Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3658
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / CONTROL / OBJECTS OF CONTROL / TYPES OF CONTROL / CONTROL FUNCTIONS / COMMUNICATIVE SKILLS / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.И.

Статья посвящена вопросам реализации педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся на уроках иностранного языка в школе. В статье рассматривается понятие контроля, его виды, формы, объекты, функции, методы и требования к реализации контроля как одного из основных компонентов учебно-воспитательного процесса. В статье излагаются взгляды на необходимость соответствия контроля методическим и дидактическим требованиям обучения. Подчеркивается важность систематичности и эффективности контроля. В статье приводятся рекомендации по повышению уровня эффективности фронтального контроля, а также предлагаются наиболее объективные формы контроля коммуникативных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS, TYPES AND FORMS OF PEDAGOGICAL CONTROL IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT SCHOOL

The article is devoted to the implementation of pedagogical control of knowledge, skills and abilities of students in foreign language lessons at school. The article discusses the concept of knowledge, types of control, its forms, objects, functions, methods and requirements for implementation as one of the main components of the educational process. The article outlines the views on the need for control compliance with the methodological and didactic training requirements. The importance of systematic and effective control is emphasized. The article provides recommendations for increasing the level of effectiveness of frontal control, and also offers the most objective forms of control of the communicative skills of students in foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

Объекты, виды и формы педагогического контроля на уроках иностранного языка в

школе

Objects, types and forms of pedagogical control in foreign language lessons at school

Исаева М.И.

Магистрант 2 курса ф-т иностранных языков Марийский государственный университет РФ, г. Йошкар - Ола e-mail: lleb_51 @mail.ru

Isaeva M.I.

The 2nd year Master's student faculty of foreign languages Mari State University Russia, Yoshkar-Ola e-mail: lleb_51 @mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена вопросам реализации педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся на уроках иностранного языка в школе. В статье рассматривается понятие контроля, его виды, формы, объекты, функции, методы и требования к реализации контроля как одного из основных компонентов учебно-воспитательного процесса. В статье излагаются взгляды на необходимость соответствия контроля методическим и дидактическим требованиям обучения. Подчеркивается важность систематичности и эффективности контроля. В статье приводятся рекомендации по повышению уровня эффективности фронтального контроля, а также предлагаются наиболее объективные формы контроля коммуникативных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка.

Annotation.

The article is devoted to the implementation of pedagogical control of knowledge, skills and abilities of students in foreign language lessons at school. The article discusses the concept of knowledge, types of control, its forms, objects, functions, methods and requirements for implementation as one of the main components of the educational process. The article outlines the views on the need for control compliance with the methodological and didactic training requirements. The importance of systematic and effective control is emphasized. The article provides recommendations for increasing the level of effectiveness of frontal control, and also offers the most objective forms of control of the communicative skills of students in foreign language lessons.

Ключевые слова: контроль, объекты контроля, виды контроля, функции контроля, коммуникативные компетенции, иностранный язык.

Key words: control, objects of control, types of control, control functions, communicative skills, foreign language.

Повышение качества образования - это одна из основных и актуальных проблем современной системы образования. Качество обучения напрямую зависит от системного контроля и правильной организации учебного процесса [1]. Контроль в обучении иностранному языку является важной частью в учебно-воспитательном процессе. Он выявляет степень сформированное™ полученных знаний, умений и навыков, а также коммуникативных компетенций обучающихся в соответствии с государственным стандартом и требованиями программы.

Контроль позволяет учителю всесторонне наблюдать за процессом обучения, анализировать полученные данные, корректировать и совершенствовать процесс обучения, помогает подобрать наиболее эффективные приемы и методы обучения, а также способствует более объективному оцениванию практических знаний обучающихся. С помощью контроля, обучающиеся могут самостоятельно оценивать полученные знания и отслеживать прогресс в обучении в процессе усвоения знаний. Контроль стимулирует мотивацию обучащихся к изучению иностранного языка и подталкивает их к достижению наиболее высоких результатов.

