Научная статья на тему 'Объединенная модель электронных курсов и системы отчетности по обучению'

Объединенная модель электронных курсов и системы отчетности по обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Е. Н.

In article the model of construction of electronic rates and the system of the reporting interconnected to it on the training is considered, allowing to operate all educational resources in e-learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объединенная модель электронных курсов и системы отчетности по обучению»

8. Гаврилова Т. А. Управления знаниями: что делать?// Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: Сб. научн.тр. 7-й научн.-практич. конф. (Москва, 14-15 апреля 2004 г.). - М.: МЭСИ, 2004. - С.61-67.

9. Тельнов Ю.Ф. Методология проектирования систем управления знаниями// Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: Сб. научн. тр. 9-й науч.-практич. конф. (Москва, 19-20 марта 2002 г.). - М.: МЭСИ, 2002. - С.41-46.

10. Тарасов В.Б. Управление знаниями на сетевых предприятиях // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: Сб. научн. тр.. 6-й науч.-практич. конф. (Москва, 26-27 апреля 2006 г.). - М.: МЭСИ, 2006. - С.47-53.

11. Гаврилова Т. А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб: Питер, 2000.

12. Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. 2-е изд.- Едито-риал УРСС, 2004.

13. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 1999.

14. Арджирис К. Организационное научение / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2004.

15. Тарасов В.Б., Цыбин А.П. Новая конкурентная стратегия - построение самообучающихся предприятий// Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №1. - С.76-84.

16. Редько В.Г. Эволюционная кибернетика. - М.: Наука, 2001.

ОБЪЕДИНЕННАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ И СИСТЕМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ

Куликова Е. Н., к.т.н., доц. каф. ИСТУСМГСУ Тел.: 8-926-216-83-46, kulikova_en@rambler.ru Московский государственный строительный университет (МГСУ)

In article the model of construction of electronic rates and the system of the reporting interconnected to it on the training is considered, allowing to operate all educational resources in e-learning.

Введение

Когда мы говорим про обучение, то представляем себе школьный класс, или институтскую аудиторию, одноклассников или однокурсников, преподавателя у доски или за кафедрой, опросы с места или сдачу сессии. Могут возникать и другие ассоциации, но, скорее всего, они будут связаны с «очной» формой обучения, хорошо всем знакомой и понятной.

Когда же речь заходит о дистанционном обучении, то однозначного понимания пока нет ни на уровне сущности и содержания, ни на уровне терминологии. А выработка одно

значного понимания чрезвычайно важна для всех участников процесса обучения, так как позволит согласовывать их «интересы».

Рассмотрим более подробно составляющие элементы обучения (источники, инструменты представления и передачи, получатели знаний и навыков) и разберемся, как они выглядят в дистанционном обучении и что именно должно быть стандартизированным и почему. Основные особенности дистанционной формы обучения состоят в используемых инструментах представления и передачи учебной информации, поэтому необходимо сформулировать требования к форме электронных курсов и к организации процессов и показать их применение на практических примерах.

В общем виде, процесс обучения можно представить как тройку: источник - инструменты передачи - получатель (рис.1).

Процесс ов}"?енж1

Пптрнбители знаний и нэеыюв

Рис. 1. Процесс обучения

Если мы говорим о тройке «преподаватель - личное общение - студент», то получаем классическую очную форму обучения. Меняя второй элемент на «информационные технологии», мы получаем обучение, в котором знания и навыки предлагаются в электронном виде и доставляются посредством телекоммуникационных каналов связи, то есть дистанционное обучение [1].

Но, если при организации очного обучения все понятно: нужны помещения, носители знаний, администраторы, есть утвержденные нормативы на ресурсы, есть (для начального, среднего и высшего образования) стандарты на содержание и виды занятий, то при организации дистанционного обучения такой ясности нет.

И в том, и в другом случае речь идет об обучении и, следовательно, никаких глобальных открытий в дистанционной форме обучения нет, нужно лишь «учиться на чужих ошибках», а не методом «проб и ошибок»!

Ведь при очном обучении не нужно

объяснять преподавателю, что нужно узнать в диспетчерской расписание, прийти в нужный класс, прочитать лекцию, провести семинар, а обучаемому не нужно объяснять, что надо прийти в аудиторию, сесть за парту, слушать, записывать.

Как читать печатные учебники (читать, а не понимать), тоже все знают, а вот по тому, как работать с электронным учебником с кнопками, напоминающими панель управления авиалайнером проблема - требующая, зачастую, дополнительного обучения.

