Научная статья на тему 'Объективные и субъективные идеалы в этическом учении К. Д. Кавелина'

Объективные и субъективные идеалы в этическом учении К. Д. Кавелина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОВЬ / СМИРЕНИЕ / ПРОСТОТА / ВЕРА / НАДЕЖДА / AN IDEAL / OBJECTIVE OCCUPATION / SUBJECTIVE OCCUPATION / LOVE / SUBMISSION / SIMPLICITY / BELIEF / HOPE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вялов А. И.

Статья посвящена рассмотрению объективных и субъективных идеалов в этическом учении К.Д. Кавелина. Предпринята попытка реконструкции системы нравственных идеалов. С этой целью тщательно изучено обоснование каждого отдельного идеала и его взаимосвязь с остальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECT IVE AND SUBJECTIVE IDEALS IN KAVELIN’S ETHICAL DOCTRINE

The article covers for considering objective and subjective ideals in Kavelin’s ethical doctrine. In the article is made an attempt to reconstruct the moral ideals system. Substantiation of each ideal and its connection with others is carefully learned for that purpose.

Текст научной работы на тему «Объективные и субъективные идеалы в этическом учении К. Д. Кавелина»

Литература:

1. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.

2. Федоров Н.Ф. Pro et Contra. Антология. - Кн. 1. СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманит. ин-та, 2004. - 1112 с.

3. Федоров Н.Ф. Письма к В. А. Кожевникову // Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. - С. 638-641.

4. Федоров Н.Ф. Собр. соч. в 4 т. - Т. 1. М.: Прогресс, 1995. - 528 с.

O. Y. Akimov

THE WORLD OF EXPERIENCE AND IDEAS IN THE WORLD OF METAPHYSICS, N FEDOROV

The article reviews the main characteristics of the world of experience and the world of ideas in metaphysics N. Fedorov. Each of these characteristics is by Fedorov a form of response of the subject to the world. For Fedorov only correct response to the reality is an attempt to overcome human mortality.

Keywords: reality of the world, meaning the system, death, resurrection

УДК 17.022.1

А. И. Вялов (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

8-920-787-62-88, e-mail: mechtatel1988@yandex.ru

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛЫ В ЭТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ К.Д. КАВЕЛИНА

Статья посвящена рассмотрению объективных и субъективных идеалов в этическом учении К. Д. Кавелина. Предпринята попытка реконструкции системы нравственных идеалов. С этой целью тщательно изучено обоснование каждого отдельного идеала и его взаимосвязь с остальными.

Ключевые слова: идеал, объективная деятельность, субъективная

деятельность, любовь, смирение, простота, вера, надежда.

Проблема идеалов - одна из важнейших в этике. Они являлись предметом философских исканий многие века. И в ряду с крупнейшими философами, занимавшимися нравственной философией, стоит русский философ, историк, публицист К. Д. Кавелин.

Под идеалом он понимает «то представление или понятие, которое связывает разрозненные мотивы в одно целое и дает им общее направление» [1;953] Идеалы он выделяет личные, индивидуальные и более общие, отвечающие интересам определенной группы людей - от семьи до государства, человечества [1;954]. Отдельно К.Д. Кавелин рассматривает идеалы объективные и субъективные, исходя из предмета,

на который направлена деятельность. По его мнению, они сильно отличаются друг от друга, но на это мало кто обращает внимания, из-за чего происходит путаница понятий.

«Конечный результат у субъективной и объективной деятельности один и тот же - произвести нужное, полезное или желательное человеку действие; но способы и средства, которыми этот результат достигается, различны. Объективная деятельность косвенными путями действует на мотивы, изменяет их, изменяя условия, которые их рождают, усиливают, ослабляют или уничтожают; субъективная действует на них прямо, приступает к ним как бы лицом к лицу». [1;955] Другими словами, объективная деятельность использует знание, ум, чтобы воздействовать каким-либо образом на возникшее явление, в то время как субъективная с помощью силы воли меняет человека изнутри, приспосабливаясь к ситуации.

«Объективная истина, объективная правда, объективное благо - вот к чему человек стремился без оглядки в течение последних веков: уяснить, выработать и воплотить в объективное в действительности... В основании всей современной европейской жизни, в общем и малейших подробностях, лежит, как предпосылка, непоколебимое, глубокое убеждение, что объективные цели и их осуществление в действительности суть единственно верное средство доставить человеку возможное

благополучие», - пишет К. Д. Кавелин в «Задачах этики» [1; 947] Такое утверждение, по его мнению, верно, но одностороннее, неполно, поскольку «объективность не дает человеку безусловно твердой и прочной точки опоры, потому что источник, корни ее лежат не вне человека, а нем самом, в его природе как живого, единичного, индивидуального организма». [1; 948] К этому же выводу он приходит и в другой своей работе «Идеалы и принципы», где говорит о том, что идеалов не следует искать там, где «человек приходит в соприкосновение с окружающим миром, другими словами - в сфере его внешней деятельности, на что бы она ни была обращена». [2; 890] По мнению К.Д. Кавелина, идеал нужно искать в психическом строе человека. В данном случае имеется в виду именно субъективный идеал.