Актуальность темы контроля объясняется проблемой реализации различных видов и форм контроля на уроках иностранного языка, с целью выведения объективной оценки уровня знаний школьников по иностранному языку.

К решению данной проблемы приступили многие современные методисты и учителя. Среди них можно назвать таких методистов, как Э.Л.Носенко, Э.А.Штульман, И.А.Зимняя, В.А.Слоботчиков, Ж.В.Витковская, С.К.Фоломкина, М.Е.Брейгина и Е.А.Кунина.

Слово «контроль» в переводе с французского языка (controle) означает «список» или «ведомость». В русском языке данное слово стало использоваться только в начале XVIII века и приняло значение, аналогичное голландскому языку - «проверка наблюдения за чем - либо» [8]. Педагогический терминологический словарь определяет контроль как «наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков». Согласно словарю иностранных слов современного русского языка, понятие контроль - это «систематическая проверка, постоянное или периодическое наблюдение» [4; с. 345]. Наиболее точное определение контроля дает Звонников В.А, представляя педагогический контроль как «единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и обучаемых, и направлена на оценку результатов учебного процесса» [5; с. 224].

Из этого следует, что понятие «контроль» нужно рассматривать в его широком и узком значении:

• в широком значении контроль - это определение уровня усвоения и сформированности полученных знаний, умений и навыков за определенный период обучения.

• в узком смысле контроль - это определенный этап урока, необходимый для объективного оценивания результатов обучающихся.

Объект контроля - это степень сформированности разного рода компетенций, а именно[3]:

1. языковая или лингвистическая компетенция (знания и сформированные на основе их навыки в различных областях иностранного языка: грамматике, орфографии, фонетике и т.д.)

2. коммуникативная компетенция (умение применять полученные знания, умения и навыки в разнообразных ситуациях речевого общения, а также во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме и чтении)

3. межкультурная или социокультурная компетенция (обладание знаниями культуры страны изучаемого языка, культурными и национальными особенностями речевого общения носителей данного языка)

В России упор на речевую сторону обучения и необходимость, в первую очередь, решения учеником коммуникативных задач был сделан только в 60-х годах ХХ века. В современное время коммуникативный подход в обучении иностранному языку направлен на решение проблемы определения степени готовности обучающихся использовать иностранных язык как средство общения, а также умение применять полученные коммуникативные компетенции во всех видах речевой деятельности.

Контроль, как и другие компоненты учебного процесса, выполняет определенные функции. Современные методисты выделяют следующие функции контроля [7]:

• диагностическая или диагностирующая (объект контроля - иноязычное общение; «изменение учебного процесса на основе анализа результатов контроля» [1])

• корректирующая (коррекция подобранных инструментов контроля, приемов и упражнений, для достижения учебных задач)

• оценочная (определение качества работы учителя, результатов учащихся и эффективности учебного процесса)

• контролирующая или проверочная

• стимулирующая или мотивирующая (создание условий для повышения мотивации учащихся к изучаемому языку)

• предупредительная (предупреждает становление ошибочных навыков)

• развивающая или воспитательная (приемы и содержание контроля должны носить воспитательный и обучающий характер; воспитывает в учащихся способность к самоконтролю и самоанализу; приобщает учащихся к систематической работе)

• управленческая или функция обратной связи (получение необходимой информации об уровне подготовки учащихся, помогает учителю вовремя отреагировать на возникающие трудности)[6]

Чтобы контроль считался объективным, он должен отвечать определенным требованиям: объективность, систематичность, целенаправленность, четкость, учет количественной и качественной оценки результатов и дифференцированность подхода.

