Объекты инновационной деятельности в образовательном процессе1
А. П. Бердашкевич,
к. ю. н., советник аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Инновации рождает интеллектуальная деятельность. Образовательный процесс может служить источником инноваций. Действия и обучающего, и обучаемого, как правило, содержат признаки творческой деятельности. Оба субъекта образовательного процесса создают и используют результаты своего и заимствованного творческого труда.
Правовой статус продуктов творческого труда работников образования до недавнего времени был определен федеральными законами. До 2004 года отраслевое законодательство в области образования содержало особые правовые нормы, которые отражали тогдашний подход законодателя к распределению прав на объекты интеллектуальной собственности в области образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» в части 7 статьи 39 устанавливал, что образовательному учреждению принадлежит право собственности «на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности». Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части 2 статьи 27 устанавливал, что высшему учебному заведению принадлежит право собственности на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения. При желании упомянутые нормы можно было трактовать как источник правовой коллизии отраслевых законов с Патентным законом Российской Федерации, а также с положениями Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [1] (в ред. от 20.07.2004 №72-ФЗ). Упомянутые нормы придавали всем объектам интеллектуальной собственности оттенок служебного взаимодействия. Из ныне действующей редакции текста отраслевых законов упомянутые нормы исчезли [2], так как в 2004 году были исключены, соответственно, часть 7 статьи 39 из текста закона «Об образовании» и часть 2 статьи 27 из текста закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Правовой статус объектов интеллектуальной собственности, созданной в образовательных учреждениях, не стал яснее после такой реформы образовательного законодательства и нуждается в уточнении.
Образовательные инновации характерны тем, что они по сути своей перманентны. Образовательный процесс не может быть реализован без активного и заинтересованного взаимодействия обучающего и
обучаемого. Каждый учебный год или в каждой учебной группе преподаватель обучает тем же предметам новых учеников, других, не тех, что вчера, час или год назад. Преподаватель всегда модифицирует образовательный процесс, адаптируя его под обучаемый контингент. В образовательном процессе, как правило, наличествует инновационный элемент как необходимая составляющая эффективного обучения. Инновационную составляющую нельзя вычленить или исключить из образовательного процесса. Поэтому лекция или урок как объект авторского права никогда не представляет собой окостеневшую конструкцию, зачастую не повторяясь даже в существенных деталях. Изменение средств технического сопровождения лекции или урока вынуждает менять форму и способ изложения учебного материала. Техника является самым простым источником модернизации образовательного процесса. Для России гораздо более существенным фактором являются глубинные процессы модернизации общественного самосознания и самоощущения, с очевидность обнаруживающие себя в период социальных реформ.
Настоящая работа имеет целью исследовать правовой статус инновационных объектов интеллектуальной собственности, созданных и используемых субъектами образовательной деятельности.
Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года было введено исключительное право на использование произведений. Это право было признано передаваемым. Впервые в истории нашей страны была провозглашена охрана смежных прав. Следующий этап в развитии российского авторского права начался с вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
Общепринятое международным сообществом понятие «промышленная собственность» было введено в отечественное законодательство Конвенцией по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883 (ред. от 02.10.1979)2. Промышленная собственность характеризуется тем, что ее объекты находят применение в экономической де-
1 Работа выполнена за счет средств гранта РГНФ № 05-03-03417а.
2 Конвенция ратифицирована СССР 19 сентября 1968 года с оговоркой.
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
ятельности и существуют в форме изобретений, промышленных образцов, полезных моделей или в ином виде. Понятие промышленной собственности было впервые введено в текст Парижской конвенции об охране промышленной собственности на Гаагской конференции в 1925 году. Предшествующие тексты Парижской конвенции перечисляли многочисленные объекты промышленной собственности, однако не раскрывали само понятие.
