ОБЪЕКТЫ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Л.В. ЩЕРБАЧЕВА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России
Sherbacheva@rambler.ru
Специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Аннотация. Все объекты средств индивидуализации можно разделить на две большие группы. Раскрыта общая характеристика объектов средств индивидуализации. В условиях развития рыночной экономики вопросы охраны объекты средств индивидуализации приобретают особую актуальность.
Ключевые слова: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, фирменное наименование.
OBJECTS OF MEANS OF INDIVIDUALIZATION OF A LEGAL ENTITY
L.V. SHERBACHEVA,
candidate oflaw sciences, dotsent, dotsent ofthe department ofcivil law and process ofthe Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The analysis ofthe Russian legislation allows to draw a conclusion that all objects of means of an individualization can be divided on two big groups. The author opens a general characteristic of objects of means of an individualization. On the basis of it has drawn a conclusion that in the conditions of development of market economy questions ofprotection objects ofmeans ofan individualization get a special urgency.
Key words: trade marks; service marks; names ofplaces ofan origin ofthe goods; company names.
Все объекты средств индивидуализации можно разделить на две большие группы. Первая группа рассматривает средства индивидуализации товаров, работ, услуг. К ним относятся товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. Вторая группа рассматривает средства индивидуализации юридических лиц (фирменные наименования).
Товарные знаки и знаки обслуживания. Это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что он вместо товаров индивидуализирует услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один и тот же знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг.
Товарным знаком является оригинально оформленное графическое изображение, сочетание цифр, букв или слов и т.п., предназначенное отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Иначе говоря, товарный знак — это символ, который позволяет потребителю безошибочно определить, например, кто данный товар произвел.
Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридиче-
ских или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. В современных условиях роль сервиса возрастает, поэтому знаки обслуживания приобретают актуальность. Все чаще обслуживающие организации (банки, страховые компании, туристические агентства) регистрируют в Роспатенте свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания.
Товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются ГК в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации), поэтому, рассматривая правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания, будем оперировать понятием «товарный знак». Товарный знак может размещаться на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.
Право на товарный знак охраняется законом, а правовая охрана предоставляется на основании его государственной регистрации. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на него в отношении това-
ров, указанных в свидетельстве. Выдача свидетельства производится в течение месяца с момента регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
Правовая охрана товарного знака возможна только в том случае, если он зарегистрирован. Исключительное право владельца на товарный знак определяется в отношении тех товаров и услуг, которые перечислены в свидетельстве на товарный знак.
Виды товарных знаков. В ст. 1482 ГК дается классификация товарных знаков в зависимости от формы их выражения. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными комбинированными и др.
Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как существующими, так и придуманными. В качестве словесных товарных знаков могут использоваться астрономические названия, имена героев и исторических личностей, названия рек, морей, озер, название природных явлений. Кроме того, словесные товарные знаки могут совпадать с фирменным наименованием юридического лица.
В качестве словесного товарного знака могут также регистрироваться имена и фамилии людей1. Использование имени и фамилии в товарном знаке может оказать влияние на деловую репутацию и затрагивает личные неимущественные права носителей имени и фамилии, поэтому необходимо получить разрешение на использование имени и фамилии у самих правообладателей или их наследников.
Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы.
Изобразительные товарные знаки могут быть выражены в виде рисунков на разные темы. Это могут быть орнаменты, символы, комбинации фигур, изображения животных, птиц или стилизованных букв. Сюжетом для рисунков могут служить народные сказки, былины, разные символические мотивы. Особым видом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы).
Объемные товарные знаки — это трехмерные (по длине, высоте, ширине) обозначения, изготовленные из разного материала. К объемным товарным знакам относятся флаконы для духов, коробки для сигарет, бутылки для напитков и т.д.
'Товарный знак и его правовое значение. М., 1972. С. 28 \Прахов Б.Г., Зенкин Н.М. Справочное пособие по изобретательству, рационализации и патентному делу. Киев, 1980. С. 119; Сергеев В.М. О правовой охране знаков обслуживания // Вопросы изобретательства. 1987. № 12. С. 25.
Широкое распространение объемный товарный знак получил для обозначения разных марок автомобилей.
Комбинированные товарные знаки содержат в себе одновременно сочетание изобразительных, словесных и объемных элементов. Комбинированный товарный знак может содержать сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, букв и фигур и т.д. Примером комбинированного товарного знака могут быть этикетки. Композиция этикеток обычно содержит в цветовом исполнении изобразительные или словесные элементы.
