Научная статья на тему 'ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ (ОАЭ): КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО'

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ (ОАЭ): КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1809
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМЫ / ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна, Долгий Максим Олегович

Конституция Объединенных Арабских Эмиратов обеспечивает правовую и политическую основу для деятельности Объединенных Арабских Эмиратов как федерации семи эмиратов. Конституция вступила в силу 2 декабря 1971 года и была окончательно принята в мае 1996 года. Конституция состоит из 10 частей и содержит 152 статьи. Объединенные Арабские Эмираты отмечают образование Союза (и принятие федеральной конституции) как Национальный день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNITED ARAB EMIRATES (UAE): CONSTITUTIONAL LEGISLATION

The Constitution of the United Arab Emirates provides the legal and political basis for the activities of the United Arab Emirates (UAE) as a federation of seven emirates. The Constitution came into force on December 2, 1971 and was finally adopted in May 1996. The Constitution consists of 10 parts and contains 152 articles. The United Arab Emirates celebrate the formation of the Union (and the adoption of the federal Constitution) as a National Day.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ (ОАЭ): КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Научная статья УДК 342.4

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-83-89 NIION: 2015-0066-1/23-602 MOSURED: 77/27-011-2023-01-801

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ): конституционное законодательство

Юлия Александровна Иванова1, Максим Олегович Долгий2

1 Российский технологический университет - МИРЭА, Москва, Россия,

julia-ivanova-77@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов обеспечивает правовую и политическую основу для деятельности Объединенных Арабских Эмиратов как федерации семи эмиратов. Конституция вступила в силу 2 декабря 1971 года и была окончательно принята в мае 1996 года. Конституция состоит из 10 частей и содержит 152 статьи. Объединенные Арабские Эмираты отмечают образование Союза (и принятие федеральной конституции) как Национальный день.

Ключевые слова: конституционное законодательство, нормы, права, конституция, право, государство, общество, права, обязанности

Для цитирования: Иванова Ю. А., Долгий М. О. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ): конституционное законодательство // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 83-89. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-83-89.

Original article

United Arab Emirates (UAE): constitutional legislation

Yulia A. Ivanova1, Maksim O. Dolgiy2

1 Russian Technological University - MIREA, Moscow, Russia,

julia-ivanova-77@yandex.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The Constitution of the United Arab Emirates provides the legal and political basis for the activities of the United Arab Emirates (UAE) as a federation of seven emirates. The Constitution came into force on December 2, 1971 and was finally adopted in May 1996. The Constitution consists of 10 parts and contains 152 articles. The United Arab Emirates celebrate the formation of the Union (and the adoption of the federal Constitution) as a National Day.

Keywords: constitutional legislation, norms, rights, constitution, law, state, society, rights, duties

For citation: Ivanova Yu. A., Dolgiy M. O. United Arab Emirates (UAE): constitutional legislation. Bulletin of economic security. 2023;(1):83-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-83-89.

Площадь Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) без учета аффилированных островов составляет 83.600 квадратных километров. Эмират Абу-Даби представляет наибольшую долю, поскольку он занимает площадь в 67,340 квадратных километров, что эквивалентно 87 % от общей площади государства.

Федеральные органы власти состоят из Верховного Совета Федерации, Председателя Федерации и его заместителя, Кабинета министров, Федерального национального совета и Федерального судебного органа. Союз представляет собой часть великой родины, связанной узами религии, языка, истории и общей судьбы,

поскольку его народ составляет неотъемлемую часть нации, принимая ислам как религию, а исламское учение является основным источником законодательства, официальным языком которого является арабский язык.

Хотя основные принципы права в ОАЭ заимствованы из шариата, большая часть законодательства состоит из смеси исламских и европейских концепций гражданского права, которые имеют общие корни в египетском правовом кодексе, созданном в конце Х1Х-ХХ веков. Влияние Франции наиболее ярко проявляется в принятии большинством стран региона гражданского законо-

© Иванова Ю. А., Долгий М. О., 2023

дательства, аналогичного европейскому, а не системы общего права Великобритании [2, с. 66].

