УДК 331.1
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
С.В. Юдина
Альметьевский государственный нефтяной институт E-mail: [email protected]
Изменения, происходящие в мировой и национальных экономиках, приводят к трансформации содержания, характера и функций труда. Видоизменяется содержание интеллектуального труда, связанного с подготовкой информации о формировании новых идей по оптимизации сочетания (комбинации) различных видов ресурсов в процессе производства продуктов и услуг. Результаты исследования, представленные автором статьи, показали, что сегодня формируется социальный класс «интеллектуалов». Активизация интеллектуализации труда на фоне усиления стохастичности экономических систем и их внешнего окружения неизбежно приводит к пониманию необходимости целенаправленного управленческого воздействия на интеллектуальный труд.
Ключевые слова: глобализация, интеллектуальный труд, комбинация ресурсов, выборочная совокупность, постиндустриализация, уровень наукоемкости, высокие технологии.
OBJECTIVE BACKGROUND FOR THE TRANSFORMATION OF THE INTELLECTUAL LABOUR
S.V. Yudina
Almetyevsk State Institute of Petroleum E-mail: [email protected]
Changes in the world and national economies lead to the transformation of content, nature and functions of labour. The content of the intellectual labour connected with information preparation on forming of new ideas on the optimization of combination of various resource categories in the production process of products and services changes. The results of the investigation state the social class of «intellectuals» is being formed now. The activation of the labour intellectualization against the background of the strengthening of stochasticity of economic systems and their external environment inevitably leads to the understanding of the necessity for the goal-oriented administrative impact on the intellectual labour.
Key words: globalization, intellectual labour, resource combination, sampled population, postindustrialization, level of research intensity, high tech.
Большинство авторов - экономистов и социологов - предпочли называть современный этап экономического развития по Шумпетеру «постиндустриальным». Подобные формулировки находят, несомненно, своих оппонентов. Но очевидно главное - мир, общество фундаментально меняются. Происходит уже не простое изменение положения и роли человека в процессе производства материальных благ, происходит активное его вытеснение из процесса непосредственного (прямого) воздействия на предмет природы. Доля издержек на оплату труда производственных рабочих в общей стоимости продукции в большинстве промышленных отраслей наиболее развитых стран не превышает сегодня 5%, что значительно меньше доли отчислений на амортизацию производственных
© Юдина С.В., 2011
фондов. Наиболее быстрыми темпами возрастает доля мелких и средних предпринимателей, менеджеров, работников информационной сферы, высококвалифицированных инженеров, научных работников. В экономически развитых странах Европы и Северной Америки классические рабочие специальности исчезают. Основное производство, связанное с воздействием на предмет (вещество) природы и, как правило, ограниченное рутинными операциями, выведено в Китай, Латинскую Америку. Европейцы и североамериканцы, которые ранее были бы заняты физическим трудом, перетекают в сферу услуг.
При этом изменяются содержание и характер труда рабочего - он сегодня занят прежде всего наладкой оборудования и контролем над его работой. Существенно изменились и требования к такому рабочему. Рабочий должен не только знать принцип работы обслуживаемого им оборудования и технологический процесс, но и уметь настроить числовое программное управление, наладить сложные автоматизированные средства гидравлики пневматики, иметь хотя бы базовые знания в области электроники. Есть неподтвержденная статистика, что в зависимости от отрасли труд современного рабочего на 50-80% можно отнести к категории умственного.
Сегодня уже очевидно, что человечество обладает всеми необходимыми научными, технологическими и производственными ресурсами для полномасштабной глобализации экономики. Товары могут производиться в любом месте мира, независимо от места, где возникла потребность, и реализовываться там, где на них есть спрос, независимо от того, имеются ли в этом месте возможности для их производства. Следствием глобализации является мировое разделение труда, ускоренный и практически неограниченный обмен информацией. Глобализация существенным образом влияет на основную проблему многих развитых стран - на проблему безработицы. Промышленное производство в этих странах перемещается в страны с более дешевой рабочей силой. Это сокращает платежеспособный спрос в национальной экономике и должно быть компенсировано переводом неквалифицированной рабочей силы в категорию высококвалифицированной. Да и массовое производство, сократившееся в развитых странах, все в большей степени опирается на интеллектуальный труд и высокие технологии. Даже японская модель управления трудом, основанная, как известно, на «пожизненном найме работников», настаивает на повышении «мобильности» труда и большей либерализации управления.
