Научная статья на тему 'Объектный принцип сюрреалистического кода (от сюрреалистического предмета к объекту)'

Объектный принцип сюрреалистического кода (от сюрреалистического предмета к объекту) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сюрреалистический код / стиль / объект / вещь / предмет / объектно-ориентированная онтология / спекулятивный реализм / актуальная поэзия / корреляционизм / surrealist code / style / object / thing / object-oriented ontology / speculative realism / contemporary poetry / correlationism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горелов Олег Сергеевич

В статье рассматривается объектный принцип как один из принципов-смещений сюрреалистического кода литературы. В течение ХХ века сюрреализм под влиянием кода объективируется, происходит смещение акцентов с сюрреалистических предмета, вещи на объект. Если с предметом объект вступает в метонимическую связь, то с субъектом – в реверсивную: объект – это антиципация субъекта, а не проекция (как в случае с предметом). В художественных текстах опредмечивание осуществляет синтез живого и неживого, а кодовая объективизация – синтез воображаемого и воспринимаемого. В результате сопоставления объектного принципа с новейшими течениями философии делается вывод, что объектная ориентированность кода деконструирует эссенциалистскую установку классического сюрреализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECT PRINCIPLE OF SURREALIST CODE (FROM SURREALISTIC THING TO OBJECT)

The article considers the object principle, one of the principles-biases of the surrealist code of literature. During the 20th century under the influence of the code surrealism objectified, and there is a shift in emphasis from the surrealistic thing to the object. If an object enters into a metonymic relationship with a thing, it enters into a reverse connection with a subject: an object is an anticipation of the subject and not a projection as is the case with a thing. In fiction texts objectification carries out the synthesis of living and non-living, and code objectification is a synthesis of the imaginary and perceived. As a result of comparing the object principle with the latest trends in philosophy, it is concluded that the object orientation of the code deconstructs the essentialist installation of classical surrealism.

Текст научной работы на тему «Объектный принцип сюрреалистического кода (от сюрреалистического предмета к объекту)»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru

УДК 82

ОБЪЕКТНЫЙ ПРИНЦИП СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОГО КОДА (ОТ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРЕДМЕТА К ОБЪЕКТУ)

Горелов О.С.

В статье рассматривается объектный принцип как один из принципов-смещений сюрреалистического кода литературы. В течение ХХ века сюрреализм под влиянием кода объективируется, происходит смещение акцентов с сюрреалистических предмета, вещи на объект. Если с предметом объект вступает в метонимическую связь, то с субъектом - в реверсивную: объект - это антиципация субъекта, а не проекция (как в случае с предметом). В художественных текстах опредмечивание осуществляет синтез живого и неживого, а кодовая объективизация - синтез воображаемого и воспринимаемого. В результате сопоставления объектного принципа с новейшими течениями философии делается вывод, что объектная ориентированность кода деконструирует эссенциалистскую установку классического сюрреализма.

Ключевые слова: сюрреалистический код, стиль, объект, вещь, предмет, объектно-ориентированная онтология, спекулятивный реализм, актуальная поэзия, корреляционизм.

OBJECT PRINCIPLE OF SURREALIST CODE (FROM SURREALISTIC THING TO OBJECT)

Gorelov O.S.

The article considers the object principle, one of the principles-biases of the surrealist code of literature. During the 20th century under the influence of the code surrealism objectified, and there is a shift in emphasis from the surrealistic thing to the object. If an object enters into a metonymic relationship with a thing, it enters into a reverse connection with a subject: an object is an anticipation of the subject and not a projection as is the case with a thing. In fiction texts objectification carries out the synthesis of living and non-living, and code objectification is a synthesis of the

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru imaginary and perceived. As a result of comparing the object principle with the latest trends in philosophy, it is concluded that the object orientation of the code deconstructs the essentialist installation of classical surrealism.

Keywords: surrealist code, style, object, thing, object-oriented ontology, speculative realism, contemporary poetry, correlationism.

Сюрреалистический код является одним из стилевых кодов литературы, структурирующих, регулирующих и обусловливающих конкретные реализации того или иного художественного стиля. Тексты, написанные уже в эпоху после сюрреализма, испытывающие большее или меньшее влияние этого направления, а также тексты, не коррелирующие с сюрреализмом напрямую, объединяются кодовым пространством, если согласуются с общими позициями сюрреалистического кода. Основу базовых настроек кода составляют топологический принцип (регулирует художественную онтологию), принцип реляционности (программирует художественную субъектность), а также четыре принципа-смещения. Об одном из них и пойдет речь в этой статье.

