УДК 32.019.5
Е. Н. Давыборец
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА
В статье проводится анализ разнообразных факторов, обусловливающих восприятие иностранного государства и формирование его внешнего имиджа. Выделяются объективные условия, являющиеся первоосновой имиджа и прямо влияющие на отношение к другому государству. Также в качестве имиджеобразующих факторов автор называет субъективные причины, в результате чего имидж часто отличается, подчас существенно, от своего прототипа. К объективным условиям имиджа, влияющим на отношение к иностранному государству, автор относит многочисленные его характеристики в основных сферах жизнедеятельности социума (политической, правовой, экономической, социальной), а также условно-статические характеристики социума и территории. Исследуются также такие субъективные факторы имиджа государства, как акторы политического процесса, трансляторы информации и воспринимающая аудитория.
Ключевые слова: внешний имидж государства, объективные условия, субъективные факторы, политические технологии.
Жизнь государства во многом зависит от того, как оно воспринимается мировым сообществом, — от его внешнего имиджа. Имидж влияет на экономическое сотрудничество с другими государствами, привлечение иностранных инвестиций, подписание выгодных международных соглашений, заключение межгосударственных союзов. Привлекательный внешний имидж обусловливает уважение к государству на международной арене, учет его интересов и в итоге влияет на стабильность и благополучие. Вот почему руководство современных государств обеспокоено вопросом создания благоприятного внешнего имиджа своей страны. Как справедливо замечает И. С. Суворова, «имидж представляет собой важнейший политический инструмент, с помощью которого властвующие субъекты пытаются оказывать на общественное мнение целенаправленное воздействие» (Суворова, 2013, с. 154).
Цель настоящего исследования — выявление и анализ различных факторов, влияющих на восприятие государства мировым сообществом, т. е. на внешний имидж государства. Объект исследования — политический имидж. Предмет — объективные условия и субъективные факторы формирования внешнего имиджа государства.
Уточним некоторые понятия. В исследованиях, касающихся имиджа государства, понятие «государство» употребляется и в широком значении (население, возглавляемое органом высшей власти и проживающее на определенной территории), и в узком (политическая надстройка общества). В большинстве исследований по политическому имиджу термин «государство» употребляется в значении не высших органов власти, а власти и общества в целом, т. е. в широком смысле (см., напр.: Митяева, 2009, с. 275; Телегина, 2014). Также в работах
© Давыборец Е. Н., 2015
по имиджу широко используется термин «страна» в значении политически организованного общества, проживающего на определенной территории. Иными словами, «страна» и «государство» в широком смысле являются синонимами. В настоящем исследовании понятие «государство» употребляется в широкой трактовке.
Под внешним имиджем государства понимается устойчивый образ, сформировавшийся в массовом сознании населения иностранного государства под воздействием естественных и искусственных причин. В ряде исследований по имиджу подчеркивается, что имидж всегда имеет искусственную природу, т. е. является результатом целенаправленной работы акторов политического процесса; этим он и отличается от образа, формирующегося стихийно (Гравер, 2012, с. 31; Давыборец, 2014, с. 17). Упрощенно внешний имидж государства — это отношение к нему иностранных граждан. Он чаще всего бывает множественным, т. е. различен для населения того или иного государства в зависимости от факторов субъективного восприятия.
Многие современные государства озадачены вопросом создания благоприятного собственного имиджа, который складывается под воздействием многих причин, движущих сил. Попытаемся выявить их и провести анализ.
Несмотря на то что работа по созданию благоприятного внешнего имиджа активно ведется по многим направлениям, внутри государства и за его пределами, нужно иметь в виду, что основой имиджа является так называемый прототип, т. е. объективно существующие различные характеристики государства (Davyborets, 2014, р. 19). Эти характеристики можно усилить либо ослабить посредством специальных информационных технологий и психологических приемов, но они все равно будут важнейшим неотъемлемым его компонентом вне зависимости от нашего сознания и специфики освещения в средствах информации. Реальные характеристики государства — основа его восприятия населением иностранных государств. Поэтому положительный имидж государства является в том числе свидетельством его богатства, силы, уровня развития (Крылов, 2006, с. 51).