Рассмотрим более подробно составляющие элементы обучения и разберемся, как должны быть взаимосвязаны в дистанционном обучении электронные курсы и отчетность по процессам обучения.

Электронные курсы

Электронный курс предназначен для передачи новых знаний, получения и закрепления навыков, а также для контроля и самоконтроля.

Типы страниц электронного курса приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тнпы страниц электронного курса, их назначение и содержание

Тип страницы Назначение Содержание

Информационная Для передачи обучаемому знаний н информации Текст, рисунок, видео, анимация, звук

Практическая Для выработки у обучаемого практических навыков Текст, рисунок, видео, анимация, звук в интерактивном диалоге

Тестирующая Для контроля и самоконтроля знаний и навыков Текст, рисунок в интерактивном диалоге

Страницы различного типа составляют модули обучения курса, соответствующие темам/разделам изучаемой предметной области.

Примеры страниц различного типа электронного учебника приведены на рис. 2-4 (см. цв. вставку) (В статье использованы электронные учебники по управлению проектами, выпущенные ООО «АКБ «АСС-бюро», авторы Пресняков Н.И., Титаренко Б.П., Козлов А.С., руководитель коллектива разработчиков Куликова Е.Н.). Структура курса и его соответствие видам учебной нагрузки при очном обучении показаны на рисунке 2.

В электронном курсе возможно перемещение:

• последовательно по страницам внутри модуля;

• последовательно между модулями;

• быстрый переход к нужной странице по дереву курса;

• по гиперссылкам между страницами одного модуля с возможностью возврата на исходную страницу;

• по гиперссылкам между страницами разных модулей с возможностью возврата на исходную страницу.

Электронный курс должен предоставлять обучаемому следующие функциональные возможности:

• обеспечение возможности однозначной идентификации текущего положения в дереве курса в течение всего процесса обучения;

• вызов дерева курса с разной степенью детализации (только заголовки модулей -«меню», заголовки модулей с заголовками страниц - «схема курса») для перехода к нужному модулю/странице;

• закладки - сохранение последней открытой страницы для продолжения обучения при следующем запуске;

Электронный курс

Рисунок 5. Структура электронного курса

• история прохождения страниц - последовательный список заголовков пройденных страниц с возможностью перехода к нужной и последующего возврата к исходной странице;

• поиск нужной информации (по словам/фразам) - последовательный список заголовков, отвечающих критериям поиска страниц с возможностью перехода к нужной и последующего возврата к исходной странице; _

• помощь - по общим принципам работы с учебником и контекстная;

• настройки курса - выбор режима показа страниц (ручной, автоматический с определенной задержкой по времени), включение/выключение звука.

Некоторые из перечисленных функциональных возможностей реализованы в электронном курсе, фрагмент которого показан на рис.6, а также 7-9 (см. цв. вставку)

Рис. 2. Дерево курса с разной степенью детализации

Построение отчетов по обучению

Необходимыми элементами успешного обучения является контроль самого процесса обучения и его результатов. При очном обучении используются журналы, в которых отмечается посещаемость и результаты промежуточного контроля, зачетные книжки и т. д.

При использовании дистанционной формы обучения менеджер по обучению и другие заинтересованные лица должны иметь возможность в любой момент времени получить информацию как о прогрессе в обучении студентов/сотрудников, так и об итоговых результатах. Для этого необходимо в самом электронном курсе закладывать ряд параметров и передавать их в систему управления обучением.

Система дистанционного обучения ориентирована на индивидуальное обучение, поэтому слушатели не объединяются в группы (в терминах очного обучения). Группировка возможна по изучаемым учебным планам, электронным курсам и модулям, а также по персональной информации. Основные роли пользователей в системе -обучаемый (слушатель), преподаватель, менеджер по обучению и администратор [2]. Атрибуты электронного курса в системе дистанционного обучения:

• Название;

• Автор/авторы курса;

• Цели и задачи курса;

• Перечень модулей курса;

• Менеджер курса;

• Преподаватель/преподаватели курса;

• Версия курса;

• Рекомендуемое время на работу с курсом;

• Количество баллов для успешного прохождения курса (если в курсе оцениваются действия пользователя);

• Ресурсы курса. Атрибуты пользователя:

• Фамилия;

• Имя;

• Отчество;

• E-mail;

• Телефон;

• Адрес;

• другие сведения;

• Роль/роли пользователя (из списка стандартных ролей).

Функциональные возможности создания отчетов:

• множественный выбор значений при построении отчетов;

• фильтрация по значениям полей отчетов;

• сортировка по значениям полей отчетов;

• группировка по значениям полей отчетов;

• обработка полей отчетов (максимум, минимум, среднее).

