Научная статья на тему 'Объективная необходимость гуманизации современного инженерного образования'

Объективная необходимость гуманизации современного инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективная необходимость гуманизации современного инженерного образования»

№

и

5

а»

Педагогика, психология, философия

А.Б. Джегутанов*

Объективная необходимость гуманизации современного инженерного образования

Современная философия техники рассматривает технический мир сквозь призму новой, ^ искусственно созданной самим человеком деятельности, вобравшей в себя творчество, энергию, ^ осмысленный труд предыдущих поколений. В наступившем столетии эта среда (техническая) предстала X многоликой силой, способной стать основной опорой человека, как «материал», из которого соткана повседневная жизнь, как «механическая планета», как «мир приборов», являющийся важнейшим

^ органом познания на макро- и микроуровне в любой степени достоверности.

^ С этой точки зрения процесс познания (гносеологическая проблематика) теснейшим образом

^ смыкается с онтологической, очерчивая широчайшее поле возможностей, заложенных в философском ^ изучении технической реальности информационной эпохи, где уже «нет человека без техники», как ^ подчеркивал X. Ортега-и-Гассет, поскольку именно в технике ныне фокусируется необходимое условие ^ бытия человека, и именно техникой и собственными изделиями он существенно изменил и дополнил ^ окружающий мир. Б. Франклин справедливо определял: «Человек есть животное, производящее орудия», и это позволяет весьма точно, объективно-научно выявить существенное предназначение человека как в период возникновения первых очагов цивилизации, так и в эпоху НТП, когда он окружен «мистическим кругом» величайшей и многообразной искусственной природы - техники, технологии, где невиданным образом уточнились ее формы, свидетельствуя феноменальные способности по ^ совершенствованию Вселенной.

15 Со всех этих точек зрения образовательный аспект в XXI столетии, когда зародилась новая

^ отрасль науки - нанотехнология, предсказанная американским футурологом Э. Дрекслером, инженерное образование, в частности, подготовка высококвалифицированных специалистов, в т.ч.

^ сотрудников технического профиля правоохранительных органов, предполагает определенную методологическую основу. Она в первую очередь должна раскрывать объективную необходимость союза науки и техники, позволяющего вырабатывать умение и искусство преобразования ^ действительности, обретения через технику господства над природными стихиями, и прежде всего

^ над еще не известными силами природы1

В этом смысле сегодня, как никогда в прошлом, осознается настоятельная объективная необходимость гуманистического миропонимания современной действительности, насыщенной технической реальности и мироосвоения на основе современного образования, способного

* Старший преподаватель-методист Информационного центра Санкт-Петербургского университета МВД России.

формировать сознание специалистов технического профиля с учетом следующих методологических установок:

1) без утверждения общечеловеческих ценностей в новом столетии невозможно организовать деятельность людей мирового сообщества в целом;

2) специалисты, занимающиеся технической деятельностью, должны стать терпеливыми учениками, вбирающими в себя всю мудрость мира, которая позволяет им познавать природу, воспринимать опыт исторического развития, анализировать все социальное и культурное многообразие различных концессий и субкультур;

3) гуманистическая ориентация, способная развить науку и технику невиданными масштабами, отсеять враждебное человеку и разрушительное; поддерживать среду социальных, политических и экономических преобразований - и именно те, которые расширяют возможности человека, позволяя ему во имя блага других максимально использовать свои способности.

Если с этих принципиальных позиций подойти к исследуемой проблеме, то, несмотря на позитивные традиции преподавания в технических вузах, отечественное инженерное образование имеет ряд серьезных недостатков. Одна из первых проблем - узкая подготовка и специализация инженеров. Еще в начале XX в. один из творцов инженерного проектирования и образования профессор А. Ридлер писал: «Задача высшей технической школы заключается не в том, чтобы готовить только химиков, электриков, машиностроителей, т.е. таких специалистов, которые никогда бы не покидали своей тесно ограниченной области, но чтобы давать инженеру многостороннее образование, предоставляя ему возможность проникать и в соседние области. В качестве руководителей хозяйственного труда, связанного с социальными и государственными установлениями, инженеры нуждаются сверх специальных познаний еще и в глубоком объеме образования. Хорошее образование - это такое, которое управляет, т.е. глядит вперед и своевременно выясняет задачи, выдвигаемые современностью, так и будущим, а не заставляет себя только тянуть и толкать вперед без крайней нужды»2. К сожалению, эта реформа, как ее понимал А. Ридлер, в России не осуществлена до сих пор.

