Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ ИЗО ЛЬДА И СНЕГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

ОБЪЕКТЫ ИЗО ЛЬДА И СНЕГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL TOURISM / ARCHITECTURE AND SCULPTURE FROM ICE AND SNOW / УРНЫЙ ТУРИЗМ / АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ИЗ ЛЬДА И СНЕГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мубаракшина Фирдания Дамировна, Саляхова Маргарита Ракифовна

Статья посвящена исследованию направлений культурного туризма в России. Рассмотрен отечественный опыт строительства объектов архитектуры и производства скульптуры из льда и снега. Представлен ряд примеров организации зимних фестивалей-конкурсов архитектуры и скульптуры. Приведены фотоиллюстрации примеров. Обозначены выводы и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS FROM ICE AND SNOW IN THE SPHERE OF CULTURAL TOURISM: RUSSIAN EXPERIENCE

The article is devoted to the study of cultural tourism directions in Russia. The domestic experience of architecture objects construction, and ice and snow sculptures production is considered. A number of the winter architecture and sculpture festivals-competitions organizing examples are presented. The photo illustrations of the examples are given. The conclusions and prospects are indicated.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ ИЗО ЛЬДА И СНЕГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

АРХИТЕКТУРА

Mubarakshina F.D.

candidate of architecture, associate professor, Kazan State University of Architecture and Engineering

Salyakhova M.R. senior lecturer of the «Building design» department, Kazan State University of Architecture and Engineering

Мубаракшина Фирдания Дамировна

кандидат архитектуры, доцент кафедры «Проектирование зданий», Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Саляхова Маргарита Ракифовна старший преподаватель кафедры «Проектирование зданий», Казанский государственный архитектурно-строительный университет

OBJECTS FROM ICE AND SNOW IN THE SPHERE OF CULTURAL TOURISM: RUSSIAN

EXPERIENCE

ОБЪЕКТЫ ИЗО ЛЬДА И СНЕГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Summary: The article is devoted to the study of cultural tourism directions in Russia. The domestic experience of architecture objects construction, and ice and snow sculptures production is considered. A number of the winter architecture and sculpture festivals-competitions organizing examples are presented. The photo illustrations of the examples are given. The conclusions and prospects are indicated.

Key words: cultural tourism, architecture and sculpture from ice and snow.

Аннотация: Статья посвящена исследованию направлений культурного туризма в России. Рассмотрен отечественный опыт строительства объектов архитектуры и производства скульптуры из льда и снега. Представлен ряд примеров организации зимних фестивалей-конкурсов архитектуры и скульптуры. Приведены фотоиллюстрации примеров. Обозначены выводы и перспективы.

Ключевые слова: культурный туризм, архитектура и скульптура из льда и снега.

Постановка проблемы. По данным Всемир- на местных жителей, со временем приобрела попу-

ной Туристской Организации (ВТО), культурный лярность для внутренних туристов, а затем посте-

туризм сегодня является главным направлением ту- пенно оказалась привлекательной и для внешних

ристской деятельности в мире. Доходы от сферы туристов.

культурного туризма так велики, что способны пол- Туризм впечатлений (experience tourism) по-

ностью обеспечить финансирование мероприятий гружает туристов в культурную среду территорий

по сохранению и развитию культурного наследия, отдыха, дает возможность познакомиться с меро-

что отмечалось в 1998 году на Международной кон- приятиями, выходящими за рамки стандартных ту-

ференции ЮНЕСКО в Стокгольме (Швеция). ров, а также сформировать навыки посредством

Культурный туризм - это путешествия за пре- личного участия туриста в исторических рекон-

делы постоянного места жительства, цель его - зна- струкциях, интерактивных музейных программах, в

комство с материальной и нематериальной культу- ремесленных мастер-классах, в том числе, в кон-

рой коренного населения, проживающего на терри- курсах ледяных скульптур, а также в традиционных

ториях отдыха. К современным подвидам праздниках, ярмарках, гуляниях и фестивалях. культурного туризма, раскрывающим потенциал Анализ последних исследований и публика-

периодических культурных событий, относятся об- ций. В России потенциал культурного туризма

зорный, культурно-познавательный, экскурсион- обеспечивается уникальным культурно-историче-

ный, событийный туризм, а также туризм впечат- ским наследием и широким этническим составом

лений [1], которые раскрывают ценность и актуали- населения с богатыми культурными традициями.

