Научная статья на тему 'Объективная необходимость реструктуризации распределительных сетевых компаний электроэнергетики'

Объективная необходимость реструктуризации распределительных сетевых компаний электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова А.С., Цветцых А.В.

На основе рассмотрения современных условий функционирования и отраслевых особенностей распределительных сетевых компаний электроэнергетики обосновывается необходимость их реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективная необходимость реструктуризации распределительных сетевых компаний электроэнергетики»

создание благоприятных экономических условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории края. В рамках данной программы предполагается выплата субсидии бюджетам муниципальных образований края для реализации муниципальных программ.

В 2012 году в Красноярском крае на софинансиро-вание муниципальных программ было направлено 29 2042 тыс. руб., из которых 107 400 тыс. руб. средства краевого бюджета, 184 642 тыс. руб. - субсидии Красноярскому краю из средств федерального бюджета. Субсидии были направлены в 54 муниципальных образования края, среди которых 13 городов, 39 районов и 2 ЗАТО.

Таким образом, в городе Красноярске в 2012 году по муниципальным программам 35 предприятий получили финансовую помощь, средний размер которой составил 330 тыс. руб.

Помимо субсидий муниципальным образованиям, выплачиваются субсидии и самим субъектам малого и среднего предпринимательства, так за 2012 год 315 организаций получили субсидию на развитие своего дела.

Помимо этого, одним из направлений программы является оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, путем предоставления микрозаймов, в том числе микрозаймов для начала предпринимательской деятельности (в размере не более 90 % от планируемых затрат в материальные активы или при условии предоставления документального подтверждения произведенных затрат).

Также, Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса создало целостная система государственной поддержки. В нее входят программы «Микрофинансирование» и «Поручительство».

Программа «Микрофинансирование» подразумевает осуществление займов субъектам малого и среднего предпринимательства. Например, микро займы «Начинающим», «Срочный» осуществляются с максимальным сроком 12 месяцев, суммой до 300 тыс. рублей, процентная ставка составляет 5,5 % и 10 % соответственно, а также «Стартовый» размером до

150 тыс. рублей, ставка 6,5 %. Существует займ «Контракт», на выполнение работ, его размер составляет 90 % от суммы обеспечения заявки, но не более 1000 тыс. рублей, процентная ставка 1,5 %. Кроме этого, осуществляются займы на более длительный срок: «Займ - МСП» до 35 месяцев, размером до 1 млн рублей, процентная ставка зависит от срока займа, до 18 месяцев - от 15 %, до 24 месяцев - от 15,5 %, до 35 месяцев - от 16 %.

Как известно, малому бизнесу тяжело получить финансовые средства с помощью кредитных организаций, так как зачастую предприятие не способно гарантировать возвратность кредита из-за отсутствия имущества. Отсюда возникают проблемы в получении кредита.

На решение этой проблемы направлена программа «Поручительство». Поручительство выдается субъектам малого и среднего предпринимательства для получения кредитов в банках. Размер одного поручительства не может превышать 50 % от суммы кредита. Совокупный объем поручительств, одновременно действующий в отношении одного заемщика - до 20 млн рублей. Плата за предоставления поручительства составляет 2 % в год. Поручительство предоставляется предпринимателям, зарегистрированным на территории Красноярского края; осуществляющим свою деятельность не менее 3 месяцев; по кредитам на сумму более 1 млн рублей и на срок более 1 года; при отсутствии просроченных задолженностей по налогам; при отсутствии задолженности по зарплате перед сотрудниками.

Проблема финансирования малого и среднего предпринимательства актуальна в наши дни, и решить ее не просто. В условиях нестабильной экономики малый бизнес нуждается в поддержке со стороны. Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день проводится активная политика, направленная на поддержку бизнеса. Государственные программы, конечно, не могут полностью решить данную проблему, но все, же они оказывают существенное влияние на финансовое состояние малых и средних предприятий.

© Никаноров Р. О., 2013

УДК 338.012

А. С. Орлова Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

На основе рассмотрения современных условий функционирования и отраслевых особенностей распределительных сетевых компаний электроэнергетики обосновывается необходимость их реструктуризации.

Электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики, обеспечивающей электрической и тепловой энергией внутренние потребности

народного хозяйства и населения, а также осуществляющей экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья. Устойчивое развитие и надежное

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

функционирование отрасли во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами ее успешного экономического развития.

За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. Изменилась и структура отрасли: вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все функции (производство, распределение и сбыт), созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Таким образом, были созданы условия для решения ключевой задачи реформы - создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки [1].

Современный сетевой комплекс страны представлен в трех формах: магистральные сети, принадлежащие ФСК, межрегиональные и региональные сети, находящиеся в ведении Холдинга МРСК, а также многочисленные местные сетевые организации. Такая структура отражает отраслевые технологические особенности. Каждый занимается определенным уровнем напряжения: ФСК - высоким, местные сети - низким, МРСК - всем, что между ними, то есть средним. Сети

- неконкурентный вид деятельности, и поэтому тарифы для них назначает государство. Через тарифы и происходит перекрестное субсидирование (договор «последней мили»), когда за потребителей, которые не могут полностью покрывать издержки на электроснабжение, платят те, кто может, то есть промышленность платит за население. Осуществляется перекрестное субсидирование, это приводит к завышенным тарифам у крупных потребителей и к заниженным тарифам для всех остальных.

