УДК 327.7
DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-2-74-82
ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО КАК ФАКТОР СОДЕЙСТВИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ, ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ИДЕАЛАМ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМУ СОГЛАСИЮ
UNESCO WORLD HERITAGE SITES AS A KEY FOR INTERCULTURAL DIALOGUE, HUMANIST IDEALS AND INTERFAITH HARMONY
А. Т. Белекова, Министерство иностранных дел Российской Федерации, г. Москва a_belekova@mail.ru
А. Belekova, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Работа посвящена вопросам укрепления межкультурного сотрудничества и консолидации международного сообщества на примере объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, который формируется на основе Конвенции об охране всемирного и природного наследия ЮНЕСКО (1972 г.). ЮНЕСКО - универсальная межправительственная структура ООН, в сферу компетенции которой входят вопросы международного взаимодействия в области образования, науки, культуры и коммуникации. Одним из основных направлений деятельности организации является проблематика сохранения всемирного наследия и межкультурного диалога. В исследовании приведен анализ роли ЮНЕСКО в геополитической архитектонике Евразии, в рамках которой всемирное наследие обретает качественно новое значение. В контексте устойчивого развития актуальной становится задача интеграции проблематики укрепления межкультурного взаимодействия и сохранения культурного и природного наследия. Отмечается, что включение объектов всемирного достояния в Список всемирного наследия является важным фактором международного гуманитарного сотрудничества, укрепления межкультурного диалога и взаимопонимания, связывает установки ключевых духовных традиций с реалиями современного полиэтнического и мультикультурного мира.
В исследовании рассматривается ряд инициатив, направленных на упрочение культурной составляющей евразийской интеграции, задачи и перспективы деятельности дискуссионных площадок для обмена опытом в сфере сохранения объектов всемирного наследия и управления ими. Предпринята попытка выявить наиболее важные и актуальные цели и задачи стратегии ЮНЕСКО и заинтересованных институтов в сфере развития межкультурного диалога на евразийском пространстве, что представляется весьма важным как для России и стран СНГ, так и для перспектив формирующейся на наших глазах глобальной цивилизации будущего
Ключевые слова: ООН; ЮНЕСКО; Россия; Список всемирного наследия; объекты Всемирного культурного и природного наследия человечества; гуманитарное сотрудничество; сохранение наследия; культурные связи; межкультурный диалог; укрепление мира
The article focuses on promoting intercultural cooperation and strengthening international community on the example of UNESCO World Heritage sites, inscribed into the World Heritage List that is being formed on the basis of the World Heritage Convention of 1972. UNESCO is a universal intergovernmental UN structure responsible for international cooperation in the sphere of education, science, culture and communication. One of the main activities of the Organization is the world heritage conservation and intercultural dialogue. The article analyzes the UNESCO role in the geopolitical architectonics of Eurasia in which the World Heritage gains a qualitatively new meaning. In the context of a sustainable development the integration of promoting intercultural interaction and heritage safeguarding becomes particularly urgent. The article deals with several initiatives aimed at enhancing the cultural component of the Eurasian integration, including the goals and perspectives of discussion platforms set up for experience exchange in the sphere of World Heritage sites' conservation and their management. The article seeks to identify the most important challenges and goals of the cooperation strategy between UNESCO
© А. Т. Белекова, 2021
74
and the institutions concerned in the field of the intercultural dialogue promotion in the Eurasian area that seems to be very important both for Russia and the CIS countries, and for the perspectives of the emerging global civilization of the future
Key words: UN; UNESCO; Russia; World Heritage List; World Cultural and Natural Heritage Sites; humanitarian cooperation; heritage conservation; cultural ties; intercultural dialogue; strengthening peace
Б ведение. Актуальность исследования определяется тем, что миссия ЮНЕСКО приобретает особое значение в современных условиях морально-нравственных проблем, сложившихся в силу глобализации -утраты духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от исконной культуры и исторического наследия предков. Многие из прежних, казавшихся незыблемыми, идеалов перестают быть значимыми для современной молодежи. Исключительного внимания требуют задачи формирования гуманистических ценностей и, в целом, ценностных ориентиров; системы развития социально-культурной активности подрастающего поколения, его целеполагания и личностной ответственности индивида. В этой связи «встает остро проблема существования общечеловеческих ценностей, ценностей, обладающих значимостью для всего человечества, человеческого общества в целом как субъекта исторического развития» [13].