За «рыночным ренессансом» (по определению О. Белова [7]) стоит колоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Ряд авторов разделяет точку зрения о делении складывающейся экономики на два сектора: первый - производство материальных благ и услуг, который контролируется рынком, второй - сектор «развития потенциала человека». Но остается ли во втором секторе место рыночным отношениям?
Нельзя, на наш взгляд, рассматривать эту трансформацию только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд в обычном смысле больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации, с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуж-
дения. По мнению некоторых авторов, основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.
В табл. 1 представлены социально-экономические изменения, характеризующие смену индустриальных циклов с точки зрения аспектов, рассматриваемых в настоящей работе. Важно подчеркнуть обстоятельство, возможное при смене
Таблица 1
Социально-экономические изменения, характеризующие смену индустриальных циклов
Переменная Индустриальная эпоха Постиндустриальная эпоха
1. Технология Механизация и автоматизация труда. Быстрое и массовое освоение технических нововведений Информационная революция. Индивидуализация услуг и информации. Знания и информация - факторы материального производства
2. Производственные отношения -структура корпорации Унифицированные правила для предпринимателей и наемных работников. Снижение издержек и рост прибыли за счет расширения производства. Преимущественно централизация, четкая иерархия и вертикальные связи Интеллектуальные работники (knowledge-workers) - значительная часть персонала. Их автономность и самостоятельность. Модульная организация. Отсутствие иерархии как таковой и преимущественно горизонтальные связи. Рождение креативной самообучающейся корпорации
3. Человек и социум Человек - общественная единица, носитель «трудового потенциала», причем преимущественно в определенных геополитических рамках Общество развивается в направлении обеспечения каждому конкретному человеку достойных условий жизнедеятельности, в особенности - для получения и реализации знаний
4. Мотивация Утилитарные стимулы, порожденные необходимостью удовлетворения материальных потребностей. Потребность в знаниях, культурном, духовном росте - лишь у ограниченного числа людей Приоритетные мотивы и стимулы: образование, обладание информацией, потребность саморазвития, самоактуализации, самоутверждения, потребность ощущать причастность к глобальным процессам
5. Обмен и стоимость Цель товарного обмена - максимизация присваиваемых потребительных стоимостей. Зрелое рыночное хозяйство. Материальные активы - существенная часть стоимости Деструкция стоимостных отношений. Преодоление рыночного хозяйства. Появляется необходимость в методиках ценообразования на интеллектуальные и информационные товары и знания
6. Права собственности Деструкция частной собственности. «Размывание» монополии класса капиталистов, приобретение работниками паев и акций, расширяется круг компаний, полностью контролируемых их персоналом Становление системы личной собственности. Зарождение «класса интеллектуалов». Авторское право, патенты дают возможность владеть более значительным, чем материальные, активом. Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал начинают цениться дороже, нежели любые другие собственность и капитал
7. Социальная структура Всеобъемлющее влияние традиционного класса буржуазии. Рабочие отстаивают свои интересы посредством профсоюзов. Интеллигенция - особый слой общества Обособление новой элиты - «класса интеллектуалов», постепенный ее переход на высшие ступени в иерархии общественной власти. Интеллигенция составляет значительную часть этой новой элиты
8. Духовная сфера Культура, этика, мораль, религия четко отделены от сферы материального производства Экономика и духовная сфера уже не являются антагонистами и находят точки взаимодействия
данных циклов: в индустриальную эпоху производственно-технологические и экономические переменные являются первичными по отношению к мотивации, социальной и, тем более, духовной сферам. В условиях постиндустриального цикла трудно вообще поднимать вопрос первичности/ вторичности переменных. Правильнее, на наш взгляд, говорить о взаимозависимости всех аспектов и параметров систем.
Французский историк Люсьен Февр показал [3], что от унизительного ручного труда, который использовался даже в качестве наказания, человечество пришло к тому, что в современном государстве на вакансию, освобожденную религией, в качестве нового духовного института совершенно неожиданно начал претендовать именно труд. Конечно, можно подвергнуть критике столь радикальное заявление. Но в чем совершенно нельзя усомниться (это доказывает сама жизнь), так это в том, что статус труда в обществе (глобальном, но, к сожалению, не российском) сегодня чрезвычайно высок.
