Научная статья на тему 'Объективные факторы возникновения синергетического эффекта в кластерных структурах региона (на примере молочно-сырного кластера Алтайского края)'

Объективные факторы возникновения синергетического эффекта в кластерных структурах региона (на примере молочно-сырного кластера Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНЦЕНТРАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КООПЕРИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СИНЕРГИЗМ МОЛОЧНО-СЫРНОГО КЛАСТЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Юлия Евгеньевна

В современном мире важной составляющей стратегий активизации инновационной деятельности может стать поддержка формирования и развития кластерных структур. Умело сочетая в себе механизмы конкуренции и кооперации, кластер как форма устойчивого партнерства бизнеса и науки имеет совокупный потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных его составляющих, что позволяет говорить о наличии синергетического эффекта. Важнейшими синергетическими эффектами молочно-сырного кластера являются: снижение как трансформационных, так и трансакционных издержек, переток информации, приращение денежного потока, совместное использование объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные факторы возникновения синергетического эффекта в кластерных структурах региона (на примере молочно-сырного кластера Алтайского края)»

УДК 33.009.12:353 (571.15)

Объективные факторы возникновения синергетического эффекта в

кластерных структурах региона (на примере молочно-сырного кластера Алтайского края)

Кузнецова Юлия Евгеньевна аспирант ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет»

В современном мире важной составляющей стратегий активизации инновационной деятельности может стать поддержка формирования и развития кластерных структур. Умело сочетая в себе механизмы конкуренции и кооперации, кластер как форма устойчивого партнерства бизнеса и науки имеет совокупный потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных его составляющих, что позволяет говорить о наличии синергетического эффекта. Важнейшими синергетическими эффектами молочно-сырного кластера являются: снижение как

трансформационных, так и трансакционных издержек, переток информации, приращение денежного потока, совместное использование объектов инфраструктуры.

In the modern world of an important component of strategy of activization of innovative activity there can be a formation and development support cluster structures. Skillfully combining competition and cooperation mechanisms, cluster as the form of steady partnership of business and a science has the cumulative potential exceeding the simple sum of potentials of its separate components that allows to speak about presence synergetic effect. The major synergetic effects dairy-cheese cluster are: decrease both transformational, and transaction costs, an information overflow, an increment of a monetary stream, sharing of objects of an infrastructure.

Ключевые слова: инновационное развитие, кластер, региональный кластер, концентрация, конкуренция, кооперирование,

конкурентоспособность, синергетический эффект, синергизм молочносырного кластера.

Keywords: innovative development, cluster, regional cluster, concentration, a competition, cooperation, competitiveness, synergetic effect, synergism dairy-cheese cluster.

Введение. В условиях усиления процессов глобализации в современной экономике все более актуальными по сравнению с традиционными секторами и отраслями становятся кластеры, которые, по

словам руководства нашей страны, являются основой инновационного развития национальной экономики.

Цель исследования выявить причины возникновения и обосновать наличие синергетического эффекта в кластерных структурах на примере молочно-сырного кластера Алтайского края.

Объектом исследования является промышленное производство молочной продукции обрабатывающими предприятиями Алтайского края. В работе использованы следующие основные методы исследования: монографический, экономико-статистический, экспертный, абстрактнологический и экспериментальный.

Основная часть. Кластерная теория берет свое начало в трудах А.Маршалла и его «индустриальных районах», влияние было также оказано Й. Шумпетером, прежде всего, в области важности инноваций для промышленного развития. Возобновлением интереса к кластерам послужили труды Майкла Портера. По определению М.Портера, «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».[1]

В настоящее время кластеры стали ведущим направлением экономической политики, ориентированной на инновационное развитие, во всем мире. В России к кластерам как действенному механизму инновационного развития регионов и страны в целом также проявляется значительный интерес, причем как со стороны научного сообщества, так и со стороны властей. Кластер как форма устойчивого партнерства бизнеса и науки, может иметь совокупный потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных его составляющих. Это приращение возникает как результат сочетания кооперации и конкуренции, которые удачно взаимодействуют в условиях кластера. Другими словами можно говорить о синергетическом эффекте кластеров, так как входящие в его состав организации получают определенный выигрыш, имея возможность делиться

положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.