Человечество оказалось перед сложным цивилизационным выбором. В определенном смысле оно должно «вернуться назад», опереться на духовно-нравственную основу предков. И этому способствуют объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, уникальные шедевры устного и нематериального достояния народов, стран и цивилизаций. Именно это наследие нацелено на свободное и гармоничное развитие, подлинно гуманистические идеалы в формировании личности, общечеловеческие ценности, ценностное обоснование блага всего человечества. Эти аспекты гуманистических идеалов должны более глубоко проявляться в реализации международных программ и проектов ЮНЕСКО. Правомерен вопрос: каковы же наиболее значи-
1Пермякова Л. Г. Россия и ЮНЕСКО: основные направления сотрудничества в современных условиях: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Дипломатическая акад. МИД России. - М., 2012. - 141 с.; Федотова К. Е. Россия и ЮНЕСКО: культурные аспекты внешней политики. М.: Канон плюс, 2019. 225 с.; Буданова Е. А. ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. - 2017. - № 4. - С. 83-91; Скачков А. С. Культурная политика ЮНЕСКО в эпоху глобализации. - М.: Канон плюс, 2015. - 162 с.; Шестова С. М. Принципы охраны всемирного культурного наследия и глобальные вызовы // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 6. - С.122-127; Буторин А. А., Максаков-ский В. Н. Методические аспекты российской практики продвижения новых объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО // Проблемы региональной экологии. - 2019. - № 1. - С. 97-102.
мые практики регионов России, обретенные на этом направлении?
Объектом исследования являются объекты всемирного культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО - репрезентативный перечень объектов, представляющих выдающуюся универсальную ценность.
Предмет исследования - актуальные проблемы сохранения объектов наследия и анализ участия Российской Федерации на примере ее регионов в укреплении миссии ЮНЕСКО в сфере укрепления межкультурного сотрудничества.
Актуальность выбранной темы определяет следующую основную цель исследования: выявление современных тенденций обеспечения сохранности объектов всемирного наследия и определение их влияния на популяризацию гуманистических идеалов ЮНЕСКО.
Теоретико-методологической основой исследования стали методы системного анализа и структурно-функциональный метод. Для анализа ситуации и описания политической реальности применялись эмпирические методы: наблюдение и изучение документов.
Существует значительное количество российских и зарубежных исследований, затрагивающих проблематику объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, что, как представляется, подтверждает актуальность исследования. Основные аспекты и направления сотрудничества России и ЮНЕСКО в современных условиях рассматривались Л. Г. Пермяковой, К. Е. Федотовой, Е. А. Будановой, А. С. Скачковым. Принципы и методы охраны всемирного наследия по Конвенции 1972 г исследованы С. М. Шестовой, А. А. Буториным, В. Н. Максаковским1.
Обсуждение проблемы:
1. Пазырыкская культура и Херсо-нес-Таврический: единство времени и пространства. В результате многолетней деятельности руководящих органов Республики Алтай при последовательной поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Министерства культуры Российской Федерации решением Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2019 г номинация «Сокровища пазырыкской культуры» включена в предварительный Список объектов культурного и природного наследия нашей страны. Речь идет о высокоразвитом и оригинальном историческом наследии культуры, которая просуществовала в горах Алтая с VII в. до н. э. по II в. до н. э. Номинация удовлетворяет сразу четырем критериям из Руководства по применению Конвенции о Всемирном наследии ЮНЕСКО: «1) является шедевром творческой деятельности человека; 2) отражает воздействие, которое оказывает смена общечеловеческих ценностей в пределах определенного периода или определенного культурного района мира, на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или планирования ландшафтов; 3) является уникальным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей; 4) прямо или косвенно связана с событиями или живыми традициями, с идеями или верованиями, с произведениями литературы и искусства, имеющими выдающееся мировое значение» [15].