Помимо объективных условий имиджа важную роль в процессе его формирования играют субъективные факторы — обстоятельства, напрямую зависящие от субъектов политического процесса. Последние влияют на производство информации о государстве и вносят в нее искажения. Такими субъектами выступают заинтересованные в создании имиджа лица (государственная власть, международные организации, торговые корпорации и т. д.), средства массовой информации и иные каналы трансляции информации. К субъектам внешнего имиджа также можно отнести воспринимающую аудиторию — население иностранного государства, в чьем сознании посредством психической активности складывается образ государства; тем самым это население является активным создателем имиджа.
Весьма разнообразные объективные условия внешнего имиджа государства условно можно подразделить на статические, с трудом поддающиеся изменению (условно-статические), и динамические, находящиеся в развитии (условно-динамические). К условно-статическим можно отнести характеристики
территории (размер, климат, ландшафт, флора и фауна, полезные ископаемые, геополитическое положение и т. д.). К условно-статическим характеристикам среди прочего относится история государства — различные яркие события, запечатлевшиеся в памяти людей, выдающиеся исторические личности, важные открытия и изобретения, а также всемирно известные бренды, т. е. все то, что оказало влияние на жизнь конкретного общества либо мирового сообщества. К этой же группе характеристик отнесем особенности социума, не поддающиеся быстрым изменениям (этнические, половозрастные, языковые, религиозные и др.).
Условно-динамические характеристики государства касаются различных сфер его жизнедеятельности (политической, правовой, экономической, социальной). К ним относятся: состояние институтов демократии, мощь государства и состояние вооруженных сил, политические лидеры государства, развитие средств массовой информации, положение человека в государстве (социальное, правовое, политическое), уровень развития и образованности общества, состояние науки и культуры, социальные болезни общества и т. д.
Проанализируем объективные условия внешнего имиджа государства. Отметим, что на объективные характеристики государства всегда будет накладываться субъективизм восприятия социума, внося в них искажения. Это происходит в связи со спецификой культуры, менталитета, особенностями исторического и жизненного опыта, интересами, установками, комплексами и др. Объективные условия имиджа и специфика воспринимающей аудитории тесно взаимосвязаны.
Бесспорно, на восприятие государства иностранными гражданами, а также их политическим руководством влияет размер территории. Многие государства находятся в центре внимания именно из-за величины территории. Все большие государства широко известны мировой общественности, узнаваемы. Из 197 независимых государств «на слуху» прежде всего самые большие по территории — Россия, США, Китай, Канада, Австралия и т. д. Большие размеры страны вызывают уважение к ней, а также, при наличии других соответствующих факторов, благоговение, страх и безропотность. Так, Россия с ее огромными территориями в 1990-х гг. при низких культурных и социальных показателях и наличии ядерного оружия казалась зловещей и вызывала опасения у мировой общественности (Олбрайт, 2004, с. 332). Большие масштабы территории всегда играют определенную роль в международных отношениях, поскольку, как правило, сопряжены с интересами других государств. Напротив, небольшие размеры страны могут нивелировать ее значение в глазах населения иностранных государств и не добавляют политические очки на международной арене.
На восприятие государства влияет его геополитическое положение: соседство с различными странами, наличие выходов к морю и т. д. Престиж государства повышает обладание полезными ископаемыми и природными ресурсами как основа производства и развития экономики. Важную роль во внешнем имидже государства играют запечатлевшиеся в памяти общественности исторические события и фигуры, что особенно значимо в случае сопряженности интересов с воспринимающей аудиторией имиджа. Имеют также значение выдающиеся изобретения и открытия, являющиеся «маркерами» исторического прошлого народа и способные повлиять на все дальнейшее восприятие государства. Так,
Китай у многих ассоциируется с многочисленными изобретениями древности, в дальнейшем ставшими достоянием всего человечества.
Среди объективных условий внешнего имиджа, оказывающих на него непосредственное влияние, можно также назвать известные бренды — популярные в мире товары, торговые марки, легендарные фирмы, культовые популярные личности (актеры, певцы, режиссеры, спортсмены) и пр. Многие государства в сознании мировой общественности напрямую ассоциируются со своими брендами: Швейцария — с Швейцарским банком и швейцарскими часами, Япония — с Тойотой, США — с голливудскими актерами и т. д. Известные бренды оказывают положительное влияние на внешний имидж государства, усиливая его, делая его более ярким и узнаваемым.
