Научная статья на тему 'Объективные условия и субъективные факторы внешнего имиджа государства'

Объективные условия и субъективные факторы внешнего имиджа государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2683
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА / ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EXTERNAL IMAGE OF THE STATE / OBJECTIVE CONDITIONS / SUBJECTIVE FACTORS / POLITICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыборец Елена Николаевна

В статье проводится анализ разнообразных факторов, обусловливающих восприятие иностранного государства и формирование его внешнего имиджа. Выделяются объективные условия, являющиеся первоосновой имиджа и прямо влияющие на отношение к другому государству. Также в качестве имиджеобразующих факторов автор называет субъективные причины, в результате чего имидж часто отличается, подчас существенно, от своего прототипа. К объективным условиям имиджа, влияющим на отношение к иностранному государству, автор относит многочисленные его характеристики в основных сферах жизнедеятельности социума (политической, правовой, экономической, социальной), а также условно-статические характеристики социума и территории. Исследуются также такие субъективные факторы имиджа государства, как акторы политического процесса, трансляторы информации и воспринимающая аудитория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective Conditions and Subjective Factors of External Image of the State

In the article the analysis of various factors contributing to the perception of a foreign state and formation of its external image is shown. Identify the objective conditions that are the basis of the image, and directly influencing the attitude towards another state. As imagearray factors, the author distinguishes subjective causes, resulting in an image often differs, sometimes significantly, from its “prototype”. To the objective conditions of the image that affect attitude toward a foreign state, the author attributes many of his characteristics in the main spheres of society political, legal, economic, social, and conditionally static characteristics of the society and the territory. Attention is also paid to subjective factors of the image of the state as a political process actors, translators of information and receptive audience.

Текст научной работы на тему «Объективные условия и субъективные факторы внешнего имиджа государства»

УДК 32.019.5

Е. Н. Давыборец

ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА

В статье проводится анализ разнообразных факторов, обусловливающих восприятие иностранного государства и формирование его внешнего имиджа. Выделяются объективные условия, являющиеся первоосновой имиджа и прямо влияющие на отношение к другому государству. Также в качестве имиджеобразующих факторов автор называет субъективные причины, в результате чего имидж часто отличается, подчас существенно, от своего прототипа. К объективным условиям имиджа, влияющим на отношение к иностранному государству, автор относит многочисленные его характеристики в основных сферах жизнедеятельности социума (политической, правовой, экономической, социальной), а также условно-статические характеристики социума и территории. Исследуются также такие субъективные факторы имиджа государства, как акторы политического процесса, трансляторы информации и воспринимающая аудитория.

Ключевые слова: внешний имидж государства, объективные условия, субъективные факторы, политические технологии.

Жизнь государства во многом зависит от того, как оно воспринимается мировым сообществом, — от его внешнего имиджа. Имидж влияет на экономическое сотрудничество с другими государствами, привлечение иностранных инвестиций, подписание выгодных международных соглашений, заключение межгосударственных союзов. Привлекательный внешний имидж обусловливает уважение к государству на международной арене, учет его интересов и в итоге влияет на стабильность и благополучие. Вот почему руководство современных государств обеспокоено вопросом создания благоприятного внешнего имиджа своей страны. Как справедливо замечает И. С. Суворова, «имидж представляет собой важнейший политический инструмент, с помощью которого властвующие субъекты пытаются оказывать на общественное мнение целенаправленное воздействие» (Суворова, 2013, с. 154).

Цель настоящего исследования — выявление и анализ различных факторов, влияющих на восприятие государства мировым сообществом, т. е. на внешний имидж государства. Объект исследования — политический имидж. Предмет — объективные условия и субъективные факторы формирования внешнего имиджа государства.