Пазырыкская культура (или культура алтайских скифов) - археологическая культура эпохи раннего железного века, носители которой обитали на смежных территориях России, современного Казахстана и Монголии. Но основные находки сделаны на территории Республики Алтай. Найденные там предметы уникальны; пазырыкский ковер V в. до н. э. хранится в Государственном Эрмитаже. Находки из пазырыкских курганов дают основание полагать, что местные кочевники 2,5 тыс. лет назад уже имели живые связи с далекими странами. В древнейших алтайских курганах найдены раковины с берегов Индийского океана, изделия ремесленников из Китая, азиатские ткани и ковры. Сами па-зырыкцы, вероятнее всего, вывозили в Китай, Индию, Персию, Ближний Восток меха, золотые изделия и другие предметы своего
оригинального искусства. Все это - ярчайшее свидетельство того, что Алтай является стыком цивилизационных миров, культур многих народов евразийского пространства. И не случайно в границах Пазырыкской культуры рождается термин «Алтайская цивилизация».
По научной ценности находки из курганов пазырыкской культуры, как отмечает известный алтайский ученый, доктор филологических наук Т. М. Садалова, «стоят в одном ряду с египетскими пирамидами» [1]. К типологически схожим по содержанию с археологическими курганами пазырыкского периода следует отнести ряд объектов, внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО: археологические памятники Вергины в Греции (более трехсот погребальных камер), среди которых обнаруженная царская гробница отца Александра Македонского, культурный ландшафт долины реки Орхон в Монголии. Петроглифическим памятникам пазырыкского периода близки также комплекс петроглифов Монгольского Алтая, гора Сулейман-Тоо в Кыргызстане, «петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» в Казахстане, археологический памятник Гобустан в Азербайджане. Это отмечено и в изданном ЮНЕСКО сборнике "Preservation of the frozen tombs of the Altai Mountains" [16].
Несомненно, номинация «Сокровища пазырыкской культуры» в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО послужит не только популяризации этого уникального археологического памятника, но и укреплению межкуль-турн ых связей евразийских народов на основе общих языковых и историко-культурных корней. Универсальная ценность Алтая - колыбели цивилизации кочевников Центральной Азии - в обладании обилия и разнообразия культурно-исторических памятников разных времен. На протяжении тысячелетий Алтай был центром взаимодействия тюрко-мон-гольских, славянских, угро-самодийских, тунгусо-маньчжурских и иных народов. Это отнюдь не история вчерашнего дня. Четко прослеживается связь эллинов античности через скифские племена с восточноазиат-скими народами тюркской цивилизации. С эллинами их роднит и эпическое восприятие мира. Символичен в преломлении к Алтаю миф Геродота о «стерегущих золото грифах», который широко распространен в пазырык-
ской мифологии. Принципиально важно подчеркнуть, что именно в этот период - конец V в. до н. э. - греки основали на Гераклейском полуострове будущего Крыма полис Херсо-нес Таврический, в летописях Древней Руси -Корсунь. Это весьма убедительная историческая перекличка [1].
Известный с древности постулат о том, что время и пространство едины и неразделимы, отнюдь не элемент фантазии античных мыслителей. По сути, именно так оно и есть: все в мире взаимосвязано во времени и пространстве. И в научной сфере одна концепция рождает другую. В этой связи особенно убедительным примером может служить сравнение Пазырыкской культуры Алтая ран-нескифской эпохи с пассионарной культурой Древней Эллады в Причерноморье. Херсонес Таврический был ранее признан объектом Всемирного наследия, а Пазырык включен в предварительный Список ЮНЕСКО. Оба эти объекта древнейшего наследия человеческой цивилизации могут нести в XXI в. новую функцию гуманизма.
