Научная статья на тему 'Объективная сторона незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий'

Объективная сторона незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
624
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НЕЗАКОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / MEDICINES / MEDICAL PRODUCTS / PHARMACEUTICAL MARKET / MEDICAL EQUIPMENT / LICENSING / ILLEGAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич

В статье дается понятие лекарственных средств и медицинских изделий, раскрывается содержание объективной стороны незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий, дается предложение о дополнении ст. 235.1 УК РФ положением о производстве лекарственных средств или медицинских изделий без регистрации, оценивается соотношение ч. 1 ст. 235.1 УК РФ и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ларичев Василий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective side of the illegal production of medicines and medical products

The article describes the notion of medicines and medical products, reveals the content of the objective side of the illegal production of medicines and medical products, suggests the addition of art. 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation by the provision on the production of medicines or medical products without registration, the ratio of pt. 1 of art. 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and pt. 2 of art. 14.1 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Объективная сторона незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий»

Ларичев Василий Дмитриевич

доктор юридических наук, профессор, ВНИИ МВД России (e-mail: larichev48@mail.ru)

Объективная сторона незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий

В статье дается понятие лекарственных средств и медицинских изделий, раскрывается содержание объективной стороны незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий, дается предложение о дополнении ст. 235.1 УК РФ положением о производстве лекарственных средств или медицинских изделий без регистрации, оценивается соотношение ч. 1 ст. 235.1 УК РФ и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ключевые слова: лекарственные средства, медицинские изделия, фармацевтический рынок, медицинская техника, лицензирование, незаконное производство.

V.D. Larichev, Doctor of Law, Professor, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: larichev48@mail.ru

The objective side of the illegal production of medicines and medical products

The article describes the notion of medicines and medical products, reveals the content of the objective side of the illegal production of medicines and medical products, suggests the addition of art. 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation by the provision on the production of medicines or medical products without registration, the ratio of pt. 1 of art. 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and pt. 2 of art. 14.1 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Key words: medicines, medical products, pharmaceutical market, medical equipment, licensing, illegal production.

Одной из основных задач в области здравоохранения, определенной Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года, является обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами.

Российский фармацевтический рынок является наиболее перспективным в мире благодаря своим размерам и высокой динамике развития. За 2016 г. объем российского фармацевтического рынка вырос на 7,84% по сравнению с 2015 г. и составил 1,21 трлн рублей.

Рост объема российского фармацевтического рынка и высокие доходы, получаемые от этой деятельности, делают сферу обращения лекарственных средств и медицинских изделий привлекательной для отечественных и иностранных криминально ориентированных лиц.

По оценкам Росздравнадзора, изъято из обращения 1938 серий лекарственных средств, качество которых не отвечает установленным требованиям, что составляет 0,81% от общего количества серий, поступивших в обращение

в 2016 г. (по данным автоматизированной информационной системы (АИС) Росздравнадзора - 237968 серий) [1].

Поддельные лекарственные средства и медицинские изделия как являются опасными сами по себе (они могут причинить вред жизни или здоровью), так и могут создать угрозу жизни и здоровью, поскольку, принимаемые добросовестными потребителями как жизненно необходимые средства, они не дают терапевтического эффекта и могут привести к безуспешному лечению.

До недавнего времени, в отличие от многих европейских стран, уголовное законодательство Российской Федерации было слишком лояльно по отношению к производителям и продавцам лекарственных средств и медицинских изделий.

В следственной и судебной практике для квалификации таких статей применялось более 20 статей Уголовного кодекса РФ. Например, такие деяния квалифицировались по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвеча-

26

ющих требованиям безопасности», ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» и др. [2, с. 62-78].

Подписание Российской Федерацией Конвенции о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция «Медикрим») 28 октября 2011 г., основными целями которой являются установление уголовной ответственности за фальсификацию медицинской продукции и сходные преступления (производство, хранение, предложения по реализации данной продукции, подделка соответствующей документации и др.), защита прав потерпевших вследствие данных правонарушений, развитие международного сотрудничества, способствовало развитию и постепенному приведению отечественной законодательной базы и правоприменительной системы в соответствие требованиям Конвенции.

Одним из результатов данного процесса явилось принятие Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Закон дополнил Уголовный кодекс РФ тремя новыми нормами - ст. 235.1 УК РФ «Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий», ст. 238.1 УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» и ст. 327.2 УК РФ «Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий».

Указанные нормы стали применяться с 23 января 2015 г. В настоящее время правоприменительная практика по данным составам незначительна. Так, за 2015 г. по ст. 235.1 УК РФ не было выявлено ни одного преступления, за 2016 г. зарегистрировано 4 преступления, окончено с направлением в суд 2 уголовных дела.