По мнению большинства ученых, в новом обществе доминирующей социальной группой будут работники «интеллектуального труда». По более ранним прогнозам [6], уже к 2010 г. работники «интеллектуального труда» должны были составить третью часть всей рабочей силы развитых стран. В связи с этим возникает масса проблем как экономического, так и социального порядка. Интеллектуальный труд, как известно, требует квалификации, которой промышленные рабочие не обладают. Чтобы им заниматься, необходимо серьезное обучение и способность приобретать и применять теоретические и аналитические знания. «Рабочие, желающие перейти в сферу интеллектуального труда, должны развить новый подход к труду, новый менталитет и, прежде всего, привычку, потребность постоянно учиться» [6]. Таким образом, интеллектуальный труд - одна из важнейших способностей современного человека и, вероятно, главнейшая способность человека будущего. Накопленный в обществе производственно-технологический потенциал позволяет создавать новые предприятия не только и не столько путем приобретения и соединения отдельных факторов производства, сколько на основе уникальной идеи или же соединения знаний, опыта, интеллектуальных и творческих способностей группы людей.
Преимущественно умственный характер труда современных руководителей и специалистов изменяет их положение с позиции наемных управляющих и работников на позиции инвесторов интеллектуального капитала. В постиндустриальном мире основной является роль интеллектуального труда, поскольку именно он открывает возможности для уникального применения материально-вещественного и финансового капитала. Этот процесс сочетается с интеллектуализацией самого труда. Традиционно под интеллектуализацией в широком смысле понимают возрастание роли человеческого интеллекта как способности мышления и производства новых идей.
Как отмечают исследователи [2], поэтапный процесс развития труда выполняет также функции регулятора эволюции общественного (и индивидуального) сознания, поскольку имеет многообразные психологические последствия, вытекающие из того, что с каждым этапом возрастает степень отчуждения работника от продукта труда и его распределения. «В результате сознание в труде развивается в форме сознательного отношения к труду, людям, обществу, себе, миру, природе» [2].
Трудовая деятельность стала основной формой человеческой активности. Источником, а также и результатом прогрессивной реорганизации средств труда является объективно заданный природой человеческого общества, идущего промышленно-производственным путем, процесс научно-технического прогресса, который стал неотъемлемой составляющей общественно-исторической эволюции цивилизации. Одна из важнейших функций научно-технического прогресса - преобразование труда, проявляющееся в его современных особенностях:
• в содержании труда (состав и объем трудовых функций определяются управлением или работой в сложных технических системах);
• в характере труда (высокая степень ответственности и значимости результатов труда, обусловленные значительно возросшей ценой ошибок);
• в качестве труда (сложность, интенсивность, высокая интеллектуальная нагрузка; принятие решений в условиях проблемных, а также критических ситуаций).
Все перечисленное предопределяет процессы интеллектуализации труда. Под интеллектуализацией деятельности мы будем понимать, с одной стороны, увеличение роли и доли данной способности в функционировании экономических систем, а с другой - процесс возрастания потребности экономических систем в данной способности. Мы настаиваем, что эти два процесса развиваются одновременно, причем, где-то - параллельно, не пересекаясь, а где-то - взаимно активизируя друг друга. То есть вопрос первичности/ вторичности здесь вообще не ставится. В то же время наблюдается ряд тенденций, которые сопровождают интеллектуализацию деятельности и являются производными от названных базовых:
1. Увеличение доли людей, постоянно и профессионально занятых интеллектуальной деятельностью. Утверждают, что интеллектуальная деятельность начинает носить массовый характер.
2. Даже конкретный физический труд требует интеллектуальных усилий, интеллектуального напряжения и затрат умственной энергии.
3. Наблюдается деструкция стоимости: стоимость идеи (результата интеллектуального труда) вытесняет стоимость материально-вещественных компонент в структуре затрат любого, даже традиционного продукта.
