УДК 366.741.236.22 В.В. Слезко
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ РИСКА ОТМЫВАНИЯ (ЛЕГАЛИЗАЦИИ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ЗОНА ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Аннотация. Автором статьи рассмотрены теоретические аспекты определения риска отмывания доходов полученных преступным путем. На основании «деятельностно-го» подхода выработано определение риска.Идентифицированы субъекты и объекты риска, а также зона его распространения.
Ключевые слова: экономические потери, риск легализации преступных доходов, объекты риска, субъекты риска, зона распространения риска.
Vactasiavaezto OBJECTS AND SUBJECTS OF THE RISK OF MONEY
LAUNDERING (LEGALIZATION) OF INCOME OBTAINED BY CRIMINAL MEANS AND THE AREA OF ITS DISTRIBUTION
Annotation. The author of the article considers theoretical aspects determining the risk of the laundering of income obtained by criminal means. On the basis of "activity-based" approach the determination of risk was don. Identified subjects and objects of risk and the area of its distribution.
Keywords: economic losses, risk of money laundering, risk objects, subjects risk area of distribution risk.
Динамика изменений, происходящих в России и в мире, связанных прежде всего с геополитическими рисками, напряженной ситуацией на международных финансовых и товарно-сырьевых рынках, высокой долей в национальной экономике теневого сектора, сохраняющимися высокими показателями экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма вынуждают руководство страны предпринимать адекватные меры по противодействию выше названным угрозам. Поэтому дальнейшее развитие национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), центральным звеном которой является национальный центр по оценке традиционных и новых угроз безопасности России, по выработке мер противодействия этим угрозам, становится особенно актуальным в настоящее время.
Национальная система ПОД/ФТ, первоначально создававшаяся как вспомогательный информационно-аналитический инструмент государственной системы противодействия экономическим преступлениям, в настоящее время позволяет решать самые разнообразные задачи государственного управления. Однако, рост эффективности противодействия угрозам, возникающим в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового поражения, невозможен без дальнейшего теоретического обоснования развития системы ПОД/ФТ.
Среди теоретических аспектов системы ПОД/ФТ выделяется идентификация риска отмывания (легализации) доходов полученных преступным путем, который формирует целый ряд негативных макроэкономических и микроэкономических последствий.
Риск отмывания доходов, полученных преступным путем - это преступное действие субъекта риска, направленное на введение в законный оборот капиталов преступного происхождения.
Объектом этого риска является спектр действий с преступными доходами, нацеленный на их легализацию: вывод доходов в офшоры, инвестиционная деятельность, приобретение недвижимо© Слезко В.В., 2015
сти, антиквариата и т.д. Следует отметить, что эти преступные действия, находят отражение в кодексах уголовных правонарушений.
Преступники применяют при отмывании денег самые разнообразные способы, причем постоянно совершенствуют их на базе развития современных технологий, новых финансовых инструментов и правовых механизмов. Финансовыми специалистами подразделений финансовых разведок разных стран, исходя из опыта противодействия этим преступлениям, выделяются и типичные схемы отмывания преступных доходов, имеющие характерные признаки проявления в финансовой сфере. Указанная информация широко используется при проведении соответствующих финансовых расследований.
На базе типологий и схем возможно формирование различных моделей отмывания преступных доходов. Процесс их создания идет непрерывно, поэтому объект риска легализации преступных доходов постоянно увеличивается.
Самой известной и распространенной в настоящее время является трехфазная модель легализации преступных доходов, ее можно назвать базовой. В практике и теории противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, встречаются и двухфазные и четырехфазные и четы-рехсекторные модели. Все они в той или иной мере отталкиваются от трехфазной модели, предполагающей в процессе отмывания наличие следующих последовательных этапов: размещение, расслоение и интеграция.
Размещение предполагает введение наличных денег, полученных преступным путем в легальный оборот через какое-либо финансовое учреждение, путем размещения денежной наличности на депоненте или приобретения ценных бумаг.
Расслоение заключается в том, чтобы отдалить преступные доходы от места их происхождения путем совершения множества сделок и связанных с ними финансовых операций. Целью является маскировка связи денежных средств и криминальных источников их происхождения.
Интеграция используется для инвестирования отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения разнообразных ликвидных активов.