В отличие от произведений, охраняемых авторским правом, для которых преобладающее значение имеет форма выражения, для объектов промышленной собственности важнее содержание. Исключительное право на объекты промышленной собственности основывается на специальном охранном документе, выданном компетентным органом. Необходимость специальной регистрации для объектов промышленной собственности обусловлена тем, что в отличие от произведений, охраняемых авторским правом, объекты промышленной собственности могут быть созданы независимо друг от друга несколькими лицами. Поэтому необходимо удостоверить первенство создателя.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Законодатель не уточняет критериев, по которым информация может быть отнесена к произведениям науки, литературы или искусства. Более того, принадлежность конкретного произведения к науке, литературе или искусству не является отличительным признаком всех объектов авторского права. Российское законодательство не содержит понятия, эквивалентного по смыслу понятию «произведение в области образования». Поэтому любое произведение, созданное с целью реализации образовательных услуг, может быть рассмотрено как предмет юридического регулирования законодательством об авторских и смежных правах. Произведения, созданные в области образования (лекция, доклад, выступление, схема практического занятия, план урока или иное), при необходимости могут быть отнесены к произведениям науки, литературы или искусства в зависимости от конкретной формы и вида выступления.
Авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется на обнародованные или необнародованные произведения, существующие в объективной форме, а именно: в рукописной, машинописной и/или иной форме; в форме устного публичного произнесения; в форме механической, магнитной, цифровой, оптической или иной звуко- или видеозаписи; в форме рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео- или фотокадра или иного изображения; в форме объемно-пространственной модели, макета, сооружения или в иных формах. Из приведенного перечисления видно, что любые
материалы, самостоятельно подготовленные учителем или профессором, могут попасть под действие норм авторского права. Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права. Конкретные авторские права не исчерпываются модификациями и видовыми представлениями, которые прямо названы в законе [3].
Законодатель не относит к объектам авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Законодатель не уточнил содержание юридической конструкции «информационный характер сообщения». Ясно, что часть материалов, используемых при предоставлении образовательных услуг, носит именно информационный характер. Как правило, лектор не является создателем содержательной части указанных материалов. Лектор использует уже известные факты, логические схемы и аналитические построения. Авторское право лектора может быть распространено на форму подачи, компоновку и способ представления материалов, а не на их смысловое наполнение. Авторское право лектора может быть распространено на рассказ о теореме Ферма, но не формулу теоремы, на рассказ о поэте или даже на фонограмму стихов, но не сами стихи, на внешний вид и компоновку сборника трудов, но не сами работы, включенные в сборник. Законодательство об образовании обязывает участников образовательного процесса соблюдать соответствующие образовательные стандарты и образовательные программы. Законодатель регламентирует наполнение образовательного процесса. Лектор может не быть автором информационно-содержательной части образовательной программы. Но каждая лекция, проведенный урок или сделанный доклад может стать объектом исключительных прав. Личные неимущественные права не имеют экономического содержания. В этом их основное отличие от имущественных прав. Имущественные авторские права являются оборотоспособными. Производными субъектами авторского права могут быть любые лица. Кроме имущественных прав, которые переходят к ним в объеме и на условиях, указанных в законе или договоре, они могут осуществлять и некоторые личные авторские права.
Многие продукты творческого труда, создаваемые для реализации образовательного процесса или созданные вследствие реализации образовательного процесса, обладают свойствами, присущими объектам интеллектуальной собственности. Каждое произведение состоит из структурных элементов, таких как стиль или система изложения, художественные образ или сюжет, тема или идея изложения, научные трактовки или обоснования, набор гипотез или фактов. Некоторые из этих элементов воспринимаются
непосредственно и относятся к форме произведения. Другие элементы составляют содержание произведения. Элементы содержания любого авторского произведения могут появляться в творчестве разных лиц, работающих независимо друг от друга. С формой это случается реже.
Категории «образование» и «обучение» имеют разный правовой статус. Под образованием российский законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается, соответственно, «достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом».
