Научная статья на тему '«Объединяет общий склад характера…»'

«Объединяет общий склад характера…» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мужиков Николай Васильевич

Об одном из самых успешных российских предприятий в сфере высоких технологий рассказывает Николай Васильевич Мужиков, Вице-президент группы компаний Транзас, Генеральный директор Транс-Форс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the one of the most successful Russian companies in the high tech tells the vice-president of group of companies Tranzas, the general director of the Trans-Force.

Текст научной работы на тему ««Объединяет общий склад характера…»»

«Объединяет общий склад характера.......

Об одном из самых успешных российских предприятий в сфере высоких технологий рассказывает Николай Васильевич мужиков, вице-

— Несколько общих слов о вашей группе компаний...

— Компания занимается морскими и авиационными навигационными системами, программами и оборудованием для подготовки судоводителей и летчиков. Есть и другие направления, о которых скажу позже. Все разрабатываем и производим сами, сами же по большей части и продаем. Сегодня компании Транзаса значительно отличаются друг от друга по темам и стадиям развития бизнеса. Мы отделены друг от друга даже географически — Транзас ведет бизнес в ста десяти странах мира... Вот здесь, в российской штаб-квартире компании, на Малом проспекте Васильевского острова, люди встречаются в столовой, на общих праздниках — есть возможность пообщаться вживую, порадоваться успехам каждого. Объединяет нас, помимо организационных рамок, некий общий склад характера, общий подход к работе, общие ценности. Не берусь определять их с точностью, но у компании есть свой стиль, своя корпоративная культура, которую разделяет большинство сотрудников.

— С чего начинался ваш собственный путь в Транзас?

— Вспоминается 1989 год, пароход «Смоленск», на котором в одном из итальянских портов появился первый компьютер «Коммодор — 64». За время долгих океанских переходов я впервые написал на «Бэй-сике» простенькую программу по электронной картографии. Нас, выпускников Макаровского училища со схожими интересами, тогда было немного, и мы в об-щем-то знали друг друга, живо интересовались — кто чем занят в программировании. Такой был тогда код общения — «у него тоже есть компьютер, он тоже что-то пишет». Так довелось познакомиться с Николаем Юрьевичем Лебедевым, с Евгением Вячеславовичем Комраковым... А ту первую программу удалось потом пристроить в Голландии в хорошие руки.

Так что в самом начале 1990-х, когда Балтийское пароходство оказалось в глубоком кризисе и Лебедев бросил клич: «Объединяемся!», особых раздумий ни у кого не было. Официально компания родилась в 1990 году. Вначале все помещались в одной комнатке в здании пароходства. Вскоре, в ноябре 1991 года пассажирский теплоход «Анна Каренина» вышел в рейс, оснащенный нашей электронно-картографической системой. Это была первая в мире система

президент группы компаний Транзас, генеральный директор компании Транс-Форс.

такого рода — цветная, наглядная, удобная для пользователя. Над ней работали хорошие программисты и гидрографы.

Первый успех нас окрылил. Мореплавание — дело по своей природе интернациональное, и мы с самого начала ориентировались на международный рынок. Уже в 1992 году нам удалось открыть в Саутгемптоне компанию «Транзас Марин Лимитед». Это произошло с помощью поверившего в нас английского капитана Майкла Робинса, одного из учредителей компании. Вначале ее офис размещался попросту в гостиной капитана. Теперь это крупное зрелое предприятие. Сам Майкл на пенсии и вышел из состава учредителей. Но тесные дружеские связи сохраняются...

— Каковы основные вехи развития морских навигационных систем в Транзасе?

— Нами создана крупная коллекция электронных карт, используемых на профессиональном компьютерном рынке. Такого рода бумажные картографические коллекции прежде существовали только на государственном уровне и лишь у трех стран: США, Великобритании и СССР. Мы постоянно пополняем и обновляем эту коллекцию, договорившись с национальными картографическими службами многих стран мира. Полагаю, что сегодня Транзас — один из самых крупных игроков на коммерческом рынке электронной картографии. На основе этой коллекции мы создаем системы морской навигации и безопасности. Само название нашей компании — аббревиатура слов TRANsport SAfety Systems. Мы первыми в мире получили сертификат на подобную электронную систему и о лидерстве можем говорить с полным правом — наша система послужила основой для принятия международного стандарта в этой области...

К числу наиболее престижных клиентов, использующих электронные картографические системы, относится компания Maersk — своего рода эталон в морских перевозках. Нашими системами навигации оснащены 160 контейнеровозов компании, причем на каждом судне стоят по две таких системы.

— Из чего она состоит?