Определенную роль в отношении к государству играет этническая и религиозная специфика его социума. Особенно это прослеживается контекстно, при соотношении себя с другими: «они — такие же, как мы» либо «они — не похожи на нас, чужаки». При важности религии в жизни общества это может быть существенным фактором восприятия других и формирования благоприятного либо неблагоприятного к ним отношения. Фактор этноса в имидже государства может иметь большое значение при нетерпимом отношении к представителям других национальностей. В любом случае при этнических различиях между воспринимающим и воспринимаемым обществом данный фактор обусловливает особенность внешнего имиджа государства.
Что касается условно-динамических характеристик государства, они также непосредственно влияют на формирование его имиджа. В политической сфере важнейшими являются: политическая система общества, уровень ее демократичности, особенности устройства и работы органов власти и политических институтов, проводимая внешняя и внутренняя политика. Так, для многих современных государств важным показателем цивилизованности и возможности тесных дружественных связей с другими государствами выступает наличие институтов демократии. Пропагандируемые длительное время современными развитыми странами демократические лозунги внедрены в сознание мировой общественности, и соответствие им — важное условие хорошего отношения к государству. Неразвитость демократических начал в государстве ассоциируется с тираническими режимами и придает негативную окраску имиджу. В результате многие страны декларируют себя в качестве демократических и правовых, разными способами пытаясь продемонстрировать это мировому сообществу и согласовать свою политику с международными демократическими нормами.
Центральные позиции среди объективных условий имиджа заняло сегодня состояние прав и свобод человека. Для населения правовых государств при восприятии других обществ чрезвычайно важен уровень развития правовой и судебной системы, а также правовой культуры граждан. Данная сфера может не иметь значения для общества с преобладанием правового нигилизма и конфликтующего с политической системой (так, для населения большинства постсоветских государств характерен поиск путей избегания правовых предписаний); напротив, развитая правовая сфера может восприниматься как ущемление свободы личности.
Большое влияние на имидж страны может оказать лидер, стоящий во главе государства. Его имидж — составная часть имиджа страны, имеющая решающее значение. Так, в тоталитарном государстве внешний имидж имеет прямую ассоциацию с лидером и неотделим от него в глазах мировой общественности. Харизматичный и яркий правитель занимает верхние позиции по степени важности имиджеобразующих факторов и оттеняет отношение к другим характеристикам страны. Слабый руководитель может не иметь здесь столь большого значения, даже ослаблять имидж государства — такова психологическая закономерность восприятия (так называемый эффект трансфера, когда образ одного объекта накладывается на восприятие другого, находящегося с ним во взаимосвязи).
Место и роль государства на международной арене также важны для имиджа. Его сильные позиции, наличие значимых союзников в лице других государств и международных организаций, признание акторами международных отношений, учет интересов (в международной политике) дают важные политические очки, наделяют весом и значением, обусловливая уважение и формируя яркий имидж влиятельной и успешной страны.
Имидж государства во многом определяется особенностями его населения — интеллектуальным уровнем, морально-нравственными качествами, спецификой нормативной культуры и т. д. Так, немаловажной сферой для любого общества являются нормы и правила поведения, обычаи и традиции, усиливающиеся в консервативных обществах. Страна с доминированием нравственных устоев будет резко негативно воспринимать любые признаки морального упадка. Общество дикарей будет низко оценено цивилизованными культурами. Так, Россия в 1990-е гг. негативно воспринималась мировой общественностью ввиду понижения роли и значения нормативной культуры, что надолго сформировало стереотип о русских как маргинализованной нации.
Важное место во внешнем имидже государства занимает его экономическая сфера. Такие показатели, как экономическое развитие, его уровень и темпы, валовый внутренний и национальный продукты, уровень и качество жизни населения, индекс экономической свободы и др., существенно влияют на отношение к государству. Экономические факторы выступают индикатором для внешних инвесторов и вместе с тем формируют определенное отношение к стране в целом. Фундаментальными потребностями человека являются физиологические, поэтому материальная основа жизнедеятельности — сущностный фактор стабильности и нормальных условий для человека. Хорошо развитая экономика — показатель благополучия государства, его мощи, возможностей, что обусловливает благоприятное отношение к нему. Экономически неразвитые страны, напротив, не вызывают уважения. В сознании граждан экономическая отсталость может иметь негативные ассоциации, так как часто граничит с интеллектуальной и культурной неразвитостью и является благоприятной средой для социальных болезней — наркомании, алкоголизма, проституции, преступности, терроризма и пр.