В дополнение к конкретному правовому законодательству, охватывающему агентства, корпоративное право, трудовое право и интеллектуальную собственность, в ОАЭ приняты гражданский и коммерческий кодексы. Хотя система привела к разработке всеобъемлющих и структурированных правовых систем, они в некоторой степени жесткие и негибкие, и это представляет собой бюрократию регулирования, которая ассоциируется со странами ближневосточного региона в целом.

Структура правовой системы сложна: как двойные суды, шариатские суды, так и гражданские суды действуют параллельно, но охватывают разные области права. Например, в ОАЭ каждый эмират имеет свой собственный федеральный суд первой инстанции, хотя Дубай и Рас-эль-Хайма имеют свои собственные отдельные судебные структуры.

Правовая система ОАЭ, как и других правовых систем в Персидском заливе, обычно довольно сложна, и те, кто не знаком с их работой, могут найти это очень трудным. Дело в том, что эти системы полностью отличаются от западных, с совершенно другим языком, что вызывает беспокойство у тех, кто хочет вести бизнес в ОАЭ и странах Персидского залива.

Хотя эти системы отличаются друг от друга, основные правовые принципы и структура логичны и понятны. Они развивались на протяжении многих веков, подобно Западу, и особенно в ОАЭ адаптируются к меняющимся потребностям общества с учетом новых тенденций в мышлении современной эпохи. Новые изменения в коммерческом праве привели к либерализации правовых режимов, создавая более открытую и понятную среду для иностранных предприятий и инвесторов.

Основой правовой системы в ОАЭ является шариат или Коранический закон. В конституции ислам определен как государственная религия, а также как основной источник права. Однако, хотя принципы шариата влияют на уголовное и гражданское законодательство, прямое влияние шариата в ОАЭ в основном ограничивается социальными законами. Большинство коммерческих вопросов в настоящее время рассматриваются либо гражданскими судами, либо постоянно действующими арбитражными судами.

Существует несколько основных принципов шариата, которые применяются к деловым операциям и которые повлияли на разработку коммерческих кодексов, действующих в ОАЭ. Хотя эти концепции не нашли прямого отражения в коммерческих кодексах (они могут иметь место в исламских финансах), они оказали влияние на разработку и толкование данных законов.

С момента своего основания 2 декабря 1971 года ОАЭ приняли временную конституцию, которая быстро превратилась в постоянную. Это произошло после того, как федеративное государство ОАЭ установило свою стабильность, добилось успеха, придерживалось уме-

ренной политики и добилось культурных изменений и гигантских достижений на местном, региональном и международном уровнях, а также дальнейшего прогресса для народа этой федерации.

Конституция Объединенных Арабских Эмиратов (арабский : ал^'лЧ , dastйr dawlat а1-

тагШ; а1-'агаЬ1уа а1-тийаШа) объясняет основные правила политической и конституционной организации государства. Фактически, это продемонстрировало основную цель создания федерации, ее задачи и компоненты на местном и региональном уровнях. В ней также подробно рассмотрены основные социальные и экономические основы федерации и подчеркнуты общественные права, обязанности и свободы. Кроме того, в ней были выделены федеральные органы власти, организовано издание федерального законодательства, а также компетентные органы. Прежде всего, в нем также рассматриваются финансовые вопросы федерации, положения о вооруженных силах и силах безопасности, а также законодательные, исполнительные и международные юрисдикции между федерацией и эмиратами.

Согласно статье 144 конституции, поправки к конституции разрабатываются Федеральным Верховным советом и должны быть одобрены большинством в две трети Федерального национального совета, после чего поправка подписывается президентом в качестве закона.

Конституция описывает пять федеральных институтов. Это Федеральный высший совет, Президент Союза и вице-президент, Совет министров Союза, Федеральный национальный совет и судебная власть Союза.

Совет министров разрабатывает указы и различные решения. Премьер-министр и члены кабинета министров подотчетны президенту и Федеральному Верховному совету (FSC), который является высшим исполнительным органом федерации, состоящим из правителей семи эмиратов.