— Из нашей программы и нашего же «железа». В самом начале это были просто навигацион-

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ные программы, а теперь предлагается законченный продукт — полностью оборудованные капитанские мостики. Их, как и другое оборудование, делаем на собственном небольшом заводе в Швеции.

— Сейчас принято открывать производства в ЮгоВосточной Азии...

— Это в случае массового производства. И мы так сделаем, когда дойдем в чем-нибудь до ширпотреба. Однако нынешние клиенты Транзаса в первую очередь ценят надежность и качество, и их не пугает высокая стоимость шведских изделий.

Помимо бортовых систем, около 130 портов мира оборудовано нашими береговыми комплексами. Это почти все порты Англии и Испании, других стран.

— А что такое береговой комплекс?

— Навигационная система плюс наземные сооружения, своего рода маяки. Это непростые строительные конструкции, с возведением которых справляемся собственными силами. Представьте себе необитаемый остров и строительство на нем семидесятиметровой башни. Наша дочерняя компания «Стройтек» подобные башни строит. Как мы выходим на такие заказы? Конечно, через тендеры. Это распространенная и оправдывающая себя на Западе практика. Не скажу, что всегда идет чисто конкурентная борьба, иногда все решает политическая воля, так как объекты такого рода имеют не только коммерческое значение. Поскольку Транзас хорошо знают, часто побеждаем. Но не везде. Наши основные инсталляции сделаны в Европе, однако нам не удалось оборудовать ни одного порта в Норвегии — там есть норвежская компания «Kongsberg», которая делает то же, что и Транзас, и при этом активно проявляет себя на международном рынке.

— Рынок каждой страны имеет свои особенности. Как вам удается их учитывать?

— Используем самый обычный путь — учреждение национальных компаний. Штаб-квартира морского направления Транзаса размещена сегодня в Корке, в Ирландии. Во многих странах — в тех же Соединенных Штатах — создаются компании под национальной юрисдикцией со стопроцентным ирландским капиталом. Мы подстраиваем производство и логистику под национальные рынки, и поэтому работа национальных акторов предпочтительнее. Очень важно быть рядом с клиентом, чтобы он всегда чувствовал опеку и поддержку. Это одно из условий завоевания и сохранения своей доли рынка.

— Какие еще направления актуальны для Транзаса сегодня?

— Авиационное. Оно возникло относительно недавно, но уже сейчас его обороты превосходят

объемы продаж по морской навигации. При развитии авиационного направления нам очень пригодился морской опыт — с точки зрения навигации и программирования у них много общих задач. К авиационной специфике относятся повышенные требования к «железу» — не по надежности (она во всех случаях высока), а по габаритам и конфигурации аппаратуры, так как в кабине пилота очень мало места. Требуются новые конструкторские и дизайнерские решения. Кстати, авиационные зарубежные рынки для нас по большей части закрыты, поэтому мы работаем на рынке отечественном, и штаб-квартира авиационного направления размещается в Петербурге. Всего нами установлено более ста бортовых систем АБРИС, в том числе и на вертолеты Президента РФ. Более 200 самолетов гражданской авиации России оборудованы Системой раннего предупреждения приближения самолета к земле в полном соответствии с новым стандартом Международной организации гражданской авиации.

Расширяем свое присутствие на рынке вооружений. Для этого создана компания «Р.Е.Т. Кронштадт», в число учредителей которой вошел Рособоронэкспорт. Компанией руководит Евгений Вячеславович Комраков — генератор многих уже воплощенных идей. Еще больше тех идей, которые требуют своего воплощения, и Евгений Вячеславович привлекает к их осуществлению многих талантливых людей. Через «Р.Е.Т. Кронштадт», в частности, оснащаются боевые корабли, которые строятся для Китая и Индии на петербургских верфях.

— Расскажите о тренажерах, которые тоже представлены на вашем сайте.

— Еще на раннем этапе развития компании мы уделяли много внимания разнообразным тренажерам. Понятно, что и судоводителя, и пилота дешевле и безопаснее обучать профессии на тренажерах, а не на реальных судах, где цена ошибки может быть очень высокой. Поэтому рынок современных тренажеров быстро растет, и, соответственно, растут наши обороты.

— Что такое современный тренажер?

— Это довольно сложный программно-аппаратный комплекс, который убедительно моделирует реальную ситуацию для моряка или пилота. Подобран визуальный ряд, звук, имитируются тактильные ощущения — например, вибрация. Человек проживает ситуацию, в которой он должен оценивать обстановку и принимать решения в условиях, максимально приближенных к тем, что бывают в жизни. Ситуации задаются программами, отображаются на больших экранах — размеры некоторых тренажеров доходят до десятков метров.

