Научная статья на тему 'Объективная и субъективная стороны идеи успеха'

Объективная и субъективная стороны идеи успеха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
860
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирюшина М. В.

В статье рассматривается идея успеха с точки зрения современной цивилизации. Речь идет о ценности стремления к достижениям, об умении выбрать жизненную стратегию. Успех определяется с объективной позиции как составляющая в ряду других жизненных ценностей. Субъективность успеха связывается с жизненным путем личности, системой самооценок и притязаний. Ставится вопрос о противоречии между социокультурным и личностным пониманием успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективная и субъективная стороны идеи успеха»

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ ИДЕИ УСПЕХА

М.В. Кирюшина

В статье рассматривается идея успеха с точки зрения современной цивилизации. Речь идет о ценности стремления к достижениям, об умении выбрать жизненную стратегию. Успех определяется с объективной позиции как составляющая в ряду других жизненных ценностей. Субъективность успеха связывается с жизненным путем личности, системой самооценок и притязаний. Ставится вопрос о противоречии между социокультурным и личностным пониманием успеха.

Во всем многообразии предлагаемых сегодня программ и идей по возрождению России и выведению ее из кризиса почти нет акцента на идее успеха. Речь идет о ценности выбора самого стремления к достижениям как важнейшей жизненной ориентации, о значимости умения выбрать стратегию служения делу, о подтверждении призвания успешным результатом.

Пока шли неконструктивные споры о наличии и месте ценностей, образов и представлений об успехе в архетипе отечественного менталитета и в его современных проявлениях, запрос на идею успеха дает о себе знать весьма настойчиво. В тех редких случаях, когда успех рассматривается как основа жизненного выбора и личностного пути, чаще всего успех отождествляется с моделью удачи, ограничивается феноменом предпринимательства и фигурирует как рациональная технология, как техника успешной деятельности, а не как жизненная философия личности, не как стратегия жизненного пути. Тем не менее успех можно назвать символом современной цивилизации, которая по всем показателям считается достижительной.

Обзор идеи ценности успеха можно начать с мысли, давно утратившей свежесть, но не истинность: в достижительной цивилизации техногенного типа деловой и жизненный успех отождествляется со стяжанием личностью богатства, главным образом в его денежной форме или в соответствующих эквивалентах: обретение политической власти, могущества или высокой оплаты труда, престижа или славы в результате политической, религиозной, военной, артистической, спортивной или иной некоммерческой карьеры. Возможно, это покажется излишне прямолинейным, но успех за океаном часто означает умение «делать деньги», и постепенно озабоченный этим человек обязан обратить их затем в статус, аккумулировать в престиже, популярности. В этом случае успех объективен и даже безличностен. Успех оказывается целью жизни и обретает самостоятельное место в ряду других жизненных ценностей, т. е. сам по себе, независимо от того, что он дает или способен дать человеку, достигшему успеха, независимо от результата, от наград. Успех при этом означает не просто «быть богатым» или быть «знаменитым», а именно самому добиться и того, и другого, собственными усилиями взобраться на верхние ступени лестницы социального продвижения. При этом успех обязательно должен быть признан другими, обрести сертификат общественного одобрения, когда немалую роль может играть трудноисчисляемое вознаграждение уважением, профессиональным признанием у коллег и потребителей профессиональных услуг, что укрепляет достоинство личности, усиливает чувство самоуважения [2].

При всей объективности успеха, измеряемого по шкале разнокачественных критериев достижения, он вместе с тем и относителен. Более того - субъективен.

Относителен потому, что определяется через механизм социального сравнения с другими лицами, добившимися успеха (конкурентами, соискателями, друзьями, знакомыми). Что касается субъективности, то успех определенным образом вписывается в жизненный путь личности, используется в системе самооценок, притязаний, что придает проблеме успеха экзистенциальный характер. В данном случае речь идет о противоречии между социокультурным пониманием делового успеха в материальных терминах (богатство, статус, известность) и личностным пониманием жизненного успеха в духовных терминах, выражаемого с помощью не всегда поддающихся измерениям субъективных критериев, таких как душевный покой, самоотдача, служение людям и т. п.