Субъективная деятельность так же должна опираться на

определенные нормы, образцы, которые ее направляют, усиливают,

ослабляют. Такими нормами, по мысли К. Д. Кавелина, служат субъективные идеалы. «Деятельным сознанием» этих идеалов, является совесть.[1;956] Субъективную деятельность он называет нравственной деятельностью, а субъективные идеалы - нравственными.[1;956] Появились они, согласно взглядам философа, вместе с первыми признаками сознания. Эта мысль отражает в некоторой мере связь этики с психологией, которую не раз мыслитель подчеркивал в своих

исследованиях, посвященных проблеме нравственности.

ель нравственн х идеалов является, по . . авелину, выведение человека «из круга обособленной индивидуальности» и поднятие его «до идеального типа человека», сложившегося через отвлечение и обобщение качеств и свойств человеческой природы, признаваемых в данное время ... за самые совершенные». [1;961]

В системе нравственных идеалов К. Д. Кавелин на первый план выводит стремление к истине, правде, душевной красоте. Он считает, что во всякой деятельности, да и вообще по жизни, лишь опора на эти ценности способствует созданию по-настоящему прочного, полезного для собственно себя и окружающих. В защиту подобного вывода и в противопоставление лжи, лукавству, лицемерию он логически четко обосновывает даже их практическую необходимость. В частности, он приводит суждение, что высоконравственный человек порой имеет в обществе авторитет не меньший, нежели человек высокого социального положения и большого богатства. И вообще, по его мнению, с накоплением опыта происходит взаимное прилаживание объективного и субъективного мира, в связи с чем влияние нравственных элементов все более возрастает.

К числу «первых добродетелей» К. Д. Кавелин причисляет также смирение и покорность. Однако их часто недооценивают и ассоциируют с холопством, раболепием, либо вообще с недоразвитостью. Это следствие опять же путаницы понятий, что мыслитель и доказывает, что они отнюдь не унижают нравственного достоинства человека. Напротив - они помогают нам примириться с неизбежным, когда мы не в силах что-либо исправить (о чем-то похожем писал много позже Д. Карнеги). Этика, по К.Д. Кавелину, переводит эти принципы в общее «правило душевного настроения», перестраивая человека так, чтобы то же самое, что мы делаем по необходимости, приносило нам если не удовлетворение, то, по крайней мере смиряло бы противоречия нашей души. Это, как мы видим, верно опять же и с практической точки зрения (хотя у К. Д. Кавелина нет явного акцента на практическую полезность).

В тесной связи со смирением и покорностью находятся, согласно взглядам мыслителя, вера и надежда. Вроде бы понятные и не нуждающиеся, на первый взгляд, в пояснениях понятия исследуются и разбираются К.Д. Кавелиным со всей серьезностью и тщательностью. «В этическом смысле вера и надежда есть бодрость духа, уныние и отчаяние -упадок душевных сил». [1;967] В объяснении благотворной роли веры и надежды мыслитель снова прибегает к помощи психологии, указывая, что «душевная бодрость и упадок душевных сил появляются и исчезают под воздействием психических влияний, внутренних и внешних». [1;967] Наша жизнь не идеальна - она состоит из радостей, горестей, мучений и наслаждений. Причем все это распределяется неравномерно и положительное редко, по мысли К.Д. Кавелина, зависит от наших усилий. В связи с этим люди вместо того, чтобы бороться, часто уходят в

отвлеченный мир, фантазируя о счастье и строя воздушные замки, а возвращаясь из страны грез и мечтаний, понимают всю их беспочвенность и впадают в уныние и отчаяние. К.Д. Кавелин предостерегает от такого образа мыслей, поскольку он крайне губителен как для человека, так и для общества в целом, когда в нем существует большое количество людей с таким мировоззрением.