зируют сохранение культурного наследия Рост спроса туристов на событийный туризм и на

местностей, организующих туристскую деятель- туризм впечатлений свидетельствует о необходи-

ность. мости архитектурной организации особых объек-

Событийный туризм (event/festival tourism) тов, предназначенных к вовлечению туристов в со-предназначен реализовать интерес туристов к куль- бытийный туризм. В контексте всего выше сказан-турным событиям в местах отдыха. Для этого орга- ного, освоение ледовой архитектуры и скульптуры, низовываются фестивали, выставки, конкурсы, яр- с одной стороны, - один из кратчайших путей ремарки, традиционные и религиозные праздники, шения проблемы, а с другой стороны, - наиболее концерты и так далее. Основная часть организуе- доступный и в то же время востребованный способ мых событий, изначально ориентированная только организации досуга коренного населения.

Практическая деятельность по освоению снега и льда как перспективных строительных материалов в последние 10-15 лет ведется в России достаточно активно. Что касается теоретических разработок, то публикаций по ледовым объектам немного, ряд работ издан авторами настоящей статьи [2-4].

Цель статьи. Выше перечисленное актуализирует исследование проблем и особенностей практики использования снега и льда при возведении архитектурных объектов и изготовлении скульптур. Поэтому необходимы изучение и анализ отечественного опыта ледового строительства последних лет, что и является основной целью настоящей статьи.

Изложение основного материала. В контексте заявленных вопросов рассмотрим несколько объектов, построенных в ряде крупных городов России.

Москва, композиции из ледяных сооружений и скульптур [5].

В канун новогодних праздников в столице каждый год создаются новые ледовые композиции на пяти площадках: на Поклонной горе, на Красной Пресне, на ВДНХ, в Сокольниках и в Лужниках (фото 1). Москва преображается, главной ее зимней достопримечательностью становятся переливающиеся всеми цветами радуги ледяные объекты, надолго остающиеся в памяти москвичей.

Фото 1. Ледяные композиции на площадках Москвы

Этой зимой ледяной фестиваль в парке Победы на Поклонной горе посвящен грядущему чемпионату мира по футболу. Ледовые мастера установили более 40 ледяных объектов и скульптур, объединенных в восемь композиций - по количеству групп ЧМ-2018. Гости могут полежать на русской печи, посидеть на царском троне, забраться на дракона или в голландскую мельницу.

Посетители увидят караван из Саудовской Аравии, идущий мимо египетских пирамид. Рядом построены русские избы и церкви, знаменитый уругвайский монумент «Пальцы». Еще на выставке представлены мини-копии Биг-Бена, ледяные миниатюры Панамского канала, Эйфелевой башни и собора Парижской Богоматери, ледяная пирамида Кукулькана индейцев Майя в Мексике, ледяная копия замка белой цапли Химедзи в Японии и другие символы стран-участниц ЧМ-2018. Центральной фигурой является ледяная копия Московского

Кремля с пятью башнями. Высота скульптур составляет три-шесть метров.

Русские скульптуры из льда представлены в Галерее на Красной Пресне. В здании площадью 450 кв. метров круглогодично сохраняется минусовая температура, поддерживается профессиональная подсветка и звучит музыка. Лучшими скульпторами России изготовлены фигуры персонажей произведений русской литературы: басен Крылова, сказок Пушкина и Ершова. Экспозиция может быть интересна и взрослым, и детям, соотечественникам и туристам. Проект уникальный, на создание экспозиции ушло девяносто тонн льда из родниковой воды.

В районе ВДНХ зимой традиционно заливается каток, который считается самым большим в мире. Все катаются вокруг знаменитых фонтанов «Каменный цветок» и «Дружба народов». В 2017

году посреди озера воздвигнут ледяной мост «Северное сияние». Программа фестиваля снежных скульптур «Вьюговей» настолько насыщена, здесь каждый найдет занятие по душе: сани, сноуборды, лыжи, коньки. Вокруг елки устраиваются новогодние забавы, организуются ярмарки, народные гуляния, выступают народные коллективы. Здесь же можно отведать национальные кулинарные угощения и попить горячий чай.