Федеральный верховный совет является высшим конституционным органом в ОАЭ. Это также высший законодательный и исполнительный орган. Оно устанавливает общую политику и санкционирует федеральное законодательство. Правители Абу-Даби и Дубая имеют право вето.

Конституция 1996 года регулирует отношения между федеральным правительством и правительствами эмиратов, предоставляя центральному правительству конкретные полномочия и оставляя неопределенную область косвенных полномочий эмиратам. Каждый эмират сохраняет контроль над своими нефтяными и минеральными богатствами и некоторыми аспектами внутренней безопасности. Федеральное правительство утверждает первенство в большинстве вопросов права и управления.

Статьи 120 и 121 Конституции возлагают ответственность на федеральное правительство в таких областях, как иностранные дела, безопасность и оборона, вопросы гражданства и иммиграции, образование, здра-

воохранение, валютные, почтовые, телефонные и другие услуги связи, управление воздушным движением и лицензирование воздушных судов, а также ряд других вопросов, специально предусмотренных, включая трудовые отношения, банковское дело, разграничение территориальных вод и выдачу преступников. В 2004 году в статью 121 были внесены поправки, позволяющие передать законодательные полномочия, возложенные на Союз, местным федеральным организациям, в частности, Дубайскому международному финансовому центру (Э№С). Поправка создает прецедент для расширения федеральной власти.

В отношении Эмиратов статья 116 предусматривает, что «Эмираты осуществляют все полномочия, не предоставленные Федерации настоящей Конституцией». В статье 122 далее подчеркивается, что «Эмираты обладают юрисдикцией по всем вопросам, не отнесенным к исключительной юрисдикции Федерации, в соответствии с положениями двух предыдущих статей». Однако Конституция также позволяет правителям эмиратов, если они пожелают, отказаться от определенных полномочий, предусмотренных в качестве ответственности отдельных эмиратов перед федеральным правительством. Решение об объединении Вооруженных Сил в середине 1970-х годов является примером этой прерогативы.

Конституция 1971 года разрешала каждому эмирату сохранять или принимать членство в Организации стран-экспортеров нефти и Организации арабских стран-экспортеров нефти, хотя ни один из них этого не сделал. Единственный эмират, вступивший в федерацию в 1971 году, Абу-Даби, отказался от своего членства в пользу федерации [2, с. 65].

Отношения между федеральным и местным уровнями власти продолжают меняться и развиваться. Небольшие эмираты выиграли от федерации в таких областях, как образование и туризм. В то же время в других областях, таких как судебная система, наблюдается развивающаяся тенденция к дальнейшей добровольной передаче местных полномочий федеральным учреждениям.

Традиционные и современные формы правления сосуществуют и дополняют друг друга. Хотя политические лидеры в эмиратах не избираются, граждане могут выразить свои опасения непосредственно своим лидерам с помощью традиционных механизмов, таких как открытый меджлис или неформальное собрание.

Конституция запрещает пытки или унижающее достоинство обращение и запрещает арест, обыск, задержание или тюремное заключение, а также проникновение в дома без разрешения владельца, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он предусматривает независимость судебной власти, но ее решения подлежат пересмотру политическим руководством. В статье 25 конституции также говорится, что все люди равны перед законом, и между гражданами Союза не должно быть дискриминации по признаку расы, наци-

ональности, религиозных убеждений или социального статуса.

В статье 28 указывается, что наказание является личным, обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его обвинительный приговор не будет доказан в суде, в котором обеспечиваются необходимые гарантии права на самооборону. Закон должен предусматривать случаи, в которых должно быть назначено присутствие адвоката защиты. Статья 27 добавляет, что преступления и наказания определяются законом, и никакое наказание не налагается за любое действие или бездействие, совершенное до принятия соответствующего закона.

В статье 111 четко указано, что законы должны быть опубликованы в Официальном вестнике Союза в течение максимум двух недель с даты их подписания и обнародования Президентом Союза после их ратификации Верховным Советом.

В статье 112 закреплено, что никакие законы не могут применяться, кроме как в отношении того, что происходит с даты их вступления в силу, и такие законы не имеют обратной силы, однако, если этого требует необходимость, закон может предусматривать обратное в вопросах, отличных от уголовных.

