Научная статья на тему 'Объекты культурного наследия, связанные с Великой Отечественной войной, на территории Мурманской области'

Объекты культурного наследия, связанные с Великой Отечественной войной, на территории Мурманской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

265
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурное наследие / объекты культурного наследия / памятники военной истории / Великая Отечественная война / Мурманская область / historical and cultural heritage / objects of cultural heritage / monuments of military history / Great Patriotic War / Murmansk region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алёхин Виталий Дмитриевич, Бертош Андрей Александрович

В статье даётся краткий обзор типологии и местоположения военно-мемориальных объектов в регионе. На основе практического опыта рассматриваются особенности сохранения, изучения и популяризации объектов культурного наследия, связанных с Великой Отечественной войной, расположенных на территории Мурманской области. Делается попытка очертить потенциальные пути взаимодействия государства, муниципалитетов и общества в деятельности по сохранению историко-культурного наследия. Намечаются перспективы и возможные проблемы популяризации памятников военной истории, их актуализации в современных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алёхин Виталий Дмитриевич, Бертош Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural heritage sites connected with Great Patriotic War in Murmansk region

The article gives a brief overview of the typology and location of military memorial sites in the region. Basing on practical experience are considered different features of the preservation, studying and popularization of objects of cultural heritage connected with Great Patriotic War and located in Murmansk region. Authors make an attempt to outline potential ways of cooperation between the state, municipalities and society in the conservation of historical and cultural heritage and also prospects and problems of the popularization of military history sites, their actualization in modern social conditions.

Текст научной работы на тему «Объекты культурного наследия, связанные с Великой Отечественной войной, на территории Мурманской области»

АЛЁХИН В. Д., БЕРТОШ А. А.

Объекты культурного наследия, связанные с Великой Отечественной войной, на территории Мурманской области

ALEKHIN V. D., BERTOSH A. A.

Cultural heritage sites connected with Great Patriotic War in Murmansk region

Сведения об авторах:

Алёхин Виталий Дмитриевич, ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей», отдел по изучению и популяризации историко-культурного наследия Мурманской области, заведующий e-mail: nasledie.mo@mail.ru

Бертош Андрей Александрович, ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей», отдел по изучению и популяризации историко-культурного наследия Мурманской области, научный сотрудник e-mail: bertosh.andrei@yandex.ru

Authors:

Alekhin Vitalii Dmitrievich, Murmansk Regional Museum of Local Lore, Department of studying and popularization of historical and cultural heritage of Murmansk region, Head of Department e-mail: nasledie.mo@mail.ru

Bertosh Andrey Aleksandrovich, Murmansk Regional Museum of Local Lore, Department of studying and popularization of historical and cultural heritage of Murmansk region, research fellow e-mail: bertosh.andrei@yandex.ru

Аннотация:

В статье даётся краткий обзор типологии и местоположения военно-мемориальных объектов в регионе. На основе практического опыта рассматриваются особенности сохранения, изучения и популяризации объектов культурного насле-

дия, связанных с Великой Отечественной войной, расположенных на территории Мурманской области. Делается попытка очертить потенциальные пути взаимодействия государства, муниципалитетов и общества в деятельности по сохранению историко-культурного наследия. Намечаются перспективы и возможные проблемы популяризации памятников военной истории, их актуализации в современных социальных условиях. Abstract:

The article gives a brief overview of the typology and location of military memorial sites in the region. Basing on practical experience are considered different features of the preservation, studying and popularization of objects of cultural heritage connected with Great Patriotic War and located in Murmansk region. Authors make an attempt to outline potential ways of cooperation between the state, municipalities and society in the conservation of historical and cultural heritage and also prospects and problems of the popularization of military history sites, their actualization in modern social conditions.

Ключевые слова:

историко-культурное наследие, объекты культурного наследия, памятники военной истории, Великая Отечественная война, Мурманская область. Keywords:

historical and cultural heritage, objects of cultural heritage, monuments of military history, Great Patriotic War, Murmansk region.

Важнейшая роль Великой Отечественной войны в истории российской государственности и её ключевое значение для формирования современной гражданской идентичности определяют ценность связанных с ней памятников и территорий. Объекты военно-исторического наследия региона, являясь материальными артефактами местной истории, содействуют её пониманию в качестве неотъемлемой части истории общегосударственной. Некоторые из них стали в каком-то смысле туристическими брендами, известными за пределами области и активно размещаемыми на сувенирной продукции. Особенно актуализируется значение памятников Великой Отечественной войны в контексте сегодняшних культурных и социально-политических вызовов.