Губительное воздействие оказывает на людей и смешение объективной действительности с субъективной, когда внешние цели, на которые направлен труд человека, все его внимание, застят и отбрасывают на второй план внутреннюю жизнь: «Внимание мало помалу отвлекается от внутренней психической жизни и сосредотачивается исключительно на внешней деятельности; под конец этические идеалы совсем забываются, и в наших верованиях и убеждении место их занимают идеалы объективной действительности, которые мы и принимаем за субъективные». [1; 968] Здесь опасность кроется в том, что, отвлекшись на внешнее, то, что на виду, мы перестаем самосовершенствоваться внутренне. Это может привести к тому, что человек бывает «выдрессирован», как пишет К.Д. Кавелин, для жизни в обществе, но на поверку оказывается исключительным негодяем. Поэтому важно не утратить баланс между внешней и внутренней жизнью, чтобы душа не зачерствела.

«Одним из главнейших условий» нравственной жизни К.Д. Кавелин называет простоту. Простота, согласно воззрениям философа вовсе не синоним глупости или наивности. Она «предполагает полную, беззаветную преданность истине, правде и душевной красоте, без всяких задних мыслей, расчетов и соображений, без так называемого себе на уме, - и в то же время непоколебимую уверенность, что то, чему мы так всецело преданы, есть благо, которому можно и должно отдать все свои душевные силы, посвятить всю свою деятельность». [1;969] В этом как раз значении она и есть идеал субъективной жизни.

Также К.Д. Кавелин выделяет еще один субъективный идеал, которому он не дает точного названия, но, в общем определяет как «светлое, спокойное и доверчивое отношение к жизни».[1;970] Оно являет собой как бы противоядие, защиту нашего сознания от потрясений и бед, которые мы не можем предвидеть и заранее подготовиться. Такая душевная установка в некотором смысле предохраняет нас от чрезмерной боязливости, настраивает на умиротворение и спокойствие.

Говоря так об идеалах, которыми каждый человек должен руководствоваться в жизни, К.Д. Кавелин подходит к высшему идеалу человеческих отношений - любви. Под любовью он понимает не половое влечение, дружбу или привязанность к кому-либо. Он исходит из того, что каждый человек по своей природе есть «живое воплощение идеи нормального, идеального человека», а потому любить следует не то, что человек в реальности из себя представляет, а то, «чем бы он мог должен

был быть в качестве человека». [1;971] Таким образом, получается, что нам следует «закрывать глаза» на мерзость отдельных людей и давить в себе чувство отвращения и видеть в глубине его живущий идеал. Смысл любви здесь не в том, чтобы посредством отвлечения и обобщения от действительных людей подыматься до идеального образа, но в том, чтобы, как пишет философ, в отношениях с реальными людьми носить в себе этот образ и предполагать его наличие в каждом человеке. [ 1 ;971 ]

Любовь, по мысли К.Д. Кавелина, идеальна, но не дает человеку оторваться от действительности и искать утешение в мире отвлеченных идей. Напротив - она привязывает нас к жизни, заставляя неустанно работать над собой. «Упражнение в этической любви есть поэтому высшая школа нравственной жизни, самая трудная, но зато самая плодотворная по своим последствиям для нравственного воспитания и жизни». [1;972]

Таким образом, в этической системе К.Д. Кавелина очень четко выделяются нравственные идеалы как идеалы субъективные, связанные с нашей внутренней, психической жизнью, в отличие от объективных идеалов, которые в силу обусловленности внешними факторами не могут стать основой верных жизненных ориентиров. В число нравственных идеалов входят идут смирение и покорность, позволяющие нам, изменив свое отношение к необходимости обезопасить свое сознание от бесполезных и опасных мыслей, вера и надежда, дающие бодрость духа и не дающие впасть в уныние, и простота. Отдельно стоит светлое, спокойное отношение к жизни, защищающее нас в некоторой мере негативных от последствий неожиданностей, которыми изобилует жизнь. И уж конечно, высшим идеалом является любовь, определяющая отношения между людьми. «Кто прошел школу этической любви и утвердился в ней, тому уже сранительно легче воспитать свои помыслы, желания, движения воли и душевные привычки согласно с другими этическими идеалами». [1;972]

Литература:

1. Кавелин, К.Д. Задачи этики / Собрание сочинений: в 4-х тт. СПб., 1899. - Т.3 - 1256 с.

2. Кавелин, К.Д. Идеалы и принципы / Собрание сочинений: в 4-х тт. СПб., 1899. - Т.3 - 1256 с.

A.I. Vyalov

OBJECTIVE AND SUBJECTIVE IDEALS IN KAVELIN’S ETHICAL DOCTRINE

The article covers for considering objective and subjective ideals in Kavelin’s ethical doctrine. In the article is made an attempt to reconstruct the moral ideals system. Substantiation of each ideal and its connection with others is carefully learned for that purpose.

Keywords: an ideal, objective occupation, subjective occupation, love, submission, simplicity, belief, hope.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.