Вторая проблема: наши вузы, готовя будущего инженера, по сути ориентируются на образ инженера второй половины XIX, первой половины XX столетия. Но современная инженерная деятельность не только стала более сложной и оснащенной компьютерной техникой. В ней давно решаются нетрадиционные задачи, требующие нового инженерного мышления. В частности, для современных видов инженерной деятельности и мышления характерен ряд особенностей:

1) связь инженерной деятельности с социальными, экономическими и экологическими аспектами. Все чаще инженер вынужден разрабатывать (проектировать и изготовлять) не просто технические изделия, (машины, механизмы, сооружения), но сложные системы, включающие помимо технических подсистем и другие, нетехнические, разработка которых предполагает обращение к таким дисциплинам, как инженерная психология, дизайн, инженерная экономика, прикладная экология и социология;

2) необходимость моделировать и рассчитывать не только основные процессы проектируемого инженерного объекта, но и возможные последствия его функционирования, особенно отрицательные. Такие последствия бывают трех родов: изменение под воздействием новой техники среды и природы, изменение деятельности и инфраструктур (введение новых авиационных технологий влечет за собой необходимость создания новых заводов, СКБ, учебных программ, выделение ресурсов), наконец, «антропогенные изменения», т.е. влияние новой техники на человека: изменение его потребностей, условий жизни;

3) новый характер инженерного мышления, предполагающего более высокую общую культуру личности инженера, достаточно развитую рефлексию собственной деятельности, использование в работе представлений и методов современной методологии и прикладных гуманитарных наук.

Третья проблема - преодоление ориентации инженерного корпуса только на идеалы естественнонаучного мышления, или более широко - на техническую культуру, но и в не меньшей степени на гуманитарную культуру.

Представители технической культуры исходят из убеждения, что мир подчиняется законам природы, которые можно познать, а, познав, поставить на службу человеку. Они убеждены, что в мире действуют рациональные отношения, что все (не исключая и самого человека) можно спроектировать, построить, что явления объективны и «прозрачны» (их природа и строение рано или поздно могут быть постигнуты человеком).

Подобными идеями, в конечном счете, вдохновляются и специалисты генной инженерии, и проектировщики больших систем, и политики, обещающие человечеству непрерывный научно-

Педагогика, психология, философия

*!

технический прогресс и рост благосостояния, и, наконец, обычные потребители, убежденные, что природа нашей планеты создана именно для того, чтобы жить в комфорте и изобилии, и потому ее нужно как можно скорее превратить в заводы, города, машины и сооружения.

Согласно этим взглядам, в современной цивилизации техническая культура является ведущей (она на наших глазах буквально меняет облик нашей планеты), гуманитарная культура, оставаясь явно в оппозиции, находится пока что в жесткой обороне. Гуманитарно ориентированный человек отказывается признавать научно-инженерную обусловленность и причинность не вообще, а в отношении жизни самого человека, общества или природы. Он убежден, что и человек, и природа - суть духовные образования, к которым нельзя подходить с мерками технической культуры. ^ Для него все - живые субъекты, их важно понять, услышать, с ними можно говорить (отсюда роль языка), но ими нельзя манипулировать, их нельзя превращать в средства. Гуманитарно ориентированный человек ценит прошлое, полноценно живет в нем, для него другие люди и ф ( общение не социально-психологические феномены, а стихия его жизни, окружающий его мир и явления не объективны и «прозрачны», а загадочны, пронизаны тайной духа.

Исходя из этого, глубокая специализация и социализация в этих двух культурах, в конечном 5 счете, приводит к тому, что в современном обществе или сверхобществе действительно ^ формируются два разных типа людей с разным видением, разным миропониманием, разным ^ образом жизни. Для инженера гуманитарий нередко выглядит и ведет себя как марсианин (поскольку, ^ живя в мире технической цивилизации, он не хочет признавать этот мир), для гуманитария технически К*- ориентированный человек не менее странен (технический человек и технический мир напоминают рациональное устройство, устрашающую удобную машину).

^ Поэтому гуманизация технического образования - наиважнейшая общепланетарная задача. Для

реализации данной задачи в технических вузах необходимо коренным образом изменить преподавание философии, социологии, теории и истории культуры, философии техники, философии человека, психологии и других дисциплин гуманитарного цикла.

Другая задача, выраженная не столь отчетливо, как первая, состоит в том, что гуманитарное ^ образование - не столько изучение гуманитарных дисциплин, сколько формирование особого подхода ^ к действительности, особого способа мышления, особого мировоззрения.

Аргументируя такой подход, обычно ссылаются на американский опыт, когда будущим ученым и инженерам читают соответствующие гуманитарные дисциплины и курсы или предлагают им по ^ выбору изучать какую-нибудь гуманитарную тему типа «Особенности средневековой японской поэзии» ^ или «Русская литература XIX столетия».