Культурные коды, в расширительном понимании, например, Р. Барта, это «определенные типы уже виденного, уже читанного, уже деланного; код есть конкретная форма этого "уже", конституирующего всякое письмо» [2, c. 456]; то есть это своего рода культурные дежа вю, дежа лю, дежа фе и т.д. Но сюрреалистическая логика построена на обратном, отстраняющем эффекте, превращающим внутри кода (художественного кода) эти установки в жаме вю, жаме лю, жаме фе. В манифесте сюрреализма А. Бретон характеризует автоматическое письмо в живописи как «срисовывание», вглядывание в хаос скрытых реляций: «С полной уверенностью найти, в конце концов, выход я углубился бы в лабиринт линий, которые поначалу казались мне совершенно бесполезными. И, открыв глаза, я испытал бы очень сильное ощущение "впервые увиденного" (в оригинале как раз jamais vu. - О.Г.)» [3, c. 53]. Добавим, что Барт упоминает также «поле» как менее жесткий термин, чем «код». Возможно, принципы-смещения характеризуют уже сюрреалистическое

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru поле, и если код - это функция памяти культуры, то в сюрреалистическом поле происходят не менее важные процессы забывания и очищения. Впрочем, отказываться и от единого понятия кода не стоит, оно позволяет обнаруживать следы литературных стилей в контексте разных социально-культурных парадигм.

Вот основные концептуальные, эстетические, технические комплексы сюрреализма, подвергшиеся смещению в коде: сюрреалистическая грёза, сюрреалистическая метафора, сюрреалистический образ, сюрреалистический

предмет.

Двойное определение - принципы-смещения - объясняется тем, что их действие связано с сюръективным удвоением внутри одного (смещение) и постоянством при воспроизводимости (принцип). Таким образом, можно определить смещение от грёзы, сновидения ко сну как гипносический принцип, смещение от метафоры к метонимии как принцип метонимизации, смещение от образа к опыту как принцип экспериментации и смещение от предмета, вещи к объекту как объектный принцип. Уточним, ценность смещения не в результативности, не в переоценке сюрреалистических ценностей, но в самом процессе оставления забываемого следа, смываемой линии (парадоксализм топологии). Каждая новая актуализация принципов-смещений увеличивает число бороздок, объективно остающихся после смещения, тем самым развивается и усложняется само кодовое пространство.

Сами по себе конечные точки смещений (сон, метонимия, опыт, объект), безусловно, автоматически не указывают на наличие сюрреалистического кода. Необходимо, во-первых, их полное или частичное сочетание (эти универсальные элементы, как и буквы в словах, могут образовывать при других условиях и прочие стилевые коды, поэтому сами сочетания становятся идентификационно важными); во-вторых, само событие смещения с оставлением следа (к примеру, не метонимия, а именно метонимизация); в-третьих, контекстное и кондициональное означивание: эстетический эффект, который создает сюр, каждый раз складывается по-разному с учетом изменений

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru в восприятии реципиентов, эстетической относительности и «перебоя вкусов» (А.Н. Веселовский), но должен неизменно опознаваться как сюрреалистический.

Перейдем к характеристике объектного принципа. Вещь и предмет в сюрреализме заражены субъектностью, поскольку выступают заряженными чудом проводниками желания, и в итоге элиминируются «внутренней моделью». Интроецированная структура художественной реальности сюрреалистического текста также подтверждает этот факт. Объект метонимичен сюрреалистическому предмету, именно он приближается к гипносической (от имени Гипнос) материи, как к горизонту событий, предъявляя собственно объектное и замыкая круг смещений. Поэтому если с предметом объект вступает в метонимическую связь, то с субъектом - в реверсивную: объект - это антиципация субъекта, а не проекция (как в случае с предметом). В художественных текстах опредмечивание осуществляет синтез живого и неживого, а кодовая объективизация - синтез воображаемого и воспринимаемого. Так реализуется «участие сюрреализма в перманентной революции людей и вещей, от которой он неотделим» [9, с. 150].

Объектный принцип был сформирован в результате сюрреалистической практики находок, создания воображаемых предметов, предметов символического функционирования, а также индивидуальных проектов объективной поэзии А. Рембо («Je est un autre») и «лирического материализма» С. Малларме [1]. Общим фоном выступает авангардистское стремление преодолеть границы человеческого. В дальнейшем, в течение ХХ века сюрреализм под влиянием кода еще больше объективируется, что продиктовано, впрочем, не только объектным принципом-смещением, но и системной установкой на переход от субъекта к объекту. Только теперь автор и читатель не просто должны «отдаваться ощущению потери самого себя» [5, с. 247], как в стиховещах Бретона, но и, как в объектно-ориентированной поэзии новейшего времени, должны быть «отождествлены с ускользающим и отчужденным материальным объектом» [6, с. 18].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru

Возникновение, как образов, так и объектов в сюрреалистическом коде может быть описано через феномены парейдолии и анаморфоза, отвечающие топологическому и реляционному принципам. Как раз в аспекте преодоления человеческого рассматривает анаморфоз Ю. Такер, связывая сюрреалистические (лотреамоновские) тропы отрицания (философ называет анаморфоз и аморфоз в качестве таковых) с «готическим блаженством потери всякой формы - и в особенности человеческой формы. Если воспользоваться терминологией апофатической традиции отрицания в мистицизме, мы могли бы назвать это "апофатической животностью"» [10, c. 74]. И анаморфоз, и аморфоз синтезируют процессы создания и разрушения объекта, хотя «анаморфоз имеет преимущественно метаморфический характер, характер аморфоза преимущественно морфологический, имеющий дело с пределами формы и бесформенности» [10, c. 75].