В статье 47 указывается, что Высший совет Союза осуществляет ратификацию договоров и международных соглашений, и такая ратификация осуществляется указом. Статья 60 добавляет, что Совет министров несет ответственность за надзор за выполнением международных соглашений, заключенных Союзом. И далее в статье 91 говорится, что Правительство должно информировать Ассамблею Союза о международных договорах и соглашениях, заключенных с другими государствами и различными международными организациями, вместе с соответствующими разъяснениями.

Федеральный верховный совет состоит из правителей семи эмиратов, составляющих федерацию, или их заместителей в своих эмиратах в случае отсутствия или отсутствия правителей. Каждый эмират имеет один голос в резолюциях и обсуждениях совета.

Федеральный Верховный совет выполняет обязанности:

- формулирование общей политики по всем вопросам, отнесенным к компетенции федерации в соответствии с конституцией, и рассмотрение всех вопросов, которые могут привести к достижению целей федерации и общих интересов эмиратов-членов;

- одобрение различных федеральных законов до их издания, включая законы о годовом общем бюджете федерации и о заключительных счетах;

- санкционирование указов по вопросам, которые в силу положений конституции подлежат ратификации и утверждению Федеральным Верховным советом. Такие санкции применяются до издания таких указов президентом совета;

- ратификация договоров и международных соглашений. Такая ратификация осуществляется указом;

- утверждение назначения премьер-министра федерации, принятие его отставки и обращение к нему с просьбой уйти в отставку по предложению президента Федерации;

- утверждение назначения президента и судей Верховного федерального суда, принятие их отставок и увольнение их в случаях, предусмотренных конституцией. Такие действия осуществляются указами;

- высший контроль над делами федерации в целом;

- любые другие соответствующие обязанности, предусмотренные конституцией или федеральными законами [1, с. 23].

Механизмы принятия решений Федеральным Верховным Советом:

• Федеральный Верховный совет устанавливает свои собственные правила, включая порядок ведения дел и порядок голосования по его резолюциям. Обсуждения в Совете должны оставаться тайными.

• Федеральный верховный совет учреждает генеральный секретариат, состоящий из достаточного числа должностных лиц, чтобы помочь ему в выполнении своих обязанностей и функций.

• Решения Федерального Высшего совета по вопросам существа принимаются большинством в пять его членов при условии, что такое большинство включает в себя голоса эмиратов Абу-Даби и Дубая. Меньшинство должно придерживаться мнения вышеупомянутого большинства. Однако резолюции совета по процедурным вопросам принимаются большинством голосов. Такие вопросы определены в уставе совета.

• Федеральный Верховный совет проводит свои заседания в столице федерации, однако они могут проводиться в любом другом согласованном заранее месте [1, с. 31].

Статья 51 гласит, что Высший совет Союза избирает из числа своих членов Президента и вице-президента Союза, а вице-президент Союза осуществляет все полномочия Президента в случае его отсутствия по какой-либо причине.

Президент Союза принимает на себя следующие полномочия:

1. Председатель Верховного совета и руководство его обсуждениями.

2. Председательствует на заседаниях Верховного Совета и прекращает его заседания в соответствии с правилами процедуры, на основании которых Совет принимает решения о своих регламентах. Он обязан созывать заседания Совета всякий раз, когда об этом просит один из его членов.

3. Созыв Верховного Совета и Совета Министров на совместное заседание, когда того требует необходимость.

4. Подписание законов, указов и решений Союза, санкционированных Верховным Советом, и их обнародование.

5. Назначение премьер-министра, принятие его отставки и освобождение его от должности с согласия

Верховного Совета. Он также назначает заместителя премьер-министра и министров, принимает их заявления об отставке и освобождает их от должности в соответствии с предложением премьер-министра Союза.

6. Назначение дипломатических представителей Союза в иностранных государствах и других высокопоставленных должностных лиц Союза, как гражданских, так и военных (за исключением председателя и судей Верховного суда Союза), а также принятие их отставок и увольнение с согласия Совета министров Союза. Такие назначения, принятие отставок и увольнения осуществляются указами и в соответствии с законами Союза.