Перечень видов товарных знаков не является исчерпывающим. Законодательство допускает регистрацию в качестве товарного знака других обозначений. Так, в некоторых странах охране подлежат звуковые (музыкальные мелодии, позывные радиостанций, шумовые эффекты), световые (разные световые эффекты), обонятельные (оригинальный запах товара) обозначения.
Наименование мест происхождения товара. Помимо товарных знаков и знаков обслуживания, ГК регулирует отношения, связанные с правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара (п. 1 ст. 1516).
Природные условия включают в себя почвенные, климатические и другие свойства. Под людскими факторами следует понимать культурные традиции, характерные для данной местности, а также профессиональные навыки местных мастеров. В связи с тем что географические названия в силу разных причин могут меняться, в определении наименования места происхождения товара говорится о том, что название географического объекта может быть также историческим.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в России во все-
общее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (п. 2 ст. 1516 ГК). Такая ситуация обычно случается тогда, когда использование наименования места происхождения стало настолько масштабным, что практически потеряло связь с географическим названием. Для примера можно привести пиво «Жигулевское». Производимое во многих регионах России, оно давно утратило связь с географическим названием «Жигули»2.
Использованием наименования места происхождения товара считается его применение на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Наименование места происхождения товара охраняется законом. Правовая охрана в России возникает на основании его регистрации, которая может быть произведена одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.
Регистрация наименования места происхождения товара подтверждается выдачей свидетельства, которое действует до истечения 10 лет, считая со дня подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара. Срок действия заявки может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства, государственного органа, прокурора или общественной организации:
• прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством;
• опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
• удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование места происхождения то-
2 Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика / Под ред. В.В. Семенихина. М., 2006.
вара или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки.
Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 1, 2 ст. 1473 ГК).
Структура фирменного наименования состоит из двух составляющих: сведения об организационно -правовой форме юридического лица и наименование. Это положение установлено нормами ГК и специальными законами, регулирующими деятельность коммерческих организаций, а также подтверждено выводами судебно-арбитражной практики. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. по делу № КГ-А40/67-04 отмечено: «Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица». Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа, разных аббревиатур и т.п.
Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в коммерческом обороте. В качестве фирменного наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание, за исключением некоторыхустанов-ленных законом ограничений. Так, специальными правовыми актами регулируется использование таких наименований, как «Россия», «Российская Федерация», «Москва» и производных от них слов и словосочетаний. В постановлении Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. № 2355-1 «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» указано, что «наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации».
Подпунктом 57 п. 1 ст. 333.33 НК определен размер государственной пошлины, уплачиваемый за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация». Ее размер составляет 10 тыс. руб. Государственная пошлина уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.
В отношении некоторых обозначений, которые могут быть включены в фирменные наименования, тоже существуют определенные правила, устанавливающие порядок и условия их использования. Так, слово «банк» и производные от него слова и словосочетания могут использовать в своих фирменных наименованиях только те организации, которым выданы лицензии на осуществление банковской деятельности (ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Существуют правила, ограничивающие использование слов «биржа» и «товарная биржа» (ст. 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»),
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
• полные или сокращенные официальные наименования России, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
• полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
• полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
• полные или сокращенные наименования общественных объединений;
• обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. Фирменное наименование должно:
• обладать различительной способностью. Оно должно быть новым и отличным от других для того, чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными коммерческими организациями, осуществляющими аналогичную
деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию — средства индивидуализации юридического лица. При несоблюдении этих положений суд может признать незаконным использование фирменного наименования юридическим лицом. Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов утвержден Роспатентом и Миннауки России 13 марта 1995 г. № 10/2-20215/23; ОР22-2-64;
• содержать указание на организационно-правововую форму. В силу требований п. 2 ст. 1473 , п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 97 ГК, п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, т.е. указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью — слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО;
• быть истинным. Название фирмы должно отражать только те сведения, которые соответствуют действительности. Фирменное наименование должно являться правдивой характеристикой деятельности организации и не вводить в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции;
• быть постоянным. Фирменное наименование должно быть неизменным в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе организации от одного собственника к другому.
Таким образом, в условиях развития рыночной экономики вопросы охраны фирменного наименование приобретают актуальность. Фирменное наименование является одним из основных способов индивидуализации юридического лица. Однако недостаточный уровень его правового регулирования порождает затруднения при практическом применении этого объекта интеллектуальной собственности.