Концепция формирования духовно-экологической цивилизации, которая предполагает «новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека»2, могла бы полностью вписаться в один из глобальных приоритетов деятельности ЮНЕСКО на современном этапе - «культуру мира»3. Интересен в этой связи еще один проект, выдвинутый в 2009 г бывшим генеральным директором ЮНЕСКО И. Боковой под названием «"Новый гуманизм" в международных отношениях». В рамках реализации этой инициативы создана Группа высокого уровня по вопросам мира и диалога между культурами, в которой принимают участие видные политики, деятели науки, культуры, образования, священнослужители [14].
2. Инновационные идеи российских регионов. На федеральном уровне поддержан ряд цивилизационно значимых инициатив самих регионов. К таковым относится ноо-сферный эколого-культурный проект «Великие озера Евразии: Союз Священных Озер», концепты которого изложены в ранних публи-
кациях автора. Ключевая идея проекта исходит из того цивилизационного обстоятельства, что подобные озера являются не только природными объектами, но и воплощают в себе культурообразующее пространство, на-родообразующий фактор и играют уникальную роль, особенно в жизни автохтонных народов [7].
Европу и Азию объединяют общие корни во многих направлениях. Не случайно в качестве инновационного и перспективного оценен евразийский мегапроект «Духовный ТРАНССИБ» (с продлением в будущем его цивилизационно-гуманитарной проекции от Владивостока до Лиссабона), основанный на идее Транссибирской железнодорожной магистрали через Евразию, соединившей в конце XIX - начале XX вв. Москву с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, простирающейся более чем на 9 тыс. км и являющейся самой длинной из железных дорог в мире. Дальний Восток и Сибирь издревле вбирали в себя энергию Востока, они проникнуты древними культурами малочисленных народов и цивилизаций [11].
Духовно-культурологический проект предусматривает широкий обмен инновационными гуманитарными программами регионов; взаимодействие научных кластеров Дальневосточного федерального округа, мощных сибирских интеллектуальных центров, регионов Урала, Башкортостана, Татарстана, Поволжья - вплоть до научных кластеров и вузовских структур ЮНЕСКО в Москве и Санкт-Петербурге. Благодаря включению объектов в Список всемирного наследия у профессионального сообщества, ученых и экспертов появляется уникальная возможность передавать свой опыт по системе обеспечения сохранности объекта и его управлению на международном уровне [12].
Опосредованно продвигаясь с Дальнего Востока России на запад страны, евразийский проект «духовный ТРАССИБ» будет включать объекты Списка Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО, номинированные от Российской Федерации, в числе которых Центральный Сихоте-Алинь (Приморский край); остров Врангеля (Чукотский автономный округ); вулканы Камчатки; Ленские стол-
2 Белекова А.Т. Миссия ЮНЕСКО в современном мире // Известия Алтайского государственного университета. -2007. - № 4-3. - С. 221-224.
3 Программа ЮНЕСКО «Культура мира». - URL: https://ru.unesco.org/themes/programmy-po-postroeniyu-mira (дата обращения: 17.12.2020). - Текст: электронный.
бы (Республика Саха (Якутия); озеро Байкал (Республика Бурятия, Иркутская область); плато Путорана (Красноярский край); ландшафты Даурии (Забайкальский край); Убсу-нурская котловина (Республика Тыва); «Золотые Алтайские горы» (Республика Алтай). Духовно будут примыкать к проекту и номинации природного наследия Башкортостана (комплекс «Башкирский Урал» - заповедник Шульган-Таш и заказник Алтын-Солок); Татарстана (мусульманские и православные исторические памятники; Казанский кремль; «Великий Болгар и остров-град Свияжск»).
Именно в связи с гуманистическими идеалами нашей страны и чаяниями населяющих ее народов Президент Российской Федерации высказывал идею создания большой Европы «от Лиссабона до Владивостока». Эффективная интеграция не может определяться исключительно экономической целесообразностью и прагматизмом. А создание большого общего пространства -эффективной интеграции - напрямую зависит от наличия цивилизационной составляющей [6; 10].
3. Взаимосвязывающие интеллектуальные платформы. При реализации гуманитарных программ и прикладных проектов ЮНЕСКО в социокультурной сфере России следует, полагаем, полнее учитывать то обстоятельство, что наша страна, будучи одним из опорных государств ЮНЕСКО, являет собой связующий цивилизационный мост между евроазиатскими народами.