Уточним некоторые понятия. В исследованиях, касающихся имиджа государства, понятие «государство» употребляется и в широком значении (население, возглавляемое органом высшей власти и проживающее на определенной территории), и в узком (политическая надстройка общества). В большинстве исследований по политическому имиджу термин «государство» употребляется в значении не высших органов власти, а власти и общества в целом, т. е. в широком смысле (см., напр.: Митяева, 2009, с. 275; Телегина, 2014). Также в работах

© Давыборец Е. Н., 2015

по имиджу широко используется термин «страна» в значении политически организованного общества, проживающего на определенной территории. Иными словами, «страна» и «государство» в широком смысле являются синонимами. В настоящем исследовании понятие «государство» употребляется в широкой трактовке.

Под внешним имиджем государства понимается устойчивый образ, сформировавшийся в массовом сознании населения иностранного государства под воздействием естественных и искусственных причин. В ряде исследований по имиджу подчеркивается, что имидж всегда имеет искусственную природу, т. е. является результатом целенаправленной работы акторов политического процесса; этим он и отличается от образа, формирующегося стихийно (Гравер, 2012, с. 31; Давыборец, 2014, с. 17). Упрощенно внешний имидж государства — это отношение к нему иностранных граждан. Он чаще всего бывает множественным, т. е. различен для населения того или иного государства в зависимости от факторов субъективного восприятия.

Многие современные государства озадачены вопросом создания благоприятного собственного имиджа, который складывается под воздействием многих причин, движущих сил. Попытаемся выявить их и провести анализ.

Несмотря на то что работа по созданию благоприятного внешнего имиджа активно ведется по многим направлениям, внутри государства и за его пределами, нужно иметь в виду, что основой имиджа является так называемый прототип, т. е. объективно существующие различные характеристики государства (Davyborets, 2014, р. 19). Эти характеристики можно усилить либо ослабить посредством специальных информационных технологий и психологических приемов, но они все равно будут важнейшим неотъемлемым его компонентом вне зависимости от нашего сознания и специфики освещения в средствах информации. Реальные характеристики государства — основа его восприятия населением иностранных государств. Поэтому положительный имидж государства является в том числе свидетельством его богатства, силы, уровня развития (Крылов, 2006, с. 51).

Помимо объективных условий имиджа важную роль в процессе его формирования играют субъективные факторы — обстоятельства, напрямую зависящие от субъектов политического процесса. Последние влияют на производство информации о государстве и вносят в нее искажения. Такими субъектами выступают заинтересованные в создании имиджа лица (государственная власть, международные организации, торговые корпорации и т. д.), средства массовой информации и иные каналы трансляции информации. К субъектам внешнего имиджа также можно отнести воспринимающую аудиторию — население иностранного государства, в чьем сознании посредством психической активности складывается образ государства; тем самым это население является активным создателем имиджа.

Весьма разнообразные объективные условия внешнего имиджа государства условно можно подразделить на статические, с трудом поддающиеся изменению (условно-статические), и динамические, находящиеся в развитии (условно-динамические). К условно-статическим можно отнести характеристики

территории (размер, климат, ландшафт, флора и фауна, полезные ископаемые, геополитическое положение и т. д.). К условно-статическим характеристикам среди прочего относится история государства — различные яркие события, запечатлевшиеся в памяти людей, выдающиеся исторические личности, важные открытия и изобретения, а также всемирно известные бренды, т. е. все то, что оказало влияние на жизнь конкретного общества либо мирового сообщества. К этой же группе характеристик отнесем особенности социума, не поддающиеся быстрым изменениям (этнические, половозрастные, языковые, религиозные и др.).

Условно-динамические характеристики государства касаются различных сфер его жизнедеятельности (политической, правовой, экономической, социальной). К ним относятся: состояние институтов демократии, мощь государства и состояние вооруженных сил, политические лидеры государства, развитие средств массовой информации, положение человека в государстве (социальное, правовое, политическое), уровень развития и образованности общества, состояние науки и культуры, социальные болезни общества и т. д.