^ Однако обе эти позиции, на наш взгляд, имеют слабые стороны. В первом случае неясно, почему

^ преподавание случайных гуманитарных дисциплин поможет инженеру мыслить и видеть по-другому. ^ Как показывает существующий опыт преподавания, студенты плохо понимают, зачем им нужны ^ подобные гуманитарные знания.

Во втором случае нет ответа на то, какие гуманитарные дисциплины и как нужно преподавать, чтобы складывалось гуманитарно ориентированная личность инженера. Но постановка вопроса о гуманизации технического образования, очевидно, не должна сводиться к вопросу о преподавании в инженерных вузах гуманитарных дисциплин.

Вопрос должен ставиться шире: каким должно быть инженерное образование, чтобы отвечать современным требованиям и инженерной профессии, характеру и тенденциям современной инженерии, особенностям современного образовательного процесса, общим требованиям и идеалам человека информационной, компьютерной цивилизации и культуры? В каком смысле при такой постановке вопроса можно говорить о гуманизации технического образования?

^ Если обособление технической и гуманитарной культур способствует углублению кризиса

^ нашей цивилизации, то нужно работать на их сближение, стремиться к целостной гуманитарно-^ технической личности. Идеал - целостный, органичный человек, ориентирующийся в обеих культурах, 5 несущий «ростки» новой культуры, где уже не будет самой оппозиции «гуманитарное - техническое». По сути, указанные здесь моменты задают один из смыслов идеи гуманитарного образования.

^ Второй смысл гуманитарного образования - будущие инженеры и специалисты в области

технических дисциплин должны усвоить специальные знания и методы из области гуманитарных наук, что мыслится как необходимость гуманизации технического образования в новом тысячелетии.

Как известно, технические науки к началу XX столетия составили сложную иерархическую систему знаний - от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как

кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие ценности и институты, связанными с их использованием.

К началу XX столетия технические науки, выросшие из практики, обрели все признаки подлинной науки: систематическую организацию знаний, опору на эксперимент и построение математизированных теорий. В технических науках появились также особые фундаментальные исследования. Таким образом, естественные и технические науки - равноправные партнеры. Они тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия. Был также заимствован идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию.

В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания.

Кроме того, технические науки, со своей стороны, в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие. Но сегодня только констатации этого уже недостаточно. Для определения специфики технического знания и технических наук необходимо анализировать их строение. На этой основе может быть пересмотрена и углублена и сама классификация наук.

Не совсем корректно распространенное утверждение, что основой технических наук является лишь точное естествознание. Это утверждение может быть признано справедливым только по отношению к исторически первым техническим наукам. В настоящее время научно-технические знания представляют собой широкий спектр различных дисциплин - от самых абстрактных до весьма специализированных, ориентирующихся на использование знаний не только естественных наук (физики, химии, биологии и т.д.), но и общественных (экономики, социологии, психологии и т.п.).

Относительно некоторых научно-технических дисциплин вообще трудно сказать принадлежат ли они к чисто техническим наукам или представляют какое-то новое, более сложное единство науки и техники. Кроме того, некоторые части технических наук могут иметь характер фундаментального, а другие - прикладного исследования. Впрочем, то же справедливо и для естественных наук. Творческие и нетворческие элементы имеют место равно как в естественных, так и в технических науках. Нельзя вместе с тем забывать, что сам процесс практического приложения не является однонаправленным процессом, он связан с выработкой новых знаний, нацеленных на гуманизацию человечества.

Первый аспект гуманизации заключается не только в том, чтобы ученые и инженеры изучали какие-то гуманитарные предметы, как это имеет место в современной практике. Необходимо, прежде всего, понять, что судьба нашей цивилизации тесно связана с развитием науки, инженерии, проектирования, технологии, что сами гуманитарии - плоды такой цивилизации. Соответственно, технически ориентированный представитель культуры должен понять, что лавинообразно множащиеся ошибки его профессии (не туда повернули реки, не то спроектировали, не учли жизненно важных факторов) проистекают не столько из-за низкой профессиональной культуры (хотя и это в нашей стране имеет место), сколько из-за отсутствия гуманитарной культуры, отсутствия нужных знаний, понимания ценностей, адекватного времени мироощущения.

В плане образования это означает рефлексию своей профессии и ее границ, осознание и критический анализ культуры (технической или гуманитарной), знакомство с противоположной культурой (общение и диалог с ее представителями, уяснение проблем и задач, которые в ней решаются, присущих этой культуре способов мышления, форм жизни и деятельности).

