Научная статья на тему 'Объект и основные проблемы языкознания'

Объект и основные проблемы языкознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1862
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ПОНЯТИЕ / ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ / ДЕГРАДАЦИЯ / ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ / СТОИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нуриева С. Н.

В статье рассматривается понятие о лексике и лексикологии. Так как лексика это совокупность слов языка, диалекта, какого либо произведения. Лексикология относящийся к слову, наука о лексике, раздел языкознания, который изучает словарный состав языка. Богатейший словарный запас современного английского языка может быть рассмотрен с различных точек зрения. Большое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Лексикология изучает словарный состав языка с исторической точки зрения со стороны происхождения и формирования. Отделив исконно английский язык от заимствованного, т.е. пришедшего из других языков, мы установим, в частности, что значительная часть заимствованных слов имеет книжную окраску: деградация, индифферентный, ретроспективный, стоицизм и др. Лексикология уделяет внимание и устаревшим словам и устаревшая лексика нередко употребляется в современных текстах. Одна из главных задач лексикологии изучение стилистической неоднородности словарного состава английского языка. Наряду со словами стилистически нейтральными, межстилевыми в английском языке немало слов, имеющих четкую, книжную, высокую, разговорную или просторечную окраску. Наличие стилистических пластов в английской лексике усиливает выразительность речи [7]. Английская лексика неоднородна с точки зрения сферы употребления слов. Наряду со словами общенародными (т.е. употребляемыми людьми разных профессий), бытующими на всей территории, где распространен английский язык, есть много слов узкопрофессиональных. Анализ не общенародной лексики и ее роли в языке литературы также входит в число задач лексикологии. Слексикологиейтесносвязаныфразеология наукаобустойчивых сочетаниях слов и лексикография наука о словарях. Каждое слово имеет форму и содержание. Форма слова это его звуковая оболочка, это та внешняя сторона, без которой слово не может быть услышано. Внутренняя сторона слова, это его смысл, значение содержание. Значение слова -это его соотнесенность, связь с определенными явлениями действительности. Главная функция слова в языке назывная или номинативная. Слова служат, прежде всего, названиями предметов, явлений, действий, признаков, отношений и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECT AND MAIN PROBLEMS OF LEXICOLINGUISTICS

In this article, it deals with notion of vocabulary and lexicology. As to vocabulary, it is a totality words of language of dialect, production of someone commonly. Lexicology believed to the word, is a science of vocabulary, a section of linguistics which is made a careful close study vocabulary structure of language. Thericheststocky modern English vocabulary should be considered by different points of view. Some question s are paid attention for realizing problem in connection with..word and its significance commonly. Lexicology is made a careful close study of vocabulary structure of language as a historical points as origin and formation especially. Detached English inhabitantly, we come into conclusion, that a part of loan word which has been separated from other languages has an abstract colouring considerably as, degradation, indifferent, retrospective, stoicism and so on. Lexicology is paid attention little by little but removed with old words out of date presently and this vocabulary is used by means of patterns in modern texts quite often main part of lexicology is to study of vocabulary notion of English as a stylistically point of view heterogeneously. There are existed quite a lot words having accurate, high, abstract colouring speech or common painting ink, by words of stylistics with neutral, interstyle process in its turn of English. Presence of style layer in the English vocabulary increases significances of speech. Due to its point of sphere of using words, English vocabulary is a heterogeneousness. Words with common nations ( as being used with people of different professions), settled on all territory of land, where English language are covered all over the words, is a language with multi-words helping to speed things up as well. Analysis without property of vocabulary and its role in literature of linguistics are in a number of tasks of lexicology. It is connected with phraseology closely where it is a science of word combinations, and a science of lexicography a science of vocabulary namely. Each word has a form and content. When we speak form and its word we think about signal appearance, of inner side without phonetics method. Inner part of this method is a point, meaning content. The meaning of word, it is a compliance, a connection with certain property of reality. Chief function of word in the language a name or nominativness Firstly, all names of objects, their existing, acting´s, points, connections and others are served as by words namely.

Текст научной работы на тему «Объект и основные проблемы языкознания»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ОБЪЕКТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Нуриева С.Н.

Доцент

Азербайджанская Государственная Морская Академия OBJECT AND MAIN PROBLEMS OF LEXICOLINGUISTICS

Nuriyeva S.H.