Понятия «образовательные услуги» или «обучение» шире, чем понятие «образование». Основное их различие состоит в том, что «образование» сопровождается официальной констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. «Образование» в общем случае предполагает наличие активных субъектов деятельности: ученика и учителя. «Образование» осуществляется по государственному регламенту с обязательным использованием набора образовательных стандартов, программ и специальностей, соответствующих уровням и ступеням образования. Область употребления категории «обучение» включает в себя «образование», но зона его использования гораздо шире. То же можно сказать относительно категории «образовательные услуги». Обучение производится практически во всех областях жизнедеятельности человека, а не только в той, которую регулируют отраслевые федеральные законы об образовании. Могут быть использованы разные формы оценок и критериев для обозначения факта обучения по направлениям иным, чем указанные в государственной системе профессионального образования. Например, при обучении шахматной игре уровень подготовки учащихся определяют путем участия в квалификационных турнирах, при обучении скорочтению учитывают объем текста, при оценке знания правил дорожного движения используют тесты. Отсутствие стандартизованных критериев оценки процесса и результата обучения обусловливает невозможность однозначной стандартизации материалов, которые готовит сторона, предоставляющая образовательные услуги. В указанных случаях авторское право может быть распространено и на содержательную сторону указанных материалов. Предоставляющий образовательные услуги может быть автором особого направления по обучению определенным специфическим знаниям и навыкам, как, например, разработчики программного обеспечения, обучающие своих пользователей.
В образовательном процессе используют информационные ресурсы для создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления их потребителю с целью последующего применения. Документированная информация,
предоставляемая при оказании образовательной услуги и предназначенная для передачи знаний или обучения навыкам, может стать объектом интеллектуальной собственности. К документированной информации может быть отнесена информация, зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Различные объекты интеллектуальной собственности имеют свои специфические особенности, в частности, они могут быть отнесены к нематериальным активам образовательного учреждения и могут одновременно использоваться несколькими лицами. Все объекты интеллектуальной собственности, являющиеся результатами или проявлениями интеллектуального труда и творческой деятельности, подпадают под юрисдикцию законодательства об авторских и смежных правах.
Лицо, правомерно реализующее образовательную деятельность, как правило, осуществляет свои или делегированные ему правомочия в части владения, пользования и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности. Возникшее право по своей правовой природе является абсолютным. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе [4]. Признак исключительности означал монополию обладателя авторского права на использование произведения. Термин «авторское право» иногда употребляется в разных значениях [5]. Под выражением «авторское право» понимается не только собственно авторское право, но и примыкающие к нему смежные права, строящиеся по типу авторского права и появившиеся сравнительно недавно. В узком значении «авторское право» не включает в свой состав смежные права.
Право авторства осуществляется самим автором. Исключительные имущественные права на использование произведения первоначально всегда принадлежат автору. Имущественные авторские права распространяются на формы и способы использования произведений, которые прямо указаны в законе. Однако после создания произведения эти права могут в силу закона или договора перейти к другим лицам. Образовательное учреждение как работодатель не может быть обладателем прав на творческие результаты преподавательского труда, если уставом или договором не определено иное.
Служебные произведения находятся в особом правовом режиме. Служебными произведениями могут являться научные монографии, методические руководства, переводы, практикумы, лекционные демонстрации и иное. Личные неимущественные права на такие произведения в полном объеме сохраняются за их авторами. Работодатель, получив служебное произведение, созданное работником, не вправе приписывать его другому автору или искажать его содержание. Работник, создавший служебное произведение, не может препятствовать его обнародованию. Имущественные авторские права на такое произведение переходят к работодателю целиком, причем на весь срок их действия. Прекращение трудовых отношений не влияет на права, уже приобретенные работодателем. Переход к работодателю исклю-
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005
чительных прав на использование служебного произведения происходит на основе трудового договора.
Работодатель вправе самостоятельно использовать полученные авторские права на служебные произведения либо передавать их для использования другим лицам. Работник и работодатель могут заключить договор (по своей форме это или отдельный договор, или часть трудового договора), в соответствии с которым к работодателю переходят не все имущественные права на использование служебного произведения. В частности, может быть предусмотрено, что автору все же будет выплачиваться определенное вознаграждение в случае использования произведения либо что определенные имущественные права все же сохраняются за автором, либо что по истечении определенного срока определенные права будут возвращены автору. Устав образовательного учреждения или типовой договор с учащимся о предоставлении образовательных услуг могут содержать положения, регламентирующие распределение прав на объекты интеллектуальной деятельности, созданные участниками образовательного процесса. Указанные положения можно рассматривать как обязательную составляющую порядка «регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей)», предусмотренных подпунктом з) пункта 5 части 1 статьи 13 закона «Об образовании».
