Научная статья на тему 'Объекты пластики из керамики на выставочных площадках Иркутска лета 2015 года'

Объекты пластики из керамики на выставочных площадках Иркутска лета 2015 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ / SCULPTURE MADE OF DIFFERENT MATERIALS / ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ / ЛИТЬЕ ИЗ БРОНЗЫ / BRONZE CASTING / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ СКУЛЬПТОРА / SCULPTOR'S SPATIAL THINKING / ОСНОВНАЯ ТОЧКА ОБЗОРА / MAIN VIEW POINT / ПЛАСТИЧЕСКИЙ ВИДЕОРЯД / САДКА / CHARGE / ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PAGAN CULTURE / ПЛАСТИЧЕСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ / PLASTIC IMPRESSIONS / ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ / КЕРАМИСТ / CERAMIST / "КЕРАМИСТИКА" / "KERAMISTIKA" / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / TECHNOLOGICAL EXPERIMENT / ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНИКА / APPLIED TRAINING SCHOOL / PLASTIC CHARACTERS / PLASTIC VIDEO SEQUENCE / IMPLEMENTATION TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Копёнкина Ольга Юрьевна

Дан обзор художественной выставки «Мистерия. Скульптура Байкальской Азии. Ёрдынские игры 2015». Тематика выставки, а именно представление скульптуры Байкальского региона, объединила работы, созданные в разные эпохи. На основе экспонатов выставки скульптур разных габаритов из различных материалов, рассматривается развитие пластических знаков современной керамики и других материалов воплощения пространственного мышления скульптора (так, на выставке широко представлено литье из бронзы). Вместе со скульптурой из фондов Иркутского художественного музея, из коллекции А.А. Дедюхина и коллекции «Le Art Gallery» в состав экспозиции вошли и работы иркутских керамистов. Кроме того, лето 2015 года в Иркутске ознаменовалось и другими крупными художественными персональными и коллективными выставками, особое место среди которых занимает международный проект «Байкал-КераМистика-2015». В этом сезоне экспозиция керамической пластики предстала перед зрителями новыми формообразовательными модульными решениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERAMIC SCULPTURES AT IRKUTSK EXHIBITIONS IN SUMMER 2015

The paper gives a review of the art exhibition “Mystery. Baikal Asia Sculpture. Erdynskie Games 2015 “. The theme of the exhibition The presentation of the Baikal region sculpture brought together the works created in different epochs. The exhibits represented by the sculptures of various sizes made of different materials served the basis for the study of the development of plastic characters of modern ceramics and other materials implementing sculptor’s spatial thinking (e.g. the exhibition was rich in bronze casting). Along with the sculpture from the collection of the Irkutsk Art Museum, Dedyukhin’ collection and “Le Art Gallery” collection, the exhibition included the works of Irkutsk ceramists. In addition, the summer 2015 in Irkutsk was marked by other major artistic personal and collective exhibitions, among which the international project “Baikal-KeraMistika 2015” holds a special place. In this season, the exhibition of ceramic sculpture has showed new form-building modular solutions to the viewers.

Текст научной работы на тему «Объекты пластики из керамики на выставочных площадках Иркутска лета 2015 года»

Зона Зона

незначимости значимости

Рис. 3. Ось значимости с указанием ф*эмп=2,786

С помощью методов математической обработки данных обосновано, что превышение измеряемых показателей ЭГ над КГ статистически достоверно. Достоверность полученных результатов доказана с помощью ф*-критерия. Из сопоставления экспериментальных значений (ф*эмп=2,786) с критическими (ф*крит=2,31) на уровне значимости р=0,01 установлено статистически достоверное различие в характерах распределения слушателей по градациям уровней

сформированности показателей когнитивного компонента предметной компетентности.

Таким образом, анализ полученных данных подтверждает выдвинутую гипотезу об эффективности подготовительных курсов с выбором индивидуальной образовательной траектории в условиях личностно-ориентированного подхода.

Статья поступила 15.10.2015 г.

Библиографический список

1. Готская И.Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 114 с.

2. Кулешова Г.М. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. 22 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0822-4.htm (10.02.2014).