Рядовые потребители платили за энергию и ФСК, и МРСК, но в этой схеме было небольшое упущение: ряд крупных потребителей в итоге вышли на прямые договоры с ФСК, что снизило их собственные затраты на электроэнергию, но привело к увеличению тарифной нагрузки на прочих потребителей. На чем сходится большинство экспертов, так это на том, что реструктуризация в электросетевом хозяйстве позволит решить так называемую проблему «последней мили». Суть ее в том, что крупные электропотребители по сложившейся схеме заключают договоры на электроснабжение с компаниями МРСК, в аренде у которых находятся точки поставки, в то время как фактически электрические мощности поставляет ФСК. По сути, «последняя миля» в электроэнергетике

- это форма скрытого налога на промышленность. По некоторым данным, доля дополнительной нагрузки крупных предприятий составляет на сегодня порядка 30 % их затрат на электричество. Не случайно в стране начались судебные разбирательства о признании незаконными договоров «последней мили» в электроэнергетике, и о взыскании с МРСК неосновательного обогащения. Например, компании «Русал» в начале 2010 года удалось оспорить порядка 800 миллионов

рублей, выплаченных Красноярским алюминиевым заводом в пользу МРСК Сибири в условиях действия договора «последней мили» в электроэнергетике. Понятно, что в случае отказа от механизма «последней мили» в электроэнергетике, недополученные МРСК средства будут распределены по мелким потребителям, и это может привести к резкому росту тарифов, особенно в случае, если в регионе высокая доля крупных потребителей [2].

Накануне МРСК Сибири опубликовала годовую финансовую отчетность по МСФО за 2012 год. Совокупные доходы компании снизились до 51,6 млрд рублей, уменьшившись по сравнению с 2011 годом на 1,3 % [3].

Финансовое положение МРСК Сибири можно считать тяжелым. Выпадающие доходы 2011 года из-за отказа крупных потребителей от договоров «последней мили» (прежде всего «Русэнергосбыта» и КрАЗа) компания оценивала в 7,2 млрд руб. (доля КрАЗа - 4,6 млрд). При выручке по итогам трех кварталов прошлого года в 38,5 млрд руб. прибыль МРСК Сибири составила 1 млрд. К этому моменту суммарный долг компании достиг 15,65 млрд руб., в том числе просроченные выплаты - 3,3 млрд руб. С учетом займа для покрытия долга перед «Русалом», полученного в четвертом квартале, соотношение долг/EBITDA по итогам года превысит 3, что выше «рыночной нормы. В случае удовлетворения иска «Русэнергосбыта» и новых займов он может достичь критической отметки 3,5. Если не проводить никаких новых реформ, компании не удастся выйти в положительную зону по чистой прибыли в ближайшие годы

[4].

Таким образом, учитывая отраслевые особенности и проблемы функционирования распределительных сетевых компаний, целесообразность реструктуризации ФСК и МРСК представляется обоснованным. Создание единого центра ответственности позволит проводить согласованную инвестиционную, финансово-экономическую и кадровую политику, достичь снижения издержек, сдерживание роста тарифов для конечных потребителей электрической энергии. При формировании окончательного проекта реструктуризации необходимо учесть все замечания экспертов и представителей отрасли, а также потребителей, так как проект затрагивает интересы различных групп населения страны.

По мнению самих компаний, объединение потенциалов двух компаний ускорит создание Сетевого кодекса, регламентирующего общие принципы и подходы к деятельности предприятий электроэнергетического комплекса, в конечном счете - повысить экономическую эффективность российской электроэнергетической отрасли в целом и позитивно скажется на потребителях.

Библиографические ссылки

1. «Холдинг МРСК» будет переименован в «Российские сети» [Электронный ресурс] : Бизнес-журнал. URL: http://www.forbes.ru/news/219819-holding-mrsk-budet-pereimenovan-v-rossiiskie-seti-i-poluchit-gospaket-fsk.

2. Клубок сетевых проблем [Электронный ресурс] : Деловое интернет издание. URL: http://slon.ru /russia/klubok_setevykh_problem-851921.xhtml.

3. МРСК Сибири фиксирует убытки [Электронный ресурс] : Независимое аналитическое агентство. URL: http://investcafe.ru/blogs/74618766/posts/22812.

4. Форум «МРСК Сибири» [Электронный ресурс] : Информационное агентство «МФД-ИнфоЦентр». URL: http://mfd.ru/forum/thread/?id=65526._

© Орлова А. С., 2013

УДК 330.101.542(075.8)

А. К. Петренко Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Рассматривается национальное богатство России, составляющее главную часть экономического потенциала страны. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство - это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ -товаров и услуг.

Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры. Подобный режим функционирования национальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение национального богатства, а исключительно на его использование.

По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн. долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США, Великобритании. Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл. Общий объем национального богатства России оценивается в 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный [1].

Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.

В России структуру национального богатства составляют 90 % - основной капитал и 10 % распределяются между имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом. Наращивание национального богатства в России происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем. Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном ре-

жиме так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.

Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля над своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» -понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья. Для России характерно разнообразие форм рельефа и геологического строения, что предполагает наличие большого сектора полезных ископаемых. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России составляет не менее 28 трлн долл, из которых 71 % приходится на топливные ресурсы [3].

Помимо наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом. Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизни деятельности государства, обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами. Значительный объем добычи важнейших видов полезных ископаемых и относительно низкий уровень внутреннего потребления большинства их видов обусловили высокие экспортные возможности России на международном рынке минерального сырья.

По данным Всемирного Банка и Программы развития ООН:

• Национальное богатство мира: человеческий капитал 64 %; природные ресурсы 20 %; накопленные материальные блага 16 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.