Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
840
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ / СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миниахметов Г.В.

Всестороннее исследование роли конституционного контроля в государственном управлении представляется возможным при уточнении объектов и субъектов конституционного контроля. В данной статье рассматриваются объекты и субъекты конституционного контроля в государственном управлении. Автор в исследовании раскрывает понятия субъекта и объекта конституционного контроля в государственном управлении, указывает на необходимость разделения понятий «субъекты конституционного контроля» и «субъект правомочный обращаться в органы конституционного контроля». Приводится различные формы взаимодействия Конституционного суда Российской Федерации и президента Российской Федерации, а также иных органов. В заключение автор выдвигает свою видение понятий и сущности объекта и субъекта конституционного контроля в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS AND SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL CONTROL IN PUBLIC ADMINISTRATION

A comprehensive study of the role of constitutional control in public administration is possible when clarifying the objects and subjects of constitutional control. This article discusses the objects and subjects of constitutional control in public administration. In the study, the author reveals the concepts of the subject and the object of constitutional control in public administration, points out the need to separate the concepts of "subjects of constitutional control" and "subject authorized to apply to the constitutional control bodies." Various forms of interaction between the Constitutional Court of the Russian Federation and the President of the Russian Federation, as well as other bodies, are given. In conclusion, the author puts forward his vision of the concepts and essence of the object and subject of constitutional control in public administration.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Г.В. Миниахметов, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-138-141

Аннотация. Всестороннее исследование роли конституционного контроля в государственном управлении представляется возможным при уточнении объектов и субъектов конституционного контроля. В данной статье рассматриваются объекты и субъекты конституционного контроля в государственном управлении. Автор в исследовании раскрывает понятия субъекта и объекта конституционного контроля в государственном управлении, указывает на необходимость разделения понятий «субъекты конституционного контроля» и «субъект правомочный обращаться в органы конституционного контроля». Приводится различные формы взаимодействия Конституционного суда Российской Федерации и президента Российской Федерации, а также иных органов. В заключение автор выдвигает свою видение понятий и сущности объекта и субъекта конституционного контроля в государственном управлении.

Ключевые слова: государственное управление, конституционный контроль, Конституционный суд РФ, объект конституционного контроля, субъект конституционного контроля.

Направление и результативность деятельности органов конституционного контроля, в первую очередь обусловлены вопросами конституционности тех или иных нормативно-правовых актов, подлежащих рассмотрению органами конституционного контроля. Так, в соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» объектами конституционного контроля являются: федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступившие в силу международные договора РФ; споры о компетенции между федеральными органами государственной власти - между ор-

ганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.

Устанавливая круг субъектов конституционного контроля необходимо учитывать, что понятия «субъект конституционного контроля» и «субъект, правомочный обращаться в органы конституционного контроля» имеют существенные отличия. С учетом особенностей способов и порядка осуществления конституционного контроля к субъектам относятся: народ (в случае принятия Конституции или внесения в нее изменений путем проведения референдума); президент страны (выступая гарантом Конституции); парламент; специализированные органы конституционного правосудия; судебная система общей юрисдикции; правоохранительные органы; иные государственные органы или общественные организации принятие решений и действия которых должны производится в соответствии с Конституцией. Конституционный контроль в разных странах осуществляется посредством централизованной или децентрализованной судебной системы, в связи с этим органы, непосред-

ственно связанные с рассматриваемым вопросом, выступают субъектами правомочными на обращение в органы конституционного контроля (в соответствии с Конституцией или иным законом). Однако, определив круг лиц правомочных обращаться в органы конституционного контроля, допустимо оценить лишь степень эффективности его деятельности.

Анализ конституций ряда стран позволяет сделать вывод, что в той или иной степени конституционный контроль осуществляется различными органами в пределах своих полномочий. В отечественной и зарубежной юридической литературе существует устоявшаяся классификация органов конституционного контроля на специализированные и неспециализированные. В РФ специализированными органами судебного контроля являются судебные органы конституционного контроля -Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ (находящиеся на стадии упразднения). Так, согласно ст. 52 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» субъектами правомочными обращаться в КС РФ являются: «стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики». В соответствии со ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»: «Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

1.1) лица, в отношении которых вынесено решение межгосударственного органа либо решение иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающее обязанности на Российскую Федерацию, при разрешении вопроса о возможности исполнения таких решений;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция которых оспаривается». Так, согласно мнению авторов: «По смыслу ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Феде-

рации» к неспециализированным органам конституционного контроля выступающие субъектами конституционного контроля относится Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, ВС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, суды общей юрисдикции. Помимо перечисленных неспециализированных органов конституционного контроля к данному перечню можно отнести Уполномоченного по правам человека в РФ, Прокуратуру РФ, Министерство юстиции РФ и иные органы государственной власти, в том числе, органы государственной власти субъектов РФ - высшие должностные лица, законодательные (представительные) органы, высшие исполнительные органы, органы юстиции» [1].

Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, обязательные для исполнения на всей территории страны, тем самым предварительно осуществляя проверку их соответствия Основному закону государства. Также, в соответствии с ч. 2 ст. 82 Конституции РФ особой формой взаимодействия с Президентом РФ является участие КС РФ в процессе принятия присяги вновь избранным главой государства, выражающаяся в удостоверении совершения действий президентом по соблюдению возложенной на него обязанности защиты Конституции от нарушений в присутствии судей КС РФ в качестве главного хранителя конституционных принципов и ценностей.

