Научная статья на тему 'Объектовые тренировки в образовательном учреждении как дидактический инструмент формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся'

Объектовые тренировки в образовательном учреждении как дидактический инструмент формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объектовые тренировки в образовательном учреждении как дидактический инструмент формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся»

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Активное сотрудничество между различными организациями и ведомствами позволяет значительно повысить качество и эффективность проводимых мероприятий, в важном деле формирования культуры безопасного и здорового образа жизни, для значительно большего числа различных категорий населения.

На территории Воронежской области ОКСИОН функционирует с 2008 года. Создан региональный информационный центр, осуществляющий управление терминальными комплексами ОКСИОН, в составе: 13 пунктов информирования и оповещения населения на базе плазменных панелей и устройств бегущих строк и 1 пункт уличного информирования населения, представляющего собой светодиодный экран. Охват населения терминальными комплексами ОКСИОН ежедневно составляет около 170 тыс. человек, это более 60 %.

Список использованной литературы

1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.

2. Временный регламент организации и развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания утвержден от 29 апреля 2015 г. № 1.

ОБЪЕКТОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Г.Г. Сергеев, директор, к.пед.н., Химкинский техникум межотраслевого взаимодействия, г. Химки

В президентском документе «Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» от 03.09.2011 г. [2] в состав основных направлений вошел раздел, в котором констатируется и устанавливается перечень направлений деятельности в области обучения и подготовки всех категорий населения к действиям при ЧС в условиях военного и мирного времени, «Совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны»:

1. Важной составной частью реализации единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является обучение различных групп населения в данной области.

2. Совершенствование системы обучения населения и подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны осуществляется проведением следующих мероприятий:

а) разработка и внедрение новых программ и методов обучения с использованием компьютерных технологий и тренажеров по развитию навыков поведения и осуществления действий в чрезвычайных ситуациях;

б) увеличение охвата обучения населения за счет активного использования средств массовой информации и развития Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

в) проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

г) осуществление комплекса мер по реконструкции существующей учебно-материальной базы учебно-методических центров и курсов гражданской обороны;

д) повышение качества и эффективности командно-штабных (штабных) учений и тренировок по гражданской обороне, а также тактико-специальных учений с органами управления и силами гражданской обороны».

Объектовые тренировки (ОТ) входят в состав последнего пункта этого раздела документа и являются настоящим учебно-дидактическим инструментарием в деле обеспечения комплексной безопасности и защиты образовательных учреждений [3, 4].

Во время них происходит отработка алгоритма действий директора как начальника гражданской обороны, личного состава и взаимодействия с силовыми структурами своего территориального образования. Их практической составляющей выделяется особое место. Так, в период учения осуществляется эвакуация по общим нормативам не только педагогов и обучающихся, но и привлеченных на тренировку наблюдателей; отработка приемов выполнения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца; отрабатывается алгоритм руководящего состава в условиях ЧС и поступления новых вводных.

В образовательных учреждениях Московской области по приказу Министерства образования Московской области (МО) проводятся ежемесячные эвакуационные тренировки во всех образовательных учреждениях области. Наш техникум проводит такие тренировки всего личного состава педагогов и учащихся в двух учебных корпусах и общежитии училища. На тренировках воспитатель общежития выходит первым со списком находящихся и отсутствующих на данный момент, и контролируют выполнение нормативов, которые составляют 3...5 мин. В случае реального опасного события или ЧС классные руководители, мастера и воспитатели эвакуируются в последнюю очередь, организуя эвакуацию детей в безопасное место.

Ежегодно с целью обмена опытом проводятся также областные ОТ для заместителей директоров по безопасности и лиц, уполномоченных на ведение дел в области ГО и ЧС с привлечением профильных специалистов самого МО.

Научно-прикладная составляющая этой ОТ в рамках модульно-компетентностного подхода была направлена на отработку навыков действий антитеррористического характера, эвакуационных нормативов пожарной безопасности при имитации возгорания и реальном задымлении, пользования защитными средствами, элементов индивидуальной психологической безопасности, особой значимости дисциплины, оперативного реагирования по оказанию доврачебной первой помощи пострадавшим, слаженности групп и постов спасательного профиля, отработка действий добровольного пожарного расчета педагогов техникума.