Второй аспект гуманизации - выявление в технической культуре гуманитарной обусловленности. Действительно, сегодня ученый и инженер постоянно обнаруживают, что их деятельность не безлична для общества, природы или человека, что она создает не только блага и несет прогресс, но и разрушает природу, машинизирует общество, извращает дух. Поэтому инженерное образование предполагает разбор кризисных ситуаций, создаваемых инженерией, анализ отрицательных последствий (для природы, общества или человека) технической деятельности, начиная с научного изучения и заканчивая промышленным производством, предполагает анализ ценностей, представлений, которые предопределяют эту деятельность и различные массовые ошибки ученого, инженера, проектировщика или технолога.

Здесь действительно потребуется обратиться к различным гуманитарным дисциплинам для уяснения отрицательных последствий для человека или природы его деятельности, причин, обусловливающих антигуманитарный характер технической деятельности.

Педагогика, психология, философия

Третий аспект гуманизация технического образования предполагает и определенную систему осмысления инженерного образования, предназначенного для организационно-управленческих профессий (организаторы производства, системщики, главные специалисты), которая состоит из нескольких слоев.

Первый слой - это «Профессиональная ориентация» или «Введение в профессию», где студент знакомится с областью организационно-управленческих профессий, задачами, которые они решают, проблемами, встающими в сфере управления и организации, краткой историей этих профессий, местом, которое они занимают в культуре и т.п.

Второй слой - область, раскрывающая «Социально-инженерное образование», предполагающая освоение дисциплин специального характера, необходимых для данного цикла профессиональной ориентации. Здесь специалистам в области менеджмента могут понадобиться знания теории организации, теории нововведений, некоторые разделы психологии, социальной психологии и социологии, экономические знания, знания из области теории принятия решений.

Важно, чтобы эти дисциплины были адаптированы именно для специалиста по управлению и организации, теории организации для менеджмента, нововведения в сфере управления, принятия решений в управлении. В этой же области должны анализироваться ситуации, требующие обращения к знаниям и представлениям указанных специальных дисциплин; рассматриваться ситуации принятия сложных решений в области управления предприятиями (или организациями), требующие знания теории конфликтов, экономического регулирования, теории рефлексивных процессов, экономического законодательства.

Третий слой включает «Философско-методологическую подготовку», где студент знакомится с блоком из трех дисциплин: философией, методологией, наукой в рефлексивной манере, нацеленной на гуманитарное и методологическое введение в данных дисциплинах, с уяснением особенностей философского, этического, методологического и научного подходов.

Основные школы в каждой из этих областей знания демонстрируют отдельные образцы мышления, рассматривают взаимосвязи между философией, методологией и наукой, выявляют основные области применения знаний этих дисциплин, этическую проблематику.

Четвертый слой, посвященный техническому искусству, с охватом от живописи и до создания военных машин или домашней утвари. В этом слое также в рефлексивной манере должны изучаться такие сферы деятельности, как искусство проектирования и инженерии. Эти дисциплины, с одной стороны, это искусство создания «текстов» (проектов, инженерных расчетов), с другой -проектирование искусственных сооружений (машин, механизмов, зданий, городов).

Каждая из этих областей деятельности решает самостоятельные задачи и имеет свой круг ценностных установок и принципов. В курсах «Технэ» студент учится различать эти установки и принципы, уясняет особенности художественного, проектного и инженерного мышления, а также их границы, области, где художественные, проектные и инженерные установки нецелесообразно применять.

Пятый слой - собственно мировоззренческий. Он может включать в себя блок из трех дисциплин: Человек, Природа, Общество. Здесь излагаются различные взгляды на то, что есть Человек, Природа и Общество, каковы их взаимосвязи, какие дисциплины и науки изучают эти явления. Изложение обязательно должно быть выдержано в диалогической, исторической и проблематизирующей манере и связано с современными проблемами, волнующими человека и общество.

Наконец, шестой слой - дисциплины или темы по свободному выбору (по американскому образцу). Студенты заказывают любую интересующую их тему или дисциплину и, если такая возможность существует, получают ее.

1 Изобретение в нанотехнологии биологических самовоспроизводящихся роботов размером в несколько молекул, способных, скажем, решить проблему старения. При помощи этих устройств можно будет к 2030 г. очищать кровь. Миллионы нанороботов будут плавать у нас в крови, наблюдая за состоянием организма, а при необходимости сражаясь с вредными микробами и вирусами и исцеляя больные клетки. Бразильский исследователь А. Кавальканти - основатель центра автоматизации нанобиотехники- уверяет, что эти устройства появятся через пять лет, а могли бы и раньше, если бы были в руках ученых более мощные суперкомпьютеры.

2 См.: Ридлер А. Германские высшие учебные заведения и запросы двадцатого столетия. СПб., 1900; Цели высших технических школ // Бюллетень политехнического общества. 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.