В знаменитом парке в Сокольниках работает музей ледяных скульптур «Полярная звезда», где москвичи и гости столицы смогут познакомиться с традиционными жилищами народов Севера, собачьими упряжками, атрибутами жизни северян. Здесь же можно увидеть фигуры пингвинов, тюленей, китов, белых медведей, моржей, касаток. Ландшафт Северного полюса и многое другое заставит посетителей по-новому взглянуть на многие вещи.

Фестиваль «Ледниковый период» в Лужниках проходит ежегодно с начала зимы и до весны. Территория делится на две половины. В одной расположены детские аттракционы: ледяные пещеры, ледяной аквариум, лабиринт, ловушки и горки. Другая часть посвящена мультфильму «Ледниковый период», также здесь размещена галерея «Камелот» с рыцарями, замками, драконами. Всего для фестиваля в Лужниках изготавливается более 70 фигур из льда и снега.

Санкт-Петербург, исторический Ледяной дворец [6].

В 2006 году в Петербурге на Дворцовой площади был построен ледяной дворец - точная копия хором, возведенных во времена Анны Иоанновны в Петербурге в 1740 году (фото 2). Тогда в первый раз в России лед использовали в качестве строительного материала, а возведение Ледяного дома было посвящено 10-летию восхождения на престол русской императрицы Анны Иоанновны и победе в войне над Турцией.

Фото 2. Ледяной дом Анны Иоанновны, воспроизведенный в Санкт-Петербурге в наши дни

Именно в этом Ледяном дворце 6 февраля 1740 года состоялась знаменитая свадьба шутов князя Голицына и вдовы Бужениновой. Проект Ледяного дома был разработан архитектором Петром Михайловичем Еропкиным, а сама постройка производилась под личным наблюдением Анны Иоанновны несмотря на сорокаградусные морозы.

Современный ледовый комплекс 2006 года состоял из дворца, бани, двух слонов и других исторических ледовых композиций, воссозданных по описанию академика Петербургской Академии наук Георга Вольфанга Крафта [6]. Высота дворца около шести метров, а общая площадь - примерно сто квадратных метров. Для его комнат была изготовлена мебель изо льда - столы, стулья, кровать, посуда и зеркала. Восстановленный «памятник архитектуры» посетили тысячи петербуржцев. 12

марта 2006 года с наступлением весны и в связи с опасностью обрушения Ледяной дворец был снесен.

Якутск, Всероссийский фестиваль «Зима начинается в Якутии» [71.

В ледовом парке «Северное сияние» г. Якутска в шестой раз, а в статусе международного - второй раз, проводится международный конкурс ледовых и снежных скульптур «Бриллианты Якутии» (фото 3). Участниками стали более 30 команд из Китая, Монголии, Голландии, Франции, Белоруссии, Башкортостана, Республики Тыва, Чувашии, Санкт-Петербурга, Московской области, Якутии. Это профессиональные и самодеятельные художники, скульпторы, мастера прикладного искусства, работающие с такими не простыми материалами как лед и снег.

Фото 3. Работы конкурса ледовых фигур «Бриллианты Якутии»

Среди них преподаватели и студенты вузов, колледжей, училищ РФ и из зарубежья. Возраст участников - от 18 лет и старше, из них формировались команды по два человека. Устроители и участники были довольны: якутский лед самый лучший - плотный и одновременно чистый, прозрачный, без всякой желтизны и песка.

Конкурсы проводились в главных номинациях «Ледовая скульптура» и «Снежная скульптура», а также победителям были присвоены премии спонсоров в номинациях «Традиции и самобытность», «Мастер снега и льда», «Творческий полет», «Оригинальность композиции» и «Мастерство резьбы».

Фестиваль направлен на организация культурного отдыха жителей и гостей Якутска в зимнее и весеннее время, а также создание привлекательного имиджа города Якутска как центра Арктической культуры.

Хабаровск, конкурс ледовых скульптур «Амурский хрусталь» [8].

В Хабаровске ежегодный конкурс ледовых скульптур «Амурский хрусталь» проводится в 15-й раз. Творческие соревнования проходят у нарядной новогодней елки в городском парке отдыха «Динамо». Как обычно, в «ледовом сражении» участвуют 10 команд, состоящие из двух человек каждая. Среди 20 конкурсантов профессиональные и самодеятельные хабаровские художники и скульпторы. Многие авторы скульптур принимают участие в творческом первенстве не первый год. Некоторые

из мастеров, побеждавших в конкурсах прошлых лет, представляли Хабаровск в Харбине (Китай) на Международном фестивале снега и льда.