3. Могилев А.В. Модели процесса обучения младших школьников по курсу «Информатика и ИКТ» нового поколения // ИТ0-Р0И-2009 [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_10_27.html (10.02.2014).

4. Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 140 с.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.

6. Соловьева Т.В. Развитие методической системы обучения студентов дисциплине «Мировые информационные ресурсы» на основе личностно ориентированного подхода: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.02. Красноярск, 2011. 200 с.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

УДК 75 (571.54)

ОБЪЕКТЫ ПЛАСТИКИ ИЗ КЕРАМИКИ НА ВЫСТАВОЧНЫХ ПЛОЩАДКАХ ИРКУТСКА ЛЕТА 2015 ГОДА

© О.Ю. Копёнкина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дан обзор художественной выставки «Мистерия. Скульптура Байкальской Азии. Ёрдынские игры 2015». Тематика выставки, а именно представление скульптуры Байкальского региона, объединила работы, созданные в разные эпохи. На основе экспонатов выставки - скульптур разных габаритов из различных материалов, рассматривается развитие пластических знаков современной керамики и других материалов воплощения пространственного мышления скульптора (так, на выставке широко представлено литье из бронзы). Вместе со скульптурой из фондов Иркутского художественного музея, из коллекции А.А. Дедюхина и коллекции «Le Art Gallery» в состав экспозиции вошли и работы иркутских керамистов. Кроме того, лето 2015 года в Иркутске ознаменовалось и другими крупными художественными персональными и коллективными выставками, особое место среди которых занимает международный проект «Байкал-КераМистика-2015». В этом сезоне экспозиция керамической пластики предстала перед зрителями новыми формообразовательными модульными решениями.

Ключевые слова: скульптура из разных материалов; пластические знаки; литье из бронзы; пространственное мышление скульптора; основная точка обзора; пластический видеоряд; садка; языческая культура; пластические впечатления; техника исполнения; керамист; «КераМистика»; технологический эксперимент; школа обучения прикладника.

1Копёнкина Ольга Юрьевна, доцент кафедры дизайна, тел.: 89148750520,e-mail:v54@istu.edu Kopenkina Olga, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89148750520, e-mail: v54@istu.edu

CERAMIC SCULPTURES AT IRKUTSK EXHIBITIONS IN SUMMER 2015 O.Yu. Kopenkina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper gives a review of the art exhibition "Mystery. Baikal Asia Sculpture. Erdynskie Games 2015 ". The theme of the exhibition - The presentation of the Baikal region sculpture - brought together the works created in different epochs. The exhibits represented by the sculptures of various sizes made of different materials served the basis for the study of the development of plastic characters of modern ceramics and other materials implementing sculptor's spatial thinking (e.g. the exhibition was rich in bronze casting). Along with the sculpture from the collection of the Irkutsk Art Museum, Dedyukhin' collection and "Le Art Gallery" collection, the exhibition included the works of Irkutsk ceramists. In addition, the summer 2015 in Irkutsk was marked by other major artistic personal and collective exhibitions, among which the international project "Baikal-KeraMistika 2015" holds a special place. In this season, the exhibition of ceramic sculpture has showed new form-building modular solutions to the viewers.

Keywords: sculpture made of different materials; plastic characters; bronze casting; sculptor's spatial thinking; main view point; plastic video sequence; charge; pagan culture; plastic impressions; implementation technique; ceramist; "Kera-Mistika"; technological experiment; applied training school.

Лето 2015 года в Иркутске было отмечено крупными художественными коллективными выставками. В начале июня выставка, посвященная 70-летию Победы, уступила большой зал второго этажа Иркутского областного художественного музея (отдел Сибирского искусства) интереснейшей, по замыслу организаторов, экспозиции скульптур из разных материалов под названием «Мистерия. Скульптура Байкальской Азии». Временной диапазон выставки широк: экспозиция включала экспонаты как культовой деревянной скульптуры XVIII века (например, скульптура Иоанна Богослова (рис. 1)), так и произведения тематической современной живописи. Стеклянные витрины вошли в организацию большого пространства самого зала. Из фондов музея были представлены археологические экспонаты, в том числе миниатюрная примитивная круглая скульптура и мощные каменные плиты с петроглифами. Было легко почувствовать и хронологические рамки, и разрывы во времени, не заполненные какими-либо пластическими знаками своей эпохи. Камень - древнейший знак творческого времени. Творцы древности научились диагностировать каменное сырье по твердости и превратили самые твердые породы в инструменты для творчества. Железный век предложил мастерам «свои услуги».