В Мурманской области принят на государственную охрану 51 памятник, имеющий отношение к Великой Отечественной войне (около 12% от общего числа объектов культурного наследия

в регионе), из них: один объект культурного наследия федерального значения, 47 - регионального и три выявленных объекта культурного наследия. Расположены данные памятники на территории семи муниципальных образований (Печенгский район - 24 объекта, ЗАТО г. Североморск - 8, Кольский район - 6, г. Мурманск - 5, ЗАТО Александрова - 3, Кандалакшский район - 3, ЗАТО г. Заозёрск - 2) и относятся к различным типам, в том числе: мемориальные сооружения на братских могилах и в местах захоронений - 20; памятники в местах, связанных с историческими событиями, - 6; мемориальные комплексы - 4 и т. д.

Местоположение и типо-видовая принадлежность указанных объектов культурного наследия во многом обусловлены ходом военных действий на Кольском Севере. Наибольшее количество памятников расположено на территории Печенгского района, где шли масштабные бои. Значительная часть объектов, принятых на государственную охрану, находится в закрытых административно-территориальных образованиях, где в период Великой Отечественной войны действовали крупные морские и авиационные базы. Ряд памятников располагается вблизи побережья Баренцева моря, свидетельствуя о боевой активности Северного флота и десантных операциях.

Сохранение объектов культурного наследия на территории региона в правовом отношении регулируется ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1 и Законом Мурманской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Мурманской области»2.

Правовыми основаниями принятия рассматриваемых объектов на государственную охрану являются соответствующие решения органов власти. Данные акты хронологически относятся к периоду с 1960 по 2015 г.3 Практически все памятники, за исключением од-

1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (с изм. и доп. на 09.03.2016 г.).

2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Мурманской области: Закон Мурманской области от 26.10.2006 г. № 801-01-ЗМО (с изм. и доп. на 03.07.2015 г.).

3. Последнее решение о принятии подобного объекта на государственную охрану (по состоянию на 14.03.2016 г.) - распоряжение Комитета по культуре и искусству Мурманской области от 24.06.2015 г. № 3 «О внесении в перечень выявленных объектов культурного наследия Памятника героям-подводникам Северного флота, посвя-щённого прорывам подводников в гавань Лиинахамари в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».

ного объекта культурного наследия федерального значения4, поставлены на охрану региональными органами исполнительной власти. Объекты, отнесённые к категории местного (муниципального) значения, в Мурманской области отсутствуют. Все объекты культурного наследия в регионе, имеющие отношение к Великой Отечественной войне, приняты на государственную охрану в качестве памятников, ни один из них не причислен к ансамблям или достопримечательным местам.

Вместе с тем памятники, признанные объектами культурного наследия, - это лишь небольшая часть от общего числа военно-мемориальных сооружений, относящихся к Великой Отечественной войне, которых на территории Мурманской области насчитывается более 400. По итогам масштабной инвентаризации, проходившей в рамках региональной целевой программы5, многие из них были признаны «объектами, представляющими собой историко-культурную ценность» и рекомендованы к постановке на государственную охрану. Но до принятия органами власти соответствующих решений деятельность, связанная с такими объектами, регулируется другими законодательными актами6 и пересекается с вопросами сохранения культурного наследия только частично.

Проведение исследовательской работы, целями которой являются, в том числе, подготовка материалов для разработки предметов и зон охраны рассматриваемых объектов культурного наследия и определения границ их территории, имеет свою специфику.

Многие памятники находятся в местах, доступ к которым затруднён даже в летние месяцы, а со второй половины осени до конца весны практически невозможен. Ряд из них оказался в удалении от активно используемых маршрутов в связи с упразднением населённых

4. Памятник героям-подводникам Северного флота, павшим в борьбе с немецкими захватчиками (расположен в г. Полярном, автор Кербель Л. Е.) принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР. См.: О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 (с изм. и доп. на 14.02.2009 г.).