Сам Лотреамон объясняет свою манеру письма с помощью феномена, называемого в современной науке мурмурацией, то есть скоординированного полета многочисленных групп скворцов: «их стаи летят в строгом порядке, словно хорошо обученные солдаты, с завидной точностью выполняя приказы полководца. Скворцы послушны инстинкту, это он велит им все время стремиться к центру стаи, меж тем как ускорение полета постоянно отбрасывает их в сторону, и в результате птичье множество, объединенное тягой к определенной точке, бесконечно и беспорядочно кружась, образует нечто подобное клубящемуся вихрю, который, хотя и не имеет общей направляющей, все же явственно вращается вокруг своей оси <...> центральная часть клубка, хотя постоянно увеличивается в размерах, но сдерживается противоборством прилегающих витков спирали и остается самой плотной сравнительно с другими слоями частью стаи, они же, в свою очередь, тем плотнее, чем ближе к центру» [8, c. 249].

Хотя явление мурмурации в полной мере до сих пор не изучено, однако известно, каким образом скворцам удается добиваться слаженности действий. Каждая отдельная птица ориентируется на ближайших (смежных) сородичей

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru слева, справа и особенно летящих впереди; ориентация на 7-8 особей рядом с собой и быстрая, в доли секунды, реакция на их движения, позволяет коллективно менять направление полета, что для стороннего наблюдателя выглядит как игра анаморфоза и аморфоза, в результате которой контуры этого вихря иногда напоминают те или иные фигурные образы, как при декалькомании или песочной анимации. Одного, главного кормчего у стаи нет, Лотреамон пишет, что она «не имеет общей направляющей», и его сравнение с солдатами, которые выполняют приказы полководца, относится именно к общему принципу («инстинкту»), а не конкретной птице (субъекту).

Именно сюрреляционизм, то есть плотность отношений смежных субъектообъектов, образует тягу к центру, к гомогенной материи, а вместе с тем и реляционную субъектность (сама стая), и единую объектную формацию гомеоморфных топологических изменений, которые в природе позволяют скворцам выживать и спасаться от хищников. А поэту, как пишет Лотреамон, это позволяет удерживать в качестве неизменного (при всей текучести письма) сам «поэтический лад», на который настроена его душа.

Бретон постоянно размышлял о некоем силовом поле, структурирующем субъектообъектную имманентность мира: от метафоры магнитных полей и собственно идеи автоматизма до мифа о «Великих Прозрачных» из «Пролегомен к третьему манифесту сюрреализма или нет». Что касается последнего, А. и О. Вирмо верно отмечают, что бретоновское предположение, будто бы «над человеком "есть живые существа, чьи повадки для него так же постижимы, как его собственное поведение - для поденки или кита" <...> пытались истолковать как сползание к эзотеризму, тогда как оно предполагало только преодоление антропоморфизма» [4, с. 268-269].

Мотив прозрачности отсылает к установке сюрреализма на проникновение в сокрытое, тайное. Непрозрачность самих объектов (частые образы перчаток, перегородок, кулис и т.д.), отказ в прямом доступе к ним указывают на современные спекулятивно-реалистические направления в философии и литературе. И скорее как литературу можно рассматривать

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru многие тексты объектно-ориентированной онтологии (Г. Харман), темного витализма и нового нигилизма (Ю. Такер, Б. Вудард), ксенопоэтики (Р. Негарестани) и др.; как на литературу на них также оказывает свое воздействие и сюрреалистический код. И в объектно-ориентированной поэзии, и в поэзии сюрреалистической линии «объектность поэтического образа представляет собой динамично двигающуюся и номадически развертывающуюся материю <...> поэтический образ делается практически недоступен субъективному видению, неподвластен манипулятивному человеческому вмешательству» [6, c. 16], а «любая конститутивная форма субъектности <...> сплющена и редуцирована к состоянию зыбкой и мерцающей субстанции» [6, c. 18]. И эта близость позволяет с новой стороны увидеть взаимодействие смещений: предмет ^ объект ^ объектно-ориентированный образ ^ опыт.