Йозеф Шумпетер в поисках причин феномена развития экономики писал: «Производить - значит, комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Производить нечто иное или иначе - значит, создавать другие комбинации из этих вещей и сил» [4]. То есть создание новых комбинаций ресурсов означает творческий трудовой процесс в производстве. Но для того чтобы возникла новая комбинация ресурсов или была подготовлена новая идея по производству известного или абсолютно нового продукта (услуги), сегодня требуются усилия отнюдь не одного творчески ориентированного работника. Новая комбинация (новая технологическая идея) нового продукта создается командой при условии правильной подготовки необходимой и достаточной информации для ее разработки. Сознательные, целенаправленные усилия по подготовке качественной информации для разработки идеи по новой комбинации ресурсов при производстве известного или нового продукта представляют собой интеллектуальную трудо-
вую деятельность в современной экономике. Интеллектуальный труд специалиста сегодня - это труд по сбору, систематизации, обработке, анализу, интерпретации, архивированию и хранению информации, необходимой для принятия решений относительно наиболее оптимальной комбинации ресурсов в производстве. Сегодня в рамках корпоративных информационных систем управления очень остро стоит проблема определения необходимости и достаточности информации для принятия решений. Работник интеллектуального труда, находящийся в определенной точке сложной корпоративной системы управления, в каждый конкретный момент времени должен располагать всей информацией, которая будет способствовать выбору правильной комбинации и при этом давать возможность снижения нагрузки при осмыслении информации. В этой связи следует отметить, что необходимость информации будет определяться результативностью интеллектуального труда, а достаточность - его экономичностью.
Интеллектуализация деятельности человека происходит одновременно с информатизацией процессов, явлений и систем, под которой в самом общем виде понимается активизация создания и использования информационных ресурсов. В условиях глобальной информационной революции [1] процессы интеллектуализации труда становятся еще более выраженными.
С целью выявления современных особенностей в характере и содержании профессиональной деятельности работников интеллектуального труда предприятий весной 2011 г. в г. Альметьевск РТ было проведено масштабное исследование на выборочной совокупности численностью 700 человек. Рабочая гипотеза исследования: предполагалось, что интеллектуальный труд сегодня - это деятельность по обработке разнообразной информации, которая является для работника внутренней потребностью и для эффективности которой он сам готов затрачивать усилия. Выборка была представлена тремя группами:
• I группа - 42% специалистов нефтяных организаций (ОАО «Татнефть», ОАО «СЗМН» ОАО «АК Транснефть», трех малых нефтяных компаний);
• II группа - 29% специалистов организаций машиностроительной отрасли (ОАО «Алнас», ОАО «Альметьевский трубный завод»);
• III группа - специалисты организаций телекоммуникационной и IT сфер (ОАО «Таттелеком», предприятий ГК «Татинтек»).
В связи с тем что исследование проводилось на специфической выборке, вполне предсказуемым было то, что более половины опрошенных (60,4%) позиционируют себя как работников интеллектуального труда и еще почти треть (29,6%) -считают, что в их профессиональной деятельности признаки интеллектуального труда присутствуют в той или иной мере. Отраслевой специфики при ответе на первый вопрос выявлено не было. Отвечая на вопрос о том, насколько их сегодняшняя профессиональная деятельность представляет собой работу с информацией, респонденты в большинстве своем (65,7%) предпочли вариант ответа «на 100%». Представители компаний различных отраслей обнаружили некоторые, вполне предсказуемые различия: 86% респондентов III группы (предприятия телекоммуникационной и IT сфер) признают свою профессиональную деятельность на 100% связанной с информацией, а тот же показатель по II группе (предприятия машиностроения) - даже несколько ниже 50%.
Среди классических функций труда, рассматриваемых в науке о труде [7], наиболее молодой (позднее других проявившей себя) является функция фактора
«развития самого человека», «сфера утверждения личности». Мы утверждаем, что современный интеллектуальный труд, и способствующий развитию человека, и позволяющий человеку утверждаться в своем сознании и в обществе, становится его внутренней потребностью. Поэтому в ходе исследования очень важно было получить распределение ответов на соответствующий вопрос. Рассматривают свою трудовую деятельность как потребность более половины респондентов (3,3% + 50,3%) (рис. 1). При этом специалисты II группы лидируют в рейтинге тех, кто до сих пор воспринимает труд как необходимость: потребностью труд является только для 39,5% опрошенных этой группы. Как и ожидалось, наиболее «продвинутыми» в этом вопросе оказались специалисты III группы: 65% опрошенных этой группы считают свою трудовую деятельность внутренней потребностью. Безусловно, информационные технологии и телекоммуникации - это сферы, в которых высока доля творческой компоненты и трудовых операций, способных вызвать живой интерес работника.