Вследствие своего геополитического положения Россия обладает глубокими, исторически сложившимися научно-культурными традициями евразийства. Феноменальный социокультурный синтез традиций и интеграции народов Евразии превращает Россию в своеобразный духовный центр на огромной территории, в связи с чем усиливается опора и на общие этнокультурные корни евразийских народов. В этом контексте исключительно важное значение приобретает выдвинутая интеллектуальной элитой Сибири и одобренная на высшем федеральном уровне идея формирования на постоянной основе международного гуманитарного Алтайского форума. Есть все основания полагать, что создание этого концептуально нового и перспективного, цивилизационно-коммуника-тивного канала взаимодействия внутри евразийского пространства современности будет
способствовать существенному повышению индекса «мягкой силы» России в цивилиза-ционном пространстве Евразии.
Гуманитарное сотрудничество на евразийском пространстве мощно ведется, в том числе, на площадках завоевавшего достойный и заслуженный авторитет Международного гуманитарного Ливадийского форума, сверхзадачу которого сформулировала председатель Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко: «Это как раз пропаганда русского языка, это приобщение к русской культуре, это защита наших соотечественников за рубежом в этой сфере, их прав, это развитие гуманитарного сотрудничества, совместных проектов» [5]. Глобальное циви-лизационное значение обрело Ливадийское Послание мира, направленное на укоренение в сознании людей идеи защиты мира, важности народной дипломатии в деле улучшения взаимоотношений между народами, основанных на принципах взаимоуважения и гуманистических идеалах ЮНЕСКО. Концептуально Ливадийский и Алтайский форумы будут взаимодополнять друг друга, являя собой взаимосвязывающие интеллектуальные платформы. Выдвинута идея придания этим форумам, направленным на единение народов, эгиды Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Реализация этих проектов призвана обеспечить России сохранение и развитие стратегических инициатив, на базе которых будут сформировываться собственные подходы, программы и структуры, отражающие многонациональные особенности нашей страны.
Очень важный и перспективный ресурс в гуманитарном направлении представляет собой созданная в 2017 г. Ассамблея народов Евразии - международный союз неправительственных организаций, заявивший о своих приоритетах во взаимодействии народов в области экологии, работы гуманитарных миссий, культурном сотрудничестве, развитии и поддержке новых гуманитарных проектов, сохранении межнационального согласия. форум Базисная платформа Ассамблеи основывается на осознании необходимости «консолидации народов евразийского континента в интересах укрепления дружбы и всестороннего созидательного сотрудничества между странами региона и планеты в целом». Московское обращение Ассамблеи народов Евразии подписали представители неправи-
Ро1Но1оду
Ви1Ып о{:ZabGU. 2021. Уо1. 27. N0. 2
тельственных организаций, научной и творческой интеллигенции, бизнес-сообщества из более чем 60 стран [9]. Реализация задач Ассамблеи, нацеленных на сохранение самобытности культуры и разнообразия языков, поддержку, популяризацию историко-культурного наследия и сбережение культурного разнообразия, в полной мере соответствует предпринимаемым ЮНЕСКО усилиям в сфере культуры и ее идеалам и, как представляется, имеет все основания стать ее надежным партнером.
4. Итоги, суждения, предложения. В свете новых задач современности Россия призвана сыграть ведущую координирующую и консолидирующую роль, явив собой должный, показательный пример в охране, сбережении и пропаганде объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в том числе и в части продвижения основополагающей идеологемы, что данное наследие в большей степени заключает в себе понятие историко-цивилизационное, нежели географическое. В этой связи следует исходить из постулата, что объекты Всемирного наследия человечества несут исключительное значение в качестве фактора содействия межкультурному диалогу, гуманистическим идеалам и межконфессиональному согласию.