Проанализируем объективные условия внешнего имиджа государства. Отметим, что на объективные характеристики государства всегда будет накладываться субъективизм восприятия социума, внося в них искажения. Это происходит в связи со спецификой культуры, менталитета, особенностями исторического и жизненного опыта, интересами, установками, комплексами и др. Объективные условия имиджа и специфика воспринимающей аудитории тесно взаимосвязаны.

Бесспорно, на восприятие государства иностранными гражданами, а также их политическим руководством влияет размер территории. Многие государства находятся в центре внимания именно из-за величины территории. Все большие государства широко известны мировой общественности, узнаваемы. Из 197 независимых государств «на слуху» прежде всего самые большие по территории — Россия, США, Китай, Канада, Австралия и т. д. Большие размеры страны вызывают уважение к ней, а также, при наличии других соответствующих факторов, благоговение, страх и безропотность. Так, Россия с ее огромными территориями в 1990-х гг. при низких культурных и социальных показателях и наличии ядерного оружия казалась зловещей и вызывала опасения у мировой общественности (Олбрайт, 2004, с. 332). Большие масштабы территории всегда играют определенную роль в международных отношениях, поскольку, как правило, сопряжены с интересами других государств. Напротив, небольшие размеры страны могут нивелировать ее значение в глазах населения иностранных государств и не добавляют политические очки на международной арене.

На восприятие государства влияет его геополитическое положение: соседство с различными странами, наличие выходов к морю и т. д. Престиж государства повышает обладание полезными ископаемыми и природными ресурсами как основа производства и развития экономики. Важную роль во внешнем имидже государства играют запечатлевшиеся в памяти общественности исторические события и фигуры, что особенно значимо в случае сопряженности интересов с воспринимающей аудиторией имиджа. Имеют также значение выдающиеся изобретения и открытия, являющиеся «маркерами» исторического прошлого народа и способные повлиять на все дальнейшее восприятие государства. Так,

Китай у многих ассоциируется с многочисленными изобретениями древности, в дальнейшем ставшими достоянием всего человечества.

Среди объективных условий внешнего имиджа, оказывающих на него непосредственное влияние, можно также назвать известные бренды — популярные в мире товары, торговые марки, легендарные фирмы, культовые популярные личности (актеры, певцы, режиссеры, спортсмены) и пр. Многие государства в сознании мировой общественности напрямую ассоциируются со своими брендами: Швейцария — с Швейцарским банком и швейцарскими часами, Япония — с Тойотой, США — с голливудскими актерами и т. д. Известные бренды оказывают положительное влияние на внешний имидж государства, усиливая его, делая его более ярким и узнаваемым.

Определенную роль в отношении к государству играет этническая и религиозная специфика его социума. Особенно это прослеживается контекстно, при соотношении себя с другими: «они — такие же, как мы» либо «они — не похожи на нас, чужаки». При важности религии в жизни общества это может быть существенным фактором восприятия других и формирования благоприятного либо неблагоприятного к ним отношения. Фактор этноса в имидже государства может иметь большое значение при нетерпимом отношении к представителям других национальностей. В любом случае при этнических различиях между воспринимающим и воспринимаемым обществом данный фактор обусловливает особенность внешнего имиджа государства.

Что касается условно-динамических характеристик государства, они также непосредственно влияют на формирование его имиджа. В политической сфере важнейшими являются: политическая система общества, уровень ее демократичности, особенности устройства и работы органов власти и политических институтов, проводимая внешняя и внутренняя политика. Так, для многих современных государств важным показателем цивилизованности и возможности тесных дружественных связей с другими государствами выступает наличие институтов демократии. Пропагандируемые длительное время современными развитыми странами демократические лозунги внедрены в сознание мировой общественности, и соответствие им — важное условие хорошего отношения к государству. Неразвитость демократических начал в государстве ассоциируется с тираническими режимами и придает негативную окраску имиджу. В результате многие страны декларируют себя в качестве демократических и правовых, разными способами пытаясь продемонстрировать это мировому сообществу и согласовать свою политику с международными демократическими нормами.