Структура отчетов: •Заголовок отчета;

•Целевые данные отчета (дата отчета, автор отчета, персональные данные, атрибуты курса, временные рамки);

• Область данных;

•Итоги отчета (если требуется, количество слушателей, общее время, средний балл);

•Примечание отчета (если есть - периодичность отчета, автоматическая рассылка). Общие разделы для всех отчетов

Дата создания отчета Автор отчета (ФИО и роль создателя) Временные рамки создания отчета Период можно задать вручную, есть значение по умолчанию - с первого события в зависимости от конкретного отчета (например, для Сводного отчета по курсу -дата первого входа обучаемого в систему).

Должна быть возможность учета часовых поясов.

Период отчета: с ДД.ММ.ГГ ЧЧ:ММ по ДД.ММ.ГГ ЧЧ:ММ Далее рассмотрим группы отчетов:

1. ОТЧЕТЫ ПО СЛУШАТЕЛЮ

1.1. Сводный отчет по учебным планам

1.2. Сводный отчет по курса

1.3. Детальные отчеты по элементам курсу

1.3.1. Детальный отчет по модулю обучения

1.3.2. Детальный отчет по модулю справочной информации

1.3.3. Детальный отчет по модулю групповой работы

1.3.4. Детальный отчет по модулю контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Сводка подключений

2. ОТЧЕТЫ ПО КОНТЕНТУ 2.1. Отчеты по учебным планам

2.1.1. Отчет об имеющихся стандартных учебных планах

2.1.2. Отчет о составе стандартных учебных планов

2.1.3. Отчет о слушателях 2.2. Отчеты по электронным курсам

2.2.1. Отчет о составе курса

2.2.2. Отчет о слушателях

2.2.3. Отчет по модулю обучения

2.2.4. Отчет по модулю справочной информации

2.2.5. Отчет по модулю групповой работы

2.2.6. Отчет по модулю контроля

3. ОТЧЕТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Отчеты по персоналу_

Пример 1. Формы отчетов

1. Отчеты по слушателю

У всех отчетов данной группы общий раздел: П

Раздел: Персональная информация ФИО

Подразделение Должность Место работы

Раздел: Идентификация в системе Менеджер по обучению Код учебного плана

Раздел: Временные рамки создания отчета Раздел: Содержательная информация Сводный отчет по учебным планам

3.1.1. Отчет по менеджерам

3.1.2. Отчет по преподавателям 3.2. Административно - технические

отчеты

3.2.1. Отчет о сбоях системы

3.2.2. Сводный отчет по пользователям

3.2.3. Отчет о пользователях системы по ролям

3.2.4. Отчет об активных пользователях системы по ролям

В примере 1 представлены формы перечисленных отчетов.

N2 Название учебного плана Дата начала работы Д ата з ав ершенил работы

1 2 3 4

Сводный отчет по электронным курсам

№ Название курса Преподаватель Начало Завершение Результат4 Время

обучения обучений работы

(дата)2 план и факт

1 2 3 4 5 б 7

Детальные отчеты по элементам курса (Создаются по каждому сеансу работы с модулем в выбранный период)

Раздел: Идентификация в системе

Менеджер по обучению

Код учебного плана

Название курса

Преподаватель

Детальный отчет по модулю обучения

Название модуля Период прохождения Набранные баллы

№ страницы Тип страницы Количество Время изучения Набранный балл6

попыток

1 2 3 4 5

Детальный отчет по модулю справочной информации

Название модуля Период прохождения

№ страницы Количество попыток Вр емя изучения

1 2 3

Детальный отчет по модулю групповой работы (Определяется организацией групповой работы: видеоконференция, опрос и т.д) Название модуля Период прохождения