— Как ваши компании чувствуют себя на этом рынке?

— Достаточно уверено. Скажу только, что примерно в тридцати японских профессиональных центрах морской подготовки стоят наши тренажеры. Предполагаем, что будем расширять свое присутствие даже на рынке страны, славящейся своей электроникой. Кстати, до того, как мы появились в Японии, тренажерами там занималась японская компания, которой на рынке сегодня нет. А всего наших тренажеров по миру установлено около четырехсот. Из них особенно памятен мне первый. Его купил в далеком 1995 году морской университет в финском городе Раума. Спасибо людям, которые поверили в нас тогда, когда это было жизненно необходимо.

— Транзас занимается программным обеспечением, производит компьютерное оборудование и тренажеры, строит маяки, развивает консалтинговые услуги... Что во всей этой деятельности первично или, иначе говоря, что в ней прослеживается во всех случаях?

— Я идеалист в том смысле, что считаю: главное — программа. Она — зерно бизнеса, именно ее мы и продаем. Но чтобы потребитель хотел и мог ее использовать, необходима оснастка из компьютерного «железа», из береговых маяков, из зданий для тренажерных центров, из развернутой сети дистрибуции и поддержки клиента. Все это — производные от программы, созданной постановщиком задачи и программистом. Надо понимать сегодняшние потребности своего клиента и прогнозировать его завтрашние запросы. Тут важно выстроить работу таким образом, чтобы изначально перекрыть запросы большей части потребителей и оставить возможность легкой достройки для специфических требований клиента. Судя по всему, нам это удается.

— Ваши основные производственные показатели?

— В Транзасе и дочерних компаниях сегодня по всему миру работает около тысячи человек. Процентов сорок из них — программисты и технические специалисты. Годовой оборот группы компаний Транзас в 2006 году составил около 160 млн долларов.

— Транзас стал первым в Петербурге резидентом особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ). Чем обосновывается решение о переезде в ОЭЗ, связанное с дополнительными хлопотами?

— У Транзаса много впечатляющих показателей. Но мы трезво смотрим на вещи — по мировым меркам это средняя по своим оборотам группа компаний. Поэтому мы не можем пренебрегать любыми рычагами, ускоряющими ее рост. Базирование в ОЭЗ дает определенные преимущества. Мы являемся резидентом подобной зоны в Калининграде, готовы работать в этом же ключе и в Петербурге. С зоной «Нойдорф»

связываем определенные надежды на развитие. Насколько они оправдаются — покажет время.

— В чем главная идея бизнеса по направлению образовательных и развлекательных комплексов ТрансФорс, которое вы возглавляете?

— Главная идея — сделать достижения в области тренажеростроения доступными не только для профессионалов, но и для широкой публики. И эта идея, что называется, обречена на успех. Комплекс виртуальной реальности во время десятого Петербургского экономического форума посетили Президент России Владимир Путин и Президент Финляндии Тарье Халонен. Они дали высокую оценку разработкам Транзаса.

Комплекс Транс-Форс выполнен в виде кают-компании огромного космического корабля вместимостью до 200 посадочных мест. На цилиндрическом экране выводится панорамное изображение происходящего за бортом. Здесь все уникально — от интерактивных спектаклей до электронных заказов на кухню. Кроме кают-компании, здесь же существуют аттракционы — на тринадцать посадочных мест каждый. Они выполнены в виде кабины современного шаттла и позволяют сочетать высокую зрелищность и полную интерактивность. Все это стимулирует интерес аудитории. Аттракционы посещают — и неоднократно.

— Какова идеология такого бизнеса?

— Каждый человек мечтает окунуться в другой мир, время, условия. Виртуальные путешествия, которые теперь можно себе позволить, не только погружают в моделируемое пространство, но и создают ощущение причастности к происходящему. Удовлетворение этой потребности человека мы и положили в основу бизнеса. Наш комплекс многофункционален и настроен на разные возрастные группы. ТрансФорс — это и современный образовательный ресурс, и интерактивный театр, и конференц-зал, и ресторан, и центр семейного досуга, и аттракцион нового поколения. Здесь проходят уроки для школьников, детские и семейные развлекательные программы, ночные дискотеки. Используемая визуализация позволяет в режиме реального времени моделировать города Земли, поверхность планет Солнечной системы, марсианские пейзажи, созданные фантазией писателей и художников ландшафты внеземных цивилизаций. Высокореалистичная имитация создает впечатляющую иллюзию присутствия на борту космического корабля. Важно, что у каждого посетителя есть свое рабочее место, оснащенное индивидуальным пультом управления. Оно позволяет голосовать во время проведения различных конкурсов, общаться с посетителями за соседними столиками, заказывать еду и напитки. Во время путешествия можно перейти на ручной режим управления

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

кораблем — для этого в кают-кампании существует центральный пульт управления с приборными панелями и дисплеями.