Объективные условия формирования внешнего имиджа государства занимают важное место в этом процессе. В то же время в современном информационном
обществе не меньшее значение имеют многочисленные субъективные факторы, существенно преломляющие и искажающие объективные характеристики объекта. В результате имидж может кардинально отличаться от своего прототипа. Совокупность объективных условий и субъективных факторов, влияющих на внешний имидж государства, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Объективные условия и субъективные факторы внешнего имиджа государства
Что касается политического имиджа в целом (имиджа лидера, имиджа государственного служащего), то в сознании человека можно сформировать черты, диаметрально противоположные объекту имиджа. Современная политическая практика имеет для этого многочисленные и очень эффективные информационные технологии, широко распространенные и применяемые в политической сфере. Если говорить об имидже государства, то степень расхождения имиджа с его прототипом будет не столь кардинальной в силу информационной открытости современных государств, тесного взаимодействия между ними
в отличие от отдельных лиц в государстве, информацией о которых легче управлять. Вместе с тем в сфере имиджа государства также существуют широкие возможности его преобразования либо очернения (если речь идет об информационной пропаганде неприятельского государства или об определенных целях проводимой в отношении конкретного государства политики).
Итак, к субъективным факторам имиджа можно отнести целенаправленную работу акторов политического процесса — своего и иностранных государств, международных организаций, политических партий, социальных институтов и пр., которые по различным каналам распространяют информацию о государстве, доводя ее до общественности. Большая роль здесь находится у государственной власти, заинтересованной в проведении определенной информационной политики в отношении как своего, так и других государств. Власти принимают различного рода меры для благоприятного позиционирования своего государства. С этой целью создаются специальные сайты, телевизионные каналы и радиостанции, проводятся различного рода мероприятия, устраиваются праздники, заключаются международные союзы и соглашения, принимаются законы, импонирующие мировой общественности, и пр. В случае соответственно выбранного курса своей политики государство может преследовать цель создания негативного имиджа другого государства. Это может осуществляться для усиления собственного имиджа за счет снижения роли и значения других государств, оправдания своей агрессивной политики, отвода внимания своих граждан и мировой общественности от внутренних проблем и пр.
Идеологическая пропаганда, т. е. популяризация идей, взглядов, фактов, для формирования общественного мнения (Пропаганда // http://dic.academic.ru), сегодня является неотъемлемой частью информационной политики современных государств, выполняя для них важные функции по поддержанию и охране существующего строя. При помощи информационных технологий через средства массовой информации осуществляется управление общественным мнением по формированию привлекательного имиджа государства. В отношении конкретного государства работа может осуществляться как руководством данного государства, так и другими государствами и международными институтами. В настоящее время имеется большой багаж методов и приемов, формирующих определенный имидж государства.
Во многих современных странах политические власти осуществляют информационное сопровождение различных текущих событий через средства массовой информации. Работа проводится как внутри государства, так и за его пределами. События обыгрываются таким образом, чтобы проставить акценты на положительной информации и снизить значение отрицательной, которая может негативно повлиять на имидж государства. Популярными имиджевыми технологиями в современном политическом процессе, позволяющими изменить информацию в соответствии с задачами политической власти, являются: использование вербальных и лингвистических приемов (умолчание, приклеивание ярлыков, подмена понятий, использование обобщающих родовых имен и пр.); управление новостями; создание информационных поводов; опора на «социологические исследования»; создание мифов и стереотипов и др.
Так, подмена понятий и приклеивание ярлыков существенно изменяют характер информации в нужном свете, обусловливая определенное эмоционально-оценочное восприятие. Называя по-разному одно и то же явление, можно изменить его смысл и значение для аудитории, а значит, отношение к нему. Например, с целью безоговорочно оправдать насильственные действия в отношении активных противников действующей политической власти их делают «террористами», «бандитами», «криминальными элементами», в то время как альтернативные СМИ могут их же назвать «героями, борющимися за справедливость», «повстанцами», «мучениками», придавая совершенно другую тональность высказыванию. Оппозиция может стать «провокаторами», «смутьянами», а может — «демократически мыслящими людьми», «идейными новаторами». Другая популярная информационная технология — умолчание; при ее помощи осуществляется модификация информации в соответствии с целями субъекта политического процесса (Копылова, 2013, с. 296).