Начало XXI в. убеждает в необходимости обновленной роли ЮНЕСКО, выдвижения ее научными центрами инновационных концептов на основе современных научных обобщений. Существует острая потребность в правдивом научно-методологическом осмыслении того, «где мы находимся и каковы наиболее верные векторы движения в ближайшем будущем и на обозримую перспективу».
Министр иностранных дел Российской Федерации, Председатель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО С. В. Лавров неоднократно подчеркивал, что «... гуманитарное сотрудничество является важным направлением усилий по оздоровлению международных отношений» [8]. Межкультурный диалог, широкие культурные связи способствуют углублению взаимопонимания, дальнейшего развития отношений добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества [2-4].
ЮНЕСКО способна через «обновленную призму» посмотреть на сложившиеся реа-
лии, оценить свои постулаты, внести новизну в межкультурное сотрудничество народов на основе квалитативно обновляющихся обще-цивилизационных ценностей.
Представляется важным сконцентрировать усилия на обобщении накопленного (как положительного, так и отрицательного) опыта регионов; синергии соседствующих евразийских народов в плане сбережения культурного и природного наследия в контексте национальных святынь и уникального фактора межкультурного диалога и единения.
Краеугольной задачей следует считать сохранение и развитие культурного и природного наследия евразийских народов в рамках глобального наследия цивилизаций и культур; сосредоточить усилия на совместных инновационных проектах.
Сложившееся цивилизационное обстоятельство, что Россия исторически являет собой «связующую нить Евразии», накладывает на нее повышенную ответственность за судьбу объектов всемирного культурного и природного наследия в качестве уникального фактора углубления межкультурного диалога и единения народов. В этой связи в практическую плоскость должны быть поставлены следующие задачи:
- содержательное наполнение программ и научно-исследовательских проектов Организации, напрямую или даже опосредованно содействующих укреплению мира и согласия народов и препятствующих дальнейшей фрагментации евразийского пространства современности;
- укрепление в общественном сознании понимания того, что объекты Всемирного культурного и природного наследия человечества ЮНЕСКО имеют, в особенности для автохтонных народов, сакральное значение.
Крайне важной была бы поддержка со стороны ЮНЕСКО выдвигаемой Россией идеи формирования концептуально нового цивилизационно-коммуникативного канала между государствами СНГ в сфере природоохранного взаимодействия и углубления экологического сознания, подготовки научных кадров для этого направления. При реализации выдвинутой ранее интеллектуальной элитой России идеи создания Евразийской академии наук подобную роль могло бы сыграть открытие в ней кафедры Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Особую значимость и роль объекты всемирного наследия ЮНЕСКО приобретают в межцивилизационном и межконфессиональном диалоге стран и народов. В интегратив-ных процессах евразийства представляется важным учитывать то обстоятельство, что объекты всемирного наследия не только активно содействуют формированию закономерного чувства национальной гордости конкретных народов, но и уникальны в углублении межкультурного диалога и добрососедства.
В современных условиях по-новому звучит и такое направление, как гуманитарно-правовая экология, особенно в ее про-
Список литературы _
екции к объектам Всемирного культурного и природного наследия человечества ЮНЕСКО как национальным святыням, с функцией некоего опосредованного цивилизационного фактора антиглобализации.
Инновационный проект в отношении создания ноосферной модели и формирования пилотной территории, предложенный Республикой Алтай в качестве стратегического вектора развития региона и поддержанный Президентом Российской Федерации, можно рассматривать как фактор исключительного значения в содействии усилиям ЮНЕСКО по углублению гуманистических идеалов мира и межконфессионального согласия.
1. Алтайский вектор евразийской интеграции: материалы круглого стола. М.: Изд. Гос. Думы РФ, 2020. С.112.
2. Лавров С. В. ЮНЕСКО - гуманитарная опора системы ООН. Текст: электронный // Международная жизнь. 2016. 26 апреля. URL: https://interaffairs.ru/news/show/15167 (дата обращения: 03.12.2020).
3. Лавров С. В. Гуманитарные горизонты ЮНЕСКО. Текст: электронный // Международная жизнь. 2020. 16 ноября. URL: https://interaffairs.ru/news/show/28118 (дата обращения: 02.12.2020).