Главная тема ледовых скульптур за все время существования конкурса остается неизменной -«Зимняя сказка». Для воплощения своих замыслов каждая команда получает ледяной блок размером 2х2х0,5 метра. На изготовление объемной, двухсторонней скульптуры участникам дается три дня. Скульптуры оцениваются по ряду критериев: учитываются техника и мастерство обработки льда, степень законченности произведения, рациональное использование материала, оригинальность композиционного решения и общее впечатление от произведения, складывающееся у публики (фото 4).

Условия работы: при создании скульптур можно применять лед, воду, а также материалы, полученные при обработке льда (авторы имеют право намораживать на основной блок ледяные части и детали из кусков, ранее отколотых от него). Нельзя использовать искусственные опоры, декоративные элементы и покраску льда. По завершении конкурса все скульптуры оснащаются цветной подсветкой и остаются на местах в парке до конца февраля, где их могут обозревать посетители и гости.

Команды, занявшие первое и второе места в конкурсе «Амурский хрусталь», отправятся на Международный фестиваль снега и льда в город Харбин.

Фото 4. Ледяные работы участников конкурса «Амурский хрусталь» в г. Хабаровске

Красноярск, фестиваль-конкурс «Волшебный лёд Сибири» [9].

«Волшебный лёд Сибири» проходит в Красноярске с 2013 года. Первый фестиваль был посвящен 165-ой годовщине со дня рождения В.И. Сурикова и 385-ой годовщине со дня основания г. Красноярска. В последующие годы художники творили на свободные темы.

В Красноярске в рамках VI международного фестиваля-конкурса «Волшебный лёд Сибири» за призовые места боролись по 10 команд: мастера из Японии, Латвии, Беларуси, Якутии и городов России - Москвы, Перми, Шелехова, Хабаровска, Красноярска и Сосновоборска (фото 5). В следующем году планируется, что фестиваль-конкурс станет частью культурной программы Универсиады 2019 года.

Фото 5. Ледяные композиции, конкурса «Волшебный лёд Сибири» (г. Красноярск, 2016-2018 гг.)

Выводы и предложения. Известен многолетний положительный мировой опыт организации конкурсов ледовых объектов, Япония и Китай - это те страны, где были заложены основы традиций и темы для создания изделий из льда и снега. Тематика этих конкурсов с каждым годом расширяется, включая в себя изготовление произведений от мелкого штучного масштаба до производства огромных архитектурных комплексов, памятников архитектуры, что позволяет повысить познавательный эффект и расширить интерес участников и населения, а также, соответственно, повысить экономический эффект от проведения мероприятий.

Как показывает практика, технический и художественный уровень скульптур отечественных фестивалей ледяной архитектуры и скульптур несколько ниже зарубежных, поэтому очевиден вектор развития на повышение технических возможностей, расширение тематики конкурсных работ и укрепление интереса населения. Отечественные фестивали ледяных и снежных произведений кроме того, способствуют укреплению межкультурных контактов: в российских фестивалях все чаще участвуют зарубежные скульпторы и художники, а наши специалисты стараются принимать участие в мероприятиях стран Европы и Азии [7-9].

Обобщение опыта отечественных фестивалей ледяной архитектуры и снежных скульптур позво-

лило выделить главные цели этих мероприятий, которые направлены на популяризацию и совершенствование искусства мастеров художественной обработки льда и снега, поддержку художественного потенциала талантливых молодых художников и скульпторов, вовлечение взрослого населения и молодежи в интересный и познавательный досуг; на развитие конкурентоспособной отечественной туристической индустрии, призванной повысить интерес к национальной культуре, привлечение интереса к самобытным традициям местного населения как у своих жителей, так и у гостей; формирование структуры организации культурного отдыха населения в зимнее время: организация народных гуляний, ярмарок, приуроченных к зимним фестивалям и традиционным национальным и религиозным праздникам, таким, например, как Масленица и Крещение; достижение высокого экономического эффекта от посещения населением и туристами ледовых фестивалей.

Список литературы:

1. Степанчук А.В. Принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере Республики Татарстан) / А.В. Степанчук // Автореферат на соиск. уч. ст. канд. архит. / Н. Новгород, 2017. - 22 с.

2. Мубаракшина Ф.Д. Архитектура изо льда и снега: исчезающая красота / Ф.Д. Мубаракшина //

Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета / Казанск. гос. архитект.-строит. ун-т. - Казань, 2017. - №3(41). -С. 41-48.