7. Подписание верительных грамот дипломатических представителей Союза при иностранных государствах и организациях и принятие верительных грамот дипломатических и консульских представителей иностранных государств при Союзе и получение их верительных грамот. Он также подписывает документы о назначении и доверенности представителей.

8. Надзор за выполнением законов, указов и решений Союза через Совет министров Союза и компетентных министров.

9. Представление интересов Союза внутри Страны, в отношениях с другими государствами и во всех международных отношениях.

10. Осуществление права на помилование и смягчение приговоров и утверждение смертных приговоров в соответствии с положениями настоящей Конституции и законами Союза.

11. Награждение орденами и медалями почета, как гражданскими, так и военными, в соответствии с законами, касающимися таких орденов и медалей.

12. Любые другие полномочия, предоставленные ему Верховным советом или предоставленные ему в соответствии с настоящей Конституцией или законами Союза [1, с. 46].

Статья 55 показывает, что Совет министров Союза состоит из премьер-министра, его заместителя и ряда министров, а в статье 57 говорится, что премьер-министр, его заместитель и министры перед вступлением в должность приносят следующую присягу перед Президентом Союза.

Обязанности Совета министров Союза:

1. Контроль за осуществлением общей политики правительства Союза, как внутренней, так и внешней.

2. Инициирование проектов федеральных законов и представление их в Национальный совет Союза, прежде чем они будут переданы президенту Союза для представления Верховному совету на утверждение.

3. Составление годового общего бюджета Союза и окончательных счетов.

4. Подготовка проектов указов и различных решений.

5. Издавать нормативные акты, необходимые для исполнения законов Союза, без внесения изменений или приостановления действия таких нормативных

актов или каких-либо исключений из их исполнения. Издание также полицейских постановлений и других нормативных актов, касающихся организации государственных служб и администрации в рамках настоящей Конституции и законов Союза. Специальное положение закона или Совета министров может поручить компетентному министру Союза или любому другому административному органу обнародовать некоторые из таких правил.

6. Надзор за выполнением законов, указов, решений и правил Союза всеми заинтересованными органами власти в Союзе или в Эмиратах.

7. Надзор за исполнением решений, вынесенных судами Союза, и выполнением международных договоров и соглашений, заключенных Союзом.

8. Назначение и увольнение профсоюзных работников в соответствии с положениями закона при условии, что их назначение и увольнение не требуют издания указа.

9. Контроль за ведением работы в отделах и общественных службах Профсоюза, а также за поведением и дисциплиной работников Профсоюза в целом.

10. Любые другие полномочия, предоставленные ему законом или Верховным советом в рамках настоящей Конституции.

Объединенные Арабские Эмираты, по сути, являются юрисдикцией гражданского права, на которую сильно повлияли французское, римское, египетское и исламское право. Принципы общего права, такие как принятие предыдущих судебных решений в качестве юридических прецедентов, как правило, не признаются (хотя решения, вынесенные вышестоящими судами, обычно применяются судами низшей инстанции). Только местные фирмы могут выступать в качестве адвокатов в суде. Поскольку ОАЭ зарекомендовали себя как региональный центр международного бизнеса, арбитраж постепенно становится популярным методом разрешения споров.

В структуре суда есть три основные отрасли: гражданское, уголовное и шариатское, или исламское, право. Судебная структура в Дубае состоит из следующих судов: Суд первой инстанции, Апелляционный суд и Кассационный суд. Суд первой инстанции включает гражданский суд, уголовный суд и шариатский суд.

Суд ОАЭ примет адвоката, назначенного истцом в соответствии с положениями закона, и адвокат должен подтвердить свое назначение в качестве представителя своего клиента официальным документом (т.е. доверенностью), заверенным нотариусом.