Практическая составляющая обеспечивалась эффективным взаимодействием со службами отдела внутренних дел, прокуратуры, администрации г.о. Химки, пожарной безопасности, ЗАО «ХимСпас», кинологической службы, скорой помощи, других служб обеспечения комплексной безопасности территории, профильными структурами Министерства образования Московской области.

Надо отметить, что при проведении таких ОТ у нас применяется дидактический принцип мультипликативности формирования профессиональных компетенций в области формирования социально безопасной личности. Для укрепления психологической устойчивости поведения обучающихся в очаге поражения во время ОТ используются театральные дымомашины. Безвредные для здоровья они в полной мере моделируют реальную обстановку задымления.

Навыки профессионального пользования брандспойтом, например, вырабатываются у нас совместно с отработкой имитации поражения цели струей, а вода для этих целей поставляется в процессе осенней промывки тепловых коммуникаций и радиаторов помещений учебных корпусов. Навыки пользования огнетушителями отрабатываются на тех из них, нормативный срок которых окончен или заканчивается и они готовятся к сдаче на перезаправку. Быстрый доступ к запасным эвакуационным выходам сопровождается отработка приемов пользования разработанным в техникум и запатентованным облегченным запорным устройством [5].

Научно-методическое сопровождение этой тренировки обеспечивалось Академией гражданской защиты МЧС России в составе представителей его руководства, трех ведущих кафедр и нескольких курсантов.

Экспозиция самых новейших средств диагностики, разведки и защиты, проведенные лекционные занятия с применением информационных технологий, слайд-фильмов, муляжей и реально действующих средств диагностики и разведки, средств защиты и специальной одежды, консультации на всем протяжении ОТ, тем самым развивая ее первичный замысел.

Список использованной литературы

1. Мирмович Э.Г. Теоретические и эколого-экономические основы модели культуры безопасной жизнедеятельности / В сб. матер. междунар.

науч.-практ. конф. «Комплексная безопасность. Новые горизонты», 25 ноября 2011 года. Химки: АГЗ МЧС России. 2011. - С. 254-260.

2. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года». Утверждено Президентом РФ 03.09.2011. Пр-2613.

3. Мирмович Э.Г. Защита образовательных учреждений // Современное образование. М.: СГУ, 2004.

4. Сергеев Г.Г. Объектовые тренировки как дидактический инструмент обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения / В сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. «Комплексная безопасность. Новые горизонты», 25 ноября 2011 г. Химки: АГЗ МЧС России. 2011. - С. 221-224.

5. Сергеев Г.Г. Устройство облегчения доступа к запасным путям эвакуации из зданий с массовым пребыванием людей / В сб.: XX междунар. науч.-практ. конф. «Предупреждение. Спасение. Помощь» (современность и инновации), 10 марта 2010 года. Химки: АГЗ МЧС России. 2010. - С. 163-166.

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЖАРОВ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ МОЛНИЕЗАЩИТЫ

А.Н. Скрипко, начальник отдела, Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем

чрезвычайных ситуаций МЧС Республики Беларусь,

г. Минск

Л.В. Мисун, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор, Белорусский государственный аграрный технический университет,

г. Минск

Основными средствами, обеспечивающими защиту зданий и сооружений от прямых ударов молнии, являются молниеотводы. При проектировании молниеотводов определяется зона защиты по [1, 2], в пределах которой считается, что объект защищен от удара молнии. Причем данные зоны представляют собой конусообразную форму, за выбором геометрической фигуры которой для одиночного стержневого молниеотвода не стоит ничего, кроме соображения об осевой симметрии и пожелания геометрической простоты [3].

Из [1, 2] известно, что молниеотводы характеризуются эффективностью молниезащиты, однако при отклонении молниеотводов от оси защиты происходит снижение их защитных функций и увеличивает вероятность возникновения пожаров от удара молнии в объект защиты. Это же подтверждают результаты исследований [4]: согласно статистическим сведениям за последние 10 лет в Республике Беларусь установлено, что около 31 % пожаров от ударов молнии вызвано несоответствием фактических размеров зон защиты проектным сведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.