Dosent of Azerbaijan State Marine Academy

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие о лексике и лексикологии. Так как лексика - это совокупность слов языка, диалекта, какого - либо произведения. Лексикология - относящийся к слову, - наука о лексике, раздел языкознания, который изучает словарный состав языка. Богатейший словарный запас современного английского языка может быть рассмотрен с различных точек зрения. Большое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение».

Лексикология изучает словарный состав языка с исторической точки зрения - со стороны происхождения и формирования. Отделив исконно английский язык от заимствованного , т.е. пришедшего из других языков, мы установим, в частности, что значительная часть заимствованных слов имеет книжную окраску: деградация, индифферентный, ретроспективный, стоицизм и др.

Лексикология уделяет внимание и устаревшим словам и устаревшая лексика нередко употребляется в современных текстах. Одна из главных задач лексикологии - изучение стилистической неоднородности словарного состава английского языка. Наряду со словами стилистически нейтральными, межстилевыми в английском языке немало слов, имеющих четкую, книжную, высокую, разговорную или просторечную окраску. Наличие стилистических пластов в английской лексике усиливает выразительность речи [7].

Английская лексика неоднородна с точки зрения сферы употребления слов. Наряду со словами общенародными (т.е. употребляемыми людьми разных профессий), бытующими на всей территории, где распространен английский язык, есть много слов узкопрофессиональных.

Анализ не общенародной лексики и ее роли в языке литературы также входит в число задач лексикологии. Слексикологиейтесносвязаныфразеология - наукаобустойчивых сочетаниях слов и лексикография - наука о словарях. Каждое слово имеет форму и содержание. Форма слова - это его звуковая оболочка, это та внешняя сторона, без которой слово не может быть услышано. Внутренняя сторона слова, это его смысл, значение - содержание. Значение слова -это его соотнесенность, связь с определенными явлениями действительности. Главная функция слова в языке - назывная или номинативная. Слова служат, прежде всего, названиями предметов, явлений, действий, признаков, отношений и т.д.

ABSTRACT

In this article, it deals with notion of vocabulary and lexicology. As to vocabulary, it is a totality words of language of dialect, production of someone commonly. Lexicology - believed to the word, is a science of vocabulary, a section of linguistics which is made a careful close study vocabulary structure of language. Therichest-stocky modern English vocabulary should be considered by different points of view. Some question s are paid attention for realizing problem in connection with ..word and its significance commonly. Lexicology is made a careful close study of vocabulary structure of language as a historical points - as origin and formation especially.

Detached English inhabitantly, we come into conclusion, that a part of loan word which has been separated from other languages has an abstract colouring considerably as, degradation, indifferent, retrospective, stoicism and so on.

Lexicology is paid attention little by little but removed with old words out of date presently and this vocabulary is used by means of patterns in modern texts quite often main part of lexicology is to study of vocabulary notion of English as a stylistically point of view heterogeneously. There are existed quite a lot words having accurate, high, abstract colouring speech or common painting ink, by words of stylistics with neutral, interstyle process in its turn of English.

Presence of style layer in the English vocabulary increases significances of speech.

Due to its point of sphere of using words, English vocabulary is a heterogeneousness . Words with common nations ( as being used with people of different professions) , settled on all territory of land, where English language are covered all over the words , is a language with multi-words helping to speed things up as well. Analysis without property of vocabulary and its role in literature of linguistics are in a number of tasks of lexicology. It is connected with phraseology closely where it is a science of word combinations, and a science of lexicography - a science of vocabulary namely. Each word has a form and content. When we speak form and its word we think about signal appearance, of inner side without phonetics method. Inner part of this method is a point, meaning -content. The meaning of word, it is a compliance, a connection with certain property of reality.

Sciences of Europe # 28, (2018)_61

Chief function of word in the language - a name or nominativness

Firstly, all names of objects, their existing, acting's, points, connections and others are served as by words namely.

Ключевые слова: содержание, понятие, значение слов, деградация, индифферентный, ретроспективный, стоицизм.

Keywords: substance, conception, meaning of words, degradation, indifferent, retrospective, stoicism.