Гражданский суд (или Суд первой инстанции) рассматривает все иски, начиная от коммерческих вопросов (включая дела о взыскании долгов) и заканчивая морскими спорами. После вынесения решения стороны имеют право подать апелляцию в Апелляционный гражданский суд по фактическим и/или юридическим основаниям в течение 30 дней с даты вынесения решения. Можно представить дополнительные доказательства в

Апелляционный суд или потребовать вызова дополнительных свидетелей для дачи показаний. После этого стороны могут подать апелляцию только по вопросам права в Кассационный суд (высший суд Дубая), который обычно состоит из пяти судей. Апелляция должна быть подана в течение 30 дней с даты получения сторонами уведомления о решении Апелляционного суда. Все решения Кассационного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Уголовные действия в ОАЭ начинаются с подачи жалобы в местную полицию в юрисдикции, где было совершено преступление. В ходе расследования полиция может принять заявления любых вовлеченных сторон. После этого первоначального расследования местная полиция обычно передает дело в прокуратуру в течение 48 часов с момента подачи жалобы. Полиция может передать дело прокурору для консультации, прежде чем официально передать дело с рекомендацией выдвинуть обвинения [2, с. 55].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем прокуратура проведет расследование, примет заявления любых вовлеченных сторон и заслушает их свидетелей или любого другого лица, которое, по мнению прокурора, располагает информацией, относящейся к делу. Затем прокуратура примет решение либо передать дело в суд, либо отказаться от предъявления обвинений в отсутствие достаточных доказательств того, что преступление было совершено. Прокурор должен принять решение о предъявлении обвинения или прекращении дела в течение 14 дней с момента получения дела из полиции. Если прокурору требуется больше времени для принятия решения, он может подать в суд ходатайство о продлении срока, которое будет одобрено или отклонено по усмотрению суда. Хотя это случается крайне редко и только при смягчающих обстоятельствах, известно, что дела находятся на рассмотрении прокурора до года.

Шариатские или исламские суды работают наряду с гражданскими и уголовными судами в ОАЭ. Шариатский суд является исламским судом в ОАЭ и в первую очередь отвечает за гражданские дела между мусульманами. Шариатские суды обладают исключительной юрисдикцией для рассмотрения семейных споров, включая вопросы, связанные с разводом, наследованием, опекой над детьми, жестоким обращением с детьми и опекой над несовершеннолетними. В отсутствие какого-либо конкретного положения в кодифицированном законодательстве ОАЭ применяются исламские принципы шариата, изложенные в учебниках по исламскому шариату.

Шариатский суд может, только на федеральном уровне (который, как упоминалось ранее, исключает Дубай и Рас-Эль-Хайму), также рассматривать апелляции по определенным уголовным делам, включая изнасилования, грабежи, вождение в состоянии алкогольного опьянения и связанные с ними преступления, которые первоначально рассматривались в уголовных судах низшей инстанции.

Кассационный суд является высшей судебной инстанцией в ОАЭ, и он рассматривает споры только по вопросам права. Кассационный суд будет не только выступать в качестве апелляционного суда в отношении решений судов низшей инстанции, но и осуществлять надзор за этими судами низшей инстанции, чтобы убедиться, что они правильно применяют и толкуют закон. Нижестоящие суды должны соблюдать правовые принципы, установленные Кассационным судом [3, с. 42].

Кассационному суду также поручено осуществлять судебный надзор за всеми законодательными актами, как за законами, принятыми на федеральном уровне, так и за законами, принятыми отдельными эмиратами.

Каждый из семи эмиратов имеет свое собственное правительство, которое функционирует в тандеме с федеральным правительством. Крупнейший и самый густонаселенный эмират Абу-Даби имеет свой собственный центральный орган управления - Исполнительный совет, возглавляемый наследным принцем; Восточные и Западные регионы и остров Дас возглавляются представителем правителя. Муниципалитеты управляют основными городами, в каждом из которых есть муниципальный совет. Национальный консультативный совет функционирует подобно Федеральному национальному совету. Местные департаменты выполняют различные административные функции. Аналогичная система муниципалитетов и департаментов существует и в других эмиратах.