Термин «синергетический эффект» был введен в современный научный оборот в середине 80-х гг. ХХ столетия. Он означает (от греч. synergos — вместе действующий) суммарный эффект, полученный в результате слияния отдельных частей в единую систему. Синергетический эффект в экономике представляет собой возможность в результате объединения элементов получать больший экономический эффект, чем простая арифметическая сумма экономических эффектов от деятельности отдельных элементов.

Синергетические эффекты в современной экономике проявляются в процессе использования таких механизмов взаимодействия предпринимательских структур, как предпринимательские сети, стратегические альянсы, долгосрочные контракты, создание интегрированных образований и др. Они позволяют снижать трансакционные издержки, внешние и внутренние риски, повышать инновационность и конкурентоспособность предпринимательских структур.

Предприятие, оптимизирующее синергетический эффект, тщательно согласовывая предпринимаемые действия, обладает возможностью занять более выгодную конкурентную позицию на рынке, и, в конечном счете, добиться устойчивого конкурентного преимущества: может завоевать

большую долю рынка благодаря низким ценам, может позволить себе затратить больше средств на НИОКР и рекламу или повысить рентабельность, тем самым, привлекая инвестиционный капитал.

Можно выделить 4 вида синергизма [2]:

• Синергизм продаж. Проявляется, когда фирма, реализуя несколько товаров, использует одни и те же каналы распределения, осуществляет управление продажами через один центр, использует одни складские помещения.

• Оперативный синергизм. Является результатом более эффективного

использования основных и оборотных средств, рабочей силы, распределения накладных расходов и т. д.

• Инвестиционный синергизм. Данный вид синергизма является следствием совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса расходов на НИОКР с одного продукта на другой, использования одного и того же оборудования и т. д.

• Синергизм менеджмента. Эффект синергизма менеджмента проявляется в момент разработки новых товаров или входа в новую отрасль. Менеджеры обнаруживают, что их опыт и знания, накопленные ранее, могут помочь в решении новых проблем, возникающих при входе фирмы в новую конкурентную среду. Компетентность руководства здесь выступает важнейшим источником конкурентного преимущества.

Если в новой отрасли проблемы, стоящие перед фирмой, имеют много общего с проблемами, стоящими ранее, предприятие может добиться значительного положительного эффекта синергизма. В то же время эффект синергизма может быть низким, а также отрицательным, в случае, например, использования имеющихся мощностей для производства товаров, для которых они не предназначены.

Мы рассматриваем синергизм как один из факторов, влияющих на издержки фирмы и приводящих к конкурентному преимуществу. Однако эффект синергизма сложно определить количественно. Одним из методов измерения синергетического эффекта является способ, предложенный одним из основоположников стратегического управления И.Ансоффом [2]. В данном случае рассматривается приобретение новой фирмы или выход на новый рынок. Согласно ему, синергетические эффекты группируются по функциональным подразделениям фирмы: общее управление, исследования и разработки, маркетинг и оперативная деятельность. Далее внутри каждой категории рассматриваются три возможных эффекта:

1. Эффект, связанный с новой товарно-рыночной комбинацией. Эффект может быть незначительным при приобретении небольшой фирмы

или в случае выхода на рынок без сторонней помощи.

2. Вклад материнской компании в новый товар/рынок.

3. Дальнейшие товарно-рыночные действия, которые смогут предпринять две компании в результате объединения.

О.А. Гулин, В.И. Щедров [3] предлагают разбить источники появления синергии на четыре основные категории: увеличение доходов, снижение издержек, сокращение налоговых отчислений и снижение дополнительных инвестиций.