Существует несколько классификаций видов контроля. Общепринято выделяют три вида контроля по временному признаку:

S Текущий контроль. Осуществляется на каждом уроке для своевременного определения степени усвоения обучающимися знаний нового материала. Позволяет учителю корректировать учебный процесс для достижения цели и задач урока. Может осуществляться в различных формах, как в традиционных, так и в нетрадиционных, таких как ролевая игра и проект. Тестирование считается одной из часто применяемых форм текущего контроля, необходимой для проверки знаний, умений и навыков во всех видах речевой деятельности, а также проверки социокультурных и межкультурных знаний учеников. На уроках иностранного языка текущий контроль служит в первую очередь для проверки речевых умений обучающихся. В данном случае он может проводиться в форме опроса или беседы. Недостатком текущего контроля является его локальность, осуществление проверки только одного или нескольких фрагментов урока, невозможность оценить степень освоения выбранной компетенции в целом. Достоинства текущего контроля - это его регулярность и возможность отслеживать успеваемость учащихся с каждым уроком.

S Промежуточный контроль. Осуществляется после прохождения определенной темы урока или целого модуля, четверти или полугодия. Нужен для выявления уровня знаний, умений и навыков учащихся на определенном этапе обучения. Одним из основных достоинств промежуточного контроля является возможность оценить более крупный объем полученных знаний.

S Итоговый контроль. Осуществляется в конце каждого учебного года или по завершении определенного этапа обучения, курса. Итоговый контроль определяет степень сформированности знаний, умений и навыков учеников, а также их иноязычной коммуникативной компетенции в целом и это его основное достоинство. Позволяет оценить эффективность работы учителя, выбор программы обучения, а также использованных методов и приемов. Итоговый контроль или итоговая государственная аттестация прежде всего представлены в форме ЕГЭ (определяет уровень подготовки обучающихся средней школы к поступлению в высшие учебные заведения), ГИА (определяет уровень подготовки обучающихся основной школы к поступлению в средние специальные учебные заведения или дальнейшему продолжению учебы в старших классах школы), ВПР (определяет степень освоения полученных знаний, умений и навыков за период начального образования) [2].

Некоторые методисты, такие как Шатилов С.Ф., выделяют также несколько дополнительных видов контроля:

S Предварительный (пропедевтический) контроль. Позволяет оценить знания, умения и навыки учеников, полученные на предыдущих этапах обучения, дает представление об уровне начальных знаний. Может

применяться совместно с итоговым контролем для выявления степени сформированности знаний, позволяет проанализировать динамику, а также позволяет определить уровень ученика (advanced, starter and etc.)

S Тематический контроль. Осуществляется по завершении определенной темы, модуля учебника.

S Отсроченный контроль. Проверяет остаточные знания обучающихся по определенной теме или нескольким темам по истечении длительного времени.

S Модульный или рубежный контроль. Оценивает полученные знания учащихся за определенный модуль перед изучением нового.

Согласно способу проведения контроля выделяется несколько различных форм контроля. В первую очередь, контроль бывает фронтальный, индивидуальный, групповой и парный. Выбор определенной формы контроля зависит от поставленных учителем целей и задач.

Фронтальный контроль - это наиболее часто используемая форма контроля, отвечающая основным требованиям - регулярность, активность и одновременный максимальный охват учеников. Учитель может проводить фронтальный контроль несколько раз и на разных этапах урока, это позволяет обеспечивать высокий темп работы. Из недостатков фронтального контроля можно назвать его поверхностный характер, что приводит к недостаточно объективной оценки ответов. Фронтальная форма контроля больше всего подходит для текущего, тематического или отсроченного контроля.

Мы предлагаем следующие методические рекомендации по применению фронтального контроля на уроках иностранного языка:

1) Заранее определить место фронтального контроля в плане урока

2) Заранее определить время, которое может быть затрачено на проведение контроля

3) Четко и ясно сформулировать задания или вопросы, применяемые учителем для оценки знаний обучающихся.

4) Не позволять перехода к индивидуальной форме контроля, так как это снизит темп работы, а также эффективность раннее примененной формы контроля.

Индивидуальный контроль - наиболее подходящая форма контроля для проверки коммуникативных компетенций каждого из учеников по отдельности. В процессе решения определенной коммуникативной задачи ученик формулирует и высказывает свое мнение по теме, это позволяет учителю анализировать степень владения учеником монологической речью. Достоинством индивидуального контроля можно считать объективность оценки знаний, умений и навыков каждого отдельного ученика, данная форма хорошо подходит для итогового вида контроля. Из недостатков следует назвать пассивность класса в процессе ответа одного из учеников, что приводит к снижению темпа урока.

