Научная статья на тему 'Объекты авторских прав'

Объекты авторских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3731
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллова М. Я.

В цикле материалов дана характеристика объектов авторского права и, прежде всего, произведений науки, литературы и искусства. Раскрывается понятие творческой деятельности человека, результатом которой и является произведение в конкретной области. В статье обосновывается неразрывная связь формы и содержания произведения. Подчеркивается определяющее значение содержания, от которого зависит и форма произведения. Именно содержание произведения охраняется законом как неимущественное право автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF COPYRIGHT

Works of science, literature and art as subjects of copyright are described in the article. The notion of human creative activities causing a certain work in a particular sphere is revealed in it. Also, an inseparable link between the form and content of the work is grounded in the article. It is emphasized that the form of the work depends on the determining role of contents and it's the work contents that is protected by law as non-property right of the author

Текст научной работы на тему «Объекты авторских прав»

ПРАВО

ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ Кириллова М.Я.

В цикле материалов дана характеристика объектов авторского права и, прежде всего, произведений науки, литературы и искусства. Раскрывается понятие творческой деятельности человека, результатом которой и является произведение в конкретной области. В статье обосновывается неразрывная связь формы и содержания произведения. Подчеркивается определяющее значение содержания, от которого зависит и форма произведения. Именно содержание произведения охраняется законом как неимущественное право автора.

OBJECTS OF COPYRIGHT M.Ya. Kirillova

Works of science, literature and art as subjects of copyright are described in the article. The notion of human creative activities causing a certain work in a particular sphere is revealed in it. Also, an inseparable link between the form and content of the work is grounded in the article. It is emphasized that the form of the work depends on the determining role of contents and it’s the work contents that is protected by law as non-property right of the author

(Окончание. Начало в №4 (9) 2009 и №1 (10) 2010)

В данной статье рассматриваются основные положения о неимущественных и имущественных правах авторов произведений науки, искусства и литературы. Раскрываются особенности возникновения личных неимущественных прав автора, их непереда-ваемость, неотчуждаемость и охрана. Указаны спорные положения в законодательстве, допускающем внесение изменений в произведение после смерти автора. Это положение влечет за собой реальную возможность искажения смысла произведения и таким образом нарушение неимущественных прав атора.

I. НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ

ПРАВА АВТОРА

С момента создания произведения науки, литературы и искусства автор становится субъектом правоотношения и, следовательно, приобретает субъективные авторские права. Понятие и сущность данных прав раскрывается в науке на основе единого понимания субъективного гражданского права, характеризуемого как мера дозволенного поведения управомоченного лица, установленная законом, согласно которой лицо вправе совершать различные юридически значимые действия, требовать опре-

деленного поведения от других лиц и обращаться в соответствующие судебные органы за защитой нарушенных прав и интересов. На этом основании под субъективным авторским правом понимается установленная российским законом мера правомерного поведения автора, включающая в себя возможность самого субъекта совершать различные действия, требовать определенного поведения от обязанных лиц и прибегать к защите компетентных органов при нарушении его прав и интересов. Субъек-

тивное авторское право - это комплекс неимущественных и имущественных правомочий, которые хотя и тесно связаны между собой, но имеют относительно самостоятельное назначение. Таким образом, создание произведения науки, литературы и искусства является юридическим фактом, на основании которого возникает абсолютное авторское правоотношение, в котором управомоченный субъект автор, а все остальные лица (граждане, юридические лица) обязаны не совершать каких-либо действий, нарушающих права автора.

К личным неимущественным правам автора относятся: а) право автора; б) право на имя; в) право на неприкосновенность произведения; г) право на обнародование, воспроизведение и распространение произведения; д) право на отзыв; е) право следования; ж) право доступа к произведениям изобразительного искусства (ст. 1255 ГК).

Кроме личных неимущественных прав автору принадлежит также исключительное право на произведение, которое означает возможность использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Субъективное авторское право в полном объеме (со всеми правомочиями) возникает только у гражданина, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Субъекты производного авторского права - наследники, переводчики и другие правопреемники - приобретают лишь отдельные правомочия неимущественного и имущественного характера в соответствии с законом или по договору с автором.