Следующей формой взаимодействия КС РФ и Президента РФ является организация исполнения вынесенных КС РФ решений, что предполагает в случаях необходимости использование специальных юридических механизмов принудительной реализации судебных решений в деятельности органов государственной власти РФ и её субъектов. Так, позитивное влияние на практику исполнения решений КС РФ оказал Указ Президента РФ от 10 марта 1997 г. «О мерах по реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации»

по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» согласно которому «исключение возможности обращения органов конституционного контроля к Президенту РФ о применении обеспечительных мер по реализации актов вынесенных КС РФ и привлечении виновных лиц к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение вступивших в силу судебных решений КС РФ не допускается» [2].

Самостоятельным направлением деятельности КС РФ в системе разделения властей является взаимодействие с Правительством РФ и в основном выражается: в предоставлении дополнительных гарантий, обеспечивающих самостоятельность и независимость статуса судей КС РФ, беспрепятственную реализацию их полномочий, связанных с отправлением конституционного правосудия (ст. 13, 19 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»); участия Правительства РФ в судебном разбирательстве связанным с проверкой конституционности оспариваемых законодательных актов и полномочий, регламентирующих осуществление исполнительной власти в РФ; экспертно-аналитическая деятельность Минюста по ведению правового мониторинга и информирования Секретариата КС РФ о состоянии исполнения вынесенных им решений в правоприменительной практике, которые в дальнейшем служат правовым основанием для подготовки и внесения проектов законов в Государственную Думу РФ или нормативных актов уполномоченными федеральными исполнительными органами государственной власти [3].

Ключевое значение имеет взаимодействие КС РФ с Федеральным Собранием РФ как представительным (законодательным) органом государственной власти, деятельность которого направленна на предупреждение и устранение конституционных нарушений, содействие в процессе законотворческой деятельности, приведение в соответствии законодательства конституционным требованиям. Однако весьма дискуссионным остаются вопросы о

предмете и пределах осуществления КС РФ права законодательной инициативы в Государственной Думе РФ (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), исключающая вероятность вовлечения органа конституционного контроля в политизированный законодательный процесс и подмену законодательных полномочий. Согласно позиции ряда авторов, реализация КС РФ права законодательной инициативы связанна лишь с регламентацией порядка деятельности КС РФ и его взаимодействии с иными органами государственной власти и не подразумевает вмешательства в процесс регулирования общественных отношений [4]. По мнению М.А. Митюкова: «Реализация права законодательной инициативы КС РФ зачастую связана с внесением предложений и замечаний Секретариатом КС РФ в Федеральное Собрание РФ, при этом оставаясь за пределами процесса консультативного предварительного конституционного контроля» [5].

Особое значение имеет такая форма взаимодействия КС РФ и Федерального Собрания РФ как участие последнего в процессе рассмотрения конкретной категории дел в рамках конституционного судопроизводства. В частности, это дела, касающиеся соблюдения установленного Конституцией РФ порядка выдвижения обвинения против Президента РФ по запросу Совета Федерации (ч. 7 ст. 125 Конституции РФ). Так, КС РФ осуществляет контроль за действиями Государственной Думы РФ с целью предотвращения злоупотребления ею конституционным правом инициирования процедуры импичмента президента и вынесения Советом Федерации решения о наступлении конституционно-правовой ответственности главы государства.

Таким образом, по итогам определения объектов и круг субъектов конституционного контроля необходимо различать понятия «субъект конституционного контроля» и «субъект, правомочный обращаться в орган конституционного контроля». Субъектами конституционного контроля выступают органы осуществляющие конституционный контроль. Субъект, правомочные на обращение в органы

конституционного контроля являются инициаторами возникновения конституционного производства. Объектами консти-

конституционности нормативных актов, подлежащих рассмотрению органами конституционного контроля.

туционного контроля являются вопросы

Библиографический список

1. Павликов С.Г., Сафонов В.Е., Миряшева Е.В. Судебный конституционный контроль в России и зарубежных странах: история и современность. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2017. - 115 с.

2. Указ Президента РФ от 10 марта 1997 г. № 193 «О мерах по реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1 -П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2021).

3. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.11.2021).

4. Митюков М.А. Право Конституционного Суда на законодательную инициативу // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: сб. науч. тр. - Казань: Офсет-сервис, 2019. - №4. - С. 74.

OBJECTS AND SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL CONTROL IN PUBLIC

ADMINISTRATION

G.V. Miniakhmetov, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. A comprehensive study of the role of constitutional control in public administration is possible when clarifying the objects and subjects of constitutional control. This article discusses the objects and subjects of constitutional control in public administration. In the study, the author reveals the concepts of the subject and the object of constitutional control in public administration, points out the need to separate the concepts of "subjects of constitutional control" and "subject authorized to apply to the constitutional control bodies." Various forms of interaction between the Constitutional Court of the Russian Federation and the President of the Russian Federation, as well as other bodies, are given. In conclusion, the author puts forward his vision of the concepts and essence of the object and subject of constitutional control in public administration.

Keywords: public administration, constitutional control, Constitutional Court of the Russian Federation, object of constitutional control, subject of constitutional control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.