3. Саляхова М.Р., Мубаракшина, Ф.Д. Исторические примеры снежной и ледяной архитектуры в России / М.Р. Саляхова, Ф.Д. Мубаракшина // Роль образования и науки в развитии российского общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (13.11.2017 г., г. Москва). [Электронный ресурс]. - М.: Импульс, 2017. - С. 77-81.

4. Мубаракшина, Ф.Д., Саляхова М.Р. К истории вопроса строительства из снега и льда / Ф.Д. Мубаракшина, М.Р. Саляхова // Творческие и инновационные подходы в образовании, науке и искусстве: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 13 ноября 2017 г., г. Санкт-Петербург: НОО Профессиональная наука, 2017. - С. 290-296.

5. Ледяные скульптуры в Москве // Электронный ресурс. URL: http://god2018.su/ledyanye-skulp-tury-v-moskve- (дата обращения: 25.02.2018).

6. Ледяной дворец в Санкт-Петербурге // Электронный ресурс. URL: http://fisnyak.ru/news/1/2010-12-20-3257 (дата обращения: 26.02.2018).

7. Зима начинается в Якутии // Электронный ресурс. URL: https://news.rambler.ru/other/35414965-zima-nachinaetsya-s-yakutii-ledovyh-del-mastera-vozvodyat-skazochnyy-gorodok/ (дата обращения: 26.02.2018).

8. Конкурс ледовых скульптур «Амурский хрусталь» // Электронный ресурс. URL: https://27r.ru/news/khabarovsk/81426-v-khabarovske-nachalsya-chetyrnadtsatyj -ezhegodnyj -konkurs-le-dovykh-skulptur-amurskij-khrustal-2016 (дата обращения: 28.02.2018).

9. «Волшебный лед Сибири» // Электронный ресурс. URL: http://1line.info/novosti-sibiri/novosti-krasnoyarskogo-kraya/item/74502-volshebniy-led-sibiri (дата обращения: 27.02.2018).

Leonova V.A.

candidate of agricultural Sciences, professor FGBOU VOMGTUN.E. Bauman Grishanova O. V.

head of the Botanical garden of the Solovetsky Museum-reserve

Frolova A. V. magistr the 2-year FGBOU VO MGTU N.E. Bauman Леонова Валентина Алексеевна кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВОМГТУ им. Н.Э. Баумана Гришанова Ольга Васильевна Заведующая ботаническим садом Соловецкого музея-заповедника

Фролова Анна Владимировна магистрант 2 курса, ФГБОУ ВО МГТУ им. Н.Э. Баумана

THE HISTORY OF THE CREATION AND THE PRESENT STATE OF THE LARCH ALLEY IN THE BOTANICAL GARDEN «KHUTOR GORKA» ON SOLOVKI

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИСТВЕННИЧНОЙ АЛЛЕИ В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ «ХУТОР ГОРКА» НА СОЛОВКАХ

Annotation: The Solovki world is the image of human existence, the interrelationship of the cultural and natural heritage. The object of our study is the botanical garden of the Solovetsky Museum-Reserve, and the object of study is a larch alley planted with the hands of prisoners.

The avenue is a unique memorial to the unyielding creative spirit of the Russian people and is preserved as a planning and de-corer element in the garden.

Key words: botanical garden, larch alley, camp period, Makaryevskaya desert, Khutor Gorka, Solovki.

Аннотация: Соловецкий мир - это образ человеческого бытия, взаимосвязь культурного и природного наследия. Объектом нашего исследования является ботанический сад Соловецкого музея - заповедника, а предметом изучения - лиственничная аллея, посаженная руками заключённых.

Аллея является уникальным мемориальным памятником несгибаемого творческого духа русского человека и сохраняется как планировочный и декоративный элемент на территории сада.

Ключевые слова: ботанический сад, лиственничная аллея, лагерный период, Макарьевская пустынь, Хутор Горка, Соловки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Solovetsky archipelago includes more than two hundred islands. Ancestors called the surrounding White Sea Frozen: the water temperature in it only reaches the maximum + 8°C by the end of summer. The

archipelago is associated with the Valdai glaciation about 9 thousand years ago.

Solovetsky Islands, with all their natural originality, initially were of little use for the permanent life of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.