Если произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, то авторское право принадлежит лицу, творческим трудом которого оно создано. При использовании такого произведения путем опубликования, воспроизведения и распространения указывается имя автора и название того учреждения, где он работа-

ет. Однако обозначение научного учреждения (его «гриф») не создает для него авторского права на выпускаемое произведение (ст. 1295 ГК). Статья 1298 ГК предусматривает возможность создания произведений науки, литературы и искусства по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. Право авторства принадлежит всегда создателю, а исключительное право на использование созданного произведения может также принадлежать исполнителю (автору), но контрактом может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

1. Право авторства - это обеспеченная законом возможность гражданина считаться автором созданного произведения и требовать признания авторства от всех других юридических и физических лиц. Право авторства закрепляет тот факт, что произведение принадлежит его создателю. Данное право может возникнуть лишь у гражданина, так как только физическое лицо способно к творческой (интеллектуальной) деятельности. Право авторства возникает с момента создания произведения, выражения его в какой-либо объективной форме. Это важнейшее субъективное право авторства, на основании которого у него возникают все остальные авторские права и правомочия. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо. Отказ от права авторства ничтожен. Законом не предусмотрена какая-либо регистрация права авторства. Право авторства бессрочно. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК).

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое (не-

Кириллова М.Я

раздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Право авторства возникает у каждого из соавторов, поэтому использование произведения осуществляется совместно на основании договора. Если части произведения могут использоваться самостоятельно (при раздельном соавторстве), то каждый из соавторов вправе использовать свою часть произведения без согласия другого соавтора, если соглашением сторон в договоре не предусмотрено иное.

2. Право на имя характеризуется как право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Право на имя автора возникает на основании права авторства, тесно связано с ним, но имеет и самостоятельное значение. Возможность автора решать вопрос о том, под каким именем издать произведение, гарантируется законом. Организации, использующие произведение, обязаны выпустить его под тем именем, которое назвал автор. При этом в договоре должно быть указано действительное имя автора и назван псевдоним или предусмотрено анонимное издание произведения.

Использование псевдонима в художественной литературе может быть обусловлено различными причинами, которые автор не обязан объяснять, так же, как организация не имеет права раскрывать читателю, слушателю действительное имя автора. Псевдоним используется и в политической, и в научной литературе. По общему правилу право выбора автора ничем не ограничено. Лишь в некоторых случаях установлены специфические правила. Так, в периодических изданиях (газетах, журналах) конкретные статьи должны публиковаться с указанием имени или псевдонима автора, поскольку анонимная статья может быть воспринята читателями как написанная от имени редакции данного издания.

Организация, использующая произведение, должна сохранять тайну псевдонима, анонима и обязана раскрыть действительное имя автора только по требованию судебно-следственных органов. Однако в официальных правительственных актах, например, при награждении орденами, медалями, присвоении почетных званий обязательно указывается действительное имя лица, а в скобках - псевдоним. Тексты указов публикуются в периодической печати, а следовательно, становятся известным действительное имя и псевдоним награжденного.

Из истории живописи известны случаи, когда художник по каким-то причинам не указывает свое имя на созданном произведении. В подобных случаях специалисты в области живописи, учитывая особенности работы художника, его манеру наложения красок (мазка) и других отличительных признаков, свойственных конкретному художнику, могут установить принадлежность произведения конкретному автору. Но если это сделать не представляется возможным, на выставках указывается, что художник не известен. Следовательно, никто другой не может указать свое имя на таком произведении живописи.

Новым правилом в авторском праве предусмотрена возможность обнародования произведения науки, литературы или искусства лицом, не создавшим своим трудом соответствующего произведения - это публикатор. В соответствии со ст. 1337 ГК публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282 ГК), либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Публикатор на обнародованное им произведение приобретает право на указание своего имени на экземплярах произведения. Данное право не заменяет

обязанности соблюдения права автора и права на имя автора произведения. Очевидно, при указании на экземплярах имени публикатора должно быть обязательно указано слово «публикатор».

3. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом автора. С помощью этого права охраняется целостность, неизменность как формы, так и содержания созданного произведения. Содержание права на неприкосновенность раскрыто в статье 1266 ГК, где указаны запреты, обращенные ко всем третьим лицам. При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. На практике известны случаи, когда художественное произведение впервые было опубликовано с предисловием с согласия автора. Так, произведение А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» было опубликовано в 60-е годы прошлого века в журнале «Новый мир» с предисловием главного редактора журнала А.Т. Твардовского. Особенность публикации состояла в том, что произведения А.И. Солженицына в те годы были цензурой запрещены, но в указанный период 60-х годов наступила «оттепель», означавшая некоторое послабление цензуры и дозволение публиковать такие произведения, в которых освещалась во многих случаях несправедливость, незаконные преследования граждан по политическим соображениям. Именно об этом и писал в своих произведениях А.И. Солженицын. Автор предисловия А.Т. Твардовский указал на благоприятное постепенное развитие условий в обществе для открытого высказывания оценки, возможности творческой свободы. Однако через

некоторое время подобного рода публикации были запрещены, А.Т. Твардовский был уволен с работы за то, что позволил опубликовать указанное произведение А.И. Солженицына, в котором правдиво описывалась жизнь политических заключенных, осужденных без достаточных оснований. В том числе осужден был и А.И. Солженицын. Подобная ситуация неоднократно возникала и для художника И. Глазунова, который в своих произведениях живописи отражал реальность суровой действительности из жизни советского государства. Его художественные полотна не разрешалось представлять на выставках и многие произведения уничтожались.

Право на неприкосновенность принадлежит автору как на необнародованные, так и на обнародованные (опубликованные) произведения. Поэтому недопустимо включать в договор условие о том, что автор не возражает против изменений и дополнений, которые могут быть внесены в текст произведения или сокращены по своему усмотрению.

Значение рассматриваемого права определяется тем, что в произведении отражена творческая индивидуальность автора, о которой может возникнуть неправильное представление, если нарушена неприкосновенность произведения. Требование соблюдения неприкосновенности должно соблюдаться при издании, публичном исполнении и любом другом использовании произведения. Конечно, автор, передавший по договору свое произведение издательству, театру, киностудии, допускает, что в ходе подготовки произведения для использования могут быть внесены некоторые изменения или поправки с целью улучшения его качества, однако для этого автор должен дать свое конкретное согласие. Автор, давший согласие на то или иное изменение, дополнение в произведение при заключении договора не может отозвать его в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 1267 ГК неприкосновенность произведе-

Кириллова М.Я.

ния, как и авторство, имя автора, охраняется бессрочно. Это означает, что охрана указанных неимущественных прав после смерти автора осуществляется наследниками, организациями или другими заинтересованными лицами или государственными организациями.

Новым правилом, предусмотренным частью 2 статьи 1266 ГК, является возможность вносить изменения в произведения после смерти автора по разрешению лица, обладающего исключительным правом на произведение. К таким лицам, очевидно, относятся наследники, работодатели на служебные произведения, заказчики на произведения, созданные по контракту для государственных или муниципальных нужд. При этом вносимые изменения, сокращения или дополнения не должны искажать замысел автора и нарушать целостность восприятия произведения. На практике в настоящее время в произведения искусства, такие как пьесы А.П. Чехова,

Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, являющиеся государственным достоянием, вносятся изменения в текст без каких-либо разрешений с целью «осовременить» классику. К сожалению, вносимые изменения в содержание таких произведений, как пьеса А.П. Чехова «Три сестры», Н.В. Гоголя «Ревизор», А.С. Грибоедова «Горе от ума», искажают, ухудшают содержание произведений, художественных образов, смысл, идеи, заложенные авторами. Специалисты-профессионалы резко критикуют действия зрелищных предприятий, но конкретных мер по защите неприкосновенности произведений классики применять практически никто не может. Хотя в законе (п. 2 ст. 1266 ГК) предусмотрена защита чести и достоинства автора и после его смерти, если вносимыми в текст произведения изменениями допускаются извращения, искажения, иные изменения произведения, порочащие честь и достоинство автора. Очевидно, защита должна осуществляться в судебном порядке путем признания недопустимости, запрета подобного использования конкретных произведений.