действия Характер действия Затраченное время Результат

1 2 3 4

Детальный отчет по модулю контроля

Название теста Дата прохождения Затраченное время Результат

Количество заданных вопросов Количество ответов Количество правильных ответов

№ Текст вопроса Предложенные Правильный Ответ обучаемого

варианты ответа вариант

1 2 3 4 5

Сводка подключений

Раздел: Содержательная информация

№ Дата Время Время отключения Время в системе

подключения

1 2 3 4 5

Итоги отчета: общее количество подключений; общее время, проведенное в системе

2. Отчеты по контенту Отчеты по учебным планам

Отчет об имеющихся стандартных учебных планах

№ Название учебного Рекомендуемое Количество ФИО менеджера

плана время изучения обучаемых

1 2 3 4 5

Отчет о составе стандартных учебных планов

Название учебного плана

№ Название курса Рекомендуемое время изучения ФИО преподавателя

1 2 3 4

Отчет о слушателях

Название учебного плана

№ ФИО слушателя Рекомендуемое Затраченное Отклонение

время изучения время на по времени

изучение

1 2 3 4

Отчеты по курсу

Название курса Преподаватель

Отчет о составе электронного курса

№ Название модуля Рекомендуемое времяработы Порог успешного выполнения8

1 2 3 4

Отчет о слушателях

№ ФИО слушателя Должность Организация Дата начала Дата Результат

завершения

1 2 3 4 5 б 7

Отчет по модулю обучения

Название модуля

№ Тип страницы Общее Среднее время Средний

страницы количество изучения набранный

входов балл

1 2 3 4 5

Всего обучаемых

Отчет по модулю справочной информации

Название модуля

№ страницы Общее количество попыток Среднее время изучения

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего обучаемых Среднее время изучения

Отчет по модулю групповой работы

Название модуля

№ Дата и время Среднее Средняя оценка

проведения количество преподавателя

участников

1 2 3 4

Отчет по модулю контроля

Название модуля_

№ Вопрос Количество Количество Среднее время % правильных

страницы слушателей активации ответа ответов

1 2 3 4 5 6

3. Отчеты по сопровождению обучения Отчеты по персоналу Отчет по менеджерам

№ ФИО Количество Количество

менеджера слушателей подключении к

системе

1 2 3 4

Отчет по преподавателям

№ ФИО преподавателя Название Название Количество Количество

учебных курса слушателей подключений

планов к системе

1 2 3 4 5

Административно - технические отчеты

Период

Отчет о сбоях системы

№ Дата отключения Код ошибки Датавосстановления

1 2 3 4

Сводный отчет по пользователям

№ ФИО пользователя РольУроли Дата первого Количество Время работы в

подключения подключении системе

1 2 3 4 5 6

Отчет о пользователях системы по ролям

№ Роль пользователя Количество пользователей

1 2 3

Общее количество пользователей

Отчет об активных пользователях системы по ролям (Активными считаются пользователи, в выбранный период находящиеся в системе)

№ Роль пользователя Количество пользователей

1 2 3

Общее количество активных пользователей

Заключение

Представленная модель электронного курса и построенная система отчетов по обучению позволяет:

1. Преподавателям - за счет получения подробных результатов обучения своевременно корректировать процесс обучения как для отдельного слушателя, так и группы;

2. Менеджерам по обучению - контролировать и планировать ресурсы, проводить анализ деятельности как слушателей, так и преподавателей.

Предложенная модель электронного курса реализуется с помощью среды разработки Macromedia Authorware [3], а построить систему отчетности можно практически в любой системе дистанционного обучения.

В заключение, еще раз подчеркнем неразрывную связь электронных курсов и систем управления обучением, а также необходимость рассмотрения вопросов дистанционного обучения как обучения в целом, а не как некую специфическую отрасль.

Литература

1.Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий (утв. приказом Минобрнауки РФ от 10 марта 2005 г. № 63).

2. Куликова Е.Н., Козлов А.С. Проектные подходы в дистанционном обучении. //Открытое образование. - 2005. - № 6. - С. 6-12.

3. Куликова Е.Н., Пресняков Н.И. Мультимедийные обучающие курсы «Основы компьютерной грамотности»/ Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2004611711

К ВОПРОСУ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ ОЦЕНИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

А.Н.Алексеев, к.т.н., доц.

Тел.: (0542-2) 27-22-83, E-mail: alexeyev@tkm.sumdu.edu.ua Сумской государственный университет http://www.sumdu.edu.ua

Different ways of the quantitative evaluation of the level of students' knowledge are analyzed in this article. Formation of the educational success' scale is based on that. A two-staged method of educational success' estimation is suggested using mathematical apparatus of the quality of machine-building production testing.

На современном этапе одним из важнейших направлений реформирования образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В то же время традиционная система образования, имеющая богатый опыт в области контроля результатов обучения, носит преимущественно субъективный характер, и в силу своих организационных и

технологических особенностей не может обеспечить удовлетворения потребности в объективной информации об учебных достижениях студентов. Устный или письменный контроль, который осуществляет преподаватель, являясь в своей основе экспертной системой, в то же время оперирует оценками, проставленными единственным экспертом, и лишь в исключительных случаях создаются экспертные комиссии (привлечение нескольких преподавателей ограничено экономическими соображениями и реализуется в редких случаях, когда создаются различного рода контролирующие комиссии для констатации невозможности для студента освоить учебную дисциплину, в спорных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.