Да ■ Скорее да, чем нет □ Скорее нет, чем да □ Нет
Рис. 1. Восприятие трудовой деятельности в качестве внутренней потребности
Сегодня очень много пишут и говорят об использовании в управлении таких, казалось бы, ненаучных категорий, как интуиция и здравый смысл. Интуицию даже называют одним из структурных элементов современного управленческого труда. Активно пользуются здравым смыслом и интуицией около 40% опрошенных, еще такая же часть использует эти способности иногда. Наиболее «интуициеемкой» является работа специалиста III (46,5%) и I групп (40,7%), что опять же связано с особенностями бизнес-процессов и уровнем стандартизации и унификации трудовых процессов. Данное исследование также подтвердило гипотезу о том, что сегодня в трудовой деятельности специалистов все больше и больше требуется применение нестандартных, уникальных методов и трудовых приемов - почти треть (27,6%) респондентов выбрали именно этот вариант ответа. Методов и приемов такого типа в большей степени требуется специалистам предприятий телекоммуникационной и IT сфер (29,5%) и нефтяных компаний (28,7%).
Важными характеристиками современных экономических систем являются их открытость, предполагающая наличие большого количества разнонаправленных связей с элементами внешней среды, и стохастичность, под которой понимается высокая степень непредсказуемости внутренних и внешних взаимосвязей и вероятностный характер динамики системы. Кроме того, одной из угроз современных экономических систем называют высокую их зависимость от внешней информации. В данном случае нам не хотелось бы давать оценку этим разнообразным явлениям, а ограничиться только фиксацией тенденции. Внешними, включая глобальные, источниками информации пользуется в трудовой деятельности почти половина специалистов (47,8%). Эта доля существенно выше среди опрошенных III группы (77,5%) и ниже - среди опрошенных I группы (26,3%).
I группа II группа III группа Вся выборка
□ Конкретные знания из узких областей
□ Широкий диапазон знаний из специальных областей
□ Комплексные знания из многих областей
Рис. 2. Оценка уровня специализации используемых в работе знаний
Уровень специализации профессиональных знаний, используемых в трудовой деятельности, в целом находится на среднем уровне (рис. 2). Комплексные знания из многих областей использует треть опрошенных (33,7%). Наиболее специфичной в данном случае оказалась группа специалистов предприятий нефтяной отрасли -они преимущественно (57%) используют конкретные знания из узких областей. Не совсем предсказуемыми оказались результаты по II группе: более половины опрошенных (52,5%) этой группы используют комплексные знания из многих областей и еще треть (34,5%) - широкий диапазон знаний из специальных областей.
Большинство (51,2%) респондентов тратят до 30% своего личного времени на развитие способностей и приобретение знаний. Все остальные готовы на более существенные временные вложения в развитие своего потенциала. Сложнее всего расстаются со своим личным временем представители нефтегазовых компаний (56,3%), недалеко от них отстают представители машиностроительных предприятий (55%). Лидером по удельному весу специалистов, затрачивающих 100%
личного времени на подобные «благие» цели (7% в своей группе), стала, как и предполагалось, III группа.
Развитие интеллектуального потенциала индивида - императив развития всех современных экономических систем (мировой и национальных экономик, крупных корпораций и мелких фирм). Но какие из этих систем должны быть более заинтересованы в этом развитии? Наше исследование показало, что среди опрошенных не наблюдается единого мнения: разброс долей респондентов, отдавших предпочтение всем четырем вариантам ответа, не составляет более 7%. В равной мере среди отвечавших присутствуют сторонники интереса ответственности и государства, и корпораций, и самого человека, и всех сторон одновременно.