Введение. Лингвистика - одна из наиболее древних и разветвленных наук. Сложность этой науки объясняется несколькими обстоятельствами и причинами: а)многосторонностью структуры объекта науки, т.е. языка; б)множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, на которых говорит человечество; в) глубиной и различием внешних связей языка с иными системами-природой, обществом, культурой, искусством, наукой, в частности психологией, и поведением человека; г) различиями в подходе к языку самой науки о нем, различиями принципов, аспектов, методов и методик изучения языка. Это членение дает фонетику и фонологию, лексикологию, семасиологию, учение о словообразовании, морфологию и синтаксис. Такое разделение остается актуальным для любой наимональной лингвистики, независимо от того, как национальная научная традиция сформировала структуру науки о языке [1].

Второе членение дает этноязыковые варианты лингвистики, соответствующие отдельным конкретным языкам, - наука о русском языке, наука о языке хинди, наука об английском языке, наука о китайском языке и т.д.[1].

Эти науки не получили строгого терминологического обозначения.

Третье членение соответствует социальному варьированию структуры языка и его функционирования. Оно выделяет науку о литературном языке, диалектологию, учение о стилях языка, науку о языке художественной литературы, учение о языке науки и т.д.

Четвертое членение соответствует направлениям, школам, методам и методикам исследования языка и дает такие варианты лингвистики, как сравнительно-историческое языкознание, описательная лингвистика, структурное языкознание, дескриптивная лингвистика, трансформационная грамматика, этнолингвистика, психолингвистика, экспериментальная фонетика, стилостатистика и т.д.[2].

Назовем лишь главные из них. Это, прежде всего, проблема объекта лингвистики, его границ, его ограждения от смежных объектов. Это во-вторых, проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры. В третьих, это проблема функционирования языка, его внешних связей. В- четвертых, это проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий развития. В -пятых, это проблема знаковости языка и положения языка среди других знаковых систем. В шестых, это проблема языковых универсалий ,т.е. общих для всех языков структурных свойств и особенностей, и проблема классификации языков. В- седьмых, это проблема науки о

языке, ее методов и методик, ее внутренней структуры и внешних связей, в частности связей с другими науками[2].

Основная часть. Проблема языка как объекта лингвистики осложнилась в настоящее время. В качестве примера приведем высказывание В.А.Зве-гинцева, что язык представляет систему абстрактных сущностей, и лингвисты настолько привыкли к этому, что перестали замечать это и нередко, оперируя такими нематериальными и недоступными никакому восприятию или наблюдению единицами, как фонема, нулевая морфема, значащее отсутствие артикля, ... продолжают бубнить о конкретном и историческом подходе к изучению языка как единственно возможном. Однако утверждения о том, что их авторы не видят объективности языка, его независимости от лингвистических гипотез и конструктов. Однако утверждения о том, что язык, его структура и система, его единицы и категории не что иное, как абстракции и конструкты, несут на себе печать методологической двойственности и нечеткости, допускающей мысль, о том, что объект лингвистической науки конструируется самой наукой.

Есть реальная, объективная единица языка -фонема. И есть понятие, отражающее существенные свойства и признаки этой единицы и выражаемое термином «фонема». Фонема - объективная реальность, «фонема»- конструкт, абстракция, созданная нашей мыслью, в результате наблюдения и обобщения многих и многих применений и обнаружений фонемы. И так, между фонемой и «фонемой» существуют отношения, понимания. Фонема предмет наблюдения и познания, «фонема» - результат познания. Фонема - первична по отношению к «фонеме»; «фонема» зависима от фонемы и меняет свое научно-логическое содержание по мере более полного и глубокого познания фонемы

[3].

Единственным конечным объектом лингвистики был и остается реальный язык во всем многообразии его этноисторических вариантов и во всей сложности и многосторонности его структуры, функционирования и развития. Именно поэтому язык был и остается предметом наблюдения, описания, обобщения, т.е. предметом научного познания. Но в процессе познания, изучения может возникнуть иллюзия абстрактности языка, его единиц и категорий. Между тем абстрактен не язык, а научные понятия, его отображающие.

Проблема языка как объекта лингвистики осложнилась в настоящее время различием и даже противопоставлением языка и речи, языка, речи и нормы.

Дихотомию «язык - речь» принято связывать с именем и работами выдающегося лингвиста ХХ в.

Ф.де Соссюра, хотя ему в действительности принадлежит не сама идея, а то, что она стала в его теории одним из принципов лингвистического исследования. Здесь достаточно назвать имена В. Гумбольдта, Потебни, Бодуэна де Куртенэ, Фортунова, Щербы, Смирницкого. Однако лишь в работе Ф.де Соссюра «Курс общей лингвистики» эта идея была положена в основание языковедческой теории [5].