Рис. 1. Скульптура Иоанна Богослова (XVIII в.; дерево)

Самый большой раздел выставки - литье из бронзы. Современная скульптура из фондов музея сформировала тематическое направление художественной мысли, рожденное из жизни народов-кочевников. Заявленная тема скульптуры Байкальской Азии невольно движет мысль по этому пути. А чем является современная скульптура нашего региона, как не принадлежностью к культуре Байкальской Азии?! И темы здесь много шире. Остается мифология, быт кочевника, вера в возможности человека восточного мировоззрения с публично поощряемым родом деятельности с принадлежностью к касте воинов, шаманов, кочевников-животноводов. Остается неизменным интерес к живым объектам мира природы, возможно скрывающим тайный смысл. Языческое мировоззрение с родовым благополучием под защитой невидимых помощников довлеет над красотой личностного преображения. Отголоски даоской и буддисткой скульптуры, и культовой, и прикладной, широко распространенной на Востоке, прочитываются в некоторых работах из металла. «Драгоценность, исполняющая желания» Дмитрия Будажабэ (2006) предлагает свой взгляд с прикладным подходом к материалу, воспринятым культурой современного Прибайкалья (рис. 2). На мой взгляд, это самая яркая черта художественного металла Востока начала тысячелетия. Пространственное мышление современного скульптора вбирает многотысячелетний опыт прикладной школы работы с металлом восточного региона. Техника литья из ювелирной бронзы (сплав меди и олова) позволяет моделировать тонкие детали и придавать элементы изящности, противопоставляя большие гладкие поверхности трудоемко детализированным участкам. Подчеркнуто мощное пластическое движение часто оформляется по всем законам прикладной школы ювелиров: завершенность и полнота литой композиции достигаются через постаменты, зачастую выполненные из других материалов: дерева, камня, поделочного камня, камня с оковкой металлом.

Любовь именно к такой трактовке привлекает коллекционеров. На выставке представлен ряд бронзовых скульптур - ранних работ Дашинима Бальжанови-ча Намдакова (из коллекции А.А. Дедюхина): «Всадник» (1999), «Всадник» (2000), «Старый воин» (2001) и

др. (рис. 3, 4). Элементы реалистического искусства сплетаются в одной композиции с атрибутикой воинских знаков, поданых с признаками прикладного композиционного подхода через веерную развертку стрел в плоскости основной точки обзора в «Равновесии» Петра Гармаева. Внешне статичная композиция напоминает трюк в момент приостановленного падения. Вспоминается леонардовское: «Ходьба - упорядоченное падение». Равновесие, падение, равновесие... создают алгоритм движения. Из коллекции Иркутского художественного музея представлена скульптура «Пространство», созданная в 2007 году Гэсэром Бато-ровичем Зодбоевым. Тот же реалистический подход в трактовке фигуры. Но крылья-руки переносят зрителя к сокрытому образу птицы, осваивающей необъятный простор Неба.

Льва Ивановича Серикова выглядит довольно странно своим попаданием по тону в плотность металла, его весомость. Попадая по тону, «Волхвы», «Голгофа», «Марк Шагал» отличаются принципиально другим подходом к пластике. Крупные части лица, кисти рук, часто фрагментарность подачи и, особенно, театральность жестов. Возникают иные тематические рамки. Деревянные, визуально тяжелые фигурки (например, серия «Байкальские Ветра») напоминают многократно увеличенные нэцкэ и разительно отличаются от скульптуры окружения не темой, а образами с присущей театральной мимикой, переходящими из одного пластического объекта в другой. Тематически безграничная серия «Большие художники» этого же автора предполагает пластический видеоряд, который может разворачиваться долговременным творческим процессом с единым пластическим языком, который выявлен в работе «Марк Шагал» (рис. 5).