4. Лебедева О. В. Концептуальные основы культурной политики России на современном этапе: основные цели и задачи // Международная жизнь. 2020. № 9. С. 34-44.
5. Матвиенко В. И. Сверхзадача Левадийского форума. URL: https://www.pnp.ru/social/matvienko-rasskazala-o-sverkhzadache-livadiyskogo-foruma.html (дата обращения: 18.12.2020). Текст: электронный.
6. Роль ЮНЕСКО в современном мире (по случаю 70-летия ЮНЕСКО): материалы междунар. конф. URL: http://www.russianunesco.ru/rus/article/2150 (дата обращения: 21.11.2020). Текст: электронный.
7. Великие озера Евразии: законодательные вопросы международного экономического, культурного и экологического сотрудничества: материалы междунар. круглого стола / Гос. Дума ФС РФ (17 сентября 2018 г). URL: https://leo-mosk.livejournal.com/5402459.html (дата обращения: 14.12.2020). Текст: электронный.
8. Межкультурный диалог и сотрудничество на евразийском пространстве: материалы междунар. конф. // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. 2016. № 30. С. 40-44.
9. Обращение к народам и главам государств, международным межправительственным и неправительственным организациям, принято на Первом съезде Ассамблеи народов Евразии (Москва. 28 мая 2017 г). URL: http://eurasia-assembly.org/ru/pervyy-sezd-assamblei-narodov-evrazii (дата обращения: 12.11.2020). Текст: электронный.
10. Путин предлагает создавать Европу от Лиссабона до Владивостока. URL: https://rg.ru/2014/04/17/ bolshaya-evropa-anons.html (дата обращения: 01.12.2020). Текст: электронный.
11. Рекомендации Парламентских слушаний на тему «О гуманитарном векторе международной политики Российской Федерации на современном этапе» (24 апреля 2019 г). URL: http://komitet.info/press/ news/19784/ (дата обращения: 19.10.2020). Текст: электронный.
12. Филатова Н. В., Бузина Л. М., Айтуганова Н. Л. Влияние статуса объекта всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение // Журнал Института наследия. 2019. № 2. С. 12-17.
13. Шарапова Н.С. Понятие «гуманистические ценности» как философская проблема / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/v_ vyisheslavczevskie_chteniya/ponyatie_gumanisticheskie_czennosti,_kak_filosofskaya_problema (дата обращения: 01.12.2020). Текст: электронный.
14. Garner B. The politics of cultural development: trade, cultural policy and the UNESCO Convention on Cultural Diversity. NY: Routledge, 2016.
15. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO WHC, 2019. URL: https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (дата обращения: 10.10.2020). Текст: электронный.
16. Preservation of the Frozen Tombs of the Altai Mountains. UNESCO Publishing. Paris, 2008.
References _
1. Altayskiy vektor evraziyskoy integratsii: materialy kruglogo stola (Altai vector of Eurasian integration: materials of the round table). Moscow: Edition of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2020, p. 112.
2. Lavrov S.V. Mezhdunarodnaya zhizn (International life), 2016, April 26. Available at: https://interaffairs. ru/news/show/15167 (date of access: 03.12.2020). Text: electronic.
3. Lavrov S.V. Mezhdunarodnaya zhizn (International life). 2020. November 16. Available at: https:// interaffairs.ru/news/show/28118 (date of access: 02.12.2020). Text: electronic. 2020. November 16.
4. Lebedeva O.V. Mezhdunarodnaya zhizn (International life). 2020, no. pp. 34-44.
5. Matvienko V.I. Sverhzadacha Levadiyskogo foruma (The main goal of the Levadiyskiy forum). Available at: https://www.pnp.ru/social/matvienko-rasskazala-o-sverkhzadache-livadiyskogo-foruma.html (date of access: 18.12.2020). Text: electronic.