5. Об утверждении региональной целевой программы «Инвентаризация объектов недвижимого имущества - памятников истории и культуры, относящихся к государственной собственности Мурманской области, в 2006-2007 гг.»: постановление Правительства Мурманской области от 29.07.2005 г. № 304-ПП/9 (с изм. и доп. на 26.07.2007 г.).

6. Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 (с изм. и доп. на 05.04.2013 г.); Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ (с изм. и доп. на 04.11.2014 г.).

пунктов и ликвидацией либо передислокацией воинских частей, на территории которых они располагались. Зачастую у подобных объектов отсутствуют собственник, балансодержатель или шефствующая организация. Очевидно, что указанные обстоятельства не способствуют сохранности памятников и затрудняют их исследование и мониторинг текущего состояния.

Документы региональных органов власти советского периода, касающиеся постановки объектов на государственную охрану, имеют ряд особенностей. Во-первых, в данный момент затруднительно установить основания принятия на охрану некоторых памятников, хотя схожие и даже идентичные объекты зачастую на охране не находятся. В документации, сопровождающей решения государственных органов, в большинстве случаев не конкретизировано, в чём заключается историко-культурная ценность объекта. Во-вторых, в постановлениях того времени о принятии памятников на охрану (отпечатанных на машинке, иногда с рукописными правками) встречаются ошибки, опечатки и неточности, притом что каждое слово таких документов имеет формальную юридическую силу. Для решения этой проблемы приходится либо прибегать к методам интерпретации текста, либо проводить исследование с привлечением широкого круга дополнительных источников - архивных материалов, кино-, фотохроники, подшивок периодической печати, свидетельств очевидцев и т. д. Необходимо также отметить, что в Мурманской области советские документы о постановке объектов на охрану и установлении их охранных зон крайне редко сопровождаются иллюстративными и картографическими материалами.

Свою специфику государственной охраны имеют памятники и памятные знаки на братских могилах и в местах захоронений. Их наименования сформулированы в решениях о принятии на охрану следующим образом: «обелиск на захоронении», «обелиск на братской могиле», «памятник на братской могиле», «стела на захоронении», «обелиск на воинском кладбище»7, «братская могила», «воинские захоронения», «захоронение»8 и т. п. Основанием постановки

7. О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Печенг-ского района и г. Североморска с территорией, подчинённой горсовету: решение Исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 03.06.1988 г. № 187.

8. О принятии под государственную охрану памятников местного значения, связанных с Великой Отечественной войной и историей края: решение Исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 10.04.1985 г. № 178.

на государственную охрану таких объектов является в первую очередь их историческое и мемориальное значение, а не художественная ценность самих памятников, которые зачастую являются типовыми. Исходя из этого основной частью предмета охраны подобного объекта должно быть само захоронение и его существующее местоположение. Вместе с тем следует учитывать и необходимость охраны мемориального знака, упомянутого в акте органа власти, находя разумный компромисс между сохранением его исторического облика и возможностью благоустройства памятника в дальнейшем. Кроме того, необходимо отметить сложность, а порой и невозможность, проверки информации о количестве погребённых, указанной в наименованиях некоторых объектов культурного наследия («Захоронение (более 40 могил) советских воинов, погибших в 1941-1944 гг.», «Воинские захоронения погибших в 1941-1944 гг. (31 могила)»9 и т. д.), приведённых в решениях о постановке на государственную охрану.

Определённые проблемы наблюдаются и при изучении памятников, находящихся в местах, связанных с историческими событиями («Обелиск на месте боя 6-й героической комсомольской батареи»10, «Обелиск на месте гибели отряда разведчиков под командованием А. Я. Юневича» и т. д.), так как в настоящее время затруднительно документально подтвердить, что расположение объекта точно соответствует заявленному месту.

Деятельность по сохранению памятников военной техники (танки, артиллерийские орудия и т. п.), являющихся объектами культурного наследия или их составными частями, имеет свои особенности, и зачастую невозможна без обращения к профильным экспертам, которые отсутствуют в штате региональных органов исполнительной власти и учреждений культуры. Привлечение сторонних специалистов возлагает на областной бюджет дополнительные расходы. Помимо этого, существуют трудности с поиском аутентичных запчастей для такой техники.