К сожалению, определения и характеристики языка, речи и речевой деятельности не настолько ясны и определенны, поясняя и скупо комментируя свое различение языка и речи. Речь поясняется Ф.де Соссюром то как индивидуальный акт воли и разума, то как индивидуальная сторона речевой деятельности. Прямой объект лингвистики - это язык и речь[4].

Признание и различие двух коммуникативных состояний знаковых единиц общения позволяет сформулировать следующее определения: а) язык -это совокупность и система знаковых единиц общения в отличии от языкового материала, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения; б) речь - это последовательность (взятых из языка) знакомых единиц общения в конкретном языковом материале в их коммуникативном применении. Для лингвиста речь прежде всего знаковая структура, организованная как последовательность знаков общения, регулируемая законами языковой системы и работой сознания, формирующего и выражающего ту или иную информацию[4].

Проблема языка как объекта лингвистики предполагает умение видеть не только единство и различие двух его коммуникативных состояний, т.е. язык и речь, но также единство и различие его устройства, его функционирования, его развития, его связей с материальным миром, обществом и сознанием. В этой работе выявляются внутриструк-турные и внешнеструктурныефункции всех языковых единиц и категорий. Эти функции становятся предметом языковедческого изучения, что дает основание говорить о формировании функциональной лингвистики. Эта область языкознания имеет дело с внутриструктурными функциями и внут-риструктурной деятельностью фонем, морфем, слов, словообразовательных типов, частей речи, моделей предложений и т.д. [8].

Мировая лингвистика признает на сегодняшний день две господствующие мысли. Они последовательно защищаются двумя известными языковедами. Одна из них, как уже говорилось об этом, восходит к Н. Хомскому, другая принадлежит швейцарскому ученому Ж.Пиаже. Соглас-ноЖ.Пиаже, язык не является врожденной компетенцией, он скорее всего есть результат когнитивной деятельности человека. К этому выводу он пришел в результате многочисленных исследований в области детского языка.

Н. Хомский же считает, что ребенок имеет специфическую врожденную компетенцию, которая развивается с возрастом ребенка, что приводит к манифестации языка. Другими словами, ребенок научится говорить аналогично тому, как он научится бегать, шагать и т.д.

Как диалектика без Г.Гегеля не мыслима, так и современное языкознание немыслимо без В. фон Гумбольдта. Свои мысли о языке он высказал в своем фундаментальном труде «Язык есть полностью дух. Он развивается законами духа. Он есть не продукт языковой деятельности, а сама деятельность. Язык как совокупность своих продуктов отличается от отдельных фактов речевой деятельности. В слове всегда существует единство двух сторон - звука и понятия. ... язык целиком и полностью находится между человеком и влияющей на него изнутри и наружи природой»[4].

«Человек окружает себя звуковым миром, чтобы он осознал мир предметов и освоил его.. его отношения к предметам определяется языком». Язык есть орудие для создания мысли.он дух народа, форма его внешних проявлений. В. фон Гумбольдта состоит в том, что для него язык не только звуковая форма, но и внутреннее формирование мира. Язык выступает как орган между человеком и окружающим его миром. Изучая язык, мы приобретаем новую позицию в мировоззрении, так как язык содержит понятия и способы представлений части человечества. Язык - это система, система знаков, в которых форма и содержание соотносимы. Язык выражает идеи. Лингвистику из-за знакового характера своего объекта следует отнести к семиологии, так как семиология - это наука, которая изучает природу знаков. Языковой знак билатерален, он включает в себя означающее и означаемое, звуковую форму и содержание, сигнифи-кант (significant) и сигнификат (signifie). Они неотделимы друг от друга. Обе стороны знака являются психическими. Объектом является язык, константный, социальный и независимый от индивидуума. А речь второстепенна, объект ее - индивидуальная сторона речевой деятельности, она эфемерна, включая звукопроизводство и психологична. Мысль- передняя сторона, а звук -обратная сторона бумаги. Переднюю сторону невозможно отрезать от обратной стороны. Отсюда вытекает вывод о том, что важными для языковых знаков являются их различия. Иначе язык не мог бы выполнять свою коммуникативную функцию[2].