Предусмотренное законом право о внесении изменений в текст произведения не следует смешивать с правом на перевод, экранизацию, аранжировку, инсценировку, иную переработку обнародованного оригинального произведения. В подобных случаях в результате творческой деятельности переработчика создается новое произведение. Если на основании опубликованного романа, повести, рассказа создается киносценарий, на основании которого снимается фильм, то это означает создание нового произведения. Но и в подобных случаях при жизни автора требуется его согласие или согласие наследников.

4. Право на обнародование произведения. Под обнародованием понимается осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо другим способом, воспринимаемым гражданами страны. Автор либо сам осуществляет подобные действия, либо дает согласие по договору другому лицу на обнародование произведения конкретным способом. Способ опубликования зависит от формы произведения. Право на обнародование позволяет только автору решить вопрос, готово ли произведение к тому, чтобы оно стало известным широкому кругу читателей, слушателей, зрителей. Если автор не согласен выпустить произведение в свет, то принудить его к этому нельзя.

В прежнем российском законодательстве предусматривалось право государства принудительного выкупа авторского права на издание, публичное исполнение и иное использование произведения по особому в каждом определенном случае постановлению Совета Министров РСФСР.

Право на опубликование автор осуществляет чаще всего на основании договора с организациями, которые могут использовать произведение соответствующим способом (зрелищные предприятия, издатель-

ства, типографии и др.). На основании договора возникает обязательственное правоотношение, по которому к организации переходит правомочие на опубликование произведения обусловленным способом в пределах договорного срока. Таким образом, выпуск произведения в свет является юридическим фактом, влекущим за собой определенные правовые последствия. Если до опубликования никто не вправе использовать созданное автором произведение без его согласия, то после выпуска в свет законом допускается его использование без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но по общему правилу обнародованное произведение используется без договора с автором и с оплатой за использование конкретным способом.

По действующему законодательству предусмотрено свободное использование произведения в личных целях. Согласно ст. 1273 ГК допускается воспроизведение гражданином исключительно в личных целях обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения. В подобных случаях имеется в виду удовлетворение собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи гражданина (художественная, научная литература, репродукция произведения живописи). Но не допускается воспроизведение произведений архитектуры зданий, сооружений, воспроизведений баз данных или их существенных частей, программ для ЭВМ и в других случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 1273 ГК).

Отдельно предусмотрено свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК). На этом основании возможно без согласия автора, но с указанием его имени цитирование в оригинале и в переводе в научных, политических, критических или информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования. Известно, что любая наука развивается с учетом достигнутых знаний в конкретной об-

ласти. Дальнейшее исследование всегда предполагает использование теорий, высказываний, мнений, точек зрения, концепций уже изложенных автором в опубликованных произведениях. Допускается использование опубликованных произведений, отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Кроме того, допускается воспроизведение в прессе, сообщение в эфир опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных сообщений. Впервые официально в законе предусмотрено создание произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии, либо в жанре карикатуры на основе другого (финального) обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Известным пародистом в области поэзии был Александр Иванов и ряд других поэтов и писателей. Допускается также использование произведений путем репродуцирования, означающего воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Безусловно, возможно свободное использование произведений, постоянно находящихся в местах, открытых для свободного посещения. Это произведения архитектуры, скульптуры или произведения изобразительного искусства, находящегося в месте, открытом для свободного посещения.

5. Право на отзыв произведения автор может осуществить по своему усмотрению, или первоначально он принял решение об обнародовании произведения, но по конкретным причинам отказывается от ранее принятого решения. Обнародование может

Кириллова М.Я.