6. Rol YUNESKO v sovremennom mire (po sluchayu 70-letiya YUNESKO): materialy mezhdunarodnoy konferentsii (The role of UNESCO in the modern world (on the occasion of the 70th anniversary of UNESCO): proceedings of the international conference). Available at: http://www.russianunesco.ru/rus/article/2150 (date of access: 21.11.2020. Text: electronic.
7. Velikie ozera Evrazii: zakonodatelnye voprosy mezhdunarodnogo ekonomicheskogo, kulturnogo i ekologicheskogo sotrudnichestva: materialy mezhdunar. kruglogo stola (Great Lakes of Eurasia: legislative issues of international Economic, Cultural and Environmental cooperation: proceedings of the International Congress of the Russian Federation. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation (September 17, 2018). Available at: https://leo-mosk.livejournal.com/5402459.html (date of access: 14.12.2020). Text: electronic.
8. Vestnik Komissii Rossiyskoy Federatsii po delam YUNESKO (Courier of the National Commission of the Russian Federation for UNESCO), 2016, no. 30.
9. Obrashhenie k narodam i glavam gosudarstv, mezhdunarodnym mezhpravitelstvennym i nepravitelstvennym organizatsiyam. Prinyato na pervom sezde Assamblei narodovEvrazii (A call to peoples and countries' leaders, international intergovernmental organizations and non-governmental organizations. Adopted at the first Assembly of the peoples of Eurasia). Moscow. 28.05.2017. Available at: http://eurasia-assembly.org/ ru/pervyy-sezd-assamblei-narodov-evrazii (date of access: 12.11.2020). Text: electronic.
10. Putin predlagaet sozdavat Evropu ot Lissabona do Vladivostoka (Putin suggests to build Europe from Lisbon to Vladivostok). Available at: https://rg.ru/2014/04/17/bolshaya-evropa-anons.html (date of access: 01.12.2020). Text: electronic.
11. Rekomendatsii Parlamentskih slushaniy na temu "O gumanitarnom vektore mezhdunarodnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape" (Recommendations of the Public Hearings on "Humanitarian vector of the International politics of the Russian Federation at present time") 2019, April 24. Available at: http:// komitet.info/press/news/19784/ (date of access: 19.10.2020). Text: electronic.
12. Filatova N. V., Buzina L. M., Aytuganova N. L. Zhurnal Instituta naslediya (Heritage Institute Journal), 2019, no. 2. pp. 12-17.
13. Sharapova N.S. Ponyatie "gumanisticheskie tsennosti", kak filosofskaya problema (The term "humanistic values" as a philosophical problem) / Tambov State University G.R. Derzhavina. Available at: http:// www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/v_vyisheslavczevskie_chteniya/ponyatie_ gumanisticheskie_czennosti,_kak_filosofskaya_problema (date of access: 01.12.2020). Text: electronic.
14. Garner B. The politics of cultural development: trade, cultural policy and the UNESCO Convention on Cultural Diversity (The politics of cultural development: trade, cultural policy and the UNESCO Convention on Cultural Diversity). NY: Routledge, 2016.
15. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO WHC, 2019 (Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO WHC, 2019). Available at: https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (date of access: 10.10.2020). Text: electronic.
16. Preservation of the Frozen Tombs of the Altai Mountains (Preservation of the Frozen Tombs of the Altai Mountains). Unesco Publishing. Paris. 2008.
Коротко об авторе_ Briefly about the author
БелековаАйсур Тимановна, канд. полит. наук, советник МИД России, Министерство иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Россия. Область научных интересов: многосторонняя дипломатия, культура мира a_belekova@mail. ru
Aysur Belekova, candidate of political sciences, counsellor, MFA of Russia, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia. Scientific interests: multilateral diplomacy, culture of peace
Образец цитирования_
Белекова А. Т. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО как фактор содействия межкультурному диалогу, гуманистическим идеалам и межконфессиональному согласию // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 74-82. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-2-74-82.
Belekova А. UNESCO World Heritage Sites as a key for intercultural dialogue, humanist ideals and interfaith harmony // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 2, pp. 74-82. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-2-74-82.
Статья поступила в редакцию: 17.03.2021 г. Статья принята к публикации: 19.03.2021 г.