Научная статья на тему 'ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА'

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренер / спортсмены / руководство / факторы / команда / coach / athletes / leadership / factors / team

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гулиев Парвиз Назир Оглу

в статье рассмотрены факторы, создающие положительное или отрицательное отношение к стилю руководства. Это отношение может быть ситуативным, конкретным, связанным с любым приказом тренера, и постоянным, долгосрочным, относящимся ко всем приказам руководства. Если, например, у тренера имеются такие качества, как высокомерие, амбиции, предвзятые представления в оценивании людей, грубость, безразличие к ним, то сначала возникает негативное отношение к личности тренера, а затем и ко всему, что от него исходит, и все это длится очень долго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS AFFECTING THE STYLE OF THE LEADERSHIP

the article examines the factors that create a positive or negative attitude towards the style of leadership. This attitude can be situational, specific, related to any order of the coach, and permanent, long-term, referring to all orders of management. If, for example, a coach has qualities such as arrogance, ambition, preconceived notions in assessing people, rudeness, indifference to them, first there appears to be a negative attitude towards the personality of the coach, and then towards everything related to him, and all this lasts a very long time.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА»

OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS AFFECTING THE STYLE

OF THE LEADERSHIP Guliyev P.N. (Republic of Azerbaijan) Email: Guliyev578@scientifictext.ru

Guliyev Parviz Nazir ogly - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SPORTS GAMES, AZERBAIJAN STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article examines the factors that create a positive or negative attitude towards the style of leadership. This attitude can be situational, specific, related to any order of the coach, and permanent, long-term, referring to all orders of management. If, for example, a coach has qualities such as arrogance, ambition, preconceived notions in assessing people, rudeness, indifference to them, first there appears to be a negative attitude towards the personality of the coach, and then towards everything related to him, and all this lasts a very long time. Keywords: coach, athletes, leadership, factors, team.

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА Гулиев П.Н. (Азербайджанская Республика)

Гулиев Парвиз Назир оглу - старший преподаватель, кафедра спортивных игр, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены факторы, создающие положительное или отрицательное отношение к стилю руководства. Это отношение может быть ситуативным, конкретным, связанным с любым приказом тренера, и постоянным, долгосрочным, относящимся ко всем приказам руководства. Если, например, у тренера имеются такие качества, как высокомерие, амбиции, предвзятые представления в оценивании людей, грубость, безразличие к ним, то сначала возникает негативное отношение к личности тренера, а затем и ко всему, что от него исходит, и все это длится очень долго.

Ключевые слова: тренер, спортсмены, руководство, факторы, команда.

DOI: 10.24411/2542-0798-2021-17808

Индивидуальный стиль руководства тренера (ИСРТ) можно рассматривать как его форму общения со студентами. В этом процессе коммуникации, с одной стороны, происходит постоянное влияние тренера на спортсменов через систему управленческих решений, с другой стороны, противоположную реакцию спортсменов на эти решения. Таким образом, при обсуждении ИСРТ более уместно говорить о взаимодействиях, а не о влиянии, поскольку отношение спортсменов к стилю лидерства, тренерскому лидерству, командному поведению и взаимодействию не менее влиятельно, чем стиль лидерства. Процесс принятия решений в управлении командой является условной причиной и, следовательно, подвержен влиянию субъективных и объективных факторов. Без тщательного анализа этого вопроса необходимо лишь перечислить основные факторы, которые существенно влияют на методы и формы руководства тренера.

К объективным факторам относятся:

- возраст спортсменов и тренеров; - профессиональные умения тренера и спортивные умения его студентов; - уровень дисциплины и организованности в коллективе; -успешность деятельности и результаты соревнований; - характер тренировочной нагрузки и масштаб соревнований.

Субъективными факторами являются:

- отношение спортсменов к ИСРТ; - личные качества тренеров и спортсменов; -направление, система ценностей и мировоззрение спортсменов и тренеров.

Субъективный фактор «по отношению к ИСРТ» - это личные качества тренера; поведение тренера, тон его голоса, то, как он командует, его внешний вид; логичность его потребностей и приказов, а также их своевременность все это зависит от психического состояния спортсменов.

Все эти факторы (вместе или по отдельности) могут создавать положительное или отрицательное отношение к стилю руководства. Это отношение может быть ситуативным, конкретным, связанным с любым приказом тренера, и постоянным, долгосрочным, относящимся ко всем приказам руководства. Если, например, у тренера есть такие качества, как высокомерие, амбиции, предвзятые представления в оценивании людей, грубость, безразличие к ним, то сначала возникает негативное отношение к личности тренера, а затем и ко всему, что от него исходит, и все это длится очень долго. В таких случаях исполнение любого из его приказов открыто или тайно, а если оно не выполняется, то безответственно саботируется с насмешками и ненавистью.