Центральные позиции среди объективных условий имиджа заняло сегодня состояние прав и свобод человека. Для населения правовых государств при восприятии других обществ чрезвычайно важен уровень развития правовой и судебной системы, а также правовой культуры граждан. Данная сфера может не иметь значения для общества с преобладанием правового нигилизма и конфликтующего с политической системой (так, для населения большинства постсоветских государств характерен поиск путей избегания правовых предписаний); напротив, развитая правовая сфера может восприниматься как ущемление свободы личности.

Большое влияние на имидж страны может оказать лидер, стоящий во главе государства. Его имидж — составная часть имиджа страны, имеющая решающее значение. Так, в тоталитарном государстве внешний имидж имеет прямую ассоциацию с лидером и неотделим от него в глазах мировой общественности. Харизматичный и яркий правитель занимает верхние позиции по степени важности имиджеобразующих факторов и оттеняет отношение к другим характеристикам страны. Слабый руководитель может не иметь здесь столь большого значения, даже ослаблять имидж государства — такова психологическая закономерность восприятия (так называемый эффект трансфера, когда образ одного объекта накладывается на восприятие другого, находящегося с ним во взаимосвязи).

Место и роль государства на международной арене также важны для имиджа. Его сильные позиции, наличие значимых союзников в лице других государств и международных организаций, признание акторами международных отношений, учет интересов (в международной политике) дают важные политические очки, наделяют весом и значением, обусловливая уважение и формируя яркий имидж влиятельной и успешной страны.

Имидж государства во многом определяется особенностями его населения — интеллектуальным уровнем, морально-нравственными качествами, спецификой нормативной культуры и т. д. Так, немаловажной сферой для любого общества являются нормы и правила поведения, обычаи и традиции, усиливающиеся в консервативных обществах. Страна с доминированием нравственных устоев будет резко негативно воспринимать любые признаки морального упадка. Общество дикарей будет низко оценено цивилизованными культурами. Так, Россия в 1990-е гг. негативно воспринималась мировой общественностью ввиду понижения роли и значения нормативной культуры, что надолго сформировало стереотип о русских как маргинализованной нации.

Важное место во внешнем имидже государства занимает его экономическая сфера. Такие показатели, как экономическое развитие, его уровень и темпы, валовый внутренний и национальный продукты, уровень и качество жизни населения, индекс экономической свободы и др., существенно влияют на отношение к государству. Экономические факторы выступают индикатором для внешних инвесторов и вместе с тем формируют определенное отношение к стране в целом. Фундаментальными потребностями человека являются физиологические, поэтому материальная основа жизнедеятельности — сущностный фактор стабильности и нормальных условий для человека. Хорошо развитая экономика — показатель благополучия государства, его мощи, возможностей, что обусловливает благоприятное отношение к нему. Экономически неразвитые страны, напротив, не вызывают уважения. В сознании граждан экономическая отсталость может иметь негативные ассоциации, так как часто граничит с интеллектуальной и культурной неразвитостью и является благоприятной средой для социальных болезней — наркомании, алкоголизма, проституции, преступности, терроризма и пр.

Объективные условия формирования внешнего имиджа государства занимают важное место в этом процессе. В то же время в современном информационном

обществе не меньшее значение имеют многочисленные субъективные факторы, существенно преломляющие и искажающие объективные характеристики объекта. В результате имидж может кардинально отличаться от своего прототипа. Совокупность объективных условий и субъективных факторов, влияющих на внешний имидж государства, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Объективные условия и субъективные факторы внешнего имиджа государства

Что касается политического имиджа в целом (имиджа лидера, имиджа государственного служащего), то в сознании человека можно сформировать черты, диаметрально противоположные объекту имиджа. Современная политическая практика имеет для этого многочисленные и очень эффективные информационные технологии, широко распространенные и применяемые в политической сфере. Если говорить об имидже государства, то степень расхождения имиджа с его прототипом будет не столь кардинальной в силу информационной открытости современных государств, тесного взаимодействия между ними

в отличие от отдельных лиц в государстве, информацией о которых легче управлять. Вместе с тем в сфере имиджа государства также существуют широкие возможности его преобразования либо очернения (если речь идет об информационной пропаганде неприятельского государства или об определенных целях проводимой в отношении конкретного государства политики).