быть предусмотрено по конкретному договору, и если решение автора об отзыве произведения повлечет за собой убытки пользователя по договору, то автор обязан их возместить. Даже если произведение вышло в свет, автор имеет право отозвать произведение и публично оповестить об отзыве, а ранее выпущенные экземпляры произведения изъять и возместить убытки издателю.

6. Право на перевод произведения принадлежит автору, если он сам владеет языком, на который возникала необходимость перевода. По общему правилу перевод произведения на другой язык возможен с согласия автора оригинала или его наследников на основании договора. Использование произведения путем перевода является основанием для возникновения права авторства на сделанный перевод. Переводчик должен не только хорошо знать язык, на который переводится произведение, но и национальные особенности народа, которому принадлежит автор оригинала, поскольку специфика национального характера отражается в произведении, его содержании, а если это произведение художественной литературы, то черты национального характера, безусловно, проявляются в поведении действующих лиц (художественных образов). При переводе научных произведений переводчик должен быть хорошо осведомлен о той отрасли знаний, к которой относится оригинал произведения.

7. Обнародованные произведения в области искусства (художественная литература, музыка) могут быть использованы для создания нового произведения путем переработки. При этом требуется новизна произведения как по форме, так и по содержанию, но художественные образы не должны искажаться по своим поступкам, характеру и другим личностным качествам. В истории развития искусства таких примеров много. Однако известны случаи, когда

переработка произведения не является самостоятельной творческой деятельностью, а по существу является недобросовестным использованием опубликованного произведения. В качестве примера можно привести следующий факт. Поэт С. Щипачев написал стихотворение «22 июня 1941 года», а после этого в журнале «Огонек» (1981 г. №20) было опубликовано стихотворение Т. Лучниковой «Утро в 1941 году». При их сравнении оказалось, что тексты странно совпадают, хотя и не дословно.

С. Щипачев: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и лугам, Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить,

В тот миг влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!

Т. Лучникова:

Даже венчики цветов,

Как под ветром, вдруг поблекли.

Скрытые из-за кустов,

Их обшарили бинокли.

К цветку цветок приник В подсознательном испуге От того, что в этот миг Закрывались танков люки.

Между небом и землей все уснуло.

Так казалось.

Было утро. До войны Пять минут всего осталось.

В результате сравнения был сделан правильный вывод, что стихотворение Т. Лучниковой нельзя считать оригинальным, принадлежащим именно ее авторству 1.

Назвать подобное использование чужого произведения плагиатом нельзя, поскольку Т. Лучникова не дословно списывает, но

1 См.: Таланова В. Незваный соавтор // Лит. газ. 1982. 24 марта.

и как новое, творчески самостоятельное его охарактеризовать невозможно. Данный пример недобросовестного, незаконного использования чужого произведения является нарушением неприкосновенности произведения С. Щипачева, а другое произведение фактически не создано.

8. Право на посвящение произведения относится к личным неимущественным правам автора. Сущность его сводится к тому, что автор может указать на титульном листе конкретное лицо, коллектив, организацию, которым посвящается созданное произведение. Посвящение является проявлением уважения, памяти, любви, преклонения перед лицом, которому посвящено произведение. Во всех случаях использования произведения обязательно указывается на

имеющееся посвящение. Этим правом часто пользуются писатели, поэты, композиторы. Однако в законе это право прямо не предусмотрено.

II. Имущественные права автора по действующему законодательству предусмотрены как исключительные права (ст. 1270 ГК). К имущественным (исключительным) правам закон относит все виды использования произведения на основании договора или без заключения договора, но с обязательным вознаграждением, предусмотренным соглашением сторон в договоре или в соответствии с нормами, предусмотренными законом. Подробно об имущественных правах будет раскрыто при анализе авторских договоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. М.: Изд-во «Проспект», 2010 г.

2. Силенок М.А. Авторское право: учебно-практическое пособие для вузов. Москва: Изд-во «Юстицинформ», 2006.

3. Авторские и смежные праваю. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации под редакцией П.В. Крашенинникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.