В критическом сопоставлении с современной «темной» и объектной философией раскрываются нюансы сюрреалистического кода. Во-первых, в код заложено стремление к гомогенной реальности, в объектно-ориентированной философии этого стремления нет, и изучается скорее гетерогенность. Во-вторых, код не устраняет полностью субъектность, предъявляя неразличение или диалектику субъекта и объекта: в объекте скрываются личинки субъектности, а субъектность не что иное, как реляционная сеть и следы смещений от объектов. В-третьих, прямой доступ к объекту в сюрреалистическом коде возможен через экспериментацию, которая, что программно противоречиво, есть непрямой опыт (в обход первичного переживания), он же - собственно опыт (Erfahrung, по В. Беньямину), прорыв внешнего во внутреннее. В-четвертых, в коде нет четкого размежевания с традицией корреляционизма, но и не принимается также лейбницевская монадическая структура реальности, поэтому особенно показательно сближение-расхождение сюрреалистического с новым пессимизмом или пессимистическим реализмом (тот же Ю. Такер).

К ужасу бытия сюрреализм не приходит, хотя постоянно касается его метонимических зон. В-пятых, функционирование объекта по принципу

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru черного тела в случае объектно-ориентированной философии и литературы говорит об отказе субъективности в доступе, а в случае сюрреалистического кода - о сюрреляционизме: одним из симптомов его является как раз сокрытие связей, дополняющееся, однако, их увеличением, а значит, уплотнением корреляционной сети отношений. А поскольку «актором» является не объект, а субъектообъект, то и отношения могут быть не только межобъектными.

Близко к сюрреалистическому коду подходит Г. Харман, когда размышляет о дремлющем состоянии некоторых объектов. Они могут не восприниматься напрямую, как «капли воды вечно существуют на поверхности океана» (как и при созерцании невидимого), но не перестают от этого быть реальными, как и чистый сон не означает смерть: «мертвый объект больше не реален, тогда как дремлющий - реален, просто он пребывает вне отношений <...> реальный объект расположен глубже, чем такие отношения, и зачастую вступает в них без каких-либо длительных последствий для себя. Поэтому дремлющие объекты - самый чистый вид объектов, какой только мы способны исследовать» [11, с. 123].

Да, чистота такого объекта признается и сюрреализмом, но отличие заключается в том, что в дремлющем состоянии сюрреалистический объект как раз и начинает вступать в отношения, обрабатывать связи с другими, постепенно складывая субъектность, подобно автотелической деятельности мозга в фазе медленного сна. А пробуждаясь, внешняя субъектность, то есть сознание как раз и пытается обособиться от других субъектов и объектов. С. Дали писал, что «мода на сюрреалистические предметы поставила крест на излюбленном занятии сюрреалистов - записи сновидений» [7, с. 267]. Примечательно, что именно предметность и стоящий за ней объектный принцип снижает значимость сновидения (возможно, это помогает и гипносическому смещению).

В результате можно прийти к выводу, что объектная ориентированность деконструирует эссенциалистскую установку классического сюрреализма. Действительно, «у сюрреалистов язык обращен к объекту, и именно эта

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru устремленность удостоверяет, что он продиктован желанием» [12, c. 218]. Вот только если в сюрреалистической системе желание как изначальный концепт действительно предвосхищает объект, то в коде эта диспозиция инверсирована: уже объект в рамках объектного смещения предшествует желанию, активирует его, и так запускается новый процесс по сюръекции, конденсации смыслов.

Список литературы:

1. Арсеньев П. Poésie objective, или о документальных поэтических объектах // Транслит: литературно-критический альманах. СПб., 2017. № 19. С. 71-76.

2. Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 424-462.

3. Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века / Сост. Л.Г. Андреев. М.: Прогресс, 1986. С. 40-72.

4. Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб.: Академический проект, 1996. 279 с.

5. Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр: К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012. 542 с.

6. Голынко-Вольфсон Д. Поэзия закрытого доступа: тезисы к объективации поэтического образа // Транслит: литературно-критический альманах. СПб., 2017. № 19. С. 15-24.

7. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М.: Сварог, 1996. 461 с.

8. Лотреамон. Песни Мальдорора. Стихотворения. Лотреамон после Лотреамона. М.: Ad Marginem, 1998. 672 с.

9. Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней / Сост. Ги Жирар. М.: Гилея, 2018. 448 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2020. № 2. www.st-hum.ru

10. Такер Ю. Ужас философии: В 3 т. Пермь: Гиле Пресс, 2019. Т. 3: Щупальца длиннее ночи. 214 с.

11. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 152 с.

12. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 416 с.

Сведения об авторе:

Горелов Олег Сергеевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории литературы и культурологии Ивановского государственного университета (Иваново, Россия).

Data about the author:

Gorelov Oleg Sergeyevich - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Theory, History of Literature and Cultural Studies Department, Ivanovo State University (Ivanovo, Russia).

E-mail: og-rus@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.