Итак, к субъективным факторам имиджа можно отнести целенаправленную работу акторов политического процесса — своего и иностранных государств, международных организаций, политических партий, социальных институтов и пр., которые по различным каналам распространяют информацию о государстве, доводя ее до общественности. Большая роль здесь находится у государственной власти, заинтересованной в проведении определенной информационной политики в отношении как своего, так и других государств. Власти принимают различного рода меры для благоприятного позиционирования своего государства. С этой целью создаются специальные сайты, телевизионные каналы и радиостанции, проводятся различного рода мероприятия, устраиваются праздники, заключаются международные союзы и соглашения, принимаются законы, импонирующие мировой общественности, и пр. В случае соответственно выбранного курса своей политики государство может преследовать цель создания негативного имиджа другого государства. Это может осуществляться для усиления собственного имиджа за счет снижения роли и значения других государств, оправдания своей агрессивной политики, отвода внимания своих граждан и мировой общественности от внутренних проблем и пр.

Идеологическая пропаганда, т. е. популяризация идей, взглядов, фактов, для формирования общественного мнения (Пропаганда // http://dic.academic.ru), сегодня является неотъемлемой частью информационной политики современных государств, выполняя для них важные функции по поддержанию и охране существующего строя. При помощи информационных технологий через средства массовой информации осуществляется управление общественным мнением по формированию привлекательного имиджа государства. В отношении конкретного государства работа может осуществляться как руководством данного государства, так и другими государствами и международными институтами. В настоящее время имеется большой багаж методов и приемов, формирующих определенный имидж государства.

Во многих современных странах политические власти осуществляют информационное сопровождение различных текущих событий через средства массовой информации. Работа проводится как внутри государства, так и за его пределами. События обыгрываются таким образом, чтобы проставить акценты на положительной информации и снизить значение отрицательной, которая может негативно повлиять на имидж государства. Популярными имиджевыми технологиями в современном политическом процессе, позволяющими изменить информацию в соответствии с задачами политической власти, являются: использование вербальных и лингвистических приемов (умолчание, приклеивание ярлыков, подмена понятий, использование обобщающих родовых имен и пр.); управление новостями; создание информационных поводов; опора на «социологические исследования»; создание мифов и стереотипов и др.

Так, подмена понятий и приклеивание ярлыков существенно изменяют характер информации в нужном свете, обусловливая определенное эмоционально-оценочное восприятие. Называя по-разному одно и то же явление, можно изменить его смысл и значение для аудитории, а значит, отношение к нему. Например, с целью безоговорочно оправдать насильственные действия в отношении активных противников действующей политической власти их делают «террористами», «бандитами», «криминальными элементами», в то время как альтернативные СМИ могут их же назвать «героями, борющимися за справедливость», «повстанцами», «мучениками», придавая совершенно другую тональность высказыванию. Оппозиция может стать «провокаторами», «смутьянами», а может — «демократически мыслящими людьми», «идейными новаторами». Другая популярная информационная технология — умолчание; при ее помощи осуществляется модификация информации в соответствии с целями субъекта политического процесса (Копылова, 2013, с. 296).

Для формирования яркого сильного имиджа государства политическое руководство устраивает грандиозные события (международные спортивные соревнования, международные конкурсы, международные выставки и ярмарки, международные симпозиумы и конгрессы, военные парады и пр.), на которые выделяются значительные средства и ресурсы. Так, многие государства тратят огромные суммы на проведение Олимпийских игр, Чемпионатов мира по футболу, конкурсов «Евровидение», «Мисс вселенная», Всемирных торговых ярмарок, которые в дальнейшем приносят хорошие дивиденды в копилку имиджа государства (Мельник, Виноградова, 2009, с. 80). Чтобы эти события не прошли незамеченными для других государств и оставили яркое впечатление в глазах мировой общественности, обеспечивается их информационное сопровождение. Позиционирование информации играет важную роль в процессе имиджмейкинга.