Значительная часть военно-мемориальных объектов на данный момент нуждается в капитальном ремонте. Многие памятники,

9. О принятии под государственную охрану памятников местного значения, связанных с Великой Отечественной войной и историей края: решение Исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 10.04.1985 г. № 178.

10. Об утверждении списка памятников истории и культуры Мурманской области, подлежащих охране как памятники местного значения: решение Исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся от 05.06.1968 г. № 29.

связанные с Великой Отечественной войной, были сооружены непосредственно в военное время и первые послевоенные годы из недолговечных материалов. Помимо того, негативное воздействие на их состояние оказывают климатические условия Арктической зоны.

Органы муниципальной власти, в собственности которых находится ряд подобных объектов, пытаются, опираясь на собственные ресурсы, решать задачи по восстановлению и благоустройству мемориалов, но зачастую средств хватает только на проведение текущего ремонта, носящего ситуационный характер и связанного с подготовкой к различным юбилейным и памятным датам.

Организация ремонтно-реставрационных работ на памятниках военной истории является одной из важнейших задач в деле их сохранения и требует постоянного государственного внимания и поддержки. Реализация на уровне областных органов исполнительной власти целевых программ по данному направлению позволит обеспечить муниципалитеты финансовыми средствами на проведение капитальных ремонтных работ, благоустройство территории и дальнейшее содержание мемориалов.

Представляется, что сохранение объектов культурного наследия будет осуществляться наиболее эффективно при объединении усилий власти и общества. Позитивным примером подобного взаимодействия была деятельность в советский период Мурманского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. К такой работе следует привлекать администрации муниципальных образований региона, в том числе путём расширения практики присвоения памятникам категории объектов местного (муниципального) значения. Также необходимо актуализировать опыт советских времен и более активно развивать шефство различных организаций и предприятий над памятниками военной истории, особенно над объектами, у которых на сегодняшний день нет собственника.

Признавая важность и полезность проявлений гражданской сознательности, направленной на сохранение памяти о Великой Отечественной войне, необходимо упомянуть, что порой активизм, сочетаясь с правовым нигилизмом, может нанести и вред историко-культурному наследию. На территории региона известны случаи, когда участниками поисковых отрядов, занимающихся поиском и перезахоронением останков советских солдат, совершались попытки перенесения стоящих на государственной охране захоронений, обнаруженных ими вдали от населённых пунктов, в более «подходящие»,

с их точки зрения, места. Другой случай, получивший широкую огласку, связан с мемориальной экспедицией, проводившейся Тюменской общественной организацией, в ходе которой на ряде памятников, имеющих статус объектов культурного наследия регионального значения, были закреплены ни с кем не согласованные таблички11.

Важным направлением деятельности, связанной с объектами культурного наследия, является их популяризация. Одним из условий отнесения артефактов прошлого к историко-культурным ценностям является осознание их обществом в данном статусе. На практике часто приходится сталкиваться с тем, что люди, даже прожившие на одном месте несколько десятилетий, имеют очень поверхностное представление о памятниках региона, в том числе о тех, которые находятся в непосредственной близости от их дома. В данной ситуации большое значение приобретает актуализация наследия, то есть его «включение... в современную культуру путём активизации социокультурной роли памятников и их интерпретации»12. Стоит отметить, что популяризация культурного наследия имеет и негативную сторону, так как увеличение потока туристов повышает риски для его сохранности. С этой проблемой уже столкнулся природный парк регионального значения «Полуострова Рыбачий и Средний», в котором находится значительное количество памятников истории, в том числе связанных с Великой Отечественной войной.

Историко-культурное наследие региона, имеющее отношение к Великой Отечественной войне, обладает значительным потенциалом как с точки зрения формирования гражданско-патриотического сознания населения, так и с позиции развития военно-исторической туристской аттрактивности региона13. Презентация для широких слоёв населения объектов военного наследия и музеефикация мемориальных комплексов могут открыть перед регионом новые перспективы.

11. Экспедиция-2015 «Огненными вёрстами Победы». URL: https://vk.com/ expedition2015ovp (дата обращения: 10.03.2016).

12. Свичкарь И. Г. Теоретико-методологические основы сохранения историко-культурного наследия // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 12 (303). История. Вып. 55. С. 92.

13. Иванов А. А. Военно-историческое наследие как фактор социально-экономического развития региона // Военно-юридический журнал. 2008. № 11. С. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.