Рис. 2. Д. Будажабэ. «Драгоценность, исполняющая желания» (2006; литье, бронза; из фондов ИОХМ) (здесь и далее представлены фото автора)

Деревянная скульптура Байкальской Азии оказалась представленной единственным автором, чьи работы находятся в коллекции Иркутского художественного музея. Среди металлической скульптуры дерево

Рис. 3. Б.Д. Намдаков. «Всадник» (1999; бронза, литье; из коллекции А.А. Дедюхина)

Рис. 4. Б.Д. Намдаков. «Старый воин» (1999; бронза, литье; из коллекции А.А. Дедюхина)

Рис. 5. Л.И. Сериков. «Марк Шагал» (2011; дерево; из коллекции ИОХМ)

В витринах большого зала представлена резьба по кости конца второго тысячелетия с соответствующими темами «Мамонт» (Ф.И. Марков.), «Дух души предков» (К.М. Мамонтов), «Шаман» (В.А. Русаев).

Для экспозиции керамической скульптуры отведен боковой зал, примыкающий к главному с бронзовой скульптурой. Однако ряд экспонатов из керамики оказался в большом зале в пространстве, отделяющем культовую деревянную скульптуру и бронзовую. Двигаясь от стен к центру зала, зрителю представилась последовательность вероятных переживаний: от деревянных скульптурных изображений евангельского ряда через керамику с шаманской звуковой тематикой в центр зала к облаченным в доспехи воинам, где столь удачно металлические доспехи и оружие реальных прототипов совпали с материалом скульптуры. Зрителю, ищущему цветовых впечатлений, свой путь сопереживания мастерам лучше начинать с живописных полотен и, минуя блестящую бронзовую скульптуру Дугарова Зандан Даши-Нимаевича, устремиться к темной бронзе центральной части зала.

На выставке зрители могли увидеть и работы иркутских керамистов: Г.Я. Борисова, Т.А. Ерошенко, А.В. Поляницы, Е.А. Таволжанской, И.В. Таволжанско-го, О.Ю. Копёнкиной. В работах с узнаваемым языком всегда привлекает что-то новое. Достижения в керамике в равной степени могут состояться и в области пластики, и в области цвета, и в области технологии. Там, где пластика и цвет вместе работают на образ, где у скульптуры нет каркасов и надо справиться, «договориться» с глиной, там, где многое решается в обжиге, и с огнем тоже надо «договариваться», там движется, живет процесс изготовления керамики. И на каждом этапе хочется разглядеть что-то новое, неизвестное ранее. В процессе перехода на материал авторы не допускают ремесленников в технологическую цепочку изготовления вещи. Я полагаю, что в бронзовой скульптуре не обойтись без специально обученных ремеслу литейщиков, фамилии которых не представлены на выставках. Единственным помощником у мастеров керамики может быть мастер-теплотехник, который освободил бы художника-керамиста от наблюдения за процессом обжига и поведением материала в процессе термообработки. Часто процесс окончания активного обжига сразу переходит в руки автора, который манипулирует раскаленным объек-

том, следуя задуманной авторской методике дальнейшей обработки материала, в то время как основная часть садки планомерно переходит в стадию остывания.

Прибайкальская Азия в лице керамистов представила в основном тему языческой культуры бурят: «Камлание» (Г.Я. Борисов) (рис. 6), «Песнь о Байкале», «Степная красавица» (Е.А. Таволжанская, И.В. Таволжанский), «Духи предков» (Т.А. Ерошенко), «Языческое дерево» (О.Ю. Копёнкина) (рис. 7). Летописное упоминание о загадочном «бабре» отсылает к моей работе «Бабр» (2005) из легкоплавкой глины (рис. 8). Прямо из печи, еще горячей, скульптуру привезли на мою первую персональную выставку 2005 года, и в таком виде было решено ее оставить. Естественный цвет глины со следами кальцинирования и графическими линиями, выполненными еще в мягком материале - самые простые средства выражения в керамике. Духом примитивной скульптуры проникнута парная керамическая скульптура Т.А. Ерошенко «Перволоси» (2014) (см. рис. 7) и декоративная вертикальная композиция «Безмолвие» (2012).