Дальнейший анализ литературных источников показал, что пока идея синергетического эффекта кластеров не получила широкого

распространения. Нам представляется, что важнейшими синергетическими эффектами кластера являются:

1) эффект перетока инновации, информации и знаний в кластере. Уровень знаний в кластере формируется за счет перетока от одной фирмы к другой. Процесс перетока может осуществляться через поставщиков, потребителей, консультационные фирмы и т.д. Уровень полученных со стороны знаний может являться показателем того способна ли фирма добиться преимущества, основанного на знании, т.е. приводят ли знания к достижению конкурентного преимущества. Всеобщей меры, определяющей уровень знаний для каждого действия, не существует, знания отражают специфические достижения фирмы в той или иной области, являющиеся следствием, как внутрифирменных механизмов, так и перетекания. Таким образом, можно говорить о формировании синергетического эффекта перетока знаний в кластере;

2) эффект приращения денежного потока за счет сложения денежных потоков компаний, входящих в кластер. Эффект синергизма денежных потоков, с точки зрения кластеров, объясняется тем, что совокупный денежный поток кластера будет больше суммы денежных потоков отдельных предприятий. Это связано с тем, что кластер оказывает существенное влияние на размеры притока и оттока денежных средств.

Увеличение притока может быть обусловлено тем, что совокупный спрос на продукцию в условиях кластера существенно выше, так кластер способствует формированию так называемых детерминант спроса [4], среди которых появление искушенных и требовательных покупателей, требующих все более и более качественных, совершенных товаров и услуг. Это способствует, как значительному увеличению местного спроса, так и повышению конкурентоспособности фирм входящих в кластер.

Развитие кластеров способствует не только росту конкурентоспособности, но и оказывает влияние на рост валового внутреннего продукта региона и страны базирования кластера.

Снижение оттока денежных средств, связано с ростом

производительности предприятий входящих в кластер. Что в основном вызывается снижением затрат на производство и реализацию продукции. Это становится возможным за счет доступности местных ресурсов; наличия ядра кластера, которое обеспечивает основу конкурентоспособности; доступа к специализированной информации. Кластерная форма организации

производства способствует совершенствованию финансовых аспектов деятельности входящих в кластер предприятий;

3) эффект совместного использования инфраструктурных объектов. В целом инфраструктура является той базой, на основе которой строится конкурентное преимущество того или иного кластера. Инфраструктуру можно обозначить, как совокупность зданий, сооружений, служб, которые необходимы для функционирования системы. Различают производственную (дороги, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, и др.) инфраструктуры.

Наличие инфраструктуры является основой для построения кластерных взаимосвязей. Речь идет о производственной инфраструктуре, на основе которой возможно открытие новых предприятий на основе уже существующих возможностей для развития.

Реализация промышленных инфраструктурных проектов может быть

осуществлена в соответствии с кластерной концепцией. В таком случае кластер способен реализовать синергетический эффект использования инфраструктуры, а именно мультипликативно увеличивая объем выпускаемой продукции.

Таким образом процесс моделирования кластеров, должен учитывать синергетический эффект при проектировании производственной инфраструктуры;

4) эффект снижения как трансформационных, так и трансакционных издержек. Трансформационных - благодаря территориальной близости предприятий, сокращению транспортных расходов; благодаря развитию аутсорсинга, при котором передаваемые аутсорсерам бизнес-процессы осуществляются ими более эффективно и поэтому дешевле.

Трансакционных - благодаря неформальному альянсу участников кластера, налаженной системе взаимодействий между ними, минимизации затрат на поиск партнёров, ведение переговоров.

Региональный молочно-сырный кластер представляет собой сконцентрированную на территории Алтайского края группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включают производителей конечных или промежуточных товаров и услуг; поставщиков комплектующих и специализированных услуг; поставщиков производственного и иного оборудования; поставщиков и элементы инфраструктуры; научно-исследовательские институты; средние и высшие профессиональные образовательные учреждения, и другие организации. Подобная концентрация, на наш взгляд, позволит обеспечить конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций молочной отрасли, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности; развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций. Формирование молочно-сырного кластера на территории Алтайского края также является основой для

повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экономического развития региона.

Отличительной особенностью регионального молочно-сырного кластера является возникновение в его рамках ряда положительных эффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной форм организации межфирменных взаимосвязей.

В первую очередь это эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности.

Вторым положительным эффектом выступает эффект охвата. В общем случае он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. При группировке предприятий в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать такой многофункциональный фактор на самых разнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанных с его передачей.