Парная и групповая формы контроля активно применяются на всех этапах урока для осуществления взаимной тренировки коммуникативных компетенций в различных языковых ситуациях. Данные формы контроля осуществляются для контроля владением диалогической речью. Достоинствами данных форм считается повышение активности обучающихся, их мотивации к предмету, а также развитие соревновательного духа, что напрямую ведет к эффективному совершенствованию речевых умений.

Самой эффективной формой контроля можно считать комбинированный контроль, то есть совмещение в себе нескольких форм контроля, например, индивидуального и фронтального контроля. Данная форма позволяет одновременно оценивать знания одного ученика и вовлекать в учебный процесс остальных обучающихся.

Все названные выше формы и виды контроля могут осуществляться как в письменной, так и в устной форме проведения. На уроках иностранного языка необходимо увеличить применение именно устной формы

контроля, так как она позволяет эффективно оценить коммуникативные навыки обучающихся, что реализует коммуникативный подход в обучении и является приоритетом в обучении иностранному языку в современное время.

Проанализировав различные формы и виды контроля, мы выделили на наш взгляд самые эффективные, активные и объективные формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся:

• Тест

• Проектная деятельность

• Устный опрос

• Эссе

• Игра

• Самоконтроль

• Монолог и диалог

• Контрольная работа по различным аспектам темы

• Итоговая государственная аттестация

Проблема реализации педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся на уроках иностранного языка в школе является актуальной проблемой, так как ее решение способствует повышению качества образования, а также позволяет улучшить сам процесс контроля, выявить его сильные и слабые стороны.

Контроль в обучении иностранным языкам является обязательной частью учебно - воспитательного процесса. Он позволяет оценить результаты деятельности одного учащегося, класса в целом, а также и самого учителя. Данные результаты позволяют учителю правильно определиться с формами, методами и приемами, которые будут соответствовать целям и задачам самой проверки и урока.

Для реализации одной из основных функций контроля, обратной связи между учителем и учеником, а также для повышения мотивации обучающихся, стремлению их к самоконтролю и самооцениванию, необходимо применять различные формы контроля, как традиционные, так и творческие. Для объективной оценки сформировавшихся знаний, умений и навыков необходимо выбирать наиболее подходящий вид контроля, опираясь на цель и задачи проверки. При разнообразном обучении у учеников формируется стремление к изучению иностранного языка, реализуется коммуникативный и дифференцированный подход в обучении и повышается степень качества обучения иностранному языку.

Список используемой литературы:

1. Бережных Н. Ю., Новолодская Н.С. Виды и формы контроля на занятиях по иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/vidy-i-formy-kontrolya-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 10.11.2020)

2. Гончарова А. В. Контроль и оценка деятельности учащихся при обучении русскому языку как иностранному // Эпоха науки. - 2016. - №5. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7kontrol-i-otsenka-deyatelnosti-uchaschihsya-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 10.11.2020).

3. Горина В.А. Функциональные проявления контроля в обучении иностранному языку (педагогический контроль и самоконтроль) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2016. - №2 (766). [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/funktsionalnye-proyavleniya-kontrolya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-pedagogicheskiy-kontrol-i-samokontrol (дата обращения: 10.11.2020).

4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. - М.: Аделант. - 2014. - С.

345

5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2007. - С. 224

6. Наумова В.А. Контроль обучения иностранным языкам. - 2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/609962 (дата обращения: 10.11.2020)

7. Плеханова М.В.Контроль в обучении ИЯ. - 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/p/PLEHANOVA/Studenten/MOIYA MMPIYA/Tab1/lek11 Plekhanova.pdf (дата обращения: 10.11.2020)

8. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка // Русский язык от А до Я. - М.: ЮНВЕС. -2003. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text15/001.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.