Свои пластические впечатления к тематической выставке скульптуры отнес и Андрей Поляница. Самым благоприятным образом ему удалось раскрыть «цветодиалоговую» парную скульптуру: красно-синяя статуэтка барышни эпохи ВХУТЕМАСа отразилась, как в зеркале, в сине-красной статуэтке барышни означенной эпохи поиска форм и неожиданных решений (рис. 9). Сформированный пластический язык автора отсылает зрителя к бытующим в его творчестве сферическим подиумам, яйцеголовым существам, мимик-рированным конечностям, локальным цветовым решениям вроде черного металлика или золотой эмали и т.п. Казалось, этот весьма агрессивный набор не способен создать милейшую керамическую вещь, беспроигрышную, связавшую образы отечественной культуры прошлого с современностью. Однако именно такая работа состоялась. Получилось произведение вне времени, подобное работе Л.Н. Назаровой под названием «Сервиз для Ли Ен Ву». Их можно выставлять всегда без утраты актуальности. Если бы состоялась выставка произведений, знаковых для кого-либо из названных авторов, эти две работы заняли бы там свое законное место.

Рис. 6. Г.Я. Борисов. «Камлание» (2015; керамика)

Рис. 7. Т.А. Ерошенко. «Духи предков» (2014; керамика), «Перволоси» (2014; керамика)

Рис. 8. О.Ю. Копёнкина. «Бабр» (2005; керамика)

Рис. 9. А.В. Поляница. «Супрематические девы» (2015; керамика)

В чем же секрет притягательности этих работ? Проанализируем. Первое качество - отсутствие желания подражать самому себе. Вдруг возникает, именно возникает, нечто, не похожее на все предыдущее. При этом мастерство на утрачено, набор средств тот же. Второе качество - иной подход к цвету: оставлено место для «дыхания» материала, автор немного пододвинул свое «я», иными словами, проект поставил позади материала. Причину надо искать исключительно в мозговых процессах. Выход на более высокий уровень от выставки к выставке - цель каждого художника. В отличие от постепенного роста хорошо видно, когда происходит прорыв. Третье качество -техника исполнения должна совпасть с образом воплощения и быть неслучайной для автора. Каким-то непостижимым образом специалистам становится ясным присутствие автора во всем происходящем, рождение вещи изнутри. Точно так же видны в экспозиции керамики техники, не нашедшие оптимального образа для своего воплощения, случайные, интересные сами по себе, но не имеющие отношения ни к теме воплощения, ни к автору. Часто разбалансиро-ванность связки «автор - образ - техника исполнения» становится очевидной только после полного за-

вершения работы, и тогда незавершенные работы растягиваются на годы, пока не находится правильный подход, не чужеродный прием для завершения. Дух вещи уловить непросто. В композиции А.В. Поляницы «Супрематические девы» дух довлеет над языком, позволяя последнему быть сколь угодно несовершенным без ущерба для работы.

Небольшая экспозиция керамической пластики среди многочисленной скульптуры из металла уже не первый год компенсируется широкой международной «КераМистикой». В итоговой выставке этого года «Байкал-КераМистика-2015», которая открылась в Музейной студии 9 июля (рис. 10), керамика господствует, процветает, осознает себя материалом для грандиозных замыслов (здесь мы видим двухнедельные «этюды и наброски»). «Байкал-КераМистика-2015», освободившаяся, наконец, в этом сезоне от рамок номинаций, предстала перед зрителем формообразовательными модульными решениями, крупногабаритными составными пластическими объектами, декоративными композициями, вариациями на тему традиционной гончарной формы, пластами, скульптурами, технологическим экспериментом (рис. 11, 12).