В выборочной совокупности была выделена фокус-группа респондентов (численностью 423 человека), которые определяют свою трудовую деятельность как полностью интеллектуальную. Прежде всего следует отметить, что преимущественное большинство респондентов (81,1%) новой выборочной совокупности, выделенной при помощи контекстной переменной, считают свою деятельность на 100% имеющей отношение к работе с информацией. Причем эти специалисты в основном (73%) используют внешние источники информации: доля специалистов, использующих внутрикорпоративные и межличностные источники ничтожно мала. Этот факт позволяет нам утвердиться во мнении, что современный интеллектуальный труд непосредственно связан с получением и обработкой разнообразной информации, получаемой из различных источников. Всего 9% респондентов новой выборочной совокупности в своей деятельности используют шаблонные, заранее заданные методы и приемы. Это, в основном, специалисты, использующие широкий диапазон знаний из специальных областей. Почти половина респондентов новой выборочной совокупности (48%) применяет нестандартные, уникальные методы и трудовые приемы, причем преимущественное большинство из них (86,2%) использует комплексные знания из многих областей. С учетом результатов более ранних исследований, проведенных в 2002-2006 гг. на аналогичной выборочной совокупности, можно отметить некоторый рост данной категории работников интеллектуального труда. Чуть меньшее число специалистов (43%) комбинируют творчество с рутинной работой.
Личную заинтересованность в развитии индивидуального интеллектуального потенциала продемонстрировали 39,5% респондентов новой выборки. В настоящий момент специалисты этой категории затрачивают более 31% личного времени на саморазвитие. Среди тех, кто все личное время тратит на саморазвитие, конечно же, лидируют специалисты, считающие свой интерес к развитию интеллектуального потенциала первичным. Достаточно высока доля респондентов (34,3%), считающих, что заинтересованность в развитии индивидуального интеллектуального потенциала есть у государства, у компании и у них самих в равной степени.
Для сравнения результатов, полученных при анализе ответов всей выборочной совокупности и дополнительной, выделенной с использованием контекстной переменной, был построен график (рис. 3).
Таким образом, большинство современных специалистов уверенно позиционируют себя в качестве работников интеллектуального труда, более чем на 31% ассоциируя свою деятельность с работой с информацией. Действительно, как
отмечалось ранее, главной тенденцией развития экономики во всем мире является интеллектуализация труда, предполагающая, помимо роста удельного веса занятых умственным трудом, еще и информатизацию трудовых процессов. Последнее подразумевает не только и не столько повышение уровня использования информации в трудовых процессах, сколько повышение зависимости процессов и результатов труда от большого количества источников информации. Мы видим, что почти половина всех специалистов все чаще прибегает к внешним, включая глобальные, источникам информации в своей профессиональной деятельности. Сами трудовые процессы специалистов все больше требуют применения нестандартных и креативных методов и приемов и использования комплексных знаний из многих областей. Все это обусловлено повышением непредсказуемости факторов внешней среды, глобализацией и усилением влияния фактора времени. Среди специалистов четко выделяется группа людей, среди которых еще более ярко проявляются вышеуказанные тенденции. Кроме всего прочего, у них существенно более ответственное отношение к развитию индивидуального интеллектуального потенциала, что практически не характерно для других категорий опрашиваемых в российской аудитории. То есть можно заключить, что сегодня формируется новая социальная страта - класс «интеллектуалов», который надо отличать от привычного класса «интеллигенции», «новых богатых», «белых воротничков» и т.д.
Изменения, которые претерпевает процесс труда, предопределены разнообразными объективными причинами, рассмотренными в данном разделе. Причины и следствия трансформации труда представлены в табл. 2.
Таким образом, все изменения, происходящие в мировой экономике, материальном производстве, социальном устройстве, приводят к трансформации содержания, характера и функций труда. Видоизменяется труд производственного рабочего, но в большей степени меняется содержание труда, связанного с подготовкой информации по формированию новых идей по оптимизации сочетания (комбинации) различных видов ресурсов в процессе производства продуктов и услуг. Если формирование подобных идей имеет отношение к
Таблица 2
Причины и следствия трансформации труда
Причины Следствия
1. Ускоренное развитие научно-технического прогресса Вытеснение человека из процесса непосредственного воздействия на предмет (вещество) природы. Изменение характера труда производственного рабочего. Увеличение доли работников интеллектуального труда в развитых странах - интеллектуализация труда
2. Глобализация экономики Углубление мирового разделения труда. Отставание государственной политики отдельных стран от изменений на глобальных рынках труда
3. Активное развитие нерыночной сферы мировой и национальных экономик Сферы образования, здравоохранения, культуры, духовная сфера требуют не только особых ресурсов труда, но и изменения основ взаимодействия с рыночной сферой
4. Изменение статуса труда как экономического ресурса Труд перестает быть жизненной необходимостью для большей части населения развитых стран
5. Смещение фокуса во взаимодействии человека и социума от общественных интересов к индивидуальным Возрастание заинтересованности индивида в развитии трудового (прежде всего интеллектуального) потенциала
6. Активизация потребностей саморазвития и самореализации Рост потребности в коренной перестройке систем мотивации в организациях, действующих в информационной и высокотехнологичной сферах
7. Размывание социальной структуры общества Работники интеллектуального труда трудно поддаются структурированию в социальном аспекте (большой диапазон уровня доходов, занятий, интересов и т.д.)