Положительное отношение спортсменов к личным качествам тренера стимулирует эффективность и четкость выполнения инструкций тренера, положительное восприятие его методов лидерства. Даже эмоциональный срыв тренера, хотя и кратковременный, не оказывает негативного влияния на его стиль управления в целом, поскольку спортсмены понимают, что раздражительность не свойственна для их тренера и, по-видимому, была вызвана чрезвычайной ситуацией.

На отношение спортсменов к стилю руководства тренера также влияет логика и своевременность его руководящих указаний. Способность отдавать приказы, соответствующие времени и ситуации, которые принесут успех спортсмену или команде, вызывает уважение к тренеру. Спортсмены стараются отдать инициативу такому тренеру и верят, что все, что они говорят и делают, принесет пользу команде. Однако есть опасность того, что спортсмены е смогут самостоятельно принять какое-либо решение. В этом случае перед тренером стоит проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения.

Среди субъективных факторов, вызывающих ИСРТ, особого внимания заслуживает направленность системы ценностей спортсмена и тренера. Когда цели тренера и спортсмена (команды) совпадают, у руководства не возникает затруднений. Он может быть демократичным или даже либеральным. Когда цели тренера и спортсмена отличаются (например, когда желание тренера обучить спортсмена международного класса противоречит собственным меркантилистским интересам спортсмена), стиль руководства будет характеризоваться повышенной напористостью, регулярным мониторингом и формализацией отношений. Если тренер добьется единства и полного взаимопонимания в глазах спортсменов, то стиль его руководства может измениться.

Среди объективных факторов, влияющих на стиль руководства, следует отметить возраст спортсменов и тренеров, а также их профессиональное спортивное мастерство. Эти два фактора взаимосвязаны. Иными словами, спортсмены-ветераны с большим спортивным опытом (а также возрастом), как правило, являются спортсменами высокого класса. Стиль руководства этих спортсменов и тренера совершенно не похож на стиль руководства молодежи. Если тренер может применять к молодежи автократические методы руководства, то к ветеранам он часто переходит на демократические и даже либеральные методы. В первую очередь это связано с уважением тренером умений и опыта спортсменов, их подготовкой и умением помочь команде в трудную минуту.

Учитывая возраст тех, кто подвергается физическому и психологическому стрессу и травмам, а также высокий уровень мастерства этих спортсменов, тренер иногда создает модель тренировок, которая отличается от всего, что связано с расслабленным режимом и снятием стресса. Если тренеры и спортсмены-ветераны не имеют единого мнения о

45

целесообразности и сроках, то тренер вынужден изменить свой стиль руководства с либерального или демократического на авторитарный.

Спортсмены по-разному реагируют на такую смену стиля руководства: - подчиняются требованиям тренера и выполняют запланированные нагрузки наравне со всеми;

- оказывают отрицательное влияние на сплоченность команды, постоянно конфликтуют с тренером, ждут поддержку со стороны товарищей по команде;

- покидают команду после нескольких конфликтов с тренером и не получив поддержку товарищей по команде.

В подобной ситуации возникает более сложная форма поведения спортсмена, когда он как бы следует требованиям тренера, на самом деле он только «выражает» свою силу на тренировке. В результате уже первые курсы или контрольные старты выявляют существенные пробелы в его подготовке и тогда либо тренер ломает сопротивление спортсмена и заставляет его подчиняться его требованиям, либо конфликт приводит к разрыву отношений. Среди объективных факторов, влияющих на выбор тренером стиля руководства, особое место занимает дисциплина и организованность членов команды. Как коллектив, спортивная команда проходит различные стадии развития: от смешанной неорганизованной группы до дисциплинированной и строго структурированной команды. Опыт показывает, что заново созданная команда или группа, как правило, проявляет слабую дисциплину и организованность. Для некоторых его членов характерны низкий уровень культуры поведения и нарушение общих норм. С такими командами невозможно эффективно решить любую задачу.

Таким образом, чтобы поддерживать и укреплять структурные связи членов группы и достичь определенной цели, тренер должен, прежде всего, добиться дисциплины, усердия и организованности от своих спортсменов с помощью высоких требований и контроля, сопровождаемого определенными санкциями. Тренер должен научиться контролировать свои эмоции, потому что это единственный способ сохранить авторитет, чувство собственного достоинства и симпатию.

Список литературы /References

1. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В. Подвижные игры. М. «ФиС», 1974.

2. Былеева Л. Сборник подвижных игр. «ФиС», 1960.

3. АлекберовХ., Намазова А., Гулиев Э., Салманов Ч. Подвижные игры. Баку, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.