Третьим положительным эффектом кластера является эффект синергии, который возникает, например, при общей стандартизации продукции. При действии этих трёх эффектов (масштаба, охвата и синергии) неприбыльные предприятия кластера могут преодолеть нижнюю границу рентабельности с помощью специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости производимых благ. Тем самым предприятия кластера получают дополнительные конкурентные возможности.

Кроме того, с инновационным молочно-сырным кластером Алтайского края связано, на наш взгляд, понятие так называемого триггерного эффекта. Он возникает, когда для осуществления первичной инновации или первичного производства необходимо произвести множество дорогостоящих вторичных изменений, в результате чего прибыль от базисной инновации или производства может оказаться даже меньше издержек требуемой

реорганизации. У отдельной фирмы опасность возникновения такого эффекта достаточно велика. В кластере же предприятия могут минимизировать затраты на подобные вторичные изменения, что позволяет им внедрять самые разнообразные технологии. При этом характерная для кластера коммуникационная сеть создаёт особо благоприятные условия для их быстрого распространения.

Основой для развития кластерной системы взаимосвязей в молочной отрасли Алтайского края является исторически сложившаяся в регионе структура производства. Крупные перерабатывающие компании, как правило, устанавливают с малыми и средними фирмами отношения поставок, что позволяет достаточно быстро внедрять технологические новшества, способствующие общему экономическому росту. Но доминирующее положение на рынке больших компаний может и тормозить развитие. Часто такие компании полностью контролируют инфраструктуру и политические институты региона, а мелкий бизнес им нужен только в качестве поставщика полуфабрикатов и комплектующих изделий. Именно с таким типом сетей связаны почти все факторы, определяющие застой в традиционных отраслях, к которым, на наш взгляд, относится и молочная.

В свою очередь кластерные межфирменные взаимодействия, стимулирующие инновационную и производственную активность, требуют организации преимущественно по горизонтали. Это позволяет использовать гибкую специализацию, облегчает заключение контрактов и способствует ускорению распространения инноваций.

Участники молочно-сырного кластера Алтайского края при объединении ресурсов вносят свой вклад в виде денежных средств, технологий, патентов, торговых марок (включая франчайзинг), ноу-хау, квалифицированного персонала. При этом ими проводятся постоянные консультации с тем, чтобы определить, какие именно нужны ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, как распределяются затраты и выгоды. Но они остаются полностью

самостоятельными в других направлениях научно-исследовательской и производственной деятельности.

Такая кооперация позволяет значительно снизить риски её участников, расширяет ресурсные возможности, в том числе посредством использования кооперирующимися сторонами квалификации и компетенции партнёров, приводит к экономии затрат на исследования и разработки за счёт исключения их дублирования и увеличения продуктивности.

Заключение. Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что региональный молочно-сырный кластер связанных между собой фирм и организаций, проводящих исследования и разработки, позволит минимизировать или на определённый период совсем устранить такие препятствия при осуществлении инновационной и производственной деятельности, как недостатки ресурсов, низкую мотивацию, конфликты интересов, плохие способы коммуникации и возможный дефицит доверия.

Синергетический эффект от создания молочно-сырного кластера Алтайского края — возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта. Три основных процесса в синергетическом действии — это адекватное планирование, эффективный обмен знаниями и текущей информацией между сотрудниками предприятий кластера и текущая координация работы; все это можно объединить под общим термином «коллективное мышление».

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер-Пресс, 1999.

3. Экономика России: основные направления совершенствования: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А. В. Бандурина. — М.: Консалтинг XXI век, 2003. — 196 с.

4. Капелюшников Р.И. Теория трансакционных издержек. http://www.libertarium.ru/libertarium/kapelushnikov

The list of references

1.Porter M. A competition / the Lane with English — М: The house "Williams", 2005. — 608 p.

2.Ansoff I. New corporate strategy. — SPb.: Peter-press, 1999.

3. Economy of Russia: the basic directions of perfection. — М: Consulting the XXI-st century, 2003. — 196 p.

4.Kapeljushnikov R. I. The theory трансакционных costs. http://www.lib ertarium.ru/libertarium/kapelushnikov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.