Это явилось следствием отсутствия у работников следственно-судебных органов необходимых знаний, соответствующих уровню развития фармацевтического рынка, необоб-

щенности правоприменительной практики, недостаточной разработки теоретических вопросов применения данных норм, малого количества публикаций по данной теме и др.

Следует отметить, что нормы, устанавливающие ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий, являются бланкетными. Поэтому для установления состава преступления необходимо устанавливать нарушения множества законодательных и иных нормативных актов, в том числе ведомственных.

Предметом преступления незаконного производства лекарственных средств могут быть различные виды лекарственных средств, перечень и понятие которых дано в ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [3]. Под лекарственными средствами названный закон подразумевает вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты:

фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;

лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;

лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.

27

Лекарственные препараты и лекарственные средства бывают различных видов (орфанные лекарственные препараты, биологические лекарственные препараты и др.), перечень которых приводится в ст. 4 указанного выше закона.

Конвенция «Медикрим» определяет термин «лекарственное средство» как лекарственный препарат, предназначенный для человека, или ветеринарный лекарственный препарат, которые представляют собой:

вещество или смесь веществ, обладающие лечебными свойствами и свойствами по предупреждению заболеваний у человека или животного;

вещество или смесь веществ, направленные на восстановление, улучшение и изменение физиологических функций организма человека или животного путем оказания фармакологического, иммунного или метаболического воздействия или на постановку диагноза; исследуемое лекарственное средство. Конвенция также использует понятие «действующее вещество», означающее вещество или смесь веществ, предназначенных для использования при производстве лекарственных средств, которые в ходе использования при производстве лекарственных средств становятся действующим ингредиентом лекарственного средства;

Термин «наполнитель» означает любое вещество, которое не является действующим веществом или готовым лекарственным средством, но входит в состав лекарственного средства, предназначенного для человека, или ветеринарного лекарственного средства и является необходимым для целостности готового лекарственного средства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] к медицинским изделиям относятся любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологиче-

ских функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [5].

Названная Конвенция Совета Европы под термином «медицинское изделие» подразумевает прибор, аппарат, приспособление, программное оборудование, материал и другие предметы, используемые сами по себе или в совокупности с другими, в том числе программное оборудование, предназначенное производителем для использования в диагностических и/или терапевтических целях и необходимое для надлежащего применения, предназначенные производителем для человека с целью:

диагностики, предупреждения, наблюдения, лечения или облегчения заболеваний;

диагностики, наблюдения, лечения, облегчения или компенсации при травмах или физических недостатках;

исследования, замены или изменения анатомического или физиологического процесса;

контроля за оплодотворением, которые не оказывают основного целевого воздействия на организм человека фармакологически, иммунологически или метаболически, но которыми оказывается содействие этими видами воздействия.

Данная Конвенция выделяет термин «вспомогательный прибор», означающий предмет, который не является медицинским изделием, но создается производителем специально для использования совместно с медицинским изделием, чтобы обеспечить работу медицинского изделия в соответствии с целями его использования, определенными производителем. Также выделяются термины «компоненты» и «материалы», означающие все компоненты и материалы, созданные и предназначенные для использования с медицинским изделием, кото-

28

рые обеспечивают целостность медицинского изделия.

Таким образом, «вспомогательный прибор», а также «компоненты» и «материалы» не являются медицинскими изделиями. Все зависит от того, как назовут то или иное изделие производители.

Под незаконным производством лекарственных средств или медицинских изделий, согласно ст. 235.1 УК РФ, понимается их производство без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Следует отметить, что в отличие от ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», которая предусматривает уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, ст. 235.1 УК РФ предусматривает такую ответственность только за производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), что, по мнению автора, является пробелом. В связи с этим данная статья должна быть дополнена положением о производстве лекарственных средств или медицинских изделий без регистрации.

В данной редакции ст. 171 УК РФ является общей нормой, а ст. 235.1 УК РФ - специальной по отношению к ст. 171 УК РФ. Следовательно, в том случае, когда производство лекарственных средств или медицинских изделий осуществляется без регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, такие действия должны квалифицироваться по ст. 171 УК РФ. При этом должно быть установлено, что данное деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Под крупным ущербом, доходом в крупном размере в соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ признаются ущерб, доход в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.

Под производством лекарственных средств, согласно п. 31 ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», понимается деятельность по «производству лекар-

ственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств».

Конвенция Совета Европы под термином «производство» в отношении лекарственного средства подразумевает любую стадию процесса изготовления лекарственного средства, действующего вещества или наполнителя такого лекарственного средства или доведение лекарственного средства, действующего вещества или наполнителя до его конечного состояния.

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в ст. 45 «Производство лекарственных средств» установил требования к производству лекарственных средств, которые должны соответствовать требованиям правил надлежащей производственной практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [6]. Порядок организации и проведения инспектирования производителей лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики устанавливается Правительством РФ [7].