Для формирования яркого сильного имиджа государства политическое руководство устраивает грандиозные события (международные спортивные соревнования, международные конкурсы, международные выставки и ярмарки, международные симпозиумы и конгрессы, военные парады и пр.), на которые выделяются значительные средства и ресурсы. Так, многие государства тратят огромные суммы на проведение Олимпийских игр, Чемпионатов мира по футболу, конкурсов «Евровидение», «Мисс вселенная», Всемирных торговых ярмарок, которые в дальнейшем приносят хорошие дивиденды в копилку имиджа государства (Мельник, Виноградова, 2009, с. 80). Чтобы эти события не прошли незамеченными для других государств и оставили яркое впечатление в глазах мировой общественности, обеспечивается их информационное сопровождение. Позиционирование информации играет важную роль в процессе имиджмейкинга.
Субъективизм имиджа зависит не только от целенаправленной работы заинтересованных лиц, но и от других факторов — такова специфика распространения информации о государстве через средства массовой информации. Подобная информация может быть непредвзятой и объективной, а может быть искаженной в соответствии с целями ее транслятора либо его отношением к происходящим событиям. Так, эмоционально-оценочный компонент субъекта информации способен наложить большой отпечаток на ее восприятие. Информация также преломляется в связи с особенностями каналов трансляции. Существует хрестоматийный пример дебатов Кеннеди и Никсона, транслировавшихся по телевидению и радио, наглядно иллюстрирующий, какие коррективы в восприятие информации способны внести различные каналы вещания. Американцы, смотревшие телевидение, были уверены, что победил Кеннеди, выглядевший молодым и энергичным в противовес осунувшемуся сопернику. Слушавшие радио, исходя из содержательной части беседы и убедительности речи, отдали предпочтение Никсону.
Информацию можно изменить до неузнаваемости, проставив в ней акценты определенным образом, что часто наблюдается при освещении одних и тех же событий СМИ различных стран. Достижения одного государства могут освещаться СМИ другой страны как наглые и варварские, наносящие урон мировому
сообществу. Эти же события будут представлены как триумф отечественными СМИ. Собственные неудачи могут быть списаны на козлов отпущения — заговор врагов, подрывную деятельность неприятельского государства. Иностранными же они будут описаны в самых ярких красках, «очерняя» имидж государства.
Другой важный субъективный фактор имиджа, о котором уже упоминалось, — это воспринимающая аудитория, существенно изменяющая информацию в связи с собственными психологическими и культурными особенностями, степенью идеологизации сознания, наличием мифов и стереотипов в массовом сознании, в том числе относительно объекта имиджа, а также в связи с отношением к нему. Так, особенности мышления и мировоззрения воспринимающей аудитории играют важную роль в восприятии других государств. Преобладание традиционного начала в сознании граждан обусловит положительное отношение к государствам с сильной патриархальной властью, развитой правовой сферой, доминированием норм морали и нравственности. Противоположные характеристики, напротив, будут восприниматься отрицательно. Гражданам, в чьем сознании доминируют либеральные нормы, будут импонировать государства с развитой демократической системой, мягкими законами. Мусульмане могут настороженно и предвзято относиться к христианам, и наоборот. Вся совокупность факторов, влияющих на особенности восприятия страны социумом другого государства, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Факторы, обусловливающие особенности восприятия страны социумом иностранного государства
В процессе создания внешнего имиджа государства большую роль играет уже сложившееся отношение к нему иностранных граждан, сформированный под воздействием различных факторов стереотип восприятия. Он может быть отрицательным либо положительным, предвзятым либо объективным. Если стереотип о государстве формировался целенаправленно, то его можно классифицировать как уже сложившийся имидж. Вся последующая информация о государстве будет преломляться в соответствии с ним. Стереотипы, а также имидж как разновидность стереотипа накладывают определенный отпечаток на поступающую информацию. Негативный внешний имидж государства придает отрицательный оттенок любой информации о нем, нивелируя значение достижений и успехов. Напротив, положительный имидж усиливает позитивную информацию и ослабляет отрицательную, давая запас прочности государству в сознании общественности.