8. Взаимодействие экономики (бизнеса) и этики Повышение требований к корпорациям в области социальной защиты работников и социальной ориентированности
9. Деструкция стоимости: стоимость идеи вытесняет стоимость материально-вещественной компоненты в структуре затрат Изменение позиции работников интеллектуального труда в общественном производстве с точки зрения наемного работника. Появление предпосылок для формирования других отношений (арендных, инвестиционных) между работником и собственником денежно-материальных средств производства
10. Рост информатизации технологических и трудовых процессов Формирование потребности в информации
11. Интеллектуальное развитие работников - конечная цель новых экономических систем Рост потребности в разработке новых методик оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал
12. Появление новых возможностей взаимозаменяемости экономических ресурсов Увеличение творческой компоненты в трудовых процессах
13. Рост уровня наукоемкости развитых национальных экономик Страны, не имеющие ресурсов для наращивания расходов на НИОКР, стремительно теряют конкурентоспособность на мировых рынках и возможность увеличения уровня жизни населения
творчеству, то все усилия по подготовке идей мы рассматриваем как интеллектуальную трудовую деятельность. Интеллектуализация труда предполагает, прежде всего, увеличение доли работников и совокупных усилий по подготовке идей. Активизация интеллектуализации труда на фоне усиления стохастичности экономических систем и их внешнего окружения неизбежно приводит к пони-
манию необходимости целенаправленного управленческого воздействия на интеллектуальный труд. Но при этом важно учитывать, что традиционное управление экономическими ресурсами и управление трудовыми процессами в данном случае могут оказаться мало эффективными в силу специфики носителя интеллектуального трудового потенциала - работника интеллектуального труда. В связи с этим возникает масса вопросов: как следует управлять расширенным воспроизводством интеллектуального трудового потенциала на уровне государства, каковы параметры эффективного управления интеллектуальным трудом на уровне корпорации, до какой степени интеллектуальный труд поддается стимулированию, в какой мере нужно управлять интеллектуальными процессами и т.д.
Литература
1. Колин К.К. Информационная революция и фундаментальная экономика // Проблемы информатизации. 2001. № 2. С. 23-29.
2. Новожилова Н.В. Интеллектуализация труда в системе экономических отношений. Йошкар-Ола: Вертикаль, 2005. 132 с.
3. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 67-71.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
5. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. H.A. Волгина и Ю.Г. Оде-гова. М.: Экзамен, 2002. С. 249-251.
6. Drucker P. The age of social transformation The Atlantic Monthly. November 1994. P. 5380.
7. Белов О. Постиндустриальное общество или куда мы движемся? URL: http:// www.sks.ru/sibinfoshop/2/isociety.htm
Bibliography
1. Kolin K.K. Informacionnaja revoljucija i fundamental'naja jekonomika // Problemy informatizacii. 2001. № 2. S. 23-29.
2. Novozhilova N.V. Intellektualizacija truda v sisteme jekonomicheskih otnoshenij. Joshkar-Ola: Vertikal', 2005. 132 s.
3. Fevr L. Boi za istoriju. M.: Nauka, 1991. S. 67-71.
4. Shumpeter J. Teorija jekonomicheskogo razvitija. M.: Progress, 1982. 455 s.
5. Jekonomika truda: social'no-trudovye otnoshenija / Pod red. N.A. Volgina i Ju.G. Odegova. M.: Jekzamen, 2002. S. 249-251.
6. Drucker P. The age of social transformation The Atlantic Monthly. November 1994. P. 5380.
7. Belov O. Postindustrial'noe obwestvo ili kuda my dvizhemsja? URL: http://www.sks.ru/ sibinfoshop/2/isociety.htm