Обучающий и обучаемый являются участниками образовательного процесса, а также зачастую и соавторами ряда продуктов, являющихся результатом образовательного процесса (например, рефератов, аналитических материалов, сочинений или иных описаний). Авторские права на продукт образовательной деятельности могут возникнуть у обучающегося. Произведением считается результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме. Например, выпускники вузов являются полноценными авторами своих дипломных работ, выполненных при содействии руководителя дипломной практики [6]. Студенты, участвовавшие в научной работе и подготовке научных отчетов, также обладают всеми авторскими правами в пределах, установленных российским законодательством. Если автор создал произведение, не заимствуя формы и содержания других произведений, то оно является самостоятельным. Самостоятельным будет и такое произведение, форма которого создана самим автором, а элементы содержания совпадают с элементами содержания чужого произведения (в результате заимствования или объективного совпадения). Авторам произведений принадлежат все личные неимущественные и имущественные субъективные авторские права в полном объеме. Правовая охрана для устного или рукописного произведения возникает с момента его выражения в объективной форм или с момента публичной демонстрации. Само исключительное право состоит в запрете копирования созданных объектов третьими лицами, в то время как сам владелец исключительного права может беспрепятственно изготавливать «копии» этого результата (отсюда и английский тер-
мин, ныне означающий авторское право, — copyright — «право на изготовление копий»). Это исключительное право является одним из объектов гражданских прав, находящихся в свободном гражданском обороте.
Новые технологии в области образования или обучения могут иметь своей основой новые или усовершенствованные средства, в частности аппаратные устройства, методы или способы для ведения образовательного процесса. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, регулирует Патентный закон Российской Федерации (ред. от 07.02.2003) [7]. Нормы патентного права в полной мере применимы к объектам интеллектуальной собственности, используемым при оказании образовательных услуг. Правовое регулирование объекта интеллектуальной собственности, используемого в области образования, может строиться по аналогии с другими объектами. Для этого нужно с достаточной степенью точности и детализации определить характеристики норм, приложимых к рассматриваемому объекту, а также смоделировать направленность и целесообразность тех или иных процессов регулятивного воздействия.
Особое место в системе законодательного регулирования занимают правоотношения в области дистанционного образования. Статья 16 закона «Об авторском праве и смежных правах» дополнилась еще одним авторским правомочием имущественного характера, которое получило неформальное название «Интернет-право»: «Сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)». Как отмечают некоторые авторы [8], введение в законодательство специального права на доведение произведения до всеобщего сведения не является гарантом того, что российский сегмент Интернета станет более цивилизованным и за размещенные на сайтах произведения науки, литературы и искусства потекут авторские гонорары.
Главной проблемой до сих пор остается проблема сбора достаточных доказательств правонарушений, совершенных посредством сети Интернет, а не их классификация. Использование компьютерных сетей для передачи и реализации образовательных услуг пока не отрегулировано с достаточной полнотой. В начале 2002 года Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии было решено ввести в действие для применения в Российской Федерации ГОСТ 7.83-2001 «СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» в качестве государственного стандарта Российской Федерации с датой введения в действие 1 июля 2002 года. Особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием Интернета, обусловливают необходимость обобщения юридических норм и технических регламентов. Наибольшие сложности возникают в тех случаях, когда техническая терминология не получает должного разъяснения на юридиче-
ском уровне [9]. Принятие решения по вопросам доступа к Интернету не может быть достигнуто иначе, чем согласительным путем, когда поступки всех субъектов подчиняются общему решению. Можно согласиться с мнением [10], что Интернет восприимчив к саморегулированию, поскольку технические механизмы принуждения отсутствуют. До сих пор нормативное регулирование отношений между пользователями, операторами и иными участниками интернет-отношений не носит правового характера. Специалисты выделяют несколько форм консенсуса, который обеспечивает легитимность сетевых норм (правил поведения) [11]: переговорный консенсус (negotiated consensus); рыночный консенсус (market consensus), достигаемый посредством «естественного отбора»; консенсус, достигнутый путем передачи полномочий; спонтанная реакция участников интернет-общения.
Примером спонтанной реакции участников интернет-общения является массовая месть (mass revenge). Наиболее типичными проявлениями «массовой мести» являются «электронные атаки» (email bombings). Более мягкая форма санкций применяется для принуждения к соблюдению «сетевого этикета» (netiquette).