Производство лекарственных средств в Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств. Подтверждение соответствия лицензиата правилам надлежащей производственной практики осуществляется в рамках лицензионного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации [8] с учетом некоторых особенностей.

Деятельность по производству лекарственных средств регламентирована постановлением Правительства РФ [9] и включает в себя работы по перечню согласно приложению к данному положению.

Лицензирование деятельности по производству лекарственных средств, осуществляемой юридическими лицами, для медицинского применения осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ [10], для ветеринарного применения - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору [11].

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении деятельности по производству лекарственных средств, являются:

29

наличие у соискателя лицензии помещений, зданий, сооружений и иных объектов, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявляемых работ, соответствующих установленным требованиям;

соответствие производства лекарственных средств правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств [6];

наличие промышленных регламентов, утвержденных руководителем производителя лекарственных средств (соискателя лицензии) и включающих в себя перечень используемых фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ с указанием количества каждого из них, данные об используемом оборудовании и описание технологического процесса и методов контроля на всех этапах производства лекарственных средств и других требований, указанных в пп. 4, 5 Положения о лицензировании производства лекарственных средств.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, документы (копии документов) и сведения, указанные соответственно в ч. 1 и пп. 1, 3 и 4 ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие документы, указанные в Положении о лицензировании производства лекарственных средств.

Производство лекарственных средств осуществляется с соблюдением требований промышленного регламента, который утверждается руководителем производителя лекарственных средств и включает в себя перечень используемых фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ с указанием количества каждого из них, данные об используемом оборудовании, описание технологического процесса и методов контроля на всех этапах производства лекарственных средств.

При производстве лекарственных средств используются фармацевтические субстанции, включенные в государственный реестр лекарственных средств, за исключением фармацевтических субстанций, производимых для проведения клинических исследований и для экспорта. К процессу производства фармацевтической субстанции относятся любые стадии технологического процесса, позволяющие получить готовый продукт, соответствующий требованиям фармакопейной статьи, в том числе ферментация, экс-

тракция, очистка, выделение, перекристаллизация, высушивание, измельчение.

Запрещается производство:

1) лекарственных средств, не включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением лекарственных средств, производимых для проведения клинических исследований и для экспорта;

2) фальсифицированных лекарственных средств;

3) лекарственных средств без лицензии на производство лекарственных средств;

4) лекарственных средств с нарушением правил организации производства и контроля качества лекарственных средств.

Производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

1) другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств;

2) организациям оптовой торговли лекарственными средствами;

3) аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;

4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;

5) медицинским организациям и ветеринарным организациям;

6) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.

Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством РФ [12], сведения о ходе принятия им решения о предоставлении (переоформлении) лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по производству лекарственных средств, размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационных стендах в помещениях лицензирующего органа.

30

В соответствии со ст. 58 указанного выше закона хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [13; 14] и устанавливают требования к помещениям для хранения, регламентируют условия хранения и т.п.

Нередко эти условия производства нарушаются. Так, в Красноярском крае индивидуальный предприниматель Д. приобрел газонаполнительную станцию и, достоверно зная, что для производства лекарственного средства «кислород медицинский газообразный» наличие лицензии является обязательным, в отсутствие лицензии производил лекарственное средство «кислород медицинский газообразный» с целью его сбыта в лечебные учреждения в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Используя труд работника Л., не осведомленного о его преступных намерениях, и газонаполнительную станцию, осуществлял газификацию жидкого кислорода, получая в результате этого лекарственное средство «кислород медицинский газообразный».

Таким образом, ИП Д. совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 235.1 УК РФ, - производство лекарственного средства без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), совершенное в крупном размере.

К незаконному производству незарегистрированных медицинских изделий относится их производство без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Лицензирование деятельности по производству медицинских изделий регламентировано Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспече-

ния собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства РФ [15].

При этом понятие «медицинская техника» означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) [16].

В состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники входят работы (услуги) по перечню согласно приложению к данному Положению.

Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники являются:

а) для соискателя лицензии: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники;

наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании средств измерений, предусмотренных нормативной, технической документацией производителя и соответствующих требованиям к их поверке и (или) калибровке, предусмотренным ст. 13 и 18 Федерального за-

31

кона «Об обеспечении единства измерений», необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники [17];

наличие лицензии у соискателя, имеющего намерение осуществлять деятельность по производству медицинской техники, и других требований, указанных в ст. 5 данного Положения.

Так же, как и при производстве лекарственных средств, при производстве и техническом обслуживании медицинской техники соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прилагаются необходимые документы.

Лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Лицензирующий орган обязан обеспечить доступ к размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе принятия предусмотренных законом решений.