В современных условиях деловых отношений успех стал сочетаться, как отмечают исследователи, с ценностью уверенности, что обнаруживается в стремлении избежать риска и обеспечить надежность своего положения. В исследованиях различают стремление к достижению успеха и стремление избежать неудачи. При этом возникает две гипотезы. Первая из них заключается в утверждении тезиса о том, что в обществе существует страх успеха. Согласно другой гипотезе, не существует мотива избегания успеха, тем более его страха, а суть дела заключается в избрании соревновательной или кооперационной стратегии деятельности. Таким образом, мотивировка избегания успеха заключается в стремлении избежать конкуренции, соревновательности [3].

Особенно данный поворот дает о себе знать в межорганизационных и во внутриорганизационных отношениях. При кооперационной зависимости люди полагают, что их цели позитивно связаны. Они осознают, что их успех -совместный, в их интересах помогать друг другу и целесообразно избегать конфликтов. Если же выбирается соревновательная стратегия деятельности, то ее участники выбирают и иную динамику поведения. Они считают, что их цели негативно связаны: достижения цели одним из них препятствует достижению целей другими. Их индивидуальный успех несопоставим. При этом, не отрицая самой природы и необходимости конкуренции, исследователи современных деловых отношений показывают, что группы, организации, работники которых утверждают и преследуют кооперационные цели, больше доверяют друг другу, склонны к постоянному взаимообмену информацией, работают эффективнее и продуктивнее, всегда открыто определяют основы будущего сотрудничества.

Из всех рассмотренных выше наблюдений и исследований можно сделать вывод, что понятие успеха в деловой сфере во многом связано с понятием сотрудничества.

Другим понятием, тесно связанным с идеей успеха, является понятие «лидер». Отечественный исследователь А.Г. Асмолов считает, что неправомерно в поисках современной модели успеха использовать прежние модели лидерства, построенные на убеждении, что «победителей не судят». Указывая на неразрывную связь современной психологии и этики, автор утверждает, что логика успеха есть в настоящий момент логика признания за каждым иных путей развития. При этом главное - через успех поддержать вариации: либо идти по пути отбора и свести все к формуле «выживают выжившие», либо понять, что для каждого найдутся варианты развития. И тогда задача заключается не в том, чтобы «отбирать» только сильных, способных победить и поддерживать только их, но подсказывать вступающим на путь успеха, что он заключается не в том, чтобы сегодня обыграть того, кто бежит рядом по дороге, а в том, чтобы сегодня быть успешнее самого себя вчерашнего [1].

В работах по антропологии успеха, пытающихся синтезировать данные социологии и психологии, выделяются темы объективного и субъективного существования успеха. На материале классической для западной науки проблемы карьеры менеджера, конкретнее - менеджеристского успеха и удовлетворенности от работы, ставятся такие вопросы, как «что означает успех в карьере?», «что есть объективная сторона этого успеха?», «что есть его субъективный критерий?».

Мобильность индивида именуют «успешной», если осуществляется его продвижение по вертикальной плоскости. Однако в исследованиях при этом чаще всего опускаются вопросы удовлетворенности от успеха. Карьера может быть оценена с экстернальной и интеральной перспективы. Первая означает объективный путь карьеры индивида в описаниях представителей референтной группы, и тогда его успех интерпретируется в категориях дохода и престижа. Однако не раз отмечалось, что многие менеджеры крайне не удовлетворены своей карьерой. Более того, не чувствуют ни успеха, ни гордости за свои достижения. Именно они вырабатывают свою собственную - интеральную перспективу успеха, чаще всего видя сами себя неудачниками. Это - тематика субъективных аспектов успеха и удовлетворенности. Согласно некоторым исследованиям, индивид получает большее удовлетворение от своей карьеры, если новая позиция дает ему больше в плане социального престижа, дохода и власти в сравнении с другими позициями. Практически во всех зарубежных и отечественных исследованиях фиксируется, что менеджеры всегда в оценках своей удовлетворенности от карьеры опираются именно на эти факторы [4].