— Это скорее развлекательное мероприятие?

— Есть и образовательные программы на той же аппаратной базе. Это программы по географии, астрономии, экологии, истории Санкт-Петербурга. Они разработаны для младших, средних и старших классов. Ребята «путешествуют» по различным городам и странам Земли, по планетам Вселенной. Путешествие сопровождается комментариями ученых и экспертов. Кроме того, разделившись на экипажи, ребята отвечают на вопросы-тесты. Подведение рейтинга экипажей проводится после каждого опроса. Так мы выходим на олимпиады — в конце образовательной программы каждый класс получает «Сертификат участника», а затем от каждого класса приглашаются по четыре человека на олимпиаду. Всего к концу прошлого года у нас побывало около четырехсот классов города (школьники приходят именно классами), и через олимпиады прошло около 1600 человек. Все участники олимпиад награждаются памятными подарками от спонсоров, а команды-победительницы — особо ценными подарками и почетными грамотами.

Последняя наша разработка — это образовательная программа по профориентации — школьникам рассказывается о промышленных предприятиях города, демонстрируются фильмы, которые знакомят их с возможной будущей профессией.

Можем проводить также семейные вечерние и молодежные ночные программы — шоу-представления из коротких самостоятельных блоков и дискотеки в невероятном интерьере. Вечером комплекс превращается в суперсовременный ресторан, где можно заказать, что желаешь, передавая электронный заказ прямо на кухню.

Предусмотрены корпоративные программы: для праздников, тренингов, маркетинговых акций и деловых встреч. Это инструмент тим-билдинга, позволяющий продемонстрировать преимущества командной работы, повысить уровень доверия между сотрудниками, обозначить единые цели и ценности команды. При проведении корпоративных мероприятий сценарий и представление адаптируется под требования заказчика.

Есть даже туристические программы — экскурсии по Петербургу, например, на нескольких европейских языках.

— В чем преимущества комплексов Транс-Форс?

— Во-первых, это «крутая» новинка — в мире еще нет таких комплексов, а в индустрии развлечений новое ценится высоко. Во-вторых, он насыщен последними разработками из области инфор-

мационных технологий, компьютерной графики и звуковых эффектов. В-третьих, его особенностью является интерактивность, то есть возможность взаимодействия с виртуальной средой в режиме реального времени.

— Как все это выглядит с точки зрения рентабельности?

— Показатели весьма высокие. Самое главное — доход складывается как от продажи билетов на представления и аттракционы, так и от работы ресторана. Комплекс может работать практически круглосуточно — начиная от ранних школьных уроков и завершая ночными молодежными представлениями. При гибкой ценовой политике (образовательная программа стоит 120 рублей, ночные молодежные программы с услугами ресторана и бара в среднем по 600 рублей) строительство и эксплуатация такого комплекса (площадью тысяча квадратных метров) окупается за два-три года.

Мы надеемся, что это направление нашей деятельности также принесет Транзасу масштабный успех. Во всяком случае, в Петербурге планируется строительство в дополнение к имеющимся двум еще пяти таких комплексов. Однако бизнес рассчитан не только на мегаполисы. В городах с населением от 100 тысяч жителей планируется строительство небольших комплексов на 90 посадочных мест. Установка комплексов производится на условиях лицензионного договора, с ежегодной оплатой лицензии на право использования программ и право получения обновлений сценариев.

Что касается темпов развития сети комплексов Транс-Форс, то на сегодняшний день уже подписаны контракты и в стадии строительства находятся комплексы в таких городах, как Краснодар (торгово-развлекательный центр «Красная площадь»), Алматы (торгово-развлекательный центр «Maxima»), Казань (казанский аквапарк), Новосибирск (торгово-развлекательный центр «Континент»), Якутск.

В стадии проектной подготовки и обсуждения контрактов находятся проекты в таких городах, как Тюмень, Уфа, Екатеринбург, Магнитогорск, Тольятти, Калининград, Днепропетровск, Симферополь, Сургут, Ставрополь, Ульяновск, Тверь, Киров, Вологда, Обнинск, Дзержинск, Тула, Красноярск, Липецк.

За рубежом также уже подписан первый контракт с испанской компанией Covielsa, которая приобрела право на установку комплекса Транс-Форс на Канарских островах. Первый комплекс формата M разместится в крупнейшем торговом центре Испании. Окончание строительства и запуск комплекса намечено на апрель-май 2007 года.

(Подготовил Юрий Нешитов)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.