Многие страны имеют законодательство, разрешающее использовать защищенные авторским правом материалы в образовательных целях. Закон может также разрешить использовать запатентованный химический процесс, например в целях демонстрации на уроках химии [12]. Патентное законодательство России, как и законодательство других стран, устанавливает ряд случаев, достаточно традиционных и соответствующих мировой патентной практике, когда действия третьих лиц по использованию разработки не рассматриваются как нарушения исключительных прав владельца патента [13]. Допускается использование запатентованных изобретений, полезной модели или промышленного образца для удовлетворения не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли.
Нарушение авторских и смежных прав является посягательством на провозглашенную Конституцией (часть 1 статьи 44) охрану интеллектуальной собственности [14]. Под интеллектуальной собственностью принято понимать результаты творческой деятельности человека в любой области. Нарушение авторских прав преследуется по уголовному законодательству [15]. Отношения, возникающие в связи с созданием, распространением и использованием объектов интеллектуальной собственности, регулируются гражданским законодательством. Сами нормы, раскрывающие содержание авторских прав, сформулированы в гражданском праве. Однако уголовноправовой запрет не противоречит самостоятельности и исключительности уголовно-правового запрета как такового.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Инновационный продукт рождается в результате деятельность всех участников образовательного
процесса, как предоставляющих, так и потребляющих образовательные услуги.
Инновационные продукты (результаты или средства творческой деятельности) в области образования зачастую представляют собой объекты интеллектуальной собственности с особыми качествами, выступающие в неповторимой, постоянно изменяемой и дополняемой форме. Указанные объекты интеллектуальной собственности могут являться предметом авторских, смежных или патентных прав с учетом отмеченных свойств и качеств.
Динамика изменений инновационных продуктов является неотъемлемым свойством объектов интеллектуальной собственности в области образования, что, как правило, не позволяет их рассматривать в виде окончательных форм.
Работодатель может стать обладателем имущественных прав на объекты образовательной деятельности, созданные работниками или учащимися данного учреждения, на основании особых условий трудового договора или договора об оказании образовательных услуг, распространяющих свое действие на все виды и формы инновационных продуктов, создаваемых участниками образовательного процесса.
Литература
1. Первоначальный текст опубликован в «Российской газете», № 147, 03.08.1993.
2. Н. И. Булаев, А. П. Бердашкевич. О развитии законодательства в области образования. // Аналитический вестник Государственной Думы, 2004, выпуск 22, с. 3-28.
3. Ю. В. Гаврилин. Имущественные права авторов (научно-практический комментарий к ч. 2 ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах») //Публикация в системе «Консультант плюс».
4. А. Я. Антонович. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Часть первая. Часть вторая. // Киев, 1890 г., Оттиск из университетских «Известий» 1889 г. Напечатано по определению Совета университета Св. Владимира.
5. Э. П. Гаврилов. Комментарий к закону «Об авторском праве и смежных правах». // Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями (отв. ред. Л. А. Трахтен-герц, науч. ред. В. М. Жуйков). Юридическая фирма «Контракт», 2005.
6. Г. Селицкий. Такая странная судьба диплома...//Бизнес-адво-кат, 1999, № 23.
7. Первоначальный текст опубликован в «Российской газете», №225, 14.10.1992.
8. В. Погуляев. Об «Интернет-праве». // ЭЖ-Юрист, № 34, 2004.
9. А. Г. Серго. Авторское право в Интернете. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. № 4.
10. Engel Ch. The Role of Law in the Governance of the Internet.// Max-Planck-Projektgruppe «Recht der Gemeinschaftsguter». Bonn, 2002. № 13. P. 4.
11. Е. А. Войниканис, М. В. Якушев. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве. // Издательство «Волтерс Клувер», 2004.
12. Ю. В. Гаврилин. Ограничение прав патентообладателя. Научно-практический комментарий к статье 11 Патентного закона Российской Федерации. // Источник опубликования: система «Консультант плюс».
13. В. И. Еременко. Изменения в законодательстве Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. // Адвокат, № 1, 2005.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В. М. Лебедева). // Издательство «Юрайт», 2004.
15. А. И. Гальченко. Нарушение авторских и смежных прав: уголовно-правовая характеристика. // Право и экономика, № 3, 2004.
ИННОВАЦИИ № 10 (87), 2005