Рис. 10. Открытие однодневной выставки по итогам международного художественного симпозиума «Байкал-КераМистика-2015»

Рис. 11. Тору Курокава «Все для прекрасной Земли» (2015; керамика)

Рис. 12. Ширин Кочак Озескиджи. Из серии «Круги» (2015; керамика)

Для анализа «КераМистики 2015» следует выбрать направление. Можно обратить внимание на региональные особенности в современной экспериментальной керамике, например, познакомиться с творчеством художника из Японии Тору Курокава (см. рис. 11) или художников из Турции Ширин Кочак Озескиджи (см. рис. 12) и Исмет Юксель. Можно выделить работы мастеров сибирского региона, уже знакомых нам по совместным проектам последнего времени, таким как: региональная художественная выставка «Сибирь-Х1 (Омск, 2013), «Чай с радугой» (в рамках ярмарки «АРТ-Красноярск-2014), «Енисей -Ангара: великие реки сибирского искусства» (Иркутск, 2014). Можно говорить исключительно об иркутских керамистах. К сожалению, такие мастера, как В. Максимов, В. Никишин, А. Абрамов, А. Поправко, перестали со временем выставляться керамикой. Эти авторы

вполне успешно занимаются живописью, графикой, скульптурой, дизайном, хотя все они хорошо знакомы с академической школой обучения и становления прикладника. Они на практике знают цену трудоемкости изготовления керамики. В то же время иркутские прикладники ждут притока новых творческих сил, и не без основания: на ольхонских семинарах мы уже не раз встречаем имена выпускников кафедры дизайна ИР-НИТУ.

Итак, лето 2015 года в Иркутске было отмечено крупными художественными коллективными и персональными выставками. Понимая масштабность международного проекта по художественной керамике «Байкал-КераМистика-2015» и объем представленного на нем материала, следует посвятить этому событию отдельное исследование.

Статья поступила 22.09.2015 г.

Библиографический список

1. Стекло и керамика в пейзаже 2005-2013. Каталог выстав- художник, 1982. 248 с ки / сост. Е.А. Власова, А.Ю. Пузанова. СПб.: Елагиноост-ровский дворец-музей, Музей художественного стекла, 2013.

2. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. М.: Советский

УДК 811.111-26

ЭВОЛЮЦИЯ SELF В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

3. Нестерова Т., Нестеров А. Мелкая пластика древнего Китая // Декоративное искусство СССР. 1983. № 10. С. 48-49.

© Н.А. Корепина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье рассматривается эволюция слова Self в английском языке. Слово Self анализируется как ядерный компонент функционально-семантической категории самости в диахронии. Слово Self отражает ядерное свойство личности, ее самость. В древнеанглийский период значение самости, рефлексивности передавалось личными местоимениями с Self, прилагательным Self и словами с префиксом Self-. Среднеанглийский период ознаменован появлением существительного Self и возвратных местоимений. В ранненовоанглийский период установилась дифференциация усилительных и возвратных self-местоимений по значению и функциям. Ключевые слова: самость; функционально-семантическая категория самости; Self; oneself; префикс Self-.

EVOLUTION OF SELF IN THE ENGLISH LANGUAGE N.A. Korepina

National Research Irkutsk Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The evolution of the word Self in the English language is discussed in the article. The word Self is analyzed as a core component of the functional and semantic category of Self in the diachrony. The word Self reflects the core property of the personality, its identity. In the Old English period the meaning of self-identity, reflexivity was expressed by personal pronouns with Self, an adjective Self and words with the prefix Self-. In the Middle English period the noun Self and reflexive pronouns appeared. The early Modern English established the differentiation between the intensifying and reflexive self-pronouns by the meaning and functions.

Key words: Self; functional and semantic category of Self; oneself; prefix Self-.

Понятие категории самости в философии, психологии, антропологии тесно переплетается с одноименной категорией в языке, в том числе английском. Наблюдается взаимосвязь категории самости с категориями рефлексивности, персональности, самооценки [5-8]. Настоящая статья посвящена эволюции Self в

английском языке как репрезентанта функционально-семантической категории самости.

С одной стороны, грамматически категория самости представлена рефлексивными конструкциями (или возвратными, как их называют В.И. Жигадло, И.П. Иванова, Л.Л. Иофик), под которыми понимают

1 Корепина Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: (3952) 405202, e-mail: cosmir@yandex.ru

Korepina Natalia, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 2, tel.: (3952) 405202, e-mail: cosmir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.