Для отмывания преступных доходов в Российской Федерации используется большое количество приемов и способов. Многие из них основаны на самых современных технологиях, что позволяет преступникам обеспечить высокую скорость перемещения практически любых сумм денежных средств по всему миру. «Обобщение этих приемов и способов позволяет выделить определенные группы:
- банковские операции с денежными средствами;
- операции в электронных платежных системах;
- валютно-обменные операции;
- сделки с векселями и иными ценными бумагами;
- получение денежных средств по фиктивным выигрышам в играх, в том числе виртуальных, основанных на риске;
- осуществление безналичных денежных переводов без открытия расчетного счета (например, Anelik, Contact, Intel Express, Migom, Money Gram, Privat Money, Ria Envia, (Аллюр) STB-Экспресс, Travelex Worldwide Money Ltd, UNIStream, (Лидер) VIP Money Transfer, Western Union, «Быстрая почта», «Гута-Спринт» и др.);
сделки с недвижимым и движимым имуществом (дорогостоящие автомобили, меха, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них;
умышленное занижение в документах реальной стоимости приобретаемого и завышение стоимости отчуждаемого имущества или имущественных прав лицом, отмывающим незаконный доход;
- приобретение и отчуждение имущественных прав с использованием номинального (фиктивного) собственника, в том числе, перечисление наличных средств на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм;
- смешивание на счетах юридических лиц потоков легально и нелегально полученных денежных средств;
- контрабанда валюты и валютных ценностей через границы Российской Федерации на основании фиктивных документов;
- заключение фиктивных арендных договоров, контрактов на поставку несуществующих товаров и оказание услуг информационно-справочного характера и др.» [4, с. 31-32].
Объект риска отмывания доходов, полученных преступным путем, находит отражение в международных и национальных нормативно-правовых документах. Важно понимать, что объектом риска в данном случае выступает уголовно наказуемое деяние.
«В соответствии с Палермской конвенцией против транснациональной преступности 2000 г. (ст. 6), Меридской конвенцией организации объединенных наций (ООН) против коррупции 2003 г. (ст. 23) и Варшавской конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма 2005 г. (ст. 9) под отмыванием от преступлений понимается:
1) конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
3) Кроме того, при условии соблюдения основных принципов национальной правовой системы отмыванием денег может признаваться:
4) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
5) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении» [2, а 23].
В нормативно-правовом поле России, в новой редакции Уголовного кодекса РФ, две статьи отражают объект риска легализации (отмывания): ст. 174 - Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.
Объектом преступления в данных статьях УК РФ выступает «установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, а предметом - денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем» [3].
«Объективная сторона преступления выражается в действиях - совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с
денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.
Финансовыми могут являться операции с денежными средствами в наличной или безналичной форме: снятие со счета или зачисление на счет; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; размещение денежных средств во вклад (на депозит); их перевод на счет в другой банк; внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств и т.д.
Сделками в данном случае считаются действия граждан, юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). К ним могут относиться купля-продажа иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости, драгоценных камней, дарение, наследование, обмен, аренда и т.д.» [1].
Уголовная ответственность наступает и в случаях, когда виновным осуществлена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом (п. 19 Постановления Пленума).
Если лицо осуществляет легализацию (отмывание) посредством совершения нескольких сделок в отношении денежных средств или имущества, добытых в результате одного преступления, то такие действия необходимо квалифицировать по одной ст. 174 УК РФ.
Деяние в форме совершения финансовых операций является оконченным в момент, когда хотя бы одна соответствующая операция считается состоявшейся (например, зачисление денежных средств на банковский счет).
Преступление в форме совершения сделок является оконченным после совершения виновным действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Момент признания сделки совершенной определяется гражданским законодательством (например, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (ст. 433 ч. 3 ГК РФ).
Если финансовая операция или сделка не состоялись по независящим от этого лица обстоятельствам, то его действия являются покушением на преступление (ст. 30 ч. 3 УК РФ).
Состав преступления формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что финансовые операции и иные сделки совершаются с имуществом, приобретенным другими лицами преступным путем, и желает этого.
Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что денежные средства или иное имущество, с которыми совершаются финансовые операции, приобретены другими лицами преступным путем (п. 20 Постановления Пленума). Об этом может свидетельствовать, например, рассказ самого преступника или свидетелей.
Основным признаком деяния является цель его совершения - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Реализовывая ее, виновный стремится создать «владельцу» денежных средств или иного имущества такие условия владения, пользования и распоряжения, которые позволяют, вводя в заблуждение участников правового оборота либо органы публичной власти, считать их полученными правомерным путем [5].
Легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, необходимо отличать от такого классического преступления, как приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ). Градация проявляется здесь в цели совершения сделок с этим имуществом. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления указал, что при квалификации деяния с финансовыми операциями и другими сделками по ст. 174 УК РФ необходимо устанавливать наличие у субъекта, участвующего в них, цели
придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом. При отсутствии данной цели уголовная ответственность может наступить за хищение (в форме пособничества) либо по ст. 175 УК РФ.
Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет и при этом не участвовавшее (любой вид соучастия) в совершении преступления, в результате которого были приобретены денежные средства или иное имущество. Это могут быть работники кредитных организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, осуществляющие сделки с недвижимостью, и т.д.
Квалифицированный признак - совершение преступления в крупном размере. В соответствии с примечанием к данной статье крупным размером признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей.
Часть 3 ст. 174 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) и лицом с использованием своего служебного положения.