В ряде случаев предприниматели осуществляют производство медицинских изделий, не имея соответствующей лицензии. Так, Б., являясь соучредителем (33% доли предприятия) и генеральным директором ООО «БУФА», будучи обязанным соблюдать законодательство Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, предусматривающее обязательное лицензирование производства медицинской техники (медицинских

изделий), не имея специального разрешения (лицензии), незаконно осуществил производство медицинских изделий: штифтов титановых конических; штифтов анкерных внутри-канальных позолоченных; ключей анкерных крестовых; ключей анкерных полых; наборов анкерных штифтов и др., которые в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной вышеназванным приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2012 г. № 4н (п. 15.8) относятся к стоматологическим медицинским изделиям - «Имплантаты стоматологические и сопутствующие изделия».

Тем самым он совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 235.1 УК РФ, -производство медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в крупном размере.

При этом следует отметить, что за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В связи с этим Н.Ш. Козаев задается вопросом, чем отличается состав ч. 1 ст. 235.1 УК РФ от схожих административных деликтов, если криминализации законодатель подверг лишь производство лекарственных средств или медицинских изделий в отсутствие лицензии, не указав, каковы материальные последствия такой деятельности. Поэтому он считает, что в таком виде диспозиция ч. 1 ст. 235.1 УК РФ может представлять собой лишь основу состава административно-правового деликта [18, с. 28].

Представляется, что данная статья КоАП РФ неприменима к незаконному производству лекарственных средств и медицинских изделий, поскольку существует специальная статья УК РФ, а именно ст. 235.1 УК РФ.

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в крупном размере.

Понятие организованной группы дается в п. 3 ст. 35 УК РФ.

Крупным размером согласно примечанию к данной статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.

32

1. Информация о результатах государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств за 2016 год // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. URL: http:// www.roszdravnadzor.ru

2. Ерохина А.В., Ларичев В.Д. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия производству и обороту фальсифицированных лекарственных средств. М., 2013.

3. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий: приказ Минздрава РФ от 6 июня 2012 г. № 4н. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Об утверждении правил надлежащей производственной практики: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 июня 2013 г. № 916. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об определении соответствия производителей лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики: постановление Правительства РФ от 3 дек. 2015 г. № 1314. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств: постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 686. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Information on the results of state control (supervision) in the sphere of medicines circulation for 2016 // Official website of the Federal Service for Surveillance in the Field of Health. URL: http://www.roszdravnadzor.ru

2. Erokhina A.V., Larichev V.D. Criminally-legal and criminological measures of counteraction to manufacture and an turnover of the forged medicines. Moscow, 2013.

3. On the turnover of medicines: fed. law d.d. Apr. 12, 2010 № 61-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

4. On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 21, 2011 № 323-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

5. On approval of the nomenclature classification of medical products: order of the Ministry of Health of the Russian Federation d.d. June 6, 2012 № 4n. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

6. On the approval of the rules of good manufacturing practice: order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation d.d. June 14, 2013 № 916. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

7. On the determination of the conformity of the manufacturers of medicines with the requirements of the rules of good industrial practice: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 3, 2015 № 1314. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

8. On licensing of certain types of activities: fed. law d.d. May 4, 2011 № 99-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

9. On approval of the Regulation on licensing the production of medicines: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 6, 2012 № 686. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

10. Regulations on the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 5, 2008 № 438. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

11. Regulations on the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 2004 № 327. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

12. Regulations on the federal state information system «Unified portal of state and municipal services (functions)»: resolution of the Government of the Russian Federation d.d.

33

12. Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: постановление Правительства РФ от 24 окт. 2011 г. № 861. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

13. Об утверждении правил хранения лекарственных средств: приказ Минздравсоцраз-вития РФ от 23 авг. 2010 г. № 706н. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

14. Об утверждении правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения: приказ Минсельхоза РФ от 15 апр. 2015 г. № 145. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 469. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об обеспечении единства измерений: федер. закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».

18. Козаев Н.Ш. Изменения уголовной политики в сфере противодействия злоупотреблениям на фармацевтическом рынке // Рос. следователь. 2015. № 24.

Oct. 24, 2011 № 861. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

13. On the approval of the rules for the storage of medicines: order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation d.d. Aug. 23, 2010 № 706n. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

14. On the approval of rules for the storage of medicines for veterinary use: order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation d.d. Apr. 15, 2015 № 145. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

15. On approval of the provision on licensing of activities for production and maintenance (except for the case if maintenance is carried out to ensure the own needs of a legal entity or individual entrepreneur) of medical equipment: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 3, 2013 № 469. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

16. Regulation on the Federal Service for Supervision of Health: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 2004 № 323. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

17. On ensuring the uniformity of measurements: fed. law d.d. June 26, 2008 № 102-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

18. Kozaev N.Sh. Changes in criminal policy in the field of countering abuses in the pharmaceutical market // Russian investigator. 2015. № 24.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.