Из анализа исследований идеи успеха в антропологическом ключе следуют два вывода:

1. Разработка концепции успеха должна обязательно предполагать наличие классических и неоклассических типов успеха. При этом важно отличать успех -идеологему и успех - ценность, где первый является как бы развитием, субпродуктом идеологии любого общества, второй происходит из системы господствующих ценностей. Не менее важно учитывать наличие двух психологических типов успеха - того, что считается и по каким-то социально признанным критериям действительно является успехом, и того, что переживается как успех.

2. Необходимо учитывать различие материальных и духовных ценностей. Разнообразие культур порождает разнообразие образов успехов в рамках одной цивилизации, чего раньше в истории не встречалось.

Очевидно, что оценки, самооценки и представления об успехе во многом определяются общим социокультурным контекстом, который не может не подталкивать личность, целые группы и организации к достижению положительных и социально значимых результатов деятельности. При этом социокультурная среда может влиять на достижительную деятельность вяло, временами даже негативно, или энергично, провокационно, сопровождать ее знаками престижа и перемещениями рангового характера. Эта среда может побуждать на рискованный поиск все новых и новых достижений, выводя на новые рубежи человеческую деятельность. Но среда же может творить культуру «антиуспешности», подозревая все выдающееся, все ведущее к взлетам и успехам в желании унизить тех, у кого нет взлетов, прорывов к успехам, одобряя их раздражение против всего выдающегося.

Социокультурная среда дифференцирована, и поэтому ее влияние не может быть однозначным. В область социально значимых успехов человек попадает,

лишь покинув первичные группы, где он проходил социализацию, но он всегда остается под групповым контролем. Среда способна множить образы успеха, оснащать его модели особенно призывными формулами и символами, привлекая повышенный интерес к, условно говоря, ультрауспешности. При этом побуждается интерес как к мелочам «искусства успешности», так и к образам головокружительного успеха.

По этой части нет равных Америке. Культура этой страны многими исследователями характеризуется через ориентированность на личный успех, на оптимистическое мировидение, рациональное обоснование жизненных предпочтений. В американском обществе зарабатывание средств к жизни было самым важным способом деятельности. И это было достойным занятием не само по себе, а потому, что было окружено системой ценностей, придававших этому занятию особую значимость. Как пишет Р. Хубер, «ирония заключается в том, что духовные ценности контролируют материальные. А не материальное порабощает духовное». Речь в этом случае идет о противоречии между социокультурным, массовым пониманием делового успеха и личностным пониманием жизненного успеха.

«Успех - это не убежище, а путешествие, со своими собственными правилами для духа. Игра жизни в том, чтобы стать победителем, добиться успеха или достичь того, что мы наметили сделать. Однако всегда существует опасность потерпеть неудачу в самореализации. Урок, который большинство из нас никогда не извлекает из этого путешествия, но и никогда не может совсем забыть, состоит в том, что победить иногда означает проиграть»,- пишет Р. Хубер. Проблема успеха становится также предметом этики успеха потому, что ориентация на успех является предметом морального выбора, деятельности мировоззренческого уровня сознания личности. Это нравственное содержание выражено уже в понимании успеха как позитивного результата «проекта бытия» личности, ее самореализации. Состоялся ли человек? Не напрасен ли его жизненный путь? Оправдывает ли итог судьбу человека? [3]

Постановка такого рода вопросов предполагает возможность выбора идеалов, мировоззренческого ориентира для жизнетворчества, исходит из возможности позитивной свободы такого выбора, многообразия ценностных ориентаций и систем ценностей. При этом выбор ориентации на успех среди альтернативных ценностных ориентаций несет в себе нравственную проблему, является актом морального риска. И такого рода риск имеет своей ставкой не элементарный успех или проигрыш, но шанс повышения уровня свободы, расширения ее сферы, такую неопределенность морального выбора, которая предоставляет возможность максимального проявления доброй воли.

Л и т е р а т у р а

1. Асмолов А. Г. О моделях успеха в эволюции цивилизации. М., 1996.

2. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992.

3. Хубер Р. Моральные дилеммы успеха. М., 1994.

4. Хубер Р. Деньги. Статус. Слава. М., 1994.

The article considers an idea of success in the present world. The question is about an aspiration for achievements and an option of the life strategy. The objective success defines like one of the life values. The subjective success is bound up with the person life, pretensions and self-appraisals. In this article the author raises a problem of contradictions between social and personal conception of success.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.