Федеральный национальный совет ОАЭ обсуждает годовой бюджет и ежегодные итоговые отчеты. Согласно конституции страны, половина доходов каждого эмирата зарезервирована для федерального бюджета, но на практике Абу-Даби и Дубай генерируют 85 процентов валового внутреннего продукта ОАЭ и являются единственными, которые вносят вклад в федеральные финансы. Из двух вклад Абу-Даби несколько больше.

Дефицит, как правило, финансируется за счет дополнительных взносов двух эмиратов, а также некоторой поддержки со стороны Центрального банка ОАЭ. Власти также обсуждают налог на добавленную стоимость как средство расширения налоговой базы. ОАЭ, ориентированные на внешнюю стратегию развития, уже уменьшили свою зависимость от доходов от продажи нефти.

Новый закон о борьбе с отмыванием денег в мае 2002 года дал Центральному банку право замораживать любые подозрительные счета на семь дней без предварительного юридического разрешения. Банки были обязаны предоставлять все данные о своих клиентах и внутренних и внешних транзакциях по запросу и сообщать о любых подозрительных сделках. Центральный банк уже заморозил или внес в черный список около 30 банковских счетов на этих основаниях и раскрыл несколько операций по отмыванию денег внутри ОАЭ. В 2004 году были приняты законы против финансирования терроризма и для решения проблем отмывания денег в финансовых свободных зонах ОАЭ [3, с. 54].

Федеральное правительство поощряло диверсификацию и приватизацию экономики. Дубай взял на себя ведущую роль в поощрении иностранных инвестиций, стремясь стать ведущим центром международной торговли, в то время как Абу-Даби, на долю которого приходится около 95 процентов добычи нефти, возглавляет приватизацию коммунальных предприятий и ищет иностранные инвестиции в некоторые сектора экономики, особенно в энергетику, чтобы привлечь в современных технологиях и методах управления и снижения затрат.

Самые амбициозные планы приватизации касаются опреснения воды и производства и распределения электроэнергии. В Абу-Даби планируется создать 11 компаний для управления различными аспектами производства, эксплуатации, планирования, диспетчеризации и распределения воды и электроэнергии. Другие вопросы включают в себя отмену государственных субсидий на воду и электричество, а также план сокращения численности персонала в 14 000 человек в отрасли с целью снижения затрат и повышения прибыльности.

Список источников

1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М. : Инфра-М, РИОР, 2012.

2. Актуальные проблемы международного права : монография / Ю. А. Иванова, Г. М. Сарбаев, В. И. Фе-дулов, Г. Х. Хадисов, Н. Д. Эриашвили ; под общ. ред. Ю. А. Ивановой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

3. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М. : Статут, 2013.

References

1. Avtonomov A. S. Constitutional (state) law of foreign countries : textbook. M. : Infra-M, RIOR, 2012.

2. Actual problems of international law : monograph/ Yu. A. Ivanova, G. M. Sarbayev, V I. Fedulov, G. H. Hadisov, N. D. Eriashvili ; under the general editorship of Yu. A. Ivanova. M. : UNITY-DANA. 2022.

3. Mishin A. A. Constitutional (state) law of foreign countries : textbook for universities. 17th ed., ispr. and add. M. : Statute, 2013.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы современного экологического права : монография / Ю. А. Иванова, Н. Д. Эри-ашвили, И. В. Грошев ; под общ. ред. Ю. А. Ивановой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

Bibliographic list

2. Actual problems of modern environmental law : monograph / Yu. A. Ivanova, N. D. Eriashvili, I. V. Groshev ; under the general editorship of Yu. A. Ivanova. M. : UNITY-DANA. 2022.

Информация об авторах

Ю. А. Иванова - доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент;

М. О. Долгий - соискатель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors Yu. A. Ivanova - Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security of the Russian Technological University - MIREA, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

M. O. Dolgiy - Applicant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 13.03.2023.

The article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 13.03.2023.

Конституционное право России. Под ред. Г. А. Гаджиева, Б. С. Эб-зеева ; под общ. ред. П. А. Кучеренко, Н. М. Чепурновой, Л. Т. Чихладзе. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

У -Ч

Конституционное право России

А____А

УЧЕБНИК Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.