Предметом науки о языке является общение и систематизация данных, полученных в результате наблюдений над общим объектом.

При этом надо наблюдать языка в речи индивидуумов двумя способами: субъективно и объективно. Однако если наш анализ опирается на данные, полученные в результате применения определенной аппаратуры или оборудования, то это будет уже объективный метод. Сегодня оба метода приемлемы.

В данный момент расширились возможности объективного изучения различных языков.

Словарный состав языка особенно тесно взаимодействует тогда, когда язык выполняет непосредственно свою коммуникативную функцию, где говорящий выбирает слова с намерением выразить свою мысль в соответствии с требованиями контекста и ситуации общения и снабжает их формаль-

ными структурами, построенными на основе грамматики. Здесь уместно упомянуть, что ни один говорящий не в силе овладеть полным составом словарного запаса языка. Напротив, любой говорящий на родном языке обладает всей системой грамматических правил, она доступна любому носителю языка. Именно поэтому Н. Хомский называет носителей языка идеальными, и это он называет творчеством языка[6].

Ограничения здесь могут быть только относительно объема и состава структуры высказываний.

Задача языкознания состоит в том, чтобы выяснить, как построен текст и как действует носитель языка при построении текста и при его восприятии, почему он при использовании языкового продукта не допускает никакого отклонения от нормы, что имеет место при изучении иностранного языка, когда обучающийся в зависимости от уровня владения этим языком сталкивается с трудностями в построении текста или в его понимании.

Именно в этой своей функции - функции общения язык нужен людям.

Именно на базе функции общения существуют такие функции языка, как воздействие, сообщение, моделирование, даже формирование и выражение мыслей и других состояний сознания. Возникновение языка могло осуществиться только в результате потребности в общении[4].

Результат. В настоящее время язык - предмет внимания и интереса многих наук. Лингвистика изучает структуру языка, ее функционирование и развитие, принимая во внимание ее отношения и связи с другими структурами действительности (общество, сознание, мышление, культура и т.д.). Литературоведение видит в языке средство формирования и форму выражения идейно-художественного содержания произведений литературы. Для истории язык - один из источников, дающих историческую информацию, и одна из сторон социальной жизни народов. Логика видит в языке формы выражения единиц мысли- понятий, суждений и умозаключений. Психология изучает психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи, т.е. с применением языка психофизиологическим механизмом человека. Имеют свой аспект видения и изучения языка, философия, семиотика, кибернетика, информатика, математическая логика.

Семиотика -это наука об общих свойствах знаков и знаковых систем. Но так как наиболее мощной и выраженной знаковой системой является естественный язык людей, тосемиотика опирается на многие идеи и решения, полученные лингвистикой и вместе с тем, дает лингвистике новые точки зрения на язык и новые методики его изучения.

Информатика, по своейсути, это наукаоб обработке, хранении, поиске и выдаче потребителю информации о документах - носителях информации.

Психолингвистика, при ее возникновении, это учение о кодировании и декодировании речевых сигналов системой мозга, тесно связанное с математической дисциплиной - теорией информации.

В новейших работах психолингвистика все чаще понимается как теория речевой деятельности.

Социолингвистика - наука об отношении языка и также речи к обществу, его структурам, к производству и экономике, идеологии и морали, науке и культуре, политике и праву, государству и классам, изменениям форм исторической общности людей, к человеческой деятельности и в этом своем аспекте социолингвистикапереходит в прагмалинг-вистику, развитие которой начинается [6].

Литература

1. Русско-английский словарь. / Под руководством проф. А.И.Смирницкого. Москва, Русский язык, 1989, 765с.

2. Современный русский язык. / Под ред. Д.Э.Розенталя. Москва, Высшая школа, 1979, 320с.

3. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языковедение. Москва, Просвещение, 1979, 416с.

4. Вейсялли Ф.Я. Элементы общей и частной лингвистики. I часть. Баку, 2011, с.23-61.

5. Linguistics: The Cambridge Survey I, Linguistic Theory: Foundations. / Edited by Frederick J.Newmeyer, New York Cambridge University Press, 1988, pp. 85-89

6. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М.: Физматлит, 2009, 303с.

7. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. / ЛГПИ им. А.И.Герцена / Ленинград, 1973, 302с.

8. Knowless J.A cultural History of English: London: Arnold, 1997,180pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.