К лицам, использующим свое служебное положение, относятся должностные лица (см. примечание к ст. 285 УК РФ и комментарий к нему), служащие, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. примечание к ст. 201 УК РФ и комментарий к нему).
Часть 4 ст. 174 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частью первой или третьей, совершенные организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) либо в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к данной статье особо крупным размером признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую шесть миллионов рублей.
Предшествующее или одновременное осуждение за основное преступление не является обязательным условием для осуждения лица по ст. 174 или 174.1 УК РФ. Верховный Суд РФ в п. 21 названного выше Постановления указал, что при постановлении обвинительного приговора по ст. 174 или 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления. Представляется, что установление этого факта возможно и без вынесения приговора по делу о предикатном преступлении. Например, данные обстоятельства могут быть установлены в постановлении о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
Для квалификации деяния по ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК РФ не имеет значения сумма легализуемых денежных средств или иного имущества, следовательно, данный размер необходимо определять с учетом положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Для оценки же риска отмывания денежных средств, объем легализуемых денежных средств имеет большое значение. [6]
Субъектом риска отмывания преступных доходов выступают физические лица, юридические лица, преступная группа, преступное сообщество, осуществляющие финансовые операции и другие сделки с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.
В российской экономике наибольшее распространение получили следующие субъекты отмывания преступных доходов:
- предприятия игорного бизнеса (казино, павильоны игровых автоматов и т.п.); развлекательные центры (ночные клубы, дискотеки); предприятия оптовой и розничной торговли; предприятия общественного питания и др.
предприятия сферы видео- и кинобизнеса, организации различных шоу, где обращается большое количество наличности;
предприятия сферы обслуживания.
Конечно, не следует забывать и об активной роли банковского сектора в данном процессе. Также, в последнее время отмечается активизация в процессе отмывания преступных доходов микрофинансовых организаций, лизинговых и факторинговых компаний.
В мировой экономике для отмывания доходов широкое распространение получила финансово -хозяйственная деятельность предприятий в офшорах. «Международные эксперты справедливо сравнивают офшорные юрисдикции, предполагающие секретность банковских операций, совершенно непрозрачные корпоративные законы и экономическое гражданство, с финансовой черной дырой» [2, с. 31].
Последствия для субъекта риска:
а) положительные - значительный рост доходов физических и юридических лиц, необоснованный рост конкурентоспособности субъектов рынка и др.;
б) отрицательные - штраф, принудительные работы, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д.
Зона распространения риска отмывания доходов, полученных преступным путем - совокупность физических и юридических лиц различных юрисдикций, подверженных отрицательному влиянию риска отмывания доходов и финансирования терроризма. Размер зоны зависит от метода отмывания и размера отмываемых доходов.
Последствия для субъектов зоны распространения риска:
а) положительные - в основном отсутствуют;
б) отрицательные - колебания спроса на капитал, не соответствующий реальному состоянию экономики; резкие колебания курсовых и процентных ставок из-за неожиданных трансграничных перемещений капитала; ошибки в государственной бюджетной политике ввиду неправильной оценки реальных доходов и активов и т.д.
Таким образом, риск отмывания (легализации) преступных доходов - это единство субъектов рынка с самыми разнообразными способами легализации преступных доходов. Поэтому давая оценку этому риску, следует исходить из количества субъектов-участников этого преступления и количества методов и способов отмывания денег.В результате оценки риска мы должны получить ответ на вопрос, в баллах или экспертных оценках, насколько опасно в России заниматься отмыванием денег.
«В соответствии с имеющимися официальными данными судебной статистики, в 2012 г. по статье 174 Уголовного кодекса России всего было осуждено - 60 лиц, в 2013 г. - 67 лиц. По статье 174.1 Уголовного кодекса России в 2012 г. осуждено - 63 лица, в 2013 г. - 97 лиц, т.е. за два года по двум статьям осуждено 287 лиц.
Учитывая то, что в 2013 г. с вынесением обвинительного приговора в Российской Федерации всего осуждено порядка 750 тыс. лиц, то доля лиц, осужденных за легализацию доходов, полученных от всех видов преступлений, составляет порядка 0,04 %»[5, с. 20-21].
Вывод напрашивается сам собой.Если у вас возникла потребность в отмывании преступных доходов, приезжайте в Россию. Риска практически никакого. Конечно, ситуацию необходимо менять коренным образом, чем в настоящее время и занимаются специалисты национальной системы ПОД/ФТ.
Библиографический список:
1. Бюллетень Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. - 2005. - № 1. - Режим доступа :
http://www.supcourt.ru/second.php (дата обращения : 27.10.2015).
2. Зубков, В. А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В. А. Зубков, С. К. Осипов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/materials/books (дата обращения : 01.11.2015).
3. Корчагин, О. И. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков / О. И. Корчагин ; под ред. И. М. Батыршина. - М. : 2014. - 81 с.
4. Учебный комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. А. Э. Жалинский. - М., 2005. - 531 с.