Индивиду свойственно культивировать информацию в соответствии с собственными знаниями, убеждениями. Сформированный имидж государства обусловливает выборочность информации о нем для реципиента. Если информация соответствует представлениям индивида, то она воспринимается легко, не подвергаясь логическому анализу, усиливая убежденность в собственной правоте. Если противоречит, то часто отвергается как ложь, дезинформация, неприятельский заговор. Поэтому сложившиеся стереотипы, а также имидж оказываются весьма живучими, и разрушить их непросто.
Таким образом, внешний имидж государства — сложное образование, включающее в себя множество составляющих и зависящее от различных объективных условий и субъективных факторов. К важным объективным условиям относятся условно-статические (размер территории, природные ресурсы, полезные ископаемые, климат, история, этнические, языковые и религиозные характеристики социума, бренды) и условно-динамические (особенности развития политической, правовой, социальной, экономической сфер жизнедеятельности социума) характеристики государства. Тем не менее имидж не является естественным образованием; этим он отличается от образа и, как правило, имеет существенные искажения относительно своего прототипа, что обусловлено совокупностью субъективных факторов создания имиджа. К таким факторам относятся: целенаправленная работа политических субъектов; запланированные или непреднамеренные изменения информации, вносимые СМИ и иными каналами ее трансляции; уже сложившийся образ государства в массовом сознании; культурно-психологические особенности реципиентов информации. В арсенале политических технологов к настоящему времени имеется большой багаж информационных технологий, имеющих большую силу воздействия на массовое сознание и способных сформировать «дутый» имидж, который, тем не менее, будет восприниматься мировой общественностью как истинный образ государства.
Литература
Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012.
№ 3. С. 29-45 (Graver A. A. The View, the Image and the Brand of the Country: Concepts and Directions of Research // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science.
2012. N 3. P. 29-45).
Давыборец Е. Н. Теория и практика формирования имиджа лидера Соединенных Штатов Америки: монография. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. 192 с. (Davyborets E. N. Theory and Practice of Formation of Image of a Leader of the United States of America: a Monograph. Vladivostok: Far-East. fed. University, 2014. 192 p.).
Копылова Т. Р. Умолчание как стратегия в формировании имиджа России в испанских СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. Вып. 80, № 21. С. 295-299 (Kopylova T. R. The Default as the Strategy in Shaping the Image of Russia in Spanish Mass Media // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Art.
2013. Vol. 80, N 21. P. 295-299).
Крылов С. М. Формирование международного имиджа государства // Вологдинские чтения. 2006. № 58. С. 48-51 (KrylovS. M. Formation of the International Image of the State // Volog-dinsky Readings. 2006. N 58. P. 48-51).
Мельник Г. С., Виноградова С. М. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 75-84 (Melnik G. S., Vinogradova S. M. The Foreign Policy Image of Russia in the Media Space of the PostCrisis Period // Management Consulting. 2009. N 3. P. 75-84).
Митяева Ю. А. Международный имидж России в американской прессе в 2000-2008 гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-1. С. 275-279 (Mitiaeva Yu. A. International Image of Russia in the American Press in 2000-2008 // The News of Altai State University. 2009. N 4-1. P. 275-279).
Олбрайт М. Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004, 688 с. (AlbrightM. Madam Secretary. The Memoirs оf Madeleine Albright / transl. from English. M.: Alpina Business Book, 2004. 688 p.).
Суворова И. С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 10. С. 150-162 (Suvorova I. S. Public Policy as a Tool of Formation of Image of the Country // State Management. Electronic Bulletin. 2013. N 10. P. 150-162).
Телегина К. И. Понятие и структура имиджа государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12, ч. 2. С. 191-194 (Telegina K. I. The Concept and Structure of the State Image // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2014. N 12, part 2. P. 191-194).
Пропаганда // Философская энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philoso-phy/991/ПРОПАГАНДА (дата обращения: 15.05.2015) (Propaganda // Encyclopedia of Philosophy. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/991/nPOnArAKAA (date of access: 15.05.2015)).
Davyborets E. N. Constructing Images of American Presidents: a Monograph. Germany: Lambert, 2014. 177 р.
ЛОЛИШЭКС- 2015. Том 11, № 3