Субъективизм имиджа зависит не только от целенаправленной работы заинтересованных лиц, но и от других факторов — такова специфика распространения информации о государстве через средства массовой информации. Подобная информация может быть непредвзятой и объективной, а может быть искаженной в соответствии с целями ее транслятора либо его отношением к происходящим событиям. Так, эмоционально-оценочный компонент субъекта информации способен наложить большой отпечаток на ее восприятие. Информация также преломляется в связи с особенностями каналов трансляции. Существует хрестоматийный пример дебатов Кеннеди и Никсона, транслировавшихся по телевидению и радио, наглядно иллюстрирующий, какие коррективы в восприятие информации способны внести различные каналы вещания. Американцы, смотревшие телевидение, были уверены, что победил Кеннеди, выглядевший молодым и энергичным в противовес осунувшемуся сопернику. Слушавшие радио, исходя из содержательной части беседы и убедительности речи, отдали предпочтение Никсону.

Информацию можно изменить до неузнаваемости, проставив в ней акценты определенным образом, что часто наблюдается при освещении одних и тех же событий СМИ различных стран. Достижения одного государства могут освещаться СМИ другой страны как наглые и варварские, наносящие урон мировому

сообществу. Эти же события будут представлены как триумф отечественными СМИ. Собственные неудачи могут быть списаны на козлов отпущения — заговор врагов, подрывную деятельность неприятельского государства. Иностранными же они будут описаны в самых ярких красках, «очерняя» имидж государства.

Другой важный субъективный фактор имиджа, о котором уже упоминалось, — это воспринимающая аудитория, существенно изменяющая информацию в связи с собственными психологическими и культурными особенностями, степенью идеологизации сознания, наличием мифов и стереотипов в массовом сознании, в том числе относительно объекта имиджа, а также в связи с отношением к нему. Так, особенности мышления и мировоззрения воспринимающей аудитории играют важную роль в восприятии других государств. Преобладание традиционного начала в сознании граждан обусловит положительное отношение к государствам с сильной патриархальной властью, развитой правовой сферой, доминированием норм морали и нравственности. Противоположные характеристики, напротив, будут восприниматься отрицательно. Гражданам, в чьем сознании доминируют либеральные нормы, будут импонировать государства с развитой демократической системой, мягкими законами. Мусульмане могут настороженно и предвзято относиться к христианам, и наоборот. Вся совокупность факторов, влияющих на особенности восприятия страны социумом другого государства, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Факторы, обусловливающие особенности восприятия страны социумом иностранного государства

В процессе создания внешнего имиджа государства большую роль играет уже сложившееся отношение к нему иностранных граждан, сформированный под воздействием различных факторов стереотип восприятия. Он может быть отрицательным либо положительным, предвзятым либо объективным. Если стереотип о государстве формировался целенаправленно, то его можно классифицировать как уже сложившийся имидж. Вся последующая информация о государстве будет преломляться в соответствии с ним. Стереотипы, а также имидж как разновидность стереотипа накладывают определенный отпечаток на поступающую информацию. Негативный внешний имидж государства придает отрицательный оттенок любой информации о нем, нивелируя значение достижений и успехов. Напротив, положительный имидж усиливает позитивную информацию и ослабляет отрицательную, давая запас прочности государству в сознании общественности.

Индивиду свойственно культивировать информацию в соответствии с собственными знаниями, убеждениями. Сформированный имидж государства обусловливает выборочность информации о нем для реципиента. Если информация соответствует представлениям индивида, то она воспринимается легко, не подвергаясь логическому анализу, усиливая убежденность в собственной правоте. Если противоречит, то часто отвергается как ложь, дезинформация, неприятельский заговор. Поэтому сложившиеся стереотипы, а также имидж оказываются весьма живучими, и разрушить их непросто.

