu. Shvedovoyj. - M., 2007. - T. 4.

8. Tolkovihyj tematicheskiyj slovarj russkikh glagolov: proekt / pod red. L.G. Babenko. - Ekaterinburg, 1992.

9. Sayakhova, L.G. Tematicheskiyj slovarj russkogo yazihka / L.G. Sayakhova, D.M. Khasanova, V.V. Morkovkin. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 17.08.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.