Таким образом, внешний имидж государства — сложное образование, включающее в себя множество составляющих и зависящее от различных объективных условий и субъективных факторов. К важным объективным условиям относятся условно-статические (размер территории, природные ресурсы, полезные ископаемые, климат, история, этнические, языковые и религиозные характеристики социума, бренды) и условно-динамические (особенности развития политической, правовой, социальной, экономической сфер жизнедеятельности социума) характеристики государства. Тем не менее имидж не является естественным образованием; этим он отличается от образа и, как правило, имеет существенные искажения относительно своего прототипа, что обусловлено совокупностью субъективных факторов создания имиджа. К таким факторам относятся: целенаправленная работа политических субъектов; запланированные или непреднамеренные изменения информации, вносимые СМИ и иными каналами ее трансляции; уже сложившийся образ государства в массовом сознании; культурно-психологические особенности реципиентов информации. В арсенале политических технологов к настоящему времени имеется большой багаж информационных технологий, имеющих большую силу воздействия на массовое сознание и способных сформировать «дутый» имидж, который, тем не менее, будет восприниматься мировой общественностью как истинный образ государства.

Литература

Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012.

№ 3. С. 29-45 (Graver A. A. The View, the Image and the Brand of the Country: Concepts and Directions of Research // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science.

2012. N 3. P. 29-45).

Давыборец Е. Н. Теория и практика формирования имиджа лидера Соединенных Штатов Америки: монография. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. 192 с. (Davyborets E. N. Theory and Practice of Formation of Image of a Leader of the United States of America: a Monograph. Vladivostok: Far-East. fed. University, 2014. 192 p.).

Копылова Т. Р. Умолчание как стратегия в формировании имиджа России в испанских СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. Вып. 80, № 21. С. 295-299 (Kopylova T. R. The Default as the Strategy in Shaping the Image of Russia in Spanish Mass Media // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Art.

2013. Vol. 80, N 21. P. 295-299).

Крылов С. М. Формирование международного имиджа государства // Вологдинские чтения. 2006. № 58. С. 48-51 (KrylovS. M. Formation of the International Image of the State // Volog-dinsky Readings. 2006. N 58. P. 48-51).

Мельник Г. С., Виноградова С. М. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 75-84 (Melnik G. S., Vinogradova S. M. The Foreign Policy Image of Russia in the Media Space of the PostCrisis Period // Management Consulting. 2009. N 3. P. 75-84).

Митяева Ю. А. Международный имидж России в американской прессе в 2000-2008 гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-1. С. 275-279 (Mitiaeva Yu. A. International Image of Russia in the American Press in 2000-2008 // The News of Altai State University. 2009. N 4-1. P. 275-279).

Олбрайт М. Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004, 688 с. (AlbrightM. Madam Secretary. The Memoirs оf Madeleine Albright / transl. from English. M.: Alpina Business Book, 2004. 688 p.).

Суворова И. С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 10. С. 150-162 (Suvorova I. S. Public Policy as a Tool of Formation of Image of the Country // State Management. Electronic Bulletin. 2013. N 10. P. 150-162).

Телегина К. И. Понятие и структура имиджа государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12, ч. 2. С. 191-194 (Telegina K. I. The Concept and Structure of the State Image // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2014. N 12, part 2. P. 191-194).

Пропаганда // Философская энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philoso-phy/991/ПРОПАГАНДА (дата обращения: 15.05.2015) (Propaganda // Encyclopedia of Philosophy. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/991/nPOnArAKAA (date of access: 15.05.2015)).

Davyborets E. N. Constructing Images of American Presidents: a Monograph. Germany: Lambert, 2014. 177 р.

